УДК/UDC 373.2
DOI10.54509/22203036_2022_3_211 EDN EAMXAO
Казин Эдуард Михайлович
доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научного управления, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Ласкожевская Елена Владимировна
заведующий, Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников, г. Ленинск-Кузнецкий
Горная Елена Петровна
педагог-психолог, Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников, г. Ленинск-Кузнецкий
Иванова Ольга Георгиевна
кандидат педагогических наук, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Красношлыкова Ольга Геннадьевна
доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Кириченко Владимир Владимирович
кандидат педагогических наук, заведующий
структурным подразделением «Бассейн»,
Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово
Kazin Eduard M.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading Researcher at the Scientific Department, Kemerovo State University, Kemerovo
Laskozhevskaya Elena V.
Head of the Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 2 of a General Developmental Type with Priority Implementation of Activities in the Cognitive and Speech Direction of the Development of Pupils", Leninsk-Kuznetsky
Gornaya Elena P.
Teacher, Psychologist, Municipal Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 2 of a General Developmental Type with Priority Implementation of Activities in the Cognitive and Speech Direction of the Development of Pupils", Leninsk-Kuznetsky
Ivanova Olga G.
Candidate of Pedagogical Sciences,
Director of the Central Research Institute
of Kuzbass Regional Institute for Professional Development
and Retraining of Education Workers,
Kemerovo
Krasnoshlykova Olga G.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Director of Kuzbass Regional Institute of Advanced Training
and Retraining of Education Workers, Kemerovo
Kirichenko Vladimir V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of a Structural Division "Bassejn", Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 36", Kemerovo
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE PERSONAL POTENTIAL OF SENIOR PRESCHOOLERS
Введение. Статья посвящена проблеме формирования адаптивно-развивающего потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста. Показана необходимость изучения взаимосвязи адаптивного и развивающего компонентов детей и создания
организационно-педагогических условий, позволяющих решать данную проблему.
Методология. Исследование проведено с использованием комплекса диагностик, позволяющих оценить состояние здоровья, уровень сформирован-
ности познавательно-развивающих характеристик и функционального состояния физической подготовленности воспитанников старшего дошкольного возраста.
Результаты. Полученные данные в ходе проведенного исследования позволили выявить динамику и перспективы процессов адаптации и развития каждого воспитанника на основании анализа параметров здоровья, коммуникативного, когнитивного (познавательного) потенциала, выявить взаимосвязь между состоянием здоровья, физической подготовленностью воспитанников и показателями функционального состояния, когнитивно-познавательной деятельности. Сформулировано научно-методическое понятие о процессе формирования личностного потенциала старших дошкольников.
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости трансформации предметно-развивающей среды в ДОО в адаптивно-развивающую, актуализирующую использование внутренних и внешних здоровьесберегающих ресурсов воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников в целях комплексного психофизического развития личности. Эффективность процесса формирования личностного потенциала старших дошкольников существенно возрастает в случае совместной деятельности различных специалистов, интегрированных в структуру службы сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Introduction. The article is devoted to the problem of formation of adaptive and developing potential of pupils of senior preschool age. The necessity of studying the relationship between the adaptive and developmental components of children and the creation of organizational and pedagogical conditions that allow solving this problem is shown.
Methodology. The study was conducted using a set of diagnostics that allow assessing the state of health and the formation levels of cognitive and developmental characteristics and the functional state of physical fitness of pupils of senior preschool age.
Results. The data obtained in the course of the study made it possible to fix the individual dynamics and prospects of the processes of adaptation and development of each pupil based on the analysis of the parameters of health, communicative, cognitive (cognitive) potential, to identify the relationship between the state of health, physical fitness of pupils and indicators of functional state, cognitive and cognitive activity. The scientific and methodological concept of the process of forming the personal potential of older preschoolers is formulated.
Conclusion. The results of the study indicate the need to transform the subject-developing environment in preschool education into an adaptive-developing one, actualizing the use of internal and external health-saving resources of the educational process of senior preschoolers for the purpose of complex psychophysiological development of personality. The effectiveness of the process of forming the personal potential of senior preschoolers will increase significantly in case of joint activities of various specialists integrated into the structure of the support service of the educational process.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, адаптивно-развивающий потенциал воспитанников, служба сопровождения формирования личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста, мониторинг, сетевая модель.
Keywords: preschool educational organization, adaptive-developing potential of pupils, support service for the process of formation of personal potential of senior preschoolers, monitoring, network model.
Введение
Дошкольные образовательные организации (ДОО) - ведущий институт, содержание и направления деятельности которого регулируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержащим совокупность обязательных требований к структуре, объему, условиям и результатам реализации основной образовательной программы.
Одной из главных задач ДОО становится создание таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнавать что-то новое, изучать окружающий мир.
Согласно ФГОС ДО, ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть умением самоорганизации, через игровую деятельность освоить социальные навыки, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Поэтому цель образования заключается в развитии личностного потенциала каждого ребенка, в овладении им прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике, что нашло свое отражение в ФГОС ДО [18].
Личностный потенциал воспитанника ДОО представляет собой совокупность индивидуально-психологических и физиологических особенностей ребенка, являющихся ресурсом личности, которая проявляется в деятельности, ориентированной как
на сохранение и укрепление здоровья, так и его психическое, физическое и социальное развитие [19].
Анализ научных работ Т. В. Волосовец [4; 5], Т. А. Смирновой [15], Г. В. Сорокоумовой [16] позволил заключить, что личностный потенциал дошкольника активно формируется в процессе дошкольного образования, которое представляет собой последовательную деятельность по комплексной поддержке детства, способствующую реализации адаптационных возможностей индивида, самоактуализации ребенка в его психическом, физическом и социальном развитии [12].
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, формирование общей культуры личности, ценности здорового образа жизни, развитие их физических качеств (п. 1.6 ФГОС ДО) [18]. Несмотря на то, что в стране создана нормативно-правовая основа для сохранения и укрепления здоровья детей, только около 30 % воспитанников дошкольного возраста относятся к лицам, которых можно считать абсолютно здоровыми (1-я группа здоровья).
Согласно статистическим данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития Министерства здравоохранения Российской Федерации, за 2017-2018 гг. в Кемеровской области зарегистрировано 231,98 случая болезней у детей (на 100 000 детского населения) в возрасте от 0 до 14 лет, из них 52 % детей имеют болезни органов дыхания, 6,4 % - нарушения зрения, 4 % - болезни органов пищеварения, около 2 % - нарушения обменных процессов, расстройства поведения, мочеполовой системы и врожденные аномалии [6].
При этом особое внимание следует уделить тому, что именно в дошкольном возрасте происходит активное психофизическое развитие детей, которое выражается в анатомическом формировании органов и тканей центральной и периферической нервной системы, окостенении скелета, развитии органов кровоснабжения, дыхания, сопровождающихся, с одной стороны, пониженной резистентностью к различного рода заболеваниям, а с другой - повышенной возможностью к альтерации (отклонению) психосоматического развития [8].
В отличие от нормотипически развивающихся сверстников дети с ОВЗ имеют ряд психофизических особенностей, у них чаще возникают трудности в адаптации и социализации, а также нарушения в развитии эмоциональной, познавательной и регулятивно-волевой сфер. На пути развития личностного потенциала детей с ОВЗ крайне важным
является целенаправленное коррекционное воздействие педагогов на социально-эмоциональный компонент. Одним из ключевых способов решения данной проблемы выступает расширение образовательных траекторий, индивидуализация обучения, разработка программ, внедрение новых УМК, а также создание творческой личностно развивающей образовательной среды [19].
В работах исследователей различных регионов Сибири образовательная среда рассматривается как совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности [7; 12; 17].
Детям с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья необходимо помочь сформировать опыт, ввести ребенка в существующую систему межличностных отношений посредством создания адаптивно-развивающей образовательной среды, включающей организационное предметно-правовое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития [9].
По нашему мнению, широкие возможности для решения данной проблемы представляет теоретическое и практическое рассмотрение понятия «личностный потенциал» индивида как адаптивно-развивающей дефиниции.
Вопросы теории и практики, связанные с формированием адаптивно-развивающего потенциала, исследовались в работах Э. М. Казина, О. Г. Крас-ношлыковой, А. М. Богомолова и других ученых. Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что зону интересов ученых и практиков составляют проблема адаптации, разработка диагностического инструментария, особенности взаимодействия сотрудников дошкольной организации с семьей [1; 3; 12].
Мы считаем, что анализ адаптивного и развивающего компонентов личностного потенциала предполагает интегративное рассмотрение здоровьесбе-регающей деятельности в образовательной организации с точки зрения влияния ресурсов психосоматического и социального здоровья субъектов образования на реализацию когнитивной и эмоционально-волевой устойчивости, физической подготовленности, морально-нормативных ценностей социализации.
Для того чтобы процесс освоения складывался положительно, важно создать необходимые благоприятные психолого-педагогические и медико-социальные условия для адаптации и социализации воспитанников в ДОО. От того, как выстроен процесс формирования адаптационно-развивающего потенциала, зависит дальнейший успех воспитанников на этапе поступления в школу.
В связи с этим целью настоящего исследования являлось создание организационно-педагогических условий формирования адаптивно-развивающего потенциала старших дошкольников и постановка проблемы, касающейся необходимости проведения комплексного психолого-педагогического сопровождения формирования готовности детей к началу обучения в школе с учетом выявленных индивидуальных нарушений (дефицитов) развития личностного потенциала дошкольников.
Методология
Исследование проводилось на базе МАДОУ № 2 Ленинск-Кузнецкого городского округа, который является опорной площадкой КРИПКиПРО по теме
«Сохранение и укрепление воспитанников дошкольных образовательных организаций» в условиях сетевого взаимодействия с городскими ДОО: МБОУ № 7, 30, 39, 49, 53, что позволяет обеспечивать административно-управленческую, психолого-педагогическую и оздоровительно-профилактическую деятельность на муниципальном и локальном уровнях системы дошкольного образования [8].
Педагогами МАДОУ № 2 разработана структурно-функциональная основа службы сопровождения процесса формирования адаптивно-развивающего потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) (рис. 1).
Деятельность службы, в которой задействованы все субъекты образования направлена на трансформацию воспитательно-образовательной среды в ДОО в адаптивно-развивающую, создающую благоприятные условия для полноценного проживания ребенком детства, способствует формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Служба сопровождения ведет
Участники процесса формирования адаптивно-развивающего потенциала воспитанников
1 г ч г ч г ч г ч г ч г ч г
Старшая медсестра Учитель-логопед Воспитатель Педагог-психолог Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Родители
Сбор анамнеза, мониторинг состояния здоровья, профилактика, консультации, проведение оздоровительных мероприятий (соляная пещера, витаминотерапия, кислородные коктейли и т. д.) Диагностика, коррекция уровня речевого развития (постановка и коррекция звуков, развитие моторики речевого аппарата, развитие фонематического слуха, восприятия; нормализация звукопроизноше-ния и слоговой структуры слова; развитие навыков звукового анализа и синтеза связной речи) Осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с тематическим планированием ДОО; проводит индивидуальную работу по рекомендациям специалистов. Развитие продуктивных видов деятельности, организация коррекционно-воспитательной работы Диагностика, коррекция уровня развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы («ДАП-СТАРТ», занятия, тренинги, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная адаптивная образовательная программа, психолого-педагогический консилиум), профилактика, консультирование Формирует музыкальный вкус. Воспитывает любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивает эмоциональную отзывчивость. Формирует певческий голос и выразительность движений. Развивает умение музицировать на детских музыкальных инструментах, продолжает формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар. Развитие чувства ритма, координации движений, речи Диагностика, развитие крупной моторики, координации движений. Осуществляет непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических). Развивает быстроту, силу, выносливость, гибкость, коорди-нированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствует навыки ориентировки в пространстве. Использует такие формы работы, как игры-соревнования, праздники через сетевое взаимодействие Обеспечивают регулярную посещаемость ребенком МАДОУ Выполняют рекомендации специалистов. Осуществляют систематическое обследование, наблюдение и лечение у врачей, являются активными участниками образовательных отношений
ч г ч г ч г ч г Ч г Ч г ч г
Воспитанник старшего дошкольного возраста
Рис. 1. Структурно-функциональная основа сопровождения процесса формирования адаптивно-развивающего потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста
целенаправленную работу по подготовке воспитанников к обучению в школе, освоению основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников.
Педагогами МАДОУ № 2 практикуются здоровье-сберегающие технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника, такие как:
- технологии музыкального воздействия - игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции, которые используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.;
- сказкотерапия - коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй;
- технологии воздействия цветом - просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с различными материалами (пластилином, тканями, гуашью и акварелью; для малышей -с пальчиковыми красками);
- песочная терапия - рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком.
Одно из ключевых направлений деятельности -применение физкультурно-оздоровительных технологий в дошкольном образовании. Они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы [14].
Физкультурно-оздоровительная деятельность, реализуемая нами, отражает следующие направления: охрану и укрепление здоровья детей; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; развитие физических качеств; создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
В целях повышения общефизической подготовки, работоспособности, выносливости и стойкости детей старшего дошкольного возраста педагогическим коллективом ДОО разработана дополнительная
общеразвивающая программа «Мы за здоровье» для обучающихся 6-7 лет, которая рассчитана на один год; занятия проводятся два раза в неделю длительностью до 30 минут при максимальной наполненности группы не более 15 детей.
Коррекционно-оздоровительная деятельность заключается в проведении профилактической гимнастики, ортопедических минуток, зрительной гимнастики.
Для детей группы риска сформирован план лечебно-оздоровительной работы, регламентирован индивидуальный режим двигательной активности, составлены сезонные схемы оздоровления всех возрастных групп, в которые вошли разнообразные виды закаливания и оздоровления (прогулки, воздушные ванны с постепенным понижением температуры; топтание на мокрой дорожке; ходьба по гальке, залитой водой с морской солью; контрастные обливания под душем; йодо-солевая дорожка; фитопро-цедуры; прием кислородного коктейля, проведение галлотерапии).
Выявленные нарушения в физическом и психоэмоциональном развитии детей являются основой для коррекционной и развивающей деятельности, которую осуществляют воспитатели групп, учителя-логопеды, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования.
Одним из основных организационно-педагогических условий формирования личностного (адаптивно-развивающего) потенциала старших дошкольников, на наш взгляд, является разработка и внедрение программы мониторинга социально-педагогических и психофизиологических параметров, которая представляется важным инструментом управления с целью анализа и контроля здоровьесберегающей и воспитательно-образовательной деятельности в дошкольной организации и определения степени освоения воспитанниками программы в соответствии с ФГОС ДО.
Для проведения мониторинга, в котором принимали участие 60 воспитанников старшего дошкольного возраста, были использованы: таблицы физической подготовленности; программно-методический автоматизированный комплекс ДАП «Старт», имеющий регистрационное свидетельство и позволяющий исследовать комплекс социально-психологических и психофизиологических показателей. Полученные в ходе мониторинга данные позволили зафиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого воспитанника по формированию адап-
тивно-развивающего потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста по следующим компонентам:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликта, лидерства и т. д.);
- когнитивной (познавательной) деятельности (как идет развитие познавательной активности, способностей);
- физического развития воспитанников [13].
Важнейшими функциями программы мониторинга
являются:
- диагностика, анализ, обобщение и интерпретация объективной информации об адаптивно-развивающем потенциале детей;
- информационное обеспечение принятия необходимых управленческих решений, способствующих формированию личностного потенциала и пр.
Мониторинговое исследование в ДОО проводилось в 2 этапа (сентябрь 2021 г., апрель 2022 г.) По результатам мониторинга, проведенного в сентябре 2021 г., участники службы сопровождения формирования адаптивно-развивающего потенциала старших дошкольников составляют индивидуальные заключения, на основании которых реализуются образовательно-воспитательные программы.
Вторым организационно-педагогическим условием, по нашему мнению, является разработка и внедрение комплекса мер, направленных по повышение здоровьесберегающего потенциала педагогов и воспитательного потенциала родителей [13].
Организация работы по повышению здоровье-сберегающего потенциала родителей заключается в выявлении интересов, потребностей, уровня их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни, организации здорового питания в семье, создания условий для психологического и эмоционального благополучия в семье: использовались разнообразные формы работы с семьей: круглые столы, социологические опросы, совместные праздники, акции, родительские собрания, семинары-практикумы, физкультурно-оздоровительные праздники, экскурсии на спортивные объекты города [10].
Деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по повышению здоровьесбе-регающего потенциала родителей заключается в их просвещении в вопросах ведения ЗОЖ, организации здорового питания в семье, соблюдении режима дня, организации закаливающих мероприятий, создания условий для психологического и эмоциональ-
ного благополучия в семье по программе родительского клуба «Мой малыш», который объединил более 40 семей разных возрастных групп, неравнодушных к проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей. Основными темами работы клуба стали «Стиль семейных отношений - эмоциональное состояние ребенка», «Как организовать общение с ребенком», «Волшебные слова», «Способы профилактики в семье», «Здоровый досуг» и др.
По инициативе творческой группы педагогов из ДОО ежегодно проводится городской образовательный марафон <^0здоровье» (<^Овитамин», <^Оспорт», «^ОЗОЖ»), в ходе которого родители и педагоги выполняют задания, способствующие вовлечению их в совместную деятельность с детьми при организации своего «здорового» досуга, поиску оптимальных форм оздоровления в домашних условиях и ведению ЗОЖ, что содействует формированию у ребенка ценности здоровья. В течение трех лет в марафоне приняли участие около 300 родителей из шести ДОО, включая опорный, которые совместно с детьми анализировали состав продуктов питания, определяли наличие витаминов в них, изготавливали массажные дорожки и настольные игры для детей, участвовали в проведении разнообразных спортивных мероприятий.
Важнейшим условием формирования адаптивно-развивающего потенциала личности дошкольника является осуществление сетевого взаимодействия организаций [11].
Сетевое взаимодействие МАДОУ № 2 осуществляется с такими спортивными объектами города, как лыжно-спортивный комплекс, Ледовый дворец, детско-юношеская спортивная школа, физкультурно-оздоровительный комплекс ООО «Водный мир» и др.
На базе опорной ДОО в рамках сетевого взаимодействия совместно со старшими воспитателями, инструкторами по физической культуре и ответственными за оздоровительную работу были разработаны следующие нормативные документы: положение о сетевом взаимодействии, договор о сотрудничестве, программы и планы совместных мероприятий, приказы об утверждении ответственных за организацию сетевого взаимодействия на уровне дошкольной организации.
Инфраструктурный потенциал г. Ленинска-Кузнец-кого является основой для реализации межведомственного взаимодействия, что способствует осуществлению межведомственной программы «Дети России образованы и здоровы - ДРОЗД», которая обеспечивает взаимодействие ресурсов различ-
ных ведомственных организаций, концентрацию усилий по решению актуальных здоровьесберега-ющих проблем, а также созданию целостного социально развивающего пространства города, основанного на механизме совместной деятельности и социального партнерства образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; направленной на формирование, активизацию, совершенствование процессов физического воспитания детей. Основная цель программы - повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня детской заболеваемости [8].
Результаты
Анализ адаптивного компонента личностного потенциала детей на основе оценки распределения воспитанников старшего дошкольного возраста по группам здоровья позволяет констатировать, что преобладающее большинство дошкольников относится ко 2-й группе - дети, которые перенесли респираторные и инфекционные заболевания; 3-я группа включает воспитанников с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (аллергические реакции, хронический бронхит), наблюдаются нетяжелые обострения, общее состояние здоровья не ухудшается. К 4-й группе относятся дети с ОВЗ (задержка психического развития); 5-ая группа здоровья, которая предполагает тяжелые врожденные пороки или хроническую патологию, приводящие к инвалидности, среди воспитанников не отмечена.
Результаты реализации организационно-педагогических условий, указанных выше, свидетельствуют, что среди воспитанников подготовительной группы МАДОУ № 2 в 2020/21 учебном году из 30 воспитанников 36,6 % относятся к I группе; 56,8 % - ко II группе; 6,6 % - III группе, IV группа здоровья не выявляется.
Сопоставление данных по заболеваемости, регистрируемой в течение учебного года (с сентября 2021 по апрель 2022 г.), позволило установить, что в конце года количество дней, пропущенных по болезни на одного ребенка в год, составило 2,3 дня (что на 1,3 дня ниже по сравнению с началом исследования); число детей, перенесших инфекционные заболевания, снизилось на 10 %; во всех образовательных организациях преобладают дети с первой и второй группами здоровья; за счет актуализации работы педагога прирост физического развития и повышение физической подготовленности в течение трех лет увеличился почти на 50 % и отмечается у 73 % дошкольников.
Суммарная оценка здоровьесберегающего потенциала педагогов (16 человек в возрасте от 20 до 55 лет, со стажем работы от 1 до 35 лет), предполагающая наличие квалифицированных педагогических кадров, осуществляющих здоровьесберега-ющую деятельность и характеризующихся высоким уровнем социально-адаптивной компетентности, позволила констатировать, что большинство педагогов (85 %) имеют высокий и средний уровень потенциала по данному профилю. Более 80 % педагогов ДОО принимают участие в семинарах и конференциях разного уровня и публикуют позитивные результаты здоровьесберегающей деятельности (Э. М. Казин, Е. В. Ласкожевская, Е. П. Горная, 2021).
В результате анкетирования родителей, анализа социального паспорта воспитанников, опроса воспитателей установлено, что у 75 % респондентов отмечается высокий воспитательный потенциал семьи; средний показатель регистрируется у 25 % анкетированных, а семьи с низким воспитательным потенциалом отсутствуют.
С целью выявления уровня мотивационно-цен-ностных параметров, индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка нами была использована диагностическая автоматизированная программа «Старт».
Программа, предназначенная для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет), позволяет выявить комплекс нейродинамических (скорость зрительно-моторного реагирования, уравновешенность нервных процессов - реакция на движущийся объект) и психодинамических характеристик (образная память, объем внимания, невербальный (врожденный) интеллект -с помощью цветового теста Равена), а также уровень сформированности абстрактно-логического мышления с использованием методики «Простые аналогии» (рисуночный вариант), уровень сформированности знаний по основам здорового и безопасного образа жизни.
Развивающий компонент личностного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста нами анализировался комплексно и включал оценку уровня мотивационно-поведенческой активности, отношения к ЗОЖ, коммуникативной деятельности, образной памяти, мышления, внимания, функционального состояния ЦНС, уровня уравновешенности процессов возбуждения и торможения, средние показатели физической подготовленности (табл. 1).
Результаты диагностики мотивации дошкольников на здоровый образ жизни по программе «Старт»
Таблица 1
Развивающие компоненты личностного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста
Уровень Высокий Средний Низкий
Уровень мотивации ЗОЖ (%)
Сентябрь 2021 г. 14 79 7
Апрель 2022 г. 35 58 7
Уровень развития коммуникативных навыков (%)
Сентябрь 2021 г. 29 65 6
Апрель 2022 г. 32 63 5
Уровень развития образной памяти (%)
Сентябрь 2021 г. 29 65 8
Апрель 2022 г. 32 63 5
Уровень развития мышления (%)
Сентябрь 2021 г. 25 65 10
Апрель 2022 г. 26 67 7
Уровень развития внимания (%)
Сентябрь 2021 г. 24 65 11
Апрель 2022 г. 34 59 7
Оценка функционального состояния(балл)
Сентябрь 2021 г. 3 41 56
Апрель 2022 г. 7 48 45
свидетельствуют о повышении в течение учебного года на 21 % лиц с высоким уровнем мотивации к ЗОЖ за счет снижения числа детей со средним уровнем мотивации (табл. 1). Для оценки уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников в МАДОУ № 2 использовалась методика «Рукавички» Г. А. Цукермана, которая позволяет изучать отношения детей со сверстниками и уровень развития коммуникативных умений.
Для диагностики уровня когнитивного (познавательного) развития старших дошкольников в МАДОУ № 2 был использован комплекс методик из программы ДАП «Старт» (внимание, образная память, простые аналогии). В таблице 1 представлены результаты диагностики в начале и конце учебного года 29 воспитанников по методике «Образная память».
Результаты исследования позволяют констатировать положительную динамику в развитии образной памяти воспитанников старшего дошкольного возраста. Для исследования уровней развития мышления воспитанников подготовительной группы МАДОУ № 2 использовалась методика «Простые аналогии» (табл. 1). Результаты диагностики указывают на наличие выраженной тенденции повышения данного параметра познавательной активности дошкольников.
Таблица 2
Доля детей по уравновешенности процессов возбуждения и торможения
Исследуемые качества Уравновешенность (%) Неуравновешенность (%)
Сентябрь 2021 г. 54 46
Апрель 2022 г. 56 44
Исследования уровня внимания воспитанников с помощью методики «Корректурные пробы» демонстрируют достаточно значимый рост данного параметра у большинства детей (табл. 1).
С целью оценки функционального состояния центральной нервной системы воспитанников была использована методика «Простая зрительно-моторная реакция». Функциональный уровень нервной системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей отражают возбудимость, лабильность и реактивность нервной системы. Увеличение разброса физиологических показателей, их «неустойчивость» во времени является наиболее ранним и универсальным критерием сдвигов функционального состояния ЦНС.
Результаты диагностики, представленные в таблице 1, свидетельствуют о положительной динамике
Средние показатели физической подготовленности воспитанников старшего дошкольного возраста
Таблица 3
Показатели физической подготовленности Прыжок в длину с места (см) Прыжок в высоту с места (см) Метание набивного мяча (1 кг) Метание предмета, 80 г Бег, 30 метров, (с)
Сентябрь 2021 г. 98 30 238 745 7,4
Апрель 2022 г. 102 39 250 800 7,8
функционального состояния ЦНС воспитанников старшего дошкольного возраста с преобладанием группы детей с высоким и средним уровнем активности ЦНС и уменьшением количества дошкольников с низким уровнем.
Для анализа уравновешенности процессов возбуждения и торможения нами использована методика «Реакция на движущийся объект. При помощи РДО оцениваются точность реагирования, склонность к риску, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, функциональное состояние и работоспособность ЦНС. Представленные в таблице 2 результаты диагностики демонстрируют незначительные изменения данного нейродинамического параметра у старших дошкольников, что, возможно, связано с возрастными особенностями функционального развития ребенка.
Обобщение анализа психодинамических и нейро-динамических характеристик воспитанников позволило прийти к выводу, что у большинства детей под-
готовительной группы (92 %) сформирован высокий и средний уровень развития познавательных процессов, произвольного внимания; подавляющее большинство детей подготовительной группы (90 %) демонстрируют высокий и средний уровень коммуникативных умений и отношений со сверстниками; 80 % воспитанников характеризуются высоким и средним уровнем развития саморегуляции, организации деятельности, способности понимать и действовать по заданной инструкции.
Для исследования уровней физической подготовленности воспитанников старшего дошкольного возраста нами использовались результаты контрольных упражнений (табл. 3). Сравнительный анализ показателей физической подготовленности воспитанников старшего дошкольного возраста в начале и конце учебного года выявил положительную динамику: с нормативами справились 76 % детей. Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономер-
4 группа
3 группа
2 группа
1 группа
40%
Ш 60%
83%
100%
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
I Низкий
14%
40%
100%
И Средний
37%
60%
0%
□ Высокий
49%
0%
0%
■ Низкий И Средний □ Высокий Рис. 2. Сравнительный анализ уровней развития познавательных процессов и групп здоровья
□ Высокий 0 Средний ■ Низкий Рис. 3. Результаты физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
ностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.
Сопоставление результатов диагностики познавательной сферы (образная память, мышление, внимание) и уровень физической подготовленности с группами здоровья позволило выявить определенную функциональную взаимосвязь между изучаемыми параметрами (рис. 2): среди детей, отнесенных по состоянию здоровья к третьей группе, не выявляются дошкольники с высоким уровнем развития познавательной сферы (образная память, мышление, внимание); среднегрупповые данные отмеченных параметров в этой группе дошкольников значительно ниже соответствующих показателей первой и второй групп здоровья. Вероятно, наличие хронических заболеваний может стать значительным препятствием для развития познавательной сферы детей на этапе дошкольного детства.
В результате проведенного исследования была установлена взаимосвязь показателей познавательной сферы и развития детей старшего дошкольного возраста с демонстрируемыми результатами физической подготовленности и состояния здоровья (рис. 3).
При этом отмечено, что уровень развития познавательной сферы воспитанников оказывает существенное влияние на степень проявления их физических качеств, прежде всего координационных способностей (бег), скоростно-силовых качеств (прыжки в длину, в высоту с места, метание предмета, набивного мяча) и выносливости (бег, 30 метров).
По нашему мнению, изучение динамики развития двигательных способностей в связи с естественным ростом детей и целенаправленной работой педагогического коллектива ДОО является одним из важнейших условий формирования адаптивно-развивающего потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с точки зрения траектории индивидуального развития и своевременной коррекции личностных дефицитов обучающихся в образовательном процессе.
Анализ результатов распределения воспитанников старшего дошкольного возраста по группам здоровья и уровню развития высших психических функций (когнитивная сфера - мышление, память, внимание) позволяет сделать вывод о том, что дети с 1-й и 2-й группами здоровья характеризуются высоким и средним уровнями развития высших психических функций, а воспитанники, которые относятся к 3-й и 4-й группам здоровья, характеризуются средним и низким уровнями развития высших психических функций. Отмечено, что интеллект оказывает существенное влияние на степень проявления физических качеств, прежде всего координационных способностей (челночный бег), скоростно-силовых качеств (прыжки в длину) и выносливости (бег).
Таким образом, сравнительная оценка адаптивного и развивающего компонентов личностного потенциала позволяет выделить период старшего дошкольного возраста как благоприятный для формирования интеллекта с помощью средств двигательной активности, игр, различных форм активного отдыха. Активизацию оздоровительной работы
в ДОО следует рассматривать не только в качестве фактора улучшения физического состояния, но и как необходимый компонент интеллектуального становления ребенка, и поэтому при организации работы ДОО необходимо обратить особое внимание на подготовку детей к школе, развитие интеллекта и осмысление роли физических упражнений в процессе интеллектуального становления дошкольников.
Показано, что сетевое взаимодействие способствует организации городских традиционных массовых спортивных мероприятий; занятий по общефизической подготовке, проводимых тренерами-преподавателями спортивных школ с детьми старшего дошкольного возраста; осуществлению врачебного контроля; проведению диагностики физической подготовленности и состояния здоровья детей; детского лыжного марафона, викторины «Умники и умницы», легкоатлетических кроссов, Малых олимпийских игр для педагогов, родителей и т. д.
Одним из важных результатов данной работы, на наш взгляд, является поступление более 50 % детей, посещающих занятия по ОФП, в спортивные секции по футболу, хоккею, фигурному катанию, борьбе и др.
Большое значение в формировании адаптивно-развивающего потенциала воспитанников, успешной подготовке детей к школе имеет воспитательный потенциал родителей. В последний год пребывания ребенка в детском саду работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагогический коллектив МАДОУ № 2 выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются. По результатам работы нами было проведено анкетирование по методике «Мера заботы» (выявление воспитательной позиции родителей к ребенку) И. М. Марковской (рис. 4).
Среди опрошенных родителей 70 % демонстрируют воспитательную позицию - «золотая середина», когда детям уделяют достаточное, но не чрезмерное внимание, создавая благоприятные условия для полноценного развития ребенка, не позволяя ему быть распущенным и избалованным.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о положительной взаимозависимости (корреляции) между воспитательной позицией «золотая середина» и развитием когнитивной, эмоциональной сферой жизнедеятельности, формированием психологической устойчивости дошкольников: дети, чьи
■ Детоцентристская позиция 0 Золотая середина □ Попустительская позиция
Рис. 4. Воспитательные позиции родителей по отношению к ребенку по методике И. М. Марковской
родители уважают индивидуальность ребенка, одобряют его интересы и планы, имеют возможность в большей мере проявить инициативу, самостоятельность и не испытывают чувство страха перед ошибками, что способствует их благоприятному развитию.
По результатам мониторинга, проведенного в сентябре 2021 г., были выявлены дети с низким уровнем развития, в основном с нарушениями речи, и составлен план, предполагающий реализацию комплексных мероприятий, включающих:
- работу по формированию речевых и коммуникативных умений детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода;
- создание индивидуальных маршрутов усвоения программного материала по проблемным областям;
- разработку персональных рекомендаций педагогом-психологом по развитию познавательной сферы (формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления), мелкой моторики, зрительно-моторной координации, волевой сферы, формированию обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления;
- реализацию программы «Тропинка к школе».
Полученные данные в ходе мониторинга позволили зафиксировать положительную индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникативной и познавательной деятельности.
Представленные материалы позволили авторам статьи сформулировать следующее понятийное представление о процессе формирования личност-
ного потенциала старших дошкольников: «формирование личностного потенциала старших дошкольников представляет собой процесс целенаправленных и последовательных административно-управленческих, психолого-педагогических, оздоровительно-профилактических и корректировочных мероприятий, осуществляемых с учетом анализа данных социально-педагогического и психофизиологического мониторинга адаптивных и развивающих компонентов потенциала ребенка; отражающих его психосоматическое и социальное здоровье, уровень физического развития и физической подготовленности, состояние мотивационно-поведенческой, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер жизнедеятельности, когнитивно-познавательной активности, реализуемый на основе использования внутренних и внешних ресурсов дошкольной организации и всеми субъектами образовательной деятельности, интегрированными в структуре службы сопровождения воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования».
Заключение
Представленные результаты свидетельствуют, что здоровьесберегающая деятельность в организациях дошкольного образования не только обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, формирует культуру здоровья, служит основой для формирования ценностного отношения к здоровью, побуждает ребенка к проявлению активности в ведении ЗОЖ, но и является стимулом для самореализации дошкольников, разностороннего развития личности ребенка. По нашему мнению, для детей с особенностями личностного развития и ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие организационно-педагогические условия, которые позволят ребенку освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений.
Особое значение при этом имеет реализация способности инновационной образовательной системы ДОО адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, обеспечить морально-психологическую комфортность обучающихся через создание АРОС (адаптивно-развивающей образовательной среды), включающей предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
С учетом данного положения должны быть, по нашему мнению, внесены изменения в образова-
тельные программы, предполагающие использование комплекса игровых методов физического воспитания, направленных на укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников, овладение языком эмоций, коррекцию агрессивного поведения, формирование уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. По-видимому, сочетание различных форм игровой и познавательной деятельности с активным отдыхом (спортивные игры, экскурсии, прогулки) может способствовать обеспечению сбалансированности процессов мобилизации, восстановления психосоматических ресурсов, что позволит избежать переутомления, неврозов и оказать тонизирующее влияние на организм дошкольников, способствовать формированию у них эффективной системы самореализации.
Литература
1. Актуализация и наращивание здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования / О. Г Иванова, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. П. Абаскалова // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 148-159.
2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004. 240 с.
3. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67-73.
4. Волосовец Т. В. Профессиональные стандарты специалистов дошкольного образования как путь реализации идеи детствосбережения // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения: сб. науч. ст. Т. 1. М., 2019. С. 85-96.
5. Волосовец Т. В., Егоров Б. Б., Пересадина Ю. Е. Физическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. М., 2015. 112 с.
6. Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2017 году: статистические материалы. Ч. V. М., 2018. 144 с.
7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин и др. М., 2013. 443 с.
8. Иванова О. Г. Актуализация здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 196 с.
9. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-биологические аспекты. Кемерово, 2010. 214 с.
10. Казин Э. М., Ласкожевская Е. В., Горная Е. П. К вопросу о реализации организационно-педагогических условий актуализации здоровьесберегающего и адаптационного потенциала субъектов образования в системе ДОУ -начальная школа // Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 107-111.
11. Ле-Ван Т. Н. Сетевое взаимодействие образовательных организаций по вопросам формирования у обучающихся культуры здоровья: теоретико-методологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 9 (128). С. 83-106.
12. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2021. 433 с.
13. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2011. 499 с.
14. Пономарев В. В., Казакевич Н. Н., Турыгина О. В. Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2022. № 1. С. 8.
15. Смирнова, Т. А. Развитие личностного потенциала ребенка: Студенческий научный форум: материалы X Международной студенческой научной конференции. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003406 (дата обращения: 23.07.2019).
16. Сорокоумова Г. В. Изучение личностного потенциала. Нижний Новгород, 2010. 280 с.
17. Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Книга III. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2018. 571 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: https://fgos.ru (дата обращения 20.05.2018).
19. Щелканова О. А., Михайлова И. В., Борзова Н. Я. Организация условий для развития личностного потенциала дошкольника как современная управленческая задача руководителя ДОО // Учитель Кузбасса. 2022. № 1. С. 34-37.
References
1. Ivanova O. G., Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Abaskalova N. P. Aktualizaciya i narashchivanie zdorov'esberegayushchego potenciala municipal'noj sistemy doshkol'nogo obrazo-vaniya [Updating and building of health-saving capacity of the municipal preschool education system]. Siberian Pedagogical Journal, 2019, no. 1, pp. 148-159. (In Russian).
2. Bezrukih M. M. Zdorov'esberegayushchaya shkola [Health saving school]. Moscow, 2004, 240 p. (In Russian).
3. Bogomolov A. M. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial v kontek-ste sistemnogo analiza [Personal adaptive capacity in the context of system analysis]. Psychological Science and Education, 2008, no. 1, pp. 67-73. (In Russian).
4. Volosovec T. V. Professional'nye standarty specialistov doshkol'nogo obrazovaniya kak put' realizacii idei detstvos-berezheniya [Professional standards for preschool education specialists as a way to implement the idea of child survival]. Scientific basis for the development of upbringing in the system of education, socialization of modern adolescents and children's movement. Collection of scientific articles. Vol. 1. Moscow, 2019, pp. 85-96. (In Russian).
5. Volosovec T. V., Egorov B. B., Peresadina Y. E. Fizicheskoe razvitie doshkol'nikov: teoreticheskie osnovy i novye tekh-nologii [Physical development of preschool children: theoretical foundations and new technologies]. Moscow, 2015, 112 p. (In Russian).
6. Zabolevaemost' detskogo naseleniya Rossii (0-14 let) v 2017 godu [Morbidity of the child population of Russia (0-14 years)
in 2017]. Statistical materials. Ch. V. Moscow, 2018. 144 p. (In Russian).
7. Kazin E. M. et al. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, 2013, 443 p. (In Russian).
8. Ivanova O. G. Aktualizaciya zdorov'esberegayushchego potenciala doshkol'nogo obrazovaniya [Actualizing the health-saving potential of preschool education]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2019, 196 p. (In Russian).
9. Kazin E. M. Obrazovanie i zdorov'e: mediko-biologicheskie i psihologo-biologicheskie aspekty [Education and Health: Biomedical and Psychological and Biological Aspects]. Kemerovo, 2010, 214 p. (In Russian).
10. Kazin E. M., Laskozhevskaya E. V., Gornaya E. P. K voprosu o realizacii organizacionno-pedagogicheskih uslovijaktual-izacii zdorov'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala sub"ektov obrazovaniya v sisteme DOU - nachal'naya shkola [On the implementation of organizational and pedagogical conditions for the actualization of health-saving and adaptive potential of the subjects of education in the system preschool - elementary school]. Health-saving activities of educational organizations: problems and solutions. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021, pp. 107-111. (In Russian).
11. Le-Van T. N. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organi-zacij po voprosam formirovaniya u obuchayushchihsya kul'tury zdorov'ya: teoretiko-metodologicheskij aspekt professional'noj podgotovki pedagogicheskih kadrov [Network cooperation of educational organizations for building a culture of healthy and safe lifestyle: theoretical-methodological aspect of vocational staff training]. The Education and Science Journal, 2015, no. 9 (128), pp. 83-106. (In Russian).
12. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskie pod-hody k razvitiyu lichnosti na osnove formirovaniya social'no-psihologicheskoj bezopasnosti mndivida i aktualizacii adaptacionnogo potenciala obuchayushchihsya. Kniga II. Psiologo-pedagogicheskie i mediko-socil'nye aspekty raz-vitiya obuchayushchihsya v ontogeneze [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personality development based on the formation of socio-psychological security of the individual and the actualization of the adaptation potential of students. Book II. Psychological-pedagogical and medical-social aspects of students' development in ontogenesis]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2021, 433 p. (In Russian).
13. Ontogenez. Adaptaciya. Zdorov'e. Obrazovanie: uchebno-metodicheskij kompleks. Kniga 1. Zdorov'esberegayushchie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obra-zovaniya [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book I. Health-Saving Aspects of Preschool and Primary General Education]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2011, 499 p. (In Russian).
14. Ponomarev V. V., Kazakevich N. N., Turygina O. V. Formirovanie osnov bezopasnoj zhiznedeya-tel'nosti u detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami fizicheskojkul'tury [Physical education tools to cultivate safe living basics in preschoolers]. Theory and Practice of Physical Culture, 2022, no. 1, pp. 8. (In Russian).
15. Smirnova T. A. Razvitie lichnostnogo potenciala rebenka [Development of the child's personal potential]. Student Scientific Forum. Proceedings of the X International Student Scientific Conference. Available at: https://scienceforum.ru/2018/arti-cle/2018003406 (accessed 23.07.2019). (In Russian).
16. Sorokoumova G. V. Izuchenie lichnostnogo potenciala peda-goga [Study of personal potential]. Nizhny Novgorod, 2010, 280 p. (In Russian).
17. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdoro-v'esberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kniga III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe so-provozhdenie razvitiya deteji samorealizacii obuchayushchihsya [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socially adaptive educational space. Book III. Psychological-pedagogical and medical-social support for children's development and students' self-realization]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2018, 571 p. (In Russian).
18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Federal State Educational Standard]. Available at: https://fgos.ru (accessed 20.05.2018). (In Russian).
19. Shchelkanova O. A., I. V. Mikhailova, N. YA. Borzova Organizaciya uslovij dlya razvitiya lichnostnogo potenciala doshkol'nika kak sovremennaya upravlencheskaya zadacha rukovoditelya DOO [Organization of conditions for the development of personal potential of a preschooler as a modern management task of the head of ECE center]. Teacher of Kuzbass, 2022, no. 1, pp. 34-37. (In Russian).