Научная статья на тему 'Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов'

Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов»

комплексность, гуманизм, сотрудничество, гибкость, завершённость. Если творение игровой программы сравнить с рождением на небосклоне игры нового созвездия, то мы должны увидеть в нём звёзды - цели, потребностей детей, сотворчества, заботы, красоты, тайны, непредсказуемости. Взаимодействие света этих звёзд сделает созвездие особенно ярким, заметным на небосклоне игры.

Литература

1. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребёнка: от прошлого к настоящему: учеб. пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.

Г. В. Радченко, И.Н. Соколовская

Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов

Всё чаще в психолого-педагогической литературе упоминается о том, что современный мир требует от школьников и выпускников умения ориентироваться в потоке информации, анализируя и решая огромное количество разного рода задач. В связи с этим одной из приоритетных задач образования становится развитие исследовательских навыков обучающихся. Педагоги-практики убеждены, что наиболее успешным будет тот ученик, который не только владеет базовыми знаниями по учебным предметам, но и имеет высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.

По форме организации лицей является учебным заведением, которое в своей деятельности ориентируется главным образом на работу с одаренными детьми. Так, реализация деятельностного подхода в рамках лицейского образования с учетом профильности приводит к формированию у учащихся потребности не только приобретать и применять полученные знания, но и самим учиться вырабатывать их, что, безусловно, не может не отражаться на организации учебно-научно-исследовательской, в том числе и проектной, деятельности лицеистов.

Подчеркнем, что научно-исследовательская деятельность лицеистов - это своего рода «ключ» к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к развитию у них стремления самосовершенствоваться. Именно этот вид деятельности способствует формированию общественно-важных качеств личности учащихся, таких как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы. Большинство учащихся,

успешно занимающихся проектно-исследовательской работой в лицее, продолжают заниматься ею уже будучи студентами различных вузов, обучаясь на бакалавриате, в магистратуре, аспирантуре. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту исследовательская или проектная работа - это обязательная часть подготовки каждого выпускника.

Обратимся к истории вопроса. Известно, что как вид интеллектуальной деятельности «проект» появился в XX в. в Америке, и довольно быстро получил распространение, тем самым став одним из востребованных в педагогической среде. Первоначально данный способ интеллектуального познания действительности называли «методом проблем», а его авторство приписывали философу и психологу Дж. Дьюи, который считал, что в ходе обучения целесообразно использовать так называемые «проблемы», т. е. конкретные ситуации из реальной жизни учеников, вызывающие у них личный интерес. По сути, дети должны научиться решать проблемы, значимые для них в практическом смысле, и, применяя доступные им знания, получать ощутимый и реальный результат.

На сегодняшний день работа по созданию и реализации проектов становится «определяющей чертой современного мышления, одним из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех её аспектах, связанных с творческой деятельностью» [1, с. 24].

Современное понятие «учебный проект» несколько отличается от предлагаемой Дж. Дьюи концепции «метод проблем». Однако его использование в организации учебной деятельности учащихся не теряет своей актуальности. Ведь он, как и прежде, до настоящего времени выполняет следующие функции: способствует развитию мотивации и интереса учащихся к решению проблемных вопросов, поиску противоречий и применению полученных знаний на практике. Иными словами, «учебный проект» является связующей нитью между теорией и практикой.

В связи с активным применением учебных проектов педагогами на практике существует несколько подходов к его определению, что, в свою очередь, находит отражение в психолого-педагогической, нормативной и методической литературе. Однако большинство авторов сходятся в том, что учебный проект - это самостоятельное развёрнутое решение учеником или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера. Функционально для ученика учебный проект предоставляет возможность не только раскрыть свой творческий потенциал, но и осуществить поиск решения интересующей проблемы, ответа на волнующий вопрос. Эта форма деятельности способствует: проявлению индивидуальности ученика, в том числе и в условиях работы в группе; проверке собственных сил и возможно-

стей; получению готового «продукта» - результата, его презентации. Для учителя же учебный проект - это «интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность» [4].

Согласно Е.С. Полат [2, с. 64], «учебные проекты» делятся на несколько типов. По доминирующей деятельности: информационный - направлен на поиск информации и её дальнейшее преобразование, а именно: анализ, обобщение, презентация; исследовательский - предполагает наличие продуманного четкого аппарата исследования и конкретной проблемы, которую надо постараться решить; творческий - наиболее индивидуален, позволяет максимально учитывать возможности и интересы каждого лицеиста, например, в форме представления «продукта» - рисунка, создание буклета, компьютерной презентации и др.; прикладной или практи-ко-ориентированный - предполагает наличие четко обозначенного результата деятельности каждого из участников проекта, ориентированного на реализацию их социальных интересов. Так, лицеисты могут разрабатывать макет газеты, сценарий спектакля, проект закона и др. По предметно-содержательной области: монопредметные; межпредметные; надпредметные. Кроме того, Е.С. Полат выделяет учебные проекты по продолжительности реализации (от кратковременных, занимающих, например, один урок, до длительных, которые осуществляются от месяца и более) и количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).

Интересен тот факт, что существуют и другие классификации учебных проектов. Так, например, Н.Ю. Пахомова, по ведущей деятельности выделяет следующие виды: поисковый; исследовательский; технологический; имитационный; конструирующий; творческий [3, с. 18].

Кроме того, образовательный потенциал учебных проектов в развитии исследовательских навыков лицеистов заключается еще и в том, что в процессе работы над проектом обучающийся реализует определенные этапы: проблематизацию, целеполагание, планирование, реализацию и рефлексию.

Таким образом, в ходе работы над проектом у лицеиста развиваются следующие исследовательские умения и навыки: определение проблемы исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотезы; постановка цели и задач исследования; поиск необходимой информации; определение наиболее эффектив-

ных методов достижения цели; создание модели объекта, в которой будут учитываться его существенные характеристики; экспериментирование; приобретение опыта работы с информационными компьютерными технологиями и устройствами; обработка данных, полученных опытным путем, в ходе эксперимента; качественный анализ полученных результатов.

Отличительной особенностью реализации учебных проектов в условиях лицея является их апробация, в связи с чем для лицеистов организуются научно-практические конференции. Безусловно, защита своего проекта на НПК - важный момент для лицеиста: он составляет отчет о проделанной работе, готовит публичное выступление и стенд, выслушивает замечания и комментарии к своему проекту как от «экспертной комиссии», так и от слушателей. Каждый учебный проект, презентованный на лицейской НПК, оценивается в соответствии с определенными критериями.

В связи с этим предполагаем, что учебный проект может являться универсальным средством для развития исследовательских навыков лицеистов. Так, в ходе исследования мы планируем осуществить подтверждение данной гипотезы.

Список литературы

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 23-29.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 1999.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в ОУ: учеб. пособие. -М.: АРКТИ, 2003.

4. Психолого-педагогические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [Электр. ресурс. - иКЬ: http://festival.1september.ru/articles/589063/; (дата обращения: 02.03.2016).

И. Н. Соколовская

Речевая культура как компонент профессионализма преподавателя вуза

В процессе организации взаимодействия со студентами перед преподавателем вуза стоят две задачи: во-первых, он должен быть «услышан», а во-вторых, правильно понят. В связи с этим соблюдение им во время коммуникации педагогического такта и основ делового педагогического общения играет важную роль. Ведь речь преподавателя - это не просто его главное «орудие» на лекции, но и «образец, сознательно и бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый студентами, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [1, с. 102].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.