features of the autonomic regulation system in the formation of indicators of psychosocial and physiological adaptation to learning activities]. 21 century: fundamental science and technology. Proceedings of the V International Scientific-Practical Conference. USA, NortCharleston, 2014, no. 2, pp. 8-21. (In Russian).
30. Sirotyuk A. L. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Diagnostika, korrekciya i prakticheskie rekomendacii roditelyam i pedagogam [Attention deficit hyperactivity disorder. Diagnosis, correction and practical recommendations for parents and teachers]. Moscow, 2002, 123 p. (In Russian).
31. Smirnov N. K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekh-nolo-gii i psihologiya zdorov'ya v shkole [Health-saving educa-
tional technologies and health psychology at school]. Moscow, 2005. (In Russian).
32. Fedorov A. I. Osobennosti vegetativnoj i endokrinnoj regulyacii processa adaptacii uchashchihsya k usloviyam sredy v razlichnye vozrastnye periody [Peculiarities of vegetative and endocrine regulation of the process of students' adaptation to environmental conditions in different age periods]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Tomsk, 2008, 30 p. (In Russian).
33. Yasyukova L. A. Optimizaciya obucheniya i razvitiya detejs MMD - Test Tuluz-P'erona [Optimizing Learning and Development of Children with MMD - Toulouse-Pieron Test]. St. Petersburg, 2007, 104 p. (In Russian).
УДК^С 37
Р0110.54509/22203036_2022_3_201 EDN FPIYEL
Казин Эдуард Михайлович
доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научного управления, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Должикова Наталья Геннадьевна
директор, Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Кемерово
Шерер Тамара Ивановна
кандидат педагогических наук, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Кемерово
Осипова Татьяна Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования, г. Кемерово
Kazin Eduard M.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading Researcher at the Scientific Department, Kemerovo State University, Kemerovo
Dolzhikova Natalia G.
Director of the Secondary School № 54, Kemerovo Sherer Tamara I.
Candidate of Pedagogical Sciences, teacher-psychologist at the Secondary School № 54, Kemerovo
Osipova Tatiana Yu.
Candidate of Psychological Sciences, Docent, Head of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Support of General and Professional (Correctional) Education, Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers, Kemerovo
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL BASIS FOR THE ACTUALIZATION OF THE PERSONAL POTENTIAL OF PUPILS AND STUDENTS IN THE PRESCHOOL SYSTEM - ELEMENTARY SCHOOL
Введение. Показана необходимость рассмотрения вопроса о взаимосвязи адаптивного и развивающего компонентов личностного потенциала обучающихся в системе «ДОО - начальная школа».
Актуализирован вопрос о разработке структурно-функциональной основы службы психолого-педаго-
гического сопровождения с целью активизации адаптивной и когнитивно-познавательной функции детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной и методической литературы по проблеме структурно-функциональной актуализа-
ции личностного потенциала воспитанников и обучающихся в системе «ДОО - начальная школа» и практической направленности этой деятельности.
В экспериментальной деятельности приняли участие дошкольные образовательные организации Заводского района города Кемерова (14 организаций) с охватом 98 детей, 46 педагогов, 113 родителей. Непосредственно в формирующем эксперименте участвовали шесть дошкольных образовательных организаций (МБДОО № 39, 49, 30, 7, 53; подготовительная группа дошкольников МБОУ «СОШ № 54»). Участниками исследования стали 54 воспитанника дошкольных образовательных организаций, один из родителей (законных представителей) воспитанников - 54 человека и 24 педагога дошкольных образовательных организаций и начальной школы.
Результаты. В статье рассмотрены вопросы организации структурно-функциональной основы психолого-педагогического сопровождения в СОШ № 54. Школьная служба психолого-педагогического сопровождения является координирующим и направляющим звеном в образовательной организации, объединяющим в единый комплекс педагогов, обучающихся, родителей; осуществляющим диагностику исследуемых параметров, экспертизу, психологическое просвещение, педагогическое консультирование и профилактику.
Школьная служба большое внимание уделяет своевременному выявлению детей, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ и имеющих проблемы в развитии и социальной адаптации, а также их сопровождению.
Заключение. Оптимальные организационно-педагогические условия для актуализации личностного (адаптивно-развивающего) потенциала в системе «ДОО - начальная школа» могут быть созданы, по нашему мнению, на основе функционирования службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, обеспечивающей своевременную помощь и поддержку всем субъектам образования за счет проведения комплексной социально-педагогической, психолого-физиологической и медицинской диагностики готовности дошкольника к началу обучения в школе и выявления степени адаптации первоклассника к обучению.
Включение в воспитательно-образовательный процесс школьной службы психолого-педагогического сопровождения необходимо для раннего выявления проблем в развитии, корректирования индивидуального образовательного маршрута ребенка со статусом ОВЗ.
Introduction. The necessity of considering the issue of the relationship between the adaptive and developing components of the personal potential of students in the pre-pri-mary school system is shown in the article.
The question of the development of the structural and functional basis of the psychological and pedagogical support service in order to activate the adaptive and cognitive-cognitive functions of preschool and primary school children is actualized.
Methodology. In the course of the study, an analysis of scientific and methodological literature was carried out, focusing on the problem of implementing the structural and functional actualization of the personal potential of pupils and students in the preschool system - an elementary school with a practical orientation.
Pre-school educational organizations of the Zavodskoy district of the city of Kemerovo (14 organizations) took part in the experimental activity, covering 98 children, 46 teachers, 113 parents. Six preschool educational organizations (Schools No. 39, No. 49, No. 30, No. 7, 53, a preparatory group of preschoolers of the Secondary School No. 54) participated directly in the formative experiment. The participants of the study were 54 pupils of preschool educational organizations, one of the parents (legal representatives) of pupils in the amount of 54 people and 24 teachers of preschool educational organizations and elementary school.
Results. The article deals with the implementation of the structural and functional basis of psychological and pedagogical support in the Secondary school No. 54 - the school service, which is the coordinating and guiding link in the educational organization, uniting teachers, students, parents into a single complex; carrying out diagnostics of the studied parameters, examination, psychological education, pedagogical counseling and prevention.
The school service pays great attention to the timely identification and support of children who experience difficulties in mastering basic educational programs, who have problems in development and social adaptation.
Conclusion. The greatest organizational and pedagogical conditions for the actualization of personal (adaptive-developing) potential in the system of pre-school education - primary school can be created, in our opinion, on the basis of the functioning of the psychological and pedagogical support service for students, providing timely assistance and support to all subjects of education at the expense of conducting a comprehensive socio-pedagogical, psychological, physiological and medical diagnostics of a preschooler's readiness to start school and identifying the degree of adaptation of a first grader to learning.
The inclusion of psychological and pedagogical support in the educational process of the educational organization
of the school service is necessary for the early identification of developmental problems, the correction of the educational route of a child with a status of disabilities.
Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, личностный адаптационный потенциал, дошкольный и младший школьный возраст, организационно-педагогические условия.
Keywords: health-protecting educational environment, personal adaptive potential, preschool and primary school age, organizational and pedagogical conditions.
Введение
В связи с неблагоприятной динамикой заболеваемости, высокой распространенностью морфофунк-циональных отклонений среди детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов особую актуальность приобретает решение задач, связанных с поиском и внедрением эффективных стратегий профилактики и оздоровления подрастающего поколения, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе на их эмоциональное благополучие, формирование и актуализацию общей культуры личности, ценности здорового образа жизни, развитие их психофизических качеств [2-6].
У современных дошкольников и обучающихся начальных классов выявляются серьезные проблемы со здоровьем, которые выражаются в нарушениях психоэмоциональной и социальной сферы: наблюдается снижение иммунитета, нарушения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других анатомо-физио-логических системах.
По данным статистики в сфере здравоохранения России за 2021 г., только 28,9 % детей в возрасте от 0 до 14 лет можно считать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), имеют лишь некоторые функциональные отклонения 56,2 % (II группа здоровья), при этом на 0,6 % увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания (V группа здоровья) [6].
Проблеме здоровья детей посвящено большое количество научных исследований, в которых определены факторы риска, условия формирования здоровья с учетом возрастных особенностей развития, разработана методология подходов к оценке здоровья детей при массовых скрининг-обследованиях, рассматривается здоровьесберегающая образовательная среда как адаптивно-развивающее и безопасное образовательное пространство [8; 10; 15; 16].
В последние десятилетия внимание исследователей акцентировано на актуализацию здоровьесбе-регающего и адаптационного потенциала субъектов образовательного процесса как ресурса, который возможно непосредственно использовать для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся [7; 13].
По мнению А. Д. Леонтьева [9], личностный потенциал - потенциал саморегуляции, отражающий иерархический уровень развивающихся прижизненно личностных характеристик и прямо связанных с психосоматическим здоровьем мерой личностной зрелости и успешностью деятельности в самом широком смысле.
В своих исследованиях мы рассматриваем личностный потенциал детей дошкольного и младшего школьного возраста как адаптивно-развивающую дефиницию, которая может быть охарактеризована как интегральный показатель, отражающий состояние психосоматического здоровья, физической подготовленности, психологической устойчивости, коммуникативности, морально-нормативных ценностей социализации; определяющий возможности реализации мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер жизнедеятельности индивида [11; 12].
При этом следует подчеркнуть, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста результативность в некоторых видах деятельности определяется прежде всего состоянием их психофизического здоровья.
Вместе с тем, на наш взгляд, в доступной литературе при рассмотрении личностного потенциала ребенка и овладении различными видами деятельности недостаточно с практической точки зрения анализируются адаптационные возможности обучающихся, воспитанников на этапе дошкольной образовательной организации - начальной школы.
Взаимосвязь между адаптивным и развивающим компонентами личностного потенциала актуализирует, на наш взгляд, необходимость использования различных педагогических приемов, форм и способов организации деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следует учитывать, что система «ДОО - начальная школа» является первой ступенью основного общего образования.
В последние десятилетия внимание исследователей акцентировано на методологических и прикладных подходах к формированию адаптивно-развивающего образовательного пространства [2; 10; 14], но не идентифицированы структурно-функциональ-
ные механизмы, позволяющие повышать результативность организационно-педагогических условий, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся подготовительной группы ДОО в процессе обучения в начальной школе.
Целью настоящего исследования является рассмотрение структурно-функциональной основы актуализации личностного потенциала обучающихся в системе «ДОО - начальная школа».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- разработать программу психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга, позволяющую выявить уровень социально-адаптивных возможностей индивида;
- обеспечить системное функционирование школьной службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся для своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся, воспитанников, родителей и педагогов;
- организовать по результатам диагностики обще-развивающие занятия для детей подготовительной группы детского сада с низким уровнем готовности к школе и для первоклассников с низким уровнем адаптации к процессу обучения;
- использовать педагогами в практической деятельности психолого-педагогические и здоровьесбе-регающие технологии, направленные на активизацию адаптивных и когнитивно-познавательных функций детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методология
В рамках реализации поставленных задач сформирована структурно-функциональная основа актуализации личностного потенциала обучающихся в системе «ДОО - начальная школа».
Анализ многолетнего педагогического опыта МБОУ «СОШ № 54» г. Кемерова позволил нам обосновать необходимость рассмотрения решения данного проекта через решение проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в реализации ФГОС. Считаем, что понятие «преемственность» - это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняются самоценность ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества - те достижения, которые служат основой для обучения детей в начальной школе, и как одно из условий раннего выявления детей с проблемами в развитии, что является важным для обучения таких детей в общеобразовательной школе [1; 4].
В экспериментальной деятельности приняли участие дошкольные образовательные организации Заводского района города Кемерова (14 организаций) с охватом 98 детей, 46 педагогов, 113 родителей. Непосредственно в формирующем эксперименте участвовали шесть дошкольных образовательных организаций (МБДОУ № 39, 49, 30, 7, 53, подготовительная группа дошкольников МБОУ «СОШ № 54»). Участниками исследования стали 54 воспитанника дошкольных образовательных организаций, один из родителей (законных представителей) воспитанников в количестве 54 человек и 24 педагога дошкольных образовательных организаций и начальной школы.
На первом этапе нашего исследования в апреле 2021 г. на совместном методическом объединении учителей начальных классов и представителей детского сада был подготовлен комплект методических материалов для воспитателей, педагогов-психологов - диагностический инструментарий и методики, а также разработаны критерии и показатели уровней готовности дошкольника к школе с учетом ФГОС дошкольного образования; для родителей -методические рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Определение готовности ребенка к школе рассмотрено нами через такие показатели развития, как позиция школьника, мотивация учебной деятельности, внутренний план действий, рефлексивная адекватная самооценка с использованием методик «Мотивация обучения» (М. Гинзбург, 6 карт), «Самооценка» Т. В. Дембо - С. Я. Рубенштейн (модификация «Лесенка»), Бендер-гештальт-тест, графический диктант «Бусы».
На втором этапе (сентябрь - октябрь) по плану работы школы реализуются психолого-педагогическое наблюдение и комплексная диагностика по адаптации первоклассников к школе.
В период адаптации первоклассников к учебной деятельности педагог-психолог использует следующие диагностические методики: «Что мне нравится в школе» (Н. Лусканова); «Рукавички» (Г. А. Цукерман); «Сказка» В. А. Кореневской; «Самооценка» Т. В. Дембо -С. Я. Рубенштейн (модификация «Лесенка»); «Рисунок человека» МЭДИС, форма Амтхауэр.
Данные методики определяют следующие показатели: детский самоконтроль, регуляцию поведения, самокоррекцию, ориентацию на образец и правило, действия с эталонами, произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения, зрительно-моторной координации.
В комплект исследования входили также методики изучения экспертного мнения родителей и педагогов об адаптационном потенциале первоклассников:
- анкета для родителей «Методика оценки адаптации первоклассника»;
- карта педагогических наблюдений «Критерии адаптации».
Для организации инклюзивного образования нами:
- разработана адаптированная основная образовательная программа (АООП) для обучения детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- подготовлены индивидуальные программы АОП каждой нозологической группы в интегрированных классах;
- составлена программа комплексной диагностики развития детей каждой возрастной группы;
- реализованы индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы;
- разработана и функционирует новая структура управления инклюзивным образованием;
- выстроены партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса;
- внедрены здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательный процесс.
Третьим этапом наших исследований является пролонгированное психолого-педагогическое сопровождение детей с низким уровнем адаптации и раннее выявления детей с проблемами в развитии.
В работах М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, Е. И. Афанасьевой [3], Л. А. Венгер [5] и других под сопровождением понимается проектирование такой образовательной среды, которая будет способствовать созданию ситуации успеха для обучающихся на основе максимального раскрытия возможностей, способностей, личного потенциала ребенка с учетом показателей психического, познавательного, двигательного развития.
Мы считаем, что основной целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий с учетом осуществления практико-ориентированной помощи ребенку.
Реализация поставленной цели осуществлялась на основе:
- взаимодействия специалистов, оказывающих комплексную помощь обучающимся и их родителям (законным представителям);
- своевременного выявления и диагностики отклонений в развитии, трудностей обучения и адаптации с использованием диагностических методик углубленного и скринингового обследования;
- интерпретации полученных в ходе обследования результатов, являющихся неотъемлемой составной частью комплексного психолого-педагогического заключения;
- определения наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с обучающимися, разработки рекомендаций по построению образовательного процесса и рекомендаций для учителей в целях обеспечения индивидуального подхода к обучению;
- прогнозирования развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
- реализации коррекционно-развивающей программы на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса.
Структурно-функциональная основа психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «СОШ № 54» -школьная служба - является координирующим и направляющим звеном в образовательной организации, объединяющим в единый комплекс педагогов, обучающихся, родителей; проводящая диагностику исследуемых параметров, экспертизу, психологическое просвещение, педагогическое консультирование и профилактику.
Большое внимание школьная служба уделяет своевременному выявлению и сопровождению детей, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, имеющих проблемы в развитии и социальной адаптации (рис. 1).
Особая роль принадлежит деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (далее -ППк), ключевыми функциями которого являются:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
- составление индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;
- оказание помощи педагогам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития обучающихся.
В конце учебного года дошкольные образовательные организации составляют на каждого выпускника подготовительной группы индивидуальные карты «Индивидуальная карта готовности выпускника детского сада к обучению в школе» (табл. 1).
Директор ОО
Администрация ОО
Заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по БЖ Заместитель директора по АХЧ Заведующая библиотекой
Заместитель директора по УВР, координатор инклюзии
К._
Школьная служба психолого-педагогического сопровождения
Координатор по здоровьесбережению
Педагог-дефектолог
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Классный руководитель
Специалист по физкультурно-оздоровительной работе
- организует индивидуальную работу по коррекции
и развитию умственной деятельности;
- разрабатывает план индивидуального маршрута развития;
- проводит коррекци-онно-развивающие занятия и т. д.
- проводит диагностику психического развития ребенка;
- организует коррекционно-развивающие занятия
по коммуникативной деятельности и эмоционально-волевой сфере;
- консультирует всех субъектов воспитательно-образовательного процесса
- осуществляет деятельность по коррекции
и развитию речи;
- проводит диагностику речевых нарушений;
- разрабатывает индивидуальные маршруты речевого развития
- контролирует соблюдение прав
обучающихся;
- синтезирует информацию о социальных потребностях семьи
обучающегося
- проводит педагогическую диагностику;
- координирует деятельность
- организует физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- проводит спортивно-оздоровительные занятия;
- разрабатывает комплекс упражнений для проведения физкультминуток и др.
Субъекты воспитательно-образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители
Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения образовательной организации
Таблица 1
Индивидуальная карта готовности выпускника детского сада к обучению в школе
Параметры готовности Уровень готовности
Высокий Средний Низкий
Мотивационная +
Интеллектуальная +
Эмоционально-волевая +
Социально-личностная +
Результаты
При анализе полученных результатов мы руководствовались выделенными нами уровнями готовности к школе:
- высокий уровень - дошкольник характеризуется высокой степенью психофизиологической зрелости; мотивация к обучению положительная; ориентация в окружающем мире и освоение программы «От рождения до школы» на высоком уровне; познавательные процессы развития: преобладает оперативная и механическая память, слуховая память, долговременное запоминание; на высоком уровне выполняет действия классификации и умозаключения; доминирует зрительное восприятие; сформиро-
ваны навыки самоконтроля и планирования, а также достаточно стабильная работоспособность; фонематический слух и зрительно-двигательная координация на высоком уровне; мелкая моторика пальцев рук и крупные движения на высоком уровне; стремится развивать навыки волевой и поведенческой саморегуляции; активен, любознателен, уверен в себе; самооценка адекватная;
- средний уровень - дошкольник соответствует возрасту психофизиологической зрелости; мотивация к обучению положительная; ориентация в окружении и освоение программы «От рождения до школы» на среднем уровне; познавательные процессы развития: доминирует оперативная и механическая память, слуховая память на среднем уровне, запоминание долговременное на среднем уровне; выполняет действия классификации на среднем уровне, умеет строить простейшие умозаключения; произвольное внимание среднего уровня; мелкая моторика пальцев рук и крупные движения на среднем уровне; отмечаются формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также недостаточно стабильная работоспособность. На недостаточном уровне проявляет волевые усилия для выполнения письменных заданий, но стремится развивать навыки волевой поведенческой саморегуляции; фонематический слух и зрительно-
двигательная координация на среднем уровне; самооценка адекватная;
- низкий уровень - воспитанник по уровню психофизиологической зрелости не соответствует возрасту; мотивация к обучению положительная; ориентация в окружающем мире и освоение программы «От рождения до школы» на низком уровне; познавательные процессы развития: выражена механическая память, слуховая память на низком уровне, запоминание долговременное на низком уровне; выполняет действия классификации на низком уровне, не умеет строить простейшие умозаключения, старается давать определение знакомым понятиям; преобладает зрительное восприятие; часто допускает ошибки, вызванные недостатками произвольного внимания и отвлекаемо-стью; на низком уровне развита мелкая моторика пальцев рук и крупные движения; отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью, то, что выполняет, делает некачественно. В большинстве случаев затрудняется проанализировать заданный образец; операция звукового анализа не сформирована; не стремится развивать навыки волевой поведенческой саморегуляции; самооценка заниженная.
На основании данных, полученных при проведении социально-психологической диагностики, нами было установлено, что из общего числа будущих первоклассников (56 чел.) высокий уровень готовности к школе демонстрируют 24 %; средний уровень готовности к школе регистрируется у 59 % из общего количества детей и низкий уровень по исследуемому функциональному параметру наблюдается у 17 % воспитанников (табл. 2).
Как видно из данных таблицы, по всем анализируемым параметрам - уровню готовности к школе, адаптации к обучению, самооценке, тревожности и мотива-
ции большое число школьников (от 40 до 59 %) демонстрируют средние характеристики. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что среди респондентов регистрируется достаточно значительная группа лиц с низким уровнем готовности к школе и адаптации к обучению (17 и 18 % соответственно), выявляемая на фоне заниженной самооценки и низкого уровня тревожности (20 и 35 % от общего числа обследуемых).
Первичная психолого-педагогическая диагностика позволила, с одной стороны, констатировать, что большое число детей успешно адаптируется к школьной жизни вследствие согласованной деятельности детского сада, школы и семьи, но с другой - указывает на необходимость реализации дополнительных общеразвивающих программ при работе с детьми с низким уровнем готовности к школе, адаптации к обучению, недостаточно активированных, судя по таким параметрам, как самооценка и тревожность, при адаптации к учебной деятельности.
При этом следует подчеркнуть, что в 2021/22 учебном году среди обучающихся начальных классов было выявлено 53 ребенка с ОВЗ, среди которых 89 % от детей с особыми образовательными потребностями составляют лица с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
На основе полученных данных сформирована экспериментальная группа (56 чел.) из детей с низким уровнем социально-адаптивной активности, занимающаяся с педагогом-психологом по дополнительной общеразвивающей программе «Я - первоклассник», рассчитанной на 32 часа, занятия проходят по расписанию 2 раза в неделю.
Для будущих первоклассников с низким уровнем готовности к школе были организованы в лет-
Таблица 2
Психолого-педагогические характеристики первоклассников до реализации коррекционно-развивающей программы обучения
Параметр Количество обучающихся Уровень
Готовность детей к школе 56 высокий средний низкий
24 % 59 % 17 %
Адаптация к обучению 56 высокий средний низкий
42 % 40 % 18 %
Самооценка 56 завышенный адекватный заниженный
23 % 57 % 20 %
Тревожность 56 высокий средний низкий
14 % 51 % 35 %
Мотивация 56 высокий средний низкий
37 % 46 % 14 %
ний период педагогом-психологом МБОУ «СОШ № 54» общеразвивающие занятия по программе «Путешествие по стране Знайка», для родителей - консультации-практикумы «Приготовим будущего первоклассника к школе», направленные на коррекцию и развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Особенность данной программы заключается в том, что после прохождения каждого раздела предполагается проведение промежуточной диагностики ребенка с ОВЗ, целью которой является выявление особенностей познавательной сферы: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.
Особенности моторной функции нами определяются с помощью диагностических методик: прогрессивные матрицы Равена, «Заучивание десяти слов» А. Р. Лурия, «Цифры» (методика исследования объема кратковременной зрительной памяти), тематические опросники и проективные методики («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное», «Моя семья») и др. (табл. 3).
В результате проведенных занятий большинство детей, а это более 73 % из общего количества (17 человек), демонстрируют усвоение программного материала на занятиях; у них снизились показатели школьной тревожности, повысилась самооценка, позитивная мотивация к обучению и уровень комфортности на уроке.
Как видно из таблицы, анализ дефицитов личностного потенциала после проведения корректировочно-развивающих образовательных воздействий, несмотря на существенное увеличение числа детей с высоким и средним уровнем психолого-педагогических параметров в сравнении с предыдущим этапом диа-
гностического мониторинга, у значительного количества респондентов регистрируются низкие показатели: по уровню готовности к школе - 14 %; по уровню адаптации к обучению - 16 %; 14 % детей с заниженной самооценкой; у 15 % первоклассников наблюдается низкий уровень мотивации к учебной деятельности от общего числа первоклассников экспериментальной группы.
Дальнейшее корректирование всех личностных дефицитов в развитии младших школьников продолжается на индивидуальных занятиях по расписанию во внеурочное время (один раз в неделю) с целью ликвидации различных барьеров и для поддержки каждого ученика с его потенциальными возможностями.
Полученные результаты комплексной диагностики анализируются на совещании учителей начальных классов и позволяют сформулировать общие рекомендации использования в педагогической практике здоровьесберегающих и психолого-педагогических технологий для успешного обучения первоклассников.
Совместные усилия администрации школы и педагогического коллектива, использование индивидуального и дифференцированного подходов к детям с ОВЗ педагогами, специалистами по коррекцион-ной работе, классными руководителями, родителями на уроках и внеурочной деятельности позволили получить существенные положительные результаты по окончании начальной школы в 4-м классе: уменьшилось число детей с высоким уровнем школьной тревожности на 38 %, остальные обучающиеся характеризуются средним уровнем тревожности; увеличился показатель комфортности на уроках у большинства обучающихся, что является позитивной мотивацией
Таблица 3
Параметр Количество обучающихся Уровень
Готовность детей к школе 56 высокий средний низкий
20 % 66 % 14 %
Адаптация к обучению 56 высокий средний низкий
41 % 43 % 16 %
Самооценка 56 завышенный адекватный заниженный
9 % 77 % 14 %
Тревожность 56 высокий средний низкий
11 % 32 % 57 %
Мотивация 56 высокий средний низкий
46 % 39 % 15 %
Психолого-педагогические характеристики первоклассников после коррекционно-развивающей программы обучения (экспериментальная группа)
к учебной деятельности; увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в общественной жизни класса (98 % детей с ОВЗ принимают участие в творческих конкурсах, викторинах, где занимают призовые места, посещают кружки и секции, привлекаются к досуговой деятельности).
В целях активизации и совершенствования личностного потенциала в основной школе (с 5-го по 9-й классы) нами также проводятся занятия по коррекционно-развивающей программе «Мой путь к успешности» (5-9-й классы), направленные на формирование навыков произвольной регуляции поведения и навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Содержание, формы и методы, используемые на занятиях педагогом-психологом, направлены на формирование способности управлять эмоциями, понимать чувства других людей; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей, в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками; профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений и других отклонений в поведении и др.
Со всеми обучающимися с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей в процессе занятий используются различные техники по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения: как ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат.
Заключение
Представленные материалы выявляют связь между особенностями формирования индивидуальных психолого-физиологических особенностей в дошкольной образовательной организации и преа-даптивными возможностями обучающихся при освоении образовательных программ в начальной школе.
Установлено, что с точки зрения адаптации дошкольника и его дальнейшего развития в начальном периоде обучения в школе нужно уметь суммарно учитывать его личностные психолого-физиологические особенности, строить его индивидуальную траекторию с опорой на них, поскольку в раннем периоде онтогенеза проявляются и особенно-
сти альтерации развития: гиперактивность, задержка психического развития и др.
Педагогический опыт специалистов ДОО и учителей начальных классов убеждает нас в необходимости создания организационно-педагогических условий актуализации личностного потенциала субъектов образования в системе «ДОО - начальная школа».
Показана эффективность коррекционно-разви-вающих программ, направленных на развитие компетенций коммуникативной и эмоциональной сферы; совершенствование произвольной регуляции деятельности, поведения младших школьников.
Мы считаем, что важно синхронизировать деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса (психологов, педагогов, инструкторов по физической культуре) в целях наращивания ресурсов первоклассников с учетом их личностной составляющей.
Наилучшие организационно-педагогические условия для актуализации личностного (адаптивно-развивающего) потенциала в системе «ДОО - начальная школа» могут быть созданы, по нашему мнению, на основе функционирования службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, обеспечивающей своевременную помощь и поддержку всем субъектам образования за счет проведения комплексной социально-педагогической, психолого-физиологической и медицинской диагностики готовности дошкольника к началу обучения в школе и выявления степени адаптации первоклассника к обучению.
Своевременное выявление детей ДОО с низким уровнем готовности к школе и недостаточными адаптивными возможностями обучающихся первых классов позволяет сформулировать рекомендации субъектам образования, касающиеся общего психического, физического и социального развития; способствуют целенаправленной реализации в образовательной практике «ДОО - начальная школа» комплекса коррекционных и психолого-педагогических технологий здоровьесберегающей направленности.
Литература
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 238 с.
2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Безобразова В. Здоровьесбе-регающая школа: Лекции 1-4. М., 2006. 48 с.
3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И. Работа психолога в начальной школе. М., 1988. 352 с.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 05.07.2018).
5. Венгер А. Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 37-46.
6. Гигиенические проблемы охраны здоровья школьников разных типов образовательных учреждений / А. В. Леонов, Н. А. Матвеева, Е. С. Богомолова и др. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. М., 2002. С. 213-215.
7. Иванова О. Г. Актуализация здоровьесберегающего потенциала муниципальной системы дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 196 с.
8. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестник ТГПУ. 2011. № 13. С. 254-259.
9. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. 680 с.
10. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2011. 695 с.
11. Организационно-педагогические условия актуализации здо-ровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Авту-шенко, Иванова О. Г., Ласкожевская Е. В. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 75-83.
12. Психолого-педагогические и физиологические базовые основания решения проблем адаптации, здоровья и развития субъектов образования / под общ. ред. Э. М. Казина, Н. П. Абаскаловой, Н. Э. Касаткиной. Кемерово, 2016. 165 с.
13. Смирнова Т. А. Развитие личностного потенциала ребенка [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: материалы X Междунар. студенч. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003406 (дата обращения: 23.07.2019).
14. Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф. дис. . канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 22 с.
15. Сапунова В. М., Кулагина Л. И. К вопросу совершенствования механизмов формирования здорового образа жизни школьников // Kant. 2012. № 1 (4). С. 124-127.
16. Смирнова Ю. В. Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды школы // Человек и образование. 2008. № 4 (17). С. 13-17.
References
1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti [Dialectics of upbringing and self-education of a creative person]. Kazan, 1988, 238 p. (In Russian).
2. Bezrukih M. M., Sonkin V. D., Bezobrazova V. Zdorov'e-sberegayushchaya shkola: Lekcii 1-4 [The Health-Promoting School: Lectures 1-4]. Moscow, 2006, 48 p. (In Russian).
3. Bityanova M. R., Azarova T. V., Afanaseva E. I. Rabota psihologa v nachal'noj shkole [The work of a psychologist in an elementary school]. Moscow, 1988, 352 p. (In Russian).
4. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya [The Big Soviet Encyclopedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 05.07.2018).
5. Venger A. L. Psihologicheskie tipy detej doshkol'nogo voz-rasta [Psychological types of preschool children]. Voprosy Psy-chologii, 2014, no. 3, pp. 37-46. (In Russian).
6. Leonov A. V., Matveeva N. A., Bogomolova E. S. et al. Gigien-icheskie problemy ohrany zdorov'ya shkol'nikov raznyh tipov obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Hygienic problems of health protection of schoolchildren of different types of educational institutions]. Education and Upbringing of Children and Adolescents: Hygienic Problems. Materials of the All-Russian Conference with International Participation. Moscow, 2002, pp. 213-215. (In Russian).
7. Ivanova O. G. Aktualizaciya zdorov'esberegayushchego potenciala muni-cipal'noj sistemy doshkol'nogo obrazovaniya [Actualizing the Health-Saving Potential of the Municipal Preschool Education System]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2019, 196 p. (In Russian).
8. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Semenkova T. N. Psihologo-fiziologicheskie podhody k sozdaniyu obrazovatel'noj adaptivno-razvivayushchej srede [Psichological and physiological approaches to creation of the educational adaptive-developing environment]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 254-259. (In Russian).
9. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure and Diagnosis]. Ed. D. A. Leonteva. Moscow, 2011, 680 p. (In Russian).
10. Ontogenez. Adaptaciya. Zdorov'e. Obrazovanie. Kniga 1. Zdorov'esberegayushchie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book 1. Health-Saving Aspects of Preschool and Primary General Education]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).
11. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Avtushenko N. V., Ivanova O. G., Laskozhevskaya E. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktualizacii zdoro-v'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih shkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 75-83. (In Russian).
12. Psihologo-pedagogicheskie i fiziologicheskie bazovye osno-vaniya resheniya problem adaptacii, zdorov'ya i razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psycho-pedagogical and physiological foundations for solving problems of adaptation, health and development of subjects of education]. Eds. E. M. Kazin, N. P. Abaskalova, N. E. Kasatkina. Kemerovo, 2016, 165 p. (In Russian).
13. Smirnova T. A. Razvitie lichnostnogo potenciala rebenka [Development of the child's personal potential]. Student Scientific Forum. Proceedings of the X International Student Scientific Conference. Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003406 (accessed 23.07.2019). (In Russian).
14. Rylova, N. T. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya zdorov'esberegayushchej sredy obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Organizational and pedagogical conditions for creating a health-preserving environment in educational institutions]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2007, 22 p. (In Russian).
15. Sapunova V. M., Kulagina L. I. K voprosu sovershenstvo-vaniya mekhanizmov formiro-vaniya zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov [At the question of improvement of mechanisms of formation of a healthy lifestyle of school students]. Kant, 2012, no. 1 (4), pp. 124-127.
16. Smirnova Yu. V. Zdorov'esberegayushchijpotencial obrazovatel'noj sredy shkoly [Health creating potential of an educative environment of the school]. Man and Education, 2008, no. 4 (17), pp. 13-17. (In Russian).