пана возникает нередко и зачастую требует прицельного обследования. Нарушения ритма могут носить самостоятельный характер без вовлечения миокарда. Больным с реактивными артритами свойственна наклонность к тахикардии. Нередко возникает экстрасистолия и даже преходящая мерцательная аритмия. Особенностью аритмий является то, что они проходят или уменьшаются на фоне противоинфекционной терапии. Иногда поражения сердца могут быть «электрокардиографической находкой», т.е. при отсутствии жалоб больного. При этом наблюдаются: единичные экстрасистолы, нарушения проводимости по типу неполной блокады правой ножки пучка Гиса, изменения конечной части желудочкового комплекса.
Поражения нервной системы. Чаще они наблюдаются в виде периферических моно- и полиневритов, особенно на них надо обращать внимание при наличии мышечной атрофии. Изредка встречаются менингоэнцефалиты. В основе поражения нервной системы, вероятно, лежит васкулит.
Поражение вен. Нередкий симптом, иногда выступает на первый план, проявляется в виде флебитов, чаще вен нижних конечностей. Нередко больные длительно лечатся и наблюдаются у ангиохирургов и только затем попадают к ревматологу.
Поражение глаз. Особенностью глазного синдрома является то, что он может появиться с интервалом в несколько недель, месяцев, а нередко и лет, зачастую носит преходящий характер. Больные примерно в половине случаев заболевания первоначально лечатся у окулистов. Описаны всевозможные поражения, в частности при УРеА, это: конъюнктивиты (встречаются наиболее часто), ириты, хориоидиты, кератиты, увеиты, изъязвления роговицы, катаракта. Описана даже от-
ЛИТЕРАТУРА
1. Агабабова Э.Р., Бунчук Н.В., Шубин С.В. и др. Критерии диагноза реактивных артритов (проект) // Научно-практическая ревматология. - 2003. - №3. - С.82-83.
2. Агабабова Э.Р. Реактивные артриты и болезнь Рейтера // Ревматические болезни: Руководство для врачей / Под ред.
В.А. Насоновой, Н.В. Бунчука. - М.: Медицина, 1997. - С.324-335.
3. Горяев Ю.А., Аснер Т.В. Целенаправленное выявление больных, страдающих урогенными реактивными артритами
слойка сетчатки. Конъюнктивит как наиболее частое вовлечение, может появиться до заболевания, во время суставного синдрома, изредка после него. Увеиты чаще возникают во время повторных атак, наличие их принято связывать с антигеном гистосовместимости HLA B27. При повторных атаках увеит выступает на первый план и «сглаживает» суставной синдром.
Кожные проявления приреактивныхартритах. Наблюдают более чем в 50% случаев. Носят разнообразный характер. В настоящее время доказано, что в основе кожных проявлений лежит лейкоцитокластический васкулит. Изменения проявляются безболезненными изъязвлениями слизистой полости рта, самостоятельно заживающими; псориазоподобными высыпаниями, которые изредка могут давать генерализованные формы, вплоть до обширного пустулезного псориаза. Причем удельный вес псориазоподобных изменений нарастает с увеличением длительности суставного синдрома. Изменения кожи в виде бленнорейной кератодермии очень характерны для урогенных артритов - это появление небольших пузырьков на ладонях, чаще подошвах, быстро покрывающихся чешуйками кожи. Очень характерным и патогномоничным для УРеА поражением кожи является так называемый цирцинар-ный баланит - язвенноподобные изменения вокруг уретры на головке пениса.
Таким образом, УРеА представляют собой серьёзную проблему современной клинической медицины. Они отличаются тесной связью с мочеполовой инфекцией, их встречаемость зависит от частоты этих инфекций в популяции, клиническая картина имеет свои отличительные черты.
// Ревматология. - 1987. - №4. - С.29-34.
4. Забиров К.И., Мусаков В.Ю., Самхарадзе А.Д. и др. Негонококковые уретриты у мужчин // Consilium medicum. -2005. - Т. 7. №7. - С.1-9.
5. Braun J., Kingsley G., van der Heijde D., Sieper J. On the difficulties of establishing a consensus on the définition of and diagnostic investigations for reactive arthritis. Results and discussion of a questionnaire prepared for the 4th International Workshop on Reactive Arthritis, Berlin, Germany, July 3-6, 1999 // J. Rheumatol. - 2000. - Vol. 27. - P.2185-2192.
Информация об авторах: 664046, Иркутск, а/я 62, тел. (3952) 703722, 229933, Аснер Татьяна Викторовна - доцент, к.м.н.,
Калягин Алексей Николаевич - доцент, к.м.н.
ПЕДАГОГИКА
© ЖУКОВА Е.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., КАЛЯГИН А.Н. - 2010
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Е.В. Жукова, И.Г. Погорелова, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. - д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра пропедевтики внутренних
болезней, зав. - д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)
Резюме. В статье рассматриваются техника и культура речи преподавателя, их значение в учебном и воспитательном процессах, пути овладения технологией общения.
Ключевые слова: педагогическая техника, педагогическое мастерство, знания, умения, техника и культура речи.
VERBAL COMMUNICATIONS IN ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL
E.V. Zhukova, I.G. Pogorelova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)
Summary. In the article a technique and standard of speech of a teacher, their significance in training and educational processes have been considered.
Key words: pedagogical technique, pedagogical skill, knowledge, abilities, technique and a standard of speech.
«Речь - искусство управлять умами»
Платон
Педагогическое мастерство, отражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время определяет и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Педагогическая биография преподавателя индивидуальна
- не каждый и не сразу становится мастером, у некоторых на это уходят годы, случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, преподавателю необходимо овладеть закономерностями и механизмами образовательного процесса, что позволит ему мыслить и действовать педагогически.
Составляющими педагогического мастерства наряду со знаниями и интуицией являются также умения в области педагогической техники, позволяющие преподавателю добиться больших результатов. Кроме того, мастерство педагога предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностнодеятельностного подхода. При этом к важнейшим свойствам личности, обеспечивающим высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, относят гуманистическую направленность личности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти элементы в системе педагогического мастерства взаимосвязаны и им свойственно саморазвитие. Таким образом, основой саморазвития мастерства преподавателя является сплав знаний и направленности личности; условием его успешности - способности; средством, придающим целостность направленности и результативности - умения в области педагогической техники.
То есть, в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность преподавателя, при этом особое место занимает педагогическая техника.
Основными элементами ядра педагогической техники наряду с умением педагогического общения, показом чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик педагога), саморегуляцией педагогом своего психического состояния (выдержка, самоконтроль и т.п.) являются техника и культура речи преподавателя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонация, паузы, логическое ударение и т.д.).
Устная речь по-прежнему остаётся самым распространённым способом коммуникации и средством педагогического общения. Чтобы преподавателя поняли, недостаточно иметь хорошую дикцию, он должен ясно осознавать, что собирается сказать. Кроме того, он должен подобрать такие слова, чтобы его мысль была верно воспринята. Если преподавателю предстоит выступить перед большой аудиторией (например, с лекцией для студентов или докладом на какой-либо конференции), он, обычно, формулирует тезисы или ещё как-то иначе готовится к своему выступлению (лекции в виде презентации, слайдов, учебного фильма и т.д.). Но в ежедневной деятельности устная коммуникация требует спонтанности, что может вызвать у некоторых преподавателей тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. К сожалению, сейчас обычно, если и учат новые слова, так только при освоении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас необходимо всем, тем более преподавателю высшей школы. Поскольку довольно неприятной выглядит ситуация, когда студент или другой педагог употребляет какое-то незнакомое слово и преподаватель затрудняется в его интерпретации. Хотя эту ситуацию можно повернуть в свою пользу: попросить студента дать определение термина, сформулировать смысл сказанного для всех присутствующих лиц. Это отражает позитивный настрой общения преподавателя с аудиторией. В то же время при употреблении студентом сленговых неологизмов педагог должен иметь возможность (уметь) показать богатство и разнообразие родного языка, приводя синонимы этих неологизмов.
А.С. Макаренко считал, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств. Он писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдёт и не почувствует того, что нужно».
Необходима в деятельности педагога и культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание
и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. Культура и техника речи - компоненты, занимающие существенное место среди множества составляющих, из которых складывается педагогическое мастерство. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь преподавателя на занятии (лекции) и вне его позволит решать многие учебно-воспитательные задачи.
Проблема педагогического общения - одна из сложных проблем. Для овладения технологией общения необходимо знать не только психологию общения и межличностных отношений, владеть мимическими, пантомимическими навыками, навыками самоконтроля, самонаблюдения, осознать нормы педагогической этики, но и требуется знание сущности языка и речи как средства общения, знание особенности восприятия звучащей речи, знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития. Устная речь является основным средством педагогического общения.
Многолетние наблюдения за речью современных студентов вузов различного профиля, в том числе и медицинских вузов, показали, что от 50 до 70% из них не умеют владеть голосом, дыханием. Наблюдается монотонность и безжизненность речи, у многих студентов нечёткая дикция, они не умеют найти оптимальный вариант громкости, темпа речи, неправильно расставляют смысловые акценты в предложении. Однако в подготовке компетентного специалиста в высшей школе речевая составляющая играет немаловажную роль, так как является одним из важнейших компонентов профессионализма выпускника.
Слово педагога - это ничем не заменимый инструмент воздействия и взаимодействия, поэтому речь его должна обеспечивать выполнение двух главных задач: обучение и воспитание студентов. К речи педагога должны предъявляться как общекультурные, так и профессиональные педагогические требования. Преподаватель несёт социальную ответственность за содержание, качество своей речи и за её последствия. От совершенства его речи немало зависит восприятие студентами учебного материала. Искусство воспитания вообще включает в себя, прежде всего, искусство говорить, при этом около 38% от общего впечатления, производимого на окружающих, составляет модуляция голоса.
Демосфен на вопрос, что он считает самым важным в искусстве речи, ответил: «Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение». Педагог - это оратор, поэтому его речь, её исполнение - немаловажный залог успеха его работы. Как бы ни была важна мысль, заключённая в словах преподавателя, она может быть воспринята студентами лишь тогда, когда он произносит эти слова чётко, ясно, членораздельно. В профессии педагога искусство говорить - одна из основных способностей, от которых зависит полноценная презентация знаний, эффективность учебной деятельности, взаимоотношения со студентами. Проблема становления техники речи преподавателя высшей школы является психологопедагогической и представляется достаточно актуальной.
Необходимо отметить, что основное направление модернизации высшего медицинского образования связано с совершенствованием подготовки специалиста, неотъемлемым условием которой становится речевая подготовка преподавателя. Владение речью, словом - составляющая образованности педагога, его общей культуры. Преподаватель является носителем знаний и культуры общества, поэтому владение речевыми средствами воздействия - важнейшее профессиональное качество, необходимое преподавателю высшей школы.
Для речи педагога характерны определённые особенности: а) это речь публичная (обращение к студентам и управление ими в группе на практическом занятии, семинаре, к студентам целого курса на лекции и т.д.); б) эта речь имеет направленность, обращённость к студентам (слова подбираются в расчёте на их смысловое восприятие и понимание студентами. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на неё своих слушателей); в) речь воспринимается студентами по двум каналам: звуковому и визуальному (поза, движения тела, мимика преподавателя усиливают смысл, выразительность его речи, показывают отношение к предмету своей речи); г) это речь импровизированная (педагог-профессионал говорит без непосредственной опоры на текст учебника или конспект занятия; студенты как бы присутствуют в момент рождения слов, выражений). Вообще импровизированная речь - понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, но преподнесённая педагогом как «сиюминутная», у студентов создаётся впечатление, что преподаватель мыслит публично и вместе со студентами открывает истину, делает выводы. Это не пересказ,
а свободное изложение материала, правда, с учётом предварительной подготовки. В других случаях речь педагога - действительно импровизация в прямом смысле этого слова - это речь неподготовленная заранее, она рождается, когда требуется немедленная реакция преподавателя (ответ на неожиданный вопрос студентов, реакция на нештатную ситуацию во время врачебного обхода и т.д.).
Своей речью преподаватель организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходимую информацию, воздействуя на такие сферы студентов, как эмоциональную, волевую и рациональную. Отсюда выделяют следующие функции устной речи: координирующую, информационную и воздействующую. Эти функции тесно взаимосвязаны между собою. Не секрет, что эмоциональная окраска речи позволяет усилить информационную и координирующую функции. Например, вяло и монотонно прочитанная лекция, даже при высокой её информационной насыщенности, будет усвоена намного хуже, чем лекция с достаточно сильным воздействующим компонентом. Образы, краски, чувства, впечатления, которые сопровождают поток информации, способствуют более прочному её пониманию и осмыслению.
К свойствам речевого голоса педагога-профессионала относят звучность, лёгкость, гибкость, понятность, плавность, мелодичность, красоту, владение разными регистрами, способность длительное время выдерживать профессиональную нагрузку без усталости речеголосового аппарата (пример: не секрет, что у многих преподавателей после прочтения лекции длительностью в 1,5 часа появляется осиплость голоса, он становится хриплым, низким, некоторое время не могут говорить громко....). Для этого необходимо специально работать по «постановке голоса», «развитию речи».
Важной частью ораторского мастерства и разделом риторики (науки о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью желаемого воздействия на аудиторию) является техника речи. Её цель - научить человека (в данном случае преподавателя) владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей. Для этого существует система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет преподавателю донести до студентов всё богатство своего слова. Но без упорной, длительной работы над произношением положительный результат достигнут не будет.
Считаем необходимым остановиться на составных частях техники речи. Это постановка речевого дыхания, речевого голоса, дикция (степень отчётливости в произношении звуков, слогов, слов) и орфоэпия (иногда её рассматривают как часть речевой культуры). Суть техники речи заключается в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции.
Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, чёткая дикция, безупречное произношение позволяют преподавателю привлечь внимание аудитории к содержанию речи, помогают лучше донести содержание выступления до слушателей, воздействовать на их сознание, воображение.
В речевом (фонационном) дыхании вдох происходит через нос, выдох - ртом; последовательность речевого дыхания: вдох-пауза-выдох (правильное физиологическое дыхание:
ЛИТЕРАТУРА
1. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: Учебное пособие для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕдиа, 2006. -448 с.
2. Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство: Учеб. пособие. - Омск: ОГИФК, 1994. - 124 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Университетская книга - Логос, 2007. - 384 с.
4. Косарев И.И., Уткина Т.Б. Лекции-конспекты по курсу «Методика преподавания». - М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2005. - 128 с.
5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под ред. Н.Д. Ющука. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 336 с.
6. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 1989. - 173 с.
7. Макаренко А.С. Собрание сочинений. - М., 1958. - Т.5.
- С.242.
вдох, выдох осуществляются через нос; последовательность физиологического дыхания: вдох-выдох-пауза). Что касается типа дыхания (их у человека 3: грудное (диафрагмальнорёберное), брюшное и смешанное), то, как основу для речевого дыхания используют диафрагмально-рёберное (именно оно считается правильным).
Профессиональной необходимостью для преподавателя является чёткость произношения. Точно и выразительно доносить мысли до слушателя помогает чистота дикции (конечно, бывают недостатки органического происхождения, которые требуют вмешательства логопедов, стоматологов). Существуют речевые недостатки, являющиеся следствием небрежного отношения к речи, так называемые недостатки неорганического происхождения. Чёткость произношения зависит и от правильной артикуляции (в переводе с лат. - расчленять, членораздельно, ясно произносить) - это чёткая работа органов речи, необходимая для произнесения звука речи.
Нельзя не сказать и об интонации (в переводе с лат. - громко произносить) - то, что делает речь богаче, выразительней, индивидуальней, отражает настроение преподавателя, его отношение к предмету разговора. Именно интонация отличает устную речь от письменной; она (интонация) включает в себя 4 акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр. Одну и ту же фразу можно произнести с разной интонацией. Но обязательным условием является то, что интонация должна правильно передать мысль преподавателя. Этому помогают существующие знаки препинания (их в русском языке 10), каждому из которых соответствует своя обязательная интонация. В.Г Белинский говорил: «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».
Очень важным элементом речи преподавателя является её темпоритм - это скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи. Интонация и паузы сами по себе обладают силой эмоционального воздействия на слушателя. Скорость речи преподавателя зависит как от его индивидуальных качеств, так и от содержания речи и ситуации общения. Трудную часть материала преподаватель должен излагать замедленным темпом, остальное можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, если нужно сформулировать тот или иной закон, определение, принцип, правило, вывод.
Для достижения выразительности звучания преподавателю следует пользоваться логическими и психологическими паузами, так как без логических пауз речь педагога безграмотна, без психологических пауз - безжизненна. Опыт показывает, что монотонная речь лектора, докладчика вызывает скуку, снижение внимания и интереса к излагаемому материалу.
Таким образом, рассматривая педагогическую профессию как сложную и многогранную, отечественные и зарубежные педагоги и психологи обращают внимание на необходимость постоянного совершенствования преподавателем своего мастерства, что выдвигает на первый план вопросы его подготовки и переподготовки, поскольку присущие настоящему времени динамизм, нестабильность, увеличение информационного потока распространяются и на сферу высшего образования, изменяя требования к преподавателю высшей школы.
8. Морозова Л.А., Шевчук А.С., Шевчук Г.А. Особенности профессиональной адаптации молодого преподавателя // Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции, 27 февраля 2004 года. - Т. 2. - Сургут, 2004. -
С.242-245.
9. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. - М.: Просвещение, 2001. - 480 с.
10 Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко и др. / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
11. Романова М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии в медицине: Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. -112 с.
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- 576 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра гигиены труда и гигиены питания, тел. (3952) 241294, e-mail: [email protected]; Жукова Елена Викторовна - к.м.н., доцент; Погорелова Ирина Геннадьевна -
к.м.н., доцент; Калягин Алексей Николаевич - к.м.н., доцент.