ПЕДАГОГИКА
© ЖУКОВА Е.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., КАЛЯГИН А.Н. — 2009
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Е.В. Жукова, И.Г. Погорелова, А.Н. Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. — д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н., проф. Ю.А. Горяев)
Резюме. В статье рассматриваются элементы педагогической техники, её принципы, приёмы, с помощью которых они реализуются, пути овладения педагогической техникой.
Ключевые слова: педагогическая техника, принципы, педагогическое мастерство, знания, умения.
PEDAGOGICAL METHODS AS ONE THE COMPONENT OF HIGHER SCHOOL TEACHER'S SKILL
E.V. Zukova, I.G. Pogorelova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)
Summary. The ekements of pedagogical methods, their principles, the ways of their realization and methods of master with pedagogical methods are considered in the work.
Key words: pedagogical methods, principles, pedagogical skill, knowledge.
Образование не достигает точки насыщения.
(Слова, высеченные на камне у входа в центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк)
Одной из проблем для современного высшего образования является уровень мастерства преподавателя, способного обучать «на перспективу». Многие преподаватели успешно выполняют научную работу, владеют исследовательскими методами, но не используют их в своей педагогической деятельности, не передают будущим специалистам. Некоторые преподаватели не могут или не желают осознать свои затруднения в педагогическом общении и, как следствие, зачастую не могут достичь достаточно высокого уровня педагогического мастерства.
Мастерство педагога — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Одним из компонентов педагогического мастерства (наряду с психологопедагогической эрудицией, профессиональными способностями) является педагогическая техника. Ещё А.С. Макаренко в своих работах использовал термины «педагогическая техника» и «педагогическая технология». Педагогическая техника обозначает совокупность умений и навыков, необходимых для эффективного применения системы и методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбирать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
Педагогическая техника — это комплекс умений, который помогает преподавателю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Педтехника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приёмы управления общением).
Из вышеизложенного следует, что основными элементами педагогической техники являются: 1) умения педагогического общения; 2) техника и культура речи преподавателя (дыхание, голос, дикция, паузы, логическое ударение, грамотность, интонация и т.д.); 3) саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, актёрско-режиссёрские умения, выдержка и т.п.); 4) показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик преподавателя).
Педагогическая техника подразделяется на внутреннюю (техника саморегуляции, то есть умение управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий) и внешнюю (техника контактного взаимодействия: осанка, одежда, макияж, причёска, украше-
ния, мимика, пантомимика, культура общения, культура и техника речи).
Педагогическая техника имеет большую значимость и в деятельности преподавателя медицинского ВУЗа, поскольку перед ним, наряду с подготовкой специалиста, стоит задача научить студента общению с руководителями, чиновниками, коллегами, больными, родственниками больных. Например, педагог-клиницист должен уметь беседовать не только со студентом, но и с больным, создавая образ значимой личности для обоих, уметь сдерживать свои эмоции, управлять голосом, выяснять у больного самые деликатные вещи, уметь не напугать больного, не вызвать смеха или иных неподходящих для ситуации эмоций у студента. Чрезвычайно важен облик врача — его халат и другая одежда, обувь, уход за ногтями и кожей.
Владение основами педагогической техники — необходимое условие для разработки педагогической технологии — сложной и открытой системы приёмов и методик, объединённых приоритетными образовательными целями; концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации образовательного процесса. Существуют следующие пути овладения педагогической техникой: 1) знание психологии общения и межличностных отношений; 2) знание сущности языка и речи как средства общения; знание особенности восприятия звучащей речи; 3) знания строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития; 4) владение мимическими, микро-мимическими, пантомимическими навыками; — владение навыками самонаблюдения, самоконтроля, самоприказа; 5) осознание норм педагогической этики.
Хотелось бы подробней остановиться на принципах педагогической техники, каждый из которых реализуется с помощью каких-то конкретных приёмов, которые поддерживают друг друга, складываясь в систему.
Один из принципов — принцип свободы выбора. Самым ценным для каждого человека является свобода. Никто не любит навязанные действия, отсутствие выбора, в том числе и студенты. Поэтому по возможности в обучающем процессе надо предоставлять студенту право выбора. Например, студенты сами выбирают для решения ситуационные задачи из числа предоставленных им задач. Но при этом каждый студент осознанно должен нести ответственность за сделанный им выбор (это является обязательным условием при выборе).
На этом принципе в медицинском ВУЗе используется решение ситуационных профессиональных задач, деловые игры для студентов. Например, при обучении студентов-медиков выбираются клинические ситуации с большим спектром диагностических исследований (хорошо, если такие клинические ситуации были в реальной жизни и врач, разбираясь в проблемах больного, выполнил достаточно
много диагностических исследований). При этом предложение студента сделать то или иное обследование можно хорошо проиллюстрировать, представить полученные данные, что потребует в каждом случае нового выбора — постановки диагноза, назначения дообследования или нового лечения.
Другой принцип — принцип открытости. Большинство студентов смутно представляют границы своей информированности и уж совсем туманно представляют границы познания наук. И как следствие этого — отсутствие любознательности, без которой любое обучение становится лишь воспитанием исполнителей. Поэтому необходимо не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить перед студентами проблемы, решения которых лежат за пределами изучаемой дисциплины.
В обучении желательно использовать так называемые «открытые» задачи, то есть задачи, имеющие допускающее варианты условие, разные пути решения, набор вероятных ответов (именно такие, открытые задачи ставит перед человеком жизнь). К сожалению, довольно часто в процессе всего периода обучения студенты решают «закрытые» задачи — задачи, имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственное верный ответ. Педагоги считают, что задачи открытого типа могут быть разработаны практически по любой дисциплине. Таким образом, принцип открытости, в целом, вызывает у студентов стремление к познанию, совершенствованию и саморазвитию.
В медицинском ВУЗе данный принцип можно реализовать, например, следующим образом: целесообразно демонстрировать «непонятных» больных, привлекать студентов к их обсуждению, анализу возможной причины их болезни, поиску наилучших путей лечения. Очень хорошо, когда студент начинает понимать, что, наряду с классическими нозологическими формами, «понятными» больными, имеется ещё масса больных «непонятных», работая с которыми затруднения испытывают даже опытные преподаватели-клиницисты и врачи с большим стажем.
Следующий принцип — принцип деятельности. Суть его проста и понятна: со знаниями, приобретёнными в процессе обучения в ВУЗе, необходимо работать, они должны быть пропущены через деятельность, то есть студент (тем более выпускник) должен владеть определёнными практическими навыками, приёмами. Чтобы полученные знания стали инструментом, студент должен с ними работать. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность».
Для современного высшего образования актуален поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, поиск новых областей применения теоретических знаний в практической деятельности непосредственно в процессе обучения. Необходимо создавать такие условия учебно-практической деятельности, чтобы студенты могли активно применять имеющиеся у них теоретические знания для решения практических задач, что, в итоге, приведёт к сближению учебной и научной работы студентов в сотрудничестве с преподавателями. Освоение студентами знаний, умений, навыков необходимо организовывать преимущественно в форме деятельности, формировать у студентов творческий подход к решению поставленных перед ними задач. Знания надо применять, преобразовывать, дополнять, рассматривать в разных моделях.
В медицинском ВУЗе принцип деятельности реализуется на практических занятиях, в процессе общения с больными, курации, освоения практических навыков, на производственной практике, во время работы на конференциях, консилиумах, операциях, при обсуждении больных, при отчётах студентов на планёрках, во время волонтёрских дежурств в клинике. Студенты медико-профилактического профиля, ко
всему вышеизложенному, выполняют ещё практическую работу на разного рода объектах (промышленных, коммунальных, образовательных учреждениях различного типа и т.д.), как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Важные навыки деятельности студенты-медики приобретают во время работы в студенческих научных кружках: осваивают работу с литературой (поиск, подбор, реферирование), работу, связанную с подготовкой доклада, с выполнением клинических или экспериментальных исследований, статистическую обработку данных, презентацию полученных материалов, выступление перед квалифицированной аудиторией и т.д.
Ещё один принцип педагогической техники — принцип обратной связи. Преподаватель при проведении практического занятия должен отслеживать такие параметры студентов, как настроение, степень заинтересованности, уровень понимания и т.д. Для этого у каждого преподавателя есть свой набор приёмов, позволяющих сориентироваться в той или иной обстановке. Другими словами, преподаватель должен постоянно контролировать процесс обучения студентов с помощью системы приёмов обратной связи. И чем больше развита система (будь то педагогическая, экономическая, социальная, техническая система), тем больше в ней механизмов обратной связи.
Последний принцип — принцип идеальности или высокого КПД. Идеальность — одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами сил, времени, нервов, денег... Идеальность любого действия (или его КПД) тем выше, чем больше от его выполнения пользы и чем меньше затраты на его выполнение. В связи с этим, применительно к педагогической технике, от некоторых технологий и приёмов отказались из-за низкой идеальности, так как, несмотря на свою полезность, они требовали слишком много сил преподавателя. А идеал преподавателя, к которому необходимо стремиться, это идеал, чтобы преподаватель не уставал, не вырабатывался при высокой эффективности своего труда. Наверное, этот идеал, как и любой другой, недостижим. И всё же, чем больше активность студентов на занятии, чем выше их самоорганизация, тем выше идеальность обучающего действия. Необходимо максимально использовать знания, возможности, интересы самих студентов с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Также принцип идеальности предполагает активное вовлечение студентов в управление своим коллективом, самостоятельному обучению друг друга.
Принцип идеальности может быть реализован в медицинском ВУЗе, например, при составлении оптимальных диагностических алгоритмов. Для этого студенту предлагаются распространённые, но очень сложные в дифференциальной диагностике синдромы (лихорадка, боли в грудной клетке, повышение СОЭ и т.д.) и даётся задание составить наиболее оптимальный перечень исследований, которые целесообразно провести для того, чтобы разобраться в этом синдроме. Анализируя синдром и составляя алгоритм, студент сначала учится сам, впоследствии, представляя и защищая данный алгоритм перед преподавателем и коллегами, осуществляет обучение других студентов.
Педагогический труд — это особый вид деятельности людей, в котором главную роль играет общение. Повышение его эффективности поэтому остаётся главным резервом совершенствования всего учебно-воспитательного процесса. Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение преподавателем средствами педагогического воздействия — педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами общения со студентами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. — Гомель, 1999, С. 8-10.
3. Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство: Учебн. пособие для студ. ин-та физич. культуры. — Омск: ОГИФК, 1994. — С. 33-34.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.
5. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига.: Эксперимент, 1999.
6. Макаренко А.С. Собрание сочинений. — Т. 3.
7. Модернизация педагогического образования: Сб. метод. рекомендаций. — Иркутск, 2003. — 176 с.
8. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. — М: Московское городское педагогическое общество, 1998. — С. 5.
9. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г и др. Введение в педагогическую деятельность. — М.: Академия, 2000.
10. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2007. — 576 с.
11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
Адрес для переписки: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, я. Жукова Елена Викторовна — доцент кафедры гигиены труда и гигиены питания. Погорелова Ирина Генадьевна — доцент кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков