Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий'

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1724
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / коммуникативные умения / дети с ограниченными возможностями здоровья / интерактивные технологии / информационно-коммуникативные технологии / communication skills / communication skills / children with disabilities / interactive technologies / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует и сравнивает возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития, сформированные у ребенка-дошкольника на завершающем этапе дошкольного образования и особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Выявляет основные проблемы, влияющие на развитие коммуникативных навыков у детей с особенными потребностями в обучении, и предлагает рассмотреть использование интерактивных технологий в интегрированном образовательном процессе. Материал дает характеристику понятиям «интерактивные технологии», «информационно-коммуникативные технологии» и формам их организации в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) в работе с детьми с ОВЗ при оптимизации воспитательно-образовательного процесса в связи с информатизацией дошкольного образования. В качестве важного условия реализации ИКТ-технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями рассматриваются соотношение максимальной вариативности и инвариантности ее составляющих, гигиенические требования к ней, формы организации, которые обеспечат непрерывность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

The article examines the features of the formation of communication skills in preschool children with disabilities. The author analyzes and compares the age characteristics in the field of social and communicative development, formed in a preschooler at the final stage of preschool education, and the features of the development of communicative competence in children with disabilities. Identifies the main problems affecting the development of communication skills in children with special learning needs, and proposes to consider the use of interactive technologies in an integrated educational process. The material characterizes the concepts of “interactive technologies”, “information and communication technologies” and the forms of their organization in a preschool educational institution. Particular attention is paid to information and communication technologies (ICT) in working with children with disabilities while optimizing the educational process in connection with the informatization of preschool education. As an important condition for the implementation of ICT technologies in working with children with special educational needs, the ratio of the maximum variability and invariance of its components, hygienic requirements for it, and forms of organization that will ensure the continuity of the educational process are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий»

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий

Гончарова Елена Юрьевна,

аспирант, лаборатория дидактики и философии образования, Институт стратегии развития образования РАН E-mail: gjkz@mail.ru

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор анализирует и сравнивает возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития, сформированные у ребенка-дошкольника на завершающем этапе дошкольного образования и особенности развития коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Выявляет основные проблемы, влияющие на развитие коммуникативных навыков у детей с особенными потребностями в обучении, и предлагает рассмотреть использование интерактивных технологий в интегрированном образовательном процессе. Материал дает характеристику понятиям «интерактивные технологии», «информационно-коммуникативные технологии» и формам их организации в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание уделяется информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) в работе с детьми с ОВЗ при оптимизации воспитательно-образовательного процесса в связи с информатизацией дошкольного образования. В качестве важного условия реализации ИКТ-технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями рассматриваются соотношение максимальной вариативности и инвариантности ее составляющих, гигиенические требования к ней, формы организации, которые обеспечат непрерывность образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, коммуникативные умения, дети с ограниченными возможностями здоровья, интерактивные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей...»

Л.С. Выготский

Одной из актуальных проблем, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьном возрасте, является недостаточная развитость коммуникативных навыков. Так как запрос современного школьного обучения - это ученик умеющий сотрудничать и взаимодействовать с учителем и сверстниками в ходе образовательно-воспитательного процесса, умеющий решать конфликтные ситуации, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

А.В. Запорожец, М.И. Лисина отмечают, что коммуникативная деятельность формируется и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте. [3] С момента рождения ребенок живет и растет среди людей, вступая с ними в различные отношения, начиная с трехлетнего возраста, его коммуникативные навыки активно формируются. В связи с этим важно проанализировать работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени образования, на этапе дошкольного образования.

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных навыков в детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, необходимо в первую очередь рассмотреть в понятие «коммуникативные навыки».

Коммуникативные навыки - это определенный комплекс умений, владение которыми помогают ребенку включится в полноценное общение. Педагогические исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, М.М. Алексеевой доказывают, что овладение коммуникативными навыками является одной из ключевых основ развития дошкольника. Сформированный уровень коммуникативных навыков, является важным показателем готовности ребенка к последующему обучению, обеспечивает эффективную адаптацию и социализацию в новой для него среде, повышает возможность успешного освоения школьной программы и развития личности в целом. [1,11]

Современные тенденции государственной политики нашей страны в области образования, представлены в нормативных актах, где подчеркивается важность формирования коммуникативных навыков у дошкольников: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Так,

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), выпускник детского сада должен обладать следующими «возможными возрастными характеристиками в области социально-коммуникативного развития:

• инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении;

• любознательность, любопытность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям;

• активность при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, участие в организованных и спонтанных совместных мероприятиях (игровых ситуациях, играх);

• способность договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия;

• адекватность при проявлении своих чувств, адекватность самооценки, стремление разрешать конфликты с помощью речи;

• хорошее владение устной речью, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний». [8]

Перечисленными характеристиками на завершающем этапе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития могут обладать дети, не имеющие отклонений в развитии, у детей с ОВЗ возникают определенные трудности в их освоении. В первую очередь это связанно с ограниченной мобильностью детей с ОВЗ, что приводит к узким и односторонним контактам со сверстниками и взрослыми, ограниченностью общения с природой и доступа к культурным ценностям. Поэтому у дошкольников с особенными потребностями в обучении есть определенные особенности развития коммуникативной компетенции:

• отсутствие или снижение потребности в общении;

• речевые недостатки (нарушения звукопроизно-шения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей и вызывают трудности у собеседников понимания речи ребенка с ОВЗ;

• трудности или отсутствие употребления невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

• в общении могут не учитывать точку зрения участников, проявлять агрессию или повышенную эмоциональность;

• в процессе взаимодействия проявляют эгоцентризм;

• могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своей позиции.

На основании выше перечисленного, следует, § что детям дошкольного возраста с ограниченными £ возможностями здоровья присущ низкий уровень ° освоения коммуникативными средствами и спосо-ав бами взаимодействия. Им сложно проявлять ини-

циативу в общении, поддерживать беседу, обосновывать свою позицию, убеждать и слушать оппонентов беседы. Дети с ОВЗ не всегда владеют необходимым набором вариантов коммуникативно-речевых компетенций общения, навыком передачи информации; умением согласовывать свои действия по выполнению общих задач со всем классом, организовывать взаимоконтроль, и оказывать взаимопомощь. Дети данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных вербальных и невербальных средств общения. Особенно это выражено в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, в различных ситуациях в процессе игровой или свободной самостоятельной деятельности. [4]

Поэтому для результативного освоения коммуникативных навыков детей с ОВЗ присутствуют различные виды совместной деятельности с взрослыми и детьми:

• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры);

• исследовательско-познавательная деятельность (беседа, обсуждение, словесные игры и упражнения, экспериментирование, игровые образовательные ситуации);

• творческая деятельность (проекты, театрализованные игры, психогимнастические этюды). Выше перечисленные методы и формы организации работы с детьми носят традиционный характер. Но, в настоящее время, подрастающее поколение живет в мире электронной культуры, и модернизировать, оптимизировать систему дошкольного образования, используя интерактивные технологии, стало необходимостью. Вследствие этого широкое использование в образовательном процессе ДОУ активных и интерактивных обучающих форм организации образовательной деятельности является одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации, совершенствования обучения современного дошкольника, получение более успешных и эффективных результатов развития детей.

Интерактивный (от англ. ^егайоп - взаимодействие) - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (техникой) [6].

Интерактивные технологии - это, прежде всего процесс диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

Интерактивные технологии по формам реализации подразделяются:

• межличностные, в их основе которых лежит процесс игрового и коммуникативного взаимодействия, ориентированный на общение детей не только с педагогом, но и друг с другом и на проявление доминирующей активности детей в процессе обучения;

• межличностные с использованием ИКТ, данная форма реализации сходна с межличностной. Только к процессу активного взаимодействия присоединяется техническое средство обучения, с которым во время образовательной де-

ятельности может взаимодействовать один из участников процесса (компьютер, сенсорные песочницы, интерактивные игры и другое);

• на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - процесс игрового взаимодействия строиться между ребенком - педагогом - техническим средством обучения (например веб-квест, интерактивные компьютерные игры и т.п.)

Более подробно в статье остановимся на интерактивных технологиях с использованием ИКТ, для формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии - это методы, производственные процессы и программно-технические средства, интегрированные с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [2]

Основными базовыми положениями применения ИКТ в образовательном процессе являются:

• Индивидуализация обучения. Индивидуальный путь развития ребенка: узко поставленная задача, индивидуальный темп и длительность работы, результат максимально возможного развития.

• Использование во время образовательной деятельности только то средство ИКТ-технологии, позволяющие в процессе обучения воздействовать на необходимую область коммуникации.

• Интерактивные коммуникационных технологий открывает возможность постановки новых дидактических задач и их эффективного решения, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения. Использование данных технологий в процессе

обучения дошкольников с ОВЗ раскрывает возможности развития их коммуникативных навыков, поддерживает общение с участниками во время активного взаимодействия, что способствует более эффективной интеграции детей в общество, их социализации. Данные возможности реализуются в форме взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с педагогом посредством использования в образовательном процессе технических средств. Отбор материально-технического оснащения в рамках интеграции образования определяется в соотношении вариативности и инвариантности его составляющих и гигиенических требований к ним.

Применение интерактивных методов в образовательном процессе ДОУ регламентируется Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Са-нитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и должно соотноситься с реализуемой образовательной программой и общим планом воспитательно-

образовательной работы с детьми. Планировать занятия с использованием электронных ресурсов необходимо, придерживаясь тематического принципа и соблюдая гигиенические требования к организации учебной деятельности предусмотренных для детей дошкольного возраста. Место занятий с применением информационно-коммуникативных технологий в режиме дня дошкольной образовательной организации, требования к оборудованию и помещениям четко определены санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами: «непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей с ОВЗ продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин». [9, 10]

Таким образом, образовательную деятельность с использованием интерактивных технологий с использованием ИКТ для детей с ОВЗ необходимо организовывать с учетом здоровьесберегающих технологий для снижения утомляемости детей, гигиенической рациональной организации рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, влажности и температуры воздуха в помещении. А также необходимо чередовать умственную и физическую нагрузки, осуществляя смену видов деятельности сохранных анализаторов. Учитывать, что 7-10 минут - это максимальное время, в течение которого, дети с особыми образовательными потребностями способны контролировать свое внимание. Применять последовательность организации, темп и усложнение предъявляемого учебного материала. Об этом говорится в опубликованных материалах Н.А. Одиноко-вой: «компьютерные игры должны тщательно подбираться с учетом возраста ребенка, имеющихся знаний умений и навыков, но, главное особенностей психофизического и индивидуального личностного развития. Поставленные цели не будут достигнуты, если игра окажется слишком сложной для освоения. Если же игра окажется слишком легкой, дети могут не проявить должного интереса и участия, важный фактор новизны будет отсутствовать. Правильное и дозированное введение компьютерных развивающих игр в процесс обучения позволит ребенку не только получить новые знания, закрепить пройденный материал, но также освоить элементарные навыки работы на ПК, что крайне важно в век глобальной компьютеризации». [7]

Следовательно, соблюдая рекомендации нормативных документов и учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка при организа-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ции образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья возможно использование интерактивных технологий с использованием ИКТ.

Данные технологии могут быть направлены и на формирование коммуникативных навыков. По мнению Т.В. Колотиловой навыки общения у детей с ОВЗ должны развиваться системно, охватывая несколько образовательных областей развития ребенка. Для формирования у ребенка с ОВЗ коммуникативной компетенции первоначально необходимо привить ему любознательность и любопытство. Что позволит расширить его кругозор, увеличить словарный запас, заложить основу для формирования чистой красивой речи, научит ребенка размышлять и анализировать, сделает уверенным в себе и собранным. Следовательно, они смогут преодолеть трудности общения, научаться выражать вслух свои мысли и доносить их до других. [5] По этой причине именно на первом этапе работы необходимо применять интерактивные методы обучения с использованием ИКТ, ориентированные на активную совместную познавательную деятельность педагога, ребенка и технических средств, их взаимодействие и общение; позволяющие создать такое образовательное пространство, в котором ребенок находит способы для максимальной самореализации. Затем возможно расширить круг взаимодействия, то есть возможна организация работы в парах: ребенок ОВЗ - ребенок с нормой в развитии - педагог - техническое средство обучения.

Начиная использовать интерактивные коммуникационные технологии в педагогическом процессе, следует знать и учитывать преимущества использования новых средств обучения, а также основные положения применения ИКТ в работе:

1. Мотивационно-познавательная сторона обучения.

2. Индивидуализация и дифференциация обучения.

3. Создание принципиально новых путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.

Но при этом, следует сказать, что новые средства обучения, основанные на использовании интерактивных коммуникационных технологий должны использоваться наряду с традиционными средствами и быть обоснованным и продуманным на каждом этапе работы с ребенком с ОВЗ.

В настоящее время существует несколько компьютерных программ и игр, которые учитывают все необходимые требования в работе с детьми с ОВЗ, но важно их использовать на занятиях фрагментарно, учитывая особенности обучения каждого ребенка: «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo», «Гарфилд - Mas' лышам. Развиваем мышление», «Гарфилд - ма-§ лышам. Развиваем речь», «Гарфилд дошкольни-S кам. Основы грамматики и письма» («Руссобит -° Паблишинг», 2005 г.), «Трое из Простоквашино», ¡в «Букварь с дядей Федором» и «Трое из Просто-

квашино. Шарик учит азбуку» («Акелла», 2006 г.). Но наиболее часто используется обучающая компьютерная игра «Букварик-смешарик» (СКА «Петербург», 2003-2007 гг.). [2]

Данные компьютерные игровые программы не только способствуют развитию коммуникативных навыков, также отражают:

• аспекты логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматической структуры речи;

• развивают познавательные способности: способствуют расширению кругозора детей с ОВЗ, учат размышлять и анализировать, принимать решение.

Эффективностью данных методов так же является возможность организации непрерывного образовательного процесса в период отсутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении (период болезни, отпуска, карантина, перевод на домашнее обучение и т.п.), то есть позволит педагогам продолжить дальнейшую работу по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Так как организовать образовательную деятельность или мероприятия, с использованием интерактивных игр по формированию коммуникативных навыков возможно в очной и дистанционной форме, что помогает детям с ОВЗ, находящимся по различным причинам вне ДОУ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. «Занятия, организованные в этой форме улучшают коммуникативные компетенции детей, делают их более непринужденными и общительными», считала Т.В. Кузнецова, так как к образовательной деятельности подключаются еще и родители (законные представители). Дистанционная организация интерактивных игр и веб-квестов в составе команды, состоящей из воспитанников, той группы, которую посещает ребенок, повышает сплоченность, радость достижения победы общими усилиями. [6]

Таким образом, применяя интерактивные технологии в образовательном процессе при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, данный процесс становиться более разнообразный: создаются новые формы обучения и эффективные способы решения поставленных задач, у детей с ОВЗ повышается мотивация в познавательной деятельности, обучение становиться более качественным. Благодаря индивидуализации обучения ребенок с ОВЗ испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, и каждый раз видит положительную оценку своего труда. Основной ценностью такой работы является постепенная этапность и планомерность расширения опыта ребенка с особыми образовательными потребностями, увеличение его социальных контактов, развитие не только коммуникативных навыков, интеллектуальные способности, но и воспитание таких качеств, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, что оказывает существенное влияние на других учебных занятиях.

Литература

1. Арушанова - Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей» Жа, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», год 2005.

2. Дмитриева, О.И. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми / О.И. Дмитриева, Е.А. Степанова. - Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Т. 0. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 149-151. - URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/98/4588/ (дата обращения: 26.12.2020).

3. Запорожец А. В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М: Педагогика, 1994

4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.

5. Колотилова Т.В. Особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования http://u.to/WUm_EQ)

6. Кузнецова Т.В. Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра (со стр.233) http://u.to/40e_EQ)

7. Одинокова Н.А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15 мая 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. - С. 135140.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

10. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Сани-тарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

11. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во «Владос», 2003

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Goncharova E. Yu.

Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Sciences

The article examines the features of the formation of communication skills in preschool children with disabilities. The author analyzes and compares the age characteristics in the field of social and communicative development, formed in a preschooler at the final stage of preschool education, and the features of the development of communicative competence in children with disabilities. Identifies the main problems affecting the development of communication skills in children with special learning needs, and proposes to consider the use of interactive technologies in an integrated educational process. The material characterizes the concepts of "interactive technologies", "information and communication technologies" and the forms of their organization in a preschool educational institution. Particular attention is paid to information and communication technologies (ICT) in working with children with disabilities while optimizing the educational process in connection with the informatization of preschool education. As an important condition for the implementation of ICT technologies in working with children with special educational needs, the ratio of the maximum variability and invariance of its components, hygienic requirements for it, and forms of organization that will ensure the continuity of the educational process are considered.

Keywords: communication skills, communication skills, children with disabilities, interactive technologies, information and communication technologies.

References

1. Arushanova - Speech and speech communication of children. Development of dialogical communication. Methodical manual for educators "Zha", publishing house Litagent "MOSAIC-SYNTHESIS", year 2005.

2. Dmitrieva, OI The use of information and communication technologies in speech therapy work with children / OI Dmitrieva, EA Stepanova. - Text: direct // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the IV Intern. scientific. conf. (Chelyabinsk, December 2013). - T. 0. - Chelyabinsk: Two Komsomo-lets, 2013. - S. 149-151. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/98/4588/ (date of access: 12/26/2020).

3. Zaporozhets AV, Lisina MI Development of communication among preschoolers [Text] / ed. A.V. Zaporozhets, M.I. Lisina. M: Pedagogy, 1994

4. Kozlova, S.A. Moral and labor education of preschoolers / S.A. Kozlov. - M .: Education, 2002. - 271 p.

5. Kolotilova T.V. Features of the formation of social and communication skills in young children with disabilities in inclusive education http://u.to/WUm_EQ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kuznetsova T.V. Development of communication skills in children with disabilities in the conditions of the Center (from page 233) http://u.to/40e_EQ)

7. Odinokova N.A. Inclusion of computer educational games in work with children with special educational needs in the context of general educational organizations // Science and society: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation (May 15, 2017) / otv. ed. E.L. So-rokina. - Novosibirsk: Publishing house of ChUDPO Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, 2017. - P. 135-140.

8. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 17.10.2013 N 1155 "On the approval of the federal state educational standard of preschool education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 14.11.2013 N 30384) // Reference and legal system "Consultant Plus".

9. SanPiN 2.2.2 / 2.4.1340-03 "Hygienic requirements for personal electronic computers and work organization"

10. Sanitary rules SP 2.4.3648-20 "Sanitary and epidemiological requirements for the organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth"

11. Ushakova, OS Methodology for the development of speech in children [Text] / OS Ushakova. - M.: Publishing house "Vlados", 2003

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.