Организационно- педагогические условия развития элементов инженерного мышления у детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде ДОО
Макарочкина Галина Геннадьевна,
заведующий Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа «Центр развития ребенка - детский сад № 30» E-mail: [email protected]
Осинцева Полина Петровна,
заместитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа «Центр развития ребенка - детский сад № 30» E-mail: [email protected]
В данной статье актуализируется проблема формирования мышления в области элементарной инженерии и развития технической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. В статье отмечено, что цифровая образовательная среда сегодня рассматривается как средство, повышающее эффективность образовательного процесса в ДОО, как средство развития ребенка.
Авторами статьи подчеркивается значимость создания в ДОО организационно-педагогических условий для осуществления педагогического сопровождения детей в условиях использования цифровых образовательных ресурсов. Научная новизна исследования заключается в описании педагогической системы в ДОО, направленной на формирование мышления в области элементарной инженерии и развития технической грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами цифровой образовательной среды. Реализация регионального инновационного проекта позволяет развивать инженерно - технические компетенции воспитанников, апробировать и разрабатывать «инструменты» выявления, поддержки и сопровождения развития мышления в области элементарной инженерии и модельно-конструктивного творчества у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, цифровая образовательная среда, техническая грамотность, элементы инженерного мышления, дети старшего дошкольного возраста.
о с
U
со см о см
В рамках решения проблемы подготовки кадров высокой квалификации инженерно-технической направленности в Челябинской области для высокотехнологичных отраслей экономики и проведения работы по профориентации большое значение приобретает повышение интереса у подрастающего поколения к научно-техническому творчеству.
В современной ситуации развития дошкольного образования одним из популярных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений Челябинской области является формирование мышления в области элементарной инженерии и развития технической грамотности у старших дошкольников в цифровой образовательной среде, в связи с этим, данная проблема становится все более актуальной и привлекательной для ее разработки и апробации в дошкольных образовательных организациях. Педагогический коллектив МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска на протяжении нескольких лет является ресурсным центром по подготовке к общероссийским робототехниче-ским соревнованиям «ИКаРенок», работает над формированием технической грамотности и развитием инженерного мышления воспитанников и реализует региональный инновационный проект по данной проблеме.
Характеризуя состояние изученности проблемы на теоретическом и практическом уровне можно отметить, что актуальность исследования связана с необходимостью выявления технических наклонностей у ребенка на этапе дошкольного детства и обеспечения преемственности образования от воспитанников детских садов до студентов ВУЗов. Цифровая образовательная среда, по мнению Т.В. Калининой, привлекательна для детей дошкольного возраста, потому что в ней может быть создан уникальный, обособленный мир, в который нет доступа никому, кроме самого ребенка.
Сегодня в теории и практике дошкольного образования многими современными исследователями (Т.В. Волосовец, Ю.В. Карповой, В.Т. Тимофеевой, Е.Н. Дрыгиной, И.В. Русских, Е.В. Шесто-перовой и др.) актуализируется вопрос о создании условий в ДОО для развития мышления в элементарной инженерии у ребенка дошкольного возраста в условиях создания цифровой образовательной среды.
В рамках исследования по теме регионального инновационного проекта: «Развитие инженерного мышления детей средствами инновационной программы «От Фребеля до робота» наибольший акцент делается на создание и развитие педагоги-
ческой системы, способствующей формированию у детей в ДОО способностей к изучению технических наук и развитию мышления в области элементарной инженерии средствами цифровой образовательной среды.
Коллектив педагогов МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска придерживается той точки зрения, что найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации обучению основам технических наук - задача, требующая системной работы по изучению принципиально нового содержания образования и создания комплекса организационно-педагогических условий. Под организационно-педагогическими условиями, вслед за А.А. Володиным, Н.Г. Бондаренко, мы понимаем характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы [2].
Новизна деятельности педагогов обусловлена системным внедрением в практику МАДОУ ЦРР-ДС № 30 программно-методического комплекса парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» для детей дошкольного возраста.
Одним из первых организационно-педагогических условий создания педагогической системы можно считать определение и формирование готовности у педагогических работников ДОО к развитию технических компетенций и элементов инженерного мышления воспитанников средствами цифровой образовательной среды, осуществлению педагогического сопровождения в условиях широкого использования цифровых образовательных ресурсов техносреды, к овладению соответствующими эффективными методиками и технологиями.
На первом этапе исследования изучалась готовность педагогов МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Сне-жинска к осуществлению инновационной деятельности по теме проекта. В ходе исследовательской деятельности было определено, что сформированная мотивационная готовность педагогов к применению инноваций, является внутренней силой, которая определяет их профессиональную позицию. Мотивационная готовность педагога представляет собой определенную структуру как сложную инте-гративную систему, охватывающую разнообразные знания, свойства, качества, навыки личности и представляющую собой значимый компонент профессиональной готовности, являющейся предпосылкой качественной работы педагога, базой для эффективной реализацией его возможностей, максимального раскрытия творческого потенциала.
Анализ результатов проведенной диагностики позволил выявить уровни сформированности мо-тивационной готовности педагогов ДОО к инновационной деятельности и разработать содержание, определить формы и методы внутриорганизацион-
ного обучения педагогических работников с целью обеспечения их оперативной готовности к реализации регионального инновационного проекта.
На наш взгляд, вторым важным организационно-педагогическим условием создания педагогической системы в рамках реализации регионального инновационного проекта являлась разработка структурно-функциональной модели развития мышления у детей дошкольного возраста в области элементарной инженерии, формирование готовности к изучению технических наук в цифровой образовательной среде.
Модель цифровой образовательной среды разрабатывалась с учетом анализа изучения проблемы развития мышления у детей дошкольного возраста в элементарной инженерии и включила в себя следующие компоненты: целевой, структурно - функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.
Теоретико-методологической основой, созданной в ДОО модели цифровой образовательной среды, стали: компетентностный, системный и личностно-деятельностный подходы. Содержание структурных компонентов модели определено целью инновационной деятельности, заключающейся в обеспечении организационно-педагогических условий для развития мышления у детей дошкольного возраста в элементарной инженерии и формированию элементарных представлений о технических науках, и освоение модельно - конструктивных умений в цифровой образовательной среде ДОО. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач, представленных в части образовательной программы ДОО, разработанной участниками образовательных отношений.
Третьим значимым условием создания педагогической системы в рамках реализации регионального инновационного проекта мы считаем создание цифровой образовательной среды в ДОО, являющейся значимым ресурсом для развития у детей старшего дошкольного возраста элементов инженерного мышления и модельно - конструктивного творчества.
По мнению Е.С. Мироненко, формирование цифровой образовательной среды в каждой образовательной организации может являться насущной потребностью и необходимостью, иметь главную задачу, заключающую в себе подготовку выпускника, владеющего компетенциями в применении полученных в обучении знаний и навыков, в социуме, в процессе жизнедеятельности, в цифровой среде [3].
Цифровая образовательная среда в ДОО рассматривается как совокупность информационных систем, необходимых и обеспечивающих решение разнообразных задач образовательного процесса, включающих в себя названные далее компоненты: - совокупность технологических средств ИКТ: компьютеров, планшетов, телевизоров, ноутбуков, интерактивны досок, иного ИКТ - оборудования, коммуникационных каналов;
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
со см о см
- комплекс информационных образовательных ресурсов, включающий цифровые образовательные ресурсы;
- систему образовательных технологий, обеспечивающих обучение и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде. Педагогическим коллективом МАДОУ ЦРР-ДС
№ 30 г. Снежинска ведется работа в данном направлении, что является основополагающим моментом при создании и формировании цифровой образовательной среды. Для достижения цели исследования используются следующие структурные компоненты: сайт детского сада и мобильные мессенджеры; а также скомпонованы материально-технические условия образовательной среды:
- цифровой микроскоп;
- интерактивная доска Smart Board;
- мультстудия;
- оборудование для конструирования и робототехники;
- цифровая лаборатория «Наураша»;
- телевизоры и ноутбуки;
- мультимедийная установка;
- планшеты.
На сайте представлена вся информация о деятельности МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска, о деятельности педагогического коллектива, документы, необходимые для реализации регионального инновационного проекта, представлены результаты апробации проекта, также видеоматериалы специалистов ДОО для родителей воспитанников. Родителям предоставляется широкая возможность в полной мере получить информацию по реализации проекта и организации образовательной деятельности в семье: используя презентации, видео мастер-классы «дошколят» для «дошколят», видеоматериалы для физкультурной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики и др.
Активно используются: мобильные мессен-джеры, социальные сети с целью создания единого информационного пространства и организации партнерского взаимодействия педагогов ДОО и родителей воспитанников. Педагоги ДОО привлекают родителей воспитанников к участию в популярных онлайн-мероприятиях, используя социальные сети WhatsApp и Контакт. Педагоги имеют возможность своевременно делиться информацией с родителями о продвижении ребенка в разнообразных видах деятельности, дают консультации по вопросам, вызывающим затруднения у родителей в обучении и воспитании дошкольников, делятся полезными ссылками, педагогическими находками, творческими идеями и замыслами.
Цифровой микроскоп используется педагогом по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Его можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру, всегда, когда важно показать большой группе детей что-то маленькое по - размеру или существующее в единственном экземпляре.
Интерактивная доска как универсальный инструмент, дает возможность активизировать одновременно несколько органов чувств (зрительного, тактильного, слухового) ребенка, что способствует более эффективному усвоению образовательного материала по теме недели. Применение интерактивной доски выводит обучение детей на более высокий уровень, делает педагогические мероприятия более увлекательными и наглядными для детей, позволяет быстрее получить положительный результат.
Учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели ДОО активно используют в образовательном процессе смарт-доску. Педагоги ДОО создают упражнения для использования интерактивной доски и ее возможностей на занятиях с детьми.
Использование мультстудии в организации образовательного процесса помогает организовать совместную деятельность детей и взрослых по созданию нового продукта - «мультфильма». Педагогическая ценность использования мульт-студии заключается в комплексном развитии ребенка, в возможности интегрированного освоения содержания дошкольного образования при создании продукта деятельности.
Обучение основам конструирования и элементарного программирования в ДОО начинается со среднего дошкольного возраста. Педагоги ДОО активно используют в образовательной деятельности Stem-мышь, Leqo Wedo, Ма1а1а1аЬ, робот-ВоМ.
В течение реализации проекта наши воспитанники с удовольствием принимают участие в соревнованиях по алгоритмике «Робомышь» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Снежинска и участвуют во всероссийских соревнованиях по образовательной робототехнике «Инженерные кадры России». Педагоги МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска являются постоянными экспертами на городских фестивалях и соревнованиях по мультипликации, программированию и робототехнике.
Цифровая лаборатория «Наураша» направлена на развитие элементарных представлений о физических явлениях и химических процессах окружающей жизни путём самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с использованием цифрового оборудования в детской научной лаборатории. Педагоги ДОО осознают те изменения, которые происходят в современном детстве: дети легко и быстро приобщаются к компьютерной технике, воспринимают её естественно, как партнёра по игре в виртуальном общении. Наураша - мультипликационный герой, который в общении с ребёнком, рассказывает о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует на достижения маленького исследователя, поддерживая шаги ребенка интересными и остроумными комментариями. Вместе с полюбившимся персонажем дети измеряют и сравнивают температуру, силу, проводят исследования света и звука, знакомятся со свойствами воды, магнита, электричества и др.
Во время проведения разнообразных мероприятий с дошкольниками: праздников, развлечений, театрализованных представлений воспитатели, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре используют разнообразное оборудование: проектор, экран, аудио оборудование, микшер, световую установку для создания увлекательной и занимательной атмосферы. Данное оборудование также активно применяется в работе с родителями воспитанников и педагогическим коллективом: на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, консультациях.
Четвертым организационно-педагогическим условием создания педагогической системы в рамках реализации регионального инновационного проекта, на наш взгляд, является повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОО.
В МАДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска изучалась ИКТ - компетентность, был организован опрос педагогов с целью определения уровня развития ИКТ - компетентности, а также выявления проблем, с которыми сталкиваются педагоги при организации образовательного процесса с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Результаты продемонстрировали следующее: 100% педагогов применяют цифровые образовательные ресурсы в своей профессиональной деятельности, однако уровень применения и самооценка ИКТ - компетентности у педагогов ДОО различны.
В частности, на начало проведения исследования у большинства педагогов (61%) (по методике Бондаревской Е.В.) можно определить достаточный или профессионально-адаптивный уровень развития ИКТ - компетентности: педагоги используют на занятиях готовые презентации и видеоролики, создают презентации самостоятельно по темам недели, используют сюрпризные моменты, игры, составляют фотоальбомы о жизни детей в детском саду. После организации интересного мероприятия или события (экскурсии, мастер-класса, развлечения, праздника и т.д.) в группе создается фильм и представляется родителям воспитанников детского сада на мультимедийном экране в группе ДОО, в ВК. Педагоги систематически принимают участие в семинарах, веби-нарах, повышают свою квалификацию по темам: «Как использовать онлайн-сервисы в работе педагога», «ИКТ как компонент профессиональной деятельнотси педагога», «Основы работы на компьютере» и др. Однако, респонденты считают, что этого достаточно и не представляют себе других возможностей применения цифровой дидактики.
У 12% респондентов определен оптимальный уровень развития ИКТ-компетентности: педагоги умеют использовать в своей работе программы для монтирования роликов, мультфильмов. Педагоги в своей работе используют готовые развивающие электронные образовательные ресурсы как комплексное средство обучения детей дошкольного возраста, обеспечивающее различные виды
образовательной деятельности и позволяющее осуществить личностно-ориентированный подход кдетям.
У 27% респондентов был выявлен массовый или непрофессионально-репродуктивный уровень, когда педагоги указали на необходимость расширения цифровой информационной компетентности и указали, что о некоторых современных «технических новинках» не имеют представления.
Таким образом, проведенный опрос продемонстрировал необходимость дальнейшего формирования ИКТ - компетентности у педагогов ДОО, акцентировал внимание на актуальности данной проблемы и важности решения.
Функциональную грамотность педагогов МА-ДОУ ЦРР-ДС № 30 г. Снежинска в сфере использования цифровых образовательных технологий в работе с детьми повышали, используя следующие формы организации:
- проведение обучающих семинаров;
- работа творческих групп;
- просмотр видео-презентаций, видео-консультаций;
- обучение на тематических курсах;
- обсуждение проблем «Круглые столы по тематике использования цифровых образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»;
- взаимопосещения и открытые просмотры педагогических мероприятий с использованием ИКТ;
- изучение запросов педагогов по профессиональным дефицитам;
- проведение стажировок для тиражирования позитивного опыта педагогов ДОО;
- самообразование и др.
С педагогами ДОО проводилось обучение на вебинарах по следующим темам: «Компетенция обработки текста», «Использование компьютерной графики и дизайна в образовательном процессе ДОО», «Использование интерактивных игр в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ», «Формирование познавательного интереса дошкольников с помощью ИКТ», «Использование мультимедийных технологий на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками», «Современные навыки цифрового лидера: психологические вызовы цифровой среды» и др.
Пятым необходимым условием создания педагогической системы в рамках реализации регионального инновационного проекта мы считаем апробацию диагностического инструментария для отслеживания у детей дошкольного возраста уровня развития мышления в области элементарной инженерии в условиях цифровой образовательной среды ДОО.
Для отслеживания уровня развития инженерного мышления и готовности к изучению технических наук необходимо обратить внимание на следующие показатели детского развития:
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
со см о см
1. Предпочтение выбора деятельности. Педагог отслеживает во время совместной или самостоятельной деятельности предпочтение ребенка в выборе в области конструирования, технического творчества, анализирует детские вопросы.
2. Проявление оригинальности и гибкости мышления в области элементарной инженерии. Ребенку предлагается усовершенствовать уже существующий предмет (ТРИЗ-технология: «Морфологическая таблица») или решить проблему прибегая к смекалке и проявить находчивость (ТРИЗ -технология «Мозговой штурм»).
3. Конструктивно-модельная деятельность. Конструирование по схемам, образцам, создание собственных моделей-изображений. Положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.
4. Умение самостоятельно ставить цель, контролировать деятельность в достижении результата. Создавать замысел (образ будущей постройки, будущего изобретения), выстроить план деятельности, определять средства его реализации, достигать результат.
Таким образом, в современной ситуации развития дошкольного образования речь идет о ребёнке, как о будущем инженере, программисте, конструкторе. В этом случае не обойтись без современного оборудования, инноваций в цифровой образовательной среде, интерактивном пространстве. Только в условиях современной цифровой образовательной среды в ДОО возможно создание условий для развития мышления в области элементарной инженерии у детей, возможно формировать личность ребенка, не боящегося современных инноваций, самостоятельно использующего инновационное оборудование для собственных исследований, для достижения результата.
Литература
1. Бондарчук О.А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 136-138.
2. Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
3. Колесова Н.А. Цифровизация образовательной среды дошкольной образовательной ор-ганизации/Н.А. Колесова//Вопросы педагоги-ки.2022. № 3-1. С. 128-130.
4. Сваталова Т.А. Развитие цифровой компетентности педагогов дошкольного образования: методические указания. Челябинск: ЧИПП-КРО, 2022. 80 с.
5. Сваталова Т.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021.
№ 1 (46). С. 38-44. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovaniegotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-ispolzovaniyu-tsifrovyh-tehnologiy-v pedagogicheskoy-deyate lnosti (дата обращения: 22.09.2023). 6. Толмачева А.А. Особенности социального развития ребенка в цифровой среде / А.А. Толмачева // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество. 2022. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2022. С. 71-73.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ELEMENTS OF ENGINEERING THINKING IN PRESCHOOL CHILDREN IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT BEFORE
Makarochkina G.G., Osintseva P.P.
Municipal Autonomous Preschool Educational Institution of Snezhinsky City District "Child Development Center - Kindergarten No. 30"
This article actualizes the problem of formation of thinking in the field of elementary engineering and the development of technical literacy in older preschool children. The article notes that the digital educational environment today is considered as a means of increasing the effectiveness of the educational process in preschool, as a means of child development.
The authors of the article emphasize the importance of creating organizational and pedagogical conditions in preschool educational institutions for the implementation of pedagogical support for children in the conditions of using digital educational resources. The scientific novelty of the research lies in the description of the pedagogical system in the preschool educational institution aimed at the formation of thinking in the field of elementary engineering and the development of technical literacy in older preschool children by means of a digital educational environment. The implementation of the regional innovation project makes it possible to develop engineering and technical competencies of pupils, to test and develop "tools" for identifying, supporting and supporting the development of thinking in the field of elementary engineering and model-constructive creativity in preschool children.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, digital educational environment, technical literacy, elements of engineering thinking, older preschool children.
References
1. Bondarchuk O.A. Features of the formation of a preschooler's worldview under the influence of information technologies // Scientific Almanac. 2019. No. 5-3 (55). pp. 136-138.
2. Volodin A.A. Analysis of the content of the concept of "organizational and pedagogical conditions" / A.A. Volodin, N.G. Bon-darenko // Proceedings of Tula State University. Humanities. 2014. No. 2. pp. 143-152.
3. Kolesova N.A. Digitalization of the educational environment of a preschool educational organization/N.A. Kolesova//Questions of pedagogy.2022. № 3-1. pp. 128-130.
4. Svatalova T.A. Development of digital competence of preschool teachers: methodological guidelines. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2022. 80 p
5. Svatalova T.A. The study of the readiness of teachers of preschool education to use digital technologies in pedagogical activity // Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2021. No.1 (46). pp. 38-44. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/issledovaniegotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-ispolzovaniyu-tsifrovyh-tehnologiy-v pedagogicheskoy-deyatelnosti (accessed: 22.09.2023).
6. Tolmacheva A.A. Features of the child's social development in the digital environment / A.A. Tolmacheva // Trends in the development of education: teacher, educational organization, society. 2022. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Cheboksary, 2022. pp. 71-73.