ИННQBAЦИQННQE УПРАВЛЕНИЕ КАК ÜCНÜBA РАЗВИТИЯ ШKÜЛbНÜГÜ, ДEТCKQ-ЮНQШECKQГQ И MACCGBGrG CПÜРТA НА MУНИЦИПAЛbНÜM УРÜBНE
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 13.10.2015 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Хромин1 Доктор педагогических наук Е.А. Короткова2 A.B. Колычев1 Н.Г. Радостев1
1 Администрация города Тюмени
2 Филиал ТюмГУ в г. Тобольске
iNNOVATiVE MANAGEMENT AS BASiS FOR MUNiCiPAL DEVELOPMENT OF SCHOOL, YOUTH AND MASS SPORT
Associate professor, Ph.D. E.V. Khromin1 Dr. Hab. E.A. Korotkova2 A.V. Kolychev1 N.G. Radostev1
1 Administration of Tyumen
2 Branch of Tyumen State University in Tobolsk
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Аннотация
В статье представлена общая характеристика системных нововведений в управлении физической культурой и спортом на муниципальном уровне. Актуализируются следующие возможности: эффективного использования физкультурно-спортивных сооружений муниципальной формы собственности; развития массового и школьного спорта в условиях интеграции основного (общего), дополнительного и профессионального образования; совершенствования детско-юношеского спорта. Реализация стратегии системных инноваций позволила:
- оптимизировать использование физкультурно-спортивных сооружений в условиях городских микрорайонов, обеспечив интенсификацию физкуль-турно-спортивной деятельности, направленной на расширение возможностей школьного, массового и детско-юношеского спорта;
- повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения;
- апробировать модели интеграции основного (общего), дополнительного и профессионального образования, что обеспечило расширение возможностей для развития детско-юношеского спорта, физкультурно-оздоровительной работы, школьного и студенческого спорта, позволило реализовать проектную деятельность и увеличить количество систематически занимающихся из числа обучающихся и студентов;
- оптимизировать управление детско-юношеским спортом;
- расширить возможности информационного сопровождения и продвижения ценностей здорового образа жизни, массового, школьного и детско-юношеского спорта в широких массмедиа.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, интеграция, интенсификация, системные инновации, учебно-тренировочная специализация, инфраструктура, мониторинг, коммуникационный маркетинг, информационное продвижение.
Annotation
The article presents a general description of the system innovations in the management of physical culture and sport at the municipal level. The updated resources are the following: the ones of efficient use of municipal physical culture and sports facilities; the resources for development of mass and school sport in the context of integration of compulsory (general), additional education and vocational training; improvement of youth sport. The implementation of the strategy of systemic innovations contributed to:
- Optimization of the use of physical culture and sports facilities in urban neighborhoods, providing more active physical culture and sports activities aimed at enhancement of school, mass and youth sports;
- Increase of the effectiveness of domiciliary sports and recreational activities for people;
- Testing the integration model for compulsory (general), further education and vocational training, which provided greater opportunities for the development of youth sport, sports and recreational activities, school and university sports, implementation of project activities and increasing the number of students regularly engaged in these activities;
- Optimizing the management system for youth sport;
- Enhancing media support and promoting the values of the healthy lifestyle, mass, school and youth sport in media.
Keywords: physical culture and sport, integration, intensification, system innovation, vocational and training specialization, infrastructure, monitoring, communicative marketing, promotion in media.
Введение. Инновационное управление выступает эффективным способом достижения задач, обеспечивающим новые возможности для улучшения здоровья нации, повышения уровня и качества жизни россиян.
Современное развитие общества требует обоснования стратегических подходов к обновлению и повышению качества работы систем управления различных уровней, а также
создания механизмов, позволяющих практически решать эти задачи. В связи с этим исследование проблем инновационного управления и управленческих инноваций, место и роль которых определяются принципиальными сдвигами в содержании и характере информационного, методического и практического базиса развития сферы физической культуры и спорта, представляется крайне важным.
Цель исследования - расширение возможностей и повышение интереса населения к школьному и массовому спорту, систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также создание условий для активного развития детскоюношеского спорта в условиях инновационного управления.
Методика и организация исследования. С 2013 г специалистами Департамента по спорту и молодежной политике Администрации г Тюмени совместно с учеными Тюменского государственного университета ведется разработка теоретических и методических основ стратегического подхода к управлению инновациями в сфере физической культуры и спорта, а также разработка и апробация механизмов внедрения системных инноваций.
В своем исследовании мы придерживаемся интенсивной стратегии решения проблемы оздоровления и увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом, которая позволяет при наличных ресурсах, даже скромных, находить внутренние резервы повышения эффективности политики оздоровления различных слоев населения, в т. ч. школьников, за счет внедрения инноваций в образовательный и учебнотренировочный процессы.
Результаты исследования и их обсуждение. Системные инновации - это связанные между собой локальные нововведения, которые оказывают многократно больший, системный эффект и обладают новыми функциями.
Муниципальный банк инновационных разработок, проходящих апробацию и внедрение на экспериментальных площадках г Тюмени, представлен следующими системными инновациями:
- создание кластеров физкультурноспортивных сооружений муниципальной формы собственности на основе мониторинга;
- вариативность планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения;
- контроль качества управления детскоюношеским спортом;
- интеграция основного (общего), дополнительного и профессионального образования;
- коммуникационный маркетинг и информационное продвижение сферы физической культуры и спорта.
1. Первая инновация выступает основой для реализации всех последующих, так как предполагает не только учет физкультурноспортивных сооружений города, но и деление их на группы, объединенные одним методом анализа и соответственно целевым использованием. Разработка сквозного расписания использования (работы), например, всех физкультурноспортивных сооружений микрорайона (спортзалы общеобразовательных школ, залы учреждений дополнительного образования, плоскостные сооружения) дает возможность интенсифицировать все формы физкультурно-спортивной деятельности как детей и молодежи, так и людей старшего и пожилого возраста, что позволяет более эффективно использовать материальнотехническую базу, которой при другом подходе катастрофически не хватает. Общеизвестно, что все спортивные объекты используются разрозненно, в зависимости от их организованного назначения: помещения спортивных школ - для учебнотренировочного процесса учащихся, а во время пересмены у детей (с 12.00 до 15.00) просто пустуют; спортзалы общеобразовательных школ - для уроков физической культуры, при этом стадионы на территории школ используются по усмотрению учителей и, как правило, не включены в школьное расписание; площадки во дворах - для физкультурной работы с населением, и то преимущественно в вечернее время. Таким
образом, создание кластеров физкультурноспортивных сооружений позволяет оптимизировать их использование, расширяя тем самым возможности для развития школьного, массового и детскоюношеского спорта.
2. Расширение возможностей и повышение интереса населения к массовому спорту и систематическим занятиям физической культурой и спортом возможно при вариативности планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения.
Данное направление привлекает внимание ученых и практиков Тюмени на протяжении многих лет. В начале 2000-х гг. были изучены потребности населения разных микрорайонов города, на основе которых разработана структура физкультурнооздоровительной деятельности (П. Г. Смирнов, В. Г. Хромин, 2003). Далее был апробирован средовой подход в организации физкультурноспортивной работы с населением на муниципальном уровне, который позволил определить благоприятное соотношение (социального, пространственнопредметного, технологического) компонентов физкультурноспортивной среды микрорайонов города в контексте актуализации физкультурноспортивных потребностей населения при условии партнерских отношений различных ведомств и организаций на основе принципа сетевого взаимодействия (С. В. Иванова, И. В. Манжелей, 2013).
Сегодня мы предлагаем относительно новые подходы к эффективной реализации физкультурноспортивной работы по месту жительства, как в части системного управления организацией работы спорторганизаторов, так и в отношении привлечения всех социальнодемографических групп населения посредством расширения и многообразия видов спортивнооздоровительной деятельности по месту жительства.
К основным результатам можно отнести: увеличение количества занимающихся под руководством спорторга-низаторов (без увеличения финансирования) с 8000 человек в 2012 г. до 20 000 человек в 2014 г.; расширение пространственнопредметного компонента физкультурно-спортивной среды благодаря использованию в работе спор-торганизаторов всей спортивной базы и лесопарковых зон микрорайона (в 2015 г. в работе задействовано 166 спортивных объектов); увеличение видов физкультурноспортивной деятельности с 8-10 в 2012 г. до 34 в 2015 г.
Приоритетными направлениями развития физкультурноспортивной работы по месту жительства определены следующие:
Усиление внешнего и внутреннего управления физкуль-турно-спортивной работой по месту жительства. Совершенствование условий и возможностей физкуль-турно-спортивной среды микрорайонов. Формирование и продвижение индивидуальных пакетов услуг для предприятий и организаций города. Реализация муниципальночастного партнерства с организациями и фитнесклубами города. Реализация системы софинансирования по наиболее востребованным направлениям.
Интеграция основного (общего), дополнительного и профессионального образования является ведущей системной инновацией в управлении физической культурой и спортом в Тюмени.
В условиях полной интеграции реализуется целый ряд инновационных проектов:
Проект «Физкультура по интересам обучающихся 9-11- х классов», основанный на концепции учебнотрени-ровочной специализации, суть которой заключается в более эффективном решении традиционных целей и задач школьного физкультурного образования за счет частичного
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
использования принципов и средств спортивной тренировки по избранному виду спорта. При этом учебная нагрузка по физкультуре увеличивается на 1 ч в неделю за счет дополнительного образования, соответственно уроки проходят 2 раза в неделю по 2 ч.
В 2014/2015 учебном году в проекте приняли участие 7 школ, а с сентября 2015 г - уже 13 школ города. Общее количество старшеклассников, занимающихся в форме спортивной тренировки, составило более 2500 человек.
Проект «СПОРТ - в общеобразовательную школу» также предполагает использование ресурсов учреждений основного (общего) и дополнительного образования для популяризации видов спорта, спортивной ориентации и отбора, более углубленного изучения тех или иных видов спорта и, конечно же, повышения физической подготовленности и здоровья учащихся.
В 2014/2015 учебном году были успешно реализованы проекты: «Дзюдо - в школу», на базе 5 школ в рамках 3-го урока физкультуры дети занимались дзюдо (1200 чел.); «Гольф - в школу» (60 человек); «Регби - в школу» (1 школа 60 человек); «Шахматы - в школу (20 школ, охват 1089 человек); «Танцы - в школу» (90 человек). Уроки проходят на базе как общеобразовательных школ, так и на базе учреждений дополнительного образования (с 12 до 15 ч), расположенных в шаговой доступности.
С 1 сентября 2015 г в проект ввели такие виды спорта, как спортивная борьба, легкая атлетика (в условиях современного легкоатлетического манежа), гандбол, хоккей, гиревой спорт.
Проект «Организация работы специализированных классов по видам спорта», позволяющий формировать из сильнейших спортсменов по видам спорта определенной возрастной группы специализированные классы, которым создаются удобные графики для обучения и тренировочных занятий.
В Тюмени организовано 5 спецклассов по дзюдо, 2 спецкласса по танцевальному спорту, хоккею, волейболу и баскетболу.
Проект «Мониторинг здоровья и физической подготовленности школьников», позволяющий на основе оперативной информации определить готовность тюменских школьников к сдаче норм ГТО и соответственно обеспечить коррекцию и качественное методическое сопровождение их физкультурного образования.
Проект «Спортизация физического воспитания студентов», предполагающий реализацию рабочей программы по дисциплине «Физическая культура», составленной на основе модульнорейтинговой системы организации учебного процесса [6]. Физкультурное образование строится на основе учета физкультурноспортивных интересов студентов и предоставления свободного выбора элективных курсов по различным видам спорта. Таким образом, предмет «Физическая культура» обретает форму спортивной тренировки, позволяя при этом частично использовать принципы, существенно повышающие уровень подготовленности и здоровья студентов. В год на физическую культуру студенту отводится 136 ч, занятия проходят 2 раза в неделю по 2 ч.
Данная форма позволяет относить студентов к числу систематически занимающихся.
В Тюменском госуниверситете спортизация реализуется с начала 2000-х гг. и из 10 тыс. студентов очного отделения систематически занимающихся - 70 %.
С 2013 г. к проекту присоединился Аграрный университет Северного Зауралья, в связи с чем количество систематически занимающихся спортом увеличилось с 640 до 2600 из 3000 обучающихся.
Четвертая инновация - «Контроль качества управления детскоюношеским спортом».
Основу контроля качества составляют:
- мониторинг состояния (индекс) здоровья и физической подготовленности учащихся спортивных школ;
- определение рейтинга спортсменов, тренеров и спортивных школ;
- выявление одаренных к видам спорта детей;
- уровень квалификации тренеров-преподавателей спортивных школ;
- содержание учебнотренировочного процесса в ДЮСШ, СДЮСШОР.
В результате мониторинговых исследований определены и апробируются компоненты повышения качества системы планирования учебнотренировочного процесса:
- внедрение новых образовательных программ (общераз-вивающих, предпрофессиональных) и программ спортивной подготовки;
- совершенствование учебнотренировочного процесса с использованием современных педагогических технологий;
- структурирование годичного цикла подготовки спортсменов (микро, мезо, макроструктура);
- разработка и реализация модульных программ, озна-камливающих с разновидностями физкультурноспортивной деятельности и ориентирующих детей (дошкольного и младшего школьного возраста) в спортивные секции.
«Коммуникационный маркетинг и информационное продвижение сферы физической культуры и спорта» -это еще одна инновация, направленная на изменение отношения людей к физической культуре и спорту, формирующая ценности здорового образа жизни, ориентирующая жителей города на повышение качества жизни благодаря активному физическому самосовершенствованию.
Основа любого эффективного информационного продвижения заключается в синергизме всех возможных коммуникационных инструментов маркетинговой политики.
На сегодняшний день именно с помощью коммуникационного маркетинга формируется информационное продвижение массового и школьного спорта, детскоюношеского спорта и в целом здорового образа жизни по принципу единого информационного материала с рассылкой во все масс-медиа.
Выводы. В ходе исследования была разработана и реализована концепция стратегии системных инноваций в сфере физической культуры и спорта, сформирован муниципальный банк инновационных разработок, которые проходят апробацию на экспериментальных площадках города.
Реализация стратегии системных инноваций позволила:
- оптимизировать использование физкультурноспортивных сооружений в условиях городских микрорайонов, обеспечив интенсификацию физкультурноспортивной деятельности, направленной на расширение возможностей школьного, массового и детскоюношеского спорта;
- повысить эффективность физкультурнооздоровитель-ной работы по месту жительства населения, в частности: увеличить количество занимающихся как в среднегодовой численности населения, так и под руководством спорторга-низаторов; расширить материальнотехнические возможности и количество направлений и видов деятельности; организовать муниципальночастное партнерство и апробировать систему софинансирования в данном виде деятельности;
- апробировать модели интеграции основного (общего), дополнительного и профессионального образования, что обеспечило расширение возможностей для развития детско-юношеского спорта, физкультурнооздоровительной работы, школьного и студенческого спорта, позволило реализовать
проектную деятельность и увеличить количество систематически занимающихся из числа обучающихся и студентов;
- оптимизировать управление детскоюношеским спортом, а именно обеспечить контроль качества и получение положительной динамики спортивной результативности учащихся спортивных школ города на областном, российском и международном уровне, а также увеличение количества выполнивших массовые спортивные разряды.
- расширить возможности информационного сопровождения и продвижения ценностей здорового образа жизни, массового, школьного и детскоюношеского спорта в масс-медиа.
Использованная литература
1. Бальсевич В.К. Спортивноориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты /В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.
2. Иванова С.В. Организация физкультурноспортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры . - 2013. - № 2. - С. 42-47.
3. Калиева Е.А. Проблема «физкультнеграмотности» в контексте массмедиа / Е.А. Калиева // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 12. - С. 8.
4. Концепция интеграции основного и дополнительного образования учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие / В.Г. Хромин, И.И. Сулейманов, Е.В. Хромин, В.Н. Потапов. - Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 20 с.
5. Короткова Е.А. Управление инновациями в образовании / Е.А. Ко-роткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 2-4.
6. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие / И.В. Манжелей. - Тюмень: Издво ТюмГУ, 2010. - 144 с.
7. Хромин Е.В. Учебнотренировочная специализация физкультурного образования старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Хромин. - Омск, 1998. - 24 с.
References
1. Bal'sevich, V.K. Sportivnoorientirovannoe fizicheskoe vospitanie: obrazovatel'ny i sotsial'ny aspekty (Sportsoriented physical education: educational and social aspects) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2003. - № 5. - P. 19-22.
2. Ivanova, P.V. Organizatsiya fizkul'turnosportivnoy raboty po mestu zhitel'stva na munitsipal'nom urovne (Municipal organization of physical culture and sports activities) / P.V. Ivanova, I.V. Manzheley // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 2. - P. 42-47.
3. Kalieva, E.A. Problema «fizkul'tnegramotnosti» v kontekste massmedia (Incompetency in physical culture sector in context of media) / E.A. Kalieva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 12. - P. 8.
4. Kontseptsiya integratsii osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noy shkoly: ucheb. posobie (Concept of integration of primary and secondary education of secondary school pupils: study guide) / V.G. Khromin, I.I. Suleymanov, E.V. Khromin, V.N. Potapov. - Tyumen: Vektor Buk, 2000. - 20 P.
5. Korotkova, E.A. Upravlenie innovatsiyami v obrazovanii (Education innovation management) / E.A. Korotkova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 1. - P. 2-4.
6. Manzheley, I.V. Innovatsii v fizicheskom vospitanii: ucheb. posobie (Innovation in Physical Education: study guide) / I.V. Manzheley. -Tyumen: Pub. hse of TyumGU, 2010. - 144 P.
7. Khromin, E.V. Uchebnotrenirovochnaya spetsializatsiya fizkul'turnogo obrazovaniya starshikh shkol'nikov: avtoref. dis. . kand. ped. nauk (Educational and training specialization of physical culture education of senior pupils: abstract of Ph.D. thesis) / E.V. Khromin. - Omsk. 1998 - 24
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРОВ ПО ФИТНЕСУ
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 08.09.2015 г.
Н.Г. Проскурякова1
1Тюменский государственный университет, Тюмень
Ключевые слова: профессиональная компетентность, карьерные ориентации, условия профессиональной деятельности, тренеры по фитнесу.
Введение. В общественном сознании роль тренера (инструктора) по фитнесу нередко рассматривается как узконаправленная, выражающаяся преимущественно в руководстве тренировкой.
Цель исследования - изучение структуры профессиональной компетентности и условий профессиональной деятельности тренеров по фитнесу.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 30 тренеров (инструкторов) по фитнесу г. Тюмени (15 мужчин и 15 женщин), которые были условно разделены на две группы: «успешные» (3 и 3) и «менее успешные» (12 и 12) по критерию востребованности персональных тренировок.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлено, что меньше половины (43 %) тренеров по фитнесу, участвовавших в опросе, имеют профильное об-разование.Тренерский состав фитнес-клубов представлен молодыми специалистами (со стажем до 5 лет) и опытными тренерами (стаж свыше 5 лет) в приблизительно равной пропорции (43 % и 57 %). При этом следует отметить присутствие на тренерской работе специалистов с весьма значительным стажем: 35 % - более 11 лет. Большинство тренеров по фитнесу в целом удовлетворены отношением клиентов к их занятиям, но в то же время 71 % опрошенных имеют
претензии к регулярности занятий и низкой физкультурноспортивной активности вне фитнес-центра. Большинство тренеров по фитнесу склонны к внесению новизны в формы и методы своей работы, причем многие считают, что изменений требуют в первую очередь административно-организационные формы. Условия в клубах, где работают опрошенные тренеры по фитнесу, оцениваются ими в основном как удовлетворительные, в то же время более половины не довольны оплатой труда. Большинство тренеров по фитнесу используют в своей деятельности чтение специализированной литературы и интернет-информацию, но треть опрашиваемых делает это крайне нерегулярно.
Выводы. У половины тренеров (инструкторов) по фитнесу отсутствует важная для профессиональной компетентности связка: «базовые знания и умения - тренерская и личная спортивная практика - опыт самообразовательной деятельности». Успешность тренерской деятельности в фитнесе обеспечивает коммуникативные и организационные склонности и совокупность таких карьерных ориентаций, как «стабильность места работы», «профессиональная компетентность» и «менеджмент», что актуализирует проблему базовой и дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки в фитнес-индустрии.
Использованная литература
1. Гладышев А.А. Теоретическая модель подготовки специалистов
физкультурно-спортивного профиля / А.А. Гладышев // Теория и
практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 72.
Информация для связи с автором: [email protected]