Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВВ ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВВ ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Кириченко Владимир Владимирович, Автушенко Надежда Васильевна

Введение. Показано, что реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни и социализации обучающихся. Методология. На примере основной общеобразовательной школы проиллюстрированы технологии, средства и методы, позволяющие использовать деятельностный и ресурсный подходы к организации физкультурно-спортивного образовательного процесса, включая: психофизиологический мониторинг критериев и показателей готовности педагогов школы к социально-адаптивной организации воспитательно-образовательного процесса; уровень сформированности когнитивной и деятельностной функции обучающихся; формы интеграции общего и дополнительного образования; сетевое взаимодействие на муниципальном уровне; программно-методическое обеспечение процесса реализации социально-адаптивной компетентности педагогов и родителей. Результаты. Представлены материалы, свидетельствующие о высоком социально-оздоровительном и познавательном эффекте субъектов образования, продемонстрированном обучающимися в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Заключение. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в начальной и основной школе может быть осуществлена на основе комплексного использования здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Красношлыкова Ольга Геннадьевна, Кириченко Владимир Владимирович, Автушенко Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL ADAPTIVE SKILLS OF TEACHERSIN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION, RECREATION AND SPORTS ACTIVITIESIN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOLS

Introduction. It is proved that the implementation of the social adaptive skills of teachers in sports and recreation activities is due to the need to form a healthy lifestyle and socialization of students. Methodology. Technologies, tools and methods are illustrated on the example of the main secondary school. This makes it possible to use activity-based and resource-based approaches to the organization of the physical educational and sports process, including: psychophysiological monitoring of criteria and indicators of readiness of school teachers for the social adaptive organization of the educational process; the level of formation of the cognitive and activity functions of students; forms of integration of general and additional education; network interaction at the municipals; software and methodological support for the implementing social-adaptive skills of teachers and parents. Results. The article presents materials that indicate high social and health-improving and cognitive effect of the subjects of education, demonstrated by students in the process of physical education and sport activities. Conclusion. The article states that the implementation of socio-adaptive skills of teachers in the process of physical education, recreation and sports activities in primary and secondary schools can be carried out on the basis of the integrated use of the health-oriented resource of the educational process.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВВ ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

УДК/UDC 371.1 Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, В. В. Кириченко, Н. В. Автушенко

E. Kazin, O. Krasnoshlykova, V. Kirichenko, N. Avtushenko

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL ADAPTIVE SKILLS OF TEACHERS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION, RECREATION AND SPORTS ACTIVITIES

IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOLS

Введение. Показано, что реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни и социализации обучающихся.

Методология. На примере основной общеобразовательной школы проиллюстрированы технологии, средства и методы, позволяющие использовать дея-тельностный и ресурсный подходы к организации физкультурно-спортивного образовательного процесса, включая: психофизиологический мониторинг критериев и показателей готовности педагогов школы к социально-адаптивной организации воспитательно-образовательного процесса; уровень сформирован-ности когнитивной и деятельностной функции обучающихся; формы интеграции общего и дополнительного образования; сетевое взаимодействие на муниципальном уровне; программно-методическое обеспечение процесса реализации социально-адаптивной компетентности педагогов и родителей.

Результаты. Представлены материалы, свидетельствующие о высоком социально-оздоровительном и познавательном эффекте субъектов образования, продемонстрированном обучающимися в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Заключение. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в начальной и основной школе может быть осуществлена на основе комплексного использования здоро-вьеориентированного ресурса воспитательно-образовательного процесса.

Introduction. It is proved that the implementation of the social adaptive skills of teachers in sports and recreation activities is due to the need to form a healthy lifestyle and socialization of students.

Methodology. Technologies, tools and methods are illustrated on the example of the main secondary school. This makes it possible to use activity-based and resource-based approaches to the organization of the physical educational and sports process, including: psychophysiological monitoring of criteria and indicators of readiness of school teachers for the social adaptive organization of the educational process; the level of formation of the cognitive and activity functions of students; forms of integration of general and additional education; network interaction at the municipals; software and methodological support for the implementing social-adaptive skills of teachers and parents.

Results. The article presents materials that indicate high social and health-improving and cognitive effect of the subjects of education, demonstrated by students in the process of physical education and sport activities.

Conclusion. The article states that the implementation of socio-adaptive skills of teachers in the process of physical education, recreation and sports activities in primary and secondary schools can be carried out on the basis of the integrated use of the health-oriented resource of the educational process.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность, социально-адаптивная компетентность педагогов, сетевое взаимодействие, программно-методическое обеспечение.

Keywords: physical education, health activities and sports, social and adaptive skills of teachers, network interaction, software and methodological support.

Введение

Комплекс социально-психологических и социально-педагогических проблем, сформированных в последние десятилетия в российском обществе, обусловил необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся и вос-

питанников, которое, согласно федеральным нормативным документам, выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей [1; 2, с. 31].

Здоровьесберегающая компетентность является, по нашему мнению, неотъемлемой составной частью социально-адаптивных функций педагога, обладает достаточно четкими «внешними» границами и реализуется на основе идентификации и коррекции лич-ностно ориентированных критериев: когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, деятельностного, адаптивно-ресурсного, отражающих суммарно как знания, умения, навыки, так и определенный уровень развития различных личностных способностей, которые в совокупности обеспечивают результаты деятельности.

В современных научных работах многих авторов [3; 6; 8; 9; 10, с. 20; 12] все большую популярность приобретает изучение социальных компетенций, что обусловлено необходимостью:

- социализации в сфере образования, которая идет путем формирования ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области образования и социальных отношений;

- разрешения негативных социальных проблем, связанных с вредными привычками, психоактивными веществами - химические вещества (или смеси), способные влиять на функционирование центральной нервной системы, безнадзорность и др.;

- обеспечения социальной мобильности, которая заключается в готовности к быстрой смене деятельности;

- сохранения и укрепления здоровья различных контингентов взрослого и подрастающего поколения [10, с. 20; 15, с. 91; 16, с. 43].

В этих условиях воспитательно-образовательный процесс должен усиливать включение социально-оздоровительных компонентов, способствующих снижению психофизиологической «стоимости» обучения школьников [1, с. 5].

Важнейшими слагаемыми психофизического здоровья и потенциала человека является двигатель-

ная активность и физическая подготовленность, которые в значительной степени обусловливаются системой физического воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования [4].

Двигательные действия человека (гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения), а также вспомогательные процедуры (закаливание, душ, массаж, растирания) являются важным условием профилактики и сохранения здоровья, оказывая на организм благоприятное стимулирующее и лечебное воздействие, в результате чего расширяются сосуды, нормализуется кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма. Положительный эффект двигательных действий передается внутренним органам, активизируя и синхронизируя их деятельность. Физические упражнения действуют оздоравливающе на детей с хроническими заболеваниями, они вводятся в режим дня постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оказывают лечебное воздействие, а у здоровых людей физическая культура поддерживает биологическую и физическую активность в любой возрастной период [4-7].

Физической культуре присущи следующие общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Исходя из этого положения, Л. И. Лубышева [11] сформулировала определение понятия «физическая культура личности» как социально-детерминированную область общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Физическая активность выступает как природная и социально-детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостаза, обеспечении морфологических, функ-

циональных и биохимических условий реализации генетической и социокультурной программ развития человека в онтогенезе и преодолении факторов, ему препятствующих [4].

Методология

Одной из главных причин ухудшения показателей здоровья учащейся молодежи является нарушение адаптивных возможностей организма в отношении динамической, а порой агрессивной, окружающей среды [13, с. 75; 14, с. 14].

Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности способствует, по нашему мнению, формированию здоровьесберега-ющей образовательной среды.

Теоретический и организационно-педагогический опыт, накопленный в Кемеровской области и ряде других регионов РФ, позволяет нам рассматривать здо-ровьесберегающую образовательную среду как адаптивно-развивающую и безопасную, которую можно охарактеризовать как совокупность организационно-педагогических условий и психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социальной самоидентификации, индивидуальному развитию личности, созданию межличностных отношений, свободных от физического давления и насилия [17].

Создание адаптивно-развивающей образовательной среды в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности предполагает, по нашему мнению:

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе использования образовательных программ, обеспечивающих:

- социально-психологическое здоровье семьи и школьного коллектива;

- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровье окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интерес к двигательной активности, в том числе прогулкам и играм на природе, участию в спортивных

соревнованиях с целью достижения успехов в своей деятельности;

- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на самочувствие и нормальную работоспособность человека;

- первоначальные представления об информационной безопасности школьников (негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека).

Объединенные усилия педагогов, психологов и тренеров должны быть направлены на укрепление средствами физической культуры и спорта защитных и адаптационных механизмов обучающихся; повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям; психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей из «группы риска»; оказание помощи школьникам, находящимся в трудной жизненной ситуации [18].

Мы считаем, что наибольшее значение в современных социокультурных условиях развития имеет знание педагогами и психологами внутреннего мира детей, подростков, юношей, их социально-психологических и психофизиологических особенностей в разные онтогенетические периоды, умение вовремя выявить первые признаки отклонений от нормы психофизического развития в целях предупреждения и профилактики асоциального поведения в процессе формирования личности [2, с. 31].

Важнейшим элементом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, на наш взгляд, должен стать комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг, позволяющий определить приоритетные направления физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов и оценить ее результативность на основании анализа критериев и показателей психофизического статуса обучающихся, что, в свою очередь, возможно только при условии достаточно высокого уровня сформированности социально-адаптивной (здоровьесберегающей) компетентности работников образования с различной сферой педагогической деятельности [8; 13, с. 75].

В исследовании, представленном нами ранее, показано, что здоровьесберегающая и физкультурно-образовательная деятельность педагога должны быть направлены на использование психолого-педагогических и медико-физиологических технологий, методов и средств, направленных на психофизическое развитие, социализацию, профессиональную самоидентификацию личности обучающихся, повышение уровня их стрессоустойчивости и приспосо-

бительных возможностей организма, реализуемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников [13, с. 75].

Целью настоящей работы было выявление организационно-педагогических условий реализации социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на базе МБОУ «ООШ № 19» Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области на основе ресурсного и деятельностного подходов.

Исследование сформированности социально-адаптивной компетентности педагогов и организационно-педагогических условий реализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности проводилось нами с помощью следующих технологий, средств и методов:

1) изучения здоровьесберегающего и адаптационного потенциала педагогов по методикам: мотивация к избеганию неудач Т. Элерса; диагностики стиля поведения в конфликте педагогов К. Томаса; тест склонности к риску Шуберта; оценка уровня стресса педагогов по шкале Холмса - Раге; тест «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской; методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко; методики «Проблемной ситуации» И. В. Серафимович и М. М. Кашапова; экспресс-диагностики ценностных представлений о здоровье по Ю. В. Науменко; тест индивидуального стиля жизни (Р. Страуб); опроснику К. Н. Томаса «Стиль конфликтного поведения»;

2) комплексного психофизиологического мониторинга функциональных возможностей обучающихся начальной и основной школы с помощью автоматизированных программно-технических комплексов «Орто+», «Статус ПФ», «Школа - Адаптация - Здоровье», имеющих лицензионные свидетельства Роспатента [17].

При проведении исследования мы установили, что МБОУ «ООШ № 19» обладает собственными внутренними ресурсами для укрепления и сохранения здоровья обучающихся: кадровым потенциалом, налаженным материально-техническим и методическим обеспечением, комплексом образовательных и воспитательно-оздоровительных программ и мероприятий; осуществляет взаимодействие с родителями обучающихся, проведение медико-физиологического мониторинга и коррекции состояния здоровья, что позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и дея-

тельности, в повседневном поведении, как в школе, так и вне школы.

Расположение спортивных учреждений (лыжно-спортивный комплекс, плавательный бассейн «Водный мир», МОУДО «ДЮСШ № 2» и др.) в районе школы позволяет обучающимся заниматься спортом без выезда за пределы микрорайона.

Результаты

При анализе мотивации к успеху педагогов МБОУ «ООШ № 19» с использованием теста Элерса применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ психологической литературы,сравнение, обобщение, конкретизация; эмпирические - диагностика мотивации к успеху педагогов школы.

Тест Элерса (представлено 41 утверждение, на каждое из которых необходимо было ответить «да» или «нет») показал мотивационную направленность личностей педагогов на достижение успеха: выявлены три группы - педагоги с высоким, средним и низким уровнем мотивации.

При интерпретации полученных данных установлено, что 69 % педагогов характеризуются средним уровнем мотивации к успеху, 31 % учителей относится к высокому уровню мотивации к успеху, лица с низким уровнем мотивации к успеху не регистрируются. Данный показатель является серьезным стимулом для эффективного освоения новых профессиональных знаний и умений педагогами, в том числе и в сфере здоровьесберегающей деятельности.

Методика «Определение уровня прогнозирования в проблемных (конфликтных) ситуациях», разработанная И. В. Серафимович и М. М. Кашаповым, позволила нам выявить проблемные профессиональные зоны, уровень профессионального педагогического мышления (критерии М. М. Кашапова), профессиональной компетентности; увидеть конфликтные ситуации коллектива МБОУ «ООШ № 19». Результаты диагностики свидетельствуют о своевременности, успешности, оригинальности и быстроте принятия решений в различных конфликтных педагогических ситуациях у подавляющего числа педагогов (83 %) (табл. 1).

Оценка уровня стрессированности педагогов по шкале Холмса - Раге позволила нам охарактеризовать социальную адаптацию педагогов, а также степень их включенности в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды: выявлена взаимосвязь между количеством стрессовых событий и вероятностью заболевания испытуемых. Нами показано, что по результатам диагностики большинство педагогов демонстрирует средний и низкий

Таблица 1

Результаты тестирования по методике И. В. Серафимович, М. М. Кашапова

Критерии правильности решения Результаты педагогов (%)

Очень удачное и оригинальное решение (высокий результат, соответствует цели) - 4 балла 50

Вполне возможное, правильное (не всегда легко интерпретировать результат) - 3 балла 33

Спорное неопределенное решение (затруднительно определить соответствие цели, сложно доказать правильность или неправильность решения) - 2 балла 17

Неверное: несоответствие цели педагогической деятельности, отрицательный результат, отрицательная реакция учащихся - 1 балл 0

уровни стрессированности (84 %), характеризуется минимальной выраженностью стрессового напряжения; не расходуют энергию и ресурсы на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе воздействия стрессирующих факторов, поэтому их деятельность является достаточно эффективной, что благоприятно влияет на самочувствие и работоспособность коллектива.

Анализ стиля поведения педагогов в конфликте (теста К. Томаса), показал, что у педагогов школы наиболее выражены такие стратегии реагирования в конфликте, как компромисс (7,6 балла - 57 %) и избегание (7,2 балла - 53 %), на втором месте - стратегии сотрудничества и приспособления (6,8 балла - 35 %), очень редко педагоги используют такую стратегию поведения, как соперничество (1,6 балла - 10 %). Другими словами, поведение педагогов в конфликтной ситуации в большей степени направлено на кооперацию и внимание к интересам других (рис. 1).

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье, предложенная Ю. В. Науменко, и тест «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской позволили констатировать, что в целях поддержания своего здоровья 75,6 % респондентов избегают вредных

привычек, 82,3 % стабильно осуществляют контроль веса, занимаются физическими упражнениями 67,5 % педагогов, посещают врача с целью профилактики 54,3 % и соблюдают режим сна и отдыха 62,1 % педагогов. В случае ухудшения здоровья, появления чувства недомогания большинство педагогов самостоятельно применяют оздоровительные меры на основе прошлого опыта (96,6 % педагогов), 49,81 % педагогов обращаются к врачу; реже всего педагоги стараются обращаться за помощью к друзьям и знакомым.

Результаты исследования в значительной мере объясняют эффективность разработки и реализации педагогическим коллективом социальных программ физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля, направленных на укрепление здоровья и адаптации обучающихся начальной и основной школы.

Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности осуществляется в школе при совместном взаимодействии с родителями и обучающимися на основе использования сетевых технологий с детско-юношескими спортивными школами, учреждениями дополнительного образования, спортивными клубами, детской поликлиникой.

Одной из наиболее актуальных задач управленческой структуры школы является разработка и внедрение познавательно-развивающих задач педагогических технологий оздоровительной направленности на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, медицинского работника.

Стержневым механизмом организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности является социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг показателей адаптации и физического развития, обеспечивающий возможность проведения психолого-педагогических и кор-рекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья индивида с учетом его возрастных и типологических особенностей.

В результате изучения адаптивных возможностей, нейродинамических и психодинамических характеристик обучающихся первых-вторых классов МБОУ «ООШ № 19», проведенного нами в течение двух учебных лет (2017-2019 гг.), установлено, что из 89 первоклассников 40 % школьников относятся к I группе; 45 % - ко II группе; 14 % - III группе и 4 % -к IV группе здоровья. К основным заболеваниям школьников следует отнести в основном нарушения опорно-двигательного аппарата (65 % от всех видов заболеваний) и отдельные случаи заболевания щитовидной железы, нейро-сосудистой патологии (по данным 2018/19, 2019/20 уч. г.).

На основании автоматизированного заключения, составленного по параметрам вариабельности кардиоритма, распределение обучающихся по группам физиологической адаптации нами показано, что 61 % от общего количества обследованных относится к группе с удовлетворительной адаптацией; 36 % демонстрируют функциональное напряжение и у 3 % детей регистрируются дезадаптивные нарушения.

Выявлено, что у большинства (74 %) обучающихся начальных классов сформирован средний уровень развития познавательных УУД, моторики и произвольного внимания; подавляющее большинство младших школьников (85 %) демонстрирует высокий и средний уровень коммуникативных умений и отношений со сверстниками; 79 % первоклассников характеризуются высоким и средним уровнем развития саморегуляции, организации деятельности, отдельных свойств внимания, объема оперативной памяти, способности понимать и действовать по заданной инструкции; регистрируются достаточно высокие и средние уровни психодинамических параметров: памяти (79 %), внимания (91 %), мышления (95 %),

стрессоустойчивости и тревожности (88 %) от общего числа обследуемых (89 чел.).

Нами также был проанализирован комплекс психолого-педагогических и медико-социальных критериев, позволяющих идентифицировать уровни сформированности когнитивной и деятельностной функций младших школьников, характеризующих их отношение к физической культуре и спорту.

Установлено, что по показателям когнитивного критерия, характеризующего уровень сформирован-ности представлений о физической культуре и спорте, у 52 % обследуемых отмечается высокий уровень: они хорошо информированы о физической культуре, спорте и имеют четкое представление о сфере применения навыков ЗОЖ; 32 % имеют средний уровень, который характеризуется наличием элементарных или отрывочных сведений о физической культуре, спорте и ЗОЖ; у 15 % регистрируется низкий уровень знаний и представлений о физической культуре, спорте.

По показателям мотивационно-волевого критерия, который отражает уровень сформированности мотивационно-волевой регуляции, высокий уровень (наличие мотивации, целеустремленности и волевых усилий к занятиям физической культурой и спортом) сформирован у 58 % обучающихся; 38 % имеют средний уровень, характеризующийся проявлением неустойчивого интереса к занятиям физической культурой; у 4 % обучающихся наблюдается низкий уровень интереса к занятиям физической культурой, спортом.

По параметрам инструментально-деятельност-ного критерия 36 % обучающихся 1-4-х классов характеризуются высоким уровнем, то есть ярко проявляют умения и навыки в области физической культуры, отдельных видов спорта и ЗОЖ; у них хорошо сформированы двигательные умения и навыки; они выполняют личный план занятий физической культурой и спортом. Большая часть обучающихся (55 %) характеризуется средним уровнем умений и навыков в области физической культуры, отдельных видов спорта, что проявляется в недостаточной степени сформиро-ванности полезных привычек, способов организации и практических навыков ЗОЖ, а у 9 % отмечается низкий уровень умений и навыков в области физической культуры, отдельных видов спорта и ЗОЖ.

По степени психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности занятиями физической культурой, спортом и ЗОЖ высокий и оптимальный уровень тревожности выявлен у 45 % обучающихся; большая часть обучающихся характеризуется средним уровнем (удовлетворительный уровень психологического благополучия, эмоциональ-

ного комфорта, удовлетворенностью жизнью, незначительное повышение уровня тревожности), и только у 5 % регистрируется низкий уровень психологического благополучия, эмоциональный дискомфорт и неудовлетворенность основными сферами жизни, высокий уровень тревожности.

По показателям адаптивно-ресурсного критерия 30 % обучающихся характеризуются высоким уровнем стрессоустойчивости, функционального резерва организма и саморегуляции.

Психофизиологический мониторинг свидетельствует о том, что 85 % обучающихся относятся к группам с достаточно высоким функциональным резервом физической работоспособности, удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды, однако у 15 % обучающихся наблюдается ухудшение функционального состояния, срыв адаптации, свидетельствуя о необходимости усиления индивидуального подхода к школьникам, имеющим ограниченные функциональные возможности и ресурсы здоровья.

Мониторинг физического развития обучающихся 4-х классов включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников. В дальнейшем при помощи таблиц (с нормативами, различающимися в зависимости от пола и возраста ребенка) были проанализированы данные физического развития обучающегося за год обучения в школе.

Установлено, что реализация комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом личностно-индивидуальных, творческих особенностей учителя-тренера и функциональных возможностей младших школьников способствовала актуализации положительных эмоций, активации совместной досуговой деятельности обучающихся, созданию благоприятной психологической атмосферы в группе. Другими словами, определенная поведенческая стратегия и личностно-ориентированная деятельность педагога является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Одним из способов решения проблемы качественного изменения организации физкультурно-оздоровительной работы на индивидуальной основе, позволяющей восстановить статус школы как «территории здоровья», является Всероссийское движение «Дети России образованны и здоровы» («ДРОЗД»). Движение дает возможность объединить усилия всех заинтересованных организаций, специалистов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, создать действенный механизм управления инновационной деятельностью [13, с. 75; 14, с. 14].

В рамках программы «ДРОЗД» на базе школы с 2006 г. работает подростковый физкультурно-оздоровительный клуб «ДРОЗД», основной целью которого является повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости.

Деятельность спортивного клуба школы регламентируется разработанным «Положением о школьном спортивном клубе». Педагогический совет клуба проводит систематическую работу по выявлению спортивно одаренных детей и привлечению их к постоянным занятиям различными видами спорта вне школы, а также в школьных спортивных кружках и секциях по следующим видам спорта: легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы, группы ОФП «Малышок», «Здоровячок». Занятия проводятся опытными тренерами - преподавателями детско-юношеских спортивных школ города и учителями физической культуры, по 3 раза в неделю, с учетом возрастных особенностей. Два раза в год воспитанники клуба проходят тестирование двигательных качеств и в конце каждого переходят в следующую спортивную учебную группу.

Следует подчеркнуть, что помимо совершенствования тренировочного процесса клуб осуществляет следующие организационные функции:

- организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

- проведение конкурсов, викторин, турниров, олимпиад с целью выявления юных дарований;

- организацию семинаров-практикумов для учителей города и области;

- проведение специализированной подготовки сборных команд для участия в городских, региональных и всероссийских соревнованиях и фестивалях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организацию подготовки одаренных школьников к предметной олимпиаде по физической культуре.

Работа спортивных секций и кружков осуществляется при помощи сетевого взаимодействия: привлекаются специалисты различных учреждений: МАУ «Лыжно-спортивный комплекс», МБОУ ДО «ДЮСШ № 2», МБОУ ДО «ДЮСШ № 3», СОК «Водный мир», ФОК, МАУК «Ледовый дворец».

Педагогический коллектив школы осуществляет систему мероприятий, направленных на сотрудничество подросткового клуба с родителями:

- система информирования родителей о спортивной жизни школы (информационный печатный сборник «Спортивный вестник для родителей», сайт школы в сети Интернет, Инстаграм, в ВК);

- родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме и режиме онлайн с учителями физической культуры и тренерами-преподавателями;

- общешкольные спортивные мероприятия, туристические походы с привлечением родителей в качестве их участников («Зарница», «День пирата», «Тропа здоровья»).

Приоритетными формами работы педагогов являются:

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей, осуществляемой через:

• индивидуальные консультации классных руководителей, социального педагога, психолога, на которых родители могут получить квалифицированную помощь по вопросам улучшения микроклимата в семье, бесконфликтного общения с ребенком, взаимоотношений со сверстниками, как предупредить вредные привычки и пр.;

• работа родительского клуба «Я и мой ребенок», в рамках которого организуются круглые столы, лекции, встречи с медицинскими специалистами по вопросам ЗОЖ;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Оказывая повседневную помощь родителям, педагоги вправе рассчитывать и на помощь с их стороны. Будучи специалистами в разных отраслях науки, производства, медицины, спорта, искусства или просто мастерами на все руки, родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они участвуют в проведении классных часов, экскурсий, соревнований, крупных школьных или классных дел как помощники классного руководителя и учителей-предметников.

Значительное внимание педагоги школы уделяют подросткам из «группы риска», характеризующихся нарушением социально-адаптивных параметров. Активное привлечение дезадаптивных детей к занятиям физической культурой и спортом, включение их в сборную команду школы, для участия в соревнованиях, или оказание помощи в подготовке к школьным соревнованиям, становится для них большим шагом ухода от пагубного воздействия внешней среды. У детей, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм; среди них больше энергичных и одухотворенных школьников, способных повести за собой коллектив, эффективно управлять учебным процессом.

Особенно напряженная работа в физкультурно-оздоровительном направлении школы осуществля-

ется в каникулярное время: школьникам и их родителям предлагается режим активного отдыха не только в школе, но и в расположенных рядом с ней спортивных учреждениях на основе занятий в спортивных секциях в удобное для ребят время, участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, таких как «Рождественские коньки», «Хоккей с шайбой», «Снежинка», «Веселая скакалка» и т. д.

В целях дальнейшего развития физических способностей одаренных детей на уроках физической культуры активно внедряются информационно-коммуникативные технологии, электронные презентации, компьютерные иллюстрации для поддержки различных типов занятий. Использование ИКТ на уроках физической культуры позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности одаренного школьника, расширять общий кругозор.

Ежегодно в школе проводятся конкурсы «Самый спортивный класс» и «Спортсмен года». В конце учебного года подводятся итоги и определяются победители, которые награждаются бесплатными абонементами в оздоровительный комплекс «Водный мир».

Школьная команда является победителем не только в отдельных видах спортивной деятельности, но и неоднократно в командном зачете: особых успехов достигают дети в легкоатлетическом многоборье, творческих конкурсах и проверке знаний в области русского языка и литературы, участвуя во Всероссийских физкультурно-образовательных фестивалях «Дети России образованны и здоровы -ДРОЗД».

Практическая эффективность организации системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы педагогов и родителей с детьми на основе интеграции общего и дополнительного образования подтверждается наличием в школе призеров городских олимпиад по физической культуре, отличников Кузбасского спортивно-технического комплекса ГТЗО, призеров Всероссийских фестивалей по программе «Дети России образованны и здоровы - «ДРОЗД», спортивных конкурсов и соревнований муниципальных, региональных и всероссийских уровней.

Основным показателем эффективности всей системы работы физкультурно-оздоровительных структур образовательной организации является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состояния их здоровья: в школе за последние годы существенно уменьшилось число обучающихся, отнесенных к III и IV груп-

пам здоровья, увеличивается число обучающихся с I и II группами. Положительная динамика регистрируется в физкультурных группах здоровья: возрастает число детей основной группы за счет уменьшения количества обучающихся подготовительной и специальной групп; в образовательной организации отсутствуют учащиеся, освобожденные от уроков физической культуры.

Администрация школы способствует повышению уровня социально-адаптивной профессиональной культуры учителей физического воспитания, классных руководителей, педагога-психолога посредством проведения курсов повышения квалификации, системы методических объединений, педагогических советов, семинарских занятий и конференций различного уровня.

Обобщая представленные материалы, мы приходим к выводу, что высокий уровень готовности педагогического коллектива школы к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе является одним из важных условий реализации социально-адаптивной компетентности педагогов, актуализирующих когнитивные и деятельностные возможности обучающихся, способствуя росту психофизического и коммуникативного потенциала школьников, а также выявлению физически и спортивно одаренных детей.

Заключение

На основании анализа теоретических данных литературы, материалов экспериментальных наблюдений следует прийти к заключению о том, что реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в начальной и основной школе может быть осуществлена на основе комплексного использования здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательной деятельности, включая технологии, средства и методы физического воспитания, обеспечивающего трансформацию образовательной среды в адаптивно-развивающее пространство, реализующихся с помощью межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных, социально-оздоровительных и профессиональных организаций в целях совершенствования управленческих, психолого-педагогических и профилактических действий, направленных на:

- сохранение и укрепление здоровья всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, создание устойчивой мотивации к ЗОЖ;

- повышение уровня физической подготовленности, функциональных возможностей, психологиче-

ской устойчивости обучающихся к неблагоприятным стрессорным воздействиям;

- увеличение коммуникативного потенциала и морально-нормативных ценностей социализации личности школьников;

- создание в образовательной организации межличностных отношений между субъектами образования, свободных от психофизического насилия и давления, адекватных возрастным, типологическим и функциональным возможностям учащейся молодежи и повышения степени ее готовности к социально-профессиональному самоопределению.

Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни и социализации обучающихся, уменьшения факторов «риска» в образовательных организациях в целях разрешения негативных асоциальных проблем, связанных с наркотиками, беспризорностью, ростом криминогенно-сти, социальной мобильности современного подрастающего поколения.

Литература

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5-24.

2. Абаскалова, Н. П. Развитие и здоровье личности в процессе социализации // Здоровье и развитие личности. Формирование здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Осинники, 2018. С. 31-38.

3. Алексеев С. В. Безопасная школа. СПб, 2012. 256 с.

4. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М., 2006. 114 с.

5. Баранов В. М. В мире оздоровительной физкультуры. М., 1986. 136 с.

6. Васильев В. Н. Ваш физкультурный режим. М., 1986. 64 с.

7. Воробьева В. А. Формирование социальной компетенции будущих магистров педагогического образования в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. ... кан. пед. наук. Курск, 2015. 23 с.

8. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г Красношлыкова [и др.]. М., 2016. 443 с.

9. Коляникова Е. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2015. 27 с.

10. Красношлыкова О. Г, Кошевая О. Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 20-26.

11. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М., 2001. 240 с.

12. Лукьянова Н. А. Профессиональная подготовка будущих экономистов в условиях компетентностного подхода в образовании: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2015. 216 с.

13. Организационно-педагогические условия актуализации здо-ровьесберегающего и адаптационного потенциала младших школьников / Э. М. Казин, О. Г Красношлыкова, Н. В. Авту-шенко [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 75-83.

14. Особенности организации преподавания основ безопасного и здорового образа жизни с учетом типа исходного вегетативного тонуса школьников / Э. М. Казин, А. С. Шинкаренко, Н. Н. Кошко [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2-1. С. 14-21.

15. Плотникова Е. Е. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2015. С. 91-95.

16. Реализация социально-адаптивных компетенций педагогов в процессе здоровьесберегающей деятельности школы / Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. П. Абаскалова, О. А. Фролова [и др.] // Сибирский учитель. 2020. № 4 (131). С. 43-52.

17. Теоретические и прикладные аспекты формирования здо-ровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово; М., 2017. 495 с.

18. Хорошко Л. В. Формирование социальных компетенций у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск,

2015. 24 с.

References

1. Abaskalova N. P., Zverkova A. Yu. Nauchnyj obzor: sistemnyj pod-hod v pedagogike zdorov'ya [Scientific survey: systems approach in pedagogy of health]. Scientific Review. Pedagogical Sciences,

2016, no. 2, pp. 5-24. (In Russian).

2. Abaskalova N. P. Razvitie i zdorov'e lichnosti v processe sociali-zacii [Development and health of the individual in the process of socialization]. Health and personality development. Formation of health-preserving and socially adaptive educational space. Collection of materials of a scientific-practical conference with international participation. Osinniki, 2018, pp. 31-38. (In Russian).

3. Alekseev S. V. Bezopasnaya shkola [Safe school]. St. Petersburg, 2012, 256 p. (In Russian).

4. Balsevich V. K. Sportivnyj vektor fizicheskogo vospitaniya v rossi-jskoj shkole [Sports vector of physical education in the Russian school]. Moscow, 2006, 114 p. (In Russian).

5. Baranov V. M. V mire ozdorovitel'noj fizkul'tury [In the world of health-improving physical culture]. Moscow, 1986, 136 p. (In Russian).

6. Vasiliev V. N. Vash fizkul'turnyj rezhim [Your physical culture]. Moscow, 1986, 64 p. (In Russian).

7. Vorobieva V. A. Formirovanie social'nojkompetencii budush-chih magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v processe obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Formation of social competence of future masters of pedagogical education in the process of teaching foreign language communication]. Abstract of Ph. D. thesis. Kursk, 2015, 23 p. (In Russian).

8. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G. et al. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya:

teoriya i praktika [Health-preserving activity in the education system: theory and practice]. Moscow, 2016, 443 p. (In Russian).

9. Kolyanikova E. V. Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii starsheklassnikov v usloviyah dopolnitel'nogo obra-zovaniya [Formation of intercultural communicative competence of high school students in conditions of additional education]. Abstract of Ph. D. thesis. Smolensk, 2015, 27 p. (In Russian).

10. Krasnoshlykova O. G., Koshevaya O. G. Ponyatie «social'naya kompetenciya» kak nauchnaya kategoriya [The concept of social competence as a scientific category]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 20-26. (In Russian).

11. Lubysheva L. I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sport]. Moscow, 2001, 240 p. (In Russian).

12. Lukyanova N. A. Professional'naya podgotovka budushchih ekonomistov v usloviyah kompetentnostnogo podhoda v obrazo-vanii [Professional training of future economists in the context of a competence-based approach in education]. Ph. D. thesis. Barnaul, 2015, 216 p. (In Russian).

13. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Avtushenko N. V., Ivanova O. G., Laskozhevskaya E. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktualizacii zdorov'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih shkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions for actualizing the health-saving and adaptive potential of primary school children]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 75-83. (In Russian).

14. Kazin E. M., Shinkarenko A. S., Koshko N. N., Abaskalova N. P., Svir-idova I. A., Fedorov A. I. Osobennosti organizacii prepodavaniya osnov bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni s uchetom tipa isk-hodnogo vegetativnogo tonusa shkol'nikov [Specifics of organization of teaching basics ofsafety and healthy lifestyle depending on secondary school students' type of vegetative tonus]. Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 2-1, pp. 14-21. (In Russian).

15. Plotnikova E. E. Socializaciya lichnosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Socialization of personality as a psychological and pedagogical problem]. Social and technical services: problems and ways of development. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 91-95. (In Russian).

16. Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Abaskalova N. P., Frolova O. A., Kirichenko V. V., Lyskova E. V. Realizaciya social'no-adaptivnyh kompetencij pedagogov v processe zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti shkoly [Implementation of socially adaptive competencies of teachers in the process of health-saving activities of the school]. Siberian Teacher, 2020, no. 4 (131), pp. 43-52. (In Russian).

17. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya, sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya i social'nogo razvitiya obuch-ayushchihsya, vospitannikov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socially adaptive educational space. Book. II. Cultural aspects of the formation, preservation, health promotion and social development of students, pupils]. Ed. by E. M. Kazin. Kemerovo, Moscow, 2017, 495 p. (In Russian).

18. Khoroshko L. V. Formirovanie social'nyh kompetencij u vospitan-nikov obrazovatel'nyh uchrezhdenij internatnogo tipa [Formation of social competences among pupils of boarding-type educational institutions]. Abstract of Ph. D. thesis. Karachaevsk, 2015, 24 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.