Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ИСХОДНЫЙ ТОНУС ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ / СПЕЦИФИКА ВИДОВ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смышляев Дмитрий Валентинович, Казин Эдуард Михайлович, Кириченко Владимир Владимирович, Зубанов Владимир Петрович

Введение. В статье представлены результаты изучения факторов, влияющих на формирование адаптационного потенциала подростков, занимающихся в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и школьных спортивных клубах с учетом особенностей спортивной специализации и исходного тонуса вегетативной нервной системы подростков. Методология. В исследованиях приняли участие подростки, занимающиеся физической культурой и спортом в организациях дополнительного образования и школьных спортивных клубах, в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, легкая атлетика, единоборства. Было обследовано 377 юных спортсменов от 13 до 15 лет. В группу спортсменов, занимающихся в городских организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, вошли 205 человек; группу занимающихся в сельских организациях дополнительного образования составили 90 человек. Группу обучающихся общеобразовательных школ, посещающих занятия в школьных спортивных клубах, представили 82 человека: по 41 занимающемуся в городских и сельских школьных спортивных клубах. Исследование проходило с февраля по август 2021 года. Результаты. Выявлены особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования. Определены особенности формирования ряда личностных характеристик подростков в зависимости от типологических характеристик обучающихся и спортивного профиля и специфики организации дополнительного образования в городских и сельских местностях. Определены особенности влияния исходного тонуса вегетативной нервной системы подростков на скорость прироста спортивных результатов при отсутствии дифференциации педагогических воздействий в процессе освоения дополнительных общеразвивающих программ. Заключение. Психолого-физиологические особенности подростков, занимающихся спортом, могут служить базисной основой для адекватной оценки уровня сформированности личностного и здоровьесберегающего потенциала младших и старших подростков. Планировать тренировочный процесс необходимо на основании комплекса критериев и показателей психолого-физиологического статуса, позволяющего тренеру-преподавателю следить за выполнением учебной нагрузки. Необходима индивидуализация образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных организациях, учет психосоциальных характеристик юных спортсменов при составлении общеобразовательных программ, образовательных маршрутов в целях повышения адаптационно-ресурсных возможностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смышляев Дмитрий Валентинович, Казин Эдуард Михайлович, Кириченко Владимир Владимирович, Зубанов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATIONOF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTSENGAGED IN ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONSOF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION

Introduction. The article presents the results of the study of the factors influencing the formation the adaptation potential of adolescents engaged in additional education organizations of physical culture and sports orientation and school sports clubs, taking into account the peculiarities of sports specialization, the initial tone of the autonomic nervous system of adolescents. Methodology. The research involved teenagers engaged in physical culture and sports in organizations of additional education and in school sports clubs, in sports such as basketball, volleyball, athletics, martial arts. A total of 377 young athletes aged from 13 to 15 years were surveyed. The group of athletes engaged in city organizations of additional physical education and sports orientation included 205 people; the group engaged in rural organizations of additional education consisted of 90 people. The group of students of secondary schools attending classes in school sports clubs included 82 people: 41 people each in city and rural school sports clubs. The researches took place between February and August 2021. Results. The features of the implementation of additional general development programs in school sports clubs and organizations of additional education are revealed. The features of the formation of personal characteristics of adolescents, depending on the sports profile and the specifics of the organization of additional education in city and rural areas, and the typological characteristics of students are determined. The peculiarities of the influence of the initial tone of the autonomic nervous system of adolescents on the growth rate of sports results in the absence of differentiation of pedagogical influences in the process of mastering additional general development programs are determined. Conclusions. The psychological and physiological characteristics of adolescents involved in sports can serve as a basic basis for an adequate assessment of the level of formation of the personal and health-saving potential of younger and older adolescents. Planning of the training process should be carried out on the basis of a set of criteria and indicators of psychological and physiological status, allowing the trainer-teacher to monitor the implementation of the training load. It is necessary to individualize educational activities in institutions of additional education and general education organizations. Taking into account the psycho-social characteristics of young athletes in the preparation of general education programs, educational routes in order to increase the adaptive and resource capabilities of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

7. Malysheva T. V. Praktika vnedreniya ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivaniya rezul'tatov obucheniya studentov [The practice of introducing a point-rating system for evaluating student learning outcomes]. Actual problems of modern pedagogy. Proceedings of the IV International Scientific Conference. Ufa, 2013. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4425/ (accessed 01.06.2021). (In Russian).

8. Maltseva N. N., Penkov V. E. Ball'no-rejtingovaya sistema: dos-toinstva i nedostatki [Point-based grading system: advantages and disadvantages]. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 139-145. (In Russian).

9. Merlina N. I., Seliverstova L. V., Yardukhina S. A. Ball'no-rejtingo-vaya sistema ocenki kachestva uspevaemosti studentov [Score-rating system to asses students' achievement qualitiy]. Baltic Humanitarian Journal, 2015, no. 3 (12), pp. 58-61. (In Russian).

10. Polozhenie o provedenii tekushchego kontrolya uspevaemosti i promezhutochnoj attestacii obuchayushchihsya KemGU. Prin-yato Nauchno-metodicheskim sovetom KemGU ot 27.11.2019 (protokol № 30) [Regulations on the current control of progress and interim certification of KemSU students. Adopted by the Scientific and Methodological Council of KemSU on November 27, 2019 (minutes No. 30)]. Available at: https://kemsu.ru/ upload/education/metodobespechenie/2019_Prikaz_Polog-enie_TekKontr_PromAtt_27112019.pdf (accessed 10.06.2021). (In Russian).

11. Ob innovacionnojdeyatel'nosti vysshih uchebnyh zavedenij po perekhodu na sistemu zachetnyh edinic [On the innovative

activity of higher educational institutions in the transition to the credit system]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 215 of July 29, 2005. Available at: https://ipo.msk.ru/document/2.pdf (accessed 25.05.2021). (In Russian).

12. Rudakova O. V. Preimushchestva i nedostatki ball'no-rejtingovoj sistemy v rossijskoj sisteme obrazovaniya [Advantages and disadvantages of the point-rating system in the Russian education system]. Actual Problems of Social, Humanitarian and Scientific and Technical Knowledge, 2016, no. 3 (8), pp. 60-62. (In Russian).

13. Sazonov B. A. Ball'no-rejtingovye sistemy ocenivaniya znanij i obespechenie kachestva uchebnogo processa [Grade point average system as a fair measure for the estimation of knowledge and the quality of educational process]. Higher Education in Russia, 2012, no. 6, pp. 28-40. (In Russian).

14. Sutyagina O. V. O sposobah predmetnoj motivacii v usloviyah ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivaniya rezul'tatov matematich-eskoj deyatel'nosti studentov [About ways of subject motivation in conditions of score - rating system of valuing results of mathematical activity of students]. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015, no. 1 (20), pp. 187-189. (In Russian).

15. Tarasenko O. V., Dimidenok Zh. A. Ball'no-rejtingovaya sistema ocenivaniya znanij studentov v usloviyah agrarnogo vuza [Point-rating system for assessing students' knowledge in the conditions of an agricultural university]. Young scientist, 2014, no. 1 (60), pp. 579-581. (In Russian).

УДК/UDC 374 Д. В. Смышляев, Э. М. Казин,

DOI 10.54509/22203036_2021_4_164 В. В. Кириченко, В. П. Зубанов

D. Smyshlyaev, E. Kazin, V. Kirichenko, V. Zubanov

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

FEATURES OF THE FORMATION OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF ADOLESCENTS ENGAGED IN ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION

Введение. В статье представлены результаты изучения факторов, влияющих на формирование адаптационного потенциала подростков, занимающихся в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и школьных спортивных клубах с учетом особенностей спортивной специализации и исходного тонуса вегетативной нервной системы подростков.

Методология. В исследованиях приняли участие подростки, занимающиеся физической культурой и спортом в организациях дополнительного образования и школьных спортивных клубах, в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, легкая атлетика, единоборства. Было обследовано 377 юных спортсменов от 13 до 15 лет. В группу спортсменов, занимающихся в городских организациях дополнительного

образования физкультурно-спортивной направленности, вошли 205 человек; группу занимающихся в сельских организациях дополнительного образования составили 90 человек. Группу обучающихся общеобразовательных школ, посещающих занятия в школьных спортивных клубах, представили 82 человека: по 41 занимающемуся в городских и сельских школьных спортивных клубах.

Исследование проходило с февраля по август 2021 года.

Результаты. Выявлены особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования. Определены особенности формирования ряда личностных характеристик подростков в зависимости от типологических характеристик обучающихся и спортивного профиля и специфики организации дополнительного образования в городских и сельских местностях.

Определены особенности влияния исходного тонуса вегетативной нервной системы подростков на скорость прироста спортивных результатов при отсутствии дифференциации педагогических воздействий в процессе освоения дополнительных общераз-вивающих программ.

Заключение. Психолого-физиологические особенности подростков, занимающихся спортом, могут служить базисной основой для адекватной оценки уровня сформированности личностного и здоровьесберегаю-щего потенциала младших и старших подростков.

Планировать тренировочный процесс необходимо на основании комплекса критериев и показателей психолого-физиологического статуса, позволяющего тренеру-преподавателю следить за выполнением учебной нагрузки.

Необходима индивидуализация образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных организациях, учет психосоциальных характеристик юных спортсменов при составлении общеобразовательных программ, образовательных маршрутов в целях повышения адаптационно-ресурсных возможностей обучающихся.

Introduction. The article presents the results of the study of the factors influencing the formation the adaptation potential of adolescents engaged in additional education organizations of physical culture and sports orientation and school sports clubs, taking into account the peculiarities of sports specialization, the initial tone of the autonomic nervous system of adolescents.

Methodology. The research involved teenagers engaged in physical culture and sports in organizations of additional education and in school sports clubs, in sports such as basketball, volleyball, athletics, martial arts. A total of 377 young athletes aged from 13 to 15 years were surveyed. The group of athletes engaged in city organizations of additional physical education and sports orientation included 205 people; the group engaged in rural organizations of additional education consisted of 90 people. The group of students of secondary schools attending classes in school sports clubs included 82 people: 41 people each in city and rural school sports clubs. The researches took place between February and August 2021.

Results. The features of the implementation of additional general development programs in school sports clubs and organizations of additional education are revealed. The features of the formation of personal characteristics of adolescents, depending on the sports profile and the specifics of the organization of additional education in city and rural areas, and the typological characteristics of students are determined. The peculiarities of the influence of the initial tone of the autonomic nervous system of adolescents on the growth rate of sports results in the absence of differentiation of pedagogical influences in the process of mastering additional general development programs are determined.

Conclusions. The psychological and physiological characteristics of adolescents involved in sports can serve as a basic basis for an adequate assessment of the level of formation of the personal and health-saving potential of younger and older adolescents. Planning of the training process should be carried out on the basis of a set of criteria and indicators of psychological and physiological status, allowing the trainer-teacher to monitor the implementation of the training load.

It is necessary to individualize educational activities in institutions of additional education and general education organizations. Taking into account the psycho-social characteristics of young athletes in the preparation of general education programs, educational routes in order to increase the adaptive and resource capabilities of students.

Ключевые слова: здоровье, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности, подростковый возраст, уровень физической подготовленности, показатели психосоциальной адаптации, тревожность, исходный тонус вегетативной нервной системы подростков, специфика видов спорта.

Keywords: health, additional education of physical culture and sports orientation, adolescence, level of physical fitness, indicators of psychosocial adaptation, anxiety, in i-

tial tone of the autonomic nervous system of adolescents, specifics of sports.

Введение

Развитие современной педагогической науки характеризуется повышенным вниманием к формированию личности обучающегося, созданием условий для наиболее полной реализации ее потенциала [12; 23, с. 2].

В работах А. М. Богомолова адаптационный потенциал рассматривается как «способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, повышающих ее организованность и устойчивость».

Потенциал адаптации не ограничивается только наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности, а обеспечивает «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиями структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой.

Ключевым фактором развития индивида выступает произвольная регуляция как способность произвольно контролировать поведение, внимание, выбирать способ действий в условиях конфликта, строить планы на будущее и находить ошибки [14].

Перед системой образования встает проблема развития у несовершеннолетних готовности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и нести за них ответственность [3; 6].

Под адаптированностью субъекта образования понимается состояние, которое позволяет чувствовать себя свободно и раскованно в социальной среде, участвовать в основной деятельности, чувствовать изменения в привычном окружении, углубляться во внутриличностные проблемы, обогащать собственный мир путем социокультурного взаимодействия с окружающими [17].

Система дополнительного образования физкуль-турно-спортивной направленности в последние годы расширяется за счет возможностей общеобразовательных организаций и, в частности, развития школьных спортивных клубов. Существенную стимуляцию эта работа получила после утверждения перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 10 октября 2019 года [18]. До 2024 года во всех общеобразовательных организациях должны быть

созданы школьные спортивные клубы. Для организации соревновательной деятельности среди клубов создаются школьные спортивные лиги.

Основными задачами деятельности спортивных клубов являются:

- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

- организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

- развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

- организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья [18].

Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности человека, так как он является переходным от детства к взрослости; в этом возрасте особую роль приобретает ориентация в социуме, которая способствует самопроявлению и социализации подростков [25]. Обучающиеся в этом возрасте сталкиваются с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Происходящие процессы развития стимулируют как физиологические, так и психологические изменения. У подростков развиваются стереотипные поведение и идеалы. Положительными качествами будут считаться: верность себе, способность сделать свой выбор, оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные нормы поведения и придерживаться их [4].

Морфофункциональные перестройки при долговременной адаптации к систематическим физическим нагрузкам обязательно сопровождаются следующими процессами: а) изменением взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацией и использованием физиологических резервов организма; в) формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной деятельности, включая преимущественную направленность физических упражнений. Достижение перечисленных перестроек и переход к долговременной адаптации возможен только при условии систематических занятий физическими

упражнениями как в урочное, так и внеурочное время (Казначеев, 1980) [10, с. 169].

Безусловно, физическая подготовленность обучающихся в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности является важной основой их жизнеспособности, дальнейшего психического и социального развития, формирования устойчивой мотивации к спортивным достижениям, однако при этом необходимо, по нашему мнению, проводить комплексный анализ адаптационного потенциала индивида, включающего параметры физического развития, психосоциальные характеристики с учетом внутренних и внешних ресурсов развития обучающихся, определяемых спецификой организации образования, видами двигательной деятельности в выбранном виде спорта, социально-экономическими условиями жизнедеятельности; возрастными, тендерными, типологическими и личностными особенностями индивида [11; 17; 24].

Вместе с тем особенности вида спорта, содержание его соревновательной деятельности, степень взаимодействия с партнерами и соперниками оказывает существенное влияние на психосоциальные характеристики подростков [16].

Согласно классификации видов спорта Л. К. Серовой [22, с. 302], их можно разделить на 3 группы: контактные, рекордные, художественные. Спортивные игры и единоборства, по мнению автора, относятся по физиологической классификации к ситуационным видам спорта. Это значит, что все их и двигательные и умственные движения вариативны в зависимости от соревновательной ситуации, которая зависит, в основном, от соперника. Спортсмены художественных видов спорта должны иметь высокий уровень развития психомоторики, так как в этих видах спорта двигательные действия оцениваются по координационной сложности. Спортсмены рекордных видов спорта борются не только с соперниками, но и со временем и пространством. Они должны быть сосредоточены на своих ощущениях и чувствах.

В связи с этим представляет интерес изучение психофизиологических характеристик подростков в зависимости от их опыта спортивной деятельности, условий занятий физической культурой и спортом в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования, специфики избранного вида спорта, особенностей сельской и городской местности.

Кроме того, важное значение имеет исходный тонус вегетативной нервной системы подростков, который, по нашему мнению, будет оказывать влияние на процесс обучения двигательным действиям

и формированию двигательных способностей подростков.

Методология

В целях выявления особенностей физического развития и психосоциальных характеристик подростков, занимающихся физической культурой и спортом в организациях дополнительного образования (г. Кемерово, Анжеро-Судженск, Киселевск, с. Ягуново Кемеровского муниципального округа) и в школьных спортивных клубах (г. Кемерово, Анжеро-Судженск, д. Береговая, п. Кузбасский, с. Елыкаево Кемеровского муниципального округа) в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, легкая атлетика, единоборства. С февраля по март 2021 г. нами были проведены исследования, в которых приняли участие 377 юных спортсменов в возрасте от 13 до 15 лет.

В группу спортсменов, занимающихся в городских организациях дополнительного образования физкуль-турно-спортивной направленности, вошли 205 человек; группу занимающихся в сельских организациях дополнительного образования составили 90 человек.

В группу обучающихся общеобразовательных школ, посещающих занятия в школьных спортивных клубах, вошли 82 человека: по 41 человеку в городских и сельских школьных спортивных клубах.

Для оценки деятельности вегетативной нервной системы спортсменов-подростков мы использовали «Индекс Кердо». Определить особенности вегетативной нервной системы удалось у 167 юных спортсменов в возрасте от 13-15 лет. В группу обучающихся общеобразовательных школ, посещающих занятия в школьных спортивных клубах, вошли 82 человека, в группу обучающихся организаций дополнительного образования - 85 человек. Из 167 спортсменов 15 % (25 человек) составляли ваготоники, 20 % (33 человека) - эйтоники, 65 % (109 человек) - симпатотоники.

Исследование психосоциальных характеристик осуществлялось с помощью программного комплекса «Школа - Адаптация - Здоровье», имеющего авторское свидетельство и включающего следующие методики: тест Кеттела, шкала социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса - Р. Дай-монда, теппинг-тест; реакцию на движущий объект, простую зрительно-моторную реакцию, оценку кратковременной памяти, объема внимания; опросник А. М. Прихожан для определения уровня тревожности; опросник А. Басса - А. Дарки; анкету, касающуюся отношения к двигательной активности; оценку школьной мотивации, знаний о ЗОЖ, копинг-стратегий по Д. Амирхану, отношение к ЗОЖ.

Уровень развития физических способностей у юных спортсменов определялся нами с помощью контрольных упражнений: бег на короткую и длинную дистанции, наклон из положения сидя, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища, прыжок в длину с места. Суммарный уровень развития физических способностей определялся по таблице очков Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» для соответствующего возраста участников исследования.

Взаимосвязь анализируемых показателей определялась с помощью критерия корреляции К. Пирсона.

Медицинское обеспечение обучающихся ДЮСШ и общеобразовательных организаций осуществлялось в амбулаторно-поликлинических учреждениях и врачебно-физкультурном диспансере согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» [19].

Результаты

В наших предыдущих исследованиях [9, с. 169] было выявлено, что уровень физической подготовленности подростков имеет среднюю взаимосвязь с проявлением тревожности во всех возрастных группах, как у юношей, так и у девушек. Чем выше уровень проявления физической подготовленности, тем ниже уровень переживаний психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности учащихся. В процессе исследований была обнаружена взаимосвязь проявления скоростно-силовых способностей (0,61) и выносливости (0,8) с уровнем социально-психологической адаптации: чем выше был уровень этих способностей у юных спортсменов, тем выше значения СПА.

У всех обследованных подростков независимо от выделенных групп была установлена взаимосвязь возраста и показателей социально-психологической адаптации: чем выше возраст спортсменов, тем ниже показатель дезадаптации испытуемых, что в целом соответствует данным литературы [15, с. 62; 9, с. 169].

Обнаружена тесная взаимосвязь между уровнем спортивной квалификации и показателями социально-психологической адаптации подростков: чем выше квалификация спортсменов, тем ниже показатель их дезадаптации.

Было выявлено также, что у школьников, занимающихся спортом, высокий уровень социально-психологической адаптации связан в первую оче-

редь с критерием «принятие себя»: чем выше квалификация спортсмена, тем выше значения данного показателя. Показатели дезадаптации тесно связаны с уровнем эмоционального дискомфорта юных спортсменов, внешним локусом контроля и наличием конфликта с окружающими. Согласно данным исследований Е. Р. Исаевой [8, с. 144], подростки с «нормативным» поведением чаще выбирают активные стратегии совладания со стрессом, в то время как у подростков, проявляющих различные формы девиантного поведения, большинство реакций происходит по типу «избегания проблемы посредством ее блокирования», причем бегство от проблемы обусловлено стремлением снизить эмоциональное напряжение и дискомфорт. Эти данные подтверждаются в наших исследованиях: подростки-спортсмены, стоящие на внутришкольном учете, по опроснику Басса - Дарки демонстрируют уровень физической агрессии достоверно выше, чем у других обучающихся.

Согласно проведенным в настоящее время исследованиям, физическая подготовленность обучающихся имеет высокую взаимосвязь с уровнем тревожности у представителей коллективных видов спорта, тогда как у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта (единоборства, легкая атлетика), такие связи выражены в меньшей степени. У лиц, занимающихся игровыми видами спорта, достоверно выше, чем у занимающихся общефизической подготовкой, показатели психических функций памяти и внимания, что согласуется с данными литературы [9, с. 169].

Как показали наши исследования, характерной особенностью юных спортсменок-игровиков является поиск социальной поддержки как преобладающий тип копинг-стратегий. В то же время по показателям дезадаптации достоверно лидируют представительницы единоборств, при этом реакция на движущийся объект у них достоверно лучше, чем у спортсменок других специализаций.

В результате анализа теста Кеттелла определены высокие показатели лидерства у представительниц спортивных игр (волейбол). Волейболистки - участницы исследования - обладают упорством, самостоятельностью, склонны к самоутверждению, в то время как представительницы единоборств - уступчивы, зависимы от мнения других, но при этом способны принимать решения и действовать самостоятельно. При этом и волейболистки, и каратистки обладают высоким контролем поведения, чувствительны; у них преобладают устойчивый интерес и формы активного поведения. По показателю «степень внутреннего напряжения» особенностью девушек-каратисток

Q2

— О — Легкоатлетки

—■— Каратистки

--А-- Волейболистки городских УДО

H

Рис. 1. Сравнение показателей (тест Кеттела) у городских спортсменок, занимающихся различными видами спорта

A

D

O

E

является высокая активность, возбудимость, беспокойство; девушки, занимающиеся волейболом, напротив, спокойны, легко адаптируются, избегают действий с высоким уровнем напряжения. Спортсменки, занимающиеся легкой атлетикой, в сравнении с другими участницами исследования, характеризуются относительно средними значениями показателей теста Кеттела (рис. 1).

Результаты исследования обучающихся в организациях дополнительного образования и в школьных спортивных клубах позволили выявить особенности формирования ряда личностных характеристик подростков в зависимости от специфической организации дополнительного образования. У занимающихся в школьных спортивных клубах отме-

A

чены, в частности, более высокие значения по критерию «Доминирование», «Принятие моральных норм», «Смелость, авантюризм»; они придерживаются своих взглядов, установок; авторитарны, склонны к самоутверждению; живые и непосредственные в эмоциональных реакциях; социально смелы, не заторможены, исполнительны; не любят перемен, избегают помощи со стороны окружающих, интеллектуально развиты, думают над своими ошибками, стараясь избежать новых.

Обучающиеся организаций дополнительного образования демонстрируют наибольшие значения критерия «эмоциональная устойчивость»: они обладают реалистическим отношением к жизни, способностью к соблюдению групповых моральных норм (рис. 2).

Школьный спортивный клуб

Организация

дополнительного

образования

Рис. 2. Сравнение показателей (тест Кеттела) у обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

O

D

51,41

□ Организация дополнительного образования

■ Школьный спортивный клуб

Рис. 3. Сравнение прироста показателей общей физической подготовленности у обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Среднее значение в группе (очки)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя темпы прироста уровня физических способностей у исследуемых в течение всего срока наблюдений, мы выявили более высокий прирост результатов у занимающихся в школьных спортивных клубах (рис. 3). На наш взгляд, это продиктовано небольшим стажем занятий, более низким уровнем физического развития в группе.

Анализируя полученные результаты, мы провели оценку содержания образовательных программ, по которым занимались испытуемые. Показано, что в организациях дополнительного образования планирование подготовки юных спортсменов происходит в соответствии с избранным видом спорта и определением основного соревновательного мероприятия в учебном году: выделяются подготовительный (общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный (непосредственной специальной подготовки и этап главных соревнований) и переходный периоды. Объем средств ОФП достигает максимальных величин в первой половине подготовительного периода и постепенно снижаться по мере приближения к соревновательному сезону. Равномерное размещение основных тренировочных средств физической и технико-тактической подготовки в годичном цикле и комплексное использование их для параллельного решения задач совершенствования умения реализовывать потенциал через технико-тактическую подготовку.

Особенностями содержания программ в школьных спортивных клубах является постепенное увеличение объема средств ОФП в течение всего учебного года; не выделяются периоды подготовки в течение года; отсутствует переходный период; программы не реализуются с наступлением летних каникул. Участие в соревнованиях предусмотрено на протяжении всего периода реализации программы и по разным видам спорта. Задачами программ является совершенствование умений, приобретенных на уроках физической культуры.

Очевидно, что формирование адаптационного потенциала подростков спортивного профиля в значительной мере зависит как от влияния социально-культурной ситуации в целом, так и различных отдельных макро- и микросред, в которые включен ребенок [13]. В результате анализа данных участников из сельских и городских образовательных организаций нами выявлено, что для обучающихся городских организаций дополнительного образования характерна привязанность к выбранному увлечению, невысокая самооценка. Они, «городские», предприимчивы, способны работать в команде. Спортсмены сельских организаций менее эффективно работают в команде, для них характерна зависимость от мнения окружающих, поиск поддержки; при этом данная особенность проявляется вне зависимости от вида спорта, которым занимаются подростки.

По шкале «принятие моральных норм» методики Р. Б. Кеттелла результаты выше у городских спортсменов, и данный показатель связан с надежностью, выполнением обещаний перед другими людьми, требовательностью к себе. Обучающиеся городских организаций предпочитают полагаться на себя, а не просить помощи, ориентированы на соблюдение морально-этических норм (рис. 4).

Что касается мотивации к двигательной активности, то у городских школьников, занимающихся спортом, мотивация выше по сравнению с сельскими спортсменами, однако это наблюдается не по всем параметрам и не носит достоверный характер (рис. 5).

Уровень социально-психологической адаптации достоверно выше у юношей, занимающихся в городских организациях дополнительного образования. У девушек значения данного показателя, наоборот, выше у представительниц сельских организаций (рис. 6).

Результаты психосоциального анализа девушек, обучающихся в организациях сельских территорий, в целом соответствуют результатам городских обу-

-Обучающиеся

сельских УДО

-----Обучающиеся

городских УДО

Н G

Рис. 4. Сравнение показателей (тест Кеттела) у городских и сельских спортсменов

Познавательная Мотивация Тревожность Гнев

Суммарное

активность достижении

Рис. 5. Уровень мотивации у городских и сельских спортсменов

значение показателя

□ Обучающиеся городских УДО

■ Обучающиеся сельских УДО

156 154 152 150 148 146 144 142 140 138

-155,1

145,09

148,68

□ Обучающиеся городских УДО

■ Обучающиеся сельских УДО

Юноши Девушки

Рис. 6. Уровень социально-психологической адаптации у городских и сельских спортсменов

A

O

D

15

--Ф— Волейболистки городских УДО

Волейболистки сельских УДО

Рис. 7. Сравнение показателей (тест Кеттела) у городских и сельских спортсменок, занимающихся волейболом

A

O

D

чающихся и подтверждают предположение о том, что особенности вида спорта формируют доминирующие взаимосвязи между психосоциальными характеристиками юных спортсменов. Это наиболее демонстративно проявляется у девочек-волейболисток. Особенностями подготовки волейболисток в сельских организациях дополнительного образования также является всестороннее развитие опорно-двигательного аппарата за счет активного использования в тренировочном процессе легкоатлетических упражнений (рис. 7).

Очевидно, что обучающиеся организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в сельских территориях имеют свои особенности по сравнению с обучающимися городских организаций. Это выражается в отношении к трудностям и выборе стратегий поведения, уровне социально-психологической адаптации, мотивационно-волевых характеристик.

В то же время городские и сельские спортсмены имеют близкие психосоциальные характеристики при разделении их на группы по избранному виду спорта, особенностям вегетативной нервной системы.

Одним из наиболее эффективных и интегративных методов, позволяющих идентифицировать восстановительный и мобилизационный компоненты функциональной системы саморегуляции и классифицировать на этой основе адаптивные реакции (удовлетворительные, компенсаторные и дезадаптивные), является, по нашему мнению, исходный тонус вегетативной нервной системы, для выявления которого возможно использовать как прямые (кардиоритмоло-

гические), так и косвенные (кардиореспираторные) методы функциональной диагностики [1, с. 34; 2, с. 54; 7; 20, с. 102; 21, с. 92].

Согласно общеизвестным физиологическим представлениям, для «ваготоников» (с доминирующей парасимпатической активностью) характерно медленное привыкание к любым умственным и физическим нагрузкам; склонность не демонстрировать свои эмоции (интравертированность); способность легко выдерживать продолжительные, умеренно интенсивные нагрузки.

Для лиц с преобладанием симпатомиметической активности («симпатотоников») свойственны быстрая мобилизация, привыкание к внешним воздействиям; склонность бурно выражать свои эмоции (экстравер-тированность); способность легко переносить интенсивные, но кратковременные умственные или физические нагрузки [5, с. 73].

В исследованиях Э. М. Казина с соавторами установлено, что у симпатотоников процессы произвольной саморегуляции реализуются на фоне психического, эмоционального и функционального перенапряжения. В то же время потребность в новых впечатлениях и стремление к разнообразию видов деятельности создают возможность для формирования стратегий произвольной саморегуляции, способных предотвращать развитие психоэмоционального стресса [14].

Нами установлено при рассмотрении процесса прироста показателей общей физической подготовленности всех участников обследования с учетом особенностей индивидуального психовегетативного статуса, наиболее успешными являются лица с ваго-

56

□ Ваготоники

□ Симпатотоники ■ Эйтоники

Рис. 8. Прирост показателей общей физической подготовленности у подростков с разным тонусом вегетативной нервной системы в период с февраля по август 2021 года (очки)

тоническим типом вегетативной регуляции, а наименьшими показателями характеризуются подростки эйтонического типа, как в школьных спортивных клубах, так и в организациях дополнительного образования (рис. 8).

Мы выявили, что независимо от формы образовательной организации физкультурно-спортивной направленности у всех спортсменов подросткового возраста с доминированием симпатикотонии регистрируется высокий уровень ситуативной тревожности, общее беспокойство и страх.

Заключение

При обобщении представленных материалов можно говорить о том, что психолого-физиологические особенности подростков, занимающихся спортом (познавательная мотивация к обучению, положительное эмоциональное отношение к нему, способность регулировать свое взаимодействие с социальной и деятельностной средой (оценка поведенческой регуляции), коммуникативные способности и уровень моральной нормативности; уровень личностной тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности; основа отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе), могут служить базисной основой для адекватной оценки уровня сформированности личностного и здоровье-сберегающего потенциала младших и старших подростков, который в литературе идентифицируется по таким показателям, как исходный вегетативный тонус; психодинамические и нейродинамические характеристики; адаптация и дезадаптация; принятие себя и других; эмоциональный комфорт; внешний и внутренний контроль за своим поведением; уровень познавательной активности, тревожности и гнева; копинг-стратегия поведения в стрессовых ситуациях.

Мы считаем, что для системы общего и дополнительного образования особую актуальность приобретает проблема создания организационных педагогических условий в целях позитивного развития личности,

способной к самоактуализации, творческому восприятию мира и осуществлению социально значимой деятельности, направленной на развитие общества с учетом сохранения и укрепления социального и психосоматического здоровья индивида.

Совокупность изученных факторов свидетельствует о необходимости индивидуализации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных организациях; учета психосоциальных характеристик юных спортсменов при составлении общеобразовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов в целях повышения адаптационно-ресурсных возможностей обучающихся.

Очевидно, что формирование психофизиологического адаптационного потенциала подростков, занимающихся различными видами спорта, и его актуализация в значительной мере будут определяться, насколько воспитатели, педагоги и тренеры, работающие в организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в своей профессиональной деятельности будут обладать соответствующими социально-адаптивными компетенциями.

Полученные результаты указывают на необходимость дифференцированного и индивидуального подходов к организации образовательной деятельности, позволяющей максимально учитывать возрастные, гендерные и типологические особенности юных спортсменов, возможности их функциональной системы саморегуляции при составлении общеобразовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов в целях совершенствования и актуализации адаптивно-ресурсных показателей обучающихся.

Необходимо применение таких педагогических средств и технологий, которые, с одной стороны, способствуют повышению социально-психологических и физиологических адаптационно-ресурсных возможностей, а с другой - обеспечивают частичную компенсацию недостатков психосоматического развития,

обусловленных негативным влиянием других образовательных и жизнедеятельностных сред, с которыми взаимодействует каждый обучающийся.

Мы полагаем, что в последующих исследованиях по данной проблеме следует уделить особое внимание разработке образовательных программ для обучающихся в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, включающих профориентационные, социализирующие и здо-ровьесберегающие компоненты с целью совершенствования стратегий произвольной саморегуляции, направленной на предотвращение развития психоэмоционального стресса, купирование психического, эмоционального и функционального перенапряжения.

В настоящее время в инновационных образовательных организациях дополнительного образования физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности Кузбасского региона анализируются пути, методы и средства, позволяющие функционировать службе педагогического и здоровьесберегающего сопровождения обучающихся, к работе в которой привлекаются педагоги, психологи, методисты, тренеры, преподаватели, заместители директора по учебно-воспитательной работе, родители.

Важнейшим элементом службы должен стать комплексный социально-педагогический и психолого-физиологический мониторинг, определяющий приоритетные направления социально-адаптивной деятельности с обучающимися и оценку ее результативности на основании комплекса критериев и показателей психолого-физиологического статуса обучающихся, позволяющих тренеру-преподавателю, организующему тренировочные занятия, соревнования, планировать работу и следить за ее выполнением.

Мы считаем, что необходимо дальнейшее изучение условий и факторов, способствующих повышению адаптационного и здоровьесберегающего потенциала обучающихся за счет совершенствования содержания образовательных программ и механизмов взаимодействия педагогических работников организаций дополнительного образования и общего образования, законных представителей обучающихся с учетом специфики избранного вида спорта.

Литература

1. Баевский Р. М., Черникова А. Г К проблеме физиологической нормы: математическая модель функциональных состояний на основе анализа вариабельности сердечного ритма // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2002. № 5 С. 34-37.

2. Галеев А. Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 4. С. 54-58.

3. Галынская Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 22 с.

4. Демина Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков (на примере индивидуальных и групповых видов спорта): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014. 25 с.

5. Захарьев Я. О., Захарьева Н. Н. Новый методический подход в преподавании материала с учетом типов вегетативной регуляции нервной системы учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 5. С. 73-76.

6. Зубанов В. П., Руденко Е. Н., Рудольф Г А. Концепция интеграции общего и дополнительного образования в организации физического воспитания // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Междунар. науч.-практ. конф., посвященная 60-летию образования факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического ун-та. Томск, 2009. Т. 1. С. 124-126.

7. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») / В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, М. Г. Березина. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001610233 от 05.03.2001. М., 2001. 50 с.

8. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2009. № 11 (89). С. 144-146.

9. Казин Э. М., Смышляев Д. В., Тушина Г И. Взаимосвязь показателей физической подготовленности и психосоциальных характеристик у подростков, занимающихся спортом // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 169-176.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. 192 с.

11. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе // Вестник КемГУ 2013. Вып. 3 (55), Т. 1. С. 75-79.

12. Кучко Т. И. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к игровым видам спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 23 с.

13. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Кн. I. Проблемы актуального и ближайшего развития обучающихся в современном образовательном пространстве / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2020. 178 с.

14. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2021. 433 с.

15. Моросанова В. И., Фомина Т. Г Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62-73.

16. Озолин Н. Г Настольная книга тренера: наука побеждать. М., 2004. 863 с.

17. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г Красношлыкова, Л. В. Арлашева, Н. Н. Кошко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 132-144.

18. Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 10 октября 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119.

19. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: приказ Минздравсоцразви-тия РФ от 09.08.2010 № 613н. URL: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-09082010-n-613n/.

20. Радышевская Т. Н., Старикова И. В., Питерская Н. В. Анализ показателей вегетативной регуляции и системной гемодинамики у студентов на различных этапах адаптации к учебному процессу // Вестник ВолгГМУ. 2020. № 1 (73). С. 102-105.

21. Реализация ДАС-БОС-терапии у студентов с различными типами вегетативной регуляции кардиоритма в процессе адаптации к учебной деятельности / П. Ю. Зарченко, Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Л. А. Варич, И. Л. Васильченко // Физиология человека. 2020. № 6. С. 92-100.

22. Серова Л. К. Психологическая классификация видов спорта // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 1. С. 302-306.

23. Столяров В. И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 2-6.

24. Теоретические и прикладные аспекты формирования здо-ровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства. Кн. II. Культурологические аспекты формирования, сохранения, укрепления здоровья и социального развития обучающихся, воспитанников / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2017. 495 с.

25. Толстых Н. Н. Тенденция изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе: сб. науч. статей / под ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М., 2007. С. 142-150.

References

1. BaevskijR. M., Chernikova A. G. K probleme fiziologicheskoj normy: matematicheskaya model funkcionalnyx sostoyanijna osnove analiza variabelnosti serdechnogo ritma [To the problem of physiological norm: a mathematical model of functional states based on the analysis of heart rate variability]. Aerospace and Environmental Medicine, 2002, no. 5, pp. 34-37. (In Russian).

2. Galeev A. R., Igisheva L. N., Kazin E. M. Variabelnost serdechnogo ritma u zdorovyx detej v vozraste 6-16 let [Heart rate variability in healthy children aged 6-16 years]. Human Physiology, 2002, vol. 28, no. 4, pp. 54-58. (In Russian).

3. Galinskaya E. N. Formirovanie osnov kul'tury zdorov'ya shkol'ni-kov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Formation of the foundations of the culture of health of schoolchildren in institutions of additional education for children]. Abstract of Ph. D. thesis. Kemerovo, 2015, 22 p. (In Russian).

4. Demina D. S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lich-nost-nogo razvitiya podrostkov (na primere individual'nyh i grup-povyh vidov sporta) [Psychological and pedagogical support of personal development of adolescents (on the example of individual and group sports)]. Abstract of Ph. D. thesis. Nizhny Novgorod, 2014, 25 p. (In Russian).

5. Zakhar'ev Y. O., Zakhar'eva N. N. Novyj metodicheskij podxod v prepodavanii materiala s uchetom tipov vegetativnoj regulyacii nervnoj sistemy uchashhixsya [New methods approach in teaching material in view of types of vegetative regulation of pupils' nervous system]. Physical education: education, training, 2012, no. 5, pp. 73-76. (In Russian).

6. Zubanov V. P., Rudenko E. N., Rudolf G. A. Koncepciya integracii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya v organizacii fizich-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eskogo vospitaniya [The concept of integration of general and additional education in the organization of physical education]. Actual problems of physical culture and sports. International scientific-practical conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Physical Education and Sports of Tomsk State Pedagogical University. Tomsk, 2009, vol. 1, pp. 124-126. (In Russian).

7. Ivanov V. I., Litvinova N. A., Kazin E. M., Berezina M. G. Ocenka psihofiziologicheskogo sostoyaniya organizma cheloveka («Status PF») [Estimation of the psycho-physiological state of the human organism ("Status PF"). Registration Certificate No. 2001610233 dated March 05, 2001. Moscow, 2001. 50 p. (In Russian).

8. Isaeva E. R. Koping-povedenie: analiz vozrastnyx i gendernyx razlichijna primere rossijskoj populyacii [Coping behavior: analysis of age and gender differences in the example Russia's population]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 11 (89), pp. 144-146. (In Russian).

9. Kazin E. M., Smyshlyaev D. V., Tushina G. I. Vzaimosvyaz pokaza-telej fizicheskoj podgotovlennosti i psixosocialnyx xarakteristik u podrostkov, zanimayushhixsya sportom [Correlation between indicators of phisical fitness and psychosocial characteristics in adolescents in sports]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 4 (40), pp. 169-176. (In Russian).

10. Kaznacheev V. P. Sovremennye aspekty adaptacii [Modern aspects of adaptation]. Novosibirsk, 1980, 192 p. (In Russian).

11. Kirichenko V. V. Optimizaciya zdorov'esberegayushchego soprovozhde-niya uchebno-trenirovochnogo processa v detsko-yunosheskoj sportivnoj shkole [Optimization of health protection in the educational training process in sports schools for children and youth]. Bulletin of Kemerovo State University, 2013, iss. 3 (55), vol. 1, pp. 75-79. (In Russian).

12. Kuchko T. I. Rol' individual'nyh psihofiziologicheskih osoben-nostej v adaptacii k igrovym vidam sporta [The role of individual psychophysiological characteristics in adaptation to game kinds of sports]. Abstract of Ph. D. thesis. Novokuznetsk, 2004, 23 p. (In Russian).

13. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskie podx-ody k razvitiyu lichnosti na osnove formirovaniya socialno-psixologicheskojbezopasnosti individa i aktualizacii adap-tacionnogo potenciala obuchayushhixsya: monografiya. Kn. I. Problemy aktualnogo i blizhajshego razvitiya obuchayush-hixsya v sovremennom obrazovatelnom prostranstve [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personality development on the basis of formation of socio-psychological safety of an individual and actualization of adaptation potential of students. Book I. Problems of current and nearest development of students in modern educational space]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2020, 178 p. (In Russian).

14. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskie podx-ody k razvitiyu lichnosti na osnove formirovaniya socialno-psixologicheskojbezopasnosti individa i aktualizacii adapta-cionnogo potenciala obuchayushhixsya: monografiya. Kn. II. Psixologo-pedagogicheskie i mediko-socialnye aspekty raz-vitiya obuchayushhixsya v ontogeneze [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personality development on the basis of formation of socio-psychological safety of an individual and actualization of adaptation potential of students. Book II. Psycho-pedagogical and medico-social aspects of student development in ontogenesis]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2021, 433 p. (In Russian).

15. Morosanova V. I., Fomina T. G. Osoznannaya samoregulyaciya uchebnoj deyatelnosti kak resurs subektivnogo blagopoluchiya shkolnikov pri izmenenii uslovij obucheniya [Conscious self-regulation of educational activity as a resource of subjective well-being of schoolchildren under changing conditions of education]. Voprosy Psychologii, 2019, no. 3, pp. 62-73. (In Russian).

16. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera: nauka pobezhdat' [Handbook of the trainer: the science to win]. Moscow, 2004, 863 p. (In Russian).

17. Kazin E. M., Kasatkina N. E., Krasnoshlykova O. G., Arlasheva L. V., Koshko N. N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya zdorov'es-beregayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih i starshih podrostkov [Organizational-pedagogical conditions formation of health-saving and adaptation potential of adolescents]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 132-144. (In Russian).

18. Perechen poruchenij po itogam zasedaniya Soveta pri Prezidente RF po razvitiyu fizicheskoj kultury i sporta, proshedshego 10 oktyabrya 2019 goda [List of instructions based on the results of the meeting of the Presidential Council for the Development of Physical Culture and Sports, held on October 10, 2019]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62119. (In Russian).

19. Ob utverzhdenii poryadka okazaniya medicinskoj pomoshhi pri provedenii fizkulturnyx i sportivnyx meropriyatij[On approval of the procedure for providing medical care at physical education and sporting events]. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 613n of August 9, 2010. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-09082010-n-613n/. (In Russian).

20. Radyshevskaja T. N., Starikova I. V., Piterskaja N. V. Analiz poka-zatelej vegetativnoj regulyacii i sistemnoj gemodinamiki u stu-dentov na razlichnyx etapax adaptacii k uchebnomu processu [Analysis of indices of autonomic nervous regulation and system hemodynamics in students at various stages of adaptation to the educational process]. Journal of Volgograd State Medical University, 2020, no. 1 (73), pp. 102-105. (In Russian).

21. Zarchenko P. Yu., Kazin E. M., Blinova N. G., Varich L. A., Vasilchenko I. L. Realizaciya DAS-BOS-terapii u studentov s razlichnymi tipami vegetativnojregulyacii kardioritma v processe adaptacii k uchebnojdeyatelnosti [Implementation of RSA-biofeedback therapy in students with various types of vegetative cardritm regulation in the process of adaptation to educational activity]. Human Physiology, 2020, no. 6, pp. 92-100. (In Russian).

22. Serova L. K. Psixologicheskaya klassifikaciya vidov sporta [Psychological classification of sports events]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2018, no. 1, pp. 302-306. (In Russian).

23. Stolyarov V. I. Fundamental'nye teoreticheskie osnovy sovremen-noj sistemy kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya [Fundamental theoretical basics of modern system of integrated physical education]. Physical education: education, training, 2013, no. 2, pp. 2-6. (In Russian).

24. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya zdorov'e-sberegayushchego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Kn. II. Kul'turologicheskie aspekty formirovaniya, sohraneniya, ukrepleniya zdorov'ya i social'nogo razvitiya obu-chayushchihsya, vospitannikov [Theoretical and applied aspects of the formation of health-saving and socially-adaptive educational space. Book II. Cultural aspects of formation, preservation, health promotion and social development of students, pupils]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2017, 495 p. (In Russian).

25. Tolstykh N. N. Tendenciya izmeneniya motivacii i vremennoj per-spektivy rossijskih podrostkov [The tendency of changes in the motivation and time perspective of Russian adolescents]. Child in modern society. Collection of scientific articles. Eds. L. F. Obuk-hova, E. G. Yudina. Moscow, 2007, pp. 142-150. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 Цзинцзин Цзи, Н. В. Даванова

DO110.54509/22203036_2021_4_176

Jingjing Ji, N. Davanova

ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

PARTICULARITIES OF ONLINE TEACHING CHINESE AS A FOREIGN LANGUAGE

Введение. На основе данных платформы онлайн-обучения китайскому языку как иностранному авторы анализируют особенности поведения учащихся в процессе онлайн-обучения и выдвигают предложения по оптимизации процесса обучения. Цель статьи - предоставить данные и полезную справочную информацию для возможности изменить оценивание качества онлайн-обучения, проведение контроля и помощи в обучении, тем самым повысить уровень онлайн-обучения второму иностранному языку.

Методология. В качестве объекта исследования выступает типичное поведение обучающихся при

онлайн-просмотре учебных ресурсов платформы, а статистические, визуализационные, классификационные, кластеризационные и другие методы применяются при анализе особенностей поведения учащихся в ходе онлайн-обучения.

Результаты. Проведен анализ некоторых особенностей онлайн-обучения учащихся. Автором отмечается, что существующие сервисы онлайн-обучения еще не достигли степени персонализации, диверсификации, систематизации и специализации.

Заключение. В ходе исследования создана структура сервиса онлайн-обучения, обеспечивающая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.