Научная статья на тему 'Роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы'

Роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПРЕССИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЬ / ИНТОНАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / МИМИКА / ЖЕСТЫ / ПОЗЫ / ПАНТОМИМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриади Ирина Петровна, Тайдакова Ирина Владимировна

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых существенное место занимает экспрессивная компетентность учителя. Любой учитель должен обладать достаточной силой голоса, мелодичностью речи, уметь владеть «языком тела» все это относится не только к элементам педагогической техники, но и к экспрессивной компетентности, без которой не достичь контакта и взаимопонимания с учащимися, их родителями, коллегами. В статье рассматривается роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы. Даются определения таким понятиям как «готовность», «готовность к педагогической деятельности», «экспрессивная компетентность»; подробно описываются компоненты, относящиеся к экспрессивной компетентности; предлагаются пути формирования, развития и совершенствования экспрессивной компетентности у будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриади Ирина Петровна, Тайдакова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы»

УДК 378

И.П. Андриади, И.В. Тайдакова

РОЛЬ И МЕСТО ЭКСПРЕССИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых существенное место занимает экспрессивная компетентность учителя. Любой учитель должен обладать достаточной силой голоса, мелодичностью речи, уметь владеть «языком тела» — все это относится не только к элементам педагогической техники, но и к экспрессивной компетентности, без которой не достичь контакта и взаимопонимания с учащимися, их родителями, коллегами. В статье рассматривается роль и место экспрессивной компетентности в формировании готовности к педагогической деятельности студентов высшей школы. Даются определения таким понятиям как «готовность», «готовность к педагогической деятельности», «экспрессивная компетентность»; подробно описываются компоненты, относящиеся к экспрессивной компетентности; предлагаются пути формирования, развития и совершенствования экспрессивной компетентности у будущих учителей.

Ключевые слова: готовность, готовность к педагогической деятельности, экспрессивная компетентность, речь, интонация, невербальный язык, мимика, жесты, позы, пантомимика.

В подготовке специалиста в области педагогической деятельности, безусловно, отражаются и общие закономерности педагогической деятельности, и частные особенности преподавания того или иного предмета. Так или иначе, все это является базовыми основаниями для построения профессиональной компетентности учителя. Требования к содержанию профессионального образования учителя многоплановы и детерминированы потребностями общества.

В условиях реформирования высшего образования и обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Современный этап развития общества предъявляет к работе профессиональных сотрудников, а значит, и к работе высших учебных заведений, которые занимаются их подготовкой, принципиально новые требования. Особенно изменились требования к уровню подготовки современных учителей. Проблема совершенствования подготовки педагогических кадров была актуальна на всех этапах социально-экономического развития общества, а в последние годы в системе высшего профессионального образования происходят коренные изменения.

В подготовке специалиста усиливаются акценты развития личности активной, мобильной, творческой, выразительной, экспрессивной, способ-

ной самостоятельно обнаруживать и решать проблемные и нестандартные ситуации, нешаблонно мыслить, профессионально действовать в постоянно меняющихся условиях педагогической действительности, применять полученные знания на практике для решения новых задач, тем самым, обогащая свой жизненный опыт.

Проблема формирования готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности находит широкое освещение в психолого-педагогической литературе. Однако определение понятия «готовность к педагогической деятельности» в современной философской и психолого-педагогической литературе трактуется по-разному, что обусловлено авторскими акцентами предмета исследования.

В нашем исследовании под готовностью к педагогической деятельности мы понимаем профессионально-личностные свойства специалиста, позволяющие эффективно осуществлять образовательную деятельность, решать задачи обучения, воспитания и развития.

Как показали исследования, в структуре педагогической деятельности большое значение имеет экспрессивная компетентность педагога, однако ее рассмотрение не нашло должного отражения в научных разработках, что сдерживает целенаправленную подготовку специалиста, целостного формирования его профессиональной компетентности.

Известно, что хорошо запоминается не только то, что рационально, но и эмоционально. Бо-

лее того, у нас есть свойство оценивать людей по их стилю и внешности. Наша память на слова увядает задолго до того, как мы забудем внешнее впечатление о человеке. Экспрессия человека - это часть его имиджа. Проблема имиджа в настоящее время является максимально широкой и многоаспектной, а, следовательно, привлекает большое внимание исследователей и ученых, что нашло отражение в различных публикациях об имидже на Западе, а в последние годы и в нашей стране.

Специальных работ по вопросу имиджа современного учителя крайне мало. В то же время значительное количество исследований посвящено различным аспектам деятельности педагога, позволяющим косвенно выявить характеристики и механизмы важные для формирования его привлекательного имиджа. В них рассматриваются вопросы структур профессионально-педагогической деятельности учителя, его личности (О.А. Абдуллина, В.А. Сластёнин), мышления, педагогического общения (Н.В. Кузьмина, А.Б. Орлов и др.), профессионального мастерства (И.П. Андриади, А.М. Дикунов, М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский и др.).

Экспрессия человека отражает его аудиовизуальную культуру. В этой связи важнейшей составляющей личности педагога становится его экспрессивная компетентность.

Информация передается и воспринимается человеком двумя способами: вербально, т.е. при помощи слова и невербально, при помощи жестов, поз, мимики. Одним из главных видов невер-

бальной коммуникации является выражение лица, которое передает определенные эмоции. Как и выражения лица, жесты и позы постоянно используются для дополнения высказываний, а также для передачи содержания в тех случаях, когда ничего сказано не было. И выражением лица, и жестом, и позой можно передать шутку, иронию или скепсис. Впечатления, которые мы невольно произвели невербально, могут демонстрировать окружающим, что мы сказали совсем не то, что хотели на самом деле сказать. Существует множество едва заметных признаков невербальной коммуникации, которые могут улавливать собеседники.

Разнообразие устной речи тоже достаточно вариативно. Можно говорить быстрее или медленнее, громче или тише, просительным или требовательным тоном, спокойно, взволнованно, равнодушно, заинтересованно, убедительно, неуверенно, настойчиво, снисходительно или робко, используя мимику, жесты, дополняющие смысл высказывания или не используя их вовсе. Весьма важна хорошая дикция (отчетливое произношение). Плохая дикция мешает смысловому восприятию произносимого высказывания. Любой учитель должен обладать достаточной силой голоса, мелодичностью речи, уметь владеть «языком тела» - все это относится не только к элементам педагогической техники, но и отражает экспрессивную компетентность, без которой крайне сложно эффективно выстраивать взаимодействие и взаимопонимание с учащимися, их родителями, коллегами.

ЭКСПРЕССИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Голосовые характеристики речи

интонация

звучность

сила

диапазон

акценты

мелодичность

тональность

высота

тембр

темп

ритм

паузы

молчание

Невербальные средства общения

X I X

Мимика Пантомимика

брови жесты

глаза (взгляд) позы

губы телодвижения

кивки головой

Позиция

лицом к лицу под углом дистанция использование пространства в визуальной коммуникации

Рис. Структура экспрессивной компетентности учителя

Таким образом, экспрессивная компетентность в профессиональной деятельности учителя нами рассматривается как свойство личности, отражающее возможности интеграции элементов выразительности преподавателя образно и ярко транслировать свои мысли и чувства с помощью голосовых характеристик речи и невербальных (визуальных) средств общения (воздействия).

В этой связи структура экспрессивной компетентности нами представлена следующим образом (см. рис.).

Рассмотрим подробнее сущностные характеристики экспрессивной компетентности учителя.

Первой сущностной характеристикой экспрессивной компетентности учителя являются голосовые характеристики речи. Нас интересует речь не просто в ее обыденном проявлении, а речь именно образная, яркая, эмоциональная.

Вопросы, посвященные коммуникативной подготовке студентов, рассмотрены в исследованиях Г.Н. Артемьевой, Е.Е. Боровковой, В.А. Григорьевой-Голубевой, А.А. Поздняковой, Е.В. Прозоровой, О.В. Шмайловой и др.; важность умений организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними в урочное время и вне уроков, управлять их отношениями, подтверждена исследованиями В.С. Грехнева, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.В. Ломова, А.В. Мудрика и др.

По определению психолога В.А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений» [1, с. 86]. Другими словами, по определению Л.М. Фридмана, речь или речевая деятельность - это процесс использования языка для различных целей [9, с. 158].

В процессе речи реализовывается в основном ее коммуникативный компонент: с помощью речи люди общаются друг с другом. Передают определенные сведения, выражают свои мысли, чувства, идеи и тем самым воздействуют друг на друга. Но убедительность коммуникативного компонента находится в зависимости от экспрессивности. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. Так, по мнению А.Б. Вэскер, педагог воздействует на интеллектуально-эмоциональную сферу сознания ученика, его поведение, главным образом,

с помощью речи, которая меняет свои акустические параметры в соответствии с решаемой коммуникативной задачей [4, с. 20].

Повышение эмоциональной и выразительной окрашенности содержания сообщаемой информации достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Интонация - это совокупность языковых средств языка, организующая речь [4, с. 41]. Термин «интонация» имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики и движения тона. Широкий смысл термина «интонация» включает в себя паузы, темп, ритм и т.п., т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. М.М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)» [2, с. 78].

Акценты, звучность, темп, паузы, высота, мелодичность, тональность, тембр, ритмика - все это составляющие компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и разнообразие. Интонация позволяет выражать мысли, чувства учителя не только наряду со словом, но и помимо него. Бедность интонационного диапазона речи приводит к ослаблению педагогического воздействия. Чем больше палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая учащимся.

Таким образом, каждый учитель должен владеть правильной речью, нормами литературного произношения; голос каждого педагога должен обладать достаточной силой звука, который будет слышен в любой аудитории, при различном скоплении народа; каждый преподаватель должен уметь использовать интонационное разнообразие речи, а вместе с ним богатство темб-ральной окраски. Ведь легкость восприятия слушателями смысла высказывания зависит от того, насколько выразителен голос учителя по своей звуковой палитре.

Однако исследования показали, что учащиеся считают важным для установления психологического контакта с учителем не только четкость речи, ее разнообразие, красивый тембр, мелодику и т.п., но и естественность движений и поз, мимическую и жестовую выразительность, которые являются важнейшей частью широкого спектра

эмоциональных и экспрессивных проявлений педагога [4, с. 58-59]. Все это относится к невербальному языку общения.

Невербальный язык (визуальная коммуникация) - это средство передачи информации с помощью невербальных (несловесных) знаков (мимики, взглядов, жестов, позы) [3, с. 90]. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Невербальный язык играет существенную роль в педагогической деятельности, в процессе взаимодействия учителя с учащимися, поскольку известно, что различные средства невербального общения: мимика, взгляд, жест, поза оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.

Следовательно, второй сущностной характеристикой компонентов экспрессивной компетентности учителя является мимика.

Мимика - это внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц [6, с. 109]. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает свою мысль. Еще великий педагог А. С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [7, с. 178]. Лицо способно отражать бесконечное множество экспрессий. Для каждого участвующего в беседе учителя и ученика, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» мимику собеседника; с другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

Однако, по мнению таких исследователей, как Е.Н. Ильина, М.А. Сперанского, ГЯ. Элькиса и др. жесты - выразительные движения руками - несут в выступлении около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления перед аудиторией держать «руки по швам», забыв о жестах, и вы сразу ощутите сухость голоса и скованность мыслей. Следовательно, третьей сущностной характеристикой экспрессивной компетентности учителя являются жесты. Жест - это телодвижение, преимущественно движение рукой, сопровождающее речь для усиления выразительности или заменяющее ее [8, с. 188]. Так, Е.Н. Ильин называет руку учителя «главным тех-

ническим средством». «Когда она развернута, -пишет он, - это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная «указующим перстом» -акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак - некий сигнал к обобщению, концентрация сказанного и т.д.» [5, с. 27]. У экспрессивных педагогов жесты, с одной стороны, естественны и просты, а с другой стороны, разнообразны и постоянно меняются. Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому учителю при отборе жестов нужно быть очень внимательным. Для эффективного речевого воздействия очень важны умения педагога выражать при помощи жестов определенные отношения, состояния, эмоции и влиять при этом на благоприятную для восприятия атмосферу.

Кроме того, неотъемлемым элементом педагогической экспрессии являются позы учителя, которые связаны с осанкой (умением человека держать сове тело), его стройностью или сутулостью, привычками стоять, передвигаться, садиться. Поза - это положение тела [8, с. 559]. Следовательно, четвертой сущностной характеристикой экспрессивной компетентности учителя являются позы.

Традиционно выделяют «открытую» и «закрытую» позы. Каждый педагог должен уметь принимать «открытую позу»: ноги - на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта с учащимися. Приняв «открытую позу», необходимо выбрать и оптимальную дистанцию общения, т.е. наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющие избежать вторжения в личное пространство человека [3, с. 91].

Моторика всего тела; совокупность всех выразительных движений - жестов, положения тела в пространстве, осанки называется пантомимикой [10, с. 46].

Важной характеристикой пантомимики является ее мелодичность. Это означает, что движения, жесты, позы должны гармонировать с обликом учителя, его речью, соответствовать теме и стилю общения.

Таким образом, в результате попытки выявления сущностных характеристик экспрессивной компетентности педагога, можно констатировать, что данная компетентность в профессии учителя

играет одну из ведущих ролей и должна занимать одно из первых мест при формировании профессиональных качеств личности педагога.

Однако наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей и студентов во время прохождения педагогической практики, собственный опыт работы в средней общеобразовательной школе и в вузе показывают, что среди настоящих и будущих учителей немало таких, кто обладает недостаточно развитой или вообще не обладает экспрессивной компетентностью. Этот недостаток, безусловно, влияет на педагогический процесс, так как экспрессивная некомпетентность приводит к тому, что между учителем и учащимися не складываются нормальные деловые и личностные взаимоотношения.

Кроме того, многие педагоги недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности. Всем, кто побывал в роли учеников, трудно не согласиться с тем, что «серый, неинтересный, неяркий, забитый» учитель - это просто беда для учащихся и всего учебного процесса, так как сила действия урока целиком зависит от личности учителя, от обаяния и выразительности его поведения, от проявления его экспрессивной компетентности.

Как часто молодой учитель хорошо знает материал, методику изложения и обучения, он неплохой психолог, но для реализации всего этого через непосредственное общение ему необходим послушный по его воле, развитый психофизический аппарат, которого он, выходя из высшего учебного заведения, зачастую не имеет.

Таким образом, эмоциональная пассивность педагога, отсутствие яркой экспрессивности, выраженной в речи, мимике, жестах, позах, пантомимике, выразительности его поведения, также доминирование скованности, жестикуляционной избыточности, неоправданности и неуместности телодвижений - все это вызывает у учащихся неудовлетворенность занятием, нежелание учиться, а порой приводит и к конфликтным ситуациям.

В связи с этим достижение успеха в общении требует выразительности и экспрессивности поведения. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми, и, особенно, для педагогов, так как оказание влияния на школьников становится весьма проблематичным без развития экспрессивной компетентности. Кроме этого, мастерство педагога связано с необходимостью донесения

нужной информации до учащихся, что также зависит от экспрессивной компетентности преподавателя. Как излишняя, неуместная экспрессия, так и неправильная монотонная речь, скованные движения, невыразительная мимика и т.п. одинаково не способны принести результата. Поэтому задачей современных высших учебных заведений должна являться не подготовка учителя вообще, а подготовка педагога, обладающего экспрессивной компетентностью, так как мы определили, что в рамках педагогической деятельности она имеет огромное значение.

Достижение оптимальных знаний об экспрессивной компетентности педагога, ее формирование и развитие должно реализовываться в период готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов высшей школы. Ведь известно, что профессиональная деятельность каждого учителя индивидуальна и неповторима, и в каждом отдельном случае она связана с рядом эмоциональных феноменов, которые занимают одно не из последних мест в педагогическом процессе любого преподавателя и связанны с его экспрессивной компетентностью. Достижение развитой и уместной экспрессивной компетентности является наиболее важным и наиболее сложным компонентом в деятельности учителя.

Таким образом, подготовка студентов высшей школы к профессионально-педагогической деятельности, осуществляемая в настоящее время в системе вузовского образования, на наш взгляд, должна быть направлена, в конечном счете, на формирование готовности учителя осуществлять свою профессиональную деятельность, используя экспрессивную компетентность как основное свойство личности.

В связи с этим формирование экспрессивной компетентности у студентов высшей школы в период подготовки к педагогической деятельности должна включать в себя мотивационную, научно-теоретическую и практическую подготовку.

Мотивационная готовность заключается в осознанном и уместном проявлении экспрессивной компетентности.

Научно-теоретическая готовность заключается в совокупности психолого-педагогических и специальных знаний. В нашем случае - это знания о речевом искусстве педагога, знания о голосовых средствах, знания о мимических выразительных средствах, знания о моторных выразительных движениях и т.д.

Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, другими словами, действиях, которые можно наблюдать. В нашем случае - владение основными признаками речи, владение голосовыми средствами, владение мимическими выразительными средствами, владение моторными выразительными движениями и т.д.

Однако на сегодняшний день процесс формирования экспрессивной компетентности у будущих учителей в период профессиональной подготовки в вузе является недостаточно разработанным, что сказывается на общей профессиональной компетентности студентов педагогических вузов.

Для формирования, развития и совершенствования экспрессивной компетентности у будущих учителей должна быть организована последовательная и систематическая работа, состоящая из нескольких этапов.

На первом этапе необходимо провести диагностирование студентов, выявить первоначальный уровень их экспрессивной компетентности. Это можно сделать при помощи специально разработанных тестовых заданий, анкетирования и т.п.

Вторым этапом формирования и развития экспрессивной компетентности у будущих учителей является целенаправленная и просветительская деятельность в данной области. Это может быть специально разработанный и организованный факультатив или спецкурс по данной проблематике, семинарские занятия, увеличение количества часов на дисциплины «Культура речи», «Риторика», предусмотренные учебным планом, участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, посещение ими театральных кружков, студий, секций и т.п.

Третьим этапом должно стать внедрение и апробация полученных в процессе обучения в вузе знаний, умений и навыков на педагогической

практике, а после - и в профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что экспрессивная компетентность в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя занимает одно из первых мест и играет ведущую роль, так как является одним из компонентов педагогического мастерства, а процесс ее формирования, развития и совершенствования является важнейшей задачей, стоящей перед высшими учебными заведениями.

Библиографический список

1. АртемовВ.А. Очерк психологии речи. - М., 1954.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

3. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.

4. Вэскер А.Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2004.

5. ИльинЕ.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

6. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: Изд-во НПО «Мо-дэк», 1996.

7. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5.

8. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2002.

9. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.

10. Язык жестов / Сост. А. Мельник. - М.: ТЕР-РА - Книжный клуб, 2003.

С.М. Воронин

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменившиеся условия социально-экономической жизни в нашем обществе не могли не затронуть сферу образования. На сегодняшний день ученые и практики ищут эффективные пути, способы, средства, технологии подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности. Значительная роль в та-

кой подготовке отводится физической культуре и спорту. В своих исследованиях мы сделали попытку разработать новый подход к физической подготовке студентов непрофильных вузов, основанный на личностно ориентированной парадигме образования и предложить модель лично-стно ориентированной физической подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.