Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного формирования толерантности у школьников'

Педагогические условия эффективного формирования толерантности у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / PERSONALITY DEVELOPMENT OF STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломина Л.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективного формирования толерантности. Анализ научных исследований позволил выделить несколько групп условий формирования толерантности у школьников: методологические (в том числе аксиологические), социокультурные, психологические, педагогические. Многие исследователи считают необходимым знать уровни ее проявления у учащихся, изучать, причины этих проявлений. В статье сформулированы критерии и показатели проявлений толерантности, отражающие её структуру, включающие три важнейших компонента: интел лектуально-познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий. Представленный материал позволяет сделать вывод, что педагогические условия формирования толерантности должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS

The article presents research on a problem of effective formation of tolerance. The analysis of scientific research allows distinguishing several groups of conditions of tolerance formation of pupils: methodological (including axiom-logic), socio-cultural, psychological, and pedagogical. Many researchers believe it is necessary to know the levels of its manifestation in students, to learn about the causes of these phenomena. The article defines criteria and indicators of the manifestations of tolerance, which are reflected in its structure and includes three major components: intellectual-cognitive, emotional-motivational, and behavioral. The material presented leads to the conclusion that the pedagogical conditions and levels of formation of tolerant relations needs to ensure the success of the training and education of tolerance.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного формирования толерантности у школьников»

России. К локальным характеристикам относятся такие признаки, как: тембровые особенности голоса, всевозможные исполнительские приемы, жанровый состав. Варианты одной и той же песни, записанные от разных исполнителей, в разных населенных пунктах, могут дать общую картину о её структуре, форме и музыкально-поэтических особенностях, при этом, каждый новый вариант будет иметь художественную ценность. Работа по стилистическому анализу всех вариантов - это обогащение слухового опыта обучающихся, позволяющий использовать его в творческо-исполнительской практике. Для формирования полного представления о местной исполнительской традиции во всех ее проявлениях необходима работа по определению жанровой структуры изучаемого стиля. Реконструкция русской традиции невозможна без осознания особенностей существования народных феноменов в определенном этнографическом контексте. Возникновение всех форм музыкального фольклора происходило в связи с определенными ритуальными или бытовыми практиками; бытование фольклорных жанров всегда регламентировала традиция. Календарные и свадебные обряды, система праздников и молодёжных увеселений образует целый ряд жанров, находящихся в закрепленном традицией месте. На современном этапе состояние местных традиций неоднозначно, поэтому задача реконструкции музыкального фольклора русского народа стоит очень остро. Создание реконструкции праздничного действа, хороводной или плясовой песни, максимально приближенной к первоисточнику требует кропотливой вокально-хоровой работы, как со стороны преподавателя, так и полной отдачи со стороны обучающихся.

Исполнение песенных образцов в учебно-творческом коллективе не должно быть только копированием пения носителей традиции. Зачастую народные певцы преклонного возраста могут спеть только мелодическую линию основного напева без соответствующего жанру исполняемого произведения надлежащего тембра и динамики. В подобных случаях, при возможности, следует уделить внимание комментариям исполнителей, которые могут пояснить особенности исполнения песни, включающие в себя силу звука, тесситурные условия, возможные исполнительские приемы, специфику дыхания. Так, на основе слухового анализа музыкальных образцов различных жанров фольклора, сту-

Библиографический список

денты получают представление о характере звучания и манере пения уличных, ряда жанров календарных, вечёрочных песен, материнского фольклора.

Целесообразно в репертуар ансамбля включать обрядовый фольклор, так как работа над его освоением более всего приближает исполнителей к традиционному контексту. Современное исполнение обрядовой песни прозвучит с большой степенью достоверности при реконструкции непосредственно обрядовой ситуации. Наиболее яркими по образному и музыкально-поэтическому содержанию являются свадебные песни. В сценическом воплощении свадебный обряд может быть представлен во всем разнообразии песенных жанров, сопровождающих основные этапы обряда: сватовство, девичник, встреча свадебного поезда, свадебный пир и другие элементы. В процессе работы над сценическим воплощением, обучающиеся погружаются в атмосферу свадебного обряда, получают соответствующий эмоциональный подъем для исполнения обрядовых песен. С другой стороны, непосредственное участие в обрядовом действии позволяет студентам почувствовать себя носителями традиционной музыкальной культуры русского народа, а значит, и ее преемниками, способными передавать богатства традиционного наследия новым поколениям и обеспечить продолжение традиций в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь учебных дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Региональные фольклорные стили» и «Ансамблевое пение» направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста в области народно-певческого исполнительства.

Эта взаимосвязь создает условия и возможность реализации индивидуальности каждого студента, его самообразования, повышения профессионализма. Особое внимание следует уделять формированию осознания студентом личной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Причем, уровень сформированности определяет качество реализации деятельности в процессе решения профессиональных задач и обеспечивает успешный переход от системы вузовской подготовки в сферу профессиональной творческой деятельности как компетентного специалиста, подготовленного к воспроизведению основных элементы традиционной музыкальной культуры русского народа.

1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Москва: Педагогический поиск, 2000: 336.

2. Аркин Е.Я. Работа с фольклорным ансамблем. Омск: ОмГУ, 2000: 40.

References

1. Konarzhevskij Yu.A. Analiz uroka. Moskva: Pedagogicheskij poisk, 2000: 336.

2. Arkin E.Ya. Rabota s fol'klomym ansamblem. Omsk: OmGU, 2000: 40.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 373

Solomina L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia), E-mail: iada.web@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS. The article presents research on a problem of effective formation of tolerance. The analysis of scientific research allows distinguishing several groups of conditions of tolerance formation of pupils: methodological (including axiom-logic), socio-cultural, psychological, and pedagogical. Many researchers believe it is necessary to know the levels of its manifestation in students, to learn about the causes of these phenomena. The article defines criteria and indicators of the manifestations of tolerance, which are reflected in its structure and includes three major components: intellectual-cognitive, emotional-motivational, and behavioral. The material presented leads to the conclusion that the pedagogical conditions and levels of formation of tolerant relations needs to ensure the success of the training and education of tolerance.

Key words: tolerance, pedagogical conditions, individual characteristics of students, personality development of student. Л.А. Соломина, канд. пед. наук, доц. Омской гуманитарной академии, г. Омск, E- mail: iada.web@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективного формирования толерантности. Анализ научных исследований позволил выделить несколько групп условий формирования толерантности у школьников: методологические (в том числе аксиологические), социокультурные, психологические, педагогические. Многие исследователи считают необходимым знать уровни ее проявления у учащихся, изучать, причины этих проявлений. В статье сформулированы критерии и показатели проявлений толерантности, отражающие её структуру, включающие три важнейших компонента: интел-

лектуально-познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий. Представленный материал позволяет сделать вывод, что педагогические условия формирования толерантности должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности.

Ключевые слова: формирование толерантности, педагогические условия, индивидуальные особенности обучающихся, развитие личности школьника.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Социальная нестабильность XXI века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных. Под педагогическими условиями мы понимаем такие процессы, явления, действия, включение которых в педагогических процесс формирования толерантности влечет за собой её интенсивное становление, помогает ему и обогащает его. Каждое условие в определенном отношении является причиной, оказывающей положительное воздействие на развитие толерантных ценностей у школьников. В природе и обществе существует бесчисленное множество различных причин, которые могут совершенствовать процессы развития. Соответственно существует и многообразие условий, помогающих и обеспечивающих развитие личности человека. Среди них могут быть главные, неглавные, простые, составные, однофакторные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные. Выделяют также материальные и идеальные причины и условия, информационные и энергетические, динамические, социальные и другие. Анализ исследований позволил выделить несколько групп условий эффективного формирования толерантности у школьников: методологические (в том числе аксиологические), социокультурные, психологические, педагогические. Рассматривая, например, аксиологические условия Е.П. Хорошилова считает, что эта группа условий предполагает ориентацию образовательных отношений на ценности - идеалы гуманистического характера. Гуманизм выражает принцип мировоззрения (в том числе нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к самосовершенствованию, требование свободы и защиты личностного достоинства, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. В ее же исследовании в качестве методологических условий гуманистического характера, имеющих прямое отношение к толерантному воспитанию, называются такие, как культурологический (или социокультурный) личностно-деятельный, диалогический и индивидуально-творческий. В исследовании данные подходы обозначены в качестве общеметодологических условий.

Среди мировоззренческих условий исследователь Хачи-рова И.Х. называет перспективные цели образования, наличие конструктивных целей деятельности, Т.А. Ильина - воспроизведение в процессе и результатах обучения совокупного интеллектуального, нравственного, гражданского, культурного потенциала общества, М.Э. Джантотаева, М.М. Ляу включают в число мировоззренческих условий такие, как опору на личную позицию и опыт учащихся, использование традиций и инноваций в педагогическом процессе.

В группу психологических условий анализ современных исследований позволил включить такие, как «эмпатийная направленность педагогической деятельности, диалогизация процесса формирования эмпатии, развитие способностей рефлексировать результаты своей деятельности, стимулирование рефлексивного мышления»; создание службы психолого-педагогической поддержки и делегирование педагогам и специалистам функций, связанных с формированием этнического самосознания»; противоречие между изменчивостью и стабильностью основных компонентов психики, а также противоречие между глобальными и временными дифференцированными структурами на всех уровнях психического развития детей.

Ярко выраженная готовность школьников к положительному восприятию и осмыслению явлений общественно-политической, экономической, трудовой жизни общества, окружающих взрослых, доверчивое отношение к слову учителя. И действительно, спорить с этим положением трудно, поэтому необходимо постоянно ориентировать ребят на материал о моральности, доброте, о толерантности. И одной из задач обучения и внеклассной работа должно стать развитие у детей охотного восприятия такой информации, позитивное отношение к проявлениям толерантности.

Существует потребность школьников в оценке своего поведения учителями, родителями, авторитетными взрослыми. Автор считает, что данная потребность отражает потребность ребенка в самоутверждении. Конечно, для ребенка исключительно значима похвала взрослого, но все-таки, по нашему мнению, названная потребность в самоутверждении намного большее значение должна иметь в работе с учащимися старшего школьного возраста.

Существует и доверчивое подчинение авторитету. Как правило, учащиеся выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки учителя, подражают ему в интонациях, в манере держаться. Если учителем дано задание, то выполняют его так, как разбирали в классе. Растет значимость авторитета одноклассников, который воспринимается без обсуждения. Для подражания выбирается одноклассник с добрым сердцем, как правило, хорошо успевающий, с безупречным поведением. Направленность школьника на внешний мир. Факты, события внешнего мира оставляют у ребят сильное впечатление. Дети любят рассказывать об увиденном. При этом запоминают много подробностей. Поэтому можно согласиться с автором в том, что эта предпосылка, эта особенность ребят школьного возраста, особенно благоприятна для развития эмоций детей, для воспитания доброты. Причем, дети сочувствуют положительным героям, одобряют их поступки, в которых просматриваются гуманное отношение к окружающим, доброта, дружелюбие, героизм, горячая любовь к Родине. Еще одно условие - учёт индивидуальных особенностей ребят также не вызвала у нас никаких возражений. В данном случае мы рассматриваем индивидуальные различия учащихся как основу индивидуального подхода в воспитании. Педагогический учет этого психологического условия означает, что нужно выбирать особые средства, способы и приемы педагогического воздействия с учетом своеобразия каждой личности. Психологический аспект выражается в изучении этого своеобразия, особенностей психики, своеобразия отношений с окружающим материальным миром, с социальной средой. Среди индивидуальных своеобразий личности школьника можно выделить два блока: врожденные и приобретенные. Среди врожденных - особенности темперамента, эмоциональные реакции, моторика, задатки. Приобретенные особенности и свойства - это познавательная эмоционально-волевая, характерологическая или поведенческая стороны личности школьника. На наш взгляд, последнее условие является обобщающим всех предшествующих условий, поскольку и направленность учеников, и их грамотность, подготовленность, и уровень нравственного самосознания, и уровень потребностей - это индивидуальные характеристики личности школьников. В то же время такие характеристики, как «ярко выраженная готовность к положительному восприятию и осмыслению явлений общественно-политической жизни, трудовой стороне жизни общества, окружающим взрослым или потребность ребят в оценке своего поведения учителем, доверчивое подчинение авторитету и др.» отражают то типическое, что свойственно личности школьника, поэтому эту совокупность особенностей можно назвать возрастными, то есть свойственными только данному возрасту. Мы бы всю предложенную В.И. Новиковой совокупность предпосылок назвали условием, в котором нашли отражение учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В исследованиях рассматривается диалогическая сторона как условие функционирования социокультурного пространства ребенка. Само социокультурное пространство трактуется как «территория встречи (той самой встречи, о которой в свое время писали и М. Бубер, и М.М. Бахтин) социума и культуры с входящим в мир индивидом». Первоначально оно локально и ограничено кругом притяжения семьи. А позже непременным условием его функционирования должна стать обширная сфера многообразных феноменов: пространства, нормы и свободы, принуждения и увлечения, сфера персонального и надперсо-

нального пространства» [1]. Причем, далеко не сразу оно становится толерантным. Многие авторы, занимающиеся агрессией ребенка, подчеркивают, что это социокультурное пространство поляризировано, динамично, конфликтно. Поэтому необходимо еще одно условие - мир взрослых, педагогов, благодаря чему ребенок сможет увидеть баланс между свободой и нормой, между добром и злом, между императивом, репрессивностью и антиавторитарностью. Среди социокультурных условий называются также взаимодействие и комфорт с окружающей средой, сотрудничество с родителями школьников, помощь школе со стороны общественности, учреждений дополнительного образования и др.

Следующую группу условий составили педагогические, куда включают целенаправленность толерантных воздействий, опору на уровни толерантной подготовки школьников, единство учебной и внеклассной работы, наличие специализированных программ толерантного воспитания. По мнению С.С. Товгазовой, важное методическое значение имеют такие условия, как включение педагога и учащихся в активное предметное взаимодействие на основе коммуникативности, преодоление педагогических конфликтов, оказание поддержки личному росту учащихся, умение отобрать для урока информацию, вызывающую эмоциональный положительный отклик ребят, наличие специальной информации на уроках и внеклассной работе о толерантности, совместность реакций собеседников и др.

Большинство исследователей толерантного воспитания считают, что необходима система в ее осуществлении, которая должна включать изучение культуры народов своего края, региона, жителем которого человек является. Важным фактором реализации целей и задач поликультурного образования и воспитания является не только школа и семья, но и общество. «Обладая возможностями как самостоятельная и саморазвивающаяся система, оно формирует общественное сознание, нормы поведения, обычаи, традиции, ответственность» [2]. В зарубежных исследованиях отмечается, что проблема толерантности является частью проблемы насилия, которая в школах оказывается следствием принуждения - формы поведения, которая рассматривается как один из симптомов нетерпимости.

В России несколько лет назад уже создана специальная федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», в которой определяются условия и пути формирования толерантных установок у людей. Разработчики программы считают, что условиями, детерминирующими развитие толерантного сознания, чувств и поведения у подрастающего поколения станут дополнительные образовательные программы, обучающие диалогу, новые законы, обеспечивающие распространение норм толерантности, специальное финансирование толерантных направлений, проведение экспертиз публикаций, теле и радиопрограмм, провоцирующих разжигание розни между людьми, с чем невозможно не согласиться.

В.В. Шалин в своей монографии «Толерантность», считает, что необходима гуманитаризация содержания всех предметов, усиление нравственного воспитания во внеклассной работе. В этой связи, по его мнению, логичной выглядит тенденция реабилитации (пока частичной и осторожная) эзотерических, ми-

Библиографический список

стических и религиозных форм знания... [3]. Один из главных принципов религиоведческого образования заключается в том, что изложение предмета заключается на языке толерантности. Реализуя модель педагогических условий формирования толерантности на практике, мы также организовали ряд проблемных дискуссий, во время которых школьниками обсуждались как проблемы межкультурных отношений, так и проблемы их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти. Определение подростком своей позиции по этим вопросам влияет и на развитие его отношения к представителям иных культур: к их правам, к их возможности пропагандировать свои ценности, к их равноправному с представителями доминирующей культуры участию во власти [4]. Вот некоторые темы дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, встраивались в учебный процесс: «Есть ли такое право: быть не таким, как все?»; «Понятие «национальная принадлежность» в современном мире» и другие. Необходимо усиление вопросов толерантности в таких курсах, как «Обще-ствознание», «Всеобщая история», «Искусство», «Технология»; в том, что детерминирующее воздействие окажет гуманитаризация образования в целом, совершенствование нравственного воспитания [5]. Одним из условий эффективного формирования толерантности, как показал анализ, является необходимым знать уровни ее проявления у учащихся, изучать, причины этих проявлений. Критерии и показатели проявлений толерантности отражают ее структуру и включают три важнейших компонента: интеллектуально-познавательный, эмоционально-мотивацион-ный, поведенческий.

Интеллектуально-познавательный критерий предполагает наличие у школьников определенного запаса представлений о добре и зле, о национальностях нашей страны, о культуре и языке того региона, в котором живет школьник, его традициях, сказках, народных героях, о Родине, фольклоре.

Эмоционально-мотивационный критерий требовал учета доброжелательного отношения к товарищам по классу, к школе, проявлений нравственной готовности в различных ситуациях общения, стремления помочь своим товарищам, эмоциональной восприимчивости, дружественности у детей.

Поведенческий (эпативный или деятельностно-практиче-ский критерий) требовал оценки толерантного поведения школьников, особенно таких его проявлений, как активность в освоении и реализации норм толерантности, ненасилие, умение дружить, не обижать слабых, отсутствие напряженности во взаимоотношениях с товарищами, саморегуляции, оптимизм, гуманизм, реализация полученных знаний о толерантности в деятельности и общении со своими товарищами.

Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.

1. Стрельцова Л.В. Страницы дружбы и добра. Москва: Школьная библиотека, 2011.

2. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: учебное пособие. Под редакцией Ю.Н. Столярова. Москва: Школьная библиотека, 2005.

3. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма или политическая необходимость): монография. Ростов-на-Дону, 2000.

4. Чебыкина О.А. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантности личности. Воспитание школьников. 2012; 1: 46.

5. Ярославский педагогический вестник. 2003; 1: 61. References

1. Strel'cova L.V. Stranicy druzhby i dobra. Moskva: Shkol'naya biblioteka, 2011.

2. Stolyarov Yu.N. Bibliotechnyj fond dlya detej: uchebnoe posobie. Pod redakciej Yu.N. Stolyarova. Moskva: Shkol'naya biblioteka, 2005.

3. Shalin V.V. Tolerantnost'(kul'turnaya norma ilipoliticheskaya neobhodimost'): monografiya. Rostov-na-Donu, 2000.

4. Chebykina O.A. Besedy s roditelyami o problemah formirovaniya tolerantnosti lichnosti. Vospitanie shkol'nikov. 2012; 1: 46.

5. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2003; 1: 61.

Статья поступила в редакцию 23.11.17

УДК 37.035.6

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F. F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

Dorofeev A.M., commander of the cadet company, State Marine University n.a. Admiral F. F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

TARGET-ORIENTED APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF MODERN PATRIOTISM OF A PROFESSIONAL. In modern conditions patriotic ideas, the formation and development of patriotism among various categories of Russian citizens, including military personnel, is given more and more constructive attention. National scientists and young researchers actively search for the most effective means, forms and methods of patriotic education of the Russians. According to the authors, the application of program-target approach will significantly reduce the time of a purposeful educational impact on the effective and efficient education of patriots. The article reveals the basics and contents of the program-target approach, the expediency of its application in the development of patriotism among professional military men passing military service on posts of sailors and sergeants on contract service.

Key words: soldier, patriotism, contract service program-target approach, program design, professional development, purpose.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

А.М. Дорофеев, командир курсантской роты, Государственный морской университет им. адмирала. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА

В современных условиях патриотической идее, формированию и развитию патриотизма у различных категориях граждан России, в том числе и военнослужащих, уделяется все большее и конструктивнее внимание. Отечественные ученые и молодые исследователи активно ведут поиск наиболее эффективных путей, форм и методов патриотического воспитания россиян. По мнению авторов, применение программно-целевого подхода позволит существенно сократить сроки целенаправленного воспитательного воздействия по результативному и эффективному воспитанию патриотов.

В статье раскрывается сущность и содержание программно-целевого подхода, обосновывается целесообразность его применения в интересах развития патриотизма у профессиональных военнослужащих, проходящих воинскую службу на должностях матросов и старшин на контрактной службе.

Ключевые слова: военнослужащий контрактной службы, патриотизм, программно-целевой подход, программа, проектирование, профессионал, развитие, цель.

Актуальность статьи обусловлено следующими факторами: а) ренессансом идеи патриотизма и признанием его общенациональной идеей, мощной консолидирующей силой российского народа; б) спецификой и особенностями военно-профессиональной деятельности воинов-контрактников, значимостью их патриотического воспитания (ПВ), потребностью поиска нового методологического подхода к исследованию и реализации процесса развития патриотизма данной категории военнослужащих.

Изучение научной литературы, взглядов отечественных ученых [1; 2; 3; 4; 6; 7] позволяют говорить о целесообразности применения возможностей программно-целевого подхода в интересах развития патриотизма и патриотических качеств у военнослужащих.

Различные аспекты программно-целевого подхода рассматривали Н.А. Абрамова, М.С. Васильева, А.М. Моисеев, Г.В. Му-

хаметзянова, Н.Г. Санникова, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, А.Ф. Шарафеева и др., которые внесли заметный вклад в развитии концептуальных основ, идей и положений программно-целевого подхода, разработке программ образования и воспитания учащихся.

В общем виде программно-целевой подход рассматривается как важнейшее средство, содействующее созданию и качественному изменению социально-педагогических и культурно-образовательных процессов. По своей сути подход представляет собой научный метод решения сложной проблемы посредством разработки и реализации тематической программы, ориентированной на поставленные цели, достижение которых обеспечивает решение имеемой проблемы [1; 2].

В то же время программно-целевой подход представляет собой четкую систему намечаемых, запланированных и подле-

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

ЦЕЛЬ: Решение актуальной проблемы ПВ, основанное на принципиально новом способе, методе.

ПОНЯТИЯ

программа, проект,

цель, технология программно-целевого обучения и воспитания,

ПРИНЦИПЫ: ФУНКЦИИ: ЭТАПЫ:

- адекватности, - системности, методологическая, - подготовительный, - моделирования,

АЛГОРИТМ (цепочка): цель - программа - процесс - результат

Рис. 1. Концептуальное содержание программно-целевого подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.