Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса'

Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3557
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ОБРАЗОВАННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / СПОСОБНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПОР / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Зокир Тоштемирович

В статье раскрываются сведения о сути и содержании понятия педагогического мастерства, обо всех его компонентах, понимание системы знаний по таким вопросам педагогического мастерства, как педагогическая техника, педагогическая коммуникация, педагогическая деликатность, педагогические способности, навыки воспитателя в педагогическом процессе, мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическая привычка, педагогическое творчество в целях повышения качества и эффективности образовательного процесса, а также приобретенные навыки педагогического мастерства были даны мысли о преобразовании психологических и методических знаний, умений и навыков, целях и задачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И ЕГО ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рахимов З.Т.

и

Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам,

заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются сведения о сути и содержании понятия педагогического мастерства, обо всех его компонентах, понимание системы знаний по таким вопросам педагогического мастерства, как педагогическая техника, педагогическая коммуникация, педагогическая деликатность, педагогические способности, навыки воспитателя в педагогическом процессе, мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическая привычка, педагогическое творчество в целях повышения качества и эффективности образовательного процесса, а также приобретенные навыки педагогического мастерства - были даны мысли о преобразовании психологических и методических знаний, умений и навыков, целях и задачах.

Ключевые слова: мастерство, педагогическое мастерство, образованность, рефлексия, способность, общение, опыт, педагогический спор, результат.

В настоящее время ознакомление педагогических кадров со структурными элементами педагогического мастерства, овладение ими педагогической техникой, культурой речи, коммуникативными способностями, педагогическим спором, а также информацией об имидже современного педагога и освоение необходимых навыков на основе этих знаний гарантируют повышение качества, обеспечение эффективности педагогического процесса.

Прежде чем говорить о профессиональных навыках педагогов высших образовательных учреждений, стоит ознакомиться с сущностью понятий "мастерство" и "педагогическое мастерство".

Педагогическое мастерство - это способность педагога организованно, методически, духовно и субъективно организованно, умело организовать и управлять педагогическим процессом.

Мастерство педагога проявляется непосредственно в профессионально -педагогической деятельности. Поэтому он должен глубоко осознавать общую суть педагогического процесса, быть в курсе законов, имеющих приоритетное значение в

этом процессе, хорошо владеть механизмами эффективной организации педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство педагога, являющегося активным участником образовательного процесса, свидетельствует о его личности, опыте работы, гражданском статусе, статусе специалиста, адекватном овладении им педагогической техникой, индивидуальности профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство - это целостная система, в составе которой выделяется ряд прилагательных. В том числе: педагогическое образование, педагогическое мастерство, педагогическое мастерство, культура педагогического общения, педагогическая релаксация, коммуникативное воздействие, педагогическое такт, педагогическая техника, речевая техника, педагогическое творчество, педагогический опыт, педагогическая культура.

Педагогическое образованность - это способность педагога организовывать профессиональную деятельность в соответствии с существующими социальными требованиями, правовыми нормами и стандартами, уровень профессиональной подготовки. Как грамотный педагог-специалист должен уметь адекватно осваивать целенаправленные формы, методы и средства педагогического процесса и отношений. Следующие качества присущи знающему педагогу:

- взаимодействие с социальными субъектами, культурный диалог;

- в процессе поиска, поиска информации по специальности, их обработки на основе содержания образования и профессиональной деятельности;

- умения эффективно использовать их, передавать учебную информацию студентам.

В профессиональной компетентности педагога проявляется субъективное отношение со студентом:

- сущность педагогических процессов, умение последовательно воспринимать педагогическую реальность;

- изучение основ мировой педагогической культуры и национального педагогического опыта, внедрение их в свою деятельность на основе интеграции;

- постоянное осознание инновационных новшеств;

- обобщение и передача личностного опыта студентам;

- овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками в овладении педагогическими технологиями.

На основе педагогического образования опять же педагогическая рефлексия (лот. "геАехю" - возврат, отражение) тоже бросается в глаза. В источниках понятие "рефлексия" трактуется как "теоретическая деятельность, направленная на то, чтобы человек понимал свое поведение и его основы, хвастался, отдельная деятельность познания", "восприятие посредством размышлений о сущности личных переживаний, чувств и домашних фантазий".

Педагогическая рефлексия - это осознание сущности сознания личности педагога, его задач, ценностей, интересов, стимулирующих факторов, мышления, восприятия, принятия решений, эмоционального воздействия, поведения и другие.

В педагогической деятельности ярко отражается и его нравственность. Кроме того, педагогическая привычка является одним из важнейших требований и факторов, обеспечивающих успех образовательных и воспитательных процессов.

Педагогическая этика - система этических требований, предъявляемых к педагогу, его отношению к себе, профессии, обществу, студентам и другим участникам образовательного процесса.

Эти требования являются важным фактором, отражающим процесс педагогического труда, деятельности, организуемый педагогом. Система требований к поведению педагога имеет особое значение в выполнении педагогом своих профессиональных обязанностей, моральных обязательств перед обществом, педагогическим коллективом и учеником.

Педагогическая манера занимает лидирующее место в освещении сути таких ключевых категорий, как педагогическая мораль и нравственные ценности, проявляющиеся в педагогическом процессе. В педагогической деятельности все общечеловеческие и национальные нравственные ценности играют ведущую роль.

Педагогические способности. Насколько эффективна, успешна организация педагогического процесса зависит от того, насколько учитель обладает педагогическими способностями. В одном из источников понятие "способность" трактуется так: индивидуальное психологическое свойство, которое позволяет человеку легко овладеть какой-либо деятельностью.

Способности делятся на две группы в стиле общих и специальных способностей. "Когда общие способности проявляются в основных видах деятельности человека, коалиции, проявляющиеся в некоторых видах профессиональной деятельности (математические, технические, музыкальные, изобразительное искусство, литература, поэзия и проза, физическая подготовка и т.д.), называются особыми способностями. Одна из главных особенностей таланта - творческое воображение сущности вещей и явлений".

Педагогические способности - это особенности, которые важны для обеспечения разумной организации и осуществления педагогом педагогической деятельности, эффективного выполнения практических задач

Приоритетными чертами педагогического мастерства являются:

- педагогическая такт (различные виды деятельности со студентами педагога существует в диалоге, организованном по формам соблюдение этических принципов, правил поведения);

- владение навыками правильного подхода к ним;

- педагогическая наблюдательность (даже если педагог присущ ученикам он обладает способностью замечать даже самые простые функции);

- любовь к ученикам (любовь к ним, доброта, внутренние переживания, чувства, мечты, они разделяют жизненные устремления уход в сложных ситуациях);

- потребность в передаче знаний (как педагог стремление предоставить студентам свои существующие знания)

Ф.Н. Гоноболин [1] считает важным проявление следующих способностей у личности педагога:

- способность понимать читателя;

- освоить всех студентов с возрастом, психологически способность предоставлять материалы, которые вы можете получить;

- способность развивать интерес учащихся;

- организаторские способности;

- педагогический такт;

- видеть результаты своей работы.

Культура педагогического общения. Культура педагогического общения, составляющая основу навыков, присущих педагогу, проявляется в процессе его общения со студенческой командой, родителями, коллегами и руководством. При этом особенно важно взаимодействие педагога со студенческой командой. Педагог стремится к общению со студентами, его результативности.

Педагогическое общение также является своеобразным социально-психологическим процессом. В данном процессе будут выполняться следующие задачи:

1) изучение личности (знание);

2) обмен информацией;

3) организация деятельности;

4) быть сочувствующим.

Мысли, высказанные студентом в процессе общения, его взгляды создают возможность для более тесного изучения личности. Знание личности студента, осознание его внутренних переживаний, мыслей, чувств, мечтаний, целей и жизненных устремлений обеспечивает методическую, психическую правильную организацию педагогического

57

процесса. Ведь в этом процессе педагог организует деятельность с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей личности студента.

Обмен информацией в процессе общения позволяет студенту обмениваться информацией о взаимных социальных процессах, развитии личности. В то время как решение о сотрудничестве между педагогами и студентами создает условия для эффективного обмена информацией между ними в любой ситуации. В этом процессе педагог становится ближайшим советником, лидером и руководителем студентов. Решение задачи по обмену информацией в процессе общения происходит на основе следующих инструментов:

1) речь;

2) паралингвистический системы;

3) организационный объем и время общения;

4) общение, организованное с помощью глазных представлений;

5) оптико - кинетическая система знаков (мимика, пантомимика, жесты -движения рук и ног).

Общение также играет важную роль в организации учебных занятий и воспитательной работы в соответствии с руководством педагога или его руководством. В то же время проявляется задача организации деятельности диалога. Если в организации деятельности до недавнего времени приоритетным фактором являлись лидерство педагога, его непосредственное руководство, то в современных условиях ведущую роль сыграл обмен ролями. Теперь, в большинстве случаев, сами студенты имеют возможность самостоятельно организовывать образовательные и воспитательные процессы. Однако это не означает, что роль и роль педагога в период организации учебно - воспитательной работы не обязательно отражаются. Педагог проявляется в этом процессе как лидер, лидер, консультант, эксперт и направляет студентов на правильную научно - теоретическую, организационно - методическую организацию педагогических процессов.

Культура общения - это потребность и способность понимать собеседника на основе организации процесса общения в соответствии с этическими нормами, социальными требованиями.

Педагогическая релаксация. На современном этапе научно-технического развития, ускорения производственных отношений, внедрения новых технологий в различных сферах народного хозяйства и ряда подобных факторов дают психике человека больше физических, психических напряжений, чем раньше. В педагогической деятельности также требуется обратить внимание на устранение психических и физических усталостей у студентов, которые физически или духовно устали. Данное требование особенно важно в существующих условиях, когда усиливается влияние негативных психических факторов, происходит столкновение с большими объемами информации. Педагогическая деятельность, направленная на устранение психических и физических нагрузок у студентов. В последние годы эта педагогическая возможность широко используется в мировой образовательной практике.

Педагогическая релаксация - восстановление эмоциональной активности, умственно-физической силы и работоспособности студентов.

Разумное, целевое, эффективное использование педагогических, психологических возможностей релаксации в сложных ситуациях (работа с ограниченными возможностями, неспособность усвоить предметы или с тяжелыми студентами) дает ожидаемые результаты. В условиях релаксации обучение и автотренинг, которые сегодня широко популярны, обеспечивают формирование положительной среды. Во время их использования студенты защищены от внешних и внутренних воздействий, и на них слышится только убедительный голос педагога. Это еще больше усиливает влияние педагога и его эффективность.

Коммуникативное воздействие - общение со студентами, правильный подход к ним, воспитательное, волевое и эмоциональное воздействие на них.

58

Педагогический такт. Как уже говорилось выше, в профессиональной педагогической деятельности особое место занимает и педагогический такт.

Педагогический такт - это умение педагога соблюдать этические принципы, правила поведения, подходить к ним правильно при общении со студентами по различным формам деятельности.

В качестве основных структурных элементов такта, присущего педагогу, можно признать следующее:

1) уважительное отношение к личности;

2) высокая требовательность;

3) умение слушать собеседника с интересом и умение заботиться о нем;

4) духовная стабильность, настойчивость и тяжелый вес;

5) умение уверенно говорить в процессе отношений;

6) настойчивость (не упорство);

7) быть внимательным к ученикам.

При предоставлении студентам знаний об основах педагогического мастерства целесообразно уделять серьезное внимание воспитанию в них следующих элементов педагогического такта:

- уважение личности студента и требовательность к нему;

- развитие самостоятельности и рациональное педагогическое руководство работой студентов по различным направлениям деятельности;

- проявлять осторожность в отношении психического состояния ученика, предъявлять к нему последовательные требования с высоким восприятием;

- доверять студентам и контролировать их деятельность;

- добавление деловых и эмоциональных отношений, которые оправдывают себя в организации общения с ними.

Владение педагогом педагогическим тактом проявляется в его поведении, отваге, умении вести себя. Это качество подразумевает доверительное отношение к ученику. Неуверенное отношение к ученику выражает отсутствие педагогической тактики педагога. В основе любого педагогического спора или конфликта лежит отсутствие педагогической тактики у педагога. Любая грубость, мужество и отвага, постоянная критика студентов, неуверенность в себе порождают педагогические конфликты. Педагогическая такт также проявляется в внимательном прослушивании ответа педагога, уделяя особое внимание содержанию ответа, в том числе и в том, что студент допустил ошибку, исправляя ее нажатием, смущением, достоверной, рациональной оценке деятельности студента, интерпретации сущности оценки. Улыбка учащегося, реагирующего на этот процесс, с различными жестами, тряска головы, выражение лица, одобрение его ответов действиями рук помогут повысить эффективность педагогической деятельности.

Умелый педагог должен быть осторожен при оценке деятельности студентов. Ведь неправильная оценка не только негативно сказывается на личности студента, но и вызывает у него интерес к учебе.

Педагогический опыт - это комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в процессе организации профессиональной деятельности. Он формируется следующими способами:

1) самостоятельно читать - учиться;

2) ознакомиться с передовым опытом работы;

3) участие в научных конференциях;

4) обмен опытом между собой;

5) проведение совместных педагогических исследований;

6) получать консультации от опытных лиц.

Педагогический имидж представляет собой взаимную гармонию, пропорциональность между морально - нравственным обликом педагога и его внешним видом. "Педагог, - писал Ян Амос Коменский, - должен быть образцовым

59

человеком качеств, который должен впитать в себя чистых добросовестных, трудолюбивых, грамотных учеников. Он должен любить свою науку беззаветно, относиться к ученикам так же, как к родителям-бамисоли, а также любить знания в душе каждого человека [3]".

В заключение можно сказать, что в настоящее время в системе образования существует множество проблем, в том числе гуманизация и демократизация содержания, формы, методов педагогического процесса, цель, формы и методы воспитания в качестве главной цели перестроить на национальной основе. В таких условиях должны быть по - новому мыслящие, мастера своего дела, молодежный тренер, действительно самоотверженный, учитель, прежде всего, образованный человек. Такие учителя - педагоги формируются только в процессе деятельности. Потому что любое высшее педагогическое образовательное учреждение предоставляет такому учителью только информацию о педагогической науке, направлениях профессии, секретах. Мастер действительно педагогической профессии получает в образовательном учреждении, в процессе работы прямо и косвенно, работая не покладывая рук над своими профессиональными навыками. Впрочем, педагогическое мастерство - это "... результат квалификации, упражнений, обучения, знаний, навыков и интеллекта [4]".

Список литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Укитувчи ^адида кисса. Т., 1967. 66- бет.

2. Сластёнин В.А. "Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки". М.: Просвещение, 1976. 106-141 с.

3. Педагогика: Учебное пособие для пед. училищ. (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Волива, В.А. Сластёнин. М.: Просвещение, 1981. 3 с.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Йулдошев Ж.Г. Педагогика фани ва Узбекистонда таълимни ривожлантириш муаммоси. Т. «Маърифат», 1995 йил. 25 январ 2 - бет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Бозоров А.А.

Бозоров Абдусодик Абдурайимович - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается сущность информационно-коммуникационных технологий, определяется их роль при обучении английскому языку в условиях модернизации образования, предлагается классификация средств новых информационных технологий, применяемых в обучении английскому языку. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для учащихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования, средства ИКТ, обучение английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.