комплексность, гуманизм, сотрудничество, гибкость, завершённость. Если творение игровой программы сравнить с рождением на небосклоне игры нового созвездия, то мы должны увидеть в нём звёзды - цели, потребностей детей, сотворчества, заботы, красоты, тайны, непредсказуемости. Взаимодействие света этих звёзд сделает созвездие особенно ярким, заметным на небосклоне игры.
Литература
1. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребёнка: от прошлого к настоящему: учеб. пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.
Г. В. Радченко, И.Н. Соколовская
Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов
Всё чаще в психолого-педагогической литературе упоминается о том, что современный мир требует от школьников и выпускников умения ориентироваться в потоке информации, анализируя и решая огромное количество разного рода задач. В связи с этим одной из приоритетных задач образования становится развитие исследовательских навыков обучающихся. Педагоги-практики убеждены, что наиболее успешным будет тот ученик, который не только владеет базовыми знаниями по учебным предметам, но и имеет высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
По форме организации лицей является учебным заведением, которое в своей деятельности ориентируется главным образом на работу с одаренными детьми. Так, реализация деятельностного подхода в рамках лицейского образования с учетом профильности приводит к формированию у учащихся потребности не только приобретать и применять полученные знания, но и самим учиться вырабатывать их, что, безусловно, не может не отражаться на организации учебно-научно-исследовательской, в том числе и проектной, деятельности лицеистов.
Подчеркнем, что научно-исследовательская деятельность лицеистов - это своего рода «ключ» к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к развитию у них стремления самосовершенствоваться. Именно этот вид деятельности способствует формированию общественно-важных качеств личности учащихся, таких как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы. Большинство учащихся,
успешно занимающихся проектно-исследовательской работой в лицее, продолжают заниматься ею уже будучи студентами различных вузов, обучаясь на бакалавриате, в магистратуре, аспирантуре. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту исследовательская или проектная работа - это обязательная часть подготовки каждого выпускника.
Обратимся к истории вопроса. Известно, что как вид интеллектуальной деятельности «проект» появился в XX в. в Америке, и довольно быстро получил распространение, тем самым став одним из востребованных в педагогической среде. Первоначально данный способ интеллектуального познания действительности называли «методом проблем», а его авторство приписывали философу и психологу Дж. Дьюи, который считал, что в ходе обучения целесообразно использовать так называемые «проблемы», т. е. конкретные ситуации из реальной жизни учеников, вызывающие у них личный интерес. По сути, дети должны научиться решать проблемы, значимые для них в практическом смысле, и, применяя доступные им знания, получать ощутимый и реальный результат.
На сегодняшний день работа по созданию и реализации проектов становится «определяющей чертой современного мышления, одним из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех её аспектах, связанных с творческой деятельностью» [1, с. 24].
Современное понятие «учебный проект» несколько отличается от предлагаемой Дж. Дьюи концепции «метод проблем». Однако его использование в организации учебной деятельности учащихся не теряет своей актуальности. Ведь он, как и прежде, до настоящего времени выполняет следующие функции: способствует развитию мотивации и интереса учащихся к решению проблемных вопросов, поиску противоречий и применению полученных знаний на практике. Иными словами, «учебный проект» является связующей нитью между теорией и практикой.
В связи с активным применением учебных проектов педагогами на практике существует несколько подходов к его определению, что, в свою очередь, находит отражение в психолого-педагогической, нормативной и методической литературе. Однако большинство авторов сходятся в том, что учебный проект - это самостоятельное развёрнутое решение учеником или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера. Функционально для ученика учебный проект предоставляет возможность не только раскрыть свой творческий потенциал, но и осуществить поиск решения интересующей проблемы, ответа на волнующий вопрос. Эта форма деятельности способствует: проявлению индивидуальности ученика, в том числе и в условиях работы в группе; проверке собственных сил и возможно-
стей; получению готового «продукта» - результата, его презентации. Для учителя же учебный проект - это «интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность» [4].
Согласно Е.С. Полат [2, с. 64], «учебные проекты» делятся на несколько типов. По доминирующей деятельности: информационный - направлен на поиск информации и её дальнейшее преобразование, а именно: анализ, обобщение, презентация; исследовательский - предполагает наличие продуманного четкого аппарата исследования и конкретной проблемы, которую надо постараться решить; творческий - наиболее индивидуален, позволяет максимально учитывать возможности и интересы каждого лицеиста, например, в форме представления «продукта» - рисунка, создание буклета, компьютерной презентации и др.; прикладной или практи-ко-ориентированный - предполагает наличие четко обозначенного результата деятельности каждого из участников проекта, ориентированного на реализацию их социальных интересов. Так, лицеисты могут разрабатывать макет газеты, сценарий спектакля, проект закона и др. По предметно-содержательной области: монопредметные; межпредметные; надпредметные. Кроме того, Е.С. Полат выделяет учебные проекты по продолжительности реализации (от кратковременных, занимающих, например, один урок, до длительных, которые осуществляются от месяца и более) и количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).
Интересен тот факт, что существуют и другие классификации учебных проектов. Так, например, Н.Ю. Пахомова, по ведущей деятельности выделяет следующие виды: поисковый; исследовательский; технологический; имитационный; конструирующий; творческий [3, с. 18].
Кроме того, образовательный потенциал учебных проектов в развитии исследовательских навыков лицеистов заключается еще и в том, что в процессе работы над проектом обучающийся реализует определенные этапы: проблематизацию, целеполагание, планирование, реализацию и рефлексию.
Таким образом, в ходе работы над проектом у лицеиста развиваются следующие исследовательские умения и навыки: определение проблемы исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотезы; постановка цели и задач исследования; поиск необходимой информации; определение наиболее эффектив-
ных методов достижения цели; создание модели объекта, в которой будут учитываться его существенные характеристики; экспериментирование; приобретение опыта работы с информационными компьютерными технологиями и устройствами; обработка данных, полученных опытным путем, в ходе эксперимента; качественный анализ полученных результатов.
Отличительной особенностью реализации учебных проектов в условиях лицея является их апробация, в связи с чем для лицеистов организуются научно-практические конференции. Безусловно, защита своего проекта на НПК - важный момент для лицеиста: он составляет отчет о проделанной работе, готовит публичное выступление и стенд, выслушивает замечания и комментарии к своему проекту как от «экспертной комиссии», так и от слушателей. Каждый учебный проект, презентованный на лицейской НПК, оценивается в соответствии с определенными критериями.
В связи с этим предполагаем, что учебный проект может являться универсальным средством для развития исследовательских навыков лицеистов. Так, в ходе исследования мы планируем осуществить подтверждение данной гипотезы.
Список литературы
1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 23-29.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 1999.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в ОУ: учеб. пособие. -М.: АРКТИ, 2003.
4. Психолого-педагогические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [Электр. ресурс. - иКЬ: http://festival.1september.ru/articles/589063/; (дата обращения: 02.03.2016).
И. Н. Соколовская
Речевая культура как компонент профессионализма преподавателя вуза
В процессе организации взаимодействия со студентами перед преподавателем вуза стоят две задачи: во-первых, он должен быть «услышан», а во-вторых, правильно понят. В связи с этим соблюдение им во время коммуникации педагогического такта и основ делового педагогического общения играет важную роль. Ведь речь преподавателя - это не просто его главное «орудие» на лекции, но и «образец, сознательно и бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый студентами, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [1, с. 102].