Научная статья на тему 'К вопросу о приобщении младших школьников к национальным традициям'

К вопросу о приобщении младших школьников к национальным традициям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Е. А.

В статье рассматриваются способы приобщения младших школьников к национальным традициям в Республике Хакасии. Приводятся примеры, способствующие сохранению, приобщению подрастающего поколения к национальным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о приобщении младших школьников к национальным традициям»

К ВОПРОСУ О ПРИОБЩЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ

© Чайка Е.А.*

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева, г. Красноярск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г. Абакан

В статье рассматриваются способы приобщения младших школьников к национальным традициям в Республике Хакасии. Приводятся примеры, способствующие сохранению, приобщению подрастающего поколения к национальным традициям.

Ключевые слова приобщение младших школьников, национальные традиции.

В настоящее время возрастает интерес к национальным традициям. Главным вопросом и проблемой на сегодняшний день остается поиск эффективных способов, приемов, средств, методов, способствующих приобщению младших школьников к национальным традициям.

В этнопсихологическом словаре под национальными традициями понимаются - «сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей» [10, с. 185].

Национальные традиции также рассматривались в трудах И.Ф. Дроздова, В.М. Капчеля и др. Так, И.Ф. Дроздов [1] и В.М. Капчеля [2] рассматривают национальные традиции как комплекс исторически сложившихся, непрерывно повторяющихся устойчивых общественных явлений, элементов, отношений, обычаев и т.д., которые свойственны для определенной нации, передающиеся из поколения в поколение. По мнению В.М. Капчеля понятие национальные традиции вытекает из того, что каждая нация оценивает действительность самостоятельно посредством своих традиций. В них отражаются истоки его развития, история народа, в них каждый человек может найти корни своего «я» [2, с. 39].

По замечаниям Л.В. Яковлевой [11] национальные традиции должны «выявить сущность, которая отличает и характеризует каждый народ как некоторую межпоколенную общность и включает в себя осознание ее миссии в культуре». Сакович И.С. добавляет, что сегодня нам нужна живая традиция, наполненная подлинным смыслом и важностью для общества. Значение традиции, по его мнению, в нашу эпоху заключаются в том, что она представляет собой особую нишу, из которой трудно изгнать чувственность

* Учитель МБОУ «СОШ N° 22», аспирант кафедры Педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева.

и духовность, в которой культура и человек могут сохраняться в силу мощной исторической инерции [7, с. 22].

В традиционной культуре хакасского народа воспитание детей органично включалось в повседневный образ народа. Социализация подрастающего поколения осуществлялась совместными усилиями всей общины. Так, что становление, взросление, воспитание и развитие ребенка проходило в обществе сверстников, которые общими усилиями выполняли тот или иной вид работы [3]. Дети с малых лет включались в национальные традиции, готовились вместе с родителями к праздникам и т.д.

Социально-психологической особенностью младшего школьника, отмечает В.И. Максакова [4], является то, что ребенок не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной и народом. Самыми близкими людьми для них в этом возрасте становятся мама, папа, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры. Данная социально-психологическая особенность играет огромную роль в приобщении детей данного возраста к национальным традициям. Влияние семьи, родных людей оказывает сильное воспитательное воздействие на ребенка в данном возрасте, родители становятся для своих детей образцом и примером для подражания. Для учащихся необходимо присутствие родителей, их поддержка, важной является их совместная деятельность, ощущение значимости сделанного в совместной в работе.

Семья для младших школьников, отмечает В.В. Мирошниченко [5], является благоприятной средой для формирования общего отношения к тем или иным этносам. Данный детский возраст является наиболее благоприятным для усвоения этнокультурных знаний, приобщения к народным традициям. Дети данного возраста стремятся стать самостоятельными, ответственными и т.д., их интересует не только окружающий их мир, но и возможность, стремление изменить все к лучшему [4]. Учащиеся младших классов много времени проводят игре, которая остается для них интересной и привлекательной. Большинство родителей школьников с интересом относятся к тому, что происходит в школе, часто проявляют активность в школьных делах и мероприятиях.

С раннего детства в хакасской семье воспитание детей осуществлялось в игровой форме. Кустова Ю.Г. [3] отмечает, что у хакасского народа существовали совместные сюжетно-развивающие игры взрослых и детей, вводящие ребенка в реальную жизнь взрослых, которые были наполнены подражанием взрослым, их действиям, отражали реальную действительность и окружающую среду, представляли собой социальное, педагогическое явление, служили средством умственного, нравственного воспитания, подготавливали к будущей жизни.

В игровых ситуациях подрастающее поколение приучалось контролировать внимание, искать выход из создавшейся сложной ситуации, быстро находить решения и приводить их в исполнении, приобретали важные качества [6].

Так, с целью приобщения учащихся младших классов к национальным традициям во внеурочное время в общеобразовательной школе № 22 г. Абакана Республики Хакасия был организован кружок «Традиции моего народа», в который приглашались родители учащихся и более старшее поколение (бабушки и дедушки школьников) живущие в одной семье с внуками. Внеклассные занятия включали следующие темы: «Папа, мама, я - единая семья», «Я и окружающие меня люди», «Моя семья», «Учимся жить, дружить, играть и все делать вместе» и др.

Занятия проходили в игровой форме и были наполнены хакасскими народными играми «Две птички», «Спрячь колечко», игра-хоровод «Трипун тайым», «Цыплята и коршун» и др., использовался фольклор хакасского народа (пословицы, поговорки, сказки).

Каждая семья, отмечает Б.М. Ховратович [9], стремилась к тому, чтобы их дети обучались и были воспитаны в соответствии с народным понятием «настоящий человек» и на этой основе вырабатывались соответствующие методы педагогического воздействия на ребенка, например:

- первым методом педагогического воздействия на детей в хакасском народе было обращение к сердцу, уму и чувствам ребенка посред-ствам произведений устного народного творчества. Так, организованные нами занятия во внеурочное время носили соревновательный характер, например, разделившись на группы, предлагалось вспомнить и назвать как можно больше пословиц и поговорок; на других занятиях после прочтения хакасских народных сказок «Два брата», «Волшебный чатхан», «Адычах и Кечох» и др. предлагались сюжетно-ролевые игры, разбирались дилеммы по прочитанным сказкам, проблемные ситуации «Мы с братом одни дома», «Когда родители на работе» и др. В конце занятия разделившись на группы, составлялись совместные (родители и дети) «Правила взаимодействия между родными». Вариантов составления правил взаимодействия между родными может быть несколько, например, на основе хакасских народных пословиц и поговорок, запомнившихся фраз из известных хакасских народных сказок, произвольные фразы или свой вариант;

- вторым педагогическим методом воздействия на детей у хакасского народа было включение учащихся в полезную трудовую деятельность. Так, например, совместно с приглашенными родителями учащиеся на занятиях кружка «Традиции моего народа» обговаривали, кому требуется и необходимо оказать помощь. Школьники проявляли заботу о родителях и близких, оказывали взаимопомощь и поддержку не только родным и близким, но и друг другу, ухаживали за младшими братьями и сестрами, помогали по дому и т.д.

В старину в хакасских семьях было принято рассказывать о своих дедах, прадедах, истории семьи и т.д., что также способствовало развитию школьников. Так, во внеурочной деятельности с помощью родителей учащимися составлялись родословные семей. Проводились исследовательские работы, в которых учащимися изучалось место (село, район) рождения их предков, родители организовывали выездные экскурсии со своими детьми к месту их проживания. В ходе экскурсий собирались интересные и полезные для учащихся сведения об истории родного села, изготавливались фотографии, учащиеся узнали интересные факты из жизни своих родных.

На протяжении многих веков в хакасской среде сочинялись и исполнялись песни-состязания, которые назывались тахпахами. Импровизирование песни-тахпаха - творческий процесс, он требовал собранности, вдохновения, напряжения творческих сил исполнителя. В наши дни в семьях, в народе тахпахи продолжают сочиняться и исполняться на народных праздниках, в кругу семьи [8].

В приобщении к национальным традициям хакасского народа учащимся рассказывалось о песнях-тахпахах. Совместными усилиями родителей, педагогов и учащихся на занятиях во внеурочное время сочинялись и исполнялись под хакасские народные инструменты тахпахи. Также учащимся предлагалось, разделившись на группы, посоревноваться в импровизировании тахпахов. При этом родители не только не оставались в стороне, они оказались активными участниками совместного творческого процесса, оказывали помощь детям в создании песен-тахпахов.

Совместными усилиями младших школьников и педагогов были организованы и проведены в школе национальные праздники «Чыл Пазы» -Голова Года (Хакасский новый год), «Хуртуях ай» - месяц стариков, праздник почитания и благодарения стариков и т.д.

В конце года было организованно мероприятие под названием «Моя семья», на котором были представлены презентации родословных семей, организована выставка «Я и мои родные», состоящая из рисунков и фотографии учащихся, исполнялись песни-тахпахи, школьники разучили и показали сценки из хакасских народных сказок, играли в хакасские народные игры «Спрячь колечко» и др.

Таким образом, в приобщении младших школьников к национальным традициям огромную роль играла семья, родители учащихся. Хакасский народ всегда был заинтересован не только в развитии, обучении, воспитании, но и в сохранении, приобщении подрастающего поколения к своим народным традициям. В организованном кружке «Традиции моего народа» разработанные совместные занятия для учащихся и их родителей, способствовали достижению желаемых результатов, подготовке подрастающего поколения к будущей жизни, а также приобщению к национальным традициям хакасского народа.

Список литературы:

1. Дроздов И.Ф. Являются ли традиции признаком нации? / И.Ф. Дроздов // Вопросы истории. - 1968. - № 3. - С. 83-92.

2. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В.М. Капчеля. - Кишинев: Изд-во: Штиинца», 1991. - 82 с.

3. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов / Ю.Г. Кустова. - СПб.: «Петербугское Востоковедение», 2000. - 160 с.

4. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей / В.И. Максакова. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 238 с.

5. Мирошниченко В.В. Национальная школа: история и тенденция развития: учебное пособие / В.В. Мирошниченко; авт.-сост. В.В. Мирошниченко. - Абакан: Изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова, 2007. - 136 с.

6. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / Под ред. проф. Д.И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

7. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: автореф. дисс. ... канд. философ.наук: 24.00.01 / И.С. Сакович. - Нижний Новгород, 2004. - 23 с.

8. Унгвицкая М.А. Хакасские народные тахпахи / М.А. Унгвицкая. -Абакан: Хакасское отделение красноярского книжного издательства, 1980. -132 с.

9. Ховратович Б.М. Современные задачи народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Ч. 1. -Абакан, 1993. - 142 с.

10. Этнопсихологический словарь. / Под редакцией В.Г. Красько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.

11. Яковлева Л.В. К вопросу о национальной традиции в философии/ Л.В. Яковлева // Человек. Общество. Культура. - Тула, 1988.

ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА: К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу задач, которые стоят перед педагогикой искусства в условиях, сложившихся в современном пространстве куль-

* Декан факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.