Научная статья на тему 'Типы дыхания в пении'

Типы дыхания в пении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8702
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛЮЧИЧНОЕ / ГРУДНОЕ / БРЮШНОЕ / СМЕШАННОЕ (КОСТОАБДОМИНАЛЬНОЕ) И "ПАРАДОКСАЛЬНОЕ" ДЫХАНИЕ / ВДОХ / ФОНАЦИОННЫЙ ВЫДОХ / ОБЪЕМ ВДОХА / ПЕВЕЦ / ПЕНИЕ / CLAVICULAR / CHEST / MIXED (COSTAL-ABDOMINAL) / PARADOXICAL BREATHING / INHALATION / PHONATIONAL EXHALATION / VOLUME OF AIR INHALED / SINGER / SINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стулова Галина Павловна

Статья посвящена одной из актуальнейших проблем вокальной педагогики классификации типов певческого дыхания и использования их в процессе обучения пению. Автор пытается разрешить давно назревшее противоречие в теории и практике вокального искусства в отношении рекомендации необходимости умеренного по объему воздуха в пении и в то же время использования смешанного (грудобрюшного, то есть «костоабдоминального») типа вдоха, который создает условия для достижения максимального по объему воздуха при вдохе. В статье раскрывается технология «парадоксального « дыхания как оптимального типа дыхания в пении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Vocal Breathing

The article is dedicated to one of the key issues of vocal pedagogy, i.e. classification of the types of vocal breathing and their use during the process of teaching singing. The author attempts to solve a long-felt contradiction in the theory and practice of vocal art relative to recommendations of inhaling a moderate amount of air while singing and yet using the costal-abdominal type of breathing, which creates conditions for a maximum volume of air inhaled. The article analyzes the technology of the ‘‘paradoxical” breathing as an optimal type of vocal breathing.

Текст научной работы на тему «Типы дыхания в пении»

педагогическим!

поиск|

1УДК 78:37 ББК 85.31

ТИПЫ ДЫХАНИЯ В ПЕНИИ

Г. П. Стулова

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальнейших проблем вокальной педагогики - классификации типов певческого дыхания и использования их в процессе обучения пению. Автор пытается разрешить давно назревшее противоречие в теории и практике вокального искусства в отношении рекомендации необходимости умеренного по объему воздуха в пении и в то же время -использования смешанного (грудобрюшного, то есть «костоабдоминального») типа вдоха, который создает условия для достижения максимального по объему воздуха при вдохе. В статье раскрывается технология «парадоксального « дыхания как оптимального типа дыхания в пении.

Ключевые слова: ключичное, грудное, брюшное, смешанное (костоабдоминальное) и «парадоксальное» дыхание, вдох, фонационный выдох, объем вдоха, певец, пение.

TYPES OF VOCAL BREATHING G. P. Stulova

Abstract: The article is dedicated to one of the key issues of vocal pedagogy, i.e. classification of the types of vocal breathing and their use during the process of teaching singing. The author attempts to solve a long-felt contradiction in the theory and practice of vocal art relative to recommendations of inhaling a moderate amount of air while singing and yet using the costal-abdominal type of breathing, which creates conditions for a maximum volume of air inhaled. The article analyzes the technology of the "paradoxical" breathing as an optimal type of vocal breathing.

Keywords: clavicular, chest, mixed (costal-abdominal), paradoxical breathing; inhalation, phona-tional exhalation, volume of air inhaled, singer, singing.

Как определяется тип дыхания в пении?

Тип дыхания в пении определяется по способу расширения грудной клетки и брюшной полости во время вдоха. В связи с этим можно выделить три типа дыхания: 1) реберный, 2) брюшной и 3) реберно-брюшной (т. е. смешанный).

1. Реберный тип дыхания бывает трех видов: верхнереберный (ключичный); среднере-берный (грудной) и нижнереберный (который обычно называют диафрагмальным, что на самом деле не совсем правильно, так как при любом типе вдоха диафрагма в какой-то мере непременно принимает участие).

Все эти виды реберного типа дыхания отличаются друг от друга по объему вдыхаемого воздуха. При этом чем глубже вдох, тем больший объем воздуха заполняет дыхательные пути. Следовательно, в отношении наибольшего объема вдоха преимущество принадлежит нижнереберному виду, по сравнению с другими видами.

2. Брюшной тип - когда при вдохе стенка живота выдвигается вперед. Этот тип вдоха считается более пластичным и является довольно распространенным в вокальной практике. По объему вдыхаемого воздуха он почти такой же, как и нижнереберный.

3. Реберно-брюшной (смешанный тип дыхания или, как его еще называют, «костоабдоми-нальный»). Такой тип дыхания обеспечивает максимальный объем воздуха, поэтому большинство авторов методических работ и вокальных педагогов считают такой тип дыхания наиболее рациональным для пения.

Однако с биологической точки зрения не может быть строгого разделения типов дыхания. В вокальной практике существует бесчисленное множество индивидуальных видов внутри выше обозначенных типов, переходящих друг в друга. Описанные типы дыхания представляют собой скорее опорные точки для их классификации.

Несмотря на то, что смешанный тип дыхания для пения принимается за основу и именно потому, что он обеспечивает максимальный объем вдоха, большинство специалистов при этом считают, что вдох должен быть умеренным.

Тогда возникает вопрос: зачем нужен такой тип вдоха, который заведомо создает условия для достижения максимального объема воздуха, если вдох по количеству вдыхаемого воздуха должен быть умеренным?

В попытках как-то выпутаться из этого противоречия в науке о певческом голосе утвердилось мнение о том, что невозможно говорить о каком-то одном, точно определенном для всех типе певческого дыхания. Следует признать существование индивидуальных различий в певческом дыхании для каждого певца.

В некоторых учебных пособиях говорится о том, что один и тот же певец может использовать различные варианты дыхания в зависимости от стиля исполняемого произведения, его эмоционального содержания, высоты и силы звука, темпа, длины музыкальной фразы, а также в зависимости от типа певческого голоса. При этом неважно, какой будет вдох, а важно, какой фонационный выдох.

Однако представители передовой вокальной практики давно поняли, что вдох и выдох тесно взаимосвязаны: «вдох предопределяет выдох - это следует считать вокально-физиологическим законом» [1, с. 40]. Психологическая установка певца на воспроизведение звука, определенного по силе и высоте, создает условия для соответствующего вдоха по его объему и глубине на уровне подсознания. Но большинство авторов все-таки сходятся во мнении о том,

что фонационный вдох должен быть бесшумным, умеренным по объему и произведенным одновременно носом и ртом, как бы на зевке.

Не вызывает сомнений и то, что фонационный выдох должен быть всегда плавным и экономным, а главное - при сохранении положения вдоха.

Что относится к понятию «положение вдоха»?

При активном фонационном вдохе все части дыхательного аппарата от кончика носа до альвеол легких приходят в движение. В акте вдоха участвует не только гладкая мускулатура дыхательных путей, но и туловищная поперечно-полосатая. Главная дыхательная мышца -диафрагма тоже относится к типу поперечнополосатых мышц, поэтому в пении она может быть произвольно управляемой, хотя ее перемещения в процессе жизненного дыхания носят в основном рефлекторный характер. Однако ее можно почувствовать, если произвести несколько вдохов и выдохов в быстром темпе, подражая дыханию собачки.

Рекомендация сохранять положение вдоха во время фонационного выдоха относится, прежде всего, к стабилизации вдыхательной установки диафрагмы.

Что же с ней происходит во время вдоха?

Как уже упоминалось ранее, в спокойном состоянии она имеет куполообразную форму, обращенную своей вершиной в сторону грудной клетки. Диафрагма очень подвижна при дыхании. Во время вдоха она может не только опускаться, но и подниматься или оставаться на месте, растягиваясь по горизонтали, в результате чего она становится плоской.

При верхне- и среднереберном типах вдоха в сочетании с чрезмерно поджатым животом она поднимается.

При нижнереберном - она остается на месте, уплощается, становясь упругой и устойчиво-пружинящей.

При брюшном типе вдоха диафрагма чрезмерно опускается вниз. Ее купол может даже прогнуться в сторону брюшной полости.

Что же происходит при смешанном глубоком вдохе?

Ребра грудной клетки раздвигаются в стороны. Диафрагма работает, как поршень. Она опускается ниже пояса, давит на кишечник и другие внутренние органы. Стенка живота вы-

Педагогический поиск

двигается вперед. Легкие максимально наполняются воздухом и растягиваются не только по горизонтали, но и по вертикали. Певец при пении с большим трудом старается удерживать в положении вдоха выпяченный живот и раздвинутые ребра, но диафрагма все равно поднимается по мере выхода воздуха, а живот уходит внутрь. Таким образом, в данном случае удерживать положение вдоха в полном смысле этого слова не получается.

В каком же случае легче удерживать в положении вдоха диафрагму: при малом вдохе, когда она остается на месте, лишь уплощаясь, или при большом, когда диафрагма опускается вниз в область живота?

Ответ очевиден: при малом вдохе.

Как утверждает В. П. Багрунов: «Главный секрет школы bell canto - пение на малом дыхании... чтобы обеспечить малый вдох, надо до вдоха слегка поджать живот и петь на затаенном дыхании» [2, с. 169].

Что обеспечивает пение на затаенном дыхании?

Пение на затаенном дыхании обеспечивает определенная певческая установка и мягкая атака звука, что будет создавать условия для саморегуляции певческого процесса.

Как только певец слегка снизу вверх поджал живот и выпрямил спину (сделав простое движение плечами сначала вверх и затем назад и вниз в стремлении как бы соединить свои лопатки), он может почувствовать, как раздвинулись ребра его грудной клетки. Она как бы раскрылась, в результате чего увеличилось пространство для легких и они расправились.

Перед атакой звука певец должен сделать не вдох, а выдох, не меняя положения корпуса (грудной клетки и живота). Затем необходимо выдержать паузу, пока не возникнет желание вдохнуть, и начать петь, не заботясь о вдохе, так как воздух заполнит легкие непроизвольно за счет рефлекторной работы гладкой мускулатуры, без каких-либо специальных усилий со стороны певца, связанных с произвольным вдохом. В результате вдох естественным образом получается умеренным, соответствующим реальному объему легких. Диафрагма растягивается только по горизонтали на уровне нижних ребер и становится упругой, готовой стать опорой для голоса.

Однако это будет возможным только в том случае, если диафрагму будет снизу поддерживать брюшная полость, начиная от промежности и тазовой диафрагмы. Такая подпорка для диафрагмы со стороны брюшной полости обеспечивается легким поджатием живота снизу вверх. При твердости стенок грудной клетки диафрагма станет опорой для рефлекторной регуляции внутрибронхиального давления. В этом случае она будет лишена возможности прогибаться книзу, а следовательно, давление воздуха, находящегося в бронхиальной системе, будет вынуждено направляться вверх, к голосовым складкам.

Такая диафрагменная и внутрибронхиальная «опора» в процессе их взаимодействия только и может создавать условия для полноценной работы гортани, так как упругая диафрагма, соответственно, влияет и на упругость голосовых складок, порождая «опертый» звук голоса.

В пении вся дыхательная активность, независимо от перечисленных видов дыхания, направлена исключительно на регулировку под-связочного давления. При правильной вокальной установке величина подсвязочного давления меняется рефлекторно в зависимости от силы и высоты звука, а также эмоциональной выразительности исполнения в связи с содержанием художественного образа исполняемого произведения. Все эти факторы влияют на тонус мышц гортанного сфинктера, который оказывает влияние на создание определенного подсвязочного давления.

Следует считать большой ошибкой, если певец, желая получить более качественное звучание своего голоса, прибегает к порочной практике использования чрезмерного подсвя-зочного давления за счет излишней активности брюшных и грудных мышц. В подобных случаях он набирает слишком большое количество воздуха, что может привести только к появлению излишних мышечных зажимов голосового аппарата. В таких случаях качественная фонация становится невозможной.

Специально проведенные исследования показали, что относительно небольшое количество воздуха, как при умеренном вдохе, при условии использования мягкой атаки звука на затаенном дыхании, может обеспечить продолжительность фонационного выдоха, составля-

ющую 15-20 с. Этого вполне достаточно для того, чтобы исполнить самую длинную музыкальную фразу из вокального репертуара.

Совершенно очевидно, что произвольных, многообразных, якобы одинаково ценных типов внешнего дыхания быть не может. Всякие споры о типе дыхания отпадают, если судить о внешнем дыхании не в отрыве от внутриброн-хиального давления, а во взаимосвязи с ним. В этом случае даже при смешанном типе умеренное дыхание для всех певцов должно быть единым условием.

Однако это не значит, что смешанное дыхание у одного и того же певца не варьируется в связи с модификациями в работе гортани и рта при выполнении различных по характеру вокальных заданий.

Лирические, лирико-драматические и драматические вокальные произведения и даже каждый нюанс требует соответствующих установок гортани и рта, что неизбежно влияет на работу дыхания. При лирическом характере звучания нужна большая активность внутри-бронхиального давления за счет снижения активности туловищного; драматическое звучание, напротив, требует активизации произвольного туловищного дыхания, а дыхание при исполнении произведений лирико-драматического характера занимает среднее положение между этими крайними вариантами.

В процессе пения низ живота певца должен оставаться слегка поджатым, а нижние ребра его грудной клетки - постоянно слегка расширенными. Такая вокальная установка формируется еще до вдоха и не меняется как во время самого вдоха, так и при фонационном выдохе. Такой тип дыхания Л. Д. Работнов впервые назвал «парадоксальным» [1]. По наблюдениям Л. Д. Работ-нова, таким типом дыхания, как правило, пользуются только высококвалифицированные певцы. Среди его испытуемых были такие мастера, как

Шаляпин, Собинов и др. Парадокс заключается именно в том, что ни при вдохе, ни при фонационном выдохе в процессе его экспериментальных исследований методом пневмографии не было отмечено никаких внешних перемещений ни грудной клетки, ни стенки живота.

К сожалению, до сих пор некоторые теоретики и практики недостаточно вникли в смысл его теории и нередко трактуют сущность «парадоксального» дыхания следующим образом: после произвольного со стороны певца вдоха при участии поперечно-полосатой мускулатуры нужно петь, удерживая положение вдоха, то есть сохранять живот раздутым, а нижние ребра грудной клетки чрезмерно расширенными. Однако, как уже было показано, сохранить такое положение вдоха во время фонационного выдоха практически невозможно.

Технология «парадоксального» типа певческого дыхания впервые была подробно раскрыта в трудах Л. Д. Работнова. Как показали результаты практических наблюдений, такой тип дыхания в пении следует считать оптимальным для вокального искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Работнов, Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов [Текст] / Л. Д. Работнов. - М., 1932.

2. Багрунов, В. П. Азбука владения голосом. Самоучитель. Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина [Текст] / В. П. Багрунов. - СПб., 2006.

REFERENCES

1. Rabotnov L. D. Osnovy fiziologii i patologii golosa pevtsov. Moscow, 1932.

2. Bagrunov V. P. Azbuka vladeniya golosom. Sa-mouchitel. Metodika, osnovannaya na raskrytii trekh sekretov fenomena Shalyapina. St. Petersburg, 2006.

Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: stulova.galina@mail.ru

Stulova Galina P., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stulova.galina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.