Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MANAGEMENT / ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелепа И. Ю.

В статье рассматриваются теоретико-методологические предпосылки управления процессом развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Эффективными условиями управления выступают: программа повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста; интегрированный перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме исследования; инновационные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи; модель развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на развитие математических представлений дошкольников в соответствии и требованиями ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелепа И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the theoretical and methodological prerequisites for managing the development process of elementary mathematical concepts of preschool children in a preschool educational organization. Effective management conditions are: a program to improve the professional competence of kindergarten teachers on the problem of the mathematical development of children of senior preschool age; integrated perspective-thematic plan of work with children of senior preschool age on the research problem; innovative methods and methods of interaction between preschool educational organizations and families; the model of the developing subject-spatial environment of the group, aimed at the development of mathematical representations of preschoolers in accordance with the requirements of the standard.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378

Нелепа И.Ю. студент магистратуры 2 курса кафедра дошкольного образования ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методологические предпосылки управления процессом развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Эффективными условиями управления выступают: программа повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста; интегрированный перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме исследования; инновационные методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи; модель развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на развитие математических представлений дошкольников в соответствии и требованиями ФГОС ДО.

Ключевые слова: управление, элементарные математические представления детей дошкольного возраста.

Nelepa I. Yu.

Master of 2 courses of the Department of Preschool Education of the

Southern Federal University Rostov-on-Don

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL

EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation: the article discusses the theoretical and methodological prerequisites for managing the development process of elementary mathematical concepts of preschool children in a preschool educational organization. Effective management conditions are: a program to improve the professional competence of kindergarten teachers on the problem of the mathematical development of children of senior preschool age; integrated perspective-thematic plan of work with children of senior preschool age on the research problem; innovative methods and methods of interaction between preschool educational organizations andfamilies; the model of the developing subject-spatial environment of the group, aimed at the development of mathematical representations of preschoolers in accordance with the requirements of the standard.

Keywords: management, elementary mathematical representations of preschool children,

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что развитие дошкольной образовательной сферы на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией, тенденциями развития современной педагогики и характеризуется изменением целей и задач дошкольного образования, обновлением его содержания и внедрением личностно-ориентированных технологий его реализации.

Посредством математического образования уже в дошкольном возрасте могут быть заложены предпосылки успешной социальной адаптации личности необходимой современному человеку математической культуры. Математическое образование способствует развитию критического мышления, которое во многом определяет успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

Достижение качества в системе дошкольного образования согласно ФГОС ДО требует от педагогов пересмотреть подходы к планированию и перейти на научные основы моделирования, проектирования и прогнозирования деятельности. Управление образованием связано с умением руководителя планировать и проектировать свою деятельность, и деятельность своих подопечных, точно обозначать характеристики и время достижения целей как конкретных результатов деятельности.

Проблема наша исследования заключается в необходимости поиска путей и способов эффективного управления процессом развития математических представлений детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Цель: выявить организационно-педагогические условия управления процессом развития математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Теоретическое обоснование исследования представлена следующими теориями и концепциями: теория дошкольного образования, в которой определены сензитивные периоды развития ребенка дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, И.Э. Куликовская, Н.Е. Татаринцева, Р.М.Чумичева и др.);

• теория математического развития детей дошкольного возраста (B3. Давыдов, З.И. Калмыкова, Т.С. Шевченко, А.Я. Хинчин, Ю.М. Колягин, ЛЗ. Виноградова, И.В. Дубровина и др.)

• теория управления дошкольным образованием, рассматривающая проблемы управления образованием в контексте культуры (К.Ю. Белая, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, П.И. Третьяков, Л.И.Фалюшина, Р.М.Чумичева и

др)-

В исследовании: систематизировали и обобщили научные подходы к понятиям «управление», «управление дошкольным образованием», «математическое развитие дошкольников, «методы и приемы управления

процессом развития математических представлений детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации» и др.

- систематизированы критерии, показатели и уровни управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста;

- разработали программу повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО «Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста»; интегрированный перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста; перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников по проблеме исследования;

-в исследовании, на основе требований ФГОС ДО, разработана и апробирована модель развивающей предметно-пространственной среды группы, направленная на развитие математических представлений дошкольников.

На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы были разработаны организационно -педагогические условия управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Такими условиями выступают:

- программа повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста (теоретические семинары, мастер-классы, практикумы, открытые занятия, составление глоссария и т.п.);

- интегрированный перспективно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;

- инновационные (интерактивные, диалогово-рефлексивные и др.) методы и приемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи (размещение информации на сайте детского сада и социальных сетях, мастер-классы, тренинги, семинары, практикумы, деловые игры и т.п.);

- модель развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на развитие математических представлений дошкольников в соответствии и требованиями ФГОС ДО (игровые центры «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве», «Количество и величина» и т.п.).

В исследовании разработана программа повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО «Развитие математических представлений дошкольников», целью которой является создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста. Основными задачами программы выступают: систематизация представлений педагогов детского сада о психолого -педагогических особенностях математического развития дошкольников, о специфике психолого-педагогического сопровождения процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста; овладение педагогами содержанием, технологиями развития математического развития детей старшего дошкольного возраста, проектирования развивающей

предметно-пространственной среды в рамках ФГОС ДО. В содержании программы выделены разделы: «Теоретические основы математического развития детей старшего дошкольного возраста», «Технологии развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

Таким образом, полученные результаты исследований могут служить теоретической основой решения проблем управления процессом развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, построении образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Использованные источники:

1. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием. - М.: Academiа, 1999. - 43с.

2. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ. -2006.-№ 3.-С. 8-13.

3. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 384 с.

4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова А.А. Столяра и др. -М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами - М.: Владос, 2002. — 320 с.

6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

7. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.