Научная статья на тему 'Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5795
974
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкина О. Д.

В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО, главное значение приобретает вопрос всестороннего развития личности. При этом наибольшее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, как важному процессу приобщения человека к окружающему социальному миру; в ходе которого происходит формирование основных качеств личности, позволяющих успешно адаптироваться в любой социальной группе. Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием (представлениями о родной стране, чувством принадлежности к ней), является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики. Поэтому уже в дошкольном возрасте, особенно в старшем, необходимо вести целенаправленную работу по формированию элементарных представлений о России у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста

Бабушкина О.Д.,

студентка 4-го курса педагогического факультета ФГБОУВПО «Тюменский Государственный Университет»,

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме, г. Ишим, Россия

В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО, главное значение приобретает вопрос всестороннего развития личности. При этом наибольшее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, как важному процессу приобщения человека к окружающему социальному миру; в ходе которого происходит формирование основных качеств личности, позволяющих успешно адаптироваться в любой социальной группе.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием (представлениями о родной стране, чувством принадлежности к ней), является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.

Поэтому уже в дошкольном возрасте, особенно в старшем, необходимо вести целенаправленную работу по формированию элементарных представлений о России у детей.

Как правило, многие ДОУ выпускают из внимания важность процесса формирования представлений у дошкольников о родном государстве. Данная проблема волнует педагогов, психологов и других специалистов, поэтому интенсивно исследуется в настоящее время, но разработана ещё не достаточно.

Проблеме патриотического и гражданского воспитания свои работы посвятили многие выдающиеся педагоги. Среди них: Е.Ю. Александрова, А.Я. Данилюк, Л.Н. Деркач и многие другие. Предметом специальных исследований стали педагогические статьи и работы, посвящённые ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным государством и его устройством (Н.Ю. Майданкина Т. Поштарёва, Т.А. Шорыгина); с государственной символикой (С.Г.Назарова, Е.К.Ривина), а также с историей и культурой родной страны (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Исследуя данную проблему, мы выявили противоречие между имеющимися возможностями в формировании представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием достаточной обоснованности условий, способствующих успешности осуществления данного процесса в ДОУ.

Выявление противоречия позволило сформулировать проблему исследования: необходимость определения педагогических условий для оптимального формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться наиболее эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:

• разработка и проведение бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве (с использованием видеоматериалов);

• проведение игр, направленных на формирование и закрепление представлений о родном государстве.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и на практике в ДОУ.

2. Определить особенности формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются:

• концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);

• концепция социального развития ребёнка дошкольного возраста (С.А. Козлова);

• теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарёва и др.).

Практическая значимость проводимого исследования заключается в разработке бесед (с использованием видеоматериалов) и игр, направленных на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста. Данные беседы и игры могут быть использованы педагогами в ДОУ, студентами на педагогической практике в ДОУ и родителями.

Работа состоит из двух глав «Теоретические аспекты формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста» и «Опытно -экспериментальная работа по формированию представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста».

В первой главе рассматривается понятие «представления о родном государстве», раскрываются особенности и педагогические условия формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «представления о родном государстве» достаточно обширно.

Данные представления формируют у детей дошкольного возраста в процессе гражданского и патриотического воспитания. Под представлениями о родном государстве понимают: элементарные знания детей о родном городе; стране (государстве); её символике (герб, гимн, флаг России и др.); гражданах России, имеющих права и обязанности; о защитниках Родины и армии [8, с. 49 - 50].

Таким образом, представления о родном государстве - это формируемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста элементарные знания о стране проживания, её устройстве и отличительных особенностях (авторское).

Согласно ФГОС ДО процесс формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять через социально-коммуникативное развитие.

В настоящее время, когда в российской истории и образовании происходит смена ценностных ориентиров, приоритетным является гражданское воспитание личности,

направленное на формирование активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни [5, с. 4].

Анализ литературных источников позволил определить особенности формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности формирования представлений о родном государстве мы будем рассматривать как процесс, состоящий из следующих блоков:

• Малая Родина;

• Мы граждане России;

• Государственные символы страны;

• Важнейшие события в истории;

• Ими гордится страна;

• Культурное наследие.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать социальный мир, себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума) [16, с. 28]. Важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию [3, 14]. Ребёнок вправе задать интересующие его вопросы воспитателю, родителю и получить на них ответ. Отвечая, взрослый должен удовлетворять любопытство, любознательность ребёнка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вызовет в дальнейшем недоверие [2, с. 22].

У ребёнка старшего дошкольного возраста можно формировать представления об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. При этом необходимо дать информацию о том, что такие атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране. Знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», «гражданин» с устройством страны, важно учитывать возрастные особенности детей [13, с. 15].

Уровень сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста зависит от того насколько эффективно осуществляется воспитательно-образовательная работа с детьми и какие условия при этом создаются.

К наиболее важным условиям формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. Поштарёвой, можно отнести следующие:

1) Проведение тематических бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве [13, с. 14].

Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему (Н.А. Стародубова) [15, с. 58].

По мнению Т.А. Шорыгиной, беседы о родном государстве с детьми старшего дошкольного возраста должны быть направлены на знакомство их с историей и функциями государственных символов России (гимна, флага и герба), важнейшими историческими событиями Отечества, героями, людьми, прославившими родную страну, а также с понятиями «большая и малая Родина», «Конституция», «культура» и т.д. Каждую беседу необходимо проводить в доступной для ребёнка форме, сопровождая стихами, сказками, вопросами и заданиями [17, с. 3].

Л.Е. Белоусова считает, что в беседы необходимо включать дополнительную работу: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, песен военных лет, просмотр фильмов о войне, рассматривание наглядного материала (фотографий, писем солдат с фронта, боевых наград, репродукций картин, карты России) [1, с. 3 - 4].

2) Проведение игр, направленных на формирование представлений о родном государстве [13, с. 14].

Игра - один из видов деятельности, способ воспроизведения действий и социальных отношений в особой условной форме. Ведущий вид деятельности дошкольников [12, с. 229].

Дидактические игры являются основной формой обучения дошкольников [35, с. 229 -230]. Такие игры могут быть направлены на закрепление представлений об объектах социального мира. Использование на занятиях и в свободной деятельности дидактических игр повышает у детей мотивацию к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества [7, с. 15].

3) Чтение и обсуждение художественной литературы, направленное на формирование представлений о родном государстве [13, с. 14].

Художественные произведения делают восприятие детей более яркими, вызывают больший интерес к наблюдению за событиями и явлениями общественной жизни. У детей воспитывается эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания персонажам литературных произведений [7, с. 15].

4) Организация видеопросмотров, направленных на формирование представлений о родном государстве [13, с. 15].

Т. Поштарёва отмечает, что для формирования у детей представлений о России, её разнообразной природе и многокультурном обществе проведение познавательных бесед и игр недостаточно. Поэтому наряду с данными формами работы достойное место могут занять также видеозанятия (просмотр телевизионных познавательных программ, мультфильмов, видеоклипов, профессиональных и любительских съёмок, отражающих особенности России). Материалы созданной видеотеки («Наша малая Родина», «Народы России», «Природа России») сначала используются в качестве ознакомительной, познавательной информации, затем показывают разные видеоматериалы, и детям предлагается вспомнить и рассказать, что именно они видят. При этом, если это необходимо, убирается звуковой комментарий, сопровождающий сюжеты [14, с. 30].

К числу важных условий формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста мы отнесли следующие:

1. Проведение бесед, направленных на формирование представлений о родном государстве (с использованием видеоматериалов).

2. Проведение игр, направленных на формирование и закрепление представлений о родном государстве.

Вторая глава нашей работы посвящена описанию экспериментального исследования по формированию представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование уровня сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №5» г. Ишима, Тюменской области.

В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет старших групп «Лесовичок» и «Почемучки» в количестве 30 человек (по 15 человек в каждой). Они были поделены на контрольную (старшая группа «Лесовичок»: 7 мальчиков и 8 девочек) и экспериментальную (старшая группа «Почемучки»: 6 мальчиков и 9 девочек) группу.

Для решения поставленных задач опытно - экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить существующий на момент начала проведения исследования уровень сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью констатирующего этапа эксперимента нами были подобраны и проведены следующие методики: «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом» (Е.К. Ривина), «Отличительные особенности родного государства» (М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева и др.), «Знакомство с государственной символикой» (Е.К. Ривина), «Защитники родины» (Э. Косыгина).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей находятся на среднем и низком уровне сформированности представлений о родном государстве.

С целью повышения уровня сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие 15 человек экспериментальной группы (старшая группа «Почемучки»).

В процессе данного эксперимента нам удалось реализовать выше указанные педагогические услловия.

При реализации первого условия на основе бесед Л.Е. Белоусовой, А. Иванова, О. Перовой, Т.А. Шорыгиной и др., нами были разработаны и использованы беседы направленные на формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста. Содержание каждой из бесед было наполнено соответствующей теме информацией, вопросами, произведениями художественной литературы (рассказами, сказками, стихами). Кроме того, некоторые беседы проводились с использованием видеоматериалов (видеоклипов, мультфильмов). Разработанные нами беседы мы распределили по направлениям:

1) Беседы, направленные на формирование представлений о малой Родине («Малая родина - частица России», «Мой любимый город Ишим»).

2) Беседы, направленные на формирование представлений об особенностях государства («Москва - столица России», «Президент - глава государства», «Конституция - основной закон государства»).

3) Беседы, направленные на формирование представлений о государственной символике («Символы России. Государственный гимн страны», «Символы России. Государственный герб страны», «Символы России. Государственный флаг страны»).

4) Беседы, направленные на формирование представлений об истории родного государства («Великая Отечественная война»).

5) Беседы, направленные на формирование представлений о защитниках Родины, людях прославивших государство своими достижениями («Ими гордится Россия»).

6) Беседы, направленные на формирование представлений о культуре, традициях народа («Народы России и их традиции», «У истока религии. Православие»).

После того как первое условие было реализовано, с целью дальнейшего формирования, а также закрепления представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста, мы перешли к реализации второго условия. Для этого с детьми экспериментальной группы проводились специальные игры.

В работе по формированию представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста применялись русские народные игры, а также игры С.В. Володько, М.Г. Игнатенко, Т. Поштарёвой, направленные на формирование и закрепление полученных представлений о нём. Игры были распределены по следующим направлениям:

5) Игры, направленные на закрепление представлений о государственной символике («Путаница», «Сгруппируй по признакам», «Логический поезд», «Узнай гимн родной страны»).

6) Игры, направленные на закрепление представлений об истории России («Колесо истории», «Путешествие во времени», «Музей прошлого»).

7) Народные игры, направленные на формирование, расширение представлений о традициях родного государства («Почта», «Солнышко», «Золотые ворота», «Фанты», «Заря-зарница»).

Для проверки эффективности созданных нами условий был проведен контрольный эксперимент, в котором приняли участие дети контрольной и экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что произошли заметные изменения в экспериментальной группе: появились дети с высоким уровнем сформированности представлений о родном государстве, увеличилось число детей со среднем уровнем, а число детей с низким уровнем сформированности представлений о родном государстве значительно понизилось.

Таким образом, на основе проведено-экспериментальной работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные педагогические условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

Литература

1) Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы [Текст]. - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 24 с.

2) Деркач, Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] // Дошк. педагогика. - 2009. - № 2 (51). - С. 21 - 26.

3) Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

4) Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] / Князева О.Л., Маханева М.Д. Учебно-методическое пособие - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 304 с.

5) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2011. - 24 с.

6) Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. - С. 55 - 59.

7) Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в системе предшкольного образования [Текст] / А.Ю. Кабушко, Г.Н. Соломатина // Нач. шк. плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 12 - 16.

8) Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе [Текст]: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Дрофа, 2010. - 156 с.

9) Назарова, С.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России [Текст] // Дошк. педагогика. - 2011. - № 10 (75). - С. 11 - 15.

10) Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2012. - 1360 с.

11) Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах [Текст] / О.В. Пастюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 196 с.

12) Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

13) Поштарёва, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников [Текст] // Дошк. воспитание. - 2009. - № 10. - С. 14 - 18.

14) Поштарёва, Т. Патриотическое воспитание [Текст] // Дошк. воспитание. - 2010. -№ 7. - С. 28 - 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15) Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

16) Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / М.: «Просвещение», 2010. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.