УДК 37.035.6:373.2
ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
С. А. Дёркина, О. Р. Титова
Центр развития ребёнка — детский сад «Солнышко» г. Сорска Республики Хакасия
Своеобразие сегодняшней ситуации в том, что, с одной стороны, подрастающее поколение овладевает общемировой культурой, знакомится с обычаями и традициями разных народов, с другой — происходит пробуждение национального самосознания, интерес к культуре своего народа, желание знать больше о своём происхождении. Именно поэтому так важно воспитывать детей не только школьного, но и дошкольного возраста в духе национальных традиций и культуры.. Сохранение традиций и обычаев хакасского народа, уважение к его культуре служит основой формирования и воспитания личности современного жителя нашей республики. В традициях хакасов — воспитание доброго, скромного, милосердного, уважающего старших и помогающего младшим, честного, верного дружбе и бескомпромиссного к врагам гражданина. Шагам, предпринимаемым в этом направлении коллективами детских садов г. Сорска Республики Хакасия, посвящается данная статья.
Ключевые слова: подрастающее поколение, народные традиции, национальная культура, национальное самосознание, родной язык, самобытность, хакасский народ.
Не секрет, что современная культура, как и политика и мир в целом, имеет тенденцию к глобализации. В наше время большинство молодых людей, вне зависимости от места проживания и этнической принадлежности, носят одинаковую одежду, слушают одну и ту же музыку, являются потребителями одних и тех же (часто не самых лучших) продуктов массовой культуры. Общаясь в социальных сетях, ориентируясь на образцы скандального поведения разных «звёзд», дети снижают требования к себе, могут вести себя неадекватно. Стабилизирующий эффект достигается при усвоении национальной культуры, соблюдении национальных традиций, формировании нравственного здоровья. Например, общение, не только межличностное, но и межнациональное, будет успешней при условии, если подрастающее поколение овладело кладезем народной мудрости в процессе воспитания на народных традициях, если знает свои истоки, гордится прошлым своего народа.
По мнению Л. В. Анжигановой, одной из важнейших основ воспитания у подрастающего поколения нравственности служат принципы народности. Иначе говоря, обучать, воспитывать и строить всю систему образования необходимо, учитывая психологию, язык, культуру народа, опираясь на традиции и национальные особенности этноса [1].
Л. В. Анжиганова, В. Я. Бутанаев и другие учёные сходятся во мнении о том, что хакасским народом в повседневной жизни на протяжении веков разрабатывались и проверялись основные педагогические идеи и оптимальные методы, приёмы воспитания подрастающего поколения. Лучшие педагоги мира (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский и др.) в основу своих трудов по педагогике положили в виде исходной, отправной точки именно народные педагогические заповеди. Мировоззренческая основа народной педагогики основывается на вековых заветах предшествующих поколений, поддерживающих непрерывное эволюционное движение народа [1-5]. Именно эта мысль, по нашему мнению, заложена в хакасскую пословицу: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной» [6].
Как отмечает В. Я. Бутанаев, национальная хакасская педагогика считает, что главная цель - сохранить историческое бессмертие нации, хакасского народа. По нему, очевидно то, что только дети могут помочь достигнуть этой цели и реализовать самые высокие помыслы народа [4]. Именно об этом говорится в хакасской пословице: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках» [6]. Однако бессмертие человека, как и бессмертие народа, достигается только в том случае, если дети правильно воспитаны. «Воспитание - бесценное богатство», которое определяется народной мудростью, поэтому смысл существования народа состоит в том, чтобы воспитать подрастающую смену, подготовить детей к труду и взрослой жизни [6].
Крайне важно для подрастающего поколения, чтобы семья и окружающие люди с уважением относились к национальным традициям, соблюдали их. К сожалению, многие современные семьи, особенно городские, не знают о своих национальных корнях. Поэтому не только школа, но и детский сад должны воспитывать детей и их семьи в народных традициях, напоминая об обычаях, обрядах и традициях народа коренной национальности.
Л. В. Анжигановой и В. Я. Бутанаевым [1; 5] отмечается, что, начиная уже с раннего возрата, дети в хакасских семьях воспринимают родную культуру, если слышат материнские колыбельные песни, слушают бабушкины сказки, отгадывают загадки, задаваемые старшими братьями и сестрами, стараются понять суть пословиц и поговорок, которые слышат от мудрых людей. Для того чтобы чему-то научиться, приобрести жизненный опыт, ребёнок может совершать ошибки, но сам же должен эту ошибку определить и исправить её. Детям мягко указывалось на невозможность совершения дурных поступков и отрицание качеств, не красящих человека, таких как воровство, убийство, клевета, ложь, зависть, злоба. В хакасских семьях уже с малых лет детей учили почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседы взрослых, оказывать услуги без надежды на то, что их за это похвалят. В традиции хакасского народа не допускались физические наказания детей.
Далее мы будем говорить о том, насколько успешно в детских садах города Сорска Республики Хакасия осуществляется воспитание детей на национальных традициях, как происходит знакомство наших воспитанников с хакасской культурой. Следует сказать, что включая в образовательно-воспитательный процесс элементы тех или иных народных традиций, педагогические коллективы дошкольных учреждений избегают поверхностного, формального подхода знакомства с ними, так как такой путь, по нашему глубокому убеждению, не гаран-
тирует устойчивого интереса детей к усвоению народных обычаев. Поэтому в содержание таких разделов дошкольного образования, как ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, физическая культура, нами обязательно включаются пункты, связанные с элементами культуры и национальных традиций не только народов России, но и коренного народа родного для нас и наших детей края - Хакасии.
Особое внимание на занятиях с детсадовцами мы уделяем хакасским поговоркам, пословицам, сказкам, в которых сконцентрирована вековая народная мудрость, в лаконичной ненавязчивой форме отлиты поведенческие постулаты, даются мудрые советы, возможные к применению в разных жизненных ситуациях, оцениваются те или иные поступки людей и т. д.
В дошкольных учреждениях нашего города проводятся тематические дни, недели, городские и муниципальные праздники, посвященные истории, традициям и культуре Хакасии. Огромную возможность для постижения культуры хакасского народа предоставляют городские музей и детская библиотека. В детских садах города есть свои мини-музеи, работают тематические кружки: «Родной край», «Народные хакасские игры и состязания», «Природа родного края», «Традиционные праздники родного края». Изучая хакасские фольклорные произведения, дети начинают понимать особенности склада мышления, присущего хакасскому народу, начинают ценить и понимать значение и красоту поэтического слова в судьбе народа и жизни каждого его представителя. Хакасские мифы, сказки, легенды, сказания перестают быть просто красивыми былями и небылицами, но умело, со знанием дела и самое главное - преподнесенные в доступной для детей дошкольного возраста форме раскрывают глубинный смысл и мудрость, заложенные их авторами [7]. Нельзя не согласиться с мнением В. Я. Бута-наева о необходимости уметь вслушиваться в слова песен, понимать смысл обычаев, образов и верований народа, без которых трудно понять закономерности развития истории и культуры народа [3].
Хакасские сказки, легенды, мифы, сказания, будучи образными, но простыми для их понимания, не вызывают затруднений у детей при знакомстве с ними, бесспорно, являются хорошей базой для формирования и развития у дошкольников первоначальных нравственных представлений. Слушание и доступный для детей данного возраста анализ фольклорных текстов помогают пробудить детскую фантазию, побуждают их к проявлению собственного творчества [7].
Одним из самых эффективных методов воспитания и обучения является использование фольклора, дающего богатый материал, накопленный народом на протяжении столетий. Так, изучая устное народное творчество хакасского народа, знакомясь с его сказками, песнями, пословицами, поговорками, дети проникаются ценностью и богатством языка и культуры этого народа. Фольклорные произведения изучаются на занятиях, на основе их содержания проводятся также разные воспитательные мероприятия. Необходимость и ценность их изучения подтверждается откликами детей как на самих занятиях и мероприятиях, так и после них: это выражение восхищения детьми отвагой и мужеством фольклорных героев, их добрыми поступками, справедливостью, это проявление одобрения, когда персонажи произведений помогают слабым и обиженным и, напротив, радости, если отрицательный герой не остался безнаказанным. Таким образом, к детям приходит понимание, что добро, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность - все это черты, вызывающие почтение, одобрение и уважение окружающих, а зло, обман, беззаботность, трусость, измена и другие отрицательные черты осуждаются людьми.
Произведения народного творчества - богатейший источник для познавательного и нравственного развития детей. Самыми известными героическими сказаниями хакасского народа являются «Албынчы», «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Палазы чох Ах Хан», «Алтын Чус», «Ы ах ой хулун», «Чабал Ах Хан» и др. Особенностью произведений хакасского эпоса является то, что они сочетают поэтический текст и музыку. Хайджи (народные сказители, певцы-исполнители) передают в своем пении особенности характера героев, а в музыкальном ритме и напевности - события, происходившие в далекие времена [8]. На занятиях по изучению произведений хакасского эпоса дети учатся определять границы между добром и злом, понимают, например, что Албынчы - это герой отважный, храбрый, который не боится трудностей и невзгод. Кроме того, малыши начинают понимать, что в трудных ситуациях всегда можно обратиться за помощью к близким людям, как это делает герой одноименного сказания. Роль Албынчы в воспитании многих положительных черт (мужественности, храбрости, доброты, отзывчивости и др.) в формирующемся характере детей, которые не должны причинять зла другим, становится очень весомым. Весьма важно также и то, что героями хакасского эпоса являются не только богатыри, но и богатырки. Например, храбрая и верная Алтын Арыг любит свой народ и беспощадна к его врагам. По итогам знакомства с произведениями хакасского героического эпоса детям предлагаются разные задания: нарисовать героев героических сказаний, вылепить из пластилина понравившихся им героев хакасского эпоса, сделать поделки [8].
В народной педагогике хакасов широко использовались игры, большинство которых опирались на хозяйственную деятельность взрослых. Игры помогали детям усвоить разнообразные трудовые навыки. Именно в игре ими преодолевались первые трудности, вырабатывалась воля, проявлялась хозяйственность и деловитость. Игрушки хакасских детей символизировали домашних и диких животных, а дети играли в чабанов, охотников, рыбаков, отважных воинов и т. д. Подвижные игры развивали физические качества детей, вырабатывали смелость, стойкость, сообразительность [4].
В хакасские народные игры играют с удовольствием и наши воспитанники. Широко применяются нами игры хакасского народа на праздниках, на занятиях по физической культуре, во время прогулок на свежем воздухе. Играя, дети начинают быстрее бегать, выше прыгать, становятся ловчее, сильнее, выносливее.
О. Г. Тобурчинова считает, что главным средством, на основе применения которого воспитывались хакасские дети, являлся физический труд. Даже в древности хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера, опытные скотоводы и охотники. Стараясь подчеркнуть духовное и нравственное совершенство человека, хакасы говорили, что он умеет и любит трудиться [9]. Так, в одной из хакасских пословиц по этому поводу утверждается: «Хорошего коня делает путь, хорошего человека - работа» [6]. Хакасские дети начинали посильно работать с самого раннего возраста. Воспитание детей в хакасских семьях издревле осуществлялось в совместной с взрослыми трудовой деятельности. Это закладывало в сознании подрастающего поколения мысль о том, что труд является необходимым условием жизни человека. Очень важным у хакасского народа считалось трудовое воспитание именно в кругу семьи, так как при добром и внимательном отношении родных дети рано учились сотрудничать, признавать приоритет семейных, а не личных интересов, активно стремились к достижению общей цели: помогать родителям в их заботах и радоваться вместе со всеми. Мальчиков, только научившихся ходить, учили держаться в седле, а в семь-восемь лет им уже поручали пасти скот. Подростков учили заготавливать корма для домашних животных, охотиться. Матери и старшие сестры учили девочек вести домашнее хозяйство: поддерживать чистоту в юрте, выделывать шкуры, ткать, готовить различные блюда и прочее. Уже в тринадцать-четырнадцать лет и девочки, и мальчики были самостоятельными и могли взять на себя ответственность за всю семью, а в шестнадцать-семнадцать детей считали уже взрослыми и готовыми к созданию семьи [5; 9].
Сегодняшние условия жизни сильно отличаются от традиционного хозяйственно-бытового и семейного уклада хакасов, однако трудолюбие и хозяйственная смекалка так же необходимы человеку, как и прежде. Некоторыми идеями и методами трудового воспитания, опробованными народной педагогикой, мы пользуемся и сегодня. Так, на занятиях изобразительной деятельности и окружающего мира наши воспитанники знакомятся с устройством юрты, традиционной одеждой и обувью хакасов, национальной кухней, ремеслами. На этих занятиях мы учим детей готовить простые хакасские блюда, лепить, делать аппликации, рисовать, используя хакасские узоры. Дети с удовольствием посещают городской музей, где их знакомят с народной хакасской вышивкой, резьбой по дереву, а со своими поделками участвуют в выставках городского Дома детского творчества.
Заботились хакасы и о нравственном совершенствовании подрастающего поколения. Об этом, в частности, свидетельствуют хакасские пословицы, которые передают содержание своеобразного нравственного кодекса народа. Приведем часть из них:
- «До смертного одра не делай зла и не береги добра».
- «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти».
- «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика».
- «Старшим место уступай, младшим помощь подавай».
- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води».
- «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай».
- «Ум крепко, а язык коротко держи» [6].
Эти заповеди наполнены глубоким, общечеловеческим смыслом и вполне актуальны как сегодня, так и в будущем. Ведь, наверное, каждому педагогу и родителю хочется воспитать доброго, бескорыстного, уважительного, верного, мудрого и неболтливого человека.
Немалую роль в воспитании детей играет и музыка. Современная хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов, сочинения которых сочетаются с огромным историческим опытом самобытной хакасской культуры, с опытом мировой музыкальной классики, а также одноголосием, лежащим в основе национальной музыкальной культуры, с достижениями мировой музыки в области гармонии, а также народными ладами [10].
У истоков композиторства Хакасии стоит известный композитор А. А. Кенель. Развивающаяся музыкальная культура республики нуждалась в человеке, обладающем профессиональными знаниями, энтузиасте национального искусства. Именно таким человеком стал для Хакасии А. А. Кенель. Вершиной творчества музыканта и композитора стала первая хакасская опера-легенда «Чанар хус», созданная по мотивам народного эпоса.
Ярким явлением в национальной музыкальной культуре хакасского народа стало творчество еще одного известного композитора - Г. И. Челборакова, автора первого хакасского балета «Прекрасная Пахта», созданного по мотивам хакасской легенды. Мелодии Г. И. Челборакова производят на слушателей впечатление уже знакомых. Такое ощущение появляется потому, что они яркие и простые для запоминания. Немалую роль в таком характере восприятия играет опора на широко бытующие интонации народных песен. Но этот разнородный материал творчески переосмыслен композитором, облагорожен и художественно обобщен. Фольклорный материал стал почвой для поиска новых интонационных и образных решений. Опера Г. И. Челборакова «Горная девушка» так же, как опера А. А. Кенеля «Чанар Хус», явилась сочетанием особенностей хакасского эпоса и интонаций хакасской песенной культуры с общеевропейскими классическими музыкальными формами [10].
Татьяна Федоровна Шалгинова - еще один из известных хакасских композиторов, она является автором музыки почти к 40 спектаклям театров Хакасии и России. Яркие художественные образы пьес, рассказывающие о живописной природе древней Хакасии, обычаях хакасского народа, прочно вошли в репертуар школьных программ, педагогическую практику детских музыкальных школ, школ искусств, музыкального колледжа, Института искусств ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Композиции Татьяны Федоровны широко используются в концертной деятельности республиканской филармонии [10]. На занятиях по музыке наши дети не только с удовольствием слушают музыку хакасских композиторов, но и также с удовольствием поют детские песни на их мелодии.
Таким образом, для того чтобы успешно воспитывать подрастающее поколение, опираясь на национальные традиции, коллективы дошкольных учреждений г. Сорска Республики Хакасия на практике реализуют организационные и методические приёмы работы с детьми детсадовского возраста. Например, педагоги нашего детского сада «Солнышко» составляют перспективные планы, разрабатывают конспекты непосредственной образовательной деятельности, занятий кружков, праздников, мастер-классов совместно с родителями. Для содержательного наполнения занятий мы ищем нужные, интересные и познавательные материалы как в литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источниках, так и в сети Интернет.
Педагогическая мудрость гласит: «Дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребёнок встречается с враждебностью, он начинает драться; если ребёнка постоянно стыдят, он становится робким; а если ребёнка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире». Воспитание на народных традициях, знакомство с народной культурой позволяют детям успешней осваивать культурное пространство как родного региона, так и страны в целом. Занятия и воспитательные мероприятия, содержанием которых являются произведения народной культуры, знакомят детей с образом жизни коренного населения, раскрывают яркую самобытность культуры народа, помогают узнать культуру других народов. Раскрыть личность ребёнка можно только при условии включения его в пространство культуры родного народа и народа, с которым ребёнок живёт в соседстве, а также мировой культуры в целом.
Воспитание детей в нашем детском саду направлено на то, чтобы ребёнок усвоил, что он - носитель корней своего народа, ему присуща национальная самобытность; он владеет всеми богатствами родного языка, неотделим от национально-духовной культуры родного народа.
В настоящее время педагогические наука и практика отмечают рост национального самосознания, возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В связи с этим возникла необходимость не только прогнозировать, но и реализовывать богатый потенциал национальных традиций, обычаев, воспитывать интерес к родной культуре, научить детей осознавать себя носителями родной национальной культуры. Сейчас в Республике Хакасия, да и в других регионах России, идёт активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Очень важно строить настоящее, основываясь на прошлом. Воспитание на народных традициях делает детей особенными, помогает им сохранить свою самобытность в сегодняшнем мире, в котором всё движется к глобальному единообразию.
Библиографический список
1. Анжиганова, Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов: учеб. пособие / Л. В. Анжиганова. - Абакан: НМЦ народного творчества. 1995. - 58 с.
2. Бутанаев, В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996 -224 с.
3. Бутанаев, В. Я Хакасы: этнографический очерк / В. Я. Бутанаев. - М.: ИНСАН, 1995. - 83 с.
4. Бутанаев, В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов / В. Я. Бутанаев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 206-221.
5. Бутанаев, В. Я. Этническая культура хакасов: учеб. пособие / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1998. - 317 с.
6. Мудрое слово. Хыйга сос. Хакасские пословицы и поговорки / сост. У. Н. Кирбижекова, перевод Я. Козловского. - Абакан: Хакасское отд-ние Красноярского кн. изд-ва. - 1976. - 125 с.
7. Хакасские народные сказки / составление, подготовка текстов, перевод, примечания, комментарий, указатель и словарь Е. С. Тороко-вой; вступ. статья: Е. Н. Кузьмина, Е. С. Торокова; музыковедческая статья Г. Б. Сыченко; ред. Е. П. Войтенко и др. - Новосибирск: Омега принт, 2014. - 769 с.
8. Унгвицкая, М. А. Хакасское народное поэтическое творчество / М. А. Унгвицкая, В. Е. Майногашева. - Абакан: Хакасское отд-ние Красноярского кн. изд-ва. - 1972. - 310 с.
9. Тобурчинова, О. Г. Трудовые традиции воспитания и современность / О. Г. Тобурчинова. - Абакан, 2008. - URL: http://festival.1september.ru/articles/581248/ (дата обращения: 14.09.2018).
10. Хакасское музыкальное творчество на уроках музыки в школе: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / авт.-сост.: Н. П. Шишлянни-кова, Л. Ю. Мазай; под ред. Н. П. Шишлянниковой. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2009. - 164 с.
© Дёркина С. А., Титова О. Р., 2018
УДК 37.025.8:372.881.161.1
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ КОДИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЕГО МЕТОДИКЕ
Н. В. Кудряшова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье актуализирована эйдетическая визуализация как наглядное и экспрессивно-выразительное средство преподнесения учебной информации, облегчающее восприятие и запоминание учебного материала и способствующее результативности коммуникации между обучающим и обучаемыми. Представлено такое средство дидактической инфографики, как эйдетические рисунки.
Ключевые слова: дидактическая информационная графика, эйдетические рисунки, рисунок-символ, рисунок-образ.
Наличие большого объёма разноаспектной информации в современном мире усиливает тенденцию к её сжатию, сокращению, преобразованию, то есть передаче не только вербальными, но и визуальными и вербально-визуальными методами (способами). В небольшие промежутки времени требуется обработать большое количество информации, в связи с чем актуальным становится умение творчески подходить к самому процессу пред-