Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОНИТОРИНГ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Автушенко Надежда Васильевна, Казин Эдуард Михайлович, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Кириченко Владимир Владимирович

Введение. Многоуровневость процесса адаптации младших школьников к учебной деятельности отражает социально-педагогические, психоэмоциональные, соматофизиологические аспекты развития личностного потенциала детей. Обосновывается возможность активизации личностного потенциала обучающихся на основе здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса. Методология. Личностный потенциал младших школьников рассматривается с позиции взаимосвязи между адаптивным и развивающим компонентами, интегративным показателем которой является ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Формируется положение о том, что адаптивно-ресурсный критерий в значительной степени характеризует приспособительные возможности детей в когнитивной и деятельностной сферах жизнедеятельности. Обозначена необходимость реализации организационно-педагогических условий для выявления связи между уровнем здоровьесберегающего потенциала обучающихся начальных классов, их когнитивно-поведенческими характеристиками, выявленными с помощью ручных и автоматизированных диагностических средств и методов. Обращается внимание на сетевое взаимодействие начальной школы с дошкольными образовательными организациями и учреждениями дополнительного образования спортивно-оздоровительного профиля. Результаты. Предлагается схема оценки результатов исследования с помощью комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, осуществляемого в три этапа: аналитическом, технологическом, корректировочном. Показаны формы и средства, позволяющие активизировать адаптивный и развивающий компоненты личностного потенциала первоклассников, повысить уровень готовности детей к процессу обучения с учетом их функциональных особенностей и возможностей. Особое внимание обращается на влияние здоровьесберегающих социально-педагогических технологий, реализуемых в ходе урочной и внеурочной деятельности и сетевого взаимодействия, на показатели физической подготовленности, уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Оценивается уровень участия родителей в мероприятиях здоровьесберегающей направленности, показано их отношение к деятельности образовательной организации. На основании динамического наблюдения детей с первого по четвертый класс продемонстрированы данные, свидетельствующие о значительной активизации познавательных, коммуникативных, регуляторных и личностных учебных действиях младших школьников, что является следствием целенаправленного выполнения индивидуального плана спортивно-оздоровительного профиля. Сформулировано психолого-педагогическое положение об активизации личностного потенциала младших школьников. Заключение. Установлено, что здоровьесберегающая деятельность образовательной организации является базисной основой сохранения и укрепления здоровья и увеличения адаптивно-развивающих ресурсов личности обучающихся основной школы. Показана возможность реализации модели комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, направленного на оценку эффективности использования ориентированных на здоровье ресурсов воспитательно-образовательного процесса в целях активизации личностного потенциала младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Автушенко Надежда Васильевна, Казин Эдуард Михайлович, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Кириченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF ACTIVATING PERSONAL POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF HEALTH-PROTECTION ACTIVITIES

Introduction. It is shown that the multilevel process of adaptation of young schoolchildren to educational activities reflects the socio-pedagogical, psycho-emotional, somatophysiological aspects of the development of the personal potential of children. The possibility of activating the personal potential of students on the basis of a health-saving educational process is substantiated in the article. Methodology. The personal potential of younger schoolchildren is considered from the perspective of the relationship between adaptive and developmental components, the integrative indicator of which is the value attitude to health and a healthy lifestyle. The position is formed that the adaptive-resource criterion largely characterizes the adaptive capabilities of children in the cognitive and activity spheres of life. The necessity of implementing organizational and pedagogical conditions to identify the relationship between the level of health-improving potential of primary school students, their cognitive and behavioral characteristics identified using manual and automated diagnostic tools and methods is indicated. Attention is drawn to the network interaction of primary schools with preschool educational organizations and institutions of supplementary education of sports and wellness profile. Results. A scheme is proposed for evaluating the results of the study using integrated socio-pedagogical and psychological-physiological monitoring, carried out in three stages: analytical, technological, and corrective. The forms and means allowing to activate the adaptive and developing components of the personal potential of first-graders, to increase the level of readiness of children for the learning process, taking into account their functional characteristics and capabilities, are shown. Special attention is paid to the influence of health-saving social and pedagogical technologies in the course of regular and extracurricular activities and network interaction on the indicators of physical fitness, the level of formation of universal educational actions of students. The level of participation of parents in health-promoting activities, their attitude to the activities of an educational organization is assessed. Based on the dynamic observation of children from the first to the fourth grade, data are demonstrated indicating a significant activation of cognitive, communicative, regulatory and personal educational actions of younger schoolchildren, which is the result of purposeful implementation of an individual sports and wellness profile plan. The psychological and pedagogical position concerning activation of the personal potential of younger schoolchildren is formulated. Conclusion. It is established that health-protection activities of an educational organization are the basic basis for preserving and strengthening health and increasing the adaptive and developmental resources of the students of the primary school. The possibility of implementing a model of integrated socio-pedagogical and psychological-physiological monitoring aimed at assessing the effectiveness of the use of health-oriented resources of the educational process in order to activate the personal potential of younger schoolchildren is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

12. Kaznacheev V. P. Sovremennye metody adaptacii [Modern methods of adaptation]. Novosibirsk, 1980, 190 p. (In Russian).

13. Kovalenko N. V. Shkola zdorov'ya i razvitiya [School of Health and Development]. Novokuznetsk, 2007, 243 p. (In Russian).

14. Kazin E. M., Varich L. A., Tarasova O. L. et al. Kompleksnyj psihofiziologicheskij podhod k ocenke adaptivnyh vozmozhnostej obuchayushchihsya podrostkovogo vozrasta s razlichnym tipom vegetativnojregulyacii [Comprehensive psycho-physiological approach to the assessment of adaptive capacity of teenage schoolchildren with different types of vegetative regulation]. Bulletin of Kemerovo State University, 2020, vol. 22, no. 2 (82), pp. 444-454.

15. Onishchenko G. G. Sanitarno-epidemiologicheskoe blagopo-luchie detej i podrostkov [Sanitary and epidemiological well-being of children and adolescents]. Hygiene and Sanitation, 2007, no. 4, pp. 53-61. (In Russian).

16. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Avtushenko N. V. et al. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktualizacii zdoro-v'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih shkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 75-83. (In Russian).

17. Kazin E., Kasatkina N., Krasnoshlykova O., Arlasheva L., Koshko N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya zdoro-v'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih i starshih podrostkov [Organizational-pedagogical conditions formation of health-saving and adaptation potential of adolescents]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3, pp. 132-144. (In Russian).

18. Pracun E. V. Razvitie zdorov'esberegayushchej kompetentnosti pedagogov v obrazovatel'noj infrastrukture regiona [Develop-

ment of health-saving competence of teachers in the educational infrastructure of the region]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2014, 22 p. (In Russian).

19. Ptahina Yu. A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya vospitannikov inter-natnyh uchrezhdenij [Psychological and pedagogical support for the professional self-determination of residential institution residents]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2016, 23 p. (In Russian).

20. Selje G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Essays on the Adaptation Syndrome]. Moscow, 1960. (In Russian).

21. Tushina G. I. Centr zdorov'ya i razvitiya pri shkole № 94 g. Kemerovo [Health and Development Center at School № 94 in Kemerovo]. The formation of a holistic, adaptive and rehabilitative space in the education system of the Kemerovo region. Kemerovo, 1999, pp. 56-69. (In Russian).

22. Fedorov A. I. Osobennosti vegetativnoj i endokrinnoj regulya-cii processov adaptacii uchashchihsya k usloviyam sredy v razlichnye vozrastnye periody [Peculiarities of vegetative and endocrine regulation of the processes of students' adaptation to environmental conditions in different age periods]. Doctor's degree dissertation. Tomsk, 2008, 312 p. (In Russian).

23. Sherer T. I. Psihologo-pedagogicheskie usloviya profilaktiki upotrebleniya starshimi podrostkami psihoaktivnyh vesh-chestv [Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Psychoactive Substance Use by Older Adolescents]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2011. (In Russian).

24. Shinkarenko A. S. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov na sovremennom etape razvitiya obshchestva [The formation of a safe and healthy way of life of schoolchildren at the present stage of development of society]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2015, 25 p.

УДК^С 372

DOI10.54509/22203036_2022_3_187 EDN HBVDNO

Автушенко Надежда Васильевна

аспирант кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО, заместитель директора по воспитательной работе, Основная общеобразовательная школа № 19, г. Ленинск-Кузнецкий

Казин Эдуард Михайлович

доктор биологических наук, профессор, профессор института биологии, экологии и природных ресурсов, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Красношлыкова Ольга Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Avtushenko Nadezhda V.

Postgraduate student, Department of Psychological and Socio-pedagogical Support of General and Special (Correctional) Education, Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, Deputy Director for Educational Work, Secondary School No. 19, Leninsk-Kuznetsky

Kazin Eduard M.

Doctor of Biological Sciences, Professor,

Professor at the Institute of Biology, Ecology and Natural

Resources, Kemerovo State University, Kemerovo

Krasnoshlykova Olga G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Head of Kuzbass Regional Institute of Advanced Training

and Retraining of Education Workers, Kemerovo

Кириченко Владимир Владимирович

кандидат педагогических наук, заведующий структурным подразделением «Бассейн», Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово

Kirichenko Vladimir V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of a Structural Division "Bassejn", Municipal Autonomous Educational Institution "Secondary School No. 36", Kemerovo

ПРОЦЕСС АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE PROCESS OF ACTIVATING PERSONAL POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF HEALTH-PROTECTION ACTIVITIES

Введение. Многоуровневость процесса адаптации младших школьников к учебной деятельности отражает социально-педагогические, психоэмоциональные, соматофизиологические аспекты развития личностного потенциала детей.

Обосновывается возможность активизации личностного потенциала обучающихся на основе здоро-вьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Методология. Личностный потенциал младших школьников рассматривается с позиции взаимосвязи между адаптивным и развивающим компонентами, интегративным показателем которой является ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Формируется положение о том, что адаптивно-ресурсный критерий в значительной степени характеризует приспособительные возможности детей в когнитивной и деятельностной сферах жизнедеятельности.

Обозначена необходимость реализации организационно-педагогических условий для выявления связи между уровнем здоровьесберегающего потенциала обучающихся начальных классов, их когнитивно-поведенческими характеристиками, выявленными с помощью ручных и автоматизированных диагностических средств и методов.

Обращается внимание на сетевое взаимодействие начальной школы с дошкольными образовательными организациями и учреждениями дополнительного образования спортивно-оздоровительного профиля.

Результаты. Предлагается схема оценки результатов исследования с помощью комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, осуществляемого в три этапа: аналитическом, технологическом, корректировочном.

Показаны формы и средства, позволяющие активизировать адаптивный и развивающий компоненты

личностного потенциала первоклассников, повысить уровень готовности детей к процессу обучения с учетом их функциональных особенностей и возможностей.

Особое внимание обращается на влияние здоро-вьесберегающих социально-педагогических технологий, реализуемых в ходе урочной и внеурочной деятельности и сетевого взаимодействия, на показатели физической подготовленности, уровень сформиро-ванности универсальных учебных действий обучающихся.

Оценивается уровень участия родителей в мероприятиях здоровьесберегающей направленности, показано их отношение к деятельности образовательной организации. На основании динамического наблюдения детей с первого по четвертый класс продемонстрированы данные, свидетельствующие о значительной активизации познавательных, коммуникативных, регуляторных и личностных учебных действиях младших школьников, что является следствием целенаправленного выполнения индивидуального плана спортивно-оздоровительного профиля.

Сформулировано психолого-педагогическое положение об активизации личностного потенциала младших школьников.

Заключение. Установлено, что здоровьесберегаю-щая деятельность образовательной организации является базисной основой сохранения и укрепления здоровья и увеличения адаптивно-развивающих ресурсов личности обучающихся основной школы. Показана возможность реализации модели комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга, направленного на оценку эффективности использования ориентированных на здоровье ресурсов воспитательно-образовательного процесса в целях активизации личностного потенциала младших школьников.

Introduction. It is shown that the multilevel process of adaptation of young schoolchildren to educational activities reflects the socio-pedagogical, psycho-emotional, somato-physiological aspects of the development of the personal potential of children. The possibility of activating the personal potential of students on the basis of a health-saving educational process is substantiated in the article.

Methodology. The personal potential of younger schoolchildren is considered from the perspective of the relationship between adaptive and developmental components, the integrative indicator of which is the value attitude to health and a healthy lifestyle. The position is formed that the adaptive-resource criterion largely characterizes the adaptive capabilities of children in the cognitive and activity spheres of life.

The necessity of implementing organizational and pedagogical conditions to identify the relationship between the level of health-improving potential of primary school students, their cognitive and behavioral characteristics identified using manual and automated diagnostic tools and methods is indicated.

Attention is drawn to the network interaction of primary schools with preschool educational organizations and institutions of supplementary education of sports and wellness profile.

Results. A scheme is proposed for evaluating the results of the study using integrated socio-pedagogical and psychological-physiological monitoring, carried out in three stages: analytical, technological, and corrective.

The forms and means allowing to activate the adaptive and developing components of the personal potential of first-graders, to increase the level of readiness of children for the learning process, taking into account their functional characteristics and capabilities, are shown.

Special attention is paid to the influence of health-saving social and pedagogical technologies in the course of regular and extracurricular activities and network interaction on the indicators of physical fitness, the level of formation of universal educational actions of students.

The level of participation of parents in health-promoting activities, their attitude to the activities of an educational organization is assessed. Based on the dynamic observation of children from the first to the fourth grade, data are demonstrated indicating a significant activation of cognitive, communicative, regulatory and personal educational actions of younger schoolchildren, which is the result of purposeful implementation of an individual sports and wellness profile plan.

The psychological and pedagogical position concerning activation of the personal potential of younger schoolchildren is formulated.

Conclusion. It is established that health-protection activities of an educational organization are the basic basis for preserving and strengthening health and increasing the adaptive and developmental resources of the students of the primary school. The possibility of implementing a model of integrated socio-pedagogical and psychological-physiological monitoring aimed at assessing the effectiveness of the use of health-oriented resources of the educational process in order to activate the personal potential of younger schoolchildren is shown.

Ключевые слова: начальная школа, адаптивно-развивающий потенциал, мониторинг, сетевая модель, активизация личностного потенциала детей младшего школьного возраста.

Keywords: primary school, adaptive development potential, monitoring, network model, activation of the personal potential of primary school children.

Введение

Значительное внимание специалистов различного профиля уделяется анализу проблем развития, адаптации, социализации, состояния здоровья, возникающих у выпускников дошкольных образовательных организаций в связи с началом школьного обучения [1-4; 6-9; 18; 19; 22].

Согласно многочисленным литературным данным, этот период онтогенеза характеризуется выраженными структурно-функциональными перестройками, повышенной чувствительностью к самым разнообразным воздействиям окружающей среды, функциональным напряжением многих систем и регуля-торных механизмов, что часто сопровождается дисгармоничным психическим и физическим развитием обучающихся, острыми и хроническими болезнями [6; 11; 24].

Серьезные психофизиологические и социокультурные личностные преобразования, присущие младшему школьному возрасту, доказывают значимость данного возрастного этапа в становлении и развитии личности, определяют необходимость более глубокого и тщательного изучения и понимания особенностей развития личностного потенциала детей младшего школьного возраста с целью повышения эффективности осуществляемой учебно-воспитательной работы, включающий и процесс формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни [16].

Общеизвестно, что чрезмерные физические и психические нагрузки, увеличение факторов вредного воздействия на младших школьников (нагрузки на зрение и кистевые суставы, длительное ограничение под-

вижности, воздействие электромагнитного излучения, интернет-зависимость и т. д.) способствуют развитию дезадаптивных состояний, нарушению психосоматического здоровья [12].

Комплекс социально-психологических и социально-педагогических проблем, сформированных в последние десятилетия в российском обществе, обусловил необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы, которое, согласно федеральным нормативным документам, выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач сохранения и укрепления здоровья, развития способности к обучению, воспитания, социализации.

Целью нашего исследования является экспериментальная апробация организационно-педагогических условий активизации личностного потенциала обучающихся в начальной школе на основе здоровье-сберегающей деятельности.

Актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречий между:

- состоянием психосоматического здоровья и развития школьников начальных классов и недостаточностью использования здоровьеориентирован-ного ресурса воспитательно-образовательного процесса детей младшего школьного возраста;

- развитой инфраструктурой начальной школы и недостаточностью реализации дифференцированных и индивидуальных средств, методов и технологий обучения, учитывающих личностные ресурсы детей с особенными образовательными возможностями, потенциал педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся.

Методология

Методологической предпосылкой исследования является выдвинутое нами положение о том, что личностный потенциал младших школьников следует рассматривать как адаптивно-развивающую дефиницию, интегративно отражающую состояние психосоматического здоровья, физической подготовленности, психологической устойчивости, коммуникативности, морально-нормативных ценностей социализации; определяющей возможность реализации моти-вационной, когнитивной и деятельностной сфер жизнедеятельности индивида.

В примерных программах воспитания и социализации младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве интегра-тивного направления развития потенциала индивида

выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни [7; 8; 10; 30; 33].

Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни - это систематический и последовательный процесс, содержательный аспект которого должен быть направлен на активизацию знаний ребенка о здоровом образе жизни, преумножении его физических и психических возможностей, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие и отрицательно влияющих на здоровье [16].

По мнению авторов, чтобы наиболее полно раскрыть механизм протекания процесса формирования у младших школьников ценностной ориентации на ЗОЖ, следует выделить следующие основные критерии: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Когнитивно-смысловой критерий ценностной ориентации предполагает отражение в сознании младшего школьника результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание ее значимости на личностно-смысловом уровне.

Эмоционально-волевой критерий представляет собой качество отношения младшего школьника к видам деятельности, направленным на осуществление здорового образа жизни, включающим такие параметры, как: стремление осуществлять здоровый образ жизни; эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне; волевая регуляция поведения, сформирован-ность волевых качеств.

Деятельностный критерий отражает практический, действенный характер ценностной ориентации младшего школьника на здоровый образ жизни, проявляющийся в активности учащегося по присвоению данной ценности.

Показателями рефлексивно-оценочного критерия могут быть: применение знаний о здоровом образе жизни в своем поведении, мотивация к расширению своих знаний о здоровье и здоровом образе жизни, умение самостоятельно осуществлять здоровый образ жизни.

Вместе с тем предложенная классификация критериев, по нашему мнению, не отражает в полной мере влияния здоровьесберегающей деятельности в начальной школе на эффективность процесса адаптации к учебному процессу, развитие самостоятельных форм поведения обучающихся, а также на возможность предотвращения проявлений дефицита эмоционально-волевой сферы жизнедеятельности, поскольку не учитывает приспособительные ресурсы индивида.

На наш взгляд, системообразующим звеном в общей готовности детей к познавательной деятельности, развитию произвольного внимания является адаптивно-ресурсный критерий, характеризующий приспособительные возможности детей в когнитивной и деятельностной сферах жизнедеятельности.

Оптимальная двигательная активность, наряду с другими видами здоровьесберегающей деятельности (программы закаливания, специальные дыхательные упражнения, режим дня, рациональное питание), способствует, по нашему мнению, существенному улучшению функционального состояния организма, проявлению у обучающихся творческого потенциала, и начальная школа должна создавать организационно-педагогические условия для активизации адаптивно-развивающего потенциала, поскольку от этого зависит результат дальнейшего обучения в основной и средней школе, эффективность стиля общения, возможность личностной самореализации в школьной среде [12].

В ранее проведенных нами исследованиях [27; 28] мы провели анализ и обобщение научно-методического и практического опыта педагогического коллектива ООШ № 19 Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области, которая является городским ресурсным центром, реализующим программу «ДРОЗД» (Дети России Образованы и Здоровы); обратили внимание наряду с другими авторами [20; 32] на то, что наибольшее значение в современных социокультурных условиях развития имеет знание педагогами и психологами внутреннего мира детей, подростков, юношей, их социально-психологических и психофизиологических особенностей в разные возрастные периоды, умение вовремя выявить первые признаки отклонений от нормы психофизического развития в целях предупреждения и профилактики асоциального поведения в процессе формирования личности [27].

В целях экспериментальной проверки и уточнения комплекса организационно-педагогических условий активизации адаптивно-развивающего потенциала младших школьников на основе реализации здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательного процесса на всех этапах обучения в начальной школе важнейшим элементом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, на наш взгляд, является комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг, позволяющий определить приоритетные направления учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной деятельности педаго-

гов и оценить ее результативность на основании анализа критериев и показателей психофизического статуса обучающихся [13; 25].

В процессе проведения мониторинга обучающихся начальной школы № 19 Ленинск-Кузнецкого городского округа нами были использованы разработанные и модифицированные Кузбасским региональным центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (КРЦППМС) автоматизированные программы «Орто+», «Школа - Адаптация - Здоровье», позволяющие охарактеризовать комплекс составляющих адаптационно-развивающего потенциала субъектов образования (когнитивный, мотивационно-поведенческий, эмоционально-волевой, деятель-ностный, адаптивно-ресурсный, рефлексивный критерии).

Для оценки степени адаптации систем вегетативной регуляции организма учащихся младшего школьного возраста к изменяющимся условиям образовательной среды был использован анализ изменчивости сердечного ритма, который позволяет количественно характеризовать активность симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы с помощью кардиоритмографической программы «ОРТО-ЭКСПЕРТ», основанной на математическом анализе сердечного ритма в покое и орто-стазе [5], модифицированной на кафедре физиологии и психофизиологии человека КемГУ с использованием региональных стандартов [15; 26], позволяющей проанализировать резервные возможности аппарата кровообращения [23].

В своих исследованиях мы ориентировались на модульную систему организации работы школы (сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования, социум, партнерство, местное сообщество, школьное сообщество, комплексный социально-педагогический и психофизиологический мониторинг), которая позволяет продуктивно взаимодействовать всем субъектам воспитательно-образовательного процесса и открывает возможность достижения высоких результатов в начальном, среднем звене образовательной организации.

Особое внимание в своей экспериментальной работе мы обратили на то, что здоровьесберегающая деятельность должна осуществляться при совместном взаимодействии с родителями и обучающимися на основе использования сетевых технологий с детско-юношескими спортивными школами, учреждениями дополнительного образования, спортивными клубами, детской поликлиникой [27].

В целях выявления динамики состоянии здоровья обучающихся в ООШ № 19 нами разработана и реализована единая система мониторинга здоровья детей по следующим медико-биологическим показателям: группы здоровья, физкультурные группы, хронические заболевания, острая заболеваемость. На каждого обучающегося школы заведен паспорт физического здоровья, в котором медицинский работник заносит данные по заболеваниям, определяет его в группу здоровья и физкультурную группу. Ведется системный контроль за качеством питания, мониторинг ежегодной диспансеризации, отслеживается динамика заболеваемости.

Результаты

Проведенное нами комплексное мониторинговое исследование на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 19» Ленинск-Кузнецкого городского округа позволило выделить три его основных этапа: аналитический, технологический и корректировочный.

Аналитический этап мониторинга был направлен на оценку показателей здоровья обучающихся, видов заболеваний детей, адаптивных и функциональных возможностей первоклассников на основании психолого-физиологического анализа; проведение комплексной психолого-физиологической диагностики познавательной и эмоциональной сферы: памяти, внимания, мышления, тревожности, коммуникативных навыков, агрессивности первоклассников (табл. 1, 2).

Как видно из таблиц 1 и 2, характеризующих адаптивные и развивающие компоненты личностного потенциала первоклассников, большинство детей 6-7-летнего возраста (от 50 до 80 %), судя по данным, касающимся психологической готовности к школе, не полностью готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие первоклассники, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-

Таблица 1

Аналитический этап комплексного медико-физиологического мониторинга адаптивных возможностей и готовности к обучению первоклассников ООШ № 19 Ленинск-Кузнецкого городского округа

Адаптивный компонент личностного потенциала первоклассников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методики Показатели Резул ьтаты

Мониторинг медицинских показателей Группы здоровья I группа - 40 % школьников; II группа - 45 % школьников; III группа - 15 % школьников

Физкультурные группы Основная - 96 %; подготовительная - 1,5 %; освобожденные от занятий - 2,5 %

Хронические заболевания Органы зрения - 24 %; нервная система - 18 %; нарушения осанки, плоскостопие - 16 %; ЛОР-заболевания - 14 %; эндокринная система - 8 %; мочеполовая система - 4 %; сахарный диабет I типа - 2 %; заболевания ЖКТ - 2 %; заболевания сердечно-сосудистой системы - 2 %

Функциональное состояние организма Показатели активности системы вегетативной регуляции кардиоритма 61 % от общего числа обследованных - группа с удовлетворительной адаптацией; 36 % детей демонстрируют функциональное напряжение; у 3 % первоклассников регистрируются функциональные нарушения

Мониторинг физической подготовленности обучающихся первых классов различного пола Три уровня физической подготовленности (высокий, средний, низкий) по результатам 8 тестовых заданий: прыжок в длину с места, бег 100 м, бег 30 м, челночный бег, подъем туловища за 30 с, тест на гибкость, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание (мальчики), отжимание (девочки) Средний и низкий уровни физической подготовленности; индекс физической подготовленности у мальчиков - 52 %, у девочек - 58 %

Таблица 2

Аналитический этап комплексного социально-психологического мониторинга готовности к школе первоклассников ООШ № 19 Ленинск-Кузнецкого городского округа

Развивающий компонент личностного потенциала первоклассников

Методики Критерии Результаты

Уровни развития памяти, внимания, мышления и тревожности проводились при Показатели когнитивного критерия Память у первоклассников на высоком уровне у 61 %; среднем - 39 %; высокий уровень мышления - 95 %; высокий уровень внимания - 49 %; средний - 33 %; уровень сформированности представлений о физической культуре, спорте: высокий - 52 %; средний - 32 %; низкий - 16 %

помощи тестов: «Тревожность» Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); «Домик» (Н. И. Гуткина); «Дерево с человечками» (Пип Уилсон); «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич) Показатели мотивационно-волевого критерия (наличие мотивации, целеустремленности и волевых усилий к занятиям физической культурой и спортом) Высокий уровень сформированности - 68 %; средний - 38 %; низкий - 4 %

Показатели инструментально-деятельностного критерия (умения и навыки в области физической культуры, отдельных видов спорта и ЗОЖ; степень сформированности полезных привычек, способов организации и практических навыков ЗОЖ; выполнение личного плана занятий физической культурой и спортом) Высокий уровень умений и навыков - 36 %; 55 % - средний уровень; низкий уровень - 9 %

Степень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности занятиями физической культурой, спортом и ЗОЖ Ввысокий уровень стрессоустойчивости, функционального резерва организма и саморегуляции - 30 % обучающихся; оптимальный уровень тревожности - 45 %; низкий уровень психологического благополучия, высокий уровень тревожности - 5 %

Поведенческие особенности первоклассников Внутренняя позиция школьников 80 % первоклассников проявляют учебный и познавательный интерес, осознают цели и важность учения; у 10 % обучающихся позиция школьника сформирована недостаточно; 10 % дети не осознают целей обучения

Учебная мотивация Высокая - 47 % обучающихся первых классов; средний уровень мотивации - 47 %; низкий уровень мотивации - 5 % первоклассников

Отношение к школе Положительное отношение к школе, к учителю, одноклассникам сформировано у 17 % первоклассников; 59 % обучающихся характеризуются нормальным эмоциональным состоянием; оптимальным для успешной учебной деятельности; 24 % имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе

Уровень школьной тревожности Повышенный уровень школьной тревожности - 15 %; высокий - 10 %

Показатели работоспособности У 45 % обучающихся оптимальная работоспособность; 21 % - компенсируемое состояние усталости; хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность, перевозбуждение у обучающихся не выявлены

Эмоциональные показатели отношения к школе, учителю, одноклассникам У 82,5 % обучающихся общее эмоциональное состояние характеризуется как нормальное; 7,5 % первоклассников демонстрируют снижение эмоционального состояния, может присутствовать переутомление и низкая работоспособность

Анализ особенностей поведения первоклассников 47,5 % обучающихся готовы к новой деятельности; у 47, 5 % детей, поступивших в школу в первый класс, преобладает нормальное поведение; 1 % детей испытывают трудности в приспособлении к новым условиям

Сформированность социального опыта обучающихся 80 % обучающихся выражают положительное отношение к различным сторонам действительности; 70 % демонстрируют хорошо сформированный фундамент для успешного освоения образовательных программ; уровень сформированности продуктивного компонента социального опыта недостаточно высок; низкий уровень коммуникативного опыта и опыта самоорганизации

дошкольника, то есть в границах 5-6-летнего возраста [14].

На протяжении многих лет в МБОУ «ООШ № 19» обеспечиваются и реализуются партнерские взаимодействия с МБДОУ «Детский сад № 61» по созданию условий для подготовки детей к обучению в первом классе через подготовительные курсы «АБВГДей-ка».

План совместной работы предусматривает создание единой организационно-методической работы с детьми и родителями: использование игровых технологий, комплекса психофизиологических методик, тренинговых занятий, арт-терапии, просветительских мероприятий, диагностических программ. Такая система преемственности между детским садом и школой позволяет осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, создает вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу (принцип психологической комфортности), помогающая раскрепощению его личности и активизирующая его творческую деятельность. Организуется работа с ДОУ по следующим направлениям: музыка, спорт, рисунок, психология общения; на этих занятиях дети знакомятся со школой, с будущими педагогами, одноклассниками. За короткое время удается раскрыть таланты будущих первоклассников, подружить детей, заинтересовать обучением в школе; осуществляется комплекс просветительских и воспитательных мероприятий для установления конструктивно-партнерских отношений по взаимодействию педагогов и родителей, обеспечивается проведение психологических консультаций для родителей.

За основу количественной оценки уровня физического здоровья Школой будущих первоклассников «АБВГДей-ка» была принята методика, разработанная В. И. Беловым (1993), которая отличается достаточно высокой информативностью, простотой освоения, доступностью и приемлемостью для условий в ДОУ.

Из данной методики мы выбрали следующие группы показателей: показатели двигательной подготовленности (бег на 10 м с места, бег на 10 м с выбором, прыжок в длину; метание мяча (1 кг), наклон вперед из исходного положения, непрерывный бег) и показатели эффективности работы иммунной системы. Оценка по каждому показателю высчитыва-лась в баллах.

Анализ потенциала младших школьников, проведенный нами на основании оценки интегральных показателей состояния здоровья, физической подготовленности и личностного развития, позволил идентифицировать три его уровня: высокий (от 14,6

до 20,8 балла); средний (от 10,4 до 14,5 балла); низкий (от 0 до 10,5 балла).

При сопоставлении данных 87 будущих первоклассников, посещавших и не посещавших Школу будущих первоклассников, нами были получены следующие результаты: в экспериментальной группе (посещавших курсы) регистрируется 73,33 % детей со средним уровнем здоровья от количества исследуемых; с низким уровнем здоровья - 26,67 %. В группе детей, не посещавших курсы (контрольная группа): со средним уровнем регистрируется 47,06 % детей от общего количества исследуемых; с низким уровнем здоровья - 52,94 % обследуемых.

В группе детей, не посещавших «АБВГДей-ку», нами была усилена работа по охране и укреплению здоровья: утренние зарядки; витаминизирование; спортивно-оздоровительные мероприятия; спортивные и культурно-досуговые мероприятия; посещение соляной пещеры и бассейна (на каникулах); посещение занятий по ритмической гимнастике; использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений; расслабляющие паузы; специальные гимнастики (дыхательная по методике А. Н. Стрельниковой, корригирующие упражнения, психогимнастика, гимнастика для глаз); проведение просветительских и профилактических бесед, встреч, лекториев для родителей и воспитанников.

В рамках операционно-технологического этапа мониторинга оценивалось влияние комплекса здо-ровьесберегающих и социально-педагогических технологий в ходе урочной и внеурочной деятельности на активизацию личностного потенциала младших школьников (табл. 3).

Как следует из результатов, обозначенных в таблице 3, уже в течение первого года обучения в результате комплекса здоровьесберегающих мероприятий, направленных на активизацию адаптивного и развивающего компонентов личностного потенциала, существенно улучшаются показатели физической подготовленности, моторного и произвольного внимания, коммуникативных умений, регистрируются стабильно высокие и средние уровни развития саморегуляции.

Посещение уроков у первоклассников показало эффективность работы учителей с позиции здоро-вьесбережения. Анализ результатов исследования первоклассников свидетельствует о том, что при создании психолого-педагогических условий, направленных на повышение адаптации школьников, пока-

Таблица 3

Процесс активации личностного потенциала младших школьников (технологический этап мониторинга)

Технологии

Формы активации здоровьесберегающей деятельности Показатели Результаты

Урочная и внеурочная Медико- Показатели Высокий уровень физической подготовленности -

деятельность профилактические, физической 52 % первоклассников;

медико-гигиенические, подготовленности; средний уровень - 26 %;

Сетевое физкультурно- уровень низкий уровень физической подготовленности,

взаимодействие школы оздоровительные, сформированности связанный с ОВЗ - 22 %.

с организациями здоровьесберегающие, универсальных

дополнительного экологические учебных действий; 74 % первоклассников характеризуются средним

образования технологии личностные УУД; развитием моторики и произвольного внимания;

физкул ьтурно- обеспечения мониторинг преобладанием высокого уровня коммуникативных

оздоровительной безопасности родительского умений (85 %), стабильно высоким и средним уровнями

направленности жизнедеятельности мнения развития саморегуляции (79 %). Личностные УУД у большинства обучающихся средние.

Мониторинг

родительского мнения 86 % родителей обучающихся оценивают образовательную организацию как школу высокого уровня образования и воспитания; 98 % родителей согласны с выбранными направлениями школы по формированию здоровьесберегающей среды школы; 60 % родителей готовы оплачивать дополнительные образовательные услуги

затели личностного развития ко второму году обучения существенно улучшаются: число лиц с высоким и средним уровнем школьной мотивации достигает 97 %, количество обучающихся с низким уровнем мотивации уменьшается до 3 % от всей обследуемой микропопуляции (84 человека); 76 % демонстрируют высокий и средний уровни развития саморегуляции; личностные УУД у подавляющего большинства первоклассников характеризуются средними значениями.

С целью выявления уровня сформированно-сти социального опыта обучающихся нами было проведено исследование «Сформированность социального опыта обучающихся» среди 1-4-х классов. Полученные данные подтверждаются результатами опроса детей: около 80 % обучающихся МБОУ «ООШ № 19» выражают положительное отношение к различным сторонам действительности как к «проявлениям социального опыта». Таким образом, социальный опыт соответствует высокому уровню и указывает на эффективность деятельности ОУ по формированию социального опыта детей, а также успешность взаимодействия с семьей в вопросах воспитания.

Согласно нашим исследованиям, уровень социального опыта обучающихся первых классов выше среднего, поскольку более 70 % первоклассников, отвечая на вопросы, определяющие сформированность социального опыта, выбирали правильные варианты

ответа, что указывает на хорошо сформированный фундамент для успешного освоения образовательных программ и позволяет прогнозировать успех в их освоении, достижение метапредметных и высоких личностных результатов, определенных стандартами нового поколения.

Вместе с тем установлено, что общей проблемой формирования социального опыта в первом и втором классах является низкий уровень коммуникативного опыта и опыта самоорганизации, что обусловлено, по мнению родителей и педагогических работников, «неумением разрешать спорные, конфликтные ситуации». В частности, недостаточность умений старших дошкольников разрешать спорные ситуации отметили около 30 % опрошенных.

На наш взгляд, следует уделять особое внимание формированию опыта самоорганизации и коммуникативного опыта детей, мотивации к обучению, познавательной активности, целесообразно соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, которые являются «мостиком», обеспечивающим дальнейшую адаптацию детей к изменяющейся социальной ситуации, окружающему миру и дальнейшее формирование социального опыта.

По результатам операционно-технологического этапа мониторинга когнитивного, мотивационно-воле-

вого, инструментально-деятельностного, эмоционального и адаптивно-ресурсного критериев школьников в первые два года обучения нами были выявлены дети с различными адаптивными состояниями:

- условно-адаптивным - обучающиеся не имеют отклонений в физическом, психоэмоциональном развитии; они не нуждаются в коррекции личностного потенциала; психолого-педагогическое сопровождение заключается в планомерном контроле за развитием компонентов личностного потенциала;

- пограничным (функциональное напряжение) -обучающиеся характеризуются наличием признаков нарушения психоэмоционального и морфофункцио-нального статуса; за этими детьми необходимо проводить психолого-физиологическое наблюдение: должен быть реализован комплекс социально-оздоровительных мероприятий, направленных на индивидуальную коррекцию нарушений физического развития и повышение психоэмоциональных резервов;

- дезадаптивным - обучающиеся демонстрируют низкие показатели физического и психоэмоционального развития; для этих детей разрабатываются программы реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс психолого-педагогических и социально-оздоровительных мероприятий по коррекции адаптивно-развивающего личностного потенциала школьников.

В качестве рекомендаций учителям начальных классов нами был сформулирован ряд положений, направленных на организацию психолого-педагогической и социальной поддержки детей, испытывающих трудности адаптации к началу обучения в школе, которые включают: изучение социального паспорта семьи и медицинских карт здоровья ученика; использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения; реализацию проектной деятельности; проведение мероприятий, повышающих статусное положение детей в группе сверстников, их авторитет и самооценку; обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к первоклассникам, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (левору-кость, синдром гиперактивности, дефекты речи, невро-зоподобные состояния); использование игровых приемов, развивающих игр; организацию общения с каждым учеником класса (монография).

Корректирующий этап мониторинга демонстрирует возможность активизации потенциала младших школьников с личностными дефицитами, выявленными на основании взаимосвязи между адаптивными и развивающими компонентами личностного потенциала в зависимости от функциональных воз-

можностей обучающихся, их способностей, возрастных и типологических особенностей.

В МБОУ «ООШ № 19» в начальных классах обучается 380 детей, из них 8 детей относятся к категории с ОВЗ, что составляет 2,1 % от общего количества обучающихся: 3 ребенка с ЗПР (0,7 %); 4 инвалида (1,1 %), 2 ребенка с гиподинамией (0,5 %).

Были выявлены следующие затруднения у детей с ОВЗ:

- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

- темп выполнения заданий очень низкий;

- отмечается снижение уровня внимания (устойчивость, концентрация, переключение), развития речи, мышления;

- регистрируются трудности в понимании инструкций;

- наблюдается повышенная тревожность, утомляемость;

- выявляется низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

- ряд детей демонстрирует гиперактивность, повышенную возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается динамика развития; в план учебно-воспитательной работы включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

С помощью диагностических методик у детей с ОВЗ изучаются особенности познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи - методики «Образная память», «Память на числа» и др.), моторной функции (цветовой тест М. Люшера), интеллектуальные особенности личности (методика Векслера); с помощью методики Б. В. Зейгарника «4-й лишний» устанавливаются причинно-следственные связи. Кроме того, в работе используются тематические опросники и проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Человек под дождем», «Несуществующие животное», «Моя семья», «Метаморфозы».

В школе в течение ряда лет функционирует программа «Рука в руке», в рамках которой организуется коррекционно-развивающая деятельность для детей с ОВЗ, иными словами, создается специальное пространство, где детям оказывают дополнительную помощь специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, медицинский работник. Целью коррекционно-развивающей

деятельности является работа с семьями для формирования у родителей осведомленности в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Во всех начальных классах проводятся занятия по коррекционно-развивающим программам, направленным на формирование навыков произвольной регуляции поведения и конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формы и методы, используемые на занятиях педагогом-психологом, направлены на развитие и управление эмоциями, развитие коммуникативных способностей и активности, профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений и отклонений в поведении.

Медицинский работник предоставляет медицинские рекомендации, осуществляет медицинское просвещение среди всех участников психолого-педагогического сопровождения; проводит занятия с учащимися по оказанию первой медицинской помощи и правилам личной гигиены; консультирует субъектов системы сопровождения.

Участие детей с ОВЗ в школьных и городских массовых патриотических и экологических акциях («Камень Памяти», «Далекое эхо в сердцах отзовется», «Дай лапу - пошли домой», «Лесной городок - милый сердцу уголок», театральной студии «Бродячие артисты», деятельности эковолонтерского отряда «Лесной патруль», хоровых студий «Звездочки», «Белая ладья») способствует их успешной социализации, поскольку является платформой для общения, мотивации к обучению, создания определенного психологического настроя.

В целях развития и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ используются следующие методики: сказкотерапия, игро-терапия, цветотерапия, релаксотерапия, психогимнастики «Дерево», «Снежинки», «Рисунок на спине» и др.; релаксационные упражнения «Замедленное движение», «Улыбнись, рассердись» «Волшебный сон» и др.; психологические тренинги на темы: «Учись дружить», «Поведение в конфликтной ситуации», «Мое здоровье», «Формула успеха», «Тренинг уверенности в себе», «Как лучше подготовиться к экзаменам» и др.

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Организация работы по повышению воспитательного потенциала родителей в школе заключается в выявлении интересов, потребностей, уровня их грамотности в вопросах ведения здорового образа жизни, организации здорового питания в семье, создания условий для психоло-

гического и эмоционального благополучия в семье. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.

Созданные педагогами, специалистами по коррек-ционной работе, классными руководителями, родителями коллективные организационно-педагогические условия, использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ, гиперактивностью, когнитивными нарушениями в итоге позволили получить следующие позитивные результаты: на уроках и внеурочных занятиях на 28 % уменьшилась доля детей с высоким уровнем школьной тревожности, остальные обучающиеся имеют средний уровень тревожности; у большинства обучающихся увеличился показатель комфортности на уроках, что является позитивной мотивацией к учебной деятельности; увеличилось количество обучающихся с ОВЗ (98 %), принимающих участие в общественной жизни класса; темп выполнения заданий у них вырос на 7 %.

В целом, анализируя динамику развития личностного потенциала за годы обучения в начальной школе, мы отмечаем, что с первого по четвертый класс высокий уровень познавательных учебных действий вырос с 6,5 до 10 %; коммуникативных учебных действий - с 62 до 78 %; регулятивных учебных действий - с 31 до 44 %; личностных учебных действий -с 3 до 14 %. Соответственно, по ряду параметров (познавательных и коммуникативных учебных действий) число младших школьников с низкими характеристиками уменьшилось вдвое.

При анализе занятости обучающихся в спортивных секциях клуба «ДРОЗД» и ДЮСШ № 2 в динамике трех лет следует подчеркнуть, что количество обучающихся начальных классов, реализующих индивидуальный план спортивно-оздоровительного профиля, за эти годы возросло на 20 % и составило 63,3 % от общего числа младших школьников в образовательной организации; по итогам 2020/21 учебного года 100 % учащихся с ОВЗ были охвачены кружковой работой по спортивной, экологической и патриотической направленности.

Результаты проведенных исследований позволили нам сформулировать понятие «активизация личностного потенциала младших школьников на основе здоровьесберегающей деятельности» как процесс реализации комплекса административно-управленческих, психолого-педагогических, оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на создание устойчивой мотивации к ЗОЖ; сбалансированное развитие моторной и когнитивной сферы детей; повышение

их приспособительных возможностей и стрессоустой-чивости к неблагоприятным социально-экологическим факторам; формирование психофизических качеств школьников, обеспечивающих условия для успешной учебной, социально-поведенческой деятельности, проявления морально-нормативных ценностей социализации индивида, осуществляемой с учетом возрастных и регуляторно-типологических особенностей, функциональных возможностей обучающихся, социально-адаптивной компетентности педагогов и родителей с помощью механизмов сетевого и межведомственного взаимодействия, средств, методов и технологий дифференцированного обучения.

Заключение

Представленные материалы свидетельствуют, что серьезные психофизиологические и социокультурные личностные преобразования, присущие младшему школьному возрасту, доказывают значимость данного возрастного этапа в становлении и развитии личности, определяют необходимость более глубокого и тщательного изучения и понимания особенностей младшего школьника с целью повышения эффективности осуществляемой учебно-воспитательной работы с обязательным включением процесса формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Показано, что начальная школа должна быть не первоисточником, а системообразующим преемником дошкольной ступени образования на смежных этапах развития личностного потенциала обучающихся.

Данные литературы и результаты наших экспериментальных исследований указывают на то, что создание открытого здоровьесберегающего пространства в начальной школе вносит существенный вклад в формирование готовности детей к обучению, активацию личностного потенциала детей, направленного на поддержание эмоционального благополучия, эффективность учебной деятельности и высокий уровень успеваемости, ассимиляцию школьных норм поведения, успешность социальных контактов, определяемых характером взаимоотношений с одноклассниками и отношением к учителю.

Установлено, что здоровьесберегающий потенциал образовательной организации как базисная основа сохранения и укрепления здоровья и увеличения адаптационно-развивающих ресурсов личности обучающихся начальной школы может быть реализован только при условии партнерского взаимодействия школы, семьи с другими социальными институ-

тами и учреждениями дополнительного образования. Сетевое взаимодействие с институтом семьи, с другими образовательными организациями и учреждениями, социумом позволяет осуществлять сотрудничество на правах партнерства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между педагогами, работающими над общими проблемами социализации младших школьников, выстраивая таким образом здоровьесберегаю-щее пространство, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов, развитие личности обучающихся.

Реализация модели комплексного мониторинга позволяет динамично оценивать уровень сформи-рованности компонентов адаптивно-развивающего потенциала младших школьников, обеспечивает психолого-педагогическое и медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса с учетом выявленных индивидуальных особенностей здоровья и психоэмоционального состояния обучающихся, что корректирует когнитивную и деятельностную функции детей с помощью дополнительных образовательных программ.

Таким образом, здоровьесберегающая деятельность является, по нашему мнению, неотъемлемой частью социально-адаптивных функций педагога, обладает достаточно четкими «внешними» границами и реализуется на основе идентификации и коррекции личностно ориентированных критериев: когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, деятельностного, адаптивно-ресурсного, отражающих суммарно как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития различных личностных способностей, которые в совокупности обеспечивают результаты деятельности.

Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствие конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствуют успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе. Адаптация к новым условиям происходит за счет мобилизации функциональных резервов и требует определенного напряжения регулирующих систем, которые отвечают за обеспечение органов и тканей пластическими и энергетическими ресурсами.

Литература

1. Абаскалова Н. П. Развитие и здоровье личности в процессе социализации // Здоровье и развитие личности. Формирование здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: сб. мат-лов науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. И. А. Свиридовой, Э. М. Казина. Осинники, 2018. С. 31-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Агрис А. Р. Дефицит нейродинамических компонентов деятельности у детей с трудностями обучения: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2014. 204 с.

3. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты / Э. М. Казин и др. Кемерово, 2008. 299 с.

4. Анисова, Е. А. Физиологическая адаптация первоклассников с различными морфофункциональными особенностями: автореф. дис. . канд. биол. наук. Томск, 2004. 22 с.

5. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984. 220 с.

6. Бакиева Н. З., Гребнева Н. Н. Исследование психофизиологической готовности детей 6-7 лет к систематическому школьному обучению // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2012. Т. 14, № 3. С. 207-208.

7. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004. 240 с.

8. Безруких, М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11-17.

9. Глозман Ж. М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. М., 2016. 336 с.

10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. 2009. № 5. С. 7-27.

11. Демидко Н. Н., Гайнанова Н. К., Козликина Н. Б. Влияние социальных условий на морфофункциональное и психофизиологическое развитие организма детей и подростков. Бийск, 2008. 153 с.

12. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова и др. М., 2013. 443 с.

13. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева и др. М., 2016. 443 с.

14. Иванова О. Г. Актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2019. 196 с.

15. Игишева Л. Н. Психофизиологические особенности подростков с первичной артериальной гипертензией: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск, 1996. 22 с.

16. Ильясов Д. Ф., Смирнова Ю. В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 332-338.

17. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среде // Вестник ТГПУ. 2011. № 13 (115). С. 254-259.

18. Кайгородова Н. З. Эколого-физиологическая адаптация первоклассников к школе: дис. ... д-ра биол. наук. Барнаул, 2010. 320 с.

19. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности к школьному обучению. СПб., 2004. 44 с.

20. Комарова О. А. Особенности психофизиологической адаптации подростков к условиям обучения образовательных учреждений разного типа: дис. ... канд. биол. наук. Кемерово, 2012. 165 с.

21. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга. Ч. 3 / Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова и др. Кемерово, 2006. 213 с.

22. Мачинская Р. И., Семенова О. А., Сугробова Г А. Междисциплинарный подход к анализу мозговых механизмов трудностей обучения у детей. Опыт исследования детей с признаками СДВГ // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2013. Т. 63, № 5. С. 542.

23. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2021. 433 с.

24. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования / отв. ред. Э. М. Казин. Кемерово, 2011. 695 с.

25. Организационно-педагогические условия актуализации здо-ровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Авту-шенко, Иванова О. Г, Ласкожевская Е. В. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 75-83.

26. Практикум по психофизиологической диагностике / науч. рук. Э. М. Казин. М., 2000. 128 с.

27. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в начальной и основной школе / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, В. В. Кириченко, Н. В. Автушенко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 147-156.

28. Реализация социально-адаптивных компетенций педагогов в процессе здоровьесберегающей деятельности школы / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. П. Абаскалова, О. А. Фролова, В. В. Кириченко, Е. В. Лыскова // Сибирский учитель. 2020. № 4 (131). С. 43-52.

29. Роль индивидуально-типологических особенностей системы вегетативной регуляции в формировании показателей психосоциальной и физиологической адаптации к учебной деятельности / Э. М. Казин, А. С. Шинкаренко, А. И. Федоров и др. // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы докл. V Междунар. науч.-практ. конф. USA: NortCharleston, 2014. № 2. С. 8-21.

30. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002. 123 с.

31. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

32. Федоров А. И. Особенности вегетативной и эндокринной регуляции процесса адаптации учащихся к условиям среды в различные возрастные периоды: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Томск, 2008. 30 с.

33. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД - Тест Тулуз-Пьерона. СПб., 2007. 104 с.

References

1. Abaskalova N. P. Razvitie i zdorov'e lichnosti v processe sociali-zacii [Personal development and health in the process of socialization]. Health and personal development. Formation of health-saving and socially adaptive educational space. Collection of materials from the scientific-practical conference with international participation. Eds. I. A. Sviridova, E. M. Kazin. Osinniki, 2018, pp. 31-38. (In Russian).

2. Agris A. R. Deficit nejrodinamicheskih komponentov deyatel'nosti u detejs trudnostyami obucheniya [Deficits in neurodynamic activity components in children with learning difficulties]. Ph. D. thesis. Moscow, 2014, 204 p. (In Russian).

3. Kazin E. M. et al. Adaptaciya i zdorov'e. Teoreticheskie i priklad-nye aspekty: kollektivnaya monografiya [Adaptation and Health.

Theoretical and applied aspects]. Kemerovo, 2008, 299 p. (In Russian).

4. Anisova E. A. Fiziologicheskaya adaptaciya pervoklassnikov s razlichnymi morfofunkcional'nymi osobennostyami [Physiological adaptation of first graders with different morphofunctional features]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 2004, 22 p. (In Russian).

5. Baevsky R. M., Kirillov O. I., Kleckin S. Z. Matematicheskij analiz izmenenij serdechnogo ritma pri stresse [Mathematical analysis of heart rhythm changes under stress]. Moscow, 1984, 220 p. (In Russian).

6. Bakieva N. Z., Grebneva N. N. Issledovanie psihofiziologicheskoj gotovnosti detej 6-7 let k sistematicheskomu shkol'nomu obu-cheniyu [The research of psychophysiological readiness to the systematic school teaching of 6- and 7-year-old children]. The Journal of scientific articles "Health & education millennium" 2012, vol. 14, no. 3, pp. 207-208. (In Russian).

7. Bezrukih M. M. Zdorov'esberegayushchaya shkola [Health saving school]. Moscow, 2004, 240 p. (In Russian).

8. Bezrukih M. M. Zdorov'e shkol'nikov, problemy, puti resh-eniya [Schoolchildren's health, problems, solutions]. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 11-17. (In Russian).

9. Glozman Zh. M. Prakticheskaya nejropsihologiya. Opyt raboty s det'mi, ispytyvayushchimi trudnosti v obuchenii [Practical Neuropsychology. Experience working with children with learning difficulties]. Moscow, 2016, 336 p. (In Russian).

10. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M. Vospitanie i socializaciya mlad-shih shkol'nikov [Education and socialization of younger schoolchildren]. Pedagogy, 2009, no. 5, pp. 7-27. (In Russian).

11. Demidko N. N., Gajnanova N. K., Kozlikina N. B. Vliyanie social'nyh uslovij na morfofunkcional'noe i psihofiziologicheskoe razvitie organizma detej i podrostkov [The influence of social conditions on the morphofunctional and psychophysiological development of children and adolescents]. Biysk, 2008, 153 p. (In Russian).

12. Kazin E. M., Sviridova I. A., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G. et al. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazo-vaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, 2013, 443 p. (In Russian).

13. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Rudneva E. L. et al. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, 2016, 443 p. (In Russian).

14. Ivanova O. G. Aktualizaciya zdorov'esberegayushchego potenciala doshkol'nogo obrazovaniya [Actualizing the health-saving potential of preschool education]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2019, 196 p. (In Russian).

15. Igisheva L. N. Psihofiziologicheskie osobennosti podrostkov s pervichnojarterial'nojgipertenziej [Psychophysiological characteristics of adolescents with primary arterial hypertension]. Abstract of Ph. D. thesis. Tomsk, 1996, 22 p. (In Russian).

16. Il'yasov D. F., Smirnova Yu. V. Cennostnaya orientaciya na zdorovyj obraz zhizni i ee formirovanie u mladshih shkol'nikov [Valuable direction to healthy way of life and its forming in a primary school]. Siberian Pedagogical Journal, 2009, no. 9, pp. 332-338. (In Russian).

17. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Semenkova T. N. Psihologo-fiziologicheskie podhody k sozdaniyu obrazovatel'noj adaptivno-razvivayushchejsrede [Psichological and physiological approaches to creation of the educational adaptive-developing environment]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 254-259. (In Russian).

18. Kajgorodova N. Z. Ekologo-fiziologicheskaya adaptaciya pervoklassnikov k shkole [Ecological and physiological adaptation of first graders to school]. Doctor's degree dissertation. Barnaul, 2010. 320 p. (In Russian).

19. Kamenskaya, V. G., Zvereva S. V. K shkol'noj zhizni gotov! Diag-nostika i kriterii gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu [Ready for school life! Diagnosis and criteria for school readiness]. St. Petersburg, 2004, 44 p. (In Russian).

20. Komarova O. A. Osobennosti psihofiziologicheskoj adaptacii podrostkov k usloviyam obucheniya obrazovatel'nyh uchrezh-denijraznogo tipa [Peculiarities of the psycho-physiological adaptation of adolescents to the learning conditions of educational institutions of various types]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2012, 165 p. (In Russian).

21. Kazin E. M., Sviridova I. A., Semenkova T. N. et al. Kompleksnaya ocenka pokazatelej zdorov'ya i adaptacii obuchayu-shchihsya i pedagogov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mediko-fiziologicheskie i psihologo-pedagogicheskie osnovy monitoringa. Ch. 3 [Comprehensive assessment of health indicators and adaptation of students and teachers in educational institutions. Medico-physiological and psychological-pedagogical bases of monitoring. Part 3]. Kemerovo, 2006, 213 p. (In Russian).

22. Machinskaya R. I., Semenova O. A., Sugrobova G. A., Mezhdis-ciplinarnyj podhod k analizu mozgovyh mekhanizmov trudnostej obucheniya u detej. Opyt issledovaniya detejs priznakami SDVG [An interdisciplinary approach to analysis of the cerebral mechanisms of learning difficulties in children. experience of studies of children with signs of ADHD]. I. P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, 2013, vol. 63, no. 5, pp. 542. (In Russian).

23. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskie podhody k razvitiyu lichnosti na osnove formirovaniya social'no-psiholog-icheskoj bezopasnosti mndivida i aktualizacii adaptacionnogo potenciala obuchayushchihsya. Kniga II. Psiologo-pedagogicheskie i mediko-socil'nye aspekty razvitiya obuchayushchihsya v ontogen-eze [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personality development based on the formation of socio-psychological security of the individual and the actualization of the adaptation potential of students. Book II. Psychological-pedagogical and medical-social aspects of students' development in ontogenesis]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2021, 433 p. (In Russian).

24. Ontogenez. Adaptaciya. Zdorov'e. Obrazovanie. Kniga 1. Zdorov'esberegayushchie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book 1. Health-Saving Aspects of Preschool and Primary General Education]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2011, 695 p. (In Russian).

25. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Avtushenko N. V., Ivanova O. G., Laskozhevskaya E. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktualizacii zdoro-v'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih shkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 75-83. (In Russian).

26. Praktikum po psihofiziologicheskoj diagnostike [Workshop on psychophysiological diagnostics]. Scientific advisor E. M. Kazin. Moscow, 2000, 128 p. (In Russian).

27. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Kirichenko V. V., Avtushenko N. V. Realizaciya social'no-adaptivnojkompetentnosti pedagogov v processe fizkul'turno-ozdorovitel'noji sportivnoj deyatel'nosti v nachal'noj i osnovnoj shkole [Implementation of the social adaptive skills of teachers in the process of physical education, recreation and sports activities in primary and secondary schools]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 3, pp. 147-156. (In Russian).

28. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Abaskalova N. P., Frolova O. A., Kirichenko V. V., Lyskova E. V. Realizaciya social'no-adaptivnyh kompetencijpedagogov v pro-cesse zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti shkoly [Implementation of socially adaptive competencies of teachers in the process of health-saving activities of the school]. Siberian Teacher, 2020, no. 4 (131), pp. 43-52. (In Russian).

29. Kazin E. M., Shinkarenko A. S., Fedorov A. I. et al. Rol' individual'no-tipologicheskih osobennostej sistemy vegetativnoj regulyacii v formirovanii pokazatelej psihosocial'noj i fiziologicheskoj adaptacii k uchebnoj deyatel'nosti [The role of individual-typological

features of the autonomic regulation system in the formation of indicators of psychosocial and physiological adaptation to learning activities]. 21 century: fundamental science and technology. Proceedings of the V International Scientific-Practical Conference. USA, NortCharleston, 2014, no. 2, pp. 8-21. (In Russian).

30. Sirotyuk A. L. Sindrom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu. Diagnostika, korrekciya i prakticheskie rekomendacii roditelyam i pedagogam [Attention deficit hyperactivity disorder. Diagnosis, correction and practical recommendations for parents and teachers]. Moscow, 2002, 123 p. (In Russian).

31. Smirnov N. K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekh-nolo-gii i psihologiya zdorov'ya v shkole [Health-saving educa-

tional technologies and health psychology at school]. Moscow, 2005. (In Russian).

32. Fedorov A. I. Osobennosti vegetativnoj i endokrinnoj regulyacii processa adaptacii uchashchihsya k usloviyam sredy v razlichnye vozrastnye periody [Peculiarities of vegetative and endocrine regulation of the process of students' adaptation to environmental conditions in different age periods]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Tomsk, 2008, 30 p. (In Russian).

33. Yasyukova L. A. Optimizaciya obucheniya i razvitiya detejs MMD - Test Tuluz-P'erona [Optimizing Learning and Development of Children with MMD - Toulouse-Pieron Test]. St. Petersburg, 2007, 104 p. (In Russian).

УДК^С 37

Р0110.54509/22203036_2022_3_201 EDN FPIYEL

Казин Эдуард Михайлович

доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научного управления, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Должикова Наталья Геннадьевна

директор, Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Кемерово

Шерер Тамара Ивановна

кандидат педагогических наук, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Кемерово

Осипова Татьяна Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования, г. Кемерово

Kazin Eduard M.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading Researcher at the Scientific Department, Kemerovo State University, Kemerovo

Dolzhikova Natalia G.

Director of the Secondary School № 54, Kemerovo Sherer Tamara I.

Candidate of Pedagogical Sciences, teacher-psychologist at the Secondary School № 54, Kemerovo

Osipova Tatiana Yu.

Candidate of Psychological Sciences, Docent, Head of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Support of General and Professional (Correctional) Education, Kuzbass Regional Institute for Professional Development and Retraining of Education Workers, Kemerovo

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАННИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL BASIS FOR THE ACTUALIZATION OF THE PERSONAL POTENTIAL OF PUPILS AND STUDENTS IN THE PRESCHOOL SYSTEM - ELEMENTARY SCHOOL

Введение. Показана необходимость рассмотрения вопроса о взаимосвязи адаптивного и развивающего компонентов личностного потенциала обучающихся в системе «ДОО - начальная школа».

Актуализирован вопрос о разработке структурно-функциональной основы службы психолого-педаго-

гического сопровождения с целью активизации адаптивной и когнитивно-познавательной функции детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методология. В процессе исследования был проведен анализ научной и методической литературы по проблеме структурно-функциональной актуализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.