Научная статья на тему 'О некоторых способах голосовой реабилитации после операции на гортани'

О некоторых способах голосовой реабилитации после операции на гортани Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
7678
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOICE DISORDERS / BREATHING EXERCISES / ARTICULATION EXERCISES / VOCAL FUNCTION / RESONATORS / VOICE REHABILITATION / ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОСА / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГОЛОСОВАЯ ФУНКЦИЯ / РЕЗОНАТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ / ГОЛОСОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Малыгина Валентина Васильевна

Статья посвящена вопросу реабилитационных мероприятий при операции на гортани. Описана методика восстановления голоса специальными дыхательными, артикуляционными и голосовыми упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voice rehabilitation after laryngeal surgery

This article is devoted to rehabilitation procedures after laryngeal surgery. We describe a technique of voice restoration using special breathing, articulation, and voice exercises.

Текст научной работы на тему «О некоторых способах голосовой реабилитации после операции на гортани»

Таким образом, результаты клинико-лабораторного исследования, проведенного с целью

повышения эффективности лечения флегмон, свидетельствует о целесообразности включения в

комплексную терапию средств и методов, которые устраняют патогенное воздействие микрофлоры полости рта и одновременно нормализируют защитные механизмы тканей полости рта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бурова Н.Б. Клинико-патогенетическое обоснование использования мексидола в комплексной терапии гнойно-воспалительтельных заболеваний челюстно-лицевой области: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Тверь, 2012.

2 Гусенов С.Г., Расулов И.М. Обоснование комплексного лечения генерализованного пародонтита с применением мирамистина и ликопида // Актуальные вопросы стоматологии: сборник материалов электроннойнауч-но-практической конференции, посвящённой 80-летию профессора В.Ю. Миликевича. - Волгоград, 2012. -C. 41-43.

3 Зеленский В.А., Мухорамов Ф.С. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. - М., 2008. - 208 с.

4 Просычева О.О. Применение минимизированной гипербарической оксигенации и антимикробного перевязочного материала в комплексном лечении больных с флегмонами челюстно-лицевой области: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2013.

5 Походенько-Чудакова И.О., Чудаков О.П., Бармуцкая А.З., Кабанова С.А. Тяжелые осложнения одонтоген-ных гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области (тромбофлебит вен лица, тромбоз кавернозного синуса, одонтогенный медиастинит): учеб.-метод. пособие. - Витебск: ВГМУ, 2010. - 158 с.

6 Фомичёв Е.В., Гумилевский Б.Ю., Сербин А.С. Клинико-иммунологические особенности и лечение гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у больных пожилого возраста): метод. пособие. -Волгоград, 2011. - 28 с.

7 Царев В.Н., Давыдова М.М. Микробиология полости рта. - М.: УМО МЗ РФ, 2008. - 51 с.

Рукопись получена: 8 октября 2018 г. Принята к публикации: 10 октября 2018 г.

УДК 616.22-008.5

О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ГОЛОСОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ НА ГОРТАНИ

© 2018 В.В. Малыгина ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница имени В.Д. Середавина», Самара

Статья посвящена вопросу реабилитационных мероприятий при операции на гортани. Описана методика восстановления голоса специальными дыхательными, артикуляционными и голосовыми упражнениями.

Ключевые слова: заболевания голоса, дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, голосовая функция, резонаторные отделы, голосовая реабилитация.

Голос даёт нам великую радость общения друг с другом. Он выражает самые тонкие оттенки чувств - веселья и печали, нежности и гнева, заинтересованности и безразличия. Умение говорить - уникальная способность, данная человеку природой. Именно голос является

индивидуальной визитной карточкой личности. Ведь, по мнению Франсуа де Ларошфуко, «в звуке голоса, в глазах и во всём облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».

Гортань является основным органом в системе голосообразования - его генератором. В ней расположены истинные голосовые связки. Произнося звук, мы делаем выдох. Под действием сильной струи воздуха голосовые связки начинают вибрировать. Так рождается голос. В образовании голоса участвует трахея, бронхи, лёгкие, дыхательная мускулатура, диафрагма. Глотка, полость рта и носа, как бы составляющие надставную трубу, служат верхним резонатором, а трахея и бронхи - нижним.

Каковы причины голосовых расстройств? Это и различные простудные заболевания, и острые или хронические катары верхних дыхательных путей. Травмы, новообразования в глотке и гортани также могут вызвать расстройства голоса. Хирурги, оперирующие на гортани, стремятся сохранить или как можно меньше нарушить голосовую функцию. Напомним, что тембр, сила, звонкость голоса зависят от согласованной работы лёгких, гортани и резонаторного отдела - полости рта и носа, придаточных пазух. Систематическая, каждодневная тренировка после операции помогает добиться такой слаженности, а значит, и улучшить звучание голоса.

Мы располагаем определённым опытом фониатрического лечения больных после перенесённых операций на гортани. При разработке направленного коррекционного воздействия в первую очередь мы исходим из индивидуальных особенностей больных, учитываем клиническую картину и степень выраженности нарушений голоса. Приводим примерный комплекс дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений для тренировки голосовой функции у этой категории пациентов. Начинать тренировку следует с выработки статического дыхания. Перед занятием нужно проветрить помещение, подобрать одежду, не стесняющую движений.

1. Лёжа на спине, положите одну руку под поясницу, другую на живот. Спокойно вдохните через нос, а затем на максимальном выдохе медленно произнести [оооххх] или [аааххх]. После двухсекундной паузы глубокий вдох через нос. Во время вдоха живот поднимается вверх (выпячивается), на выдохе - медленно опускается вниз (втягивается). Вдох на счёт 1-2, выдох на счёт 1-2-3-4-5. Постепенно удлиняйте выдох до 7-8.

2. Встаньте прямо, лучше перед зеркалом, плечи назад и слегка опущены, подтяните живот, держитесь без напряжения. Правую руку для контроля положите на живот. Вдох через нос (живот выпячивается), а затем медленно и плавно выдохните через рот, как бы произнося звук [а]. Почувствуйте ладонью левой руки тепло выдыхаемого воздуха. Выдох - втягивая живот, на счёт до 5-7; постепенно удлините до 9-11.

3. Вдох через левую ноздрю, правая закрыта пальцем. Выдыхайте через нос, прерывисто за счёт постукивания пальцами по крыльям носа. Выдох на счёт 8-10. Повторить то же самое через другую ноздрю.

Когда вы почувствуете, что свободно выполняете эти упражнения, можно переходить к более динамичным, помогающим стабилизации правильного дыхания. Эти приведёт к расслаблению мышц голосового аппарата, отчего в значительной степени возрастает его выносливость и работоспособность. Для примера можно делать такие упражнения.

1. Ступенчатый вдох, то есть полный вдох в три приёма. На счёт 1 - короткий вдох через нос, руки в стороны; 2 - продолжить вдох, руки вперёд; 3 - продолжить вдох - руки вверх; 4 - плавный выдох через рот, одновременно опустите руки, расслабтесь.

2. На счёт 1 - короткий вдох через нос, голову поверните к левому плечу, на счёт 2-3-4 медленно выдыхая через рот, поверните голову вправо. То же - в другую сторону.

3. Руки за голову, на счёт 1 - вдох через нос, прогнитесь назад. Выдох через рот в три приёма, при этом наклонитесь вперёд.

4. Короткий вдох через нос - голову с напряжением поднимите вверх. На выдохе как бы уроните голову вниз.

5. Круговые движения головой, оборот на четыре счёта - вдох. Такое же по длительности вращение в другую сторону - выдох. Выплняя упражнение 4 и 5, старайтесь расслабить мышцы шеи.

Цель следующих упражнений - добиться сочетания удлинённого выдоха с речью.

1. Вдох, на выдохе медленно и плавно произносите звук [с]. Губы растянуты в улыбке, между зубами щель в 1-1,5 мм, по средней линии языка образуется желобок. Если упражнение выполняется правильно, вы должны почувствовать движение выдыхаемого воздуха тыльной стороной поднесённой ко рту ладони. Во время выдоха считайте мысленно до 7. Затем постепенно удлиняйте выдох до 12. Аналогично выполняйте упражнения, произнося звуки [ш], [ф].

2. На вдохе руки отведите в стороны, на выдохе сближайте руки навстречу друг другу, одновременно трижды коротко произносите [с], а потом продолжайте медленно и плавно [с-сс-ссс-сссс]. То же упражнение со звуками [ш], [ф] и звукосочетаниями [кс], [кш].

3. После короткого вдоха считайте вслух, не торопясь, чётко выговаривая каждую цифру. Вначале считайте до трёх на одном выдохе, доберите воздух и снова начните счёт, но уже до четырёх, затем до пяти и постепенно до десяти.

Все эти упражнения следует выполнять в течение месяца после операции, 4-5 раз в день. Некоторым потребуется более длительный срок. Занятия лучше проводить перед зеркалом. Не забывайте, что при вдохе плечи не должны подниматься вверх, все движения спокойны и естественны. Каждое упражнение выполняйте 4-5 раз.

После таких операций, как удаление узелков, полипов, кист голосовых складок, уже на 2-3 день можно говорить обычным голосом. Однако в течение полутора-двух недель следует избегать чрезмерных нагрузок голосового аппарата, по возможности ограничить долгие разговоры, особенно по телефону. Не следует употреблять слишком холодную или горячую пищу, острые блюда. Запомните: табачный дым и алкоголь вам противопоказаны. Они раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Если вы будете следовать этим советам, то раньше добьётесь положительных результатов.

Необходимо обратить внимание на активность артикуляционного аппарата, в состав которого входят губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть. В зависимости от того, какое положение принимают при фонации эти подвижные части речевого аппарата, образуются те или иные гласные и согласные звуки. Во время речи смена положения губ, языка, мягкого нёба должна происходить достаточно быстро, чётко и согласованно, т.к. от этого зависит чёткое и ясное произношение слов, т.е. хорошая дикция. При вялости губ, языка, ослабленных движений нижней челюсти, скованности следует выполнять артикуляционную гимнастику, пре-

следующую цель выработать активность, лёгкость, целесообразность движений всех частей артикуляционного аппарата, координировать его работу с органами дыхания и голосообразо-вания. Например:

а) на счёт «раз» нижняя челюсть медленно опускается, на счёт «два» челюсть двигается вправо, на счёт «три» зафиксировать челюсть, на счёт «четыре» челюсть двигается влево, на счёт «пять» удерживать в левом положении, на счёт «шесть» движение челюсти вновь вправо и т. д.

б) рот сомкнут, зубы сомкнуты. На счёт «раз» губы растягиваются в стороны, обнажая верхние и нижние зубы, как при произнесении звука «и». Поза удерживается на счёт 2-3, а затем на счёт 4 губы собираются трубочкой и вытягиваются вперёд, как при «у». На счёт 7 вновь растянуть в стороны.

в) рот открыт, кончиком языка достать уголок рта слева на счёт «раз», на счёт «два» справа (как работает маятник). Упражнения лучше выполнять перед зеркалом, 3-4 раза каждое.

В работе над голосом хорошо помогает имитация мычания или стона: старайтесь произнести легко и свободно звук «м» с закрытым ртом. Если звук образуется правильно, то вы почувствуете в передней части лица вибрацию, щекотание в губах, дрожание крыльев носа. Сначала произнесите звук коротко, в последующих упражнениях постепенно удлиняйте время звучания, начиная от 2-5 сек. до 6-7, но в одной тональности. Такое же упражнение проделайте со звуком «н». После того, как вам удалось правильно произнести звуки «м», «н», можно переходить к отработке слогов «маммм», «моммм», «муммм», а далее постарайтесь увеличить время произнесения гласного, при этом сокращая продолжительность согласных («ммааааам», «ммооооом», «ммууууум»). На следующем занятии вы уже можете отрабатывать слоги типа «мааа», «мооо», «мууу» и т. п. Закрепляйте далее произнесение коротких слов: мама, мак, мох, мул, Нина, нос и др. Помните, что произнося слоги, а затем и короткие слова, вы должны остаться в тональности первоначального звука.

Всем больным во время лечения рекомендуется сократить голосовую нагрузку, избегать громкой речи, крика, длительного напряжения голоса, особенно если при разговоре у них появляются болевые ощущения. Практические занятия проводятся 2-3 раза в неделю, курс составляет 1 месяц, с последующим периодическим контролем правильности голосообразо-вания и голосоведения в течение 4-5 месяцев.

Предлагаемый комплекс реабилитационных мероприятий повышает и улучшает работоспособность голосового аппарата, ускоряет сроки клинической реабилитации, снимает число рецидивов и сокращает время лечения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. - М.: Энергоиздат, 2002. - 480 с.

2 Восстановление голоса при комплексном лечении папилломатоза гортани / сост. Ю.С. Василенко, В.В. Па-тыкин, Г.Ф. Иванченко, О.С. Орлова. - М., 1992. - 14 с.

3 Лаврова Е.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 114 с.

Рукопись получена:27 августа 2018 г. Принята к публикации: 29 августа 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.