ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 © Кораблева Н.В. , Ставринова Н.Н.
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье обоснована необходимость развития познавательной активности детей дошкольного возраста, представлены предпосылки развития познавательной активности детей и её показатели. Авторами раскрыт развивающий потенциал экологической сказки, показаны возможности и способы её применения педагогом для решения задачи развития познавательной активности дошкольников.
Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: создание условий для формирования активной, гибкой, адаптивной личности; превращение образования в действенную силу развития общества; запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем.
Успешность функционирования общества, по мнению ученых, напрямую связана с активностью каждого индивида. Интерес к проблеме развития познавательной активности детей объясняется процессами, происходящими в современном образовании. В настоящее время в обществе темп жизни и объем поступающей информации значительно возросли, а потому образование, ориентированное на передачу знаний, не справляется с возложенными на него обязанностями.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена потребностью в поиске новых способов, которые способны обеспечить развитие детей дошкольного возраста. В основе развития всех познавательных процессов заложена активная поисковая деятельность человека, начинающаяся с его познавательной активности. В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях неоднократно подтверждался факт, что нынешняя система дошкольного образования формирует, как правило, формальные учебные навыки, и не обеспечивает развитие способности самостоятельно мыслить, действовать инициативно. В настоящее время необходима разработка таких способов взаимодействия с детьми, педагогических моделей и технологий, которые способствовали бы росту продуктивности педагогической деятельности и активизации познавательных процессов воспитанников.
1 Студентка пятого курса, педагог дошкольного образовательного учреждения «Ласточка»
2 Ведущий научный сотрудник лаборатории региональных исследований, профессор кафедры Общей педагогики и педагогической психологии, доктор педагогических наук, доцент
Познавательной активностью психологи называют стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес и к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено [1, с. 106]. Познавательная активность развивается у человека с раннего детства. Как только человек родился, он получает информацию об окружающем мире. И это поступление идет на протяжении всей жизни человека. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявление которой весьма разнообразно.
Развитие познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных задач в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно, благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности [4, с. 22]. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков совершенно справедливо подчёркивал, что детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к представлению ему исчерпывающей суммы знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания дошкольников [6, с. 36].
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий [3, с. 98].
Активность, в том числе и познавательная, характеризующая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания [2, с. 63]. Теоретический анализ вопросов развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. При этом исследователи указывают на то, что если в дошкольном возрасте не было обеспечено формирование познавательной активности, то развитие психики данной личности пойдет в другом направлении, будет происходить более узко, если не затормозится совсем [11, с. 169].
Теоретические вопросы развития познавательной активности представлены в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна и других ученых. В них обосновывается неразрывная связь активности и деятельности человека.
В современной науке существуют различные подходы к характеристике понятия «активность»: обозначается как деятельность (в ее операционально-действенном выражении) (Л.С. Выготский); противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности, выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие (А.В. Запорожец); рассматривается как свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого поведения и деятельности человека (С. Л. Рубинштейн).
Активность - личностно-деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества [10, с. 79].
Леонтьев А.Н. и Рубинштейна С.Л. выделили следующие типы активности: репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Это более ранняя и элементарная форма проявления активности. Приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других.
Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах: познавательная активность (М.И. Лисина), бескорыстное познание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами (Н.Г. Морозова, Н.Н. Поддьяков), интеллектуальная активность (Д.Н. Богоявленская). В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».
Теоретический анализ позволил сделать вывод, что познавательная активность имеет свои качественно своеобразные процессуальные и результативные проявления. Источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности. Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности у детей зачастую не возникают сами по себе.
Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А.М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность занимает в структуре деятельности место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности [9, с. 13]. Сказанное подтверждает близость познавательной активности к понятиям «любознательность», «любопытство».
Любознательность является одной из форм познавательной активности, и рассматривается, как недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.
Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка дошкольного возраста являются:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (заинтересованность детей любой педагог распознает по «внимательной тишине»);
- обращение ребенка по собственной инициативе к той или иной области знаний; стремление узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои
формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.
На основании изученных научных источников выделены следующие критерии познавательной активности детей:
- наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к воспитателю, их характер и направленность;
- сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют);
- достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между детьми и педагогом;
- высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.
Средствами развития познавательной активности могут выступать: ознакомление с окружающей действительностью, игра, художественная литература, экспериментирование, поисковая деятельность и т.д. В рамках нашего исследования экологическая сказка рассматривается как одно из
эффективных средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Экологические сказки помогут открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и красоте. Именно в такой сказке в интересной и ненавязчивой для детей форме рассказывается о значении леса для людей, показывается неприглядность потребительского отношения к природе, пагубное воздействие производств, загрязняющих среду. Авторы сказок призывают детей беречь и ценить природу. Экологические сказки должны будить мысли ребенка, учить не быть равнодушным, побуждать к самостоятельной познавательной деятельности, развивать эмоциональный внутренний мир. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и понимание необходимости ее охраны, гражданской ответственности, распространять научные знания о природе, а также развивать познавательную активность детей.
Исследованием роли сказки, в том числе и экологической, в работе с детьми сегодня занимаются такие М.А. Поваляева, Д.Ю. Соколов,
О.В. Защиринская, С.А. Черняева, С.Н. Николаева и другие. Однако анализ научной литературы и существующей практики работы педагогов дошкольных образовательных учреждений позволил установить, что в процессе обучения детей крайне редко ставится задача использования экологической сказки как средства стимулирования познавательной активности, формирования самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности. Результатом является познавательная пассивность и недостаточная оригинальность дошкольников в замыслах, а также отсутствие у них способности дать оценку способов своей познавательной деятельности.
На сегодняшний день вопросы стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представлены специальными исследованиями, но по-прежнему остаётся много открытых вопросов. Анализ практики дошкольного образования и воспитания показал, что система стимулирования познавательной активности в процессе ознакомления детей с экологической сказкой не реализуется полностью. Во-первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не отражена в самой литературе. Во-вторых, в методиках дошкольного образования, так же как и в дидактике, дошкольной педагогике это средство стимулирования познавательной активности в обучении не рассматривается как значимое в системе обучения. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по использованию экологической сказки в развитии познавательной активности вызывает у воспитателей затруднения в их применении. Отсюда возникло противоречие между практикой применения экологической сказки в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и системой научных знаний о способах
ее обеспечения. С учетом этого противоречия была сформулирована проблема нашего исследования, которая заключается в выявлении научнообоснованных способов применения экологической сказки, обеспечивающих развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Общеизвестно, что сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность экологических сказок.
Работа с экологической сказкой проводится в различных формах. Детям интересны занятия с использованием персонажей известных русских народных сказок («Колобок», «Лиса и заяц», «Зимовье зверей», «Коза и волк» и другие), насыщенных песнями, танцами, играми: «Кошкин дом», «Коза рогатая», «Гуси-гуси», «Ворон», «У медведя» и другие. Читая и обсуждая текст сказки, воспитатели используют сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для побуждения детей к самостоятельному поиску, объяснению материала, придумыванию театрализованных и кукольных постановки по сюжетам сказок. Можно предлагать детям задания в виде рисунков по их мотивам, вопросы детям, направленные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явлениями, ситуациями.
Самыми целесообразными формами и методами в плане развития познавательной активности детей, на наш взгляд, будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, которые помогают ребенку войти в мир человеческого общения. Целесообразно предложить детям выбрать из разученных ранее песен те, которые могут петь герои сказки [5, с. 117].
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес - полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Сказка открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои позволяют детям играть, придумывать разные истории о героях - это и будут те ступени, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки, активизируют их познавательные процессы.
В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года и т. п. И в результате, детская сказка о Колобке, о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изо-
бразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок -развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого героя, вести диалог, сочувствовать и сопереживать. Использование их в работе, помогает воспитателю вовлекать детей в процесс обогащения их знаний, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на вопросы: Как возник мир? Как произошли люди и животные? Какие явления бывают зимой? Что делают разные животные в зимнее время?
Используя экологическую сказку в развитии познавательных процессов, необходимо соблюдать этапы работы со сказочными произведениями.
Так, на первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения. На третьем - овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы. Одно из фундаментальных средств -включение сказочных героев в различные экологические ситуации. На четвертом - творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
Необходимо помнить о том, что главное в работе по развитию познавательной активности - не количество прочитанных сказок, а наличие системы.
К работе с экологической сказкой, проводимой в детском саду, необходимо максимально подключать родителей. Они могут готовить костюмы для инсценировок, разучивать с детьми тексты, выбирать сюжеты для иллюстраций, готовить детей к конкурсам.
Наряду с этим воспитатель должен оказывать методическую помощь родителям по использованию сказок в решении задач семейного воспитания детей, направленных на развитие познавательной активности дошкольников. Родителей нужно настроить на то, что читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и прочитать сказку по ролям. Хорошо время от времени повторять прочитанную сказку или отдельные ее куски перед сном, чтобы она стала для него не просто знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-то рассказать ее. Завершающим этапом работы над сказкой может быть чтение ее в лицах, по ролям. Каким бы ни был ребенок маленьким, ему должна быть отведена определенная роль в этом действе.
Эффективным в решении задач развития познавательной активности является способ инсценировки экологической сказки с музыкальным со-
провождением. Пусть сказочные персонажи поют народные песенки. Можно ввести в текст народные пословицы и поговорки. Эту работу можно выполнить в детском саду. Инсценировку можно показать родителям, подключив их к работе и при заучивании текста, и при подготовке костюмов. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству, развивают познавательную активность.
При правильной организации педагогического процесса, при активном взаимодействии педагогов и родителей у ребенка развивается познавательная активность, формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в его отношении к художественному произведению, активизируют его познавательную деятельность.
Слушая экологическую сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции. Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона восприятия, которая имеет значение для активизации познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.
Таким образом, имеются все основания для утверждения, что именно в экологических сказках удается наиболее полно воздействовать на развитие всех сторон познавательной активности детей, использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе, побуждает ребенка самостоятельно или вместе со взрослыми искать необходимую информацию.
Но добиться этого можно только тогда, когда экологическая сказка является познавательной, расширяет экологический кругозор, учит детей думать о последствиях своих поступков; воспитывает чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты и т.п.
Резюмируя сказанное, отметим, что экологическая сказка знакомит детей с миром природы, способствует развитию у них мышления и фантазии, активизирует познавательную их деятельность. Именно сказка помо-
гает в занимательной форме раскрыть ребенку сложные явления природы, вовлечь его в волшебный мир, дает возможность пережить события и приключения героев.
В рамках одного исследования не представляется возможным рассмотреть весь развивающий потенциал экологической сказки. В перспективе мы видим необходимость внедрения экологической сказки в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения не только как средства развития познавательной активности детей, но и использование ее в процессе развития творческих способностей, речи, в процессе решения задач нравственного и экологического воспитания и т. д.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 320 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2000. - 200 с.
3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. - М. : Педагогика, 1978. - 386 с.
4. Выготский Л.С. Избранные труды. Т. 5 / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1974. - 520 с.
5. Гончарова Е.В. Экология для малышей / Е.В. Гончарова. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2005. - 188 с.
6. Гумелев Л.Н. История людей и история природы / Л.Н. Гумелев. -М. : Академия, 1993. - 250 с.
7. Гуревич П.С. Психология / П.С. Гуревич. - М. : Знание, 1999. -209 с.
8. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей 35 лет : Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 150 с.
9. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное образование. - 1998. - № 9. -С. 52-57.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : Академия, 2000. - 415 с.
11. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. - М.: Школьная пресса, 1995. - 316 с.