Научная статья на тему 'Метод проектов как средство реализации компетентностного подхода в подготовке будущих менеджеров по туризму'

Метод проектов как средство реализации компетентностного подхода в подготовке будущих менеджеров по туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД / ПРОЕКТ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕНЕДЖЕР / ТУРИЗМ / ПЕДАГОГ / COMPETENCE / METHOD / PROJECT / COMMUNICATION / MANAGER / TOURISM / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

В статье рассматривается метод проектов как основное средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения в вузе. Формирование профессиональной компетентности будущих менеджеров по туризму является актуальной задачей как теории, так и практики современного профессионального образования. Рассмотрены основные характеристики метода проектов, выявлены его отличия от традиционных в обучении. Приведена историческая справка о возникновении и становлении метода проектов в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачев Александр Александрович, Тарариева Клавдия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECT METHOD AS A MEANS OF COMPETENCE APPROACH IMPLEMENTATION IN THE TRAINING OF STUDENTS -TRAVEL MANAGERS

The article considers the method of projects as the main means of competence-based approach implementation in a higher school. The formation of students’ professional competence is a topical challenge, both in theory and practice of the modern vocational education. The authors discuss the main features of the project method. The differences of this method with the traditional teaching methods are revealed. The paper also shows historical information about the origin and development of the project method in the vocational education.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как средство реализации компетентностного подхода в подготовке будущих менеджеров по туризму»

УДК 378

Горбачев Александр Александрович

доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Тарариева Клавдия Сергеевна

аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ТУРИЗМУ

Gorbachev Alexander Aleksandrovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Marketing Department, Krasnodar State University of Culture and Arts

Tararieva Claudia Sergeyevna

PhD student, Krasnodar State University of Culture and Arts

A PROJECT METHOD AS A MEANS OF COMPETENCE APPROACH IMPLEMENTATION IN THE TRAINING OF STUDENTS -TRAVEL MANAGERS

Аннотация:

В статье рассматривается метод проектов как основное средство реализации компетентност-ного подхода в процессе обучения в вузе. Формирование профессиональной компетентности будущих менеджеров по туризму является актуальной задачей как теории, так и практики современного профессионального образования. Рассмотрены основные характеристики метода проектов, выявлены его отличия от традиционных в обучении. Приведена историческая справка о возникновении и становлении метода проектов в профессиональном образовании.

Ключевые слова:

компетентность, метод, проект, коммуникация, менеджер, туризм, педагог.

Summary:

The article considers the method of projects as the main means of competence-based approach implementation in a higher school. The formation of students’ professional competence is a topical challenge, both in theory and practice of the modern vocational education. The authors discuss the main features of the project method. The differences of this method with the traditional teaching methods are revealed. The paper also shows historical information about the origin and development of the project method in the vocational education.

Keywords:

competence, method, project, communication, manager, tourism, student, teacher.

Одной из актуальных задач, стоящих перед учреждениями высшего профессионального образования, является подготовка квалифицированных кадров туристского профиля. В этом плане особое значение принадлежит вузу, выпускники которого должны быть готовыми осуществлять обучение и воспитание студентов с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности. Кроме того, они должны овладеть в полной мере профессиональными компетенциями, под которыми, как правило, принято понимать «способность к профессиональной деятельности <...>, владение профессиональными умениями (коммуникативными, организаторскими, конструктивными), а также умениями, позволяющими организовать деятельность учащихся и управлять ею» [1].

Метод проектов не является новым в мировой педагогике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI в. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося. Считалось чрезвычайно важным показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [2].

По мнению Килпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую учащимся любовь к разработке планов. Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом [3].

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже

начиная с 1905 г. Отечественные ученые изучили опыт американских коллег и творчески преломили их находки в области проектной деятельности для советской школы 20-х гг. Необходимым условием успешной работы являлся личный интерес обучающегося.

Отечественные педагоги 20-х гг. проявляли интерес к психологическому аспекту проектного метода. П.П. Блонский обращал внимание на необходимость учета психофизиологических особенностей учащегося при постановке целей обучения и воспитания, при отборе учебного материала и при выборе соответствующих методов [4]. В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем вероятность развития познавательных возможностей и потребностей учащегося.

Метод проектов обладает следующими характеристиками:

- это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение неотъемлемо взаимосвязано с интеллектуально-эмоциональным контекстом другой деятельности;

- это творческая работа, во время которой учащиеся заняты поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы;

- это интерактивная форма работы, когда учебный процесс выходит за ограниченные пределы языковых аспектов в область личностных отношений и интересов обучающихся [5].

Проектный метод позволяет целесообразно сочетать теоретические знания и их практическое применение, это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучаемых, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей [6].

Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

- постепенное увеличение объема знаний и навыков;

- постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов и т.п.);

- постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества [7].

В педагогическом процессе проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у студентов:

- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с преподавателем;

- личностных, а именно: гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, сдержанность к мнению других;

- технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Метод проектов отличается от традиционных при обучении:

1. Прогрессивная роль педагога, который руководит деятельностью студентов, оказывает им помощь и проявляется лишь только в том случае, если в этом есть необходимость.

2. Индивидуальность учащегося. Учебные задания, над которыми он работает, важен не его результат, а сам процесс работы над заданием, когда студенты осваивают новые знания, умения, учатся самостоятельности, ответственности, сотрудничеству.

3. Исключение границы между студентом и внеучебной жизнью. Учебные задания, которые учащиеся решают в социальной среде, учат целостному видению мира, поскольку студенты в процессе их выполнения должны самостоятельно овладеть содержанием различных областей знаний с помощью умственной и физической работы, а также с помощью эмоций [8].

Для кафедры маркетинга и туризма «Краснодарского государственного университета культуры и искусств» был разработан спецкурс «Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности, в процессе профессиональной подготовки в вузе». Основной его целью являются: развитие и формирование коммуникативных навыков на уровне профессионального взаимодействия, подготовка и проведение презентаций.

Реализации данной цели способствует решение следующих педагогических задач:

- формирование у будущих менеджеров по туризму профессионально-коммуникативной компетенции;

- развитие познавательной активности, расширение кругозора, исследовательских умений и навыков будущих менеджеров по туризму;

- выработка умения извлекать необходимую информацию из различных источников, используя не только литературу по рассматриваемой проблеме, но и компьютерные технологии и возможности сети Интернет;

- развитие коммуникативной культуры.

По предметно-содержательной области это монопроект, так как осуществляется в рамках одной сферы знания. По доминирующей деятельности данный проект является исследовательским, так как его участникам предлагается аргументировать актуальность взятой для исследования темы, сформулировать проблемы исследования, определить методы исследования и источники информации. По продолжительности выполнения - долгосрочный, по количеству участников - групповой, хотя возможно и объединение исполнителей в пары или получение ими индивидуальных заданий; по характеру - скрытой координацией, когда студент может обращаться за консультаций к педагогу.

В ходе работы над проектом использовались следующие методы: групповые обсуждения проблемы, анализ, дискуссия, демонстрация результатов и т.д.

Можно отметить следующие результаты при реализации учебного спецкурса «Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности, в процессе профессиональной подготовки в вузе»:

- умение работать в команде, что формирует у будущих менеджеров по туризму навыки межличностного и профессионального общения и способствует выработке навыков самостоятельной творческой работы;

- развитие у будущих менеджеров по туризму способности активно и творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи в форме, понятной и доступной окружающим;

- формирование компьютерной грамотности, когда компьютер представлен не как цель, а как средство обучения и поиска информации;

- применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, метод проектов в рамках дисциплин специализации дает будущим менеджерам по туризму научные сведения всеобъемлющего характера; нацеливает на освоение учебного материала; вырабатывает навыки межличностного взаимодействия на профессиональном уровне; работает на эффективное использование знаний и реализацию способностей, которые позволяют осуществлять будущую профессиональную деятельность в качестве менеджера по туризму.

Ссылки:

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педвузов. М., 2003. 112 с.

2. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9.

3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., 1979. Т. 2. 430 с.

5. Пахомова Н.Ю. Указ. соч.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., 2003. 80 с.

7. Там же.

8. Пахомова Н.Ю. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.