Научная статья на тему 'Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении'

Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2413
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITIES / DESIGN LEARNING / TESTING / TRAINING / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Чалина К.Н.

Введение. В статье рассматриваются сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении. Даны определения терминов: проект, метод проектов, проектная деятельность. Изучена структура проекта и проектной деятельности. Также показана взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа. Цель статьи обосновать и раскрыть авторскую концепцию особенностей проектной деятельности в профессиональном обучении. Материалы и методы. Основными методами исследования послужили анализ научной литературы, посвященной проблеме проектной деятельности в профессиональном обучении; группировка, сравнение, сопоставление, анализ и синтез показателей. Результаты. Результатом работы является определение основных педагогических условий, влияющих на эффективность подготовки студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в средней образовательной школе. Также представлен сравнительный анализ проектной и других видов учебной деятельности студентов, выделены специфические черты проектной деятельности. Рассматриваемые рекомендации иллюстрируются примерами. Были сформулированы требования к проектной подготовке. Обсуждение. Подчеркивается, что результативной является другая система подготовки будущих учителей к осуществлению метода проектов в школе. Заключение. Делается вывод о том, что организация подготовки будущих учителей к осуществлению метода проектов в основной школе усиливает эффективность подготовки студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в средней образовательной школе. Основные положения: обоснована актуальность овладения основами проектирования; рассмотрены понятия проекта и учебного проекта; показана взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа; сформулированы требования к проектной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е.Ю., Чалина К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FEATURES OF PROJECT ACTIVITIES IN PROFESSIONAL TRAINING

Introduction. The article deals with the essence and features of project activities in vocational training. Definitions are given: Project, method of projects, project activity. The structure of the project and project activities is studied. Also shows the relationship of design, training and research activities in the performance of various types of work. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of the features of project activity in professional training. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of project activities in vocational training; Grouping, comparison and comparison analysis and synthesis of indicators. Results. Determined what pedagogical conditions ensure the effectiveness of training students of pedagogical specialties to project activities in primary school. The comparative analysis of project and other types of educational activity of students is also presented, specific features of project activity are allocated. The recommendations under consideration are illustrated by examples. Requirements for project preparation were formulated. Discussion. It is emphasized that the effectiveness is another system of training future teachers to implement the method of projects in the school. Conclusion. It is concluded that the organization of training of future teachers for the implementation of the method of projects in the school provide effective training of students of pedagogical specialties to the project activities in the primary school. Highlights: The relevance of mastering the basics of Designing is grounded; Considered the difference between the training project and the project in general; Shows the interrelation of project, educational and research activities when performing works of various types.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении»

DOI 10.255887CSPU.2019.82.65.006

УДК 37.032 ББК 74.00

Е. Ю. Никитина1, К. Н. Чалина2

1ОЯСШ № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-таИ:е1епаипеупа@Ък. ги

2ОЯСГО № 0000-0002-7765-5561, Магистрант,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

Е-таИ:сИа11па1@Ък. ги

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении. Даны определения терминов: проект, метод проектов, проектная деятельность. Изучена структура проекта и проектной деятельности. Также показана взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию особенностей проектной деятельности в профессиональном обучении.

Материалы и методы. Основными методами исследования послужили анализ научной литературы, посвященной проблеме проектной деятельности в профессиональном обучении; группировка, сравнение, сопоставление, анализ и синтез показателей.

Результаты. Результатом работы является определение основных педагогических условий, влияющих на эффективность подготовки студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в средней образовательной школе. Также представлен сравнительный анализ проектной и других видов учебной деятельности студентов, выделены специфические черты проектной деятельности. Рассматриваемые рекомендации иллюстрируются примерами. Были сформулированы требования к проектной подготовке.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативной является другая система подготовки будущих учителей к осуществлению метода проектов в школе.

Заключение. Делается вывод о том, что организация подготовки будущих учителей к осуществлению метода проектов в основной школе усиливает эффективность подготовки студентов педагогических специальностей к проектной деятельности в средней образовательной школе.

Ключевые слова: проект, проектирование деятельности, проектирование обучения, тестирование, профессиональное обучение, проектная деятельность.

Основные положения:

- обоснована актуальность овладения основами проектирования;

- рассмотрено различие между учебным проектом и проектом вообще;

- показана взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа;

- сформулированы требования к проектной подготовке.

1 Введение (Introduction) как инновационная технология,

Актуальность исследования несмотря на свой солидный «воз-

определяется тем, что введение раст», метод проектов рекоменду-

стандартов нового поколения сде- ется к применению на уроках и во

лало метод проектов чрезвычайно внеурочной деятельности в каче-

популярным. Рассматриваемый стве метапредметного компонента

образовательного пространства. Между тем, несмотря на достаточно большое количество публикаций на эту тему, недостаточно внимания уделено подготовке будущих педагогов к применению метода проектов в школе.

Вопрос практической направленности деятельности представлял интерес для широкого круга исследователей, среди них можно назвать таких авторов, как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и других. В работах таких авторов, как Н. В. Горбунова, Л. Б. Гурьянова, Е. Н. Емельянова, Г. А. Забелина, Е. Л. Крутий, Н. С. Курникова, С. Н. Ларин, Е. С. По-лат, Н. Б. Ромаева, Н. П. Русинова, Е. Н. Семеног, Ю. А. Соколова, Е. В. Тихонов, Н. Ю. Фоминых, Н. В. Якса и многих других освещаются различные аспекты проблемы подготовки будущих учителей к проектной деятельности.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Необходимым компонентом в формировании профессиональных компетенций выступает проектно-

ориентированное обучение. Проектная деятельность и метод проектов в образовании не являются принципиально нововведением в мировой практике. Можно отметить, что этот метод обучения (другое название — метод проблем), связанный с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработали в начале XX века в США Дж. Дьюи и У X. Килпатриком.

Дж. Дьюи и У X. Килпатрик предлагают строить обучение на активной основе, через соответствующую деятельность студента, в соответствии с его личным интересом к этим знаниям. Это определило важность задачи, взятой из жизни студента и имеющей для него большое значение, для решения которой ему необходимо применить полученные знания. Педагог в этом вопросе может подсказать новые источники информации или направить мысли студентов в нужное русло для самостоятельного поиска, стимулирования.

Интерес студентов к проблемам, обладание определенным

объемом знаний, решение одной или нескольких проблем через проектную деятельность, практическое применение полученных знаний особо важно. Другими словами, в логике проектного обучения необходим постепенный переход от теории к практике, слияние академических знаний с практическими навыками с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

3 Результаты (Results)

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- проектирование обеспечивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда;

- проектирование необходимо для более эффективного выполнения аналитических, организационных, управленческих, консалтинговых и методических функций в социокультурной сфере.

Основные особенности проекта:

- скоординированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; уникальность;

- временной характер, ограниченное время с четко определенными началом и концом; специфика целей, задач и результатов;

- постепенное совершенствование процесса разработки и осуществления проекта;

- наличие уникальности;

- координация работы группы (членов команды) и наставника (тьютора, фасилитатора).

Применение интерактивных технологий обучения — непременный атрибут современной подготовки конкурентоспособных выпускников педагогических вузов. Несмотря на значительное количество инновационных технологий образовательного процесса, проектно-ориентированное обучение представляет особый интерес для подготовки специалистов, компетенции которых (профессиональные, социальные, личностные) соответствуют приоритетным направлениям и особенностям развития российской экономики.

По мнению авторов методики проектного обучения, для того

чтобы студент воспринимал знания как действительно необходимые, ему нужно поставить перед собой и решить значимую для него задачу. В этом смысле внешний результат можно увидеть, понять, применить на практике, а внутренний результат включает в себя приобретение опыта, совмещение знаний и навыков, компетенций и ценностей. В процессе проектного обучения, по сути, возникает ситуация, когда есть возможность обучаться на практике и активно проектировать знания.

Рассмотрим различие между учебным проектом и проектом во-бще. Так, во время становления того метода, акцент в учебном проектировании делался на достижение значимой цели, что предполагает воплощение замысла в жизнь. Это различие хорошо иллюстрирует определение, данное ще в советском словаре:

Метод проектов - это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской,

личностной или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Проект предоставляет возможность проявить творческий потенциал студентов, представить продукт своей деятельности. Студенческие проекты — это, прежде всего, результат самостоятельной деятельности по разработке программ учебных дисциплин, обязательный компонент исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ, волонтерской и благотворительной деятельности, участие в общественных организациях.

Проект —

1) реалистичный план, план на желаемое будущее;

2) комплект документов (расчеты, чертежи, макеты) для создания продукта, содержащий рациональное обоснование и конкретный метод реализации;

3) метод обучения, основанный на постановке социально значимых целей и их практическом достижении, как и проект, направлен

86

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

на решение конкретной проблемы, разработку определенного продукта, соответствующего заданным требованиям.

Следует отметить, что на сегодняшний день, говоря о проекте, имеют в виду не только этап предварительной разработки идеи, но и ее воплощение, как это изначально было заложено в учебных проектах. Так, В. Н. Бурков и Д. А. Новиков дают следующее определение «проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов средств и ресурсов и специфической организацией» [8].

Проектирование является обязательной частью профессиональной подготовки. Опыт академической подготовки в проектной деятельности используется по-разному. С одной стороны, выпускная квалификационная работа является образовательной и одновременно контрольной формой обучения, свидетельствующей о

способности студента создать самостоятельную публичную презентацию профессионального продукта, с другой стороны, формой педагогической деятельности, которая рассматривается как индивидуальная деятельность студентов в разработке и реализации проектов. Существует множество интерпретаций проектного метода (реализация идей, развитие социального мира, решение проблемных вопросов, обучение грамотно выполнять ту или иную работу), но все они подчеркивают главную задачу — выбор содержания деятельности, определяемого интересами создателя проекта и продиктованного интересами самого проекта.

Проектная деятельность — совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченная целевым заданием, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Существует также более детальное определение понятия деятельности как специфической

формы активного отношения человека к окружающему миру, содержанием которого является соответствующая трансформация мира на основе развития различных форм культуры. При этом активность всегда выступает системообразующей силой, формирующей человека, его образ жизни и мысли. Такое определение дал Е. Г. Юдин.

Вопрос практической направленности деятельности интересовал многих исследователей, среди которых можно выделить работы таких авторов, как Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и других. Они рассматривали поня-ие деятельности как деятельность еловека, направленную на позна-ие и преобразование окружающего мира, а также состояние существования. Любой деятель-ностный процесс — это осуществление комплекса взаимосвязанных действий, таких, как постановка целей, уточнение задач, разработка плана действий, собственно предметных действий, процедура срав-ения промежуточных результатов

с целью исследования и самой деятельности.

По данным исследователя А. Обухова, учебно-исследовательская деятельность студентов определяется как творческий процесс взаимодействия преподавателя и студентов в процессе поиска решения неиз-вестного, в ходе которого осуществляется перевод культурных ценностей между ними, результатом которого является развитие исследовательской позиции по отношению к другому миру. По его мнению, исследовательскую деятельность следует рассматривать не только в рамках работы над заданной проблемой в ходе написания научно-исследовательской работы студентов, но и в процессе совместных исследований студента и педагога, что положительно влияет на овладение учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Н. В. Матяш пишет, что в структуру проектной компетентности входят мотивационные, регулятивные, когнитивные, операционные, практические и рефлексивные компоненты, определяющие

88

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

успешность интеграции внутренних и внешних условий для решения задач профессионального роста и личностного развития. Особенность рассматриваемой структуры заключается в том, что каждый ее компонент раскрывается в содержании компетенций и указывает на конкретный объект, по отношению к которому формируются соответствующие операции (методы деятельности). В то же время значимость человека в той или иной компетенции накладывает ограничение на ее содержание. Исходя из концепции и структуры проектной деятельности, которая является основой для формирования желаемой компетенции, структура и содержание проектной компетенции соотносятся с требованиями к выпускникам высших учебных заведений, закрепленными в образовательных стандартах. На различных этапах проектной деятельности проектная компетентность формируется и выражается в уровне развития субъектных характеристик как показатель отношения студентов к результатам.

Проектная деятельность — это совместная образовательная, творческая или игровая деятельность студентов — будущих учителей с общей целью, согласованными методами и приемами деятельности, направленными на достижение общего результата.

Проектная деятельность в образовательном процессе относится к разряду инновационной, что объясняется тем, что она предполагает преобразование реальности. Вместе с тем, эта деятельность основана на соответствующей технологии, которая может быть унифицирована, освоена и усовершенствована. Поскольку технология проектирования имеет широкий спектр применения на всех уровнях образовательной системы и позволяет более эффективно выполнять аналитические, организационные и управленческие функции, обеспечивая в итоге более высокую конкурентоспособность специалиста.

Таким образом, говоря о методе проектов, мы фактически имеем дело с проектом в трех ипостасях:

проектированием как видом деятельности, проектом как методом обучения и проектом — учебной работой.

Проект как метод обучения главной целью ставит формирование у студента значимых компетенций, достижение образовательных результатов, итогом чего является вовлечение студентов в проектную деятельность и выполнение ими проекта. Метод проектов с точки зрения дидактики относится к личностно ориентированному обучению. Его также правомерно будет отнести к педагогике сотрудничества, учитывая особый характер взаимоотношения между студентом и преподавателем в ходе проектной деятельности. Характерными чертами метода являются:

- высокий уровень самостоятельности студентов;

- проблемность проектного задания;

- взаимодействие студента и преподавателя в режиме консультирования;

- проектный и исследовательский характер деятельности студента.

- двойственность результата: достижение образовательных целей и получение значимого продукта, причем эффективность достижения первого результата напрямую зависит от того, является ли второй результат самоценным для студента.

Если мы говорим о проектировании как о деятельности студента, то для нее характерны [14]:

- наличие цели, инициированной конкретной проблемой;

- упорядоченность;

- наличие реального результата.

Особенности проектной деятельности определяют внутреннюю структуру проекта [8]:

1. Проблема, требующая решения.

2. Составляющие проекта: предмет исследования; цель исследования; гипотеза; задачи; методы решения проблемы.

3. Практически значимый материальный или культурный продукт.

В обобщенном виде внутреннюю структуру проекта можно представить следующим образом (рисунок 1):

Рисунок 1 — Внутренняя структура проекта

Figure 1 — Internal project structure

Результатом проектной деятельности студента становится проект как учебная работа. Под учебной работой подразумеваются должным образом оформленные и представленные результаты соответствующего вида деятельности обучающегося. Те материалы, которые должен предоставить ученик по окончании проектной деятельности, определяют «внешнюю» структуру проекта (рисунок 2).

Рисунок 2 — Структура проектной работы Figure 2 — Structure of project work

Связь проектирования с учеб-

ной и исследовательском деятельностью нередко приводит к смешению данных понятий, это

вызывает разночтения в наименовании различных видов работ, выполняемых обучаемыми. На наш взгляд, основным фактором отграничения проектной деятельности

является основной предполагае- рассмотрим взаимосвязь проект-мый результат, определяемый с по- ной, учебной и исследовательской зиции студента. На схеме ниже деятельности (рисунок 3)*.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

исунок 3 — Взаимосвязь проектной, учебной и исследовательской деятельности при выполнении работ различного типа Figure 3 — Interrelation of project, educational and research activities n the performance of various types of work

Как нам кажется, при выполнении проектных и исследовательских работ имеет место учебная деятельность: обозначение границ нания, актуализация нужных зна-

ний, поиск и усвоение необходимой для обозначения путей достижения результата информации.

При выполнении проектных работ применяется исследовательская деятельность, наличие

Примечание - сплошная линия — основные связи; пунктирная линия — второсте-енные связи.

*

г

iiстник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

исследовательского компонента в проектной деятельности также обязательно, вместе с тем на ранних этапах знакомства с учебным проектированием деятельность сводится к сравнительному анализу источников и методов решения проблем и не предполагается получения принципиально нового знания. В ходе освоения проектирования исследовательский компонент в работах необходимо усиливать. Исследовательская работа, в свою очередь, может включать элементы проектной деятельности, но в данном случае принципиально значимым является получение нового знания, любые практические продукты носят побочный характер. В учебной работе могут присутствовать и элементы исследования, и элементы проектирования, однако сама работа не предполагает практического решения проблемы или получения объективно нового знания и носит, скорее, тренировочный характер. Яркий пример — рефераты, лабораторные и курсовые работы и т. п. Всякая исследовательская или проектная работа

обучаемого будет учебной, но не всякая учебная работа будет проектной или исследовательской. Данный анализ позволяет разграничить исследовательские проекты и исследовательские работы: при всей их внешней схожести для исследовательского проекта первичным является получение значимого продукта: изделия с новыми свойствами справочника, словаря и т. п., тогда как в исследовательской работе такой продукт, если и присутствует, то носит вспомогательный характер, а первичным является открытие нового знания.

В рамках проектного обучения решаются следующие задачи:

- получать знания, которые будут применяться на практике;

-научиться учиться;

- научиться анализировать и решать проблемы;

- учиться у других и вместе с ними;

- сформировать ответственность за собственный учебный процесс.

Основные аксиомы проектного обучения показаны на рисунке 4.

Не только знания, а их применение имеет значение

Рисунок 4 - Базовые аксиомы проектного обучения Figure 4 - The basic axioms of project-based learning

с

Важной особенностью проект-ой деятельности является нали-ие заранее разработанных редставлений о конечном про-укте деятельности, этапов проек-ирования и реализации проекта, ключая оценку производительно-ти.

В соответствии с данным проектом обучение направлено на решение следующих основных адач:

планирование обучения уметь четко определить цель, опи-ать основные шаги для достиже-ия цели, определить результаты);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно его использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- возможность написать письменный отчет, представить и защитить работу, осуществить формирование позитивного отношения к работе [15].

Метод проектов в обучении всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов,

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

индивидуальную или групповую, которая выполняется в течение определенного периода времени. Поэтому учебный процесс строится не в логике дисциплины, а в логике деятельности. Преподаватель становится не просто активным участником процесса, а тьютором и фасилитатором, который сопровождает и активизирует самостоятельную деятельность студентов по решению практически или теоретически значимых задач.

В соответствии с вышеизложенным сформулированы требования к проектной подготовке:

1. Наличие существенной исследовательской задачи или задачи, требующей комплексных знаний, поиск ее решения, ведущий к созданию конкретного продукта.

2. Самостоятельная (индивидуальная и групповая) деятельность студентов.

3. Структурирование содержания проекта (с пошаговыми результатами).

4. Работа над проектом должна осуществляться в рамках жизненного цикла любого проекта (планирование проекта, исследование, разработка, презентация результата).

5. Практическая, теоретическая, когнитивная значимость ожидаемых результатов, оригинальность и новизна результатов (продукта) и пути решения задачи.

6. Как правило, работа должна иметь возможность продолжать и коммерциализировать результаты (совершенствование проектного продукта, решение сопутствующих проблем).

4 Обсуждение (Discussion)

Самостоятельным вкладом слушателя является предложение другой системы по подготовке будущих учителей к осуществлению метода проектов в школе, а также проект по разработке.

5 Заключение (Conclusion)

При подготовке будущих учителей следует ориентироваться на виды компетенций и стандарты профессиональной деятельности,

обеспечивающие качественное выполнение обязанностей. Ориентация на эти стандарты в процессе профессиональной подготовки поможет студенту понять, какие действия, операции и поведение необходимы ему в сфере будущей профессиональной деятельности, а также поможет приобрести профессиональные навыки и умения в области анализа действующего законодательства, нормативных правовых актов, которые в той или иной степени относятся к конкретному социальному проекту. Процесс формирования проектной компетенции является сложным, многоступенчатым. Формирование студента как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериори-зации внешних регуляторов (профессиональных норм и принципов) во внутриличностный план, в результате чего осуществляется формирование системы профессиональных ценностных ориентаций и определяется субъектная позиция будущего специалиста как система его взглядов и

установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.

Для студентов педагогических вузов проектная деятельность может стать эффективным средством профессионального и личностного развития, улучшения окружающей среды и себя. Проективная (или проектная) деятельность относится к категории инновационной, творческой деятельности, поскольку предполагает трансформацию реальности, основанную на соответствующей технологии, которая может быть унифицирована, освоена и усовершенствована.

Субъект этой деятельности, занимающийся проектированием, не только развивается в личностном и профессиональном плане, но и обогащает сферу профессиональной деятельности, выдвигая новые формы и средства решения задачи, и в то же время создает новый круг проблем, которые станут необходимыми в динамике для решения задачи, таким образом, можно наблюдать диалектическую картину развития проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в педагогических вузах -это вид учебной деятельности студентов, при котором студенты вовлекаются в процесс работы над проектом, постигают реальные процессы, используют имеющиеся методики и методы проектирова-

ния (исследования), характеризуют конкретные объекты, описывают виды деятельности, выявляют особенности и характеристики анализируемых объектов, оценивают социально-экономические ограничения и ресурсные возможности.

Библиографический список

1. Гарькина И. А. Данилов А. М. Образовательный процесс с позиции с теории центральных мест // Вестник ПГУАС. Строительство, наука и образование. - 2016. -№ 2. - С. 87 - 90.

2. Гарькина И. А. Тестирование как одна из форм мониторинга знаний студентов // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2017. - №14. - С. 14-20.

3. Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности / А. П. Гладкова : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2017. - 26 с.

4. Емельянова Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. 2016. - № 3. - С. 82-84

5. Ларин С. Н. Жилякова Е. В. Сравнение современных компьютерных сред, предназначенных для контроля уровня знаний обучаемых // Приволжский научный вестник. 2017. - № 1 (17). - С. 69-76.

6. Ларин С. Н. Малков У. Х. Современные подходы к моделированию тестов: система требований, преимущества и недостатки, основные этапы разработки // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. - Том 4. - № 5. - С. 36-38.

7. Позолотина К. В. Белозерова С. И. Чуйко О. И. Анализ применения автоматизированных систем проверки знаний студентов в Хабаровской государственной академии экономики и права / Перспективы развития информационных систем и технологий на Дальнем Востоке : материалы городской научно-исследовательской конференции студентов и школьников (27 ноября 2017 г.). Хабаровск : Хабаровская государственная академия экономики и права, 2015. - С. 3-6.

8. Шевченко Г. С., Торганова О. Н. Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков с целью повышения качества образовательных услуг / Применение современных инструментов для диагностики качества освоения образовательных программ : материалы докладов заочной научно-практической конференции (24 декабря 2015 г.). Тверь : Тверской государственный технический университет, 2016. - 152 с.

9. Русинова Н. П. Условия подготовки студентов педагогического вуза к реализации проектной технологии // Педагогический имидж. 2018. - № 1. - С. 10-12.

10. Русинова Н. П. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов вуза проектной деятельности // Казанская наука: педагогические науки. 2017. - № 6. - С. 82-85.

11. Соколова Г. Ю. Саукова Н. М. Моркин С. А. Использование систем автоматизированного контроля знаний в профессиональной деятельности педагога. М. : Прометей, 2017. - 140 с.

12. Строгонова Е. И. Мокропуло А. А. Адаптивная модель контроля и оценки знаний, обучающихся в условиях компетентностного подхода // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. - № 3. - С. 8-14.

13. Тихонов Е. В. Отечественный и зарубежный опыт мониторинга учебных достижений обучающихся // Академическим вестник. 2016. - № 2 (20). - С. 30-32.

14. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор. 2015. - № 1 (41). - С. 35-40.

15. Шачнева Е. Ю. Теоретические и практические аспекты управления проектной деятельностью студента // Международный журнал экспериментального образования. 2018. - № 4. - С. 20-25.

16. Шишарина Н. В. Теоретические и методологические проблемы инноваций в современном образовании / Н. В. Шишарина // Теоретические и методологические проблемы современного образования : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. М. : Институт стратегических исследований, 2015. - С. 173-177.

E. Y. Nikitina1, K. N. Chalina2

1ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor, doctor of pedagogical Sciences, professor of department of Russian Language, Literature and methods of teaching Russian Language and Literature,

South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0002-7765-5561 Master student, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail:chalina1@bk.ru

THE ESSENCE AND FEATURES OF PROJECT ACTIVITIES IN PROFESSIONAL TRAINING

Abstract

Introduction. The article deals with the essence and features

of project activities in vocational training. Definitions are given: project, method of projects, project activity. The structure of the project and project activities is studied. Also shows the relationship of design, training and research activities in the performance of various types of work. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of the features of project activity in professional training.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of project activities in vocational training; Grouping, comparison and comparison analysis and synthesis of indicators.

Results. Determined what pedagogical conditions ensure the effectiveness of training students of pedagogical specialties to project activities in primary school. The comparative analysis of project and other types of educational activity of students is also presented, specific features of project activity are allocated. The recommendations under consideration are illustrated by examples. Requirements for project preparation were formulated.

Discussion. It is emphasized that the effectiveness is another system of training future teachers to implement the method of projects in the school.

Conclusion. It is concluded that the organization of training of future teachers for the implementation of the method of projects in the school provide effective training of students of pedagogical specialties to the project activities in the primary school.

Keywords: design activities, design learning, testing, training, project activities.

Highlights:

The relevance of mastering the basics of Designing is grounded;

Considered the difference between the training project and the project in general;

Shows the interrelation of project, educational and research activities when performing works of various types;

References

1. Garkina I. A. Danilov A. M. the Educational process from positions of the theory of Central places / Garkina I. A. Danilov A. M. // Bulletin of PGWS. Construction, science and education. - 2016. - № 2. - P. 87 - 90.

2. Testing as one of the forms of monitoring of students ' knowledge / I. A. Garkina // Scientific and practical electronic journal of the Alley of Science. - 2017. - №14. - P. 14 - 20.

3. Gladkova A. P. Formation of research skills of the younger student in extracurricular activities / A. P. Gladkova : the author's abstract. dis. ... kand. PED. sciences'. -Volgograd, 2017. - 26 sec

4. Emelyanova N. B. Project activities of students in the educational process / N. V. Emelyanova // Higher education today. - 2016. - № 3. - P. 82 - 84.

5. Larin S. N. Zhilyakova E. V. Comparison of modern computing environments, designed to control the level of knowledge of trainees / S. N. Larin, E. V., Zhilyakova // Privolzhsky scientific journal. - 2017. - №1 (17). - P. 69 - 76.

6. Larin S. N. Malkov U. H. Modern approaches to test modeling: system requirements, advantages and disadvantages, the main stages of development / S. N. Larin U. H. Malkov // Internet journal "World of science". - 2016. - Volume 4. - № 5. - P. 36 - 38.

7. Pozolotina K. V. Belozerova S. I. Chuiko O. I. Analysis of the use of automated systems for checking the knowledge of students in the Khabarovsk state Academy of Economics and law. Prospects of development of information systems and technologies in the far East: Materials of the city research conference of students and schoolchildren / K. V. Pozolotina S. I. Belozerova O. I. Chuiko - Khabarovsk: Khabarovsk state Academy of Eco-romics and law, 2015. - P. 3 - 6.

8. The use of modern tools for the diagnosis of the quality of development of educational programs: proceedings of the correspondence scientific and practical conference. rver: Tver state technical University, 2016. - 152 PP.

9. Rusinova N. P. Conditions of preparation of students to implement design technology / N. Rusinov p. // educational nature. - 2018. - № 1. - P. 10 - 12.

10. Rusinova N. P. Formation of professional competencies in the process of training students of the University project activities / N. P. Rusinova // Kazan science: pedagogical Sciences. - 2017. - № 6. - P. 82 - 85.

11. Sokolova G. Yu. Saukova N. M. Morkin S. A. the Use of automated knowledge control systems in the professional activity of the teacher / G. Yu. Sokolova N. M. Saukova S. A Morkin . - Moscow: Prometheus, 2017. - 140 p.

12. Strogonova, E. I. Makropoulou A. A. Adaptive model of control and assessment of knowledge, students in the conditions of the competence approach / E. I. Stroganova A. A. Makropulos // Competitiveness in the global world: Economics, science, technology, 2016. - №3. - P. 8 - 14.

13. Tikhonov E. V. Domestic and foreign experience of monitoring educational achievements of students / E. V. Tikhonova // Academic Bulletin. - 2016. - № 2(20). - P. 30 - 32.

14. Fedotova E. L. Productive interaction as a basis of modern educational process / E. L. Fedotova // Humanitarian vector. - 2015. - № 1 (41). - P. 35-40

15. Theoretical and practical aspects of project activity management student / E. Yu. Shachneva // international journal of experimental education. - 2018. - № 4. - P. 20 - 25.

16. Shisharina N. B. Theoretical and methodological problems of innovation in modern education / N. V. Shisharina // Theoretical and methodological problems of modern education: Mat-ly XX international. science.-prakt. Conf. - Moscow : Institute for strategic studies, 2015. - P. 173-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.