Научная статья на тему 'Создание эмоциональной, творческой, развивающей среды на уроке рисования в компьютерном классе по теме «Чувашский народный костюм, орнамент» в общеобразовательной школе'

Создание эмоциональной, творческой, развивающей среды на уроке рисования в компьютерном классе по теме «Чувашский народный костюм, орнамент» в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эмоциональной, творческой, развивающей среды на уроке рисования в компьютерном классе по теме «Чувашский народный костюм, орнамент» в общеобразовательной школе»

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ РИСОВАНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, ОРНАМЕНТ»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В наши дни чувашский народный костюм является неотъемлемой частью современной культуры: мы видим его на праздниках, в музейных залах, на сельских свадьбах и театрально-концертных площадках. Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Вышивка чувашей -одна из самых старинных и традиционных.

Не только в прошлом, но и сегодня народный костюм продолжает играть роль самого выразительного национального символа. Как и любое явление народной культуры, костюм имел множество значений и смыслов. Первоначально он был укрытием от непогоды. Со временем выработался сложный комплекс, в котором соединялись польза, красота и духовное начало.

Человек всегда стремился сделать свое жилище, одежду не только удобными, но и красивыми. A.M. Горький писал о людях, создающих своим трудом прекрасные изделия, что человек по натуре своей художник, он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Люди жили и живут в разных условиях, их окружает удивительный мир природы. Увиденное помогает человеку в создании своих местных, национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Многими поколениями национальные стили узоров постепенно совершенствовались, становились лаконичными и доступными для подражания.

Декоративно-прикладное искусство, продолжая развиваться, живет и по сей день вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, украшении архитектурных сооружений.

Урок приобретает форму театрального действия, если учитель, как режиссер-постановщик, умело руководит развитием сюжета урока, используя воздействие эмоциональных форм, организующих внимание школьников: образной речи учителя, художественных слайдов, произведений музыки и литературы, игровых форм преподнесения учебного материала.

Никакое движение мыслительного процесса невозможно без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. В учебную деятельность эмоциональная составляющая включена не в качестве сопровождающего, а в качестве ведущего компонента. Она во многом определяет не только успешность результата учебной деятельности, но и формирование личностных структур ребенка.

Эмоции воздействуют на все основные психические функции. В результате многочисленных исследований выяснено, что эмоции оказывают сильное влияние на память человека. Положительные чувства эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия, возникающие в ходе выполнения учебных задач. Такое окрашивание способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Показ на занятиях изделий народных умельцев или таблицы с их рисунками способствует развитию художественного вкуса, пониманию детьми особенностей построения узоров для изделий с учетом их назначения, форм и выбранного материала. Хорошо известна в стране яркая красочная коллекция

изделий в характере чувашской вышивки, созданная народным художником Чувашии - Е.И. Ефремовой.

Учащиеся работают усерднее, если их увлекают чем-то новым, неизвестным, объясняют значимость предстоящей работы. На урок желательно принести несколько кукол в народном чувашском костюме. Куклы в национальном костюме привлекают внимание младших школьников. Учащиеся могут потрогать куклу, лучше рассмотреть орнамент, цвет, рисунок на костюме.

Образные игрушки расширяют представление ребенка об окружающем мире. Такие игрушки развивают творческую фантазию, мышление и художественный вкус. Эстетическому воспитанию, т.е. пониманию красоты, может способствовать любая игрушка, если она сделана со вкусом. Создается атмосфера праздника, у учащихся повышается интерес к уроку. Полноценная художественно-творческая деятельность школьников на уроке искусства зависит не только от соответствующих навыков и умения, но и в значительной степени от психологического состояния учеников, от их настроя.

Декоративные игрушки - изделия народного творчества, коллекционные куклы, статуэтки - дают представление о красоте. Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами-художниками. Тогда они становятся произведениями искусства.

«Мир кукол», созданный талантливой мастерицей З.И. Вороновой, огромен. В него вошли образцы традиционных праздничных сценариев всех трех этнографических групп чувашей: анатри (низовых), анат енчи (средненизовых) и вирьял (верховых). В создании украшений, как и в многовековом наследии народа, использованы разноцветный бисер, монеты, ткань, кружева, нашивка, аппликация, ленты, бахрома и т. д. (А.А. Трофимов).

Костюм каждой куклы, как и старинного чувашского наряда, состоит из многих предметов: одежды, сложного головного убора, украшений и мелких атрибутов (поясов, подвесок, лент и др.). Дети, играя с ними, также могут знакомиться с эстетикой и празднично-обрядовой жизнью чувашского народа [1]. Вот такая это удивительная вещь - игрушка! Рассматривая игрушки, ребенку легче изучить орнамент, запомнить цвета, форму рисунка.

Орнамент (от лат. огпатепШт - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив «Дерево жизни» может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно обобщенно как растительный орнамент.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называется звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных.

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный, имеющий семь разных видов симметрии (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадратной или прямоугольной фигуре,

сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента).

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.), широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п. Орнамент можно создать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву и др.

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполненным на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углубленно.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорнопоэтическое отношение к миру (солярные знаки: солнечные, знаки Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность.

Чуваши пользовались почти всеми видами орнамента: геометрическим, растительным, антропоморфным (изображением человеческих фигур), зооморфным (изображением животных), орнитоморфным (с птицами).

Наиболее устойчивыми и хранящими следы древнего происхождения являются нарядные головные уборы - подлинные шедевры народного искусства.

Привлекательность компьютерной техники повышает интерес к уроку, позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность учеников. На уроках компьютер используется учителем, чтобы продемонстрировать в наиболее доступной и привлекательной форме (цветной мультфильм, работы художников, детские рисунки) приемы и последовательность выполнения задания.

При просмотре детских работ на компьютере можно послушать подходящую музыку. Для этого необходимо иметь в классе готовые диски. Во время объяснения задания учитель может показать на примере, как подобрать цветовую гамму, изменить цвет и т. д.

Компьютерный класс должен стать мастерской художников, в которой все предусмотрено для осуществления практической работы учащихся (конструктивной, изобразительной, декоративной), где необходимое оборудование для урока (кисти, бумагу, клей, ножницы и т. п.) ученики получают в классе. Лишь тогда можно надеяться на углубленное развитие каждого ученика, когда в классе будут созданы всем детям равные условия для продуктивной творческой деятельности.

Виды деятельности в компьютерном классе могут быть различны: просмотр фильмов на определенные темы, рисование по заданной теме. Младшие школьники на занятии могут сидеть за компьютером всего 20-25 минут. В конце любого занятия ребята могут рисовать на компьютере. Каждый ученик создает свой рисунок, свой узор.

Важно иметь хорошие наглядные пособия, выполненные на качественной бумаге и хорошими красками. Учитель должен объяснить, как нарисовать узор кистью, разработать поэтапный ход создания растительного орнамента, на-

пример, как нарисовать стебель с листьями, как рисовать стебель с кустиками и ягодами и т.д.

Основная особенность орнамента - его ритмичность - повторение одинаковых или чередование разных элементов узора. Цветовое решение орнаментальных композиций зависит от национального стиля, выбранного украшения, имеющихся материалов.

Для демонстрации правил построения узоров используются геометрические фигуры, изображения листьев, ягод, насекомых. При переработке простого узора в полосе в узор, размещенный в квадрате, дети вместе с руководителем размышляют о симметрии, пропорции, художественной выразительности. В начале первого этапа занятий учащимся можно предложить потренироваться в проведении параллельных, перпендикулярных и наклонных линий на ровных расстояниях и разной толщины.

Важно научить ребят быстро рисовать форму предмета, его контур. Выполняя эскиз, дети часто нарушают пропорции между частями и целым предметом, тратят время на вырисовывание мелких деталей. Необходимо научить детей рассматривать весь предмет и сравнивать его части, величину, расположение в пространстве. Для этих целей используются знания изобразительного искусства (рисование с натуры), а также проводятся наблюдения за предметами во время экскурсий, прогулок, рассматривания картинок.

С первых дней своей жизни человека окружает удивительный мир с буйным набором красок и оттенков. Детское внимание привлекают цвета радуги. Красота природы воздействует на эмоциональный настрой человека, воспитывает в нем доброту и отзывчивость, учит радоваться жизни во всех ее проявлениях. В природе так много интересного, захватывающего, неисчерпаемого, что всегда вызывает у ребят желание перенести увиденное, прочувствованное на бумагу. Дети стараются в живописи, аппликации передать форму и цвет увиденного. Срисовывание природных форм и переработка их в узор увлекают детей, способствуют развитию их наблюдательности, глазомера, учат их видеть красоту природы, отдельных предметов, музейных экспонатов. У ребенка, находящегося в хорошем настроении, больше упорства, он решает большее количество задач, чем в нейтральном состоянии. Работы над составлением орнамента способствуют эстетическому развитию ребенка.

Народное творчество, законы построения узоров прошли через вековые испытания и дошли до нас как богатейшее наследие многих поколений. Поэтому мы должны изучать народное творчество и бережно к нему относиться, думать о сбережении этнических традиционных ценностей и их эволюции в будущем.

Литература

1. Национальные куклы - сувениры Чувашии. Многоцветный мир Зинаиды Вороновой. Комплект открыток / Авт.-сост. З.И. Воронова, Г.Н. Иванов-Орков. Чебоксары: Новое время, 2005. 18 с.

2. Чувашский костюм от древности до современности / Сост. В.В Николаев, Г.Н. Иванов-Орков, В.П. Иванов. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. 400 с.: ил.

3. Чувашские национальные головные уборы и украшения: Альбом / Сост. З.И. Воронова. Худож. И.П. Андреева. Чебоксары, 2006. 24 с.

ТАЛЛЯ МАРИЯ ГЕОРГИЕВНА родилась в 1976 г. Окончила Чувашский государственный педагогический университет. Аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета. Автор 2 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.