Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К МИРУ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К МИРУ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / ИНТЕРЕС / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна, Аблязова Галия Ильдусовна

В статье рассматриваются педагогические условия развития у детей дошкольного возраста интереса к окружающему миру в процессе диалога культур русского и татарского народа с использованием цифровых платформ, в том числе создание в ДОО телевизионного канала «Чишмэ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майданкина Наталья Юрьевна, Аблязова Галия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE RESOURCES OF THE TELEVISION CHANNEL IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN’S INTEREST IN THE WORLD OF FOLK CULTURE

The article discusses the pedagogical conditions for the development of preschool children’s interest in the world around them in the process of dialogue between the cultures of the Russian and Tatar people using digital platforms, including the creation of the TV channel “Chishme” in the Preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К МИРУ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37+159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КАНАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К МИРУ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Майданкина Наталья Юрьевна

профессор кафедры дошкольного, начального образования и методик

преподавания общеобразовательных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, Ульяновская область

Аблязова Галия Ильдусовна

заведующий Старокулаткинским детским садом № 3 «Чишмя» - МДОУ

р. п. Старая Кулатка, Ульяновская область E-mail: chisma_2011@mail.ru

USING THE RESOURCES OF THE TELEVISION CHANNEL IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S INTEREST IN THE

WORLD OF FOLK CULTURE

Maidankina Nataliia Yuiryevna

Professor of the Department of Preschool, Primary Education and teaching methods

of General Education disciplines, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk, Ulyanovsk region

Ablyazova Galiya Ilydusovna

head of the Starokulatkin kindergarten No. 3 «Chishma»- MDOU

R. P. Staraya Kulatka, Ulyanovsk region E-mail: chisma_2011@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия развития у детей дошкольного возраста интереса к окружающему миру в процессе диалога культур русского и татарского народа с использованием цифровых платформ, в том числе создание в ДОО телевизионного канала «Чишмэ».

Abstract. The article discusses the pedagogical conditions for the development of preschool children's interest in the world around them in the process of dialogue between the cultures of the Russian and Tatar people using digital platforms, including the creation of the TV channel "Chishme" in the Preschool educational institution.

Ключевые слова, образовательный стандарт дошкольного образования, условия, интерес, диалог культур, духовно-нравственные ценности, цифровая платформа, телевизионный канал.

Keywords: educational standard of preschool education, conditions, interest, dialogue of cultures, spiritual and moral values, digital platform, television channel.

Указ Президента Российской Федерации № 745 от 30 декабря 2021 г. «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует образовательную деятельность в дошкольной организации на обобщение опыта использования лучших региональных практик в области популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций и этнокультурного многообразия, на

создание эффективных педагогических условий для формирования у дошкольников основ общей культуры, в том числе рассматривает образовательную деятельность на основе диалога культур как фактор развития у детей интереса к окружающему миру, ценностных личностных качеств, любознательности, познавательной мотивации и действий, самостоятельности, активности, коммуникативных способностей.

Особо следует отметить, что реализация этого комплекса задач в области социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников во многом обеспечивается использованием в практике ресурсов игровой, коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности. Именно в процессе познавательно-исследовательской деятельности дети имеют возможность овладевать элементарными познавательными действиями, как способами познания окружающего социального мира. Например, в процессе знакомства с культурой народов (культура семьи, культурные ценности, традиции и обычаи народа) дети овладевают умениями выявлять познавательную задачу, осуществлять поиск информации, моделировать, экспериментировать, анализировать, классифицировать, обобщать, представлять доказательства и др.

В условиях цифровизации системы образования важным воспитательным средством в процессе развития у детей интереса к окружающему миру на основе диалога культур становится использование цифровых платформ в практике работы дошкольной организации, особый потенциал цифровых платформ мы видим и в организации успешного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями воспитанников.

В формате инновационной деятельности по проблеме развития у дошкольников интереса к окружающему миру на основе диалога русской и татарской культуры педагогический коллектив Старокулаткинского детского сада № 3 Ульяновской области разработал и успешно реализует парциальную образовательную программу «Чишмэ» по социально -коммуникативному развитию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В

качестве основной цели парциальная образовательная программа «Чишмэ» определяет: на основе диалога культур, интеграции содержания образовательных областей ФГОС ДО и специфических видов детской деятельности приобщать детей дошкольного возраста к русской и татарской культуре.

В программе «Чишмэ» используются ресурсы образовательной деятельности воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени, которые наполнены общением, игрой, чтением и рассматриванием иллюстраций к художественной литературе и фольклору, элементарной познавательно-исследовательской деятельностью. Основная форма - это образовательная деятельность педагогов и детей в утренние и вечерние отрезки времени с целью развития у дошкольников интереса к окружающему миру, развития у них эмоционально-положительного отношения к явлениям социальной и этнокультуры.

Программа включает 8 сегментов: «Картографическое путешествие», «Путешествие по семейным традициям народов», «Путешествие в город мастериц», «Путешествие в мир народных игрушек», «Путешествие в мир фольклора», «Путешествие в мир игры», «Путешествие в мир праздников», «Телевизионный канал «Чишмэ».

Содержание сегмента «Телевизионный канал «Чишмэ» включает в себя репортажи педагогов, детей и родителей о народной культуре, семейных традициях, игрушках, ремеслах, праздниках с использованием ресурсов цифровой платформы.

С этой целью в рамках реализации задач образовательной программы мы создали «Телевизионный канал «Чишмэ» на платформе «Youtube». В настоящее время цифровизация открывает педагогам дошкольной организации возможности широкого внедрения в педагогическую практику методических разработок, повышающих доступность и качество образования, взаимодействие с родителями воспитанников. Эффективность методических разработок на основе цифровых платформ усиливает взаимодействие педагога с родителями

воспитанников, репортажи с участием родителем вызывают интерес и эмоциональный отклик родителей.

Применение технических средств, стимулирует познавательный интерес и активность детей, развивает эмоциональное восприятие материала, творческий потенциал воспитанников. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди также его увидят и услышат.

Деятельность телевизионного канала «Чишмэ» в рамках образовательной программы основывается на следующих подходах:

- деятельностный подход при взаимодействии взрослого с ребенком -дошкольником;

- интеграция образовательных областей: социально -коммуникативного развития, речевого развития, познавательного развития;

- открытость образовательного процесса для семей воспитанников, взаимодействие и сотрудничество с семьей, помощь в воспитании детей, партнерский стиль отношений;

- использование ИКТ в образовательном процессе.

Педагогические условия деятельности телевизионного канала «Чишмэ»:

• поддерживается атмосфера доброжелательности, творчества во взаимодействии между педагогами, детьми и родителями;

• выпуск телепередач, ориентированных на развитие у детей познавательного интереса и любознательности к явлениям и предметам окружающего мира на основе приобщения к семейным ценностям и традициям татарской и русской культуры;

• ребенок получает представление и социальный опыт в роли репортера и ведущего телепередач;

• речевая деятельность ребенка активна, осуществляется расширение детского словаря этнокультурной направленности;

• образовательная деятельность становится открытой для семей воспитанников;

• эффективное использование технических и информационных средств в образовательном процессе ДОО.

Технические условия работы на телевизионном канале не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Для работы телевизионного канала необходимы: телевизионный экран с USB входом, видеокамера, фотоаппарат, компьютер с соответствующим программным обеспечением. А студией может служить музыкальный зал, группа, квартира, улица, где находится детский сад и др.

Работа над каждой передачей включает несколько этапов. Первый этап -выбор темы репортажа. После выбора темы проводятся встречи с интересными людьми, которые могут раскрыть выбранную тему и ответить на интересующие вопросы; дополнительно проводим беседы и игры. Второй этап - содержание репортажа. Наступает этап обсуждения темы, где мы учим воспитанников правильно задавать вопросы, выражать свою мысль, строить рассказ. Третий этап - работа с камерой. Работа перед камерой помогает преодолеть робость, стеснительность, повышает самооценку участников репортажа, их ответственность. Процесс съемки небольшого сюжета занимает много времени. Иногда приходится снимать несколько дублей. Во время работы над передачей дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать интервью и выделять смысловые звенья диалога. У них формируются умения добывать информацию из различных источников, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждая и высказывая собственную точку зрения. Отснятый материал мы монтируем с помощью программы «Киностудия». Финалом является традиционный просмотр отснятого материала. Дети обсуждают свои ошибки, замечают погрешности в собственной речи и, что самое главное, смотрят на себя со стороны.

Важно, что телепередачи на канале «YouTube» используются для методической работы с педагогами ДОО:

- создания архива проведенных мероприятий в детском саду;

- проведения семинаров, выступлений на конференциях, участия в конкурсах;

- создания последующих выпусков;

- проведения мониторинга и анализа деятельности детского сада.

Создание и реализация «Телевизионного канала «Чишмэ» стало

эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в рамках образовательной программы. Использование такой формы в работе имеет положительные результаты: позиция родителей из «зрителей» и «наблюдателей» сместилась в сторону в активных участников и помощников, создана атмосфера взаимоуважения и доверия. Родители с удовольствием дают интервью, готовят своих детей к сюжетам, создают фильмы, становятся активными участниками телевизионного канал-проекта.

Актуальность реализации «Телевизионного канала «Чишмэ» заключается в том, что мы объединяем информационные технологии и основные механизмы развития у детей познавательного интереса и любознательности к явлениям и предметам окружающего мира на основе приобщения к семейным ценностям и традициям татарской и русской культуры. Наш канал - форма игры, возможность участия в игре педагогов и родителей вместе с детьми. Телевизионный канал доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно -образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это необходимо для развития у детей познавательного интереса и любознательности к явлениям и предметам окружающего мира, миру народной культуры.

Наш канал молодой - ему всего несколько месяцев, но он пользуется популярностью у родителей и детей нашего детского сада. У нас немного подписчиков, но мы надеемся на рост интереса к нашему каналу как в нашем районе, так и в других районах.

Приведем примеры наших репортажей.

Первый видеорепортаж был посвящен детскому саду и реализации образовательной парциальной программы «Чишмэ».

Второй видеорепортаж посвящен теме приобщения дошкольников к татарской народной культуре. В данном видео представлены татарские народные игры, в том числе хороводные, проведение народных праздников, таких как «Навруз», тематические занятия в группе, заучивание считалок, закличек, прибауток, потешек, стихов и татарских народных песен, спортивные развлечения, драматизации сказок, татарских народных игр, музыкальные развлечения, беседы, литературные вечера, показ спектакля «Очкыз» на татарском языке, чтение и рассматривание иллюстраций к художественной литературе и фольклору.

Третий видеоролик по теме приобщение дошкольников старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. В видео представлены русские народные игры, в том числе хороводные, проведение праздников, таких как «Масленица», «Музыкальное зернышко», «Просыпайся, Весна -красна!», тематические занятия в группе, заучивание считалок, закличек, стихов, исполнение детьми русских народных песен, рассматривание иллюстраций и картин, например, «Народная игрушка», декоративно-прикладное искусство. Так же продемонстрированы различные народные игры: «Колпачок», «Заря-заряница», «Карусель», «Гори-гори ясно», игры на музыкальных инструментах.

Таким образом, деятельность телевизионного канал-проекта создает среду для развития у детей познавательного интереса и любознательности к явлениям и предметам окружающего мира на основе приобщения к семейным ценностям и традициям татарской, русской культуры. Работа над развитием телевизионного канала - это мощный инструмент совершенствования компетенций педагогов ДОО, развития их личностных и профессиональных качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майданкина Н.Ю. Развитие у детей дошкольного возраста интереса к окружающему миру в процессе диалога культур / Н.Ю. Майданкина, Г.И. Аблязова // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2021. - С. 125-128.

2. Майданкина Н.Ю. Чишмэ: парциальная образовательная программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста интереса к окружающему миру в процессе диалога культур / Н.Ю.Майданкина, Г.И. Аблязова. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.