Научная статья на тему 'Голос как условие успешности педагогического взаимодействия'

Голос как условие успешности педагогического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / ДЫХАНИЕ / ПЕДАГОГ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАНИЯ / РЕЧЬ / УПРАЖНЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Магомед-нур Гаджиевич, Гаджиев Гаджияв Магомедович

В статье показано, что в успешном осуществлении педагогического взаимодействия важную роль играют голосовой аппарат, дыхание и физическое здоровье учителя, а также приводятся конкретные упражнения для восстановления голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Голос как условие успешности педагогического взаимодействия»

ГОЛОС КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

©2°п Магомедов М.-Н.П, Гаджиев Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье показано, что в успешном осуществлении педагогического взаимодействия важную роль играют голосовой аппарат, дыхание и физическое здоровье учителя, а также приводятся конкретные упражнения для восстановления голоса.

The authors of the article show that during the successful implementation of the pedagogical interaction the teacher’s vocal apparatus, breathing and physical health play an important role, and offer the specific exercises for the voice recovery.

Ключевые слова: голос, дыхание, педагог, физическое здоровье,

заболевания, речь, упражнения, индивидуальность.

Keywords: voice, breath, teacher, physical health, diseases, speech, exercises, individuality.

Профессия педагога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, особенно к голосовому аппарату и фонационному дыханию, состоянию психики, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При этом в настоящее время в учебных заведениях, готовящих педагогов, отсутствует система отбора по медицинским критериям, не преподается такая дисциплина как «Голосоведение», в результате чего у педагогов отсутствуют необходимые профессиональные качества, у них наблюдается неустойчивость психики, предрасположенность к заболеваниям нервной и кардио-респираторной систем.

Результаты опроса показывают несостоятельность фонационного дыхания (91%), отсутствие профессиональных качеств голоса у большинства студентов и т.д. [1], что приводит к хронической гипоксии с различными ее осложнениями и заболеваниями. Кроме того, до 72% педагогов признаны профессионально непригодными по функциональному состоянию голосового аппарата, в силу чего довольно высок удельный

вес инвалидности, который в 2 и более раза превышают показатели для населения в целом. Следует отметить высокий уровень и тяжесть первичной инвалидности у педагогов, который выше, чем у рабочих и служащих в целом [1].

Профессиональная деятельность учителя во многом зависит от голоса, в связи с чем важно знать, как его правильно использовать, поскольку голос теряют те, кто не умеет с ним обращаться.

Голос представляет собой совокупность разнообразных по частоте, интенсивности и тембру звуков, издаваемых человеком с помощью голосового аппарата, то есть гортанью. При этом человеческий голос как явление уникальное, представляет собой бесценный дар, благодаря которому личность получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими людьми, добиваться признания в обществе, делать карьеру и т.д.

Отметим ограниченность звуковой энергии голоса, поскольку

непрерывный разговор в течение 100

лет произведет количество тепловой энергии, необходимой для того, чтобы сварить чашку кофе. При этом слышимость голоса определяется особенностями голосового аппарата, который принято делить на три части в соответствии с их особым функциональным назначением:

гортань с голосовыми складками и органы дыхания, выступающие энергетическим отделом голосового аппарата, резонаторная система, представляющая верхние (рот, глотка, нос, придаточные пазухи носа -гайморовые, лобные) и нижние (трахея, бронхи, легкие, диафрагма) резонаторы, за счет которых голос становится звонким, легким, «полетным» и распространяется на большое расстояние, приобретает силу, мощь и, как говорят вокалисты, «металл».

Подчеркнем важность для педагога, наряду с внешностью, манерами, голоса, выступающего инструментом, с помощью которого доносятся знания до аудитории. При этом взаимопонимание между педагогом и аудиторией зависит от голосовых и речевых данных, поскольку голос может привлечь слушателей на сторону говорящего, убедить их в чем-то, завоевать их доверие. Кроме того, можно расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть, вследствие чего человеческий голос следует рассматривать как могущественный инструмент влияния на аудиторию.

По мнению ученых, неважно, какой голос от рождения, поскольку благодаря практике можно его приобрести, что обеспечит профессиональное мастерство и индивидуальность личности [4]. Сегодня можно избавиться от местного акцента, если строго следить за правильностью произношения, гнусавых звуков, при умелом использовании голосового аппарата научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки, развить резонансные колебания в груди и

говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения и т.д.

Для того чтобы задействовать голосовой аппарат, необходим воздух, который поставляется легкими и при спокойном разговоре наполняющий верхушки легких, что вполне достаточно для

поверхностного дыхания. Чтобы получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние, надо дышать с помощью диафрагмы. Она имеет важное значение для формирования голоса, поскольку проталкивает воздух, вдыхаемый легкими, сквозь горло и губы.

При произнесении речи довольно важную роль играют мышцы ног. Они позволяют правильно расположить тело и сохранить прямую осанку. Правильная осанка важна не только для восприятия общей значимой фигуры педагога, но и для работы сердца и достаточного снабжения тела кислородом, поскольку хорошая работа сердца не дает крови сильно приливать к ногам под действием силы тяжести.

Осанка зависит от того, насколько плотно пятки упираются в пол. Если равномерно распределить свой вес на ноги, выпрямиться во весь рост, слегка откинуть голову, тогда можно будет полностью контролировать свой голосовой аппарат, поскольку все тело, от пяток до макушки, участвует в создании резонанса для вашего красивого голоса.

Поэтому важно, чтобы педагог понял, какие основные элементы участвуют в формировании его голоса, осознал приемы его улучшения, поскольку голос

создается в глубине организма, а не только в области голосовых связок. При этом в глубоком диафрагмальном дыхании

присутствуют гортань, которая проталкивает воздух сквозь

вибраторы, резонирующие ткани и полости, и артикуляторы,

позволяющие произносить звуки и слова.

Прослушивая записи любимых актеров и дикторов, можно обнаружить, что все они очень четко, хотя и ненавязчиво, выговаривают звуки и слоги, и при этом незаметно, как они дышат, чтобы создавать звуки голоса. Педагоги же чаще говорят по привычке, редко заботясь об уникальном даре - голосе.

Сегодня, к сожалению, для большинства педагогов лор-заболевания являются скорее нормой, хотя на самом деле это показатель негативного отношения к голосу, прикрываемого

недостаточностью времени,

нежеланием лечиться и т.д. Если рассмотреть педагогическую

деятельность более детально, то видно, что она полностью зависит от тона голоса, его громкости, интонации, тембра и т.д., поскольку объяснить тему, сделать ее доступной, интригующей возможно,

если у педагога здоровый голос, являющийся основополагающим фактором взаимодействия, через которое непосредственно передается социальный опыт от старшего поколения к младшему.

Следовательно, педагогу необходимо знать причины снижения или изменения голоса, среди которых:

- в первую очередь, лор-заболевания (ангины, фарингиты, ларингиты), связанные с воспалением связок, проблемами пищеварения;

- разговор в пыльных, влажных,

горячих помещениях или на холодном воздухе. Следовательно, накануне

важного выступления педагогу

рекомендуется избегать горячей, холодной, острой и жирной пищи, усиливающей желудочную секрецию и вызывающей повышенную кислотность, использование

газированных и кофеиносодержащих напитков и т.д. Сильный удар по связкам наносит курение (активное и пассивное), поскольку табачный дым вызывает воспаление слизистой,

обжигает дыхательные пути, а

канцерогены и смолы провоцируют возникновение опухолей;

- возраст, с которым связаны гормональные изменения в организме. Гортань начинает расти под действием гормонов в период полового созревания, а в пожилом возрасте органы и системы голосового аппарата теряют гормональную подпитку, в результате чего у женщин голос понижается, а у мужчин -повышается. Кстати, низкий голос у женщин и высокий у мужчин характеризуют отклонения в гормональном статусе.

Чтобы голос был упругим и звонким, нужно сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота, говорит «грудью», что обеспечит правильное звучание, создаст особую звуковую волну, которая положительно воздействует не только на внутренние органы, но и каждую мышцу.

Пропажа голоса - это чаще всего признак воспаления слизистой оболочки, восстановлению которой помогут согревающие компрессы, отхаркивающие микстуры, теплое молоко с медом и имбирем и режим молчания. Разговор же шепотом только повышает нагрузку на голосовые связки. Помимо вышеперечисленных факторов и обстоятельств, иногда не зависящих от человека, существуют и специальные физические

упражнения, восстанавливающие голосовой аппарат в целом.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что разработкой таких упражнений занимаются немногие ученые, среди которых медики, педагоги, профессиональные певцы. Наиболее близкой точкой зрения по комплексу приемов восстановления голоса видится система медика А. И. Попова, включающая упражнения

самовосстановления здоровья

педагога [3]:

Упражнение 1. Встаньте в третью балетную позицию, где пятка левой ноги упирается в «ямочку» правой, и опустите руки, держа их под углом 30 градусов от тела. Представьте, что Вы тянете тугой резинный жгут, поднимайте руки кверху так, чтобы

ладони смотрели друг на друга, и резко бросайте руки вниз.

Упражнение 2. Сделайте 1-е

упражнение, сопровождая действие словами, для чего, поднимая руки до пояса, произносите «Говори», когда тянете от пояса до предела вверх -«Спи», резко бросая руки вниз, выдыхайте со словами «Ной»! Должно получиться «Говори спиной». Смысл упражнения заключается в сочетании определенного

физического действия и голоса.

Упражнение 3. Оставаясь в

третьей балетной позиции, опустите руки вниз под углом 30 градусов, не очень сильно сжимая кулаки, кладите их на область тазобедренного

сустава и начинайте «буравить» кулаками, сопровождая каждое нажатие словами «Юн», «Ен», «Ин», «Ян», стараясь произносить гласные и согласные из самой глубины вашего «чрева» и максимально звонко, добиваясь того, чтобы тело

резонировало и звучало.

Упражнение 4. Оставаясь в

третьей балетной позиции (руки

опущены вниз под углом 30 градусов), сконцентрируйте внимание на кончиках пальцев, не нагибаясь,

сделайте движение руками, как будто хотите пальцами пронзить пол, а каждое действие нужно сопровождать звуками «со», «ни». При произнесении «со» представьте, что в горле у вас солнце, от которого исходят лучи, а произнося «ни», старайтесь, чтобы продолжали работать те же мышцы гортани, когда вы говорили «со».

Следует отметить существование полезной дыхательной гимнастики, восстанавливающей голос, в качестве варианта которой выступает следующий комплекс:

Упражнение 1. Приняв исходное положение (ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу), нужно показать ладошки «зрителю», при этом локти недалеко от тела, вдох делается носом, одновременно сжимаются ладони в кулаки, во время выдоха кулаки необходимо разжимать.

Упражнение 2. Приняв исходное положение (кисти, сжатые в кулаки, руки, прижатые к поясу), в момент вдоха с силой нужно толкать кулаки к полу, затем, разжимая их,

вытягиваются руки в сторону, а пальцы рук растопыриваются и на выдохе возвращаются в исходное положение.

Упражнение 3. Из исходного положения (руки согнуты в локтях) нужно бросить руки, как бы обнимая себя за плечи, одновременно резко шмыгая носом, не меняя положение рук, не разводя их широко в стороны.

Упражнение 4. Из исходного положения (встать прямо, руки опустить) слегка наклониться, когда спина округлая, голова и руки опущены вниз, сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона.

Помимо восстановления, можно изменить голос даже в молодом возрасте, когда студент находит ошибки в нем и хочет к окончанию вуза соответствовать требованиям профессии, для чего рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты. У нас много привычек в результате воздействия многих факторов, среди которых

национальность, местность, в которой родились и выросли, речевые шаблоны, которые усвоили с детства, в школе, из речи друзей, учителей и т.д.

Следовательно, изменение речи требует времени и терпения, поскольку за несколько дней трудно забыть привычки, и важное значение имеет мотивация. Надо прислушаться к голосу, который нам нравится, и подражать ему. Необходимо читать вслух по десять минут в день, повторяя вслух, пока не получите звучание, которое вас устроит. Нужно воспроизводить записи голоса еженедельно, чтобы следить за прогрессом, использовать

возможности для публичного выступления, рассматривая их как способ еще раз поупражняться. Наиболее преуспевшие ораторы и дикторы изучали искусство речи,

продолжали упражняться годами, поскольку в большинстве случаев хороший голос - не случайность, а результат кропотливой работы и практики [2].

Важно помнить про хрупкость и нежность речевого аппарата,

рассматриваемого как деликатный

инструмент, требующий бережного отношения. Чтобы избежать

чрезмерной усталости, необходимо

держать мышцы шеи расслабленными, поскольку спокойный голос исходит из ненапряженного тела. Напряжение

голосовых связок повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость, а продолжительное и форсированное использование голоса требует длительного отдыха путем молчания.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела, для чего глубоко вздохните, не задерживая дыхание, медленно выпустите воздух, как бы задувая огонь. Упражнение можно выполнять сидя, выпрямив спину, во время ходьбы или лежа на спине, полностью расслабившись; сделайте 6 выдохов по нескольку раз, а также уединитесь хотя бы ненадолго и помолчите в тишине.

Смягчающее действие на горло оказывает теплый чай с лимоном. Многие дикторы постоянно пьют воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы

их горло чувствовало себя комфортно, а певцы обязательно носят теплый шарф, чтобы уберечь горло от колебаний температуры.

Для нормального разговора вполне достаточно поверхностное дыхание, которое заполняет только верхнюю часть легких, но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание. Если мы дышим правильно, то сохраняем равновесие тела и спокойствие, автоматически настраивая голосовой аппарат на использование диафрагмы как мышечной перегородки, позволяющей создать хороший резонанс.

Отметим, что одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной, иначе сложно дышать без ограничений. Также не следует стискивать зубы, поскольку для четкого произнесения звуков необходим зазор между верхними и нижними зубами, а четкая артикуляция требует пространства, и если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно, вследствие чего привычка держать сжатыми зубы приводит к нечеткой артикуляции.

Таким образом, восстанавливая дыхание, можно добиться

уменьшения частоты биения сердца, что приводит к успокоению нервной системы, и, как следствие, повышению работоспособность.

Примечания

1. Крушевская И. И , Лаврова Е. В. Фонопедическая методика по воспитанию и тренировке профессиональных качеств голоса педагогов. Метод, рекомендации / БНИИЭТИН и МГЛУ.

1992. С. 1-13. 2. Осипенко Е. А. Мозоли на голосе // АиФ-Здоровье. 2011. № 17 (1590). С. 14.3. Попов А. И. Твой голос - твой целитель // Вестник ЗОЖ. 2006. № 23(324). С. 9. 4. Тебенихина Т. М . В здоровом теле - здоровый голос // Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в медицине». 2010. № 7(50) // URL: http: / / www. ktovmed ¡cine, ru/2010/7/

Статья поступила в редакцию 24.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.