скои школы для подготовки сельских учителеи. Рапорт начальника ТерскоИ области, 97 л.
22. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания, ф. 123, оп. 1, д. 1067, 106 л.
Н.И. Лазарева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Изменение социально-экономических и социокультурных условий в стране потребовало соответствующей образовательной парадигмы, например, помимо зна-ниевого подхода к определению содержания образования становится полноправным компетен-тностный подход, в лоне которого лежит проектная деятельность. Мощная, имеющая многовековой опыт, традиционная система обучения, доминированием которой является объяснительно-иллюстративная система обучения, сегодня вполне обоснованно «идет на платформу сотрудничества» с активными методами обучения, среди которых значительное место отводится проективным методам.
Изучив различные подходы к рассмотрению проектов, как инструмента метода проектов и средства организации проектной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Т. Новикова, Н.Ю. Пахо-мова, И.Д. Чечель, Е.Н. Ястребцев и другие), мы пришли к выводу, что проект обладает специфическими ему признаками и характеризуется как: личностно-ориентированное средство обучения и организации проектной деятельности; деятель-ностный подход в обучении; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуальность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Все это позволило выделить наиболее существенные признаки учебного проекта и проектной деятельности в нем: самостоятельность, включение личностной мотивации, творческого процесса, процесса самостоятельной мыслительной работы, практическое применение имеющихся знаний. То есть речь идет о самостоятельности
при выполнении проекта в мыслительной, практической и презентационной частях [2].
В нашем исследовании проект находится «в оболочке» творческого и потому требуется обоснование его с точки зрения педагогической направленности, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие.
С точки зрения функционального определения творческого проекта вычленяется то характерное, что происходит при решении поставленной задачи. Во-первых, безусловно, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, то есть мыслительная деятельность. Все учащиеся делятся своими мыслями, идеями, то есть осуществляется коммуникативная деятельность. Результат требует практического воплощения, то есть налицо в творческом проекте практико-ориентиро-ванная творческая деятельность. Кроме того, учащиеся показывают, рассказывают, что и как сделано ими, а это значит, что имеет место презентационная деятельность. В основе творческого (как и любого) проекта лежит проблема, которая обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектно-творческой деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях [3].
Следовательно, творческий проект это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный способ решения проблемы проекта. Это позволяет рассматривать творческий проект как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки творческого проектирования, а именно:
- умения проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем,
296
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© Н.И. Лазарева, 2009
Педагогические возможности творческих проектов..,
формулирование ведущей проблемы и постановка задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексию (самоанализ успешности и результативности решения проблемы творческого проекта);
- презентация (самопредъявление) хода своей деятельности и результатов;
- умение готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиск нужной информации, вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля;
- практическое применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбор, освоение и использование технологии изготовления продукта творческого проектирования;
- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Вышеизложенное позволяет конкретизировать функции творческого проекта, которые воспроизводятся в контексте воспитания интереса к изобразительной деятельности: воспитывающая - работа над творческим проектом развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, так как в процессе совместной деятельности над проектом они учатся высказывать свое мнение, слушать и слышать других, учатся поиску согласия, выработке общего мнения, учатся не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением другого; мотивирующая - обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой творческого проекта. Мотивирующая роль творческого проекта состоит и в том, что решение проблемы необходимо не вообще, а для практической пользы - а это привлекательно для учащихся, стремящихся к социализации; самостоятельная активность позволяет испытывать себя в деле; личностная заинтересованность в решении задачи творческого проекта создает мотивацию личного участия в работе; активизирующая - в процессе работы над творческим проектом учащиеся проявляют заинтересованность, которая является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и твор-
ческой активности; информационно-наполняющая - для успешной работы над творческим проектом учащиеся должны иметь достаточный выбор источников информации, но это не предоставление им готовой информации, а напротив, осуществляется тематический поиск информации, выделение в ней главного и структурирование данных, исследование их на предмет решения задач. Все это «наполняет» имеющиеся знания новыми сведениями; дидактическая - в работе над творческим проектом требуются стартовые знания, умения и навыки и специфические - используемые и развиваемые в ходе работы над проектом -это умения собственно проектирования.
Исходя из функциональных возможностей творческого проекта, мы наполнили собственным содержанием его определение - это интег-ративное дидактическое средство, которое позволяет укреплять интерес к изобразительной деятельности, вырабатывать и развивать рефлексивные, исследовательские, презентационно-творческие умения, в основе которых четко проявляется операциональная сущность творческой деятельности.
Возведение творческого проекта в «ранг» средства воспитания интереса к изобразительной деятельности, мы выдвигали следующие задачи:
- приобретение учащимися умений критически разбираться в различных проблемах, логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими школьными дисциплинами;
- вовлечение учащихся в творческую исследовательскую работу, последовательно проводя их через этапы научного поиска;
- усвоение учащимися материала через последовательное решение учебных задач, которое происходит в едином процессе приобретения новых знаний.
Эти задачи конкретизированы в логический конструкт уроков изобразительной деятельности:
- формирование у учащихся необходимых умений и навыков изобразительной деятельности и создание для этого необходимой активной художественной практики для каждого ученика;
- формирование эстетической компетенции, предоставив возможность учащимся мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем;
- включение учащихся в активный диалог, чтобы на практике познавать особенности изобразительной деятельности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
297
Заводя творческий проект в процесс воспитания интереса к изобразительной деятельности, мы руководствовались тем, что они предполагают соответствующее оформление результатов, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и пр.
Наше исследование дает нам основание утверждать, что использование творческого проекта как средства воспитания интереса к изобразительной деятельности учащихся общеобразовательной школы, обладает достаточным педагогическим потенциалом в силу следующих обстоятельств:
Во-первых, творческий проект характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Во-вторых, применение творческого проекта основано на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение творческой задачи в достижении общей цели овладения умениями и навыками изобразительной деятельности.
В-третьих, отличительная черта творческого проекта - особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности детей на уроке изобразительной деятельности в виде проекта.
Можно сказать, что творческий проект на уроке изобразительной деятельности - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой учебное общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, изготовление плакатов, буклетов и пр. Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
Эффективность творческих проектов в большой мере обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью и новизной изобретаемого продукта. При этом необходимо учитывать, что при работе над творческим проектом
учителю необходимо следить за психологическим климатом в группе. Именно здесь помогают идеи педагогики сотрудничества и знание индивидуальных особенностей каждого ученика. Необходимо также поощрять спокойное отношение к неопределенности, так как творческое мышление требует много времени. Процесс развития творческой идеи фрагментарен, часто неприятен, необходимо осмыслить период неопределенности, для этого необходимо понимание, которого пока не хватает учащимся.
В процессе воспитания интереса к изобразительной деятельности у учащихся на основе творческого проектирования мы пришли к необходимости научно-обоснованного сопровождения проектно-творческой деятельности учащихся со стороны педагогов. Это потребовало кардинального изменения роли учителя: от учителя предметника он должен стать организатором проект-но-творческой деятельности, оказывать поддержку учащимся, то есть выступать консультантом, инициатором творческих идей, стимулировать учащихся к творческой самостоятельности.
Необходимым условием для выполнения учащимися творческого проекта является наличие избыточной информации, обеспечивающей самостоятельность в процессе выполнения проекта. Необходимо создать условия для публичной презентации результатов творческой деятельности, продуктом которой является проект.
На наш взгляд, творческий проект как способ организации творческой деятельности и как следствие средство воспитания интереса к изобразительной деятельности определяет путь познания учеником личностно-значимой проблемы и потому следует учитывать внутренний и внешний результат (продукт).
Внутренний результат - это успешное выполнение творческого замысла, принятие ценностей творческой деятельности и интериоризация их как личностно-значимых результатов. Это, своего рода естественная среда, способствующая воспитанию интереса к творческой деятельности в целом, и интереса к изобразительной деятельности, в частности, в которой находят место стремление к самосовершенствованию, самовыражению личности.
Внешний результат это, по сути, результат или продукт творческого проектирования, понимание его полезности и осязаемости в плане конкретного результата. То есть, решение творческой проблемы выражается в результате творческого
298
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
Педагогическая поддержка, как научная категория в современных педагогике и психологии
продукта - картина, репродукция, сказочное представление, видеофильм и пр.
В качестве вывода отметим, что творчество -это не только получение нового результата, это творческое видение проблемы, а сам результат творческого проектирования в виде творческого проекта состоит в способе получения результата: рисунок, составление композиции, драматизация, от которых учащиеся должны получать не только знаниевый результат, но и наслаждение полетом фантазии, восхищение своей интеллектуальной силой в процессе создания творческого продукта.
Библиографический список
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для
учителей и студентов педагогических вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
2. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. - 1997. - №>1. - С. 92-96.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с.
УДК 37.013
Е.С. Маренцева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Проблема педагогической поддержки в настоящее время разрабатывается достаточно широко, но несмотря на это остается актуальной. В статье мы даем анализ современных научных исследований по проблемам педагогической поддержки, а также определяем сущностные черты и различия понятий педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и педагогическая помощь.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическая помощь.
Образование в гуманистической парадигме вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Гуманизация образовательного пространства предполагает организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, проблем его субъектов. В этом русле в сегодняшней педагогической науке активно разрабатывается теория и практика педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка в образовании преемственно связана с гуманистической традицией в философии и педагогике, которые корнями уходят в глубинные слои человеческой культуры (Сократ, Аристотель, Т. Кампанелла, Я. Ко-менский, Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстой и др.).
Идеи педагогической поддержки, нацеленные на оказание помощи подрастающему поколению, на приоритет индивидуальности и самоценности в процессах свободного воспитания возникли на
основе опыта выдающихся педагогов (Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, Ф. Дистервег, Ф. Фребель, И. Зайлер, М. Монтессори, С.Т. Шацкий и др.).
В современной отечественной педагогике идеи педагогической поддержки, разрабатывались группой, которая себя называла Центром творческого воспитания (О.С. Газман, Н. Харитонова, В. Бедерханова, М. Гусаковский, С. Поляков, В. и Л. Хороши), а затем группой, которая занималась экспериментальным обучением школьных команд (А. Иванов, Н. Иванова, Н. Михайлова, Т. Фролова, Т. Шарыгина, С. Юсфин).
Термин «педагогическая поддержка» довольно часто используют зарубежные исследователи при характеристике процессов индивидуального развития («pedagogical support» / К. Валстером, К. МакЛафлин, И. Зваал, Д. Романо).
В педагогической литературе чаще всего встречается термин «гайденс», который в Российской педагогической энциклопедии трактуется
© Е.С. Маренцева, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
299