Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО»'

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словарь-справочник / ИКТ в ДОО / проектирование словаря / дошкольник / dictionary-reference book / ICT in preschool education / dictionary design / preschooler

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Буянова Анастасия Игоревна

Развитие информационных технологий привело к тому, что их применение в образовании стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В дошкольной образовательной организации, где закладываются основы развития всех сторон личности ребенка, использование средств ИКТ позволяет создать дополнительные возможности для всестороннего его развития, стимулируется развитие интереса ребенка к изучению окружающего мира и творческого мышления, поэтому актуальность создания словаря-справочника «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» на сегодняшний день неоспорима. В статье представлен опыт реализации учебного проекта по созданию словаря-справочника "Информационно-коммуникационные технологии в ДО", который содержит информацию о различных инструментах ИКТ, которые можно использовать в работе ДОО, а также рекомендации по их применению с учетом специфики дошкольного возраста. Показаны ход проекта «Воспитание дошкольников в стиле Digital» и его результаты, как средства формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов сферы ДО, а также раскрыт потенциал словаря-справочника для решения практических задач организации образовательного процесса в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Буянова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of information technologies has led to the fact that their use in education has become an integral part of the educational process. In a preschool educational organization, where the foundations for the development of all aspects of a child’s personality are laid, the use of ICT tools makes it possible to create additional opportunities for his comprehensive development, stimulates the development of the child’s interest in studying the world around him and creative thinking, therefore the relevance of creating a dictionary-reference book “Information and communication technologies in "DOO" is undeniable today. The article presents the experience of implementing an educational project to create a dictionary-reference book "Information and communication technologies in preschool education", which contains information about various ICT tools that can be used in the work of preschool education, as well as recommendations for their use, taking into account the specifics of preschool age. The progress of the project “Education of preschoolers in the Digital style” and its results are shown as a means of developing ICT competence of future teachers in the field of early childhood education, and the potential of the dictionary-reference book for solving practical problems of organizing the educational process in kindergarten is revealed.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО»»

готовности к использованию ИКТ в самостоятельной работе, закрепить соответствующие умения и навыки, а также развить способность к их практическому применению.

Выводы. Таким образом, сегодня фиксируется возрастание важности самостоятельной внеаудиторной работы как составляющей учебной деятельности студентов вуза. Достаточное внимание к ней со стороны участников образовательного процесса позволит скорее перейти к субъект-субъектной модели его реализации, повысить эффективность формирования «мягких» компетенций, а также расширить использование элементов компетентностного подхода. При этом ряд действенных инструментов предоставляет цифровая среда организации ВО.

Успешность действий в ней как учащихся так и педагогов предполагает внесение некоторых изменений в организацию учебной деятельности. Необходимыми представляются: модернизация методического обеспечения, внесение изменений в управление данным процессом, а также развитие некоторых компетенций у субъектов образовательных отношений.

Литература:

1. Аветисян, А.Д. Компетентностный подход в процессе обучения курсантов при подготовке следователей органов внутренних дел / А.Д. Аветисян // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2(105). - С. 113-115

2. Агальцова, Д.В. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза / Д.В. Агальцова, Ю.Е. Валькова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 5-7

3. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году / И.Б. Байханов // Вестник института развития образования Чеченской Республики. - 2019. -№ 17. - С. 5-13

4. Евдокимова, М.Г. Организация самостоятельной работы студентов: инновационный потенциал традиций / М.Г. Евдокимова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2022. - № 2(843). - С. 68-73

5. Минбулатова, И.С. Диагностика компетентностно-ориентированных образовательных результатов обучающихся по безопасности жизнедеятельности в системе СПО / И.С. Минбулатова, З.Р. Рамазанова, Р.В. Магомедов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 314-317

6. Молчанова, И.И. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей / И.И. Молчанова, С.А. Макушкин, Н.А. Серикова // Мир науки, культуры, образования,- 2023. - № 1(92). - С. 59-62

7. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации / М.П. Прохорова, А.А. Шкунова, А.Е. Булганина, К.М. Григорян // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - №2 (31). -С. 299-302

8. Носкова, Т.Н. Цифровая среда поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата профиля «Технологическое образование» в высшей школе / Т.Н. Носкова, Н.Д. Козина // Terra Lingüistica. - 2021. - Т. 12. - № 3. -С. 81-92

9. Организация совместной учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических вузов и школьных учителей как способ совершенствования профессиональных компетенций в контексте трендов развития современного образования / Е.В. Дудышева, Т.А. Гусева, О.Н. Макарова [и др.] // Гуманизация образования. - 2021. - № 4. - С. 83-100

10. Сагитов, С. Трансформация цифровой образовательной среды / С. Сагитов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 4-5(89-90). - С. 7-9

11. Терещенко, Е.И. Роль преподавателя в формировании информационной компетентности студентов / Е.И Терещенко // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 1(104). - С. 203-207

12. Устин, П.Н. Цифровые компетенции учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития / П.Н. Устин, Э.Г. Сабирова, И.И. Гарипова // В.М. Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020. - С. 216-218

Педагогика

УДК 378.14: 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Оксана Алексеевна

Институт педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент 5 курса Буянова Анастасия Игоревна

Институт педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТПРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО»

Аннотация. Развитие информационных технологий привело к тому, что их применение в образовании стало неотъемлемой частью образовательного процесса. В дошкольной образовательной организации, где закладываются основы развития всех сторон личности ребенка, использование средств ИКТ позволяет создать дополнительные возможности для всестороннего его развития, стимулируется развитие интереса ребенка к изучению окружающего мира и творческого мышления, поэтому актуальность создания словаря-справочника «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» на сегодняшний день неоспорима. В статье представлен опыт реализации учебного проекта по созданию словаря-справочника "Информационно-коммуникационные технологии в ДО", который содержит информацию о различных инструментах ИКТ, которые можно использовать в работе ДОО, а также рекомендации по их применению с учетом специфики дошкольного возраста. Показаны ход проекта «Воспитание дошкольников в стиле Digital» и его результаты, как средства формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов сферы ДО, а также раскрыт потенциал словаря-справочника для решения практических задач организации образовательного процесса в детском саду. Ключевые слова: словарь-справочник, ИКТ в ДОО, проектирование словаря, дошкольник.

Annotation. The development of information technologies has led to the fact that their use in education has become an integral part of the educational process. In a preschool educational organization, where the foundations for the development of all aspects of a child's personality are laid, the use of ICT tools makes it possible to create additional opportunities for his comprehensive development, stimulates the development of the child's interest in studying the world around him and creative thinking, therefore the relevance of creating a dictionary-reference book "Information and communication technologies in "DOO" is undeniable today. The

article presents the experience of implementing an educational project to create a dictionary-reference book "Information and communication technologies in preschool education", which contains information about various ICT tools that can be used in the work of preschool education, as well as recommendations for their use, taking into account the specifics of preschool age. The progress of the project "Education of preschoolers in the Digital style" and its results are shown as a means of developing ICT competence of future teachers in the field of early childhood education, and the potential of the dictionary-reference book for solving practical problems of organizing the educational process in kindergarten is revealed.

Key words: dictionary-reference book, ICT in preschool education, dictionary design, preschooler.

Введение. Использование цифровых инструментов на всех ступенях образования, а значит наличие соответствующего уровня готовности к использованию инструментов ИКТ в профессиональной деятельности у педагогов обусловлено, во-первых, их физическим воплощением как коммерческим проектом, а, с другой стороны, подстегивается требованиями нормативных документов, регулирующих сферу образования.

Так в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года отмечено, что владение ИКТ-компетенциями в трех аспектах - общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической - неотъемлемая часть общепедагогической функции (п. 3.1.1). В свою очередь общетрудовая функция педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования: «владеть ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» (п. 3.1.2) [4].

Во ФГОС ДО обозначены требования к развивающей предметно-пространственной среде, предполагающие наличие технических средств обучения и воспитания, и к квалификации педагогического работника, который должен знать «основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием» [3].

В настоящее время существует целый ряд технологий, программ и приложений, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для обогащения образовательной среды и повышения качества обучения и развития детей. Однако для педагогов и других работников дошкольных учреждений может быть достаточно трудно освоить новые технологии и понять, как эффективно их использовать. Внедрение ИКТ в образовательный процесс сопряжено с определёнными трудностями и требует квалифицированной подготовки педагогов.

Таким образом необходим поиск инструментов, обеспечивающих требуемый уровень подготовки будущих педагогов сферы дошкольного образования. Цель данной статьи: обобщить имеющийся опыт реализации практико-ориентированного проекта «Воспитание дошкольников в стиле Digital» (https://vk.com/wall-218742589_248) по созданию словаря-справочника «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» в рамках изучения дисциплины «Практикум по использованию ИКТ в дошкольном образовании».

Изложение основного материала статьи. Практико-ориентированные проекты рассматриваются нами в качестве инструмента стимулирования профессионального саморазвития будущих педагогов [2]. Процесс изучения вышеназванной дисциплины осложнен тем обстоятельством, что объем имеющихся цифровых инструментов, включая те из них, которые можно применить в ДО, постоянно растет, а учебное пособие, отвечающее требованиям сегодняшнего дня и учитывающее специфику работы образовательных организаций дошкольного образования найти очень проблематично, так как именно специфика дошкольного образования в них может быть не учтена, например, как в источнике [1].

Имеющиеся ограничения, обусловленные тем, что не во всех садах есть доступ к цифровым инструментам, также не является достаточным аргументом, чтобы не изучать со студентами весь возможный спектр средств. Наоборот, следует идти на опережение, чтобы быть готовым к использованию инструмента ИКТ сразу в тот момент, когда будет иметься доступ к нему, знать его возможности, а также ограничения в применении и риски, связанные с его использованием.

Таким образом задачи изучения дисциплины, связанные с формированием ИКТ компетенций будущих педагогов, были нами увязаны с решением чисто практической задачи по созданию словаря-справочника, который мог бы пригодится в работе воспитателям-практикам.

На первом этапе студенты были вовлечены в работу по актуализации знаний об имеющихся средствах ИКТ, которые могут быть применены в работе ДОО в формате ассоциативного ряда терминов. Далее все собранные знания были структурированы в 4 пространственных поля (нормативно-правовая база, связанная с использованием ИКТ, например, область формирования основ безопасного поведения в соответствии с ФОП ДО; цифровые инструменты для работы с коллегами, родителями и детьми). Параллельно студенты научились использовать разные программные онлайн-инструменты для создания кластеров (рис. 1).

Рисунок 1. Кластер «ИКТ в образовании»

Далее предметное поле было сужено до инструментов ИКТ, которые можно использовать в работе с детьми, при этом сам спектр найденных инструментов удалось значительно расширить. Так, начиная с интерактивных столов, досок, панелей и пола, постепенно были собраны материалы об умных книгах и ручках, интерактивных глобусах, песочницах и горках и пр. Каждый студент подобрал для себя цифровой инструмент, который позволил создать уникальное облако слов, объединяющее спектр заявленных к исследованию терминов в некий пространственный образ (рис. 2).

Следующий этап был связан с разработкой стратегии построения словаря в целом и наполненности индивидуальных страниц в частности. В ходе обсуждения было обозначено, что словарь-справочник станет инструментом для педагогов и студентов, который поможет повысить осведомленность и компетентность в области использования ИКТ, а также разобраться в основных понятиях и терминологии, будет способствовать обеспечению качественного образовательного процесса в ДОО.

Словарь-справочник «ИКТ в ДОО» как продукт проекта предоставляет доступную и структурированную информацию о терминах, технологиях и программах, продуктах ИКТ и примерах их использования в дошкольном образовании, а также практические рекомендации по их применению. При разработке словаря-справочника студенты были вовлечены в решение практической задачи, что повысило их заинтересованность в подборе адекватных цифровых инструментов, которые позволят завершить работу по созданию словаря. В целом это является целесообразным и необходимым шагом для поддержки развития цифровой компетентности студентов в области эффективного использования ИКТ в дошкольном образовании.

Таким образом в рамках изучения дисциплины «Практикум по использованию ИКТ в дошкольном образовании» студенты Института педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского совместно с преподавателем пришли к выводу о необходимости сбора и упорядочивания в удобном формате информации о терминах, технологиях, связанных с ИКТ и их применением в детском образовательном учреждении.

Изучив литературу и обсудив с преподавателем список терминов, каждый студент выбрал термин, который связан с использованием ИКТ в ДОО (например, интерактивная доска, умная колонка, интерактивная песочница и пр.), затем самостоятельно создал словарную статью, в которой кратко раскрыл суть термина, показал особенности того или иного продукта и привел пример использования данного оборудования в работе ДОО. Впоследствии сформированные словарные статьи следовало объединить в один документ (эту работу также выполнял каждый студент самостоятельно, чтобы приобрести необходимый навык).

В качестве содержания на первых страницах словаря - справочника «ИКТ в ДОО» представлено облако слов -визуальное представление списка терминов, определение которых можно найти в словаре. На последующих страницах с помощью собственного кластера студентами было обозначено предметное поле словаря, приведены порядка 20 словарных статей и в конце также разработаны дополнительные материалы, соответствующие задачам формирования ИКТ-компетентности педагога - с помощью специальных онлайн-ресурсов разработан кроссворд по теме и несколько ребусов.

Требования к отдельным страницам и структуре словаря-справочника об использовании инструментов информационно-коммуникационных технологий в ДОО включали в себя следующие аспекты:

1. Общая структура: справочник должен иметь логичную, удобную структуру, благодаря содержанию и гиперссылкам пользователи без затруднений могут найти нужную информацию. Термины расположены в алфавитном порядке.

2. Понятные определения: каждый термин или понятие, содержащиеся в справочнике, должны быть четко определены и объяснены. Определения должны быть понятными, доступными для пользователей без особых технический познаний.

3. Иллюстрации и примеры: для понятий необходимо предоставить иллюстрации или примеры, которые помогут пользователю лучше понять суть термина или понятия.

4. Ссылки и рекомендации: в словаре-справочнике рекомендуется представить ссылки на другие источники информации или рекомендации по дополнительным материалам в формате QR-кoдa, которые помогут пользователям более глубоко познакомиться с указанным инструментом.

5. Актуальность и обновление: словарь-справочник должен содержать актуальную информацию о современных ИКТ технологиях и терминах, так как область ИКТ постоянно развивается и меняется. Кроме того, справочник может быть регулярно обновляемым, чтобы отражать возможности , связанные с появлением новых технологий (так в стороне нашего внимания остались такие технологии как УК и АИ.).

В настоящий момент разработано более 20 словарных статей (см., например, рис. 3), которые объединены в общий документ и распределены по алфавиту для удобства использования. Проект охватывает такие темы как использование

Рисунок 2. Облако слов

интерактивных досок, панелей, горок, музыкальных столов в образовательной среде, интерактивных игр и программ для дошкольников, цифровых ресурсов и инструментов для педагогического процесса.

компьютер

нормализуется.

Это современный продукт, предназначенный для разностороннего развития детей. Основнуюроль играет песок, а благодаря современному оборудованию и программному обеспечению на песке будет создан эффект дополненной реальности

Например. Цель: учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства н отношения (форму, величину н т.п.). сравнивать предметы между собой. Задача ребенка — найти фигуру того размера, которую попросил педагог, и изменить ее цвет. Цвет фигур изменяется в зависимости изменения высоты рельефа песка в том месте, где находится та или нная фигура — то есть требуется выкопать песок по контуру данной фигуры, либо наоборот построить выше общего уровня песка по койтуру фигуры.

Как работает интерактивная песочница?

В оборудование встроен сенсор для определения глубины. Он подключен к компьютеру. Датчик глубины замеряет расстояние от проектора до песка. Специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные н лает проектору команды, каким цветом освещать конкретный участок песка. Датчик глубины позволяет регулировать изображение рельеф я. Прн увеличении высоты появляются горы н вулканы, а при уменьшении озёра и реки.

7>f . .. V

-"ibl

Использование в образовашельнтгщюцессе и песочницы способствует повышению мотивации детей к

занятиям, закреплению изученного материала, снятию напряжения, тревожности, побуждению к творчеству, а главное работе в команде, общению.

Игры с песком развивают гаглядно-образное мышление и ■задействованы все op.-nut всесторонне развивается,

моторику, 1

процессе занятий л' ребенок психоэмоцио на!ьного

| ИНТЕРАКТИВН.4Я ПЕСОЧНИЦА

севсор I ■ |Ч н " ы

Рисунок 3. Словарная статья по теме Интерактивная песочница

Разработка словаря-справочника является коллективной работой. Над проектом работала группа студентов под руководством преподавателя. Участники группы активно исследовали и собирали информацию, а затем внесли свой вклад в создание и редактирование словаря-справочника.

К настоящему момент результаты проекта апробированы в рамках международной научно-практической конференции «Социокультурные практики дошкольного детства», которая состоялась 15-16 ноября 2023 года в городе Волгоград. Следующим шагом станет экспертиза разработанного словаря со стороны педагогического сообщества.

Выводы. В целом проект по созданию энциклопедического словаря-справочника «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» имеет ряд преимуществ. Во-первых, он предоставляет единый, структурированный продукт-источник информации, что делает процесс обучения и подготовки специалистов в области ИКТ более эффективным и удобным. Во-вторых, словарь-справочник помогает организовать обмен опытом и передачу знаний между педагогами и студентами.

Словарь-справочник «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» обладает высокой практической значимостью как для студентов, так и для педагогов в области дошкольного образования. Он предоставляет доступ к современным технологиям, методикам и инструментам, которые способствуют успешной реализации образовательных программ и повышению качества образования в ДОО.

Использование ИКТ помогает развивать коммуникативные, творческие навыки дошкольников, повышает мотивацию к обучению и стимулирует рост их познавательного интереса. Словарь - справочник может быть использован в качестве учебного материала, который помогает студентам и воспитателям углубить свои знания в области ИКТ и эффективно применять их на практике. Также может служить основой для поиска дополнительной информации о конкретных современных средствах ИКТ и помогать студентам и воспитателям ориентироваться в их обширном поле. Также следует понимать, что спектр имеющихся средств ИКТ будет постоянно расширяться и возможно даже проектирование новых продуктов под запросы профессионального сообщества.

Проект по созданию словаря-справочника «Информационно-коммуникационные технологии в ДОО» является ценным и полезным инструментом для специалистов в области образования. Он позволяет систематизировать знания, облегчает взаимодействие между специалистами, а применение ИКТ в дошкольном образовании помогает полноценно развивать потенциал каждого ребенка. В целом рассмотренный проект отражает потребность педагогического вуза в новых активных и интерактивных формах обучения в подготовке будущих педагогов сферы дошкольного образования.

Литература:

1. Павлова, O.A. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие / O.A. Павлова, Н.И. Чиркова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 47 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75273.html. - ЭБС «IPRbooks»

2. Павлова, O.A. Профессионально ориентированные проекты педагогической направленности как инструмент стимулирования профессионального саморазвития будущих учителей / O.A. Павлова, Н.И. Чиркова // Нижегородское образование,-2020,-№ 1. - С. 127-134

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://base.garant.ru/70535556/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.