Научная статья на тему 'Педагогическая техника основа педагогического мастерства'

Педагогическая техника основа педагогического мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6964
1137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ГОЛОС / ДИКЦИЯ / ДЫХАНИЕ / РИТМИКА И ТЕМП / ИНТОНАЦИЯ / ПАУЗА / ПАНТОМИМИКА И МИМИКА / PEDAGOGICAL TECHNIQUE / VOICE / ARTICULATION / BREATHING / RHYTHMICS SAND TEMPO / INTONATION / PAUSE / PANTOMIMICS AND MIMICRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Светлана Дмитриевна

В статье рассматривается педагогическая техника как важнейший инструмент преподавателя, владение которой осуществляет эффективное взаимодействие со студентами в различных педагогических ситуациях. Владение техникой наиболее полно раскрывает нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, а также потенциал его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Technique as a Pedagogical Mastery Foundation

The article considers the pedagogical technique as an essential instrument which, if it is acquired by the teacher, can provide his/her efficient interaction with students in various educational situations. The possession of this technique makes it possible to disclose entirely teacher's moral and aesthetic attitudes reflecting the level of his/her general and professional culture, as well as the potential of his/her personality.

Текст научной работы на тему «Педагогическая техника основа педагогического мастерства»

УДК 378.147 ББК 74.202

Якушева Светлана Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии Институт социально-гуманитарных технологий

Московский государственный университет технологий и управления

им. К.Г. Разумовского г. Москва

Yakusheva Svetlana Dmitrievna Candidate of Pedagogics Assistant Professor

Chair of Pedagogy and Psychology Institute of Socio-Humanitarian Technologies

Moscow State University of Technologies and Management named after

K.G. Razumovsky Moscow

Педагогическая техника - основа педагогического мастерства Pedagogical Technique as a Pedagogical Mastery Foundation

В статье рассматривается педагогическая техника как важнейший инструмент преподавателя, владение которой осуществляет эффективное взаимодействие со студентами в различных педагогических ситуациях. Владение техникой наиболее полно раскрывает нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, а также потенциал его личности.

The article considers the pedagogical technique as an essential instrument which, if it is acquired by the teacher, can provide his/her efficient interaction with students in various educational situations. The possession of this technique makes it possible to disclose entirely teacher’s moral and aesthetic attitudes reflecting the level of his/her general and professional culture, as well as the potential of his/her personality.

Ключевые слова: педагогическая техника, голос, дикция, дыхание, ритмика и темп, интонация, пауза, пантомимика и мимика.

Key words: pedagogical technique, voice, articulation, breathing, rhythmics sand tempo, intonation, pause, pantomimics and mimicry.

Размышляя об учителях, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд, отточенность приемов воздействия, искусная постановка и решение разнообразных практических задач. Это специальные умения, необходимые педагогу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Каждый знает, как важно для педагога овладеть техникой речи, голосом. Говорить грамотно, красиво и понятно, выразительно интонировать свою речь, четко выражать в слове мысли и чувства, передавать точный жест и выразительный взгляд - это верный путь к успеху.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В. А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

В 30-е годы XX столетия понятие «педагогическая техника» в Педагогической энциклопедии определялось как «совокупность приемов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий».

Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» [8, с.179].

Г.М. Коджаспирова считает, что педагогическая техника - это комплекс общепедагогических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т.е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях [7, с.364].

Ю.П. Азаров утверждает, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности.

Во- вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуальноличностный характер, т. е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога.

183 ВестникЧГПУ22011

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью речи дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п.

В - третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности [1].

Л.Ф. Пшеничная заявляет, что техника — совокупность приемов. Ее средства — речь и невербальные средства общения. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика; управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов - с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. [11, с.208].

Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника - важнейший инструмент педагога.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, как внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику.

Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие [6].

Голос - основное выразительное средство устной речи преподавателя, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве.

П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании, как голос» [13, с.159].

Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого речевого, дыхания. Это в свою очередь дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки студентов.

Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь орфоэпическое произношение и хорошую дикцию.

Дикция — это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки их сочетания нужно произноситься четко, легко и свободно, в любом темпе.

Необходимо совершенствовать работу артикуляционного аппарата, вырабатывать четкую дикцию на основе координирования соответствующих мышц. Ибо правильная дикция способствует профилактике профессиональных заболеваний голоса педагога.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), малым раствором рта при произнесении гласных, нечеткое произнесение согласных («каша во рту»).

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но эти случается нечасто. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, изнашивается.

Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых -отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата. Древние греки отмечали, что работа над голосом -дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

Преподавателю необходимо постоянно работать над голосом, дикцией и дыханием.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, выполняя физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук).

При всем своем природном совершенстве голосовой аппарат без дыхания мертв. Атака звука, фразировка - все технические приемы, в конечном счете, зависят от степени правильного владения дыханием.

Дыхание - источник звука. «Быть в голосе», утверждает Т.Ф. Посадскова, - значит освоить навык фонационного (речевого) дыхания, снять мышечное напряжение, приобрести гибкость, выносливость, звонкость, собранность и устойчивость звука.

Опора дыхания - позвоночник, поэтому первая ступень к освобождению голоса - выработка привычки держать осанку, осознавать тонкости нервных процессов и работу мышц, обеспечивающих потребность в общении. Техника дыхания, так же как и всякая техника, развивается и усваивается постепенно. Важно научиться наблюдать себя со стороны, акцентируя при этом внимание на не что вы делаете, а как вы это делаете. Правильное дыхание помогает ставить звук на опору и говорить с посылом, а не горлом [10, с. 288].

Поэтому педагогу необходимо обладать глубоким знанием искусства дыхания. Ибо, как говорил М. Горький: «Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтобы учиться делать».

Существенное значение в речевой деятельности педагога играет ритмика.

Ритмика (от греч. rhythmicos - равномерный, размеренный), по В.И. Далю, представляет собой - ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта (периода, поэзии на данном языке и т. д.); раздел стиховедения, изучающий ритм [5].

В Советском энциклопедическом словаре ритмика - это совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении; учение о музыкальном ритме; раздел стиховедения [12, с.1129].

Скорость и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью и размеренностью речи составляют темпоритм. К.С. Станиславский утверждал, что интонация и паузы обладают силой эмоционального воздействия на слушателя, являясь важным элементом речи [14].

Скорость (темп) речи зависит от индивидуальных качеств педагога, содержание его речи и ситуации общения. Пустое слово сыплется, как горох из решета, писал К.С. Станиславский, - насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью. Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь.

В устной звучащей речи используются разнообразные средства. Одним из ярчайших, характеризующих мастерство преподавателя, является интонационное разнообразие речи. Чем многообразнее палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая студентам. Мелодика речи, темп и паузы в совокупности составляют интонацию.

Интонация - повышение и понижение тона голоса при произношении (вопросительная, повествовательная, властная, правильная, фальшивая); манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон; точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса при пении [9, с.205].

Слово имеет бесконечное число смыслов, утверждал отечественный исследователь сценической речи С. Волконский, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая. Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодической выразительностью. Речь, лишенная должных мелодических акцентов, бесчувственна. Интонацию не зря называют зеркалом нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания [2, с.89].

Интонация, по утверждению Л.А. Веденской, - сложное явление. Оно включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, темп речи и тембр голоса.

Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально «натянутая веревка, натяжение, напряжение») - высота звучания голоса. Он формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебаний голосовых связок возникает тон звука - важнейший компонент речевой интонации.

И так, высота звука - количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависят от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряются в децибелах. Тембр - совокупность основного тона и обертонов, окраска голоса, ее колорит. Тембр голоса может меняться. Это зависит от эмоционального состояния человека. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произношения звука.

Звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Образование звуков и интонации - единый актикуляционно-акустический процесс. По изменению тона следует судить о цели высказывания и о субъективном к нему отношении говорящего [4].

И несколько слов о паузе. Пауза (лат. pausa, от греч. pausis -«прекращение, остановка») - временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, тем самым разрывается поток речи. Но и молчание может быть выразительным и значимым.

Для достижения выразительности звучания голоса следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речь педагога безграмотна, без психологических - безжизненна. Но паузы - все же не слова. Они - только намеки, полутона. О значении пауз следует догадываться, уметь понять, уловить их смысл [3].

С.Д. Якушева утверждает, что ораторами не рождаются, ими становятся, начиная от элементарных речевых умений, через первичные навыки устных выступлений, а затем приобретя богатый опыт публичных выступлений перед разными людьми и в разных условиях.

Педагог должен управлять своим поведением, эмоциями, настроением, социально-перцептивными способностями, техникой речи; воздействовать на

личность и коллектив, раскрывая технологическую сторону процесса воспитания и обучения [15, с.44].

Неправильное употребление слов, писал Д.И. Писарев, ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Следует всегда помнить об этом.

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - 2 изд. [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1985. - 448с.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие [Текст] / О.С. Булатова. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.

3. Введенская Л. А. Культура речи: учебник [Текст] / Л. А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 448с.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие.-8 изд. испр. и доп. [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. [Текст] / В.И. Даль. - М.: «Рипол-классик», 2007. - 3104с.

6. Калмыкова И.Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики [Текст] / И.Р. Калмыкова. - Ярославль: ИПКиПРО, 1997.-98с.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. - 528с.

8. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А С. Макаренко // Соч.: в 7т.-Т.5. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 558с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-19 изд., испр. - М.: Русский язык, 1987. - 750 с.

10. Основы культуры и искусства речи: учеб. пособие [Текст] / Ю.П. Богачев, В.А. Лапшин, Т.Ф. Посадскова, З.А. Шелестова; Под ред. В.А. Лапшина и Ю.П. Богачева. -М.: Прометей, 1999. - 333с.

11. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле [Текст] / Л.Ф. Пшеничная. - М.: Феникс, 2002. - 354с.

12. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров.-4 изд. -М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1495с.

13. Сопер П. Основы искусства речи [Текст] / П. Сопер. - М.: Прогресс, 1992. - 416с.

14. Станиславский К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский // Собр. соч.: в 8т.-Т.3. - М.: Искусство, 1954. - 625с.

15. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник.-3-е изд. стер. [Текст] / С. Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256с.

Bibliography

1. Azarov, Yu.P. The Art of Upbringing - 2nd Edition [Text] / Yu.P. Azarov. - Moscow: Prosveshcheniye, 1985. - 448 p.

2. Bulatova, O.S. Pedagogical Artistry: Study Guide [Text] / O.S. Bulatova. - Moscow: "Akademia" Publishing Centre, 2001. - 240 p.

3. Dal, V.I. The Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language: In 4 Volumes [Text] / V.I. Dal. - Moscow: "Ripol-Classic", 2007. - 3104 p.

4. Kalmykova, I.R. Working Up on Speech Techniques in the School Course of Rhetorics [Text] / I.R. Kalmykova. - Yaroslavl: IPKandPRO, 1997. - 98 p.

5. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogy: Textbook [Text] / G.M. Kodzhaspirova. - Moscow: Gardariki, 2004. - 528 p.

6. Makarenko, A.S. Problems of Soviet School Education [Text] / A.S. Makarenko // Collected Works in 7 Volumes - Volume 5. - Moscow: APS RSFCR, 1958. - 558 p.

7. Ozhegov, S.I. The Dictionary of the Russian Language [Text] / Under the Editorship of N.Yu. Shvedova - the 19th Edit. Rev. - Moscow: The Russian Language, 1987. - 750 p.

8. Pshenichnaya, L.F. Pedagogy in Nursing Care [Text] / L.F. Pshenichnaya. - Moscow:

Foenix, 2002. - 354 p.

9. Soper, P. Bases of Speech Art [Text] / P. Soper. - Moscow: Progress, 1992. - 416 p.

10. Soviet Encyclopaedic Dictionary [Text] / Chief Editor A.M. Prokhorov. - 4th Edition. -Moscow: Soviet Encyclopaedia, 1986. - 1495 p.

11. Stanislavsky, K.S. Actor’s Self-Cultivation [Text] / K.S. Stanislavsky // Collected Works in 8 Volumes - Volume 3. - Moscow: Iskusstvo, 1954. - 625 p.

12. The Bases of Culture and Speech Art: Study Guide [Text] / Yu.P. Bogatchev, V.A.Lapshin, T.F. Posadskova, Z.A. Shelestova; Under the Editorship of V.A. Lapshin and Yu.P. Bogatchev. - Moscow: Prometey, 1999. - 333 p.

13. Vvedenskaya, L.A. Speech Culture: Manual [Text] / L.A. Vvedenskaya. - Rostov-on-Don: Foenix, 2001. - 448 p.

14. Vvedenskaya, L.A., Pavlova, L.G., Kashayeva, E.Yu. The Russian Language and

Speech Culture: Study Guide [Text] / L.A. Vvedenskaya, L.G. Pavlova, E.Yu. Kashayeva. -

Rostov-on0Don: Foenix, 2003. - 544 p.

15. Yakusheva, S.D. Bases of Pedagogical Mastery: Textbook. - 3rd Edition [Text] / S.D.

Yakusheva. - Moscow: "Academia" Publishing Centre, 2010. - 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.