МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫС НАСЕЛЕНИЕМ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Иванова Светлана Владимировна
соискатель кафедры спортивных дисциплин Тюменского государственного университета, г. Тюмень
Е-mail: <950065>@mail.ru
MODEL OF ORGANIZING THIS KIND OF TRAINING ON THE BASIS
Svetlana. Ivanova
competitor of department of sporting disciplines Tyumen State University, Tyumen
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. Представлена модель организации физкультурно-спортивной работы с населением на муниципальном уровне, методологической основой которой стал эко-психологический подход. Определены цель, задачи, принципы и критерии эффективности физкультурно-спортивной работы с населением. Показаны условия и особенности реализации модели на практике. Доказана эффективность опытно-экспериментальных исследований по
совершенствованию физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства.
ABSTRACT
The paper tackles the problems and possible improvement of community-based sport and physical training. A municipal model of organizing this kind of training on the basis of the psycho-ecological approach has been introduced. The paper also dwells on the conditions and peculiarities of the model in action. The carried out research has proved the community-based sport and physical training activities to be effective.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная работа с население по месту жительства; эко-психологический подход; отношение населения к
физкультурно-спортивной деятельности; качество и ресурсное обеспечение физкультурно-спортивных услуг.
Keywords: community-based sport and physical training; psycho-ecological approach; attitude of residents to sport and physical activities; quality and resource support of physical training and sport facilities.
Актуальность. В эпоху постиндустриальной культуры, в которой, с одной стороны, человеческие ресурсы определяют прогресс культурного развития, а с другой — отчетливо проявляются тенденции к снижению уровня здоровья и биоэнергетического потенциала человека, формирование здорового образа жизни россиян через вовлечение их в регулярные занятия физической культурой и спортом является одной из актуальных проблем государственной политики России в целом и Тюменской области в частности.
В «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» намечены такие целевые ориентиры развития отрасли в России как «Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом на первом этапе с 15,9 % в 2008 году до 30 % в 2015 году и на втором — до 40 % в 2020 году».
Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства (ФСРМЖ) отражена в исследованиях Г.З. Аронова (2004), С.Н. Литвиненко (2006), Н.Н. Никитушкиной (2010), В.И. Столярова (1997). Однако динамизм, глобализация и высокая степень неопределенности, характеризующие современную эпоху, оказывают значительное и весьма неравномерное влияние на различные сферы общественной жизни, что в свою очередь делает актуальным изучение проблем и перспектив развития ФСРМЖ в сложившихся условиях.
Цель и организация исследования. Целью исследования стало выявление проблем и перспектив организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, построение и экспериментальное
обоснование модели организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне.
Для решения задач были применены следующие методы: анализ и систематизация данных литературных источников, документов и материалов, педагогическое моделирование и проектирование, социально-педагогический эксперимент.
Результаты исследования.
Анализ опыта организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства показал, что в г. Тюмени имеется много общего с ситуацией, сложившейся в России в целом, но есть и свои особенности. Критическими точками развития ФСРМЖ в г. Тюмени являются: низкая физкультурноспортивная активность населения (в 2009 г. 16,7 % населения регулярно занимались физической культурой и спортом); недостаточность площадей спортсооружений; слабая проработанность региональной нормативно-правовой базы; недостаток квалифицированных кадров. В то же время нами выявлено, что опорными позициями совершенствования ФСРМЖ могут стать: отношение населения к здоровью как к ценности, а к физкультурно-спортивной деятельности как к средству его созидания («здоровье» занимает 1—3 место в иерархии жизненных ценностей населения, у 89,3 % горожан сформировано позитивное отношение к физической культуре и спорту); использование дворовых территорий, парков, скверов, площадей и ресурсов спортсооружений различных ведомств и форм собственности; поддержка Администрации города; Федеральные и региональные законодательные акты; привлечение к работе по месту жительства специалистов из других сфер производственной деятельности, студентов и пенсионеров. В связи с этим нами были намечены следующие точки роста: развитие детско-юношеского, паралимпийского и ветеранского спорта, а также возрождение дворового, клубного и школьного спортивно-рекреативного досуга; согласование взаимодействия различных ведомств и организаций особенно по вопросам информационной поддержки и рационального использования материально-технической базы; увеличение
пропускной способности спортсооружений; ремонт и реконструкция материально-технической базы; разработка муниципальных нормативноправовых актов, положений, инструкций; подготовка и переподготовка специалистов.
Следует отметить, что важнейшими условиями совершенствования физкультурно-спортивной работы по месту жительства в сложившейся ситуации стали: построение системы новых отношений между органами местного самоуправления и институтами гражданского общества (проработка нормативно-правовой базы и достижение конструктивного взаимодействия между ведомствами, учреждениями и организациями независимо от форм собственности); развитие инфраструктуры в каждом из Административных округов города с акцентом на сохранение, проектирование и построение дворовой пространственно-предметной среды, приспособленной для организации физкультурно-спортивной работы с населением; повышение социальной активности населения города, в том числе на основе широкого использования возможностей социальной сети.
Анализ литературных источников (1,3,5,7,8) и обобщение собственного опыта позволило нам построить модель организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства (рис. 1).
В основу построения данной модели нами были положены следующие теоретико-методологические основания:
Во-первых, проектно-кибернетический подход к упралению рассматривающий существенное количество рисков, неопределенностей и изменений внешней и внутренней среды как данность и обеспечивающий учет этих факторов при планировании и реализации работ в текущих экономических условиях на основе обеспечения гибкости и модифицируемости системы управления. Осуществление мониторинга (физкультурно-спортивных потребностей населения и ресурсного обеспечения отрасли физическая культура и спорт на муниципальном уровне) как средсва управления с целью
разработки адресных программ и научно-обоснованных рекомендаций с учетом мнения специалистов и населения.
Рисунок 1. Модель организации физкультурно-спортивной работы по месту
жительства на муниципальном уровне
Во-вторых, средовый (эко-психологический) подход, в основе которого лежит ноосферное мышление и современное понимание воспитательного потенциала среды как условий и возможностей для развития личности, что позволяет определить оптимальное соотношение пространственно-предметного (спортивные сооружения, парки, скверы, оборудование, инвентарь и др.), содержательно-технологического (программы, технологии, методы, формы работы и др.) и социального (ценности, традиции, кадры, взаимоотношения и др.) компонентов физкультурно-спортивной среды конкретного административного округа в контексте актуализации физкультурно -спортивных потребностей его жителей (6). Поможет в ситуации дефицита
спортивных сооружений организовать пользующиеся популярностью у населения мероприятия и занятия физической культурой и спортом в среде городского ландшафта с применением трансформерных технологий.
В-третьих, сетевой подход к организации взаимодействия субъектов физкультурно-спортивной среды муниципального образования по территориальному принципу, предполагающий формирование горизонтальной системы взаимоотношений субъектов (учреждения общего, профессионального и дополнительного образования, учреждения культуры, управы административных округов, службы заказчика административных округов, территориальные органы самоуправления, управляющие компании,
представители иных организаций), физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства в которой налажено совместное поле деятельности участников сети на основе партнерства, общего информационного пространства, быстрого реагирования на потребности населения.
Целью физкультурно-спортивной работы по месту жительства является повышение качества и доступности предоставляемых населению услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности для широкого вовлечения жителей муниципального образования всех возрастных и социальных категорий в
регулярные занятия физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели Департаментом по спорту и молодежной политике г. Тюмени и Тюменской области в тесном взаимодействии с Департаментом образования и науки и Департаментом здравоохранения решались следующие группы задач (направления
деятельности):
1. Формирование нормативно-правовой базы ФСРМЖ (урегулирование правоотношения субъектов, правовой статус спорторганизатора, требования к плоскостным спортивных сооружениям и др.). Создание действующих моделей и социальных технологий, обеспечивающих эффективное социальное
взаимодействие субъектов, осуществляющих работу с населением по месту жительства (через подведомственные учреждения по территориальному принципу).
2. Обеспечение системы научно-методического сопровождения ФСРМЖ (реализовать мониторинг инфраструктуры, потребностей населения, качества услуг; вероятностное проектирование; оценку эффективности).
3. Модернизация материально-технической базы за счет строительства спортсооружений, капитального ремонта и реконструкции дворовых спортивных площадок.
4. Формирование штата спорторганизаторов социально и профессионально компетентными специалистами (курсы повышения квалификации, семинары, методические советы).
5. Повышение качества разработки и реализации физкультурноспортивных программ и технологий, развитие новых направления деятельности и перечня физкультурно-спортивных услуг с учетом потребностей целевых групп населения за счет привлечения ресурсов подведомственных учреждений.
6. Организация информационной поддержки работы с населением по месту жительства посредством максимального использования возможностей интернет технологий.
Критериями эффективности физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства стали: - увеличение уровня вовлеченности населения в регулярные занятия физической культурой и спортом (% занимающихся от численности жителей по сравнению с предшествующим годом); — увеличение уровня вовлеченности населения в спортивно массовые мероприятия (% от количества жителей); — расширение спектра и повышение качества предоставляемых физкультурно-спортивных услуг (по оценкам жителей и экспертов); — улучшение ресурсного обеспечения физкультурноспортивной работы по месту жительства (финансирования, площадей спортсооружений и оборудования, кадров, программ, технологий).
Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства в практику работы Департамента по спорту и молодежной политике была организована в период с 2009 по 2012 годы в четырех административных округах города Тюмени. В социально-педагогическом исследовании приняли участие 2651 респондента в возрасте от 14 и старше лет, в том числе 49,53 % мужчин и 50,41 % женщин. Нами было проведено два среза: в 2009 году - констатирующее исследование (600 человек) и в 2009—2012 годы — формирующий этап опытноэкспериментальной работы (2051 чел.), задачами которой было изучение включенности населения г. Тюмени в физкультурно-спортивную работу по месту жительства, качества предоставляемых населению услуг и ресурсного обеспечения ФСРМЖ до и после внедрения указанных выше новшеств.
В целом исследования 2012 года показали, что у 87,3 % горожан сформировано позитивное отношение к физической культуре и спорту. 47,27 % жителей проявляют активно-позитивное отношение к занятиям ФСД, поскольку 24,23 % (16,7 % в 2009 г.) регулярно занимаются ФСД, не считая обязательных занятий в школе вузе, (15,64 % занимаются — 2—3 раза в неделю и 8,59 % — занимаются более 4 раз в неделю) и 23,04 % (21,3 % в 2009 г.) жителей занимаются сезонными видами спорта периодически. При этом 39,39 % (51,4 % в 2009 г.) опрошенных относятся к занятиям ФСД пассивнопозитивно (29,76 % считают что занятия полезны, но не находят на них время; 9,63 % — отслеживают информацию о спортивных мероприятиях). Следует отметить, что 12,67 % (10,6 % в 2009 г.) респондентов выразили пассивнонегативное отношение к занятиям ФСД, указав, что это их не интересует.
Следовательно, регулярная физкультурно-спортивная активность населения за три года повысилась на 7,53 %, в основном за счет изменения у части горожан позиции с «пассивно-позитивной» на «активно-позитивную». Кроме того, в 2012 по сравнению с 2009 годим на 2,1 % больше горожан стали заниматься физической культурой и спортом периодически (сезонными видами).
Количество мужчин (32,88 %), регулярно занимающихся ФСД, в два раза больше, нежели женщин (15,75 %). Включенность в регулярные занятия физической культурой и спортом населения города Тюмени по округам выглядит следующим образом: на первой позиции Калининский
административный округ (КАО) — 29,8 %; на второй — Ленинский административный округ (ЛАО) — 27,7 %; на третьей Центральный
административный округ (ЦАО) — 17,0 %; и на четвертой Восточный административный округ (ВАО) — 13,1 %.
Анализ данных в возрастном аспекте показал, что самую высокую физкультурно-спортивную активность (2—3 раза в неделю дополнительно к обязательным занятиям по месту учебы) проявляют молодые люди 14—17 лет. Такая же тенденция прослеживается и при регулярных занятиях ФСД 4 и более раз в неделю. Вызывает тревогу недостаточная физкультурно-спортивная активность молодых людей в возрасте 18—19 лет, которая затем к 23—30 годам повышается и впоследствии постепенно снижается, что было выявлено и в ходе исследований 2009 года.
Таким образом, научно-обоснованное совершенствование физкультурноспортивной работы по месту жительства в городе Тюмени позволило разработать и реализовать физкультурно-спортивные программы, направленные на различные социально-демографические слои населения, что способствовало вовлечению жителей города в динамичный, интерактивный, здоровый, физкультурно-спортивный досуг, и как следствие, повысило качество жизни населения.
Список литературы:
1. Аронов Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. — Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. 2004. —24 с.
2. Литвиненко С.Н. Педагогическая система управления развитием спорта
для всех: атореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. / Рос. гос. пед. ин-т. им. А.И. Герцена. 2006. — 45 с.
3. Никитушкина Н.Н. Развитие массовой физкультурной работы по месту
жительства и отдыха населения. Методическое пособие. М. Москомспорт, 2010. 160 с.
4. Манжелей И.В. Средо-ориентированный подход в физическом
воспитании// Теория и практика физической культуры, 2005. № 8. С. 7—
11.
5. Столяров В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге
XXI столетия: проблемы и пути их решения / Столяров В.И.,
Кудрявцева Н.В. // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997. — вып. 9. — С. 94—216.