Научная статья на тему 'Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ'

Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ»

три раза: один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись.

3. Особое внимание следует уделить звуку р, поскольку он придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, необходимо провести предварительную подготовку: поднять кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычать" как трактор: рррр. После чего выразительно и эмоционально произнести слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т. п.

4. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки ииииииииии, одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Теперь проделайте это же упражнение со звуками: эээ, ааа, ооо,

ууу.

5. Заключительное упражнение заимствовано из индийской йоги. Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком ха-а. Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

В комплекс речевой гимнастики обязательно включаются специальные упражнения для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности; упражнения для формирования носового дыхания, для распределения выдоха, появления навыка добора дыхания; упражнения для развития интонационной выразительности речи, темпоритма; дикционные упражнения.

Освоение учебного курса «Техника речи» является основой для последующего изучения специальных методик обучения школьным дисциплинам и развития речи. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы и для прохождения педагогической практики.

Л.В. Дубинчук

учитель-логопед, Детский сад № 22 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей с общим недоразвитием речи на базе мини-музея ДОУ

Наиболее важной и актуальной проблемой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является овладение образновыразительными средствами общения.

Если ваш ребёнок спросит: «Когда мы пойдём в кино?», а в ответ услышит фразу: «Когда рак на горе свистнет», то очень удивится. Малыш обязательно заинтересуется: «А разве раки умеют свистеть?»

46

В основе таких историй лежит интересное явление языка - способность слов соединяться в целостные выражения, используемые в речи в переносных значениях. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» - «много получать, зарабатывать, наживать». Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.

Фразеологизмы являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, поговорки и фразеологизмы образны и поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами.

В русском языке очень много выражений, которые следует понимать в переносном смысле. А ребёнок мыслит конкретно, он привык воспринимать слова в их прямом значении, поэтому ему часто неясен иносказательный смысл.

Наиболее актуальна работа по овладению образно-выразительными средствами общения с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. С детьми младшего возраста эта работа нецелесообразна, так как только к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности.

Фразеологизмы всегда сложны по составу, но образуются из соединения нескольких слов, это сближает их с обычными, или, как их называют, свободными, словосочетаниями. Однако в свободных словосочетаниях любое слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу. Фразеологизмы такой замены не допускают.

В отличие от свободных словосочетаний фразеологизмы не допускают включения в них новых слов, в их составе нельзя обновлять не только лексику, но иногда и грамматические формы входящих в них слов. Во многих фразеологизмах нельзя менять даже порядок слов.

Фразеологизмы воспроизводятся в речи всегда только в таком виде, в котором они закрепились по традиции. Воспроизводимость - это важнейшее отличительное свойство фразеологических оборотов - делает их похожими на отдельные слова. Это сходство поддерживается ещё и тем, что фразеологизмы обычно являются синонимами обычных слов.

Очень важным является создание необходимых условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образно-выразительными средствами языка как необходимой предпосылки гармоничного развития личности.

47

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Под общим недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. В этом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образновыразительными средствами речи, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.

Детям с общим недоразвитием речи трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому в работу необходимо включать те фразеологизмы, смысл которых детям будет ясен при создании определенной ситуации или при соответствующем объяснении.

Мини-музей предоставляет неограниченные возможности в работе по данному направлению, особенно при взаимодействии с родителями. В любой экспозиции найдется место для потешек, пословиц и поговорок. Это позволяет вести речевую работу по любой лексической теме.

Работа основывается на ведущей деятельности детей этого возраста - игровой, поэтому проходит интересно для детей, педагогов и родителей.

Работа проводится поэтапно.

I этап: ознакомительный

II этап: основной

III этап: заключительный.

В процессе этой работы решаются следующие задачи:

1) определение содержания словарной работы;

2) усвоение переносного значения слова детьми;

3) совершенствование качества связных высказываний дошкольников;

4) становление словесного творчества;

5) развитие образно-выразительной речи детей;

6) понимание содержание текстов художественной литературы;

7) формирование интереса к родному языку у детей и родителей;

8) совместная деятельность с родителями.

Ознакомительный этап

Знакомство с фразеологическим оборотом в мини-музее.

На этом этапе необходимо привлечь внимание детей к необычным выражениям. Детям задаются вопросы типа: «Как ты понимаешь такое выражение?», «Когда так говорят?».

Фиксируется понимание детьми фразеологического оборота (без уточнений и исправлений). Проводится анализ ответов детей.

48

Основной этап

Толкование фразеологического оборота.

На этом этапе следует учить детей воспринимать, понимать и использовать простые по содержанию, доступные им выражения из народно - разговорной фразеологии.

При работе над фразеологизмами можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

1. Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками (нос, комар, язык).

2. Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку, - «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».

3. «Закончи пословицу, поговорку...» («Без труда не вытащишь ...»).

4. «Исправь ошибку» («Два сапога - тара»).

5. Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели».

6. «Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса - хитрая, еж - колючий, трусливый как заяц, а смелый как лев».

7. «Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.

8. «Найди фразеологизм в сказке».

9. Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы.».

На этом этапе проводятся беседы и экскурсии в мини-музей для родителей.

Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами на материале экспозиции мини-музея под названием «В начале было слово.».

«КАША В ГОЛОВЕ»

Значение:

Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.

Ничего я не пойму:

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове - сто две.

Вот так каша в голове!

Говорят дети:

Так говорится о том, кто очень много каши съел, так много, что даже в голове каша; или говорится о том, у кого все мысли перепутались.

Задание.

У бедного мальчика такая «КАША В ГОЛОВЕ». Попробуй догадаться, о чем он думает, и отгадай, как его зовут. Среди всех этих слов спряталось его имя.

49

«МОЛОТЬ ЧЕПУХУ»

Значение: «Молоть чепуху» - значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром Раздается в поле? -Целый день Тит с Петром Чепуху мололи!

Намололи три мешка...

Вот такая чепуха!

Говорят дети:

«Молоть чепуху» - это значит говорить о чем-то очень смешном, веселом и необычном.

Задание

Художник все перепутал и нарисовал чепуху. Разберись, что здесь не так (картинки с нелепицами).

На мельницу привезли сказки, и мельница их так перемолола, что все сказки перепутались - и получилась настоящая чепуха. Посмотри на картинки и найди соответствующие пары, чтобы получились известные тебе сказки.

Собери сказку (разрезные картинки)

«РАЗВОДИТЬ ТАРЫ-БАРЫ»

Значение: Тары-бары - пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» -значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.

Две подружки, две Тамары Разводили тары-бары.

Что за тары? Что за бары?

Не поймет никак родня.

Эти тары, эти бары -Это просто болтовня!

Говорят дети:

Тары-бары - это вообще неизвестно что, а вот тараторить - это очень быстро говорить, так, что тебя никто понять не может.

Задание

На рисунке все болтают между собой - «Разводят тары-бары». Подумай, о чем могут болтать между собой мышата, котята, девчонки и мальчишки. Соедини линиями наших героев, разводящих тары-бары, и предмет их разговора.

«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА»

Значение: Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.

В стране Хохотания Жили смеянцы

Любили смеянцы веселье и танцы,

И просто смеятся любили смеянцы.

Пусть слово не ново

50

И шутка стара -Смеятся готовы Они до утра.

Говорят дети:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сделать надо что-то смешное, рассказать что-то смешное. Когда за-хохотался и остановится не можешь.

Задание

Народная игра «СМЕШИНКА»

Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол.

Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и.т.д. (в соответствии с тематикой экспозиции музея).

Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например:

- Ты кто?

- Перо

- Кто твой брат?

- Словарь?

- Что ты сегодня ел на завтрак?

- Бересту.

И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется -платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т.п.

«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ!»

Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относится. Не торопится что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.

Так обо мне твердит молва:

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать - летят слова,

Как пробка из бутылки.

Совет недавно мне дала Одна девчонка в школе:

- Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до десяти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: - А я причем?

Но, досчитав до десяти,

Сказал: - Ну, дедушка, прости.

Говорят дети:

Если тебе что-то сказали, а ты не делаешь.

Я думаю, что если мама сказала что-то сделать, ты это сделаешь. Если выдерут перья у голубя, то он не улетит.

51

Если ты кому-то сказал обидное, то человеку будет неприятно, и это не исправить.

Задание

Прежде чем ответить, подумай. Угадай, какое слово здесь спряталось? (изографы)

«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ»

Значение: Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.

Тараторила Сорока:

- Зла Гадюка и жестока.

И её детёныши -Сущие гадёныши.

- Перестань чесать язык, -Ей в ответ сказал Кулик.

И воскликнула Сова:

- Ты, Сорока, не права.

Знать должна любая птица,

Что злословить не годится.

Говорят дети:

Зубы почесать, до верха рта Что-то чешется

Может долго говорить, много... Да, когда не останавливается Задание

Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).

Пять котят пить хотят.

Дядя Дима иди мимо.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ»

Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину, пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

Говорят дети:

В языке итак нет костей. Это так: тра-та-та...

52

Когда много говоришь: ля-ля-ля...

Болтать пустяки.

Задание:

Чего на свете не бывает? Исправь ошибку и назови нужное слово.

Черный мел Старый малыш Твердая вата

Горячий снег Молодой старичок

Заключительный этап.

Составление словаря-минимума по теме экспозиции. Рисунки детей.

Игра «Вспоминаем и называем», фиксация понимания детьми фразеологического оборота. Викторина с родителями, выставка газет «Семейные истории».

В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшилось понимание фразеологических оборотов, обогатился словарный запас, речь стала более яркой, образной и выразительной. А родители воспитанников в результате такой совместной деятельности всё активнее сотрудничают с педагогами и специалистами.

Н.А. Ежкова

воспитатель группы, ГБДОУ № 78 Приморского района Санкт-Петербурга

Применение спектрального анализа в изучении акустического аспекта слогов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Звук, произносимый нами, - это физическое явление, представляющее собой распространение в виде волн механических колебаний, передаваемое через упругую среду, т. е. воздух и воспринимаемое человеческим слухом. У колебательного движения есть акустические свойства, которые являются аспектом в изучении звуков языка и речи.

По своей структуре колебания, воспринимаемые слухом, могут быть различными. Если они равномерные, периодические, то их называют тоном или музыкальным тоном. В том же случае, когда мы имеем дело с шумом, колебания будут неравномерными, непериодическими. В звуках речи (языковых звуках) сочетаются элементы тона и шума, при этом тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы - главным образом в результате преодоления воздушной струей разного рода преград в речевом канале. Как отмечает Ю.С. Маслов [2], гласные - это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) - это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [I], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

От частоты колебаний зависит немаловажная характеристика - высота звука (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук). В свою очередь, сила звука, т. е. ее интенсивность зависит от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Наряду с этим существуют так назы-

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.