Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Дата публикации: 31.10.2019 УДК 37.01
Ю. В. Батенова, В. И. ДолговА, И. Е. Емельянова, И. Ю. Иванова, Л. К. Пикулева, О. Г. ФилипповА
Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса*
Проблема и цель. Важной составляющей современного образовательного процесса дошкольной образовательной организации является создание интерактивной, взаимодействующей среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. Вместе с тем, уровень готовности к подобному взаимодействию различных категорий субъектов (дети, педагоги, воспитатели) до сих пор исследован недостаточно.
Цель - выявить отношение и ресурсы, формирующие готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Методология. Были собраны данные 350 анкет педагогов в более чем 50 детских организациях. Эти данные были дополнены анкетированием 700 родителей, а также беседами с 230 детьми в возрасте от 5 до 8 лет. Исследование проводилось в г. Челябинске в период с октября 2017 по апрель 2018 года. Для сбора информации применялись 2 инструмента: анкета для педагогов, касающаяся использования ИКТ в образовательном процессе ДОО, их отношения к ИКТ, а также об имеющихся ресурсах в детском саду (в данном случае опросник касался как технологических аспектов (инфраструктура, оборудование, программное обеспечение), так и педагогической поддержки (повышение квалификации, наличие соответствующего методиста); беседа с детьми, основные вопросы которой касались изучения опыта владения и использования цифровых устройств для выполнения различных задач.
Результаты и обсуждение. Исследование выявило только одну треть детей старшего дошкольного возраста, которые владеют первичными навыками работы с цифровыми устройствами, легко распознают интерфейс программ, умеют пользоваться стандартными встроенными в операционную систему программами.
Заключение. Исследование выявило практически полное единогласие (95%) всех заинтересованных субъектов в необходимости внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий, а также в необходимости их использования в работе с родителями.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, цифровые средства и технологии, готовность к информационному взаимодействию, дошкольная образовательная организация, дети дошкольного возраста.
* Исследование проведено в рамках проектов, реализуемых в Южно-Уральском научном центре Российской академии образования (ЮУНЦ РАО) на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Ссылка для цитирования:
Батенова Ю. В., Долгова В. И., Емельянова И. Е., Иванова И. Ю. Пикулева Л. К., Филиппова О. Г. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 34-46. 1032744Zpse.2019.53
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-05/ Accepted: 18 August 2019 Published: 31 October 2019
Ju. V. BATENOVA, V. I. DOLGOVA, I. E. EMELYANOVA, I. Yu. IVANOVA, L. K. PlKULEVA, O. G. FlLIPPOVA
Readiness for informational interaction of subjects of the educational process
Problem and purpose. An important component of the modern educational process of a preschool educational organization is the creation of an interactive, cooperating environment that can significantly expand the possibilities of interaction between a child and information resources. At the same time, the level of readiness for such interaction of various categories of subjects (children, teachers, educators) is still insufficiently studied.
The purpose is to identify the attitude and resources that form the readiness for the informational interaction of subjects of the educational process in preschool educational organizations.
Methods. The data of 350 questionnaires of teachers in more than 50 children's organizations were collected. These data were supplemented by a survey of 700 parents, as well as conversations with 230 children aged 5 to 8. The study was conducted in Chelyabinsk in the period from October 2017 to April 2018. Two tools were used to collect information: a questionnaire for teachers regarding the use of ICT in the educational process of early childhood education, their attitude to ICT, as well as about available resources in the kindergarten (in this case, the questionnaire dealt with both technological aspects (infrastructure, equipment, software) and pedagogical support (advanced training, the availability of an appropriate methodologist); a conversation with children, the main questions of which concerned the study of the experience of mastering and using digital devices to perform various tasks.
Results and discussion. The study revealed only one-third of older preschool children who have primary skills in working with digital devices, easily recognize the program interface and can use the standard programs built into the operating system.
Conclusion. The study revealed almost complete unanimity (95%) of all stakeholders in the need to introduce modern information technologies into the educational process, as well as the need to use them in working with parents.
Key words: information interaction, digital tools and technologies, readiness for information interaction, preschool educational organization, preschool children.
For Reference:
Batenova, Ju. V., Dolgova, V. I., Emelyanova, I. E., Ivanova, I. Yu., Pikuleva, L. K., & Filippova, O. G. (2019). Readiness for informational interaction of subjects of the educational process. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 41 (5), 34-46. doi: 10.32744/ pse.2019.5.3
_Введение
емире происходят перемены эпохального значения, сочетающие в себе высочайший динамизм и глобальный характер, причем революционные сдвиги в области информационной культуры, связанные с использованием информационно-компьютерных технологий, выступают мощным ускорителем перемен грамотном [1-3]. В этих условиях киберпространство играет все большую роль в жизни человека, изменяя его природу. Имеются в виду изменения восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер человека, его жизненных ритмов, пространства деятельности, структуры отношений, этических и ценностных переживаний [4-6].
Эти изменения свидетельствуют о необходимости переосмысления на теоретико-методологическом уровне научных представлений о роли современного образования как социокультурного явления, что выдвинуло в последнее десятилетие проблему развития ребенка в информационной среде и овладения им информационных технологий в центр внимания современных исследователей [7-9].
Прошло уже три десятка лет с тех пор, как были опубликованы первые исследования, посвященные роли компьютерных технологий в образовании. Сегодняшняя педагогическая общественность должна признать тот факт, что цифровые контексты, которые сейчас осваивают дети на всех возрастных этапах, необратимо изменились [10-12]. Новое поколение детей, для которых цифровые технологии являются нормой, стремительно выросло при взлёте Интернета. Они используют технологии дома, в школе, как для обучения, так и для развлечения. Их пользование цифровыми ресурсами растет, и их культура будет иметь важное влияние на остальную часть общества. Все чаще они обращаются к виртуальным источникам информации и, как следствие, отмечая очевидный сдвиг от бумажного к цифровому хранению, это требует от наших детей более грамотного и компетентного использования современных технологий, а также безопасного пространства для виртуального обучения и взаимодействия [13-15].
Игра в компьютерные игры, например, научила их проявлять меньше доверия к инструкциям и экспертам. Дети используют Google, а не справочные материалы и книги из библиотеки. Они привыкли узнавать вещи самостоятельно и их доверие к эксперту, в данном случае педагогу, снижается. Все это порождает массу вопросов, главный из которых: «Как сделать так, чтобы взаимодействие ребенка и педагога не утратило своей ценности, а цифровые технологии стали средством эффективного сотрудничества?»
Дети дошкольного возраста оказываются вовлеченными в сеть Интернета, которая неуклонно растет и предоставляет неограниченно широкий и свободный доступ к информации [16-18]. Поэтому проблема сопровождения детей в информационных пространствах является очень важной и актуальной задачей. Следует учитывать, что Интернет, изменивший жизненное пространство взрослого человека и предоставивший ему возможности обогащения своей жизни, иным образом (по-другому) влияет на детей. Ребенок дошкольного возраста уже изначально существует в информационно-насыщенной среде, порождаемой разнообразными электронными устройствами. Современный ребенок, рожденный в цифровую эпоху, живет и социализируется в ней изначально [19-21]. К существованию в такой информационно-насыщенной среде
дети готовы в большей степени, чем окружающие их взрослые. Цифровое поколение может извлечь много пользы, взаимодействуя с новой информационной средой, однако не следует игнорировать опасности, которые она привносит с собой в детский мир и неокрепшую душу ребенка [22; 23]. Как известно, 1 сентября 2012 года в России вступил в силу ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», представляющий собой комплексный законодательный акт, устанавливающий механизм защиты детей от деструктивной информации. Кроме того, блокировать риски можно, формируя и повышая информационную грамотность и культуру детей и всех субъектов образовательного процесса [24].
Научного решения ждет проблема преодоления отрицательных психологических последствий информатизации, возникшая в дошкольном образовании в связи с массовым распространением среди детей компьютерных игр; а также увлечение детьми многообразной по форме и разнообразной по содержанию мультипликационной продукцией. Важно понять, что происходит с ребенком в информационном пространстве, какие изменения претерпевает его личность. Каким образом педагог, психолог, родители могут содействовать становлению информационной грамотности ребенка дошкольного возраста? Формирование готовности к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса с учетом специфики дошкольного детства является насущной психолого-педагогической проблемой.
Сказанное позволяет утверждать, что на данный момент существует ряд противоречий:
• между объективным признанием существенного влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие личности детей дошкольного возраста и неоднозначной оценкой их влияния;
• между значительным влиянием игровых компьютерных программ на развитие детей дошкольного возраста и содержательным наполнением данных программ, не всегда соответствующих основным линиям развития детей, не всегда подкрепленных теоретическими исследованиями, и не имеющими достаточного экспериментального обоснования;
• между потребностью детей дошкольного возраста включаться в информационную среду и недостаточной компетентностью взрослых в вопросах сопровождения детей в информационной среде.
Изучение информационной грамотности является ответом на растущее использование информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ) в современном обществе и необходимость граждан развивать соответствующие навыки в целях эффективного участия в информационном веке. Информационная грамотность - способность человека использовать цифровые технологии для исследования, создания и эффективного общения в личных и деловых целях [25-27]. Также под информационной грамотностью понимают интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию в ИКТ, знание теоретических аспектов использования ИКТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса умений и навыков в новых условиях деятельности [28; 29].
Образование - это сложная система связей и противовесов, учитывая которые можно создать эффективные условия для информационного взаимодействия [30]. Перед педагогами стоит задача в поиске способов включения ребенка в информационное взаимодействие, обеспечивающее его безопасную самореализацию. Вместе с тем, образовательная организация не является единственным формирующим и воз-
действующим фактором. Непосредственное влияние на уровень информационной грамотности оказывает и домашнее пользование цифровыми устройствами. Пренебрежение этим фактом может стать существенной помехой в формировании личности ребенка, его взаимодействию с другими людьми.
Под информационным взаимодействием субъектов образовательного процесса мы понимаем обмен информацией с помощью цифровых средств. Готовность к информационному взаимодействию в условиях дошкольной организации - это интегральная совокупность психологических и операциональных характеристик субъектов образовательного процесса, являющаяся условием успешного обмена информацией познавательного и мотивационно-ценностного характера посредством цифровых технологий.
Существуют различные компьютерные, технические, цифровые средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста [31; 32]. В том числе важной составляющей современного образовательного процесса дошкольной образовательной организации является создание интерактивной, взаимодействующей среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.
Сказанное определило цель нашего исследования - выявить отношение и ресурсы, формирующие готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
_Методика и методы исследования
Нами были собраны данные 350 анкет педагогов в более чем 50 детских организациях. Эти данные были дополнены анкетированием 700 родителей, а также беседами с 230 детьми в возрасте от 5 до 8 лет. Исследование проводилось в г. Челябинске в период с октября 2017 по апрель 2018 года.
Для сбора информации применялись 2 инструмента:
• анкета для педагогов, касающаяся использования ИКТ в образовательном процессе ДОО, их отношения к ИКТ, а также об имеющихся ресурсах в детском саду (в данном случае опросник касался как технологических аспектов (инфраструктура, оборудование, программное обеспечение), так и педагогической поддержки (повышение квалификации, наличие соответствующего методиста);
• беседа с детьми, основные вопросы которой касались изучения опыта владения и использования цифровых устройств для выполнения различных задач.
Беседа состояла из 12 вопросов, охватывающих различный спектр направлений исследования. Все вопросы нами были разделены на 4 блока, которые позволили получить информацию о степени включенности родителей во взаимодействие (триада: ребенок - цифровое устройство - родитель); осведомленность дошкольника в возможностях и ресурсах ИКТ; мотивация и интересы, которые можно реализовать с помощью цифровых технологий; в качестве дополнительного критерия мы выделили рефлексивность, как способность ребенка прогнозировать и анализировать свою деятельность.
_Результаты и обсуждение
Представим результаты анкетирования педагогов и беседы с детьми дошкольных организаций г. Челябинска. Результаты анкетирования педагогов показали практически полное единогласие в вопросах необходимости внедрения в образовательный процесс ДОО современных информационных технологий, а также в необходимости использования ИКТ в работе с родителями (95%).
Для взаимодействия с родителями детей педагоги используют наиболее традиционные и доступные мессенджеры, такие как Viber, WhatsApp, а также социальные сети и электронную почту.
Самым распространенным программным продуктом, который используют в своей работе воспитатели, был назван Microsoft Office и его стандартные компоненты Word, Excel, Power Point, а также различные поисковые системы. Из современных технических средств в образовательном процессе используются мультимедийные комплексы, интерактивные доски, ноутбуки, принтеры. Вместе с тем небольшой процент педагогов успешно освоили и пользуются такими информационными ресурсами, как ведение блогов и собственных сайтов [33]. В использовании информационных технологий педагоги разделились по возрастному критерию: если цифровые устройства, как технические средства обучения применяются педагогами разных возрастных категорий (от 23 до 50 лет), то программные продукты (социальные сети, блоги, персональные сайты) используют молодые педагоги не старше 35 лет (см. рис. 1).
Э3%
47%
Microsoft Office Поисковые Блоги Социал^ые Персональные Специальные
системы (Google, сети сайты программы
Yandex...) (Moviemaker.,
Photoshop...)
Рисунок 1 Использование ИКТ молодыми педагогами (не старше 35 лет)
Как видно на рисунке 1, подавляющее большинство педагогов используют Microsoft Office (93%), поисковые системы Google, Yandex (72%), молодые специалисты ведут блоги (3%), для работы используют специальные программы, такие как Movie maker, Photoshop, Learning up (47%), социальные сети (69%) и владеют навыками создания и поддержки персональных сайтов, но данный процент слишком мал и незначителен (0,4%).
Отвечая на последний вопрос «Хотели бы вы освоить новые интересные программы и цифровые устройства для повышения качества своей работы?», все педагоги ответили утвердительно, что говорит о высокой мотивации и готовности к освоению современных информационных технологий.
Проанализируем результаты беседы с детьми о включенности родителей в процесс освоения детьми ИКТ, а также на предмет изучения опыта владения и использования цифровых устройств для выполнения различных задач.
Первый блок беседы касался особенностей сотрудничества ребенка с родителями в вопросах использования ИКТ. Эту информацию позволили получить такие вопросы, как «Знают ли твои родители, что ты делаешь в интернете?», «Помогают ли тебе родители пользоваться цифровым устройством?», «Хотел бы ты, чтобы родители вместе с тобой занимались и проводили время в интернете?». Результаты распределились следующим образом (см. рис. 2).
84%
78%
57%
2%
14%
12% 10%
Знаютли твои родители., что ты делаешь в интернете?
Помогают ли тебе родители пользоваться цифровым Помогают ли те&е родители пользоваться цифровым устройством?
Хотел бы ты, чтобы родители вместе с тобой занимались и проводили время в интернете?
Да ■ Нет Затрудняюсь ответить Рисунок 2 Включенность родителей в процесс освоения детьми ИКТ
Как видно по рисунку 2, 84% детей ответили о том, что родители знают, чем они занимаются в интернете и когда просто пользуются устройством, не выходя в интернет. 14% детей затруднились ответить, о степени осведомленности родителей, 2% ребят ответили, что родители не знают, чем они заняты. На вопрос о помощи родителей в использовании ИКТ 57% старших дошкольников ответили, что родители помогают им освоить новые устройства и программы; 23% - помогают, но мало; 20% ответили, что родители совсем не помогают им и не приветствуют сотрудничество.
Сопоставляя результаты анкетирования родителей и детей по этому блоку, можно увидеть тенденцию, что те родители, которые контролируют процесс применения цифровых устройств и включаются в совместное использование, попадают в ответы детей, которые отмечают помощь родителей. При этом в указанную категорию попадают родители, как молодого возраста, так и более старшего.
Более разнообразными получились ответы по второму блоку беседы, в котором нас интересовала степень осведомленности детей в вопросах использования цифро-
вых устройств (см. рис. 3). В них мы выяснили степень владения не только самими техническими устройствами, но и осведомленностью о различных программах, сетевых сервисах, то есть цифровых технологиях, предполагающими выход в интернет. На вопрос «Какими устройствами ты пользуешься?», дети в 100% отметили телевизор. Чуть меньше - 91% - мобильный телефон, при этом свой личный телефон есть не у всех детей, а значит, они активно пользуются смартфонами родителей. В эту группу попали родители, которые как контролируют времяпрепровождение детей в интернете, так и не контролируют, отмечая полную самостоятельность ребенка. Практически в равной степени распределились такие виды информационных устройств, как собственный компьютер/ноутбук (34%); общий (семейный) компьютер/ноутбук (42%); планшет (37%); игровая приставка (27%). Таким образом, телевизор у детей дошкольного возраста г. Челябинска вне конкуренции.
Телевизор 100%
Игровая приставка
Телефон (смартфон)
Собственный ко мп ь юте р/ н оуг&ук
Общий (семейный) ко мп ь юте р/ н оут&ук
Планшет
Рисунок 3 Устройста, которыми пользуется ребенок
По рисунку 3 видно, что особый интерес вызвал вопрос, «Кто научил тебя пользоваться устройствами и интернетом?»: 33% детей ответили, что их научили родители; 34% - научились пользоваться самостоятельно; 18% ребят научили старшие братья/сестры. Дети, которые научились применять цифровые устройства самостоятельно, оказались более осведомленными и в других вопросах, в частности, в ответах на вопрос «Чем ты занимаешься в интернете?», они продемонстрировали разнообразие: 100% ответили, что они играют (как в on-line, так и в off-line игры), 91% обращаются за поиском интересной информации (в большинстве случаев это фото, видео, музыка); у 64% из тех, кто самостоятельно научился пользоваться, есть своя страничка в социальных сетях, где они общаются и размещают собственную информацию.
В целом, по этому вопросу результаты распределились следующим образом (см. рис.4): 32% осуществляют поиск интересной информации, при этом ни один из детей не пользуется познавательными сайтами, не знаком со специальными детскими порталами и обращаются к интернету с целью скачивания, создания и размещения своего
32%
35%
38%
контента (фото, видео, аудио). В большинстве случаев самым распространенным источником информации для детей стал видеохостинг YouTube. 23% дошкольников отметили, что они скачивают все, что можно скачать, даже если родители не разрешают. 35% играют и 18% общаются с другими в он-лайн играх и в сетевых сообществах.
50% 45* 40% 35ÎS ЗОЯ 25% 20% 15% 10% 5% 0%
23%
ищут интересную информацию
скачивают, создают и размещают собственный контент
играют
общаются в социальных сетях
Рисунок 4 Виды деятельности в интернете
Из всех опрошенных детей 38% ответили, что у них есть своя страничка в социальных сетях, чаще всего дети используют «В контакте» и «Мой мир».
Следующий вопрос относительно уровня информационной грамотности и компетентности выявляет цифровые навыки и умения дошкольника: «Что ты умеешь делать с помощью современных цифровых технологий?». Варианты ответов и распределение признаков представлены на рисунке 5.
умеют отслеживать свои дейсгния в интернете, пол ьзо в аться жу риалом п осе ще н н ых стр а н и ц, удалять историю, настраивать рабочий стол, си сге матизи ро в атъ приложения 40% 35% 30% 25% 20%,
ничего из перечисленного
затруднились ответить
уме ют п ол ьзо н аться поисковыми системами и их специальными настройками
умеют рисовать с помощью встроенных программ
уме ют создавать и размешать н ид е о н а сп е ци ал t н ых серверах (например, YouTube)
у ме ют скач и в ать музы ну и фото
Рисунок 5 Навыки работы с цифровыми устройствами детей 6-7 лет
Распределение, показанное на рисунке 5, свидетельствует о том, что 7% детей затруднились ответить на все вопросы, 17% ничего из перечисленного делать не умеют; 33% умеют пользоваться поисковыми системами и их специальными настройками; 39% умеют рисовать с помощью встроенных программ; 23% умеют скачивать музыку и фото; 8,5% умеют создавать и размещать видео на специальных серверах (например, You Tube); 21% умеют отслеживать свои действия в интернете, пользоваться журналом посещенных страниц, удалять историю, настраивать рабочий стол, систематизировать приложения.
Видим, что треть опрошенных детей старшего дошкольного возраста владеют первичными навыками работы с цифровыми устройствами, легко распознают интерфейс программ, умеют пользоваться стандартными встроенными в операционную систему программами.
Третий блок вопросов беседы касался мотивации и интересов. Частично ответы на эти вопросы были рассмотрены в предыдущем блоке, посвященном осведомленности. Интересы детей в основном сосредоточены вокруг возможности получения, обмена, создания и размещения информации, а также игр. Отметим, что 83% испытуемых ответили, что они с помощью ИКТ играют. Это доминирующий вид активности, в котором предпочтение отдается детским «стрелялкам», «гонялкам» (42%). 19,5% играют только с родителями в специальные детские обучающие, развивающие программы. 23% играют в сетевые игры (on-line) как детские, так и взрослые. Вместе с тем, 17% ответили, что они не играют в компьютерные игры совсем, но, анализируя результаты беседы, отметим, что доступ к смартфонам со всеми их игровыми приложениями у этих детей имеется.
Выделенный нами дополнительный блок вопросов беседы позволяет оценить уровень рефлексивности детей, то есть насколько ребенок может оценить пользу вред от использования информационно-коммуникационных технологий. Вопрос «Что ты видишь хорошего для себя в интернете?» в большинстве своем остался без ответа (44%). Небольшое распределение ответов (от 6 до 14%) получили разные виды деятельности и ресурсов: дети отвечали, что в интернете можно играть, слушать любимую музыку, смотреть мультфильмы и делать покупки в магазине.
Другой вопрос представлен в форме незаконченного предложения: «Если бы в твоей жизни не было компьютера и интернета, то...». Возможность самостоятельно закончить фразу показала недостаточное понимание некоторыми детьми ее смысла: 15% ответили, что они бы купили другой компьютер или взяли бы телефон (т.е. замена устройства). 56% ответили, что они больше бы гуляли, играли в другие игрушки, смотрели телевизор (напомним, что телевизор занимает большую часть времени у дошкольников), рисовали, катались бы на велосипеде, ходили бы в секцию, собирал бы легоконструктор (т.е. замена видов деятельности). 8,5% ответили, что ничего бы не изменилось. Обращают на себя внимание ответы откровенно пессимистичного настроя: 2,5% испытуемых ответили «я бы умер», «я бы не смог жить»; 6% «было бы очень скучно», «я бы плакала».
Учитывая общее позитивное отношение и мотивационные изменения в освоении педагогами информационно-коммуникационных технологий, следует отметить роль повышения квалификации в этой области. К сожалению, в данный момент мы не имеем достаточно обоснованных критериев, с помощью которых мы сможем оценить уровень информационной готовности педагогов, в связи с чем, мы не можем совершенствовать требования к результатам обучения цифровым навыкам в
процессе информационного взаимодействия. Однако, мы можем разработать и представить ряд образовательных программ, включающих освоение педагогами и детьми информационных навыков, а также повышение когнитивного и ценностно-мотивационного компонента, как показателей готовности к информационному взаимодействию.
Существует тенденция, позволяющая убедиться в том, что в связи с усилением ресурсного обеспечения системы образования на разных уровнях, образовательная политика диктует педагогам необходимость повышать уровень технической грамотности. Это значит, что на смену педагогам, овладевшим навыками применения ИКТ в дошкольной организации самостоятельно или при помощи специализированных курсов, постепенно будут приходить те, кто изучал информатику в рамках соответствующей специализации. При этом, практика технической грамотности не должна вытеснять психологические компоненты готовности, такие как когнитивные, эмоциональные, ценностно-мотивационные и коммуникативные качества пользователей. Безусловно, простое добавление цифровых технологий в детские комнаты - не лучший способ повышения качества обучения и получения знаний. Связь между предоставлением технических возможностей, педагогических условий и психологической готовности является ключом к пониманию принципов эффективного информационного взаимодействия.
Педагог должен освоить следующие направления: 1) основные походы к использованию в образовательном процессе цифровых средств и компьютерных программ; 2) этапы разработки компьютерной программы для детей; 3) факторы эргономической группы, влияющие на проектирование пользовательской системы для дошкольников; 4) компоненты «пользовательского интерфейса», необходимые для работы ребёнка с компьютерной программой; 5) параметры организации информации и построения художественной формы; 6) материалы методического сопровождения к развивающим компьютерным детским программам; 7) отличие «коммерческих» компьютерных игр от разработанных специалистами для детей дошкольного возраста.
Заключение
Отметим, что польза цифровых технологий в образовании пока остаётся открытым вопросом. Вместе с тем, предположение о том, что готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса будет более эффективной при повышении квалификации педагогов дошкольной организации в области ИКТ и создания единого информационного поля в группе детского сада, является верным. Немногие осмелятся бросить вызов влиянию цифровых технологий на нашу повседневную жизнедеятельность. Результаты нашего исследования подтверждают это влияния и определяют пути для дальнейшего изучения обозначенной проблемы.
_Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-013-00743 А «Становление основ информационной грамотности дошкольников».
REFERENCES_
1. Dudina M.N., Dolgova V.I. New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India, 2016, 96(10), 4043-4050.
2. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions. Man in India, 2016, 96(10), 3503-3511.
3. Kalinina T.V. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov na zanyatiyah specializacii «Novye informacionnye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii» [Development of creative activities in students in classes of new information technologies in pre-school education]. Science and School, 2014, 1, 51 - 54. [in Rus.].
4. Lu Y.-H., Ottenbreit-Leftwich A.T., Ding A.-C., Glazewski K. Experienced iPad-Using Early Childhood Teachers: Practices in the One-to-One iPad Classroom. Computers in the Schools, 2017, 34(1-2), 9-23.
5. Smith S. M., Woody P.C. Interactive effect multimedia instruction and learning styles. Teaching of Psychology, 2002, 27, 220-223.
6. Anufrieva D.Yu., Guzenko A.Yu. Soderzhanie ponyatiya «kriticheskoe ocenivanie informacii [The content of the concept "critical assessment of information"]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, 56 (1), 3-9. [in Rus.].
7. Alatalo T., Meier J., Frank E. Information Sharing on Children's Literacy Learning in the Transition from Swedish Preschool to School. Journal of Research in Childhood Education, 2017, 31(2), 240-254.
8. Dashti F.A., Yateem A.K. Use of Mobile Devices: A Case Study with Children from Kuwait and the United States. International Journal of Early Childhood, 2018, 50(1), 121-134.
9. Uzdenova A.A., Uzdenova S.B., Tekeeva A.R. Formirovanie informacionnoj gramotnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Development of information literacy in older pre-school children]. Kant, 2018, 1 (26), 93-98. [in Rus.].
10. Alkhawaldeh M., Hyassat M., Al-Zboon E., Ahmad J. The Role of Computer Technology in Supporting Children's Learning in Jordanian Early Years Education. Journal of Research in Childhood Education, 2017, 31(3), 419-429.
11. Dolgova V.I., Kutepova N.G., Kryzhanovskaya N.V., Bolshakova Z.M., Tulkibaeva N.N. Relationship between teachers' readiness for innovative activities and their creative potential and professional characteristics. Espacios, 2018, 39(5), 31.
12. Sulaymani O., Fleer M., Chapman D. A Reciprocal Digital Relationship Between Home and School: A Case Study from Saudi Arabia Using Cultural-Historical Theory. International Journal of Early Childhood, 2018, 50(2), 227-240.
13. Harrison C. Critical Internet Literacy: What Is It, and How Should We Teach It? Journal of Adolescent and Adult Literacy, 2018, 61(4), 461-464.
14. Paraskeva F., Mysirlaki S., Papagianni A. Multiplayer online games as educational tools: Facing new challenges in learning. Computer and Education, 2010, 498-505.
15. Liseenko R.G. Informacionnaya kul'tura [Information culture]. Economics and Society, 2016, 6-3 (25), 403-405. [in Russ.].
16. Ilomaki L., Paavola S., Lakkala M., Kantosalo A. Digital competence - an emergent boundary concept for policy and educational research. Education and Information Technologies, 2016.
17. Mikelic Preradovic, N., Lesin G., Sagud M. Investigating parents' attitudes towards digital technology use in early childhood: A case study from Croatia. Informatics in Education, 2016, 15(3), 127-146.
18. Vasileva Yu.S. Komp'yuternaya gramotnost' i informacionnaya etika kak osnova formirovaniya obshchej informacionnoj kul'tury [Computer literacy and information ethics as the foundation of general information culture development]. Academic Research, 2017, 4 (68), 150-153. [in Rus.].
19. Hackett A., Somerville M. Posthuman literacies: Young children moving in time, place and more-than-human worlds. Journal of Early Childhood Literacy, 2017, 17(3), 374-391
20. Todd R.J. Information literacy: Agendas for a sustainable future Information literacy: Agendas for a sustainable future. Journal of Information Literacy, 2017, 11(1), 120-136.
21. Liseenko R.G. Informacionnaya kul'tura [Information culture]. Economics and Society, 2017, 5-1 (36), 804-805. [in Rus.].
22. Passey D., Rogers C., Machell J., McHugh G. The motivational effect of ICT on pupils. Research Report RR523. London: Department for Education and Skills, 2003.
23. Webber S., Johnston, B. Information literacy: Conceptions, context and the formation of a discipline. Journal of Information Literacy, 2017, 11(1), 156-183.
24. Sharikov A.V. O chetyrekhkomponentnoj modeli cifrovoj gramotnosti [On a four-pillar model of digital literacy]. Journal of Studies on Social Policy, 2016, 14 (1), 87-98. [in Rus.].
25. Batenova Yu.V., Dolgova V.I., Emelyanova I.E., Volchegorskaya E.Yu., Shayakhmetova V.K. Preschool child development in the organized information space. Espacios, 2017, 38(56), 5.
26. Hakimova G.A. K voprosu o edinoj sisteme ocenki urovnej informacionnoj gramotnosti [On issue of a unified system
of assessment of information literacy levels]. Culture: Theory and Practice, 2015, 5 (8), 3. [in Rus.].
27. Bibikova O.V., Horvat G.I. Informacionnaya kul'tura lichnosti [Information culture of an individual]. Research and Methodological Journal Concept, 2017, S32, 46-48. [in Rus.].
28. Rozhkova L.S., Shmelyova N.G. Formirovanie informacionnoj gramotnosti lichnosti [Development of information literacy of an individual]. NovaInfo.Ru, 2017, 1(64), 266-270. [in Rus.].
29. Hilenko T.P. Informacionnaya gramotnost': usloviya formirovaniya [Information literacy: development conditions]. Elementary School, 2016, 12, 38-42. [in Rus.].
30. Rossova Yu.I., Galkina A.A. K voprosu ob informacionnoj gramotnosti mladshih shkol'nikov [On the issue of information literacy of elementary schoold children]. World of Pedagogics and Psychology, 2018, 5 (22), 5-11. [in Rus.].
31. Palfrey J.G., Gasser U. Born digital: understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books 2008.
32. Emelyanova I.E., Dolgova V.I., Pikuleva L.K., Kiriyenko S.D., Emelyanova L.A. The problems of functioning of the basic department of humanitarian pedagogical university. Man in India, 2017, 97(22), 147-155.
33. Fisher D., Frey N. Checking for Understanding Digitally during Content Area Learning. Reading Teacher, 2015, 69(3), 281-286.
Информация об авторах Батенова Юлия Валерьевна
(Россия, Челябинск) Кандидат психологических наук, доцент, доцент
кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ORCID ID: 0000-0002-1792-2736 E-mail: [email protected]
Долгова Валентина Ивановна
(Россия, Челябинск) Профессор, доктор психологических наук, декан
факультета психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ORCID ID: 0000-0001-9059-5682 E-mail: [email protected]
Емельянова Ирина Евгеньевна
(Россия, Челябинск) Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой детской педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ORCID ID: 0000-0002-1438-5197
Иванова Ирина Юрьевна
(Россия, Челябинск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ORCID ID: 0000-0002-3993-3751
Пикулева Людмила Константиновна
(Россия, Челябинск) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент
кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ORCID ID: 0000-0002-3885-1463
Филиппова Оксана Геннадиевна
(Россия, Челябинск) Доктор педагогических наук, доцент кафедры детской педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Information about the authors Julia V. Batenova
(Russia, Chelyabinsk) PhD in Psychology, Associate Professor of the Childhood Pedagogy and Psychology Department South Ural State Humanitarian Pedagogical University ORCID ID: 0000-0002-1792-2736 E-mail: [email protected]
Valentina I. Dolgova
(Russia, Chelyabinsk) Doctor of Psychology, Professor, Dean of the Faculty of Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University ORCID ID: 0000-0001-9059-5682 E-mail: [email protected]
Irina E. Emelyanova
(Russia, Chelyabinsk) Doctor of Sciences (Pedagogy) Head of the Childhood Pedagogy and Psychology Department
South Ural State Humanitarian Pedagogical University ORCID ID: 0000-0002-1438-5197
Irina Yu. Ivanova
(Russia, Chelyabinsk) PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Childhood Pedagogy and Psychology Department South Ural State Humanitarian Pedagogical University ORCID ID: 0000-0002-3993-3751
Lyudmila K. Pikuleva
(Russia, Chelyabinsk) PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Childhood Pedagogy and Psychology Department South Ural State Humanitarian Pedagogical University ORCID ID: 0000-0002-3885-1463
Oksana G. Filippova
(Russia, Chelyabinsk) Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Childhood Pedagogy and Psychology Department South Ural State Humanitarian Pedagogical University