100
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
УДК 378
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ
© 2009 Магомедов М.-Н.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье отражен опыт постановки голоса с учетом физиологических особенностей голосового аппарата посредством правильного дыхания.
The article is presented the experience of the voice training, taking into account the physiological particularities of the vocal apparatus by means of the correct breathing.
Ключевые слова: речь, дыхание, фонационное дыхание, подготовка учителя, дыхательный аппарат.
Keywords: speech, breathing, phonational breathing, teacher’s training, respiratory apparatus.
Новые социальные требования, предъявляемые к современному учителю, связаны, в первую очередь, с его профессиональной компетентностью, ответственностью за результаты педагогической деятельности, наличием альтернативы образовательных услуг, владением новыми педагогическими технологиями, сокращением до минимума практики использования неэффективных, с точки зрения познавательной активности учащихся, репродуктивных технологий, внедрением инновационных средств и форм организации учебной деятельности.
Следовательно, педагогическое мастерство как искусство управления познавательной деятельностью уже долгое время указывает на необходимость владения учителем особыми способностями, стимулирующими развитие учащихся. При этом теоретически педагогическое мастерство представлено в многочисленных публикациях, учебных курсах и дисциплинах высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, в которых профессиональные образовательные учреждения ориентируются на увеличение доли
практической подготовки будущих специалистов по формированию техники учителя, актуальность которого обусловлена потребностью педагогической практики в конкурентоспособных специалистах.
Приобретенные в процессе психолого-педагогической подготовки профессиональные умения: аналитические (анализ исходной ситуации); прогностические (анализ проектируемой ситуации); проектированные (проектирование учебновоспитательного процесса); организаторские (управление учебной деятельностью); контрольные (диагностика процесса и результатов); коррекционные (согласование полученных результатов с целями обучения, воспитания) вовсе не гарантирует педагогу успех взаимодействия, взаимопонимания, педагогического влияния, самообладания и т.д. Во многом эффективность учебновоспитательного процесса зависит от педагогического такта, артистизма, обаяния, эмоциональности, красноречия, уравновешенности, психологической влиятельности т.д., представляющих большой перечень технических характеристик, которыми
Психолого-педагогические науки •••
должен обладать современный педагог. Следует отметить, что техника учителя понимается как совокупность приемов и средств, обеспечивающих реализацию определенной педагогической сложной и многообразной цели для реализации, что требует использования различных техник.
Длительные наблюдения за вокальным дыханием оперных исполнителей и от природы одаренных людей за многие годы работы в Ка-бардино-Балкар-ском государственном музыкальном театре, Кабардино-Балкарской филармонии, Воронежском театре оперы и балета, Дагестанском русском драматическом театре и Дагестанской филармонии позволяют сделать вывод о том, что дыхание представляет собой волевой акт, который можно и нужно подчинить нашему сознанию. С учетом того, что учитель в период общения с учащимися нередко испытывает волнение, которое становится причиной учащенного дыхания, препятствующего проявлению ораторских умений учителя, для обеспечения эффективного взаимодействия необходимы спокойное фонационное дыхание, четкая речь, рациональное мышление и т.д.
Изучение системы дыхания К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, В. Ф. Фролова [5], основных восточных единоборств и особенно йоги, подвело нас к некоторым выводам о фонационном дыхании во время речи в аудитории перед учащимися.
На наш взгляд, большинство упражнений для формирования правильного дыхания взято из древней йоги, а научно обработаны лишь отдельные детали древнего искусства дыхания, где регулирующим и контролирующим звеном выступает наш мозг. Вся проблема в том, что мы очень мало знаем даже из области того, что тысячелетия назад было изучено нашими предками, что анализирует проблему рассмотрения механизма диафрагмально-
реберного дыхания. Вдох и выдох
101
осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие -орган пассивный. В процессе вдоха под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается грудная клетка [1]. Следует отметить, что атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам, а сокращение нижнебрюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Во время выдоха под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, ребра опускаются, тем самым уменьшается поперечный объем грудной клетки. Нижнебрюшные мышцы - мышцы выдоха - сокращаются, общий объем грудной клетки уменьшается, и избыток воздуха выходит наружу [3].
Разница же между речевым дыханием и физиологическим заключается в том, что физиологическое дыхание в жизни непроизвольно и имеет последовательность: вдох - выдох -пауза [4].
С этих позиций для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает, поскольку речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемого дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение дыхательного задания. При этом речевое дыхание в результате тренировки постепенно становится непроизвольным.
Следует отметить, что в речевом дыхании выдох длиннее вдоха, звуки
102
Известия ДГПУ, №4, 2009
речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею попадает из легких в гортань и оттуда - в ротовую полость. Поперек гортани расположены голосовые связки, разделенные голосовой щелью. Под влиянием импульсов головного мозга голосовые мышцы приводят в движение голосовые связки, которые, смыкаясь, колеблют проходящий через них воздушный поток и создают тем самым звуковые колебания. Под действием импульсов из головного мозга артикуляционные мышцы сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.
Рис. 1. Разница между физиологическим и речевым ды ханием
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью развития речевого смешанного полного дыхания являются тренировка протяжного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха) и тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо, чтобы мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслаблялись пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствова-
нию смешанного, полного типа дыхания, для овладения которого нужно натренировать все мышцы, которые задействованы в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого аппарата» - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки -межреберные мышцы.
Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые «зажимы» будут отрицательно сказываться на голосо-произноситель-ном аппарате. При этом учитывая, что звучание голоса само по себе еще не определяет процесс речи, что ее содержательная сторона связана с образованием системы членораздельных звуков -носителей смысла, в речевую технику включается дикция, манера произношения, степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков.
Важным компонентом техники речи, позволяющим донести до слушателя содержание речевого высказывания во всей полноте, является интонация, ритмико-мелодическая сторона речи, умение строить логическую и художественную перспективу устной речи. Подобное деление техники речи на отдельные элементы весьма условно и проводится лишь для удобства анализа звучащей речи, поскольку живая речь представляет собой сложный динамический процесс, в котором тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены все названные элементы речевой техники. Кроме того речь учителя должна привлекать своей естественностью, мелодичным разговорным рисунком, в отличие от беседы, быть контрастнее, выразительнее[2].
Для этого считаем необходимым соблюдение учителем следующих факторов:
- при постановке голоса нужно учитывать индивидуальное физиологическое устройство голосового аппарата;
Психолого-педагогические науки •••
- важная роль в постановке голоса принадлежит натуральному тону, т.е. тем нескольким основным нотам, исходя из которых и закрепив которые можно постепенно развивать диапазон;
- при искусственном понижении или повышении гортани теряется естественное звучание голоса, меняется тембр.
- в кабинете, где проходят занятия по голосу, акустика должен быть умеренной;
- утомление голоса утомлением центральной нервной системы (определяется количеством кислородного, глюкозного питания); мышечным утомлением гортани (зависит от неправильной техники постановки голоса);
- из профессиональных заболеваний голоса чаще всего встречается фонастения, острое воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей, глухой тембр, монотонность, врождённая слабость голосового аппарата, проявляющаяся быстрой утомляемостью голоса.
103
Следовательно, причинами частых заболеваний гортани у учителя выступают: переоценка возможно-
стей своего голосового аппарата учителем, в результате - быстрая голосовая усталость; чрезмерный приём пищи на ночь; употребление алкоголя и курение; пыль в помещении во время ведения занятий; отсутствие правильной постановки голоса; всевозможные инфекции.
Для развития интонационного богатства речи учителю необходимо развить следующие умения:
- правильно дышать через реализацию идеи о «наибольшей» емкости легких;
- правильно формировать звучание голоса так, чтобы все части голосового аппарата функционировали полноценно и координированно;
- пользоваться тремя регистрами: средним, верхним и нижним;
- говорить поставленным голосом;
- опереть звук на дыхание;
- понять ощущения, когда звук хорошо опирается на дыхание.
Примечания
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов на/Д., 2003. 180 с. 2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М. : Академия, 2003. 220 с. 3. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М. : Академия, 2001. 160 с. 4. Ниши К. Энергетическое питание: мак-робиотика. СПб. : ИД «Невский проспект», 2007. 124 с. 5. Флоров В.Ф. Эндогенное дыхание -медицина третьего тысячелетия. Омск : Лотос. 2006. 185 с.
Статья поступила в редакцию 12.10.2009 г.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИ МАТЕЛЬСТВА
© 2009 Магомедова М.А.
Дагестанский государственный педагогический университет