Научная статья на тему 'Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы'

Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3256
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОКСЕМИКА / МИМИКА / PEDAGOGICAL DIALOGUE / NONVERBAL COMMUNICATIONS / PROXEMICA / AN EXPRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погорелова И. Г., Жукова Е. В., Калягин А. Н.

В статье рассматриваются основные средства невербального общения в системе «преподаватель-студент», их значения в деятельности преподавателя, требования к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonverbal communications in activity of the teacher of the higher school

In the article the basic means of nonverbal dialogue in system «teacher student», their values in activity of the teacher, the requirement to their application are considered.

Текст научной работы на тему «Невербальные коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы»

ПЕДАГОГИКА

© ПОГОРЕЛОВА И.Г., ЖУКОВА Е.В., КАЛЯГИН А.Н. - 2009

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

И.Г. Погорелова, Е.В. Жукова, А.Н. Калягин

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. — д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. — д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. — д.м.н. проф.

Ю.А. Горяев)

Резюме. В статье рассматриваются основные средства невербального общения в системе «преподаватель-студент», их значения в деятельности преподавателя, требования к их применению.

Ключевые слова: педагогическое общение, невербальные коммуникации, проксемика, мимика.

NONVERBAL COMMUNICATIONS IN ACTIVITY OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL

I.G. Pogorelova, E.V. Zhukova, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the article the basic means of nonverbal dialogue in system «teacher - student», their values in activity of the teacher, the requirement to their application are considered.

Key words: pedagogical dialogue, nonverbal communications, proxemica, an expression.

«Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно.

Я убежден, что в будущем в педагогических вузах будут обязательно преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом» (А.С. Макаренко Собр. Соч., т.5, с. 178-179).

Под профессиональным общением в целом понимается взаимодействие в системе «педагог-студент», содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы, оказание воспитательного воздействия, познание личности студента, создание условий для его саморазвития. Для оптимального педагогического общения, преподавателю необходимо уметь управлять своим поведением; адекватно моделировать личность студента, давать оценку его психического состояния по внешним признакам; владеть навыками речевого и неречевого контакта. В медицинском ВУЗе, где многие вопросы передаются в тесном общении педагога и студента (особенно на клинических кафедрах), что называется «из рук в руки», эти навыки крайне необходимы.

Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение преподавателя средствами педагогического воздействия — педагогической техникой, всеми вербальными (прежде всего речь) и невербальными средствами общения — оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвис-тические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства коммуникации и, наконец, система контакта глазами.

Речь преподавателя — это основное средство, позволяющее обучить студентов своему предмету, его содержанию. При этом педагог должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Однако, по утверждению Л.М. Митиной (1999), «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

При этом большинство исследователей утверждает, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений. В частности, установлено, что передача информации за счет вербальных средств (только слов) происходит на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств — на 55%. Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.

С помощью оценки непроизвольно возникающих выражений лица педагога студенты медицинского ВУЗа могут анализировать ход обследования больного, получая надежную опору при движении по скользким местам. Преподаватель может «хмуриться» при выявлении тревожных симптомов, выражать «недоумение» при несоответствии жалоб больного и данных объективного и/или дополнительного исследования, иронизировать, когда больной говорит явную неправду и т.д.

Наблюдение за лицом больного также дает важную информацию и педагог должен проинформировать об этом студента заранее. Например, больной, находясь в реанимации, не может говорить по какой-то причине, но способен реагировать стоном или гримасой боли в ответ на пальпацию живота при перитоните. В то же время, больная с истерией может рассказывать о страшных муках и боли, но при этом отвлекаться на какие-то внешние стимулы и утрачивать на время страдальческую маску с лица. К невербальным средствам общения можно также отнести и автоматически воспринимаемые врачом патологические маски болезни, которые он изучает, будучи студентом, на кафедре пропедевтики внутренних болезней (facies Hippocratica, facies nephritica, facies Basedovica и т.д.).

Таким образом, невербальное общение наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения друг к другу. Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на аудиторию, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

При проведении осмотра больного в палате, когда преподаватель не может открыто высказывать свои мысли, чтобы не вызвать эмоциональных изменений у больного или его родных, он пользуется мимикой. Каждый преподаватель исполь-

зует собственную, яркую или скромную азбуку жестов, например, поднятый вверх указательный палец — «обратите внимание на слова больного, выявленный симптом!», покачивание головой из стороны в сторону — «сомнение в честности больного», приподнятые вверх брови — «удивление». Наблюдая за больным и врачом, студенты продвигаются вслед за мыслями педагога, устремляясь к правильному диагнозу, наилучшей лечебной тактике и т.д.

Общаясь со студентами, преподаватель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из их слов, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А. Петрова (1998).

Кроме того, невербальные аспекты общения играют существенную роль в регулировании взаимоотношений, установлении контактов и во многом определяют их эмоциональную атмосферу. На это указывал А.С. Макаренко, который писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть».

При этом средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии преподавателя со студентами, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика, прикосновение, жест, дистанция общения, визуальное взаимодействие, интонация.

Одной из важнейших составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «преподаватель-студент» является мимика (от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц. Мимическая сторона общения крайне важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.

Практически бесконечное многообразие мимических движений (более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному студенту, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С. Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Необходимо отметить, что некоторые преподаватели, особенно не имеющие опыта, считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на студентов, характеризующееся строгим выражением с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью, что, по их мнению, облегчает управление коллективом. Однако исследования показывают, что студенты отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к студенту, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д. Визуальное взаимодействие (контакт глаз) — исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Согласно современным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где он выполняет сигнальную функцию; принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Воздействие взгляда преподавателя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Необходимо отметить, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на семинаре, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всей аудитории, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Преподаватель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. Кроме

того, выделяют следующие функции взглядов в общении:

1) информационный поиск (в ходе взаимодействия смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики, а слушающий — на говорящего, для получения информации обратной связи);

2) оповещение об освобождении канала связи;

3) стремление скрывать или выставлять свое «я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие нет);

4) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);

5) поддержание стабильного уровня психологической близости.

Зарубежные исследователи чаще всего выделяют взгляды: глаза в глаза; взгляд прищуренным глазом, взгляд параллельно направленных на небольшое расстояние глаз; прямой; сверху вниз; снизу; косой взгляд; блуждающий; фиксированный (застывший) и др.

Важными проксемическими компонентами невербальной системы также являются ориентация и угол общения. Расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине» определяет зачастую характер общения.

Известно, в частности, что размещение за столом студентов рядом друг с другом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, достаточно значимы, исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению.

Пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений со студентами, но необходимо соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Зона наиболее эффективного контакта, по мнению Е.А. Петровой — это первые 2-3 стола. Именно они попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле учеников) зону на протяжении почти всего занятия. Остальные учащиеся, как правило, находятся на публичном расстоянии от педагога (более 3,6 м по классификации зон общения А. Пиза (1992)).

Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического (пространственного) разнообразия и равенства в общении с каждым студентом.

При рассмотрении пространства общения нельзя не затронуть и такого аспекта, как организационные условия обучения, в частности, размещение мебели (столов и стульев) в пространстве учебного помещения.

Традиционное размещение мебели в практикумах, при котором стол преподавателя стоит перед аудиторией и как бы противопоставлен ей и закрепляет директивную воздействующую позицию педагога. Этому способствует и расстановка столов (в несколько рядов), при которой студент чувствует себя «внутри массы», его частью, и вызов к доске, общение с преподавателем «один на один» являются факторами, вызывающими у студента неприятное и напряженное состояние.

Наиболее демократичной является такая организация пространства учебного помещения, когда стол преподавателя ставится впереди по центру, а столы студентов расположены полукругом.

Конечно, не всегда существует возможность организовать учебной пространство предлагаемым способом, поскольку многое зависит от цели занятия, его обеспеченности наглядным и раздаточным материалом, техническими средствами и т.п.

Особое место в системе невербального общения преподавателя занимает система жестов. Характер жестов преподавателя с первых минут создает определенный настрой в аудитории. Например, если движения порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к занятию возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания студентов, являющегося важнейшим условием эффективно-

го обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым преподавателем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А. Петрова (1998), не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Необходимо помнить, что достижение конечной цели педагогического процесса возможно только при совместной деятельности преподавателя и студентов, которая предполагает не только воздействие педагога, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки) или завершает контакт.

Жесты в комплексе с другими невербальными средства-

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в специальность: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. — М.: Просвещение, 1988 — 146 с.

2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997. — 187 с.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 87 с.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — М.: Просвещение, 1991. - 78 с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999 - 228 с.

6. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. — М.: Библио-

ми общения могут использоваться преподавателем для обеспечения контроля за деятельностью студентов. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

В педагогическом общении большое значение имеет интонация, которая может нести до 40% информации. При этом необходимо помнить, что при восприятии слов человек сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь преподавателя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы либо забиты (криком), либо студент вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие.

Таким образом, в процессе взаимодействия в системе «преподаватель-студент» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, педагог должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова.

тека журнала «Директор школы», 1999. — Вып. 2. — С.29.

7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. — М.: Вла-дос, 1995.

8. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. — М.: Моск. городское пед. общество, 1998.

9. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли .других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992. — С.48-56.

10. РуденскийЕ.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ЛНФрА-М, Новосибирск: НГАЭиУ,1997. — 213 с.

11. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

12. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 304 с.

Адрес для переписки:

664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, Погорелова Ирина Геннадьевна — доц. кафедры коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Электронная почта: pogorelova_irine@mail.ru, Жукова Елена Викторовна - доц. кафедры гигиены труда и гигиены питания, к.м.н., Калягин Алексей Николаевич - доц. кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н.

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© ЖУМАНАЗАРОВ Н.А. - 2009

ОЦЕНКА ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО ЛЕЧЕНИЯ

Н.А. Жуманазаров

(Южно-Казахстанская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. Б.Д. Сексенбаев)

Резюме. Автор проанализировал правильность ведения истории болезни, конструкции диагноза и организационную деятельность лечебно-профилактических учреждений Южно-Казахстанской области.

Ключевые слова: история болезни, организация, конструкции диагноза.

ESTIMATION OF DEFECTS OF RENDERING THE MEDICAL AID IN THE CONDITIONS OF HOSPITALISATION

N.A. Zhumanazarov (South Kazakhstan State Medical Academy)

Summary. The author having analyzed in nurseries of treatment-and-prophvlactic establishments of the South Kazakhstan area, analyzed correct conducting the case record, a design of the diagnosis andorganizational activity of medical institutions.

Key words: conducting the case record, organization, of the diagnosis.

Проблема обеспечения качества медицинской помощи — наиболее значимой человеческой ценности — здоровья.

одна из наиболее важных и трудно решаемых проблем здра- Социальная актуальность резко возрастает в условиях ре-

воохранения, так как она находится на грани реальных воз- формирования отрасли, дисбаланса темпов экономики и ка-

можностей отрасли и опережающего уровня требований на- чественных показателей жизни населения, и, как следствие,

селения к системе, призванной гарантировать сохранение недостатка средств, выделяемых на развитие отрасли. Поэто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.