УДК 373.2:004.9 В01 10.26293/с1щри.2022.114.1.019
Т. А. Бороненко, В. С. Федотова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: СОДЕРЖАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия
Благодарность
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк.
Аннотация. Современные ИКТ играют важную роль в практике дошкольного образования и находят широкое применение в профессиональной деятельности педагогов. Цель исследования состоит в отборе содержания учебной дисциплины «Современные гшформационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» в рамках программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование».
Содержание педагогической деятельности в решении задачи развития, воспитания и обучения дошкольников предполагает реализацию игровых технологий, обращение к специальным образовательным платформам, самостоятельное создание педагогом интерактивных учебных материалов, которые подготовлены с использованием онлайн-сервисов. Необходима специальная подготовка педагогов к использованию современных ИКТ и цифровых технологий в дошкольном образовании для педагогического сопровождения обучения детей дошкольного возраста и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета. В исследовании использованы метод анализа психо лого-педагогической литературы по внедрению ИКТ и цифровых технологий в дошкольное образование, обобщение опыта авторов реализации дисциплины «Современные ИКТ в дошкольном образовании» в системе дополнительного образования, а также применения интерактивного подхода в обучении.
Предложено развернутое содержание дисциплины по внедрению ИКТ в дошкольном образовании, которое представлено следующими темами: 1) информатизация и цифровизация дошкольного образования; 2) организация и методика проведения занятий с использованием ИКТ и цифровых технологий; 3) ИКТ как средство интерактивного обучения; 4) ИКТ в организации самостоятельной работы дошкольников. Продемонстрированы возможные практические задания, которые позволяют педагогу самостоятельно создать успешные методические разработки для занятий с детьми, организовывать самостоятельную работу в группе и дома с родителями.
Материалы исследования повышают профессиональный уровень педагогов ДОУ, делают его наставником для детей в аспекте овладения ими ИКТ и знакомства с цифровыми устройствами, позволяют педагогу методически грамотно планировать использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольное образование, цифровые технологии, образовательная среда, интерактивное обучение, цифровизация дошкольного образования
Т. A. Boronenko, V. S. Fedotova
ACADEMIC DISCIPLINE "MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION": CONTENT, TOOLS, ANALYSIS OF OPPORTUNITIES
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia Acknowledgement
The research is funded by the Russian Foundation for Basic Research under Scientific Project No. 19-29-14185 mk.
Abstract. Modern ICT play an important role in preschool education and are widely employed in teaching. The purpose of the study is to select the content of the academic discipline "Modern ICT in Preschool Education" within the framework of the professional retraining program "Preschool Education".
The content of pedagogical activity on solving the problems of development, education and training of preschoolers implies using game technologies, specific education platforms, creating interactive educational resources prepared with the help of online services. This requires teachers special to be able to use modern ICT and digital technologies in preschool education to maintain the quality of teaching and educational process by the means of the subject taught.
Materials and Methods: analysis of psychological and pedagogical literature on the introduction of ICT and digital technologies in preschool education, generalization of the experience of the authors of the implementation of the discipline "Modern ICT in Preschool Education" in the system of additional education, the use of an interactive approach to teaching.
The content of the discipline is represented by the topics: 1) informatization and digitalization of preschool education; 2) organization and methodology of conducting classes using ICT and digital technologies; 3) ICT as a means of interactive learning; 4) ICT in the organization of independent work of preschoolers. Practical tasks are given for creating guidance рарегы for children, their independent activities in a group and at home with their parents.
The research materials improve the professional level of teachers, allow methodically competent planning of the use of ICT in preschool education.
Keywords: information and communication technologies, preschool education, digital technologies, educational environment, interactive learning, digitalization of preschool education
Введение. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 2, ст. 10, п. 4) дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В связи с этим в условиях цифровой трансформации системы общего образования цифровые технологии находят активное применение и в деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Работа педагога предполагает использование специально созданных образовательных платформ для дошкольников, а также самостоятельное проектирование им цифровых образовательных ресурсов, учебных материалов, позволяющих обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Особенностью восприятия информации детьми дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. В этой связи главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала позволяет педагогам ДОУ быстрее достигать поставленных целей при организованной совместной деятельности с детьми. При этом ИКТ позволяют точечно акцентировать внимание на отдельных педагогических задачах. Можно сказать, что современные ИКТ и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, позволяют в игровой и наглядной форме в цвете, движении, со звуком, с элементами мультипликации осуществлять знакомство детей с реальными предметами и явлениями окружающего мира, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, способствовать развитию их внимания, памяти, раскрытию способностей, активизации умственной деятельности, реализации индивидуальных образовательных траекторий. Цифровые инструменты и сервисы предоставляют возможность создавать динамические изображения, а статичные картинки наполнять элементами интерактива (добавлять метки на видео, аудиофрагменты, вставлять всплывающие подсказки, ссылки на дополнительные изображения или внешние ресурсы - сайты), способствуют реализации интерактивного подхода в обучении, делают процесс обучения детей дошкольного возраста увлекательным, зрелищным, мотивированным.
В научной литературе отечественных и зарубежных авторов отражен некоторый опыт применения ИКТ и цифровых технологий: исследованы вопросы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста на основе использования ИКТ и различных методик [7], [4], а также с помощью игр-презентаций [1], рассмотрены приемы решения отдельных дидактических задач с дошкольниками средствами ИКТ [6], например, вопросы речевого развития детей [3], [5], проблемы взаимодействия с их родителями средствами ИКТ [2], изучены способы эффективной интеграции цифровых устройств (планшетов) в дошкольное образование педагогами ДОУ путем «реализации с их помощью значимых, увлекательных, самостоятельных и насыщенных занятий» [10, р. 249]. Определено восприятие воспитателями дошкольных учреждений использования ИКТ в процессе онлайн-обучения во время пандемии Со\1с1-19 [8]. Современные ИКТ создают благоприятную среду для обучения и самостоятельной работы дошкольников, позволяют детям приобретать способность логически мыслить, принимать правильные решения в сложившейся ситуации, анализировать причинно-следственные связи между событиями, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, строить планы и разрабатывать стратегии их достижения [9], отрабатывать в моделируемых учебных ситуациях мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения и классификации, абстрагирования, конкретизации, сравнения. Цифровые учебные материалы повышают учебную мотивацию за счет представления информации в различных (графических, видео, аудио, текстовых, табличных) форматах. Качество обучения повышается за счет применения полученных знаний в новых ситуациях в игровой форме. В связи с этим возможности цифровых технологий организовать процесс обучения в игровой форме представляют особый интерес для педагогов дошкольных организаций [11].
В нашем исследовании мы не преследуем задачи непосредственного исследования влияния на приращение личностных образований у ребенка дошкольного возраста, а ориентируемся на рассмотрение основных возможных вариантов внедрения ИКТ в практическую деятельность педагога ДОУ для создания предметно-развивающей среды, условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Противоречие между существующим потенциалом современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в создании предметно-развивающей среды для обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста и возрастающей необходимостью специальной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к их использованию в педагогической деятельности обусловило постановку проблемы. каким должно быть содержание профессиональной подготовки педагогов ДОУ, как сделать выбор наиболее подходящих для их педагогической деятельности цифровых инструментов и сервисов, какие могут быть использованы форматы работы с детьми на этой основе?
Цель исследования - научное обоснование отбора содержания учебной дисциплины «Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» в рамках программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование», демонстрация внедрения в преподавательскую практику педагога ДОУ современных ИКТ и цифровых технологий.
Актуальность исследуемой проблемы. Результаты данного исследования актуальны в аспекте конкретизации содержания профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования по овладению приемами использования современных ИКТ и цифровых технологий, организации предметно-развивающей среды для реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, реализации современных методов и технологий обучения в дошкольном образовании на основе ИКТ и цифровых технологий для педагогической поддержки и сопровождения учащихся по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.
Практическая значимость результатов исследования состоит в формировании у педагогов дошкольного образования представления о дидактическом функционале цифровой образовательной среды в художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, познавательном развитии, проектной и исследовательской деятельности дошкольников, формировании готовности педагога создавать свои образовательные ресурсы, в том числе интерактивные учебные материалы, широко внедрять их в своей педагогической деятельности. За счет ИКТ и цифровых технологий перед педагогами дошкольного образования раскрываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми и собственной самореализации.
Материал и методы исследования. Основу исследования составили результаты анализа психолого-педагогической литературы по оценке существующего опыта использования ИКТ и цифровых технологий в дошкольном образовании, опыт реализации дисциплины «Современные ИКТ в дошкольном образовании» в составе программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование», а также обобщение опыта использования ИКТ и цифровых технологий в практической педагогической деятельности, реализации интерактивного подхода в образовании. Отбор используемых онлайн-сервисов выполнен с учетом особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста, необходимости педагогической поддержки развития у них наглядно-образного мышления, уровня сформированное™ ИКТ-компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения. Осуществляется плавный переход от формирования знаний и общего представления о функционале ИКТ и цифровых технологий к их последовательному внедрению в организованную совестную деятельность педагога с детьми, а также к организации самостоятельной работы дошкольников с их родителями.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного нами исследования позволяют сформировать следующее примерное рекомендуемое содержание программы учебной дисциплины «Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»:
Тема 1. Информатизация и цифровизация дошкольного образования.
ИКТ-компетенции и цифровая компетентность педагога ДОУ: понятие и состав компетенций. Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии в дошкольном образовании. Роль, функции, возможности использования для решения практических задач. Знакомство с опытом использования ИКТ в дошкольном образовании (в обучении, сотрудничестве с семьей, родителями по вопросам обучения и воспитания, использование ИКТ в домашних условиях, в планировании, диагностике и мониторинге деятельности группы детей дошкольного возраста, ведении документации, составлении отчетов). Требования к реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, интерактивной доски и других ЭСО, компьютера (ноутбука) или планшета (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»), Поиск информации в сети Интернет. Тематические интернет-ресурсы. Обзор образовательных платформ для дошкольников (Дошкола Тилли (https://tillionline.ru), LogicLike (https://logiclike.com), Kids Smart (https://kids-smart.ru), Разумейкин (https://www.razumeykin.ru), eSchool.pro (https://eschool.pro), Пеликан (https://pelican.study)). Онлайн-школа Фоксфорд (https://foxford.ru). Сетевые образовательные сообщества: методическая работа и повышение квалификации педагога ДОУ (Издательский дом «Воспитание дошкольника» (www.dovosp.ru), Дошколенок.ру - сайт воспитателей ДОУ и родителей дошколят http://dochkolenok.ru), Дошкольник.рф (http://doshkolnik.ru), Газета «Дошкольное образование» (https://dob.lsept.ru).
Примеры практических заданий:
1. Ознакомиться с образовательными платформами для работы с дошкольниками и подготовить эссе о возможности их включения в свою педагогическую практику.
2. Используя тематические интернет-ресурсы (например, материалы детского портала «Солнышко» (https://solnet.ee), сделать подборку сценариев проведения праздников, найти готовый макет плаката или стенгазеты для распечатки к конкретному мероприятию (например, «Новый год», «День святого Валентина», «23 февраля - День защитника Отечества», «Весна, Масленица», «8 марта - Международный женский день», «Наши любимые бабушки» и другие).
3. Используя сайт «Игровая комната» (https://playroom.com.ru), сделать подборку раскрасок для детей, заданий на воображение, внимание, зрительную память, логику.
Тема 2. Организация и методика проведения занятий с использованием ИКТ и цифровых технологий.
Компьютер как средство творчества. Интерактивная доска. Разработка цифрового образовательного контента для совместной организованной деятельности педагогов дошкольного образования с детьми и их родителями (сервис Canva). Создание развивающих мультипликационных фильмов для детей (онлайн-сервис Renderforest). Создание информационного сайта о деятельности ДОУ, о проведении различных мероприятий в ДОУ (онлайн-сервис Tilda). Создание онлайн-опросов для педагогической диагностики (Google-формы).
Примеры практических заданий:
1. Используя онлайн-сервис Canva, подготовить плакат-памятку для родителей по теме «Адаптация ребенка к детскому саду», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?», «Формируем здоровый образ жизни», «Как привить любовь ребенка к чтению?», «Основы безопасного поведения ребенка на улице» и другие.
2. Используя онлайн-сервис Renderforest, создать развивающий мультипликационный фильм для дошкольников на тему «Азбука добра», «Крепкая дружба», «Дружбой надо дорожить», «Семья - это счастье», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы природу бережем - наш красивый общий дом» и другие.
3. Используя конструктор сайтов Tilda, создать информационный сайт на тему «Детский сад - моя большая семья», «В детский сад с улыбкой», «Наши мероприятия в детском саду», «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дома и на улице» и другие.
4. Создайте онлайн-форму для сбора информации о пожеланиях родителей в проведении мероприятий с детьми.
Тема 3. ИКТ как средство интерактивного обучения.
Подготовка интерактивных учебных материалов (интерактивные задания средствами LearningApps), интерактивное изображение (плаката) средствами ThingLink. Создание интерактивных видеоматериалов при изучении окружающего мира (EdPazzle). Создание мультимедийных и интерактивных презентаций в PowerPoint. Использование триггеров. Игровые технологии в дошкольном образовании. Использование ИКТ для создания игр. Разработка интерактивных дидактических игр, игр на развитие воображения, мышления, памяти, игр для обучения детей математике, чтению.
Примеры практических заданий:
1. Используя онлайн-сервис ThingLink, подготовить интерактивную картинку (изображение с нанесенными метками интерактива: видео-, аудио- или текстовые заметки и др.), позволяющую осуществлять знакомство ребенка с объектами окружающего мира, например, сюжетные или предметные картинки с признаками времен года, знакомство с домашними животными, видами транспорта и другие.
2. Используя онлайн-сервис EdPazzle, подобрать подходящее видео для развития речи дошкольников (используя доступ к видеохранилищу Youtube), которое содержит интерактивы, при необходимости дополнить его собственными интерактивами. Например, видео на развитие внимательности ребенка, которое доступно по ссылке: https://edpuzzle.com/media/621b35a6e8a5ac42b52977fe. Данное видео способствует развитию внимательности ребенка, его слуховой и зрительной памяти (рис. 1).
— ^ edpuzzle Video Preview
Смотрим внимательно! Для младшего возраста
«J
Edit assigned video Share preview 0 Public
т ж Hi л ^^ MULTIPLE CHOICE QUESTION С кем девочка пошла в магазин?
i Э С подругой -> С мамой
i h
L i о Ш- Rewatch Skip
Рис. 1. Интерактивное видео д.т дошкольников
3. Используя MS PowerPoint, создать интерактивную презентацию, позволяющую собирать в виртуальную корзину изображенные на слайде ягоды, на которых, например, написана сумма двух чисел. Сумма чисел на ягодах, которые должны попасть в корзину, изображена в корзине. «Неправильные» ягоды при нажатии на них должны исчезать с помощью анимационного эффекта.
4. Используя MS PowerPoint, создать интерактивную презентацию, которая содержит в себе черно-белую картинку - раскраску, которая при правильном выборе ребенком запрашиваемых по названию объектов, например, названий фруктов из приведенного на слайде множества фруктов, будет последовательно закрашиваться.
5. Используя MS PowerPoint, создать интерактивную презентацию, которая содержит задания на выбор лишнего объекта из представленного множества (например, фрукт среди овощей, ягоды среди животных и др.), сосчитать количество представленных на слайде объектов и выбрать из представленного множества чисел нужное, найти среди представленных на слайде объектов реального мира (настенные часы, тарелка, стол, книга, мяч, окно и другие) объекты, которые имеют форму овала, прямоугольника; найти на слайде среди множества представленных объектов, например, канцелярские товары (ручка, карандаш, линейка, стирательная резинка, точилка и др.) и сложить их в виртуальный пенал.
6. Используя онлайн-сервис LearningApps, подобрать в коллекции или создать самостоятельно подходящее интерактивное задание на проверку правильности выбора ребенком последовательности действий, например, чистки зубов (рис. 2), использования носового платка, складывания одежды в определенном порядке. Например, такое задание доступно в коллекции готовых материалов по ссылке: https://learningapps.org/view20859733. Ребенку в произвольном порядке предлагаются изображения отдельных действий. Вместе со взрослыми в игровой форме эти картинки нужно выстроить в правильной последовательности и нажать кнопку проверки правильности выполнения задания.
Для детей дошкольного возраста главную роль играет изображение каждого конкретного действия. Таким образом, по картинкам он может сориентироваться в последовательности их выполнения.
da__
Задание
Процедура чистки зубов зубной пастой
ок
i
Т'**
LearningApps.org
Послалова1*льнос1ь
m
V4 Wt
а
Ж
Рис. 2. Пример интерактивного задания на установление последовательности действий
при чистке зубов
Тема 4. ИКТ в организации самостоятельной работы дошкольников.
Самостоятельная художественная деятельность (использование графических редакторов для создания изображений (Paint, программа для рисования Тих Paint), интерактивных раскрасок для детей (https://zakraski.ru). Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (сервисы для организации самостоятельной деятельности ребенка по сбору интерактивных пазлов, контрольно-проверочная работа с интерактивным рабочим листом (подготовленным средствами Liveworksheets). Подготовка электронного портфолио дошкольника (средствами онлайн-сервиса Canva).
Примеры практических заданий:
1. Используя графический редактор Paint, подготовить раскраску для детей.
2. Используя графический редактор Тих Paint, нарисовать сказочных персонажей (ежика, улитку, гусеницу, домик для них (лесную полянку, избушку на курьих ножках,
яблоко), нарисовать объекты реального мира (веточку с цветами сирени, дом своей мечты, поздравительную открытку к одному из праздников и др.).
3. С помощью онлайн-сервиса Сапуа подготовить иллюстрацию для обсуждения с ребенком выполнения действий (например: Кто что делает? Ответы: танцует, причесывается, спит, одевается, идет в детский сад, умывается и др.).
4. Подготовить интерактивный рабочий лист средствами 1луе\¥Огкз11ее18, который позволяет стрелочками соотнести пропущенные слова в детском стихотворении с изображенными картинками (рис. 3). Стихотворение (https://rustih.ru): Что случилось у.... Почему они не спят?/ Почему ... открыли?/ ... новую разбили? / Уронили ...,/Поцарапали ... ?/ Почему их лапки / Влезли в чьи-то ...? /Молока разлили плошку, / Разбудили маму ...? / Почему порвали ... ?/ Потому что ловят .... Используемые изображения: котята, буфет, чашка, барабан, диван, тапки, кошка, книга, мышка.
Что < пчиюг» | ..„ //iiicwr они не спят.' Пачеи» ... auiKpid.im ' тту ■> ро и'ш tuf
Уронит Нащцчиш ш .. *
Почему м» мики Влехт я чьи-то ?
W'IHAMl /К11ШШ пюыоа.
Почему норм im ... ? РамочЬихн unuv ... *
Потат что мншт
Рис. 3. Задание на интерактивном рабочем листе
Обратим внимание, что текст стихотворения на рабочем листе предназначается прежде всего для прочтения его родителями, а ребенок будет выбирать ответ (пропущенное слово) указывая на изображение соответствующего нужного объекта, который изображен картинкой.
5. Используя онлайн-сервис ЬеагшгщАррБ, составить кроссворд для дошкольников, позволяющий детям отгадывать названия изображенных на рисунке объектов, например, по темам «Мебель», «Транспорт», «Посуда», «Животные», «Фрукты и овощи». Так, подготовленное в качестве примера задание (рис. 4), доступное на любом цифровом устройстве
Стихотворение про котят
\
ф
№ 61
О
А-Л
.LIVEWORKSHEETS
Стихотворение про котят
Что с.пчнюсь у.
Sta юка pairiiw лниикт.
Почему по/та
Ра я'пчУи ¡и uriui .
Потому что нч<ят
„LIVEWORKSHEETS
(планшете, смартфоне, компьютере), можно посмотреть по ссылке: https://leamingapps.org/ watch?v=pnej а2кп22.
В данном задании роль ребенка состоит в угадывании названия изображенного на рисунке объекта. Вместе с родителем таким образом может быть организована игровая ситуация по узнаванию объектов действительности.
к
^ Поиск
Транспорт
LearningApps.org
I " Все упражнения У Новое упражнение ¡Щ Создать коллекцию
г Мои упражнения
Рис. 4. Кроссворд для дошкольников по теме «Транспорт»
6. В работе с дошкольниками могут быть организованы занятия по сбору электронных пазлов с использованием онлайн-сервиса https://www.jigsawplanet.com. Можно загрузить свою картинку или использовать имеющиеся изображения в коллекции загруженных, настроить количество элементов пазла и поделиться по электронной почте ссылкой с родителями для совместной сборки с ребенком обучающего пазла, например, для формирования у него воображения (https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=26928b35fbaa) (рис. 5) или изучения правил дорожного движения (https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pld= 058804(189938).
Р Фрукты > Фрукты
Играть как ▼ «С Поделиться ▼
Рис. 5. Интерактивный пазл для формирования воображения детей
7. Используя онлайн-сервис Сапуа, подготовить электронное портфолио дошкольника. Наполнить его коллекциями рисунков, свидетельствами личных достижений ребенка, совместно созданными творческими продуктами и другими интересными материалами.
Предложенные задания практически значимы, позволяют педагогу ДОУ при знакомстве с новыми онлайн-сервисами увидеть и попробовать на практике успешные методические разработки других авторов, создавать подобные или еще более интересные для ребенка учебные материалы, на новом уровне качества организовывать работу родителей с детьми в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.
Основными принципами к отбору содержания «Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» стали принципы наглядности (демонстрация конкретных приемов использования ИКТ), воспитывающего и развивающего обучения, научности (отражение современного достижения науки и техники), связи обучения с жизнью, доступности (соотнесение учебного материала с возрастными особенностями дошкольников), рефлексивного анализа положительного и отрицательного опыта использования ИКТ.
Логика изучения учебной дисциплины предполагает общее знакомство с перечнем ИКТ-компетенций и сущностью цифровой компетентности педагогов ДОУ в условиях цифровизации образования, дидактическим потенциалом современных ИКТ и цифровых инструментов и сервисов в решении педагогических задач, рекомендацией наиболее актуальных сервисов и ресурсов, рассмотрением игровых и интерактивных технологий в дошкольном образовании, демонстрацией практических примеров использования современных ИКТ и цифровых технологий в педагогической работе с дошкольниками.
Результаты освоения программы оцениваются предоставляемыми слушателями итоговыми проектами, которые они сдают в ходе и по окончании изучения учебной дисциплины в виде конкретных методических разработок (эссе о возможности включения образовательных платформ для дошкольников в свою педагогическую практику, интерактивная дидактическая игра для детей, информационный сайт или информационный буклет о ДОУ (визитная карточка группы дошкольников, педагога, публикация по актуальной теме развития дошкольников, праздники в группе, тематические занятия в группе и др.).
Выводы. Информатизация и цифровизация дошкольного образования открывают новые возможности для широкого применения ИКТ и цифровых технологий в педагогической работе, позволяют педагогу ДОУ с их помощью проявлять творчество, побуждают находить и создавать новые методы и технологии обучения на основе сформированных ИКТ-компетенций. Для детей дошкольного возраста создается безопасная предметно-развивающая среда, используются новые средства наглядности, которые обеспечивают успешное развитие их памяти, внимания, воображения, логики, речи, математических представлений и т. д., формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, самостоятельной творческой деятельности.
Предложенное содержание учебной дисциплины «Современные информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» для программы профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» позволяет повысить профессиональный уровень педагогов ДОУ за счет развития ИКТ-компетенций, на этой основе диверсифицировать используемые методы обучения детей дошкольного возраста, стать наставником для детей в аспекте овладения ими ИКТ и знакомства с цифровыми устройствами, проводником в мир современных цифровых технологий, методически грамотно планировать использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования, регулярно участвовать в сетевых педагогических сообществах, непрерывно повышать свою квалификацию, обмениваться с коллегами положительным опытом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонина Ю. В., Ханова Т. Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы науки и образования. - 2017. - № 6(30). - С. 66-69.
2. ВовкЕ. В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 47^9.
3. Зайцева К. П. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. -Т. 1,№ 1(57).-С. 28-35.
4. Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. -2019.-№1,-С. 143-149.
5. Красильникова Л. В., Вялова П. В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3(33). - С. 217-225.
6. Логинов В. А. Организация работ с понятиями и объектами для развития ИТ-грамотности в дошкольном возрасте //Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 63-3. - С. 288-291.
7. Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф., Газизова Ф. С. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ в ДОО // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 263-267.
8. Digital disruption in early childhood education: A qualitative research from teachers' perspective / B. R. Aditya, A. N. Ismiatun, A. R. Atika, A. Permadi // Procedia Computer Science. - 2022. - № 197. - P. 521-528.
9. Majitovna A. G. Processes of formation of intellectual abilities of preschool children by means of innovative technologies // World Bulletin of Social Sciences. - 2022. - № 7. - P. 73-74.
10. Otterborn A., Schonborn K. Implementing Digital Tablet Activities in Swedish Preschool Education // Applications of Research in Technology Education. Springer, Singapore. - 2022. - P. 249-265.
11. Zourmpakis A. I., Papadakis S., Kalogiannakis M. Education of preschool and elementary teachers on the use of adaptive gamification in science education // International Journal of Technology Enhanced Learning. - 2022. -№14(1). -P. 1-16.
Статья поступила в редакцию 28.02.2022
REFERENCES
1. Afonina Yu. V., Hanova T. G. Ispol'zovanie igr-prezentacij kak sredstva aktivizacii poznavatel'nogo interesa doshkol'nikov // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 6(30). - S. 66-69.
2. Vovk E. V. Organizaciya vzaimodejstviya uchrezhdeniya doshkol'nogo obrazovaniya s roditelyami vospi-tannikov sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2020. - № 66-1. - S. 47^9.
3. Zajceva K. P. Organizaciya rechevogo razvitiya detej v obrazovatel'noj deyatel'nosti s ispol'zovaniem infor-macionno-kommunikacionnyh tekhnologij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2019. - Т. 1, № 1(57). -S. 28-35.
4. Komarova T. S., Moskvina A. S., Tret'yakov A. L. Rol' informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v poznavatel'nom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2019. - № 1. -S. 143-149.
5. Krasil'nikova L. V., VyalovaN. V. Ispol'zovanie komp'yuternyh igr v razvitii rechi detej doshkol'nogo vozrasta // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 3(33). - S. 217-225.
6. Loginov V. A. Organizaciya rabot s ponyatiyami i ob"ektami dlya razvitiya IT-gramotnosti v doshkol'nom vozraste //Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2019. -№ 63-3. - S. 288-291.
7. Nurieva A. R., Minnullina R. F., Gazizova F. S. Formirovanie poznavatel'nogo interesa u detej starshego doshkol'nogo vozrasta posredstvom ispol'zovaniya IKT v DOO // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - № 70-4. - S. 263-267.
8. Digital disruption in early childhood education: A qualitative research from teachers' perspective / B. R. Aditya, A. N. Ismiatun, A. R. Atika, A. Permadi // Procedia Computer Science. - 2022. - № 197. - P. 521-528.
9. Majitovna A. G. Processes of formation of intellectual abilities of preschool children by means of innovative technologies // World Bulletin of Social Sciences. - 2022. - № 7. - P. 73-74.
10. Otterborn A., Schonborn K. Implementing Digital Tablet Activities in Swedish Preschool Education // Applications of Research in Technology Education. Springer, Singapore. - 2022. - P. 249-265.
11. Zourmpakis A. I., Papadakis S., Kalogiannakis M. Education of preschool and elementary teachers on the use of adaptive gamification in science education // International Journal of Technology Enhanced Learning. - 2022. -№14(1). -P. 1-16.
The article was contributed on February 28, 2022
Сведения об авторах
Бороненко Татьяна Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2265-3531, [email protected]
Федотова Вера Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных систем Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1974-5809, [email protected]
Author Information
Boronenko, Tatyana Alekseevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Computer Science and Information Systems, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2265-3531, [email protected]
Fedotova, Vera Sergeevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Computer Science and Information Systems, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia, https://orcid.org/0000-0002-1974-5809, [email protected]