ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.21:37.036.5 DOI 10.26170/po19-05-01
ББК Ч410.054 ГРНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02
Томилова Светлана Дмитриевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческие способности; детское творчество; творческая деятельность; дошкольники; ФГОС; федеральные государственные образовательные стандарты; словесное творчество; виды словесного творчества; образовательные программы; дошкольные образовательные учреждения.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме развития словесного (речевого) творчества детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность данной проблемы в связи с особой ролью речи и творческой активности ребенка дошкольного возраста в развитии всех его психических процессов. Цель статьи заключается в научном определении феномена словесного творчества как одного из наиболее сложных видов творческой деятельности дошкольников, анализе основных положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, связанных с развитием активной творческой личности ребенка, и описании различных подходов к реализации данных положений в вариативных программах дошкольного образования. Обобщены теоретические аспекты проблемы развития словесного (речевого) творчества дошкольников: обозначены механизмы творческой деятельности дошкольников, скорректировано определение данного понятия, перечислены разновидности словесного (речевого) творчества, обозначены этапы формирования словесного (речевого) творчества детей. Проанализированы задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Автором выявлена специфика содержания работы по развитию словесного (речевого) творчества на основании сопоставления ряда современных образовательных программ дошкольного образования (примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная программа дошкольного образования «Развитие», примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки», примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»). Обобщены основные методы и приемы развития словесного (речевого) творчества в данных образовательных программах. Анализ образовательных программ поможет педагогам дошкольной ступени образования учитывать особенности программы при ее реализации в образовательном процессе и обеспечивать успешное решение задач развития словесного (речевого) творчества детей.
Tomilova Svetlana Dmitrievna,
Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching in Primary Classes, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CHALLENGE OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES PRESCHOOL CHILDREN
IN THE ASPECT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR PRE-SCHOOL EDUCATION
KEYWORDS: creativity; children's creativity; creative activity; preschoolers; federal state educational standards; verbal creativity; types of verbal creativity; educational programs; preschool educational institutions.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of development of verbal (speech) creativity of children of preschool age. The relevance of this problem is justified in connection with the special role of speech and the creative activity of a child of preschool age in the development of all his mental processes. The purpose of the article is to determine the scientific phenomenon of verbal creativity as one of the most complex types of preschoolers' creative activity, analyze the main provisions of the Federal State Educational Standard for Preschool Education related to the development of an active creative personality of a child, and describe various approaches to the implementation of these provisions in variable preschool education programs. The theoretical aspects of the problem of development of verbal (speech) creativity of preschool children are summarized: the mechanisms of preschoolers' creative activity are indicated, the definition of this concept is corrected, the types of verbal (speech) creativity are identified, the stages of the formation of verbal (speech) creativity of children are indicated. The tasks of educational areas "Cognitive development", "Social and communicative development", "Speech development" and "Art and aesthetic development" in the Federal State Educational Standard of preschool education aimed at the development of the child's creative potential are analyzed. The author has identified the specific content of the work on the development of verbal (speech) creativity in comparing a number of modern educational programs of preschool education (Exemplary educational program of preschool education "Childhood", Educational pro-
gram of preschool education "Development", Approximate educational program of preschool education "Origins", Approximate educational program preschool education "Inspiration"). The main methods and techniques for the development of verbal (speech) creativity in these educational programs are summarized. Analysis of educational programs will help preschool teachers of education to take into account the features of the program in its implementation in the educational process and to ensure the successful solution of the tasks of developing verbal (speech) creativity of children.
Введение
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Вет-лугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Под-дьяков, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова, Д. Б. Эль-конин и другие). Среди творческих проявлений детей дошкольного возраста особое внимание заслуживает словесное (речевое) творчество, что объясняется особой ролью речи и творческой активности в развитии всех психических процессов ребенка.
Творчество принято рассматривать как важнейший вид духовно-практической деятельности ребенка, который способствует его самовыражению и самореализации. В широком смысле слова творчество может представлять собой любую практическую или теоретическую деятельность человека, в результате которой появляется нечто новое (прежде всего — для субъекта деятельности): знания, решения, способы действия, материальные продукты [1, с. 649]. По мнению Е. П. Ильина, творчеством можно считать «деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [6, с. 10]. Л. С. Выготский рассматривал творчество как создание нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта [2, с. 6—7]. Творческая личность, как считают многие современные исследователи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и другие), проявляет себя уже с раннего детства «там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое...» [2, с. 6—7]. Обобщая, можно отметить, что в творчестве очень важны такие компоненты, как процессуальный, личностный и продуктивный.
Большинство исследователей рассматривает становление творческих способностей ребенка в первую очередь во взаимосвязи с развитием таких психических процессов, как восприятие и воображение (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Посредством восприятия и творческого воображения
свойства объектов и явлений действительности, а также их взаимосвязи усваиваются ребенком, затем перерабатываются во внутреннем плане, к ним привносятся новые впечатления, и в сознании происходит смена прежних представлений таким образом, что возникает новый продукт. Творческие способности детей представляют собой сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоциональных компонентов восприятия. Огромную роль в этом процессе играет и речь, поскольку все задуманное и воплощенное ребенком находит выражение в речи как показателе общего психического развития и уровня владения языком.
Результаты исследования
Среди проявлений творческой активности дошкольников особое внимание заслуживает словесное творчество, под которым традиционно принято понимать деятельность, возникающую под влиянием восприятия произведений фольклора и художественной литературы и связанную с созданием собственных связных монологических высказываний (рассказов, сказок, стихотворений) (Т. И. Алиева, Э. П. Короткова, А. М. Ле-ушина, Н. А. Орланова, Л. А. Пеньевская). Ряд исследователей трактуют термин «словесное творчество» несколько шире — как деятельность, начинающуюся под влиянием произведений словесного искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании ребенком новых слов (словотворчестве) и любых устных сочинений: рассказов, сказок, стихов, творческих пересказов, загадок, небылиц и подобное [11, с. 89]. Наряду с термином «словесное творчество» употребляется и другой — «речевое творчество», который шире по значению и понимается как сочинение ребенком не только рассказов, сказок, стихотворений, но и сценариев, игровых и театральных сюжетов [3, с. 65]. Таким образом, словесное (речевое) творчество мы трактуем как художественно-речевую деятельность детей, связанную с восприятием произведений искусства и явлений окружающей действительности и выражающуюся в создании под их влиянием нового уникального творческого продукта (слова, образа, сюжета, речевого высказывания, текста). Мы выделяем следующие виды словесного (речевого) творчества: словотворчество (придумывание новых слов); творческий пересказ (с
© Томилова С. Д., 2019
изменением лица, которое ведет повествование); творческое рассказывание, проявляющееся в создании новых сюжетов или преобразовании знакомых сюжетов, изменении ситуаций, действующих лиц и подобного; сочинение детьми оригинальных сказок; поэтическое творчество (сочинение стихов, потешек, небылиц, загадок); сочинение детьми сценариев, игровых и театральных сюжетов.
Творческая активность ребенка проявляется уже на начальном этапе овладения речью — преимущественно на лексическом уровне, при создании новых слов. На эту особенность впервые обратил внимание К. Чуковский. Он отмечал поразительное чутье языка у двух- и трехлетних детей, проявляющееся в создаваемых ими новых словах («сердитки», «нырьба», «копытну-ла», «обутки» и «одетки», «тормозило», «людь» и другие) [14, с. 14—15]. По мнению исследователя, ребенок создает новые слова для более точного оформления возникшего в воображении образа воспринимаемого предмета, действия или явления. Так, придуманное ребенком энергичное, звонкое слово «нырьба» (Мама, скомандуй: "К нырьбе приготовиться!") лучше передает характер процесса, чем слово «ныряние» [14, с. 14—15]. Хотя у ребенка к пяти-шести годам утрачивается эта особенность создавать новые слова для передачи своих ярких впечатлений, по нашему мнению, она очень важна для овладения другими видами речевого творчества, поскольку свидетельствует о том, что у дошкольника не только установилась связь «образ — слово», но есть стремление использовать яркое, выразительное слово для обозначения предмета, явления, свойства или действия. В дальнейшем такой ребенок, которому свойственна эмоциональная насыщенность восприятия, не останется равнодушным к изобразительно-выразительным средствам языка, сначала улавливая их в произведениях фольклора или литературы, а затем и используя в собственной речи.
Можно выделить следующие этапы формирования словесного (речевого) творчества детей.
1. Накопление детьми жизненного опыта. Роль педагога здесь проявляется в организации жизненных наблюдений, которые будут влиять на творческий продукт детей. Воспитатель на этом этапе должен научить ребенка образному видению окружающего, показать, что некоторые явления действительности могут быть изменены или преобразованы.
2. Накопление детьми художественно-речевого материала, усвоение содержания, образов народных и литературных произведе-
ний, систематизация знаний о жанровых особенностях произведений, в первую очередь стихотворений, реалистических рассказов, сказок о животных, волшебных сказок. Обогащение опыта восприятия ребенка литературных и фольклорных произведений помогает развитию у него комбинаторных способностей. Ребенок усваивает традиционные формулы зачина, концовки сказки, троекратные повторы, ритмичность стихотворной речи, образность сравнения явлений в загадке и другие особенности, и это способствует зарождению у него собственных художественных образов.
3. Собственно процесс детского творчества. На данном этапе ребенок демонстрирует, как он овладел способами творческой деятельности (овладение замыслом, продумывание сюжета, воспроизведение жанровых особенностей своего произведения, подбор изобразительно-выразительных средств языка для реализации замысла). Роль педагога здесь проявляется в создании эффективной атмосферы творчества, которая активизирует мыслительную деятельность детей, обеспечивает потребность самовыражения в творчестве.
4. Создание новой продукции и оценивание ее. Задача педагога на данном этапе — поддержать эстетические переживания ребенка, связанные с созданием его речевого творческого продукта, помочь ребенку осознать результаты собственного творчества [4, с. 63; 15, с. 46; 13, с. 225—226].
Необходимость создания условий, способствующих развитию речевого творчества детей, подбора эффективных методов и приемов, активизирующих их творческую деятельность, доказывается многочисленными исследованиями и практикой. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) именно он определяет приоритетные направления в данной деятельности педагогов.
Анализ основных положений ФГОС ДО позволяет отметить, что при постановке задач процессуальный, личностный и продуктивный компоненты творчества конкретизируются в нескольких образовательных областях. Одной из важнейших общих задач, выделенных в ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В образовательной области «Познавательное развитие» подчеркивается необходимость формирования первичных представлений о себе и об объектах окружающего мира как основы развития воображения и творческой активности; в образовательной области «Речевое разви-
тие» отмечается важность знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы как базы для развития речевого творчества; в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» актуализируется задача обучения детей восприятию музыки, художественной литературы, фольклора для реализации накопленного опыта в самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и других) [12]. Таким образом, ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной творческой личности ребенка. В целом задачи развития творческих способностей детей определены в ФГОС ДО с опорой на традиционные подходы методики обучения дошкольников творческому рассказыванию и с учетом современных достижений педагогической науки в данной области.
Современный процесс воспитания и образования в ДОО характеризуется различными подходами к решению задачи развития словесного (речевого) творчества детей. В вариативных программах дошкольного образования показаны возможные пути развития творческих способностей у дошкольников. Анализ ряда программ («Детство», «Развитие», «Истоки», «Вдохновение», «От рождения до школы») позволяет отметить, что заданные в ФГОС ДО ориентиры реализуются в каждой из них, но имеются существенные различия в определении задач и содержания образовательной деятельности, а также ее результатов. Так, в программе «Детство» содержание работы по развитию словесного (речевого) творчества дошкольников представлено главным образом в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» [5]. В образовательной программе дошкольного образования «Развитие» вопросы, связанные с развитием творческих способностей детей, рассматриваются в образовательных областях «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» (раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи») [8]. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» ориентируется на требования ФГОС ДО и выделяет развитие речевого творчества в качестве одной из ведущих задач в таких образовательных областях детского развития, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-речевое развитие» [10]. Авторы программы «Истоки» элементы, связанные с развитием творческих способностей у дошкольников, включают в образовательные
области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» [7]. В программе «От рождения до школы» задачи развития словесного творчества дошкольников конкретизируются в образовательной области «Речевое развитие» [9].
Наиболее полно содержание работы по развитию речевого творчества дошкольников представлено в программах «Детство» и «Развитие». Так, авторы программы «Детство» главную цель видят в создании для каждого ребенка в ДОО возможности для развития способностей, взаимодействия с окружающим миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой самореализации [5, с. 5]. По их мнению, творческие проявления ребенка берут начало в игре — ведущем виде деятельности дошкольников. С этой целью в разделе «Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет» предлагаются задания, связанные с проявлением творческих способностей детей: самостоятельное включение в игровые сюжеты новых событий, ролей, проявление творчества в выборе предметов-заместителей; придумывание совместно с воспитателем нового содержания сюжетно-ролевых игр; введение изменений в знакомый сказочный сюжет, придумывание новых сюжетов по аналогии с известными, дополнение творческих замыслов друг друга и подобное.
Задачи развития речевого творчества в программе «Детство» наиболее полно представлены в образовательных областях «Речевое развитие» (блоки «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» и «Развитие речевого творчества») и «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Художественная литература»). Авторы программы считают чтение литературных произведений важнейшей формой творческой активности детей, обеспечивающей их художественно-эстетическое развитие, поэтому ориентируют воспитателя на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослыми знакомые строчки и рифмы из стихов; в среднем дошкольном возрасте ставятся задачи развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы по иллюстрациям к произведениям, стимулировать у детей проявление словотворчества, интереса к языку; в старшем дошкольном возрасте к вышеперечисленным добавляется задача понимать образность и выразительность языка литературных произведений [5, с. 108—109].
Начиная со старшей группы в программе «Детство» выделяется раздел «Раз-
витие речевого творчества». Содержанием образовательной деятельности в данном разделе в старшей группе является создание разнообразных видов творческих рассказов, использование элементов речи-доказательства при отгадывании загадок — в процессе совместных игр, в повседневном общении детей. С целью развития творческого потенциала ребенка и формирования у него активной субъектной позиции в творческой деятельности рекомендуются следующие формы работы: игровые ситуации, связанные как с образовательной деятельностью, так и со свободной, — словесные игры, творческие игры, театрализованные игры.
В программе «Детство» предлагаются как традиционные виды творческих видов работ (придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; сочинение загадок (старшая группа); сочинение собственных оригинальных рассказов с опорой на личный и литературный опыт: на тему, предложенную воспитателем, сочинение рассказа, сказки, загадки с опорой на модель), так и новаторские (придумывание диафильмов, рассказов по «кляксогра-фии», по пословицам, с использованием элементов ТРИЗ, планирование сюжетов творческих игр) [5, с. 108, 113].
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в соответствии с ФГОС ДО, авторы программы «Детство» ориентируют педагогов на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобразительного и других видов искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание образовательной деятельности в разделе «Художественная литература» строится по трем взаимосвязанным направлениям: «Расширение читательских интересов детей», «Восприятие литературного текста», «Творческая деятельность на основе литературного теста», при этом первые два, безусловно, являются основой для третьего. Задачи, направленные на развитие творческих способностей ребенка, усложняются по мере его взросления. Так, в младшем дошкольном возрасте творческая деятельность на основе литературного текста предполагает создание условий для полноценного выражения отношения ребенка к литературному произведению и его героям при слушании, в рисунке, чтении текста наизусть, в простых играх-дра-матизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театров [5, с. 116]. В среднем дошкольном возрасте расширяется опыт слушания произведений за счет новых жанров фольклора (прибаут-
ки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные) и литературной поэзии (стихи, авторские загадки) и прозы (сказка, рассказ), что дает возможность осваивать новые виды художественно-речевой деятельности (пересказы произведений по ролям, придумывание поэтических рифм, коротких описательных загадок) [5, с. 121]. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с более сложными произведениями фольклора (волшебными и бытовыми сказками, метафорическими загадками, былинами), литературной прозой (рассказы с нравственным подтекстом, сказки-повести) и поэзией (лирические стихи, литературные загадки с метафорой, басни, поэтические сказки). Речевое творчество на этом этапе тоже усложняется: авторы программы предлагают детям осваивать разные способы передачи результатов восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой деятельности (пересказе сказок от лица литературного героя, выразительном рассказывании наизусть стихов и поэтических сказок, придумывании поэтических строф, загадок, сочинении сказок и рассказов по аналогии со знакомыми текстами, участии в театрализованной деятельности) [5, с. 127—128].
При этом предполагается, что ребенок должен уметь сохранять в пересказах стилистические и жанровые особенности произведений, использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям жанра (зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения, образные фразеологизмы).
Акцент на развитии творческих способностей детей ставится и в программе «Развитие», авторы которой выделяют концепцию развития способностей человека (умственных — познавательных и творческих, коммуникативных и регуляторных) в качестве одного из теоретических оснований программы [8]. По их мнению, основа творческих способностей детей закладывается в игре как ведущем виде деятельности детей уже в среднем возрасте, когда воспитатель в качестве материала для сюжетной игры вводит мотивы известных фольклорных и литературных сюжетов. В старшей и подготовительной группах воспитатель вводит в сюжетную игру новых персонажей, затем учит детей комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры и активизируя воображение детей. Этому же способствуют игры-драматизации, игры-импровизации, ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений. В совместных играх воспитатель поощряет любые предложения детей, направленные на творческое комбинирование
различных событий и персонажей (реалистического, сказочного, фантастического характера) [8, с. 40, 42, 45—46].
В данной программе также подчеркивается, что развитие ребенка активно происходит в различных видах деятельности, в том числе и литературно-художественной, и главная задача педагога здесь — создание необходимых условий для ее организации. При ознакомлении с художественной литературой в процессе развития речи дошкольников учат пользоваться заместителями-эталонами для обозначения персонажей сказок, посредством которых дети в дальнейшем воспроизводят сюжет произведения, а также пространственными моделями, которые помогают им пересказывать произведение или на его основе создавать новое, собственное [8, с. 68].
В образовательной области «Речевое развитие» (раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи») программы «Развитие» отмечается, что педагоги не только знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями (сказками, рассказами и стихами), но и решают важную образовательную задачу — обучают пересказу и сочинению собственных произведений. Такая работа способствует развитию речи, словесного творчества и коммуникативных способностей ребенка [8, с. 94]. Предпосылками развития словесного (речевого) творчества является вся образовательная работа по ознакомлению дошкольников с детской литературой и речевому развитию, в которой авторы программы выделяют три направления: ознакомление детей с детской художественной литературой, освоение специальных средств литературно-речевой деятельности и развитие умственных способностей детей на материале художественной литературы, прежде всего мышления и воображения [8, с. 96—97]. Развитие ребенка под влиянием книги происходит поступательно: от личностного переживания и проникновения детей в художественное произведение через более точное понимание характеров персонажей и событий произведения и воссоздание структуры произведения путем двигательного, графического или пространственного моделирования его сюжета и освоения изобразительно-выразительных средств произведения к воспроизведению произведения или его фрагментов при пересказе и далее к созданию собственного речевого продукта. Развитие творческих способностей ребенка обусловлено тем, что он в разных видах литературно-творческой деятельности постепенно переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, а затем и творца-сочинителя.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» авторы программы «Развитие» ориентируют педагогов на развитие художественных способностей ребенка во всех видах художественной деятельности, в том числе и литературной. Главной задачей здесь является воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в разных областях искусства, а также овладение детьми этими средствами при создании собственного творческого продукта. По мнению авторов программы, если обучить ребенка понимать, создавать и отображать разные виды художественных образов, то это должно стать основой развития его художественных способностей.
Авторы программы «Вдохновение» считают главной целью дошкольного образования целостное развитие ребенка и предусматривают взаимную интеграцию всех пяти образовательных областей с выделением задач социально-коммуникативного и речевого развития как общих, сквозных в образовательной деятельности [9]. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве одной из ведущих ставится задача формирования позитивного отношения к творчеству, в том числе и речевому. В образовательной области «Речевое развитие», в соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие речевого творчества рассматривается как важнейшая часть общего овладения ребенком речью.
Связь нескольких образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») проявляется в том, что, вдохновленные произведениями словесного искусства, дети стремятся проявить себя в творчестве. В процессе диалога со взрослым и сверстниками они учатся понимать словесные образы. Общение помогает им делиться открытиями и формулировать задачи своей творческой деятельности. Авторы программы предлагают детям рассказывать собственные истории, фиксировать их с помощью рисунков, схем, пиктограмм, создавать с помощью взрослых книжки-самоделки, а также менять литературные истории (заменять авторские слова и выражения своими). К языковой среде, стимулирующей творческие способности детей, авторы относят рифмы, стихи, песни, пальчиковые игры, игры в звукопись, рифмы-бессмыслицы, игры со словами и слогами, скороговорки, шутки и пословицы [8, с. 150].
Особое внимание авторы программы уделяют проектной деятельности, которая должна способствовать развитию речевого творчества детей. С этой целью предлагаются следующие проекты: «Книгоиздательст-
во» (создание самодельных книжек с текстами, рисунками и прочими результатами творчества детей), «Юный сказочник» (сочинение рассказов и сказок и представление их в различных формах — в сюжетных рисунках, аппликациях), «Телерадиоцентр "Семицветик"» (создание радио- и телепередач, включающих рассказы детей о событиях, записи концертных номеров), «Создание мультфильмов» (придумывание сюжета и воплощение его в мультфильм), «Детский театр» (проявление речевого творчества посредством сочинения театральных сюжетов) [8, с. 153]. Предлагаемые мероприятия позволят ребенку понять, что с помощью языка можно создавать вымышленные миры, и развивать воображение и творческие способности; научат его испытывать удовольствие от рассказанных им историй; разовьют у него интерес к игре со звуками и словами, рифмами и стихами.
Заключение
Подводя итог исследования, можно отметить, что задача развития словесного (речевого) творчества детей дошкольного возраста является актуальной в настоящее
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк : кн. для учителя. — 3-е изд. — СПб. : Союз, 1997. — 96 с.
3. Гавриш Н. В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 6. — С. 62—68.
4. Гурович Л. М., Панкратова Л. М. Обучение дошкольников 5—6 лет сочинению сказок / / Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду : межвуз. сб. науч. тр. — Л. : ЛГПИ, 1985. —
С. 43—52.
5. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : Детство-Пресс : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 280 с.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5535071/page:22/ (дата обращения: 21.01.2019).
7. Истоки : примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М. : Сфера, 2014. — 161 с.
8. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / под ред. А. И. Булычовой. — М. : УЦ им. Л. В. Венгера «Развитие», 2016. — 173 с.
9. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
10. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. — М. : Национальное образование, 2015. — 368 с.
11. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. — 256 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : зарегистрировано в Минюст России 14 нояб. 2013 г. : № 30384. — Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 17.02.2019).
13. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972. — 284 с.
14. Чуковский К. И. От двух до пяти : кн. для родителей. — М. : Педагогика, 1990. — 384 с.
15. Шибицкая А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества // Художественное творчество в детском саду : пособие для воспитателя и музыкального руководителя : [сб. статей] / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М. : Просвещение, 1974. — С. 62—66.
REFERENCES
1. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B. G. Meshcheryakova i V. P. Zinchenko. — SPb. : Praym-Evroznak, 2003. — 632 s.
время. В современных программах дошкольного образования данная задача рассматривается системно, в аспекте требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.
В соответствии с ФГОС ДО, помимо традиционного обучения творческому рассказыванию детей, образовательные программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в развитии творческих способностей (игровые образовательные ситуации; режиссерские игры, театрализованные игры; проектную деятельность; продуктивную деятельность), а одним из главных условий указывают интеграцию разных видов деятельности (художественной, речевой, продуктивной).
Предложенный нами анализ образовательных программ может помочь педагогам дошкольной ступени образования учесть особенности программы при ее реализации в образовательном процессе, обеспечить успешное решение задач развития словесного (речевого) творчества детей.
2. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psikhologicheskiy ocherk : kn. dlya uchitelya. — 3-e izd. — SPb. : Soyuz, 1997. — 96 s.
3. Gavrish N. V. Fenomen slovesnogo tvorchestva na etape doshkol'nogo detstva // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2016. — № 6. — S. 62—68.
4. Gurovich L. M., Pankratova L. M. Obuchenie doshkol'nikov 5—6 let sochineniyu skazok // Optimizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v detskom sadu : mezhvuz. sb. nauch. tr. — L. : LGPI, 1985. — S. 43—52.
5. Detstvo : primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya / T. I. Babaeva, A. G. Go-goberidze, O. V. Solntseva i dr. — SPb. : Detstvo-Press : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2014. —280 s.
6. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://studfiles.net/preview/5535071/page:22/ (data obrashcheniya: 21.01.2019).
7. Istoki : primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. — 5-e izd. — M. : Sfera, 2014. — 161 s.
8. Obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Razvitie» / pod red. A. I. Bulychovoy. — M. : UTs im. L. V. Vengera «Razvitie», 2016. — 173 s.
9. Ot rozhdeniya do shkoly : primernaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya (pilotnyy variant) / pod red. N. E. Veraksy, T. S. Komarovoy, M. A. Vasil'evoy. — M. : Mozaika-Sintez, 2014. — 368 s.
10. Primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Vdokhnovenie» / pod red. I. E. Fe-dosovoy. — M. : Natsional'noe obrazovanie, 2015. — 368 s.
11. Ushakova O. S. Razvitie rechi doshkol'nikov. — M. : Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2001. — 256 s.
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] : Prikaz M-va obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» : zaregistrirovano v Minyust Rossii 14 noyab. 2013 g. : № 30384. — Rezhim dostupa: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf (data obrashcheniya: 17.02.2019).
13. Khudozhestvennoe tvorchestvo i rebenok / pod red. N. A. Vetluginoy. — M., 1972. — 284 s.
14. Chukovskiy K. I. Ot dvukh do pyati : kn. dlya roditeley. — M. : Pedagogika, 1990. — 384 s.
15. Shibitskaya A. E. Rol' fol'klora v razvitii detskogo slovesnogo tvorchestva // Khudozhestvennoe tvorchestvo v detskom sadu : posobie dlya vospitatelya i muzykal'nogo rukovoditelya : [sb. statey] / pod red. N. A. Vet-luginoy. — M. : Prosveshchenie, 1974. — S. 62—66.