УДК 796.06 ББК 75.4 Х 14
Ш.Ж. Хажмухамбетова
Преподаватель кафедры физического воспитания Чеченского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
С.Б. Элипханов
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Чеченского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]
Н.В. Славинский
Кандидат юридических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета; E-mail: slavinskij52@ inbox.ru
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МАССОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧР)1
(Рецензирована)
Аннотация. К числу важнейших направлений социальной политики государства относится создание условий, позволяющих всем гражданам вести здоровый образ жизни, реализовывать свои потребности в двигательной активности. Особое значение в данном контексте придается развитию массового спорта и организации физического воспитания населения по месту жительства. При этом очевидно, что данные потребности, интересы должны учитываться при планировании физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в регионах и в стране в целом. Таким образом, обновление содержания физкультурно-спортивной работы с населением на всех уровнях должно базироваться на объективных знаниях относительно физкультурно-спортивных потребностей, интересов, возможностей и ожиданий граждан. Определению указанных параметров, служащих основаниями для определения направлений оптимизации управления системой массовых физкультурно-спортивных мероприятий в регионе (на примере ЧР) посвящено исследование, результаты которого представлены в данной статье.
Ключевые слова: физическое воспитание населения, управление системой массовых физкультурно-спортивных мероприятий в регионе, физкультурно-спортивные потребности населения, анкетирование, направления оптимизации.
Sh.Zh. Khazhmukhambetova
Teacher of Department of Physical Training of the Chechen State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование
S.B. Elipkhanov
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Physical Training of the Chechen State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
N.V. Slavinsky
Candidate of Law, Associate Professor of Department of Physical Training of the Kuban State Agricultural University; E-mail: [email protected]
THE DIRECTIONS OF MANAGEMENT OPTIMIZATION OF THE REGION SYSTEM OF MASS SPORTS ACTIONS (THROUGH THE EXAMPLE OF CHECHEN REPUBLIC)
Abstract. Creation of the conditions allowing all citizens to implement a healthy lifestyle and to realize the needs for physical activity is among the most important directions of social policy of the state. Particular importance in this context is given to development of mass sport and the organization of physical training of the population at the place of residence. At the same time it is obvious that these requirements and interests have to be considered when planning sports, health-improving and mass sports actions in regions and in the country on the whole. Thus, updating the content of sports work with the population at all levels has to be based on objective knowledge of sports requirements, interests, opportunities and expectations of citizens. The research the results of which are presented in this paper is devoted to determination of the specified parameters forming the bases for definition of the directions of management optimization of the system of mass sports actions in the region (through the example of Chechen Republic).
Keywords: Physical education of the population, management of the system of mass sports actions in the region, sports needs of the population, questioning, the directions of optimization.
В концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» отмечается, что активное участие населения в физкультурно-спортивной деятельности, в массовом спорте является одним из индикаторов жизнеспособности нации. Однако ввиду многолетних российских реформаций данный аспект долго недооценивался государством ни в идеологическом, ни в финансовом планах, в связи с чем был утерян и некогда имевшийся физкультурно-спортивный потенциал страны. Так, к числу ключевых факторов, препятствующих эффективному развитию физической культуры и спорта в стране, а также реализации ряда концептуальных положений социальной политики государства относятся недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
неэффективная и бессистемная работа по популяризации и пропаганде среди населения здорового образа жизни, двигательной активности, регулярных занятий физической культурой и спортом [1].
Указанные факторы обусловили выделение в качестве одного из основных направлений модернизации отрасли развитие массового спорта, прежде всего, в образовательных учреждениях и по месту жительства потенциальных участников [1; 2]. На наш взгляд, в рамках данного направления и в числе названных задач правомерно рассматривать оптимизацию работы по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий. В свою очередь, планирование содержания указанной деятельности должно базироваться на актуальных сведениях относительно следующих
моментов: характера воздействия на человека занятий физической культурой и спортом, потребления физкультурно-спортивных услуг; реальных показателей востребованности населением физкультурно-спортивных услуг в конкретном регионе, а также того, какие именно физкультурно-оздоровительные и спортивно-зрелищные мероприятия интересны потребителям; факторов, стимулирующих физкультурно-рекреационную активность человека. На получение указанной информации было нацелено наше исследование.
Для проведения исследования была разработана анкета, ответы на вопросы которой позволяют составить представление об общественном мнении жителей г. Грозного о проводимых в городе физкультурно-спортивных мероприятиях в целом, о степени вовлеченности горожан в физкультурно-спортивную жизнь, о значении физической рекреации для их жизни. В опросе участвовали две основных группы респондентов: учащиеся (старшие школьники, студенты колледжей и вузов) и взрослые жители (как работающие, так и пенсионеры), всего 200 человек. При анализе
полученных результатов в случае целесообразности ответы группировались также по половому признаку анкетируемых.
Обработка и анализ результатов анкетирования позволили сделать следующие выводы. Более половины опрошенных (85%) убеждены, что в городе есть собственные спортивные традиции, в том числе относящиеся к проведению физкультурно-спортивных мероприятий. Прежде всего, в числе таких традиций были названы соревнования разного уровня по футболу, спортивной борьбе и др. Кроме того, горожане вспомнили, что на протяжении 10-15 лет обязательным элементом городских и республиканских праздников являются показательные выступления спортсменов. Респонденты из числа обучающихся образовательных организаций назвали также традиционно проводимые в учебных заведениях (преимущественно в колледжах и вузах) «Дни здоровья».
Тем не менее физкультурно-спортивные мероприятия не относятся к категории любых занятий горожан - ни в плане участия в них, ни в плане зрелищности (таблица 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Насколько Вам интересны спорт, физкультурно-спортивные мероприятия?
(в % от числа опрошенных по каждому вопросу в каждом исследовании)
Абсолютно не интересны 27
Скорее не интересны, чем интересны 21
Скорее интересны, чем не интересны 19
Очень интересны 22
Затрудняюсь ответить 11
Исключение в этом смысле составила с точки зрения перечня мероприятий трансляция прошедших зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи, которую смотрели 78% опрошенных. С точки зрения категории
респондентов - студенты и сотрудники физкультурно-спортивных образовательных организаций дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, которые составили основной контингент опрошенных, ответивших
на вышеприведенный вопрос анкеты «очень интересны». Также следует отметить, что как зрительский, так и активно-деятельностный интерес к физической культуре, спорту, физкультурно-спортивным мероприятиям в большей степени присущ молодым мужчинам,
а уровень образования при этом роли не играет. Кроме того, указанный интерес относится, прежде всего, к физкультурно-спортивным зрелищам и не распространяется на физкультурно-спортивную деятельность как сферу активности (таблица 2).
Таблица 2
Характеристика двигательной активности и физкультурно-спортивных
интересов респондентов
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы..?» (в % от числа опрошенных в исследовании)
Вариант ответа Занимаетесь физической культурой и спортом (в любой доступной форме) Посещаете физкультурно-спортивные мероприятия в качестве зрителя / болельщика Посещаете физкультурно-спортивные мероприятия в качестве участника
Ежедневно 4 1 0
2-3 раза в неделю 4 2 0
1 раз в неделю 6 15 2
1-3 раза в месяц 8 21 16
Реже 28 31 22
Никогда 50 30 60
Затрудняюсь с ответом 0 0 0
Распределение ответов на вопрос «С какими видами спорта связаны соревнования, которые Вы...? (в % от числа опрошенных в исследовании)
Вариант ответа Посещали в течение последнего года Регулярно смотрите соревнования в телережиме (по Интернету)
Футбол 8 39
Волейбол 0 20
Гандбол 11 17
Гимнастика 0 9
Легкая / тяжелая атлетика 0 8
Спортивная борьба, бокс и т.п. 20 25
Автогонки 0 16
Другой вариант 62 36
Таким образом, вовлеченными в ФК-С деятельность можно считать 22% граждан, которые занимаются физической культурой и спортом, по крайней мере, не реже 1 раза в месяц. При этом систематически практикуют физкультурно-спортивную активность 8% респондентов, занимающихся физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю. К постоянным активным участникам физкультурно-оздоровительной деятельности, на наш взгляд, следует отнести 14% опрошенных, практикующих двигательную активность в режиме не реже 1 раза в неделю.
Активное, пусть и эпизодическое, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях характерно для 40% респондентов. Из них постоянно активными участниками являются 18%.
Очевидно, что среди респондентов можно выделить 70% участников физкультурно-спортивных мероприятий, посещающих их в качестве болельщика, а не только смотрящих по телевизору. Постоянными пассивными участниками данного вида деятельности можно было бы считать 18% опрошенных, посещающих физкультурно-спортивные мероприятия не реже 1 раза в неделю, но, учитывая объективные факторы (количество организуемых физкультурно-спортивных мероприятий и их периодичность), будем рассматривать частоту посещений не реже 1 раза в месяц как показатель систематического пассивного участия; таких респондентов - 39%. В любом случае указанные результаты можно считать значительно более высокими, чем аналогичные данные, связанные с двигательной активностью.
Заметим, что, анализируя состав респондентов, отнесенных к категориям постоянных активных участников (18%) и постоянных пассивных участников (39%) физкультурно-спортивных мероприятий, мы выделили тех из них, которые относятся к обеим
категориям одновременно. Таких опрошенных оказалось 25,7%.
Очевидно, горожане испытывают преимущественно масс-медийный интерес к физкультурно-спортивным мероприятиям, к физкультуре и спорту. А наиболее популярными СМИ в этом аспекте являются телевидение и Интернет: регулярно читают газету «Спорт-Экспресс» только 6% опрошенных, а спортивные телепрограммы с разной периодичностью смотрят 45% респондентов (из числа отметивших СМИ в качестве значимых для них источников спортивной информации). А уж членами спортивных обществ являются только 4% опрошенных - все они профессиональные спортсмены или тренеры.
Среди посещаемых
физкультурно-спортивных мероприятий лидируют местные и региональные соревнования (47%), далее расположились национальные (31%) и международные (17%). Среди наиболее популярных в качестве зрелищных видов спорта оказались футбол (33%), спортивная борьба (30%), гандбол (17%).
В качестве основного источника информации о физической культуре и спорте СМИ назвали 23,4% опрошенных. Большинство респондентов в данном аспекте ориентируются на мнение друзей, знакомых, родственников (38,5%), затем - на наружные формы рекламы и пропаганды (22,3%). Наименьшей действенностью в указанном контексте обладают существующие устные формы пропаганды (15,8%).
Ответ на вопрос анкеты «Если Вы практикуете физкультурно-активный отдых, то что побуждает Вас к этому?» позволяет утверждать, что физкультурно-активный отдых не относится к традиционным видам отдыха для большинства горожан: 64,6% респондентов указали на то, что они такой отдых не практикуют. При этом ведущаяся в СМИ пропаганда двигательной активности, активного отдыха,
здорового образа жизни оказывает позитивное влияние только на 8,7% опрошенных; то есть СМИ нельзя назвать основными для горожан источниками информации о физической культуре и спорте. Об общей действенности физкультурно-спортивной пропаганды (всех ее форм) на показатель активного отдыха горожан можно судить по тому, что еще у части опрошенных двигательная активность стимулируется собственными предпочтениями и традициями (12,3%), просветительской работой в образовательных учреждениях (7,5%) и по месту работы (4,3%) (остальные 2,6% респондентов выбрали ответ «другое», однако не раскрыли его).
Среди причин, по которым респонденты не посещают физкультурно-спортивные мероприятия, наиболее распространенными оказались: отсутствие времени (39%), недостаточность информации (30%), отсутствие интереса (23%). Еще 20% указали на высокую стоимость билетов.
Показательно, что подавляющее большинство опрошенных (86%) признают необходимость регулярных занятий физической культурой и спортом, в том числе как фактор хорошего самочувствия, определяющего жизненный успех (80%). Однако практическая вовлеченность граждан в физкультурно-спортивную деятельность гораздо ниже, особенно среди взрослого населения. Так, обучающиеся школ и профессиональных учебных заведений посещают не только обязательные занятия, но и секции, а также различные клубы (25%), тогда как взрослые в лучшем случае иногда делают утреннюю зарядку (19%). В целом результаты физкультурной активности горожан таковы: 50% - совсем не занимаются или нерегулярно делают утреннюю гимнастику; 17,5% занимаются спортом самостоятельно, с друзьями; 32,7% ходят в оздоровительные секции (бассейн, аэробика
и т.п.), в спортивные секции, в том числе по месту учебы, работы и/ или жительства; 14,6% - ходят в турпоходы, выезжают на природу. Таким образом, к активным участникам физкультурно-спортивной деятельности правомерно отнести 50% респондентов, выбравших любую из предложенных в анкете вышеперечисленных форм двигательной активности. К постоянным участникам при этом относятся 32,4% респондентов, выбравших в соответствующих вариантах пункт «регулярно» - это люди, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, пусть и не все - в организованных ее формах (секции, кружки).
Наиболее распространенными мотивами занятий физической культурой и спортом являются: необходимость «улучшить фигуру» (27,9%), потребность в движениях (27,5%), повышение мышечного тонуса (24,6%), повышение физической подготовленности в целом (22,5%), развитие физической силы (19,2%, преимущественно мужчины), активный отдых и общение с товарищами (14,2% и 11,7% соответственно, преимущественно дети и молодежь), восстановить силы (12,9%, преимущественно взрослые), достичь хороших спортивных результатов (7,1%, спортсмены). Типичной «помехой» регулярным занятиям физической культурой и спортом горожане назвали нехватку времени (51,6%). На втором месте - отсутствие желания (16,1%), далее следует отсутствие спортивных принадлежностей (12,6%) и спортивных сооружений поблизости от места жительства (11,2%). Также заниматься физкультурой и спортом 8,1% опрошенных не позволяет здоровье; 7,6% не знают, как начать; 4,9% никто не заинтересовал в занятиях; 3,1% не видят в этом пользы.
Согласно результатам оценивания деятельности городских спортивных учреждений самыми
популярными спортивными сооружениями являются бассейны, которые 60% опрошенных посещают с разной периодичностью; 43,3% посетителей вполне удовлетворены их работой. На втором месте по популярности расположены стадионы и спортивные площадки (41%), но их работа не устраивает большинство потребителей. Треть респондентов посещает секции и удовлетворена работой физкультурно-оздоровительных клубов (шейпинг, гимнастика, атлетическая гимнастика и т.п.).
Важнейшей задачей опроса было выяснение того, какие именно социальные агенты (личности, общественные институты) могут позитивно повлиять на изменение отношения горожан к спорту и физической культуре, в том числе к физкультурно-спортивным мероприятиям. Преимущество в этом вопросе горожане отдают друзьям и знакомым (60%), родственникам (55%). А вот работа СМИ, образовательных учреждений и учреждений управления физической культурой и спортом при нынешней организации их работы в данном направлении слабо признаются в качестве агентов влияния (8%, 18%, 5%).
Среди первоочередных мер по активизации физкультурно-спортивной работы в городе более половины опрошенных называют необходимость снижения цен на услуги физкультурно-спортивных учреждений. 49,4% респондентов видят выход в обеспечении существующих спортивных комплексов необходимым оборудованием, улучшении их материальной базы, а 40,6% горожан предлагают расширение физкультурно-спортивных связей, упрощение доступа широкого круга горожан (не только спортсменов, но и физкультурников) в новые спортивно-физкультурные учреждения, организацию секций. 59% считают, что требуется более активная работа по информированию населения
о мероприятиях, которые планирует и проводит городское управление по физкультуре, спорту и туризму. 67% горожан считают недостаточными инициативы различных учреждений и местных органов власти в области проведения физкультурно-спортивных мероприятий.
Заметим, что просветительско-пропагандистская работа в отношении двигательной активности, активного отдыха, здорового образа жизни может (и должна) целенаправленно и организованно проводиться, в первую очередь, через средства массовой информации и образовательные учреждения, под руководством органов государственного управления (в том числе преимущественно в сфере физической культуры и спорта). Однако ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что 31% горожан не признают работу указанных субъектов в качестве фактора повышения мотивации жителей к двигательной активности; 67% - видят необходимость в оптимизации работы данных организаций.
Ответы на конкретный вопрос относительно того, как влияет существующая пропаганда физической культуры и спорта, активного отдыха, осуществляемая в СМИ, в образовательных учреждениях, по месту работы и пр., на отношение горожан к физической культуре, спорту, к активному отдыху и т.п., свидетельствуют о незначительности указанного влияния: варианты ответа «влияет в достаточной степени» и «сильно влияет» выбрали только 27,2% респондентов. Большинство опрошенных, выбравших варианты ответов «скорее не влияет, чем влияет» и «скорее влияет, чем не влияет», считают это влияние нейтральным (25,9%). Остальных 46,9% практически никакого влияния не ощущают. Вышесказанное подтверждается и средними баллами, полученными по результатам оценки респондентами степени
позитивного влияния существующей пропаганды на отношение горожан к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни и т.п. (3,2±0,9 баллов) и «полезности» СМИ как источника соответствующей информации (3,9±1,1 балл).
Анализ результатов данного анкетирования позволил сделать общий вывод о том, что оптимизация управления системой физкультурно-спортивных мероприятий может существенно повысить привлекательность для граждан массового спорта и физической культуры. Обработанные результаты проведенного исследования позволяют обобщить основные достоинства и недостатки организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и на этой основе раскрыть направления оптимизации управления системой физкультурно-спортивных мероприятий в городе Грозном. К ним относятся:
- организационное: совершенствование ситуационного управления спортивно-зрелищными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, совершенствование ресурсной базы, расширение спектра проводимых спортивно-зрелищных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и пр.;
- планирование: повышение ин-новационности и развлекательности плановых мероприятий, планирование массовых двигательных мероприятий, совершенствование управленческих решений относительно времени, места и графика проведения мероприятий и т.д.;
- мотивационное: разработка и реализация системы воспитательных мероприятий, направленных на развитие мотивационно-ценностного отношения населения к двигательной активности, здоровому образу жизни, физической рекреации, спортивным зрелищам и т.д.;
- координационное: обеспечение согласованности работы структур, занимающихся организацией и проведением спортивно-зрелищных мероприятий, организацией и проведе-ниемфизкультурно-оздоровительных мероприятий, организацией и проведением иных культурно-массовых мероприятий, физическим воспитанием населения, пропагандой физической культуры и спорта, продвижением физкультурно-спортивных услуг и др.;
- маркетинговое: планирование и реализацию образовательными организациями и органами управления ФКиС системы рекламно-пропагандистских и воспитательных мероприятий и т.д.
Примечания:
1. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы: Федеральная целевая программа: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. № 1433-р. URL: http:// www.tssr.ru/main/docs/programs/453/
2. Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2017. Загл с экрана.
References:
1. The development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015: Federal Targeted Program: approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 15, 2005 No. 1433-r. URL: http://www.tssr. ru/main/docs/programs/453/
2. Strategy for the development of physical culture and sports of the Russian Federation until 2020: approved. by the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r // SPS ConsultantPlus. M., 2017. The title from the screen.