Научная статья на тему 'Речевая техникаодин из важных компонентов деловой коммуникации'

Речевая техникаодин из важных компонентов деловой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
596
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ТЕХНИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / РЕЧЬ / ГОЛОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Южанинова Е. Е.

При проведении спецкурса «Основы делового общения» для формирования коммуникативной компетентности очень важна отработка определённых техник общения. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Овладение техникой речи является важным моментом в формировании навыков деловой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH TECHNIQUE ONE OF THE MOST IMPORTANT COMPONENTS OF BUSINESS COMMUNICATION

When teaching a special course "Basics of business communication" to form the communicative competence it is important to train techniques of communication. Human speech is a verbal means of communication. Mastering the technique of speech is very important to from proper ways of business communication.

Текст научной работы на тему «Речевая техникаодин из важных компонентов деловой коммуникации»

ном случае поступившая информация всё равно является ре деятельности человека предъявляют требования ин-

информацией, но уже известной. формационного и компетентностного подходов к изу-

Возникновение информации, эволюция ее ценнос- чению этого понятия в аспекте информационной грати, нелинейный характер комплексных процессов са- мотности, информационной компетентности и

моорганизации, протекающих в образовательной сфе- информационной культуры специалиста.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов— М.: Сов.

энциклопедия, 1983.

2. Лозовский, В.Н. Информация, информатика, реальность: Учебное пособие.— 2-е ид., испр.— СПб.: Лань, 2008.

3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Утвержден 25.01.95. — № 24-ФЗ.

4. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. — Дубна: Феникс, 2000.

5. Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа / В.Н. Спицнадель.— М.— СПб.: ИД Бизнес-пресса, 2000.

6. Угрилович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угрилович.— М.: Лаборатория знаний, 2003.

Статья поступила в редакцию 13.02.08.

УДК 37.01:001.8

Е.Е. Южанинова, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

РЕЧЕВАЯ ТЕХНИКА — ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

При проведении спецкурса «Основы делового общения» для формирования коммуникативной компетентности очень важна отработка определённых техник общения. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Овладение техникой речи является важным моментом в формировании навыков деловой коммуникации.

Ключевые слова: речевая техника, коммуникация, общение, речь, голос.

При подготовке специалиста любой отрасли необходимыми становятся навыки деловой коммуникации. Обучению студентов основам делового общения может помочь спецкурс «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности», который, на наш взгляд, необходим специалисту любой области.

При получении любой профессии необходима развитая коммуникативная и психологическая компетентность, высокая культура делового общения, и эклектика в использовании форм и методов делового взаимодействия.

Овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реали зуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества.

Общение — это процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию.

«Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Для передачи информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомима, жестикуляция, дистанцирование, пространственный рисунок, интонирование и др.). Для эффективной коммуникации необходимо, чтобы люди понимали друг друга, то есть говорили бы на одном языке, имели общий социальный опыт.

Интеракция — организация взаимодействия между людьми. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее взаимные изменения» [1, с. 11].

Выделяют следующие виды взаимодействия:

- групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация);

- конкуренция (соперничество);

- конфликт.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

«Перцепция — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. В результате социологических исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационносмысловой деятельности и связь ее с аффектами»[1, с. 13].

Перцептивная функция общения в совместной деятельности на правлена на решение следующих задач:

1) формирование содержания межличностного восприятия;

2) содействие установлению взаимопонимания;

3) обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Таким образом, эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность — это совокупность знаний, уме ний и навыков, включающих:

функции общения и особенности комму никатив-ного процесса;

виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные; виды слушания и техники его использования; психологические и коммуникативные типы партнеров;

формы и методы делового взаимодействия;

технологии и приемы влияния на людей;

методы генерирования идей и интеграции персонала для конструктивной коммуникации;

самопрезентацию и стратегии успеха.

Развитие коммуникативной компетентности — необходимое условие эффективной профессиональной деятельности.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную» в тот или иной текст. В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды — их восприятием.

«Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными» [1, с. 33].

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной и культурной жизни. Обучение технике речи, на наш взгляд, является важной составляющей любого спецкурса по основам делового общения.

Язык — это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодействии используется официально-деловой стиль языка. К основным функциям языка в общении относятся:

а) конструктивная (формулирование мыслей);

б) коммуникативная (функция обмена информацией);

в) эмотивная (выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

г) воздействие на адресата (делового партнера).

Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение. Речь — это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. п.

Одним из важных моментов при обучении деловой коммуникации, на наш взгляд, является обучение речевой технике.

К основным недостаткам речи можно отнести плохую дикцию, монотонность; однообразие интонаций; голос то глухой, еле слышный, то громкий и пронзительный.

Речевая техника — это совокупность элементарных приемов фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков.

Звучащая речь представляет собой озвученный выдох, поэтому первым элементом речевой техники можно считать речевое дыхание, а вторым элементом — речевой голос.

Речевое (фонационное) дыхание.

При хорошо поставленной речи вдох в 10-15 раз должен быть короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распре делить на 25 и даже 30 порций, каждая из которых будет полновесной а следовательно каждое слово полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать специально. Очень важно научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции; делать добор дыхания в про-

цессе речи, а также незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, межреберные и брюшные мышцы, а также упражнения для усвоения правильного типа дыхания. После усвоения всех этих упражнений можно перейти к следующим. Это упражнения тренирующие организованный вдох распределение выдоха, добор дыхания, а также упражнения, развивающие его активность.

Развитие и воспитание правильного голосообразо-вания.

К основным можно отнести такие качества голоса: достаточную силу звука (не громкость) — он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех нических средств усиления (это качество носит название динамический диапазон голоса); посыл звука, т.е. способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя; подвижность, гибкость голоса (звукочастотный диапазон); тембр голоса; легкость восприятия слушателями смысла высказывания; полётность звука — его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними; выносливость, т.е. малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном говорении. Для развития перечисленных качеств существует серия упражнений, которые необходимо усвоить. Постановка голоса — процесс трудоемкий и индивидуальный. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Однако сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки (гнусавость, везгливость), снизить общий тон.

Встречаются люди, у которых поставлен голос самой природой, но эти случаи не часты. Да, и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным.

«Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного.

Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях, затворах в полости рта, это обеспечивает дифференцирование звуков на тональные и шумовые.

Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха, и его количество, подаваемое к органам фонации и необходимое для возникновения звука.

Резонаторная система — глотка, носоглотка, полость рта, полость носа — обеспечивает статику и динамику речи» [2, с. 25].

Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возок возникает звук — голос. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд его обертонов, т.е. дополнительных тонов придающих основному тону особый оттенок, тембр. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее и сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Ротовая и носовая полость — резонаторы. Резонатор усиливает зву ки определенной частоты, они резонируют в данной полости. Резонатор определенной формы может усилить одни звуки и не усилить другие. При усилении одних получим, например, звук «а», при усилении других — получим звук «у».

Как устроить, чтобы ротовая полость, главный резонатор, усиливала то одни, то другие составляющие тона? Надо менять форму резонатора. Язык сдвигать назад,

вперед, поднимать кверху, опускать вниз. Язык гибок, и с его помощью форму ротового резонатора можно менять на разный лад.

Если носовая занавеска (маленький язычок — уву-ла) опущена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключается носовой резонатор. Они вместе будут формировать качество звука.

Для работы по развитию правильного голосообразо-вания нами используются упражнения по установке естественного, свободного голоса, развитию динамического и звукочастотного диапазонов, упражнения отрабатывающие посыл звука и полётность голоса.

Дикция.

«Дикция — четкое произношение звуков речи соответствующе фонетической норме данного языка. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, зубы, язык, челюсти, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки» [3, с. 36 ]. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Рассмотрим процесс произношения различных звуков. Если воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий, — произносится гласный. Если воздушная струя в ротовой полости встречает препятствие — произносится согласный.

Это — различие артикуляционное. Оно характеризует произносительные работы, нужные для гласных и согласных.

Между гласными и согласными есть и другое различие: по участию тона и шума. Тон — музыкальный звук. Голосовые связки, вибрируя, создают тон. Шум — немузыкальный звук. Преодоление воздушной струей различных препятствий создает различные шумы.

Гласные образуются тоном. Глухие согласные образуются шумом. Остальные занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами. В звонких шумных согласных сочетаются шум и тон, но преобладает шум. В сонорных согласных тоже сочетаются шум и тон, но преобладает тон.

«Все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (классификация по артикуляции). Щелевые-

звуки, выдержка которых не включает полного прекращения движения воздуха через ротовую полость. Они могут быть серединными — воздух просачивается в середине ротовой полости, или боковыми — воздух просачивается сбоку розовой полости — между боковой частью языка и зубами. Смычные звуки, выдержка которых включает момент полного прекращения протекания струи воздуха через ротовую полость.

Смычные бывают: взрывные, дрожащие, носовые, щелчковые, слитные, взрывно-боковые. При получении взрывных звуков — органы речи образуют полную смычку, затем напор воздуха ее разрывает. При получении слитных звуков — вначале образуется полная смычка, затем струя воздуха преодолевает ее так, что образуется щель и воздух просачивается сквозь эту щель. При носовых происходит полное замыкание ротовой полости и одновременно — опускание увулы, воздух свободно протекает через носовую полость. При получении дрожащих звуков — при произношении чередуется несколько моментов смыкания и размыкания ротовой полости» [3, с. 40 ].

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Неорганические недостатки произношения — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это — картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции-скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятная речь бывает из-за произношения «сквозь зубы», «съедания» конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано прежде всею с отработкой ар тикуляции — движения, органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая состоит, во-первых, из упражнений для разминки речевого аппарата, во-вторых, из упражнений для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Библиографический список

1. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. — СПб., 2005.

2. Панов, М.В. Современный русский язык (фонетика) / М.В. Панов. — М., 1979.

3. Аванесов, РИ. Русское литературное произношение / РИ. Аванесов.— М., 1972.

Статья поступила в редакцию 28.12.07.

УДК 378.02:372.8

О.М. Дружинина, канд. пед. наук, доцент ТюмГУ, г. Тюмень

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Рассматривается авторская методика проведения лабораторных работ в классах гуманитарного профиля на основе реализации принципа межпредметных связей, а также исследуется процессуальный аспект экспериментального исследования.

Ключевые слова: межпредметные связи, процессуальный аспект, эксперимент, уровни, элементы знаний

Тематику лабораторных работ для классов гумани- помогает связать точность, объективность естественнотарного профиля мы определили, исходя из положе- научных исследований с гуманистическими мотива-

ний гуманитарного компонента общеобразовательного ми, этическими нормами, ценностными установками

стандарта [1], что при обучении физике, на наш взгляд, прогрессивного человечества. Физика как учебный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.