8. Патриотизм и традиционные российские религии как антиценности.
Патриотизм и традиционные российские религии как ценности в общей сложности для 20 % респондентов не являются значимыми как таковые. Следовательно, при попытках привлекать детей к патриотическим мероприятиям или включать их в педагогических целях в межконфессиональный диалог можно встретить непонимание или противодействие со стороны родителей.
Наибольшего результата можно добиться, если школа и семья будут совершать взаимодополняющие, обогащающие действия в области духовно-нравственного воспитания, что возможно при точном понимании и учёте мнения родителей.
Будучи неотъемлемой частью фундаментального ядра содержания общего образования, базовые национальные ценности органично включены в процесс образования, в том числе и в предметное содержание. Таким образом, согласованная позиция семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания реализует принцип конвенционального характера ФГОС, а образовательная программа ОУ становится результатом совместных усилий общества, семьи и государства.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 24 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 3-е изд. - М.: просвещение, 2011. - 59 с. -(Стандарты нового поколения).
С. М. Платонова
Проблема эффективности игровых досуговых программ
Авторы современных игровых программ стремятся заронить в сердца детей, участвующих в программе, искры активности, интереса, добра, познания, творчества. Но увидит ли ребёнок ярким и притягательным свет звезды, которую зажёг ведущий? Захочется ли ему откликнуться светом своей юной души? Переводя эти вопросы на сухой язык науки, мы должны сказать, что главным для автора игровых программ остаётся вопрос результативности программы, поиска условий её эффективного воздействия на личность ребёнка.
Добровольный характер включения ребёнка в игровую досуго-вую программу вынуждает нас быть особенно внимательными к интересам и потребностям детей. Если мы не будем на них опираться,
то дети с нашего праздника просто уйдут или, «досидев» до конца, не придут на следующую встречу. К сожалению, сегодня под влиянием антикультуры через средства массовой информации на вкусы и интересы детей, происходит примитивизация потребностей детей, их ориентация на открытую сексуальность, пошлость, культ силы. Педагогов беспокоят такие проблемы детей как инфантильность, деакселерация, потребительская позиция, танатизация сознания, претенциозность, поверхностность. Наличие этих проблем, с одной стороны, повышает актуальность игровых досуговых программ, с другой - требует нахождения ключей, которые позволили бы, отталкиваясь от имеющихся у детей потребностей (например, потребность попробовать себя в популярных телеиграх), включить их в игровую программу, которая будет формировать новые, уже позитивные, потребности и мотивы. Воспитать человека - это и есть окультурить его мотивы, облагородить желания. Современные педагоги-организаторы ставят перед собой задачу пробуждения потребностей детей через ознакомительные программы, выращивание потребностей в игровой деятельности. Проблема подготовленности аудитории к восприятию содержания программы побуждает к созданию долгосрочных игровых программ, включающих в себя ряд этапов и осуществляющих функцию организации самостоятельной деятельности детей между игровыми встречами. Тенденция увеличения доли системной работы в игровом досуге, наличия цикловых программ, долгосрочных программ, последовательно вводящих ребёнка в мир игры является одним из современных достижений в организации досуговой деятельности детей.
Нами проанализирован большой объём современных игровых досуговых программ, представленных на различных конкурсах, в публикациях, в материалах методических кабинетов Санкт-Петербурга, что позволило выделить ряд тенденций. Характеризуя особенности целей современных игровых программ, реализуемых в системе дополнительного образования, можно говорить о таких, как создание условий для развития активности ребёнка, его творчества, фантазии, общительности, способности к самовыражению, знания себя, своих возможностей и т. д. Сверхзадача игровых программ -спасение ребёнка от соблазнов, искушений, жестокости современного мира, социальная закалка, частичная компенсация разобщённости детей, напряжённого эмоционального фона жизни. Ощущается недостаток включения в содержание программ проблематики патриотического, нравственного, интеллектуального, валео-логического, семейного воспитания.
В качестве позитивных тенденций можно выделить: усиление зрелищности игровых программ за счёт использования современных технических средств; расширение адресности игровых про-
грамм через включение разновозрастных групп, детей-инвалидов, родителей; использование групповых технологий, позволяющих заменить фронтальное взаимодействие с аудиторией, в котором активно проявляют себя единицы (ответы на вопросы, выполнение заданий), на включённость в работу каждого; сотрудничество с муниципальной властью в организации праздников для жителей микрорайона; повышение востребованности игровых программ вследствие осознания взрослыми деструктивного влияния на детей отсутствия игрового опыта и значимости развивающего потенциала игры.
Дальнейшее усиление этих тенденций позволит повысить эффективность игровых программ и уровень охвата ими населения.
Как показали работы Репринцевой Е.А., игровая досуговая программа сегодня интегрирует в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление [1]. Искусство мастера игры состоит в поиске тонкой грани между сценическим характером действия и активностью аудитории, глубиной содержания и лёгкостью программы, потребительской и созидательной позицией участников программы, соревновательностью и конкуренцией, зависимостью и независимостью ведущего от участников программы и т. д. Сложность её создания заключается в поиске гармоничного сочетания свойств яркого шоу и комплексного средства воспитания. Планирование игровой программы от внешней формы, эффектной идеи, интересного розыгрыша, который привлечёт внимание детей, является обычным явлением для начинающего педагога, но становится тормозом развития специалиста, если остаётся доминировать и дальше. Зачем я стою перед детьми? Чтобы искупаться в лучах их внимания? Чтобы им понравиться? Успех программы действительно зависит от уровня внимания детей и от того, понравился ли им ведущий, поэтому эти задачи должны успешно решаться, но они не должны быть главными. Главными являются те чувства, мысли, опыт, который ребёнок обретает в игре; те изменения в нём, которые она вызывает, то есть прогнозируемый педагогический результат. Праздничная игровая программа должна быть детоцентристским явлением, системообразующей категорией для которого является образовательная цель.
Анализ целевого блока игровых программ показал, что целепо-лагание как вид деятельности вызывает серьёзные затруднения даже у таких асов, как участники конкурсов. Цель чаще ощущается педагогами как дополнительное украшение программы или нужная лишь методистам, напрягающая их приставка к программе, нежели функциональная категория. Формулируя цели, педагоги-организаторы допускают размытость, неточность («повышение коммуникативной культуры» - какое? в чём?); ставят цели, намечая
действия педагога («ознакомить», «показать», «продемонстрировать»); цели, которых невозможно достичь в спланированных условиях (например, временных) игровой программы («формирование чувства патриотизма», «овладение демократической культурой»). Современная педагогика, развивая идеи Бальмонта Блума, предъявляет к цели такие требования как полнота, точность, конкретность, достижимость, побудительность. Цель, являясь по своей сущности прогнозируемым результатом, должна отражать те изменения в ребёнке, которые произойдут в процессе проведения игровой программы. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновлённое видение себя, принятые идеи, проверенные умения и другие психические новообразования. Комплексный подход к воспитанию предполагает включение в целевой блок задач развития познавательно-мировоззренческой (когнитивной), эмоционально-волевой (аффективной, мотивационной), действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребёнка. То есть, желательно определить, например, что ребёнок поймёт, о чём задумается, что осмыслит, к какому выводу придёт (когнитивные задачи); что он прочувствует, чем заинтересуется, чего захочет, какое стремление усилит (мотивационные задачи), какие навыки закрепит, какие умения приобретёт, какие способности и в чём усилит (поведенческие задачи). Если цели определены точно, то дальнейшая разработка программы связана с поиском игровых ситуаций, заданий, сценарного хода, которые позволят их достичь. Исследования Б. Блума показали, что грамотная формулировка цели повышает эффективность педагогического процесса на 50 %. Это происходит за счёт концентрации усилий на главном, за счёт появления критериев для отбора содержания и средств, ориентиров для осознанного и гибкого управления ходом реализации программы и её последующего анализа. Отсутствие точной, полной, достижимой цели приводит к отсутствию целостности самой программы, так как в ней решается одновременно всё и ничего, конкретные идеи не дотягиваются до осмысления их детьми, рассыпается логика программы как педагогического действия. При этом сам педагог может этого не видеть, так как достижение цели не является для него главным критерием эффективности игровой программы.
Досуговую программу можно рассматривать как осуществляемый в условиях свободы и заинтересованности скрытый воспитательный процесс, когда открыто перед ребёнком ставятся игровые задачи («спасти зверей», «раскрыть тайну», «испытать приключения» и т. д.), а скрыто решает задачи развития его личности. Являясь воспитательным процессом, игровая программа должна отвечать таким признакам, как целенаправленность, системность,
комплексность, гуманизм, сотрудничество, гибкость, завершённость. Если творение игровой программы сравнить с рождением на небосклоне игры нового созвездия, то мы должны увидеть в нём звёзды - цели, потребностей детей, сотворчества, заботы, красоты, тайны, непредсказуемости. Взаимодействие света этих звёзд сделает созвездие особенно ярким, заметным на небосклоне игры.
Литература
1. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребёнка: от прошлого к настоящему: учеб. пособие. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.
Г. В. Радченко, И.Н. Соколовская
Учебный проект как средство развития исследовательских навыков лицеистов
Всё чаще в психолого-педагогической литературе упоминается о том, что современный мир требует от школьников и выпускников умения ориентироваться в потоке информации, анализируя и решая огромное количество разного рода задач. В связи с этим одной из приоритетных задач образования становится развитие исследовательских навыков обучающихся. Педагоги-практики убеждены, что наиболее успешным будет тот ученик, который не только владеет базовыми знаниями по учебным предметам, но и имеет высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
По форме организации лицей является учебным заведением, которое в своей деятельности ориентируется главным образом на работу с одаренными детьми. Так, реализация деятельностного подхода в рамках лицейского образования с учетом профильности приводит к формированию у учащихся потребности не только приобретать и применять полученные знания, но и самим учиться вырабатывать их, что, безусловно, не может не отражаться на организации учебно-научно-исследовательской, в том числе и проектной, деятельности лицеистов.
Подчеркнем, что научно-исследовательская деятельность лицеистов - это своего рода «ключ» к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к развитию у них стремления самосовершенствоваться. Именно этот вид деятельности способствует формированию общественно-важных качеств личности учащихся, таких как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы. Большинство учащихся,