Научная статья на тему 'Исследование национального самосознания современных старшеклассников'

Исследование национального самосознания современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4030
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kozhanov Igor Vladimirovich

The idea of patriotic (national) and interethnic education has been developed in domestic pedagogics since the first quarter of the XIX century. Analysis of the problem of ethnic consciousness is made in the context of national education and national pedagogics; the system of national education is being developed in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование национального самосознания современных старшеклассников»

УДК 373.5.035.6

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

И. В. Кожанов

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Идея необходимости патриотического (национального) и межнационального воспитания утверждается в отечественной педагогике с первой четверти XIX века. Изучение проблемы этнического самосознания происходит в контексте национального воспитания и народной педагогики; идет разработка системы национального воспитания в России.

The idea of patriotic (national) and interethnic education has been developed in domestic pedagogics since the first quarter of the XIX century. Analysis of the problem of ethnic consciousness is made in the context of national education and national pedagogics; the system of national education is being developed in Russia.

Ключевые слова: национальное воспитание, самосознание, история педагогики

В настоящее время все острее проявляются проблемы, связанные с процессами эт-низации современного общества, возрождения национальных культур и национального самосознания народов, а этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе.

Информационная концепция этноса [1; 2; 3] объясняет причины сохранения и возрождения этничности тем, что в современном обществе переходного типа именно этнос (а не социальный класс или политическая группа) способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни. Основная функция этноса в современном мире состоит в «информационной защите» членов этноса от нестабильности и неопределенности жизни, такая информационная защита нужна человеку вследствие ограниченности информационных возможностей каждого индивидуума. Согласно данной концепции этнос становится важнейшим элементом социальной структуры современного общества.

Этническое (национальное) самосознание является неотделимой частью истории любого народа. Именно оно способствовало не просто развитию любого этноса, а его возникновению, становлению. Складываясь под влиянием природных, общесоциальных и культурных факторов, этническое самосознание воздействовало на социальную среду посредством системы этнообусловленных ценностных ориентаций.

Что есть этническое самосознание? В самом общем виде его можно определить как «чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т. е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе». Иными словами, этническое самосознание - это восприятие этносом самих себя в антитезе «Мы - Они». Национальное самосознание является основным понятием системы национального воспитания.

Методика исследования. В данном исследовании опытно-экспериментальной проверке подвергся процесс формирования национального самосознания у учащихся старших классов МОУ «Лицей № 2» и МОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Среди участников (126 человек) опытно-экспериментальной работы были представители двух национальностей: 53,4% - чуваши, 41,3% - русские, 5,3% - определили двойную национальную принадлежность: русский-чуваш.

Диагностическое исследование по определению уровня сформированности национального самосознания у старшеклассников проводилось в нескольких направлениях: изучались уровни сформированности отдельных компонентов национального самосознания, связанных с познанием, с отношением и с деятельностью.

Каждому критерию национального самосознания соответствует свой набор конкретных показателей. У старшеклассников выявлялись: знания своей национальной принадлежности, национальной культуры и истории своего народа, родного языка (когнитивный критерий); отношения к себе как представителю определенной национальности, к людям своей национальности, к родному языку, проявление интереса к своей республике, к ее национальной культуре (эмоционально-оценочный критерий); умения общаться на родном языке, отображать имеющиеся знания о себе, о своей республике в разных видах деятельности и опираться на эти знания в поведении (поведенческо-деятельностный критерий).

В ходе диагностики уровня национального самосознания у старшеклассников использовался комплекс исследовательских методов, включающий анкетный опрос, беседу, тестирование, анализ письменных творческих работ учащихся и педагогическое наблюдение.

При выявлении уровня сформированности компонента национального самосознания, связанного с познанием, нами учитывался тот факт, что все учащиеся определили свою национальную принадлежность. Однако 2 старшеклассника, несмотря на то, что их родители чувашской национальности, идентифицировали себя с русской национальностью.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди опрошенных 20,3% учащихся - выходцы из полиэтнических семей.

Подавляющее большинство учащихся из русско-чувашских семей выбрало русскую национальность (63,0%) и только 11,1% - чувашскую, а 25,9% учащихся из полиэтнических семей выбрали двойную национальность. В таких семьях 46,1% старшеклассников выбрали национальность матери и 30,8% - национальность отца. Как видно из представленных данных, для большинства учеников характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с «объективной» этничностью.

Далее школьникам было предложено дать самооценку знаний родного языка и истории своего народа.

Большинство старшеклассников чувашской национальности (49,3%) знают родной язык частично. Почти столько же учащихся русской национальности (50,9%) уверенно знают родной язык. Среди тех, кто не знает родной язык, большинство составляют старшеклассники с двойной национальностью (42,9%). У русских этот процент составляет 16,4%, у чувашей - только 7%.

Данные по самооценке знаний истории родного края показали, что у учащихся разной национальности нет большого различия между результатами: 63,4% старшеклассников чувашской национальности, 74,5% - русской и 100% - русско-чувашской имеют средний уровень знаний по истории родного края.

По самооценке, историю родного края знают 27,1%, на среднем уровне - 69,9%, и только 3% написали о том, что они не знают ее. Причем эти данные не адекватны результатам, полученным в ходе проведенного тестирования.

Более половины учащихся - 57,9% - имеют неполные, поверхностные знания об истории родного края, что соответствует низкому уровню, еще 36,1% учащихся владеют хорошими знаниями, но допускают некоторые неточности, что отнесено нами к среднему уровню, и только 6% старшеклассников имеют исчерпывающие знания, что соответствует высокому уровню.

Для более полного представления об уровне сформированности у старшеклассников компонента национального самосознания, связанного с познанием, был проведен анкетный опрос, направленный на выявление знаний культуры родного народа. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Назовите героев народного эпоса.

2. Перечислите традиции и обычаи своего народа.

3. Перечислите характерные виды ремесла своего народа.

4. Перечислите пословицы и поговорки родного народа.

5. Назовите видных деятелей родного народа.

Полученные в ходе опроса данные показали, что героев народного эпоса знают только 6,0% школьников, не знают - 77,5%. Многие старшеклассники вообще не знают, кто такие эпические герои. Вместо них были написаны фамилии известных поэтов и писателей, иногда имена сказочных героев - Иванушки, Аленушки и др.

Традиции и обычаи своего народа знают 20,3% учащихся, не знают - 48,1% и знают частично - 31,6% опрошенных старшеклассников. Большинство в ответах указывало лишь самые известные традиционные календарные и религиозные праздники народа, такие как Акатуй, Новый год, Масленица, Рождество и Пасха. Только некоторые учащиеся назвали обычаи - ниме (помощь), поминки, свадебные обряды.

Затруднились перечислить характерные виды ремесла своего народа 40,6% старшеклассников, 42,9% дали неполный ответ и 16,5% учащихся знают в полной мере названия народных ремесел.

Анализируя ответы на четвертый вопрос, мы предполагали, что старшеклассники должны были назвать именно пословицы и поговорки своего народа, на родном языке. Ни один из опрошенных школьников чувашской национальности не смог этого сделать. Да и среди других старшеклассников достаточно большое количество тоже не владеет данными знаниями, поэтому общие результаты очень слабые: 73,7% учащихся не ответили на этот вопрос, 17,3% дали неполный ответ и только 9,0% - полный.

Лучше всех оказались результаты ответов на пятый вопрос. Только 9,8% учащихся не смогли перечислить виднейших деятелей своего народа, большинство - 65,4% - неполно ответили на вопрос. Достаточно полные знания в данном вопросе показали 24,8% старшеклассников.

Все полученные данные по сформированности компонента национального самосознания, связанного с познанием, по каждому отдельно взятому старшекласснику были проанализированы, обобщены и распределены по уровням.

Большинство старшеклассников находятся на низком уровне сформированности компонента национального самосознания, связанного с познанием (60,3%). Таким учащимся, как правило, свойственно незнание или слабое знание родного языка; поверхностное знание истории родного края; непонимание сущности национальной культуры (она предстает в их сознании в виде отдельных представлений, фрагментарных фактов), неумение находить специфические черты, своеобразие родной культуры.

У 33,3% старшеклассников выявлен средний уровень сформированности компонента национального самосознания, связанного с познанием. Данных учащихся, как правило, характеризует частичное знание родного языка, отсутствие целостного представления об истории родного края и ее национальной культуре.

Незначительное количество учащихся старших классов имеют высокий уровень сформированности компонента национального самосознания, связанного с познанием (6,4%). Учащиеся, находящиеся на данном уровне, как правило, владеют родным языком, их знания истории родного края и ее культуры отличаются полнотой и системностью.

Следующим шагом в опытно-экспериментальной работе явилось выявление у старшеклассников уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента национального самосознания. Для этого нам необходимо было определить отношение учащихся к основным объектам и явлениям национальной культуры (языку, обычаям, ремеслам, фольклору), а также к своему родному народу, к самому себе как к его представителю.

В ходе беседы учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Следует ли молодому поколению знать язык своего народа и почему?

2. Должны ли сохраняться и передаваться из поколения в поколение народные традиции и обычаи?

3. Хотели бы Вы научиться какому-либо ремеслу?

4. Любите ли Вы слушать народные песни, привлекают ли Вас выступления фольклорных ансамблей?

5. Есть ли необходимость организовывать в учебных заведениях фестивали народного творчества, дни национальной культуры и прочие подобные мероприятия?

Отвечая на первый вопрос, 19,5% учеников ответили - «нет», многие не смогли объяснить причину, а некоторые объяснили свой отрицательный ответ следующим образом: «надо знать всем русский язык», «родной язык мало нужен в жизни», «нет, потому что я не буду учиться в своем родном крае, следовательно, он мне не нужен», «не везде говорят на чувашском языке, поэтому не надо». Среди объяснений своего положительного ответа (73,7%) на данный вопрос школьники говорили: «я считаю, что необходимо знать свой родной язык, чтобы гордиться им», «надо знать, будет легче жить», «необходимо знать, так как нужно уважать своих предков», «это нужно для того, чтобы через десятки, тысячи лет помнили и не забывали родной язык», «да, чтобы общаться с окружающими», «родной язык помогает лучше узнать историю и культуру родной страны», «да, так как каждый должен знать свой язык, культуру, традиции. Это его обязанность». 6,8% учащихся проявили индифферентное отношение к необходимости знать язык своего народа.

По вопросу сохранения и передачи народных традиций и обычаев из поколения в поколение 15,8% старшеклассников проявили свое равнодушное отношение. Больше половины учащихся (51,9%) выразили свое негативное отношение и только 32,3% опрошенных школьников считают необходимым передачу и сохранение народных традиций и обычаев.

Не лучшим образом обстоит дело и с народными ремеслами. И здесь чуть меньше половины учащихся (47,4%) не хотят овладевать народными ремеслами, однако индифферентных в данном вопросе старшеклассников не было.

Как и по предыдущему вопросу, не было выявлено безразличных в отношении музыкального фольклора. Ответы распределились следующим образом: 26,3% опрошенных старшеклассников настроены позитивно, 73,7% - негативно. Те, кто ответили на эти вопросы положительно, в качестве объяснения своего ответа говорили: «привлекают, ведь это очень интересно: ярко и красиво», «люблю народные песни - душевная музыка», «на выступлениях народных фольклорных ансамблей показывается культура народа, поэтому привлекают», «люблю смотреть на народные костюмы - это познавательно», «привлекают, на выступлениях показывают быт народа, костюмы, инструменты», «народные песни очень красивые». Свой отрицательный ответ ученики реже могли объяснить. Чаще встречались такие ответы: «для меня это скучное занятие», «не привлекают, потому что они однообразны», «предпочитаю больше классическую музыку», «потому что скучно», «у меня другие интересы».

Чуть больше половины опрошенных старшеклассников (53,4%) считают, что в школе необходимо устраивать фестивали народного творчества, дни национальной культуры и прочие подобные мероприятия. 32,3% учащихся считают, что необходимости в этом нет, остальным (14,3%) - все равно.

Несмотря на то, что все участники опытно-экспериментального исследования смогли назвать свою национальность, тем не менее, было установлено, что фактор национальности в «Я-концепции» личности старшеклассника не имеет особого значения: при ответе на просьбу написать свою «Я-концепцию» ни один из опрошенных учащихся не упомянул в ней о своей принадлежности к какой-либо национальности, тем самым показав, по существу, равнодушное отношение к самому себе как представителю родного народа.

Для уточнения эмоционально-оценочного отношения старшеклассников к своему народу было предложено выполнить творческое задание: «Моя родословная». Историю своего рода знают 77,4% учащихся, однако большинство из них - только до 3-4 колена.

Обобщив все полученные результаты, мы определили уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента национального самосознания у каждого конкретного старшеклассника. Практически одинаковое количество старшеклассников находится на среднем (44,4%) и низком (46,1%) уровнях сформированности данного компонента национального самосознания.

У учащихся с низким уровнем сформированности эмоционально-оценочного компонента национального самосознания наблюдается в целом негативное отношение к культуре своего народа. Незнание своих корней способствует безразличному отношению к себе как представителю родного народа. Что касается школьников со средним уровнем сформированности данного компонента, то их характеризует интерес лишь к отдельным объектам и явлениям народной культуры.

Учащихся, находящихся на высоком уровне сформированности эмоциональнооценочного компонента национального самосознания (9,5%), отличает устойчивое, положительное отношение ко всем объектам и явлениям народной культуры, у них отчетливо прослеживается интерес к истории своей семьи.

В целях выявления степени сформированности компонента национального самосознания, связанного с деятельностью, нами были использованы наблюдение, анкетный опрос родителей, беседа.

Одним из важных показателей поведенческо-деятельностного критерия национального самосознания является использование родного языка. В процессе наблюдения за общением старшеклассников между собой было установлено, что у подавляющего большинства школьников языком общения является русский язык (96,2%). Два языка (русский и чувашский) в общении со сверстниками используют только 3,8% учащихся.

В кругу семьи на чувашском и русском языках разговаривают 6,0% школьников, остальные 94,0% - на русском. Таким образом, для большинства старшеклассников чувашской национальности родной язык не является средством общения.

Анкетный опрос родителей старшеклассников показал, что в своей речи пословицы и поговорки используют часто только 9,8% учащихся, еще 74,4% - крайне редко, 15,8% старшеклассников их не используют вообще.

Полученные от родителей данные свидетельствуют о том, что школьники не посещают занятия фольклорных коллективов. Дома народные песни поет крайне малое (4,5%) число учащихся, а навыками какого-либо народного ремесла владеют 28,6% старшеклассников.

В ходе анкетирования было также выявлено, что у 52,6% старшеклассников в семье поддерживаются народные традиции, у 15,8% хранятся семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение, и у 20,3% опрошенных старшеклассников дома есть предметы национального быта и национальной одежды.

Несмотря на то, что больше половины учащихся, участвовавших в опытноэкспериментальном исследовании, считает, что необходимо организовывать в учебных заведениях фестивали народного творчества, дни национальной культуры и прочие подобные мероприятия, только 12,8% старшеклассников готовы принять в них участие.

Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе исследования степени сформированности компонента национального самосознания, связанного с деятельностью, нами был определен уровень для каждого старшеклассника.

Выявлено, что на начальном этапе опытно-экспериментального исследования преобладают старшеклассники с низким уровнем сформированности компонента национального самосознания, связанного с деятельностью - 65,1%. У этих учащихся, как правило, отсутствует умение общаться на родном языке, в своей речи они не используют малые формы народного фольклора. Наблюдается пассивность школьников в деятельности, связанной с национальной культурой.

Почти одна треть учащихся находится на среднем уровне сформированности компонента национального самосознания, связанного с деятельностью - 34,9%. Им свойственно общение на родном языке, с использованием иногда малых фольклорных форм. Наблюдается предрасположенность к деятельности в отдельных сферах национальной культуры.

По каждому учащемуся были обобщены показатели сформированности всех трех компонентов национального самосознания. Полученные данные показали, что большинство старшеклассников (60,3%) находятся на низком уровне сформированно-сти национального самосознания, на среднем уровне - 36,5% и только 3,2% учащихся имеют высокий уровень сформированности национального самосознания, что дает основания для создания следующего усредненного портрета старшеклассника: это учащийся, частично знающий культуру и традиции своего народа; удовлетворительно владеющий родным языком, но не стремящийся активно использовать его в разговорной речи (в общении с друзьями и в кругу семьи), не до конца осознающий необходимость обучения родному языку, редко использующий в своей речи малые формы устного народного творчества, не проявляющий особого желания овладеть каким-либо народным ремеслом.

Резюме. Сложившееся положение объясняется тем, что педагоги и родители уделяют мало внимания вопросу формирования национального самосознания, не полностью используется воспитательный потенциал многих школьных предметов. Так, многие исследователи указывают на то, что урок истории является ведущим в деле формирования национального самосознания у учащихся. Однако обучение детей на уроках истории больше ориентирует их на познание истории народов вообще, а не конкретного, к которому принадлежит учащийся. Необходимо формирование интереса к культуре и истории своего народа, а также повышение внимания к этнокультурному компоненту в рамках курса отечественной истории, что в совокупности должно повысить количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов, С. А. Фантом безэтничности / С. А. Арутюнов // Расы и народы. - 1989. - Вып. 19. -С. 22-24.

2. Сусоколов, А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса / А. А. Сусоколов // Расы и народы. - 1990. - Вып. 20. - С. 5-39.

3. Чебоксаров, Н. Н. Проблема типологии этнических общностей в трудах советских ученых / Н. Н. Чебоксаров // Советская этнография. - 1967. - № 4. - С. 94-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.