Научная статья на тему 'Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи»'

Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи»»

Приведем фрагмент работы по анализу мультфильма «Старая игрушка»: «С чего начались события в мультфильме? Какой праздник был у девочки? Что произошло ночью? Что произошло утром? Какой подарок нашла девочка в коробке? Опишите клоуна: какой он был по цвету, размеру, во что он был одет. Какие чувства испытывала девочка, когда увидела клоуна? Как вы это поняли? Какие чувства испытывали игрушки в тот момент, когда девочка радовалась новой игрушке? Почему игрушки огорчились и обиделись? Как вы это поняли? Кто из игрушек особенно огорчился? Расскажите от лица мишки, что он думал в тот момент. Что произошло дальше? Какие чувства испытывал мишка, когда сидел на крыше? Где потом оказался мишка? Что решил сделать мишка с вещами, найденными в парке? Почему он это сделал? Удалось ли девочке найти свою игрушку? Расскажите, как это произошло (используется стоп-кадр). Какие чувства испытывала девочка, когда увидела, что это её мишка? Какие чувства испытывал мишка, когда увидел свою хозяйку? Как вы думаете, правильно ли поступил мишка, когда ушел? На самом ли деле девочка забыла про мишку? Как бы вы поступили на месте девочки? Придумайте свое название этому мультфильму. Были ли у вас в жизни случаи, когда вы забывали про важную и любимую для вас вещь или игрушку? Расскажите об этом».

Таким образом, развитие связной речи у дошкольников с ОНР III уровня является важной задачей логопедической работы, максимально реализовать которую возможно на материале мультипликационных фильмов: дети учатся отражать необходимые существенные связи в предметном содержании речи, излагать свои мысли в логической последовательности, использовать лексические и грамматические средства в оформлении высказывания; употреблять сложные предложения в речи; учатся составлять тексты разных типов речи.

Н.В. Гусева

кандидат педагогических наук, доцент, Центр педагогического образования НФИ КемГУ

Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи»

Речь современной молодежи отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесении звуков речи (дикции), неумелым обращением с дыханием и голосом.

Цель курса «Техника речи»: развивать речевую компетенцию студентов, совершенствуя их речевые и голосовые возможности.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом.

Дисциплина «Техника речи» ориентирует на практическое овладение необходимыми профессиональными навыками учителя-логопеда в про-

43

цессе выполнения определенных упражнений на практических и лабораторных занятиях. Приведем примеры их применения.

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов (нижней челюсти, губ, языка). Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки - артикуляционной гимнастики, позволяющей управлять нужными группами мышц.

Артикуляционная гимнастика активных органов речи выполняются перед зеркалом:

1. Для нижней челюсти, выполняются плавно, без резких движений, без болевых ощущений.

Исходное положение: рот закрыт, зубы сомкнуты, лицевые мышцы (губы, язык) расслаблены:

а) плавно опустите нижнюю челюсть, верните в исходное положение, при этом тяните звук [а];

б) подвигайте челюстью (выдвинете вперед, сдвиньте в сторону, сделайте круговые движения);

2. Для губ.

Исходное положение: рот закрыт, зубы сомкнуты, лицевые мышцы (губы, язык) расслаблены:

а) губы вытяните трубочкой вперед, затем, сохраняя их в напряженном состоянии, широко раскройте рот;

б) этой же трубочкой проделать круговые движения по часовой стрелке, а затем против часовой;

в) разомкните губы, показывая верхние и нижние зубы, затем сомкните (зубы при этом должны быть сомкнуты);

3. Для языка.

Выполняются с открытым ртом, язык свободно лежит во рту, касаясь кончиком нижних зубов:

а) прижмите язык к нижним зубам, расслабьте;

б) приподнимите кончик языка к верхнему небу, поверните его вправо, потом влево;

в) прижмите язык к твердому небу, опустите.

Время проведения данных упражнений - 4-5 мин за один прием. При этом необходимо следить за эластичностью, мягкостью, плавностью движений речевых органов. Повторение движений постепенно разогревает мышцы артикуляционного аппарата. Каждое упражнение следует повторять 3-4 раза.

Как известно, важнейшим условием работы над техникой речи является умение снимать мышечное напряжение, так называемые «зажимы». Для этого используются специальные массажи, разработанные известными учеными-практиками, например, гигиенический массаж (по Коляде).

1. Подушечками средних или указательных пальцев проведите, слегка нажимая до появления приятного тепла:

а) по впадинам около ноздрей;

б) от переносицы к середине лба и обратно;

44

в) от середины лба к вискам;

г) по окологубным мышцам вверх, вниз.

2. Ладонью правой руки проведите 5-6 раз от затылка к левой стороне головы до ключицы (голова повернута направо); левой ладонью 5-6 раз от затылка к правой стороне головы до ключицы (голова повернута налево).

3. Ладонями обеих рук проведите 6-8 раз от подбородка до грудной клетки, слегка нажимая; такое движение тыльной стороной руки от середины подбородка в стороны, а затем ладонью, сильно нажимая, 6-8 раз проведите налево и назад по верхней части грудной клетки.

Массаж резонаторных полостей помогает формированию звука, попаданию его в резонаторы без усилий. На занятиях по технике речи активно используется авторская методика массажа С.Т. Никольской.

Проводится вибрационный массаж энергичным постукиванием кончиками пальцев по поверхности основных резонаторов (верхних и нижних) при произнесении определенных звуков.

Исходное положение: сесть, выпрямить спину, расправить плечи, голову держать ровно.

Рот раскрыть, а затем осторожно сомкнуть губы, оставив между верхними и нижними зубами щель шириною в палец.

1. Проделайте выдох со звуком [м], массируя лоб.

2. Проделайте выдох со звуком [м], постукивая кончиками пальцев по крыльям носа.

3. Проделайте выдох со звуком [в], простукивая верхнее надгубное пространство.

4. Проделайте выдох со звуком [з], постукивая кончиками пальцев по нижней губе и подбородку.

5. Проделайте выдох со звуком [ж], массируя верхнюю часть грудной клетки.

6. Проделайте выдох со звуком [м], простукивая кончиками пальцев нижние боковые части грудной клетки, справа и слева.

7. Проделайте выдох со звуком [м], простукивая кончиками пальцев спину в области поясницы и по направлению к лопаткам.

После массажа рекомендуется сделать 5-10 спокойных вдохов и выдохов.

Необходимые для профессиональной деятельности учителя-логопеда голосовые качества можно тренировать с помощью многих упражнений. Перечисленные ниже упражнения для развития голоса, помогают улучшить его тембр, сделать более низким и благозвучным, расширить диапазон звучания, сделать модуляции голоса выразительнее, экспрессивность убедительнее, а произношение более четким.

1. Исходное положение: встаньте перед зеркалом, сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания: ииииииииии; эээээээээээ; аааааааааа; оооооооооо; уууууууууу.

Произносить звуки следует медленно, один за другим три раза.

2. Для активизации области груди и живота необходимо произнести звук м с закрытым ртом. Упражнения на звук м рекомендуют повторить

45

три раза: один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись.

3. Особое внимание следует уделить звуку р, поскольку он придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, необходимо провести предварительную подготовку: поднять кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычать" как трактор: рррр. После чего выразительно и эмоционально произнести слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т. п.

4. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки ииииииииии, одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Теперь проделайте это же упражнение со звуками: эээ, ааа, ооо,

ууу.

5. Заключительное упражнение заимствовано из индийской йоги. Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком ха-а. Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

В комплекс речевой гимнастики обязательно включаются специальные упражнения для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности; упражнения для формирования носового дыхания, для распределения выдоха, появления навыка добора дыхания; упражнения для развития интонационной выразительности речи, темпоритма; дикционные упражнения.

Освоение учебного курса «Техника речи» является основой для последующего изучения специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы и для прохождения педагогической практики.

Л.В. Дубинчук

учитель-логопед, Детский сад № 22 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ

Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образновыразительными средствами общения.

Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём в кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?»

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.