ных методов достижения цели; создание модели объекта, в которой будут учитываться его существенные характеристики; экспериментирование; приобретение опыта работы с информационными компьютерными технологиями и устройствами; обработка данных, полученных опытным путем, в ходе эксперимента; качественный анализ полученных результатов.
Отличительной особенностью реализации учебных проектов в условиях лицея является их апробация, в связи с чем для лицеистов организуются научно-практические конференции. Безусловно, защита своего проекта на НПК - важный момент для лицеиста: он составляет отчет о проделанной работе, готовит публичное выступление и стенд, выслушивает замечания и комментарии к своему проекту как от «экспертной комиссии», так и от слушателей. Каждый учебный проект, презентованный на лицейской НПК, оценивается в соответствии с определенными критериями.
В связи с этим предполагаем, что учебный проект может являться универсальным средством для развития исследовательских навыков лицеистов. Так, в ходе исследования мы планируем осуществить подтверждение данной гипотезы.
Список литературы
1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 23-29.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 1999.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в ОУ: учеб. пособие. -М.: АРКТИ, 2003.
4. Психолого-педагогические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [Электр. ресурс. - иКЬ: http://festival.1september.ru/articles/589063/; (дата обращения: 02.03.2016).
И. Н. Соколовская
Речевая культура как компонент профессионализма преподавателя вуза
В процессе организации взаимодействия со студентами перед преподавателем вуза стоят две задачи: во-первых, он должен быть «услышан», а во-вторых, правильно понят. В связи с этим соблюдение им во время коммуникации педагогического такта и основ делового педагогического общения играет важную роль. Ведь речь преподавателя - это не просто его главное «орудие» на лекции, но и «образец, сознательно и бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый студентами, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся» [1, с. 102].
Вообще, понятие «речевая культура» относится к области лингвистики и риторики. Многими исследователями подчеркивается, что речевая культура - это целенаправленная и этически корректная деятельность, являющаяся основным инструментом в любой культуре в целом. Поэтому по степени развития речевой культуры человека можно оценить уровень его образования, эрудицию, интеллект, этику, качество воспитания. Считается, что тот, кто хорошо владеет культурой речи, будет всегда иметь успех в обществе, авторитет, перспективу карьерного роста. Именно поэтому преподаватель вуза, как никто другой, должен владеть речевой культурой.
В условиях тотальной жаргонизации и употребления сленговых выражений, охвативших устную и письменную речь современных студентов, общающихся довольно-таки часто в социальных сетях, а также употребление ими табуированной лексики и фразеологии требуют повышенного чувства ответственности педагога к собственной речи.
Преподаватель вступает в коммуникацию с аудиторией, оказывая тем самым на нее определенное воздействие. По мнению Е.Ю. Сысовой, «успех в организации познавательной деятельности студентов напрямую зависит от умения преподавателя мыслить нестандартно, формулировать неожиданные вопросы, отвечать точно и недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и с пониманием» [2, с. 16]. Кроме того, владея навыками речевой культуры, преподаватель может рационально использовать время. Следует помнить, что низкий уровень развития речевой культуры может стать условием устойчивого неприятия студентами преподавателя как личности. Если речь преподавателя достаточно монотонна, перегружена логическими паузами и ударениями, невыразительна, безинтонационна, она действительно трудна для восприятия, для выявления основного посыла студентам, смысла высказывания.
Так, преподавателю во время подготовки к публичному выступлению, будь то лекция или презентация доклада, необходимо учитывать следующие компоненты речевой культуры: стремиться к логике построения речи, от этого зависит, например, развитие умения убеждать. Помнить о классических законах риторики - во время вступления нужно сообщить аудитории информацию о том, кто ты, с какой целью выступаешь. Главное здесь установить контакт с аудиторией и грамотно обосновать важность изучения конкретной темы, привлечь внимание студента к ее рассмотрению. Для этого можно использовать прием «яркое» начало, т. е. неожиданное вступление, интересный факт, легенду, притчу и т. п. Основная часть лекции, доклада должна содержать информацию, которая бы способствовала активизации студентов как слушателей. В связи с этим объяснение,
изложение нового материала должно быть очень доказательным. При этом преподавателю важно помнить о том, что умственное утомление приводит к торможению органов чувств, а значит, у студентов могут возникнуть проблемы в процессе восприятия новой информации. Здесь следует использовать приемы поддержания внимания (провокация, гипербола, прогнозирование, сопоставление различных фактов). Исходя из личного профессионального опыта можно констатировать, что проведение на этом этапе так называемых «физкультурных минуток» способствует снижению умственной напряженности и более активному включению аудитории в процесс слушания. На этапе заключения лекции необходимо резюмировать информацию по изучаемому материалу, постараться усилить впечатление от занятия, выступления.
Еще одним значимым компонентом речевой культуры выступает владение преподавателем техникой речи: дыханием, голосом и дикцией.
Вопрос о постановке голоса, его сбережении достаточно серьезный. Голос, по сути, должен вызывать приятные ощущения, обладать благозвучностью. Как говорит Е. Шестакова: «Голос человека -это его биография» [3, с. 44]. Он «растет» вместе с человеком, воспитывается, на него влияют окружающая среда, социальная обстановка. Поэтому преподавателю важно знать о строении голосовых связок, особенностях собственного артикуляционного аппарата, постоянно проявлять заботу о своем голосе (использовать голосовую «диету», заниматься профилактикой заболеваний горла и носа); иметь правильную осанку, упражняться в звучании голоса.
Одной из важнейших задач при соблюдении гигиены голоса является использование правильного дыхания, которое обеспечивает равновесие тела, питание головного мозга кислородом через кровь, звукообразование.
Важным элементом техники речи считается дикция. Дикция -это четкое и чистое произнесение звуков речи. Хорошей дикции можно добиться строгим соблюдением артикуляции при произношении звуков. При нечеткой артикуляции речь педагога становится невнятной, и затрудняется ее понимание студентами.
Не менее важным компонентом речевой культуры преподавателя являются экспрессивные умения: образность речи (информация становится более «живой»), ее интонационная выразительность (когда речь окрашена эмоциями, она становится более доступной для понимания), логические акценты и паузы (выделение основных по смыслу слов или словосочетаний повышением или понижением голоса), мелодика речи (изменение голоса по высоте, силе произнесения), темп (количество слов, которые произнесены за определенную единицу времени).
В структуру речевой культуры также входят дискуссионные умения, когда преподаватель умеет задавать вопросы аудитории (здесь важно учитывать четкость их формулировок, «не засыпать» аудиторию огромным количеством вопросов, уметь выдержать паузу в ожидании ответа, а не отвечать самостоятельно на все поставленные вопросы и др.). Кроме того, педагог должен уметь высказывать личное мнение (положительное, отрицательное, нейтральное). Немаловажную роль в развитии речевой культуры играют перцептивные умения, которые связаны с учетом реакции студентов, адекватным использованием наглядности.
Еще одной важной составляющей изучаемого нами понятия является использование невербальных средств, таких как мимика, жесты, пластика.
Одними из самых основных характеристик речевой культуры преподавателя выступают: правильность речи (она должна соответствовать принятым в обществе языковым нормам - орфоэпическим, синтаксическим, стилистическим, а не сводиться к употреблению клише); точность речи (когда информация, излагаемая преподавателем, четко соответствует замыслу содержания); чистота речи (как в произнесении текста, так и в отсутствии в речи преподавателя слов-«паразитов» или слов, не соответствующих принятым нормам); богатство речи (максимальное использование языковых единиц выражения информации, наличие активного словарного запаса); уместность речи (преподаватель должен учитывать конкретные ситуации коммуникации, жанры, стили, задачи, решаемые в аудитории, и др.). Наряду с этими характеристиками можно говорить и о необходимом уровне владения преподавателем терминологией преподаваемой науки, искусстве импровизации.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что «речевая культура» - ключевой компонент профессионализма преподавателя, реализующего свои функциональные обязанности в условиях вуза.
Список литературы
1. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. С.Д. Резника. - М.: Инфра-М, 2010. -389 с.
2. Сысоева Е.Ю. Речевая культура преподавателя вуза: учеб. пособие. -Самара: Универс. группа. - 2008. - 101 с.
3. Шестакова Е. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи. -СПб.: Питер, 2015. -192 с.