Научная статья на тему 'Понятие рефлексивного «я» в психологической науке'

Понятие рефлексивного «я» в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОЕ "Я" / ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО "Я"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Д. В.

В статье представляются результаты теоретического исследования представлений ученых о рефлексивном «Я» в психологии, с целью конкретизации и дополнения понятия рефлексивное «Я». Выделены подходы к определению рефлексивного «Я». Конкретизировано понятие рефлексивное «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие рефлексивного «я» в психологической науке»

Список литературы:

1. Дроздов И.Ф. Являются ли традиции признаком нации? / И.Ф. Дроздов // Вопросы истории. - 1968. - № 3. - С. 83-92.

2. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / В.М. Капчеля. - Кишинев: Изд-во: Штиинца», 1991. - 82 с.

3. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов / Ю.Г. Кустова. - СПб.: «Петербугское Востоковедение», 2000. - 160 с.

4. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей / В.И. Максакова. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 238 с.

5. Мирошниченко В.В. Национальная школа: история и тенденция развития: учебное пособие / В.В. Мирошниченко; авт.-сост. В.В. Мирошниченко. - Абакан: Изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ка-танова, 2007. - 136 с.

6. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / Под ред. проф. Д.И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

7. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: автореф. дисс. ... канд. философ.наук: 24.00.01 / И.С. Сакович. - Нижний Новгород, 2004. - 23 с.

8. Унгвицкая М.А. Хакасские народные тахпахи / М.А. Унгвицкая. -Абакан: Хакасское отделение красноярского книжного издательства, 1980. -132 с.

9. Ховратович Б.М. Современные задачи народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Ч. 1. -Абакан, 1993. - 142 с.

10. Этнопсихологический словарь. / Под редакцией В.Г. Красько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 343 с.

11. Яковлева Л.В. К вопросу о национальной традиции в философии/ Л.В. Яковлева // Человек. Общество. Культура. - Тула, 1988.

ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА: К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена анализу задач, которые стоят перед педагогикой искусства в условиях, сложившихся в современном пространстве куль-

* Декан факультета Искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

туры. В статье рассматривается социальная роль педагогики искусства, ее роль в эмоциональном, интеллектуальном и духовно-нравственном становлении личности, в создании и активном функционировании духовных каналов художественно-эстетической коммуникации, обеспечивающих осуществление идеи универсального межкультурного диалога, анализируются возможности совершенствования системы художественного образования на современном этапе.

Проблема художественно-эстетического образования, воспитания и просвещения, являющая собой основную цель педагогики искусства, отнюдь не нова. Она относится к разряду проблем «вечных», однако, каждое время, каждая эпоха выдвигает свой круг задач, решение которых необходимо для успешного осуществления этого процесса. Тем более, что «основной системообразующей функцией обучения в любом веке, в каждом обществе была передача молодым поколениям содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития» [8, с. 14]. Не требует доказательств то, что художественно-эстетическое образование, воспитание и просвещение на протяжении всего исторического пути развития человечества всегда являлось и является сегодня одним из наиболее эффективных инструментов как эмоционального и интеллектуального, так и духовно-нравственного развития общества. И если образование в целом сегодня интерпретируется как фактор формирования интеллектуального потенциала России, а «от качества интеллектуального потенциала страны зависит уровень ее экономики и характер распределительных отношений, структура выстраиваемых социальных институтов и содержание социализации личности, психологический настрой нации» [11, с. 7], то процесс художественно-эстетического становления личности мы вправе рассматривать как значимый фактор сохранения и приумножения духовного потенциала отечественной культуры, которая «как и язык, - явление общественное, то есть социальное» [6, с. 5].

Не требует также доказательств и то, что каждый инструмент требует постоянного совершенствования, поскольку он должен максимально соответствовать национальным особенностям той культуры, в пространстве которой осуществляется процесс художественно-эстетического образования, воспитания и просвещения, а также характерным особенностям этапа ее развития, определяющим круг задач, требующих решения. Сегодня очевидно, что в новых социальных, культурных и экономических условиях, характерных для эпохи глобализации, система художественно-эстетического образования, воспитания и просвещения переживает период серьезных преобразований. Для современного этапа развития педагогики искусства характерны: устремленность к единому мировому художественно-образовательному пространству, поиск путей реформирования сложившихся образовательных моделей, перевода их на инновационный путь развития. Этим определяется

широкое проблемное поле, открывающееся перед педагогами-исследователями, которые испытывают возрастающую потребность в разработке новых художественно-образовательных моделей, адекватных запросам времени и способствующих созданию многоуровневости и вариативности художественно-эстетического образования, воспитания и просвещения, так как «выявление и приумножение духовного потенциала личности - это основной приоритетный вектор движения современного музыкального образования» [7, с. 139].

Естественно, что в условиях глобализирующегося мира педагогика искусства не только призвана сохранять самобытность и неповторимость национальной культуры, что всегда являлось и является одной из важнейших ее задач, но и обращена к чрезвычайно значимой на современном этапе проблеме - созданию условий для постоянного, активного функционирования духовных каналов художественно-эстетической коммуникации, способствующих осуществлению взаимообогащающего межкультурного диалога. Это ориентирует современного педагога-исследователя на постоянное расширение художественно-образовательного пространства, внедрение современных образовательных технологий, совершенствование методов организации учебно-воспитательного процесса. А, следовательно, требует разработки новых подходов как к качеству художественного образования, так и выявлению критериев и параметров, соответствующих приоритетным направлениям социокультурного развития России и актуальным вопросам ее интеграции в пространство мировой культуры. Органичное единение науки и художественно-эстетического образования рассматривается как мощный фундамент, на котором строится новое педагогическое пространство.

Это требует, в первую очередь, совершенствования процесса подготовки студентов, будущих представителей педагогики искусства, к научной деятельности, обращения в этом процессе к постижению сущности научного познания, к изучению принципов и методов научной деятельности, изучению и анализу специфики гуманитарного знания. Очень важно, чтобы будущие исследователи в области педагогики искусства осознавали значимость искусства как «формы воплощения антропосоциальных отношений» [3, с. 102], были знакомы с традициями русской и мировой культуры, поскольку «сравнение жизней отдельного человека и больших социальных общностей позволяет провести некоторые аналогии» [9, с. 3]. Им необходимо понять всю сложность взаимоотношений культуры и общества на современном этапе развития России, чтобы осмыслить, «что и как происходило со страной, населяющими ее народами и государством» [10, с. 3] в последние десятилетия. Значительное внимание должно быть уделено изучению психологии художественного творчества, поскольку «глубинные зна-

ния могут приходить только на базе понимания общих, базовых законов творчества во всех его видах» [4, с. 4]. Молодой ученый должен быть ознакомлен с основными категориями и принципами познания, сущностью и структурой познавательной деятельности, аксиологической составляющей ее, обладать сформированной системой ценностей, определяющей ход и направленность научного исследования. Необходимо также ознакомление с методологией научной работы, современными подходами к ней, поскольку подготовка высокопрофессиональных научно-педагогических кадров сегодня предполагает философское осмысление той сферы, в которой будет осуществляться научное исследование, выявление сущностных особенностей научной деятельности в этой сфере познания, ее взаимосвязи с национальной и мировой культурой, с социальными процессами, происходящими в общественной жизни. А это подводит к необходимости владеть системным подходом, знать и понимать законы самоорганизации и саморазвития сложных систем, то есть обладать знаниями о синергетике.

Этнопсихологические проблемы, межконфессиональные противоречия, сложности, связанные с процессами самоидентификации личности в современном пространстве культуры неизбежно обращают современного педагога в процессе научно-исследовательской деятельности к различным областям знания, что требует значительного расширения традиционных рамок, ограниченных определенным количеством профессиональных знаний, умений и навыков, и обращению к личностно-ценностному осмыслению и оценке широкого спектра познания, включающего философский, психологический, культурологический, социологический и другие аспекты научного исследования. Формирование и развитие способностей анализировать, осмысливать, сравнивать, интерпретировать изучаемый материал является обязательным компонентом подготовки будущего педагога-исследователя к научной деятельности. Требования, выдвигаемые в процессе подготовки современных студентов к исследовательской деятельности, непосредственно затрагивают профессорско-преподавательский состав. Необходимо создание возможностей для повышения квалификации преподавателей вуза, осмысления ими новых задач, ориентации на стимулирование творческой активности и самостоятельности студентов, расширение их кругозора, устремленность к новому знанию. Большое значение приобретают способы и методы вовлечения студентов в активную самостоятельную работу, создание дискуссионного поля в процессе проведения семинарской работы, поиск новых форм преподавательской деятельности, направленных на формирование креативной личности, гибко реагирующей на запросы времени. Переход от монологического стиля общения к диалогическому происходит в системе образования медленно и болезненно, однако, сегодня необходимость такого перехода очевидна, что является для многих преподавателей основой

для пересмотра собственных педагогических концепций и обращения к новым педагогическим технологиям. «Художественная культура выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей проявляющаяся в разных видах искусства, функционально воздействуя на личность» [2, с. 98]. Для достижения успеха в процессе подготовки научных кадров в области педагогики искусства необходимо создание инновационных образовательных программ, факультативных курсов, рассчитанных на формирование у будущих исследователей значительного объема общекультурных компетенций, способствующих росту познавательного интереса и познавательной активности в различных областях знания, развитию способностей к аналитическому мышлению, философскому осмыслению изучаемого материала, обобщению его, выдвижению собственных идей, гипотез, концепций. «Научить чему-либо важно, но на современном этапе развития культуры явно недостаточно» [1, с. 167]. Широкий кругозор, способность интегрировать полученные знания в сферу профессиональной деятельности является стартовой площадкой, на которой начинается плодотворная научно-исследовательская работа, возникает постоянная потребность в обретении нового знания, в постижении новых ракурсов изучаемых проблем.

Значительным фактором развития и совершенствования системы художественного образования является осознание неразрывности традиции и новации - диалектического единства, обеспечивающего целостность научно-образовательного пространства, способствующего осуществлению преемственности и обновления в процессе подготовки научно-педагогических кадров, поскольку сама «жизнь предъявляет новые требования к образованному человеку» [5, с. 115]. Нарушение равновесия в антитезе традиция -новация, как показывает исторический опыт, является источником возникающих системных кризисов, что определяет чрезвычайную значимость взаимодействия всех звеньев образовательной системы: студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава. Обеспечение неразрывности в этой цепи составляет обязательное условие успешного функционирования образовательной системы. Таким образом, проблема совершенствования художественного образования на современном этапе требует выдвижения и решения следующего круга задач:

- расширения рамок профессиональной подготовки молодых ученых, вовлечения их в сферу философского осмысления профессии как фундамента научно-исследовательской деятельности;

- выявления круга приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности молодых ученых, включающих различные аспекты, актуальные на современном этапе;

- создания широкомасштабного диалога между всеми звеньями образовательной системы - студентами, аспирантами, профессорско-преподавательским составом;

- вовлечения студентов и аспирантов в широкое исследовательски-дискуссионное поле, способствующее повышению уровня мотивации к научно-исследовательской деятельности;

- обеспечения условий для творческого взаимодействия на всех уровнях образовательной системы;

- выявления механизмов профессиональной коммуникации как между вузами России, так и на международном уровне;

- разработки критериев и параметров экспертной оценки результатов научно-исследовательской деятельности молодых ученых;

- расширения возможностей для публикации результатов исследовательской деятельности молодых ученых;

- выявления механизмов финансовой и информационной поддержки научных программ.

Список литературы:

1. Ануфриев Е.А. Развитие творческо-познавательной деятельности студентов в классе основного музыкального инструмента / Е.А. Ануфриев. -Казань: Казанская наука, 2010. - № 5. - С. 167-171.

2. Ануфриева Н.И. Музыкальное образование как феномен отечественной художественной культуры / Н.И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. - М., 2012. - № 1. -С. 96-99.

3. Варламов Д.И. Онтология искусства / Д.И. Варламов. - М.: Композитор, 2011. - 316 с.

4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева. - М.: Академический проект; Культура, 2005. - 304 с.

5. Корсакова И.А. Философско-эстетическая подготовка в музыкально-педагогическом образовании / И.А. Корсакова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 6 (12). Ч. 1. -С. 115-118.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство. - СПб., 2008. - 414 с.

7. Мелешкина Е.А. Фортепианный сюитные циклы эпохи романтизма с позиций новаторских преобразований в искусстве XXI века / Е.А. Мелеш-кина // Исторические, филологические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов. Грамота, 2012. - № 11 (25): в 2-х ч. Ч. II. - С. 137-139.

8. Неменский Б.М. Искусство как форма познания и организации жизни (проблемы художественной педагогики) / Б.М. Неменский // Международный альманах. Гуманитарное пространство. Том 1. - М., 2012. - 100 с.

9. Российская цивилизация: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.П. Мчедлова. - М.: Академический проект, 2003. - 656 с.

10. Семененко И.С. Россия ХХ - начала XXI века. Культура и общество / И.С. Семененко. - М.: Просвещение, 2011. - 496 с.

11. Шереги Ф.Э. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф.Э. Шереги, В.И. Савинков. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.