Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Абаскалова Надежда Павловна, Аверичев Евгений Леонидович, Кошко Наталья Николаевна, Кириченко Владимир Владимирович

Введение. Подростки с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе развития социума рассматриваются в первую очередь как обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Одной из таких потребностей является создание адаптивной социально-психологической среды, так как особенностью таких обучающихся является ограниченность их адаптивного потенциала. Для успешной адаптации в социуме человек должен обладать определенным личностным потенциалом, и в контексте образовательного процесса возникает важная задача актуализации личностного потенциала. Цель данного исследования - определение организационно-педагогических условий актуализации личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями здоровья и постановка проблемы проведения комплексного мониторинга уровня сформированности компонентов адаптивно-развивающего потенциала данной категории подростков. Методология. Исследование проводилось на базе Общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100, в которой обучаются дети с ОВЗ, имеющие особые образовательные потребности. В процессе изучения критериев адаптивно-развивающего потенциала обучающихся основного звена были использованы методики автоматизированного программного обеспечения «Школа - Адаптация - Здоровье», распределенные по критериям: адаптивно-ресурсный, эмоциональный, мотивационный, когнитивный, деятельностный. Результаты. В рамках данной работы было проведено диагностическое обследование 50 обучающихся 5-9-х классов Общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100. Обозначены проблемы когнитивной, эмоциональной, деятельностной сфер подростков с ограниченными адаптивными возможностями. Проанализированы технологии и средства, применяемые в образовательной организации для актуализации личностного потенциала детей, психолого-медико-педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» как инструменту совершенствования системы формирования безопасного и здорового образа жизни. Заключение. Анализ научной литературы и данные проведенного нами исследования позволяют говорить, что создание в школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающего пространства вносит существенный вклад в актуализацию адаптивно-развивающего личностного потенциала обучающихся. Учебная и внеучебная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение должны быть организованы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, что позволит всем участникам образовательного процесса, работающим над развитием адаптивно-развивающего потенциала обучающихся, более эффективно выстраивать свое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Абаскалова Надежда Павловна, Аверичев Евгений Леонидович, Кошко Наталья Николаевна, Кириченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE PERSONAL POTENTIALOF ADOLESCENTS WITH LIMITED ADAPTIVE CAPABILITIES

Introduction. Adolescents with disabilities at this stage of social development are considered primarily as students with special educational needs. One of these needs is the creation of an adaptive socio-psychological environment, since a feature of such students is their limited adaptive potential. For successful adaptation in society, a person must have a certain personal potential, and in the context of the educational process, an important task arises to actualize personal potential. The purpose of this study is to determine the organizational and pedagogical conditions for the actualization of the personal potential of adolescents with limited adaptive health capabilities and to formulate a problem regarding the need for comprehensive monitoring of the level of formation of the components of the adaptive and developmental potential of this category of adolescents. Methodology. The study was conducted on the basis of the municipal budgetary educational institution «Secondary School of Psychological and Pedagogical Support with Medical Rehabilitation of Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 100», which trains children with disabilities with special educational needs. In the process of studying the criteria for the adaptive-developing potential of students of the main link, the methods of automated software “Shkola - Adaptaciya - Zdorovje” were used, distributed according to the criteria: adaptive-resource, emotional, motivational, cognitive, activity. Results. As part of this work, a diagnostic examination of 50 students of grades 5-9 of the municipal budgetary educational institution “General education school of psychological and pedagogical support with the implementation of medical rehabilitation of children with impaired musculoskeletal system No. 100” was carried out. The problems of cognitive, emotional, and activity spheres of adolescents with limited adaptive capabilities are outlined. The technologies and means used in the educational organization for the implementation of the actualization of the personal potential of children, psychological, medical and pedagogical support are analyzed. Particular attention is paid to the subject of the Fundamentals of Life Safety as a tool for improving the system for the formation of a safe and healthy lifestyle. Conclusion. The literature sources and the data of our research allow us to say that the creation of a health-saving space in a school where children with disabilities study makes a significant contribution to the actualization of the adaptive and developing personal potential of students. Educational and extracurricular activities, psychological and pedagogical support should be organized in accordance with the special educational needs of students, which will allow all participants in the educational process working to develop the adaptive and developmental potential of students to more effectively build their interaction.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

УДК/UDC 376.2

DOI10.54509/22203036_2022_4_121 EDN ASRJSD

Казин Эдуард Михайлович

доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научного управления, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Абаскалова Надежда Павловна

доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Аверичев Евгений Леонидович

аспирант КРИПКиПРО, учитель биологии и географии, Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100, г. Кемерово

Кошко Наталья Николаевна

кандидат биологических наук, методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», г. Кемерово

Кириченко Владимир Владимирович

кандидат педагогических наук,

заведующий структурным подразделением «Бассейн»,

Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово

Kazin Eduard M.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Leading Researcher of Scientific Management, Kemerovo State University, Kemerovo

Abaskalova Nadezhda P.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Novosibirsk

Averichev Evgeniy L.

postgraduate student of Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Education Workers, teacher of biology and geography, General Education School of Psychological and Pedagogical Support with Medical Rehabilitation of Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 100, Kemerovo

Koshko Natalya N.

Candidate of Biological Sciences, methodologist of the Kuzbass Regional Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Zdorove i razvitie lichnosti", Kemerovo

Kirichenko Vladimir V.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Head of the Structural Unit "Bassejn", Secondary School No. 36,

Kemerovo

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ACTUALIZATION OF THE PERSONAL POTENTIAL OF ADOLESCENTS WITH LIMITED ADAPTIVE CAPABILITIES

Введение. Подростки с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе развития социума рассматриваются в первую очередь как обучающиеся с особыми образовательными потребностями. Одной из таких потребностей является создание адаптивной социально-психологической среды, так как особенностью таких обучающихся является ограниченность их адаптивного потенциала. Для успешной адаптации в социуме человек должен обладать определенным личностным потенциалом, и в контексте образовательного процесса возникает важная задача актуализации личностного потенциала. Цель данного исследования - определение организационно-педагоги-

ческих условий актуализации личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями здоровья и постановка проблемы проведения комплексного мониторинга уровня сформированное компонентов адаптивно-развивающего потенциала данной категории подростков.

Методология. Исследование проводилось на базе Общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100, в которой обучаются дети с ОВЗ, имеющие особые образовательные потребности. В процессе изучения критериев адап-

тивно-развивающего потенциала обучающихся основного звена были использованы методики автоматизированного программного обеспечения «Школа -Адаптация - Здоровье», распределенные по критериям: адаптивно-ресурсный, эмоциональный, мотива-ционный, когнитивный, деятельностный.

Результаты. В рамках данной работы было проведено диагностическое обследование 50 обучающихся 5-9-х классов Общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100. Обозначены проблемы когнитивной, эмоциональной, деятель-ностной сфер подростков с ограниченными адаптивными возможностями. Проанализированы технологии и средства, применяемые в образовательной организации для актуализации личностного потенциала детей, психолого-медико-педагогического сопровождения. Особое внимание уделяется дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» как инструменту совершенствования системы формирования безопасного и здорового образа жизни.

Заключение. Анализ научной литературы и данные проведенного нами исследования позволяют говорить, что создание в школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесбе-регающего пространства вносит существенный вклад в актуализацию адаптивно-развивающего личностного потенциала обучающихся. Учебная и внеучеб-ная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение должны быть организованы в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, что позволит всем участникам образовательного процесса, работающим над развитием адаптивно-развивающего потенциала обучающихся, более эффективно выстраивать свое взаимодействие.

Introduction. Adolescents with disabilities at this stage of social development are considered primarily as students with special educational needs. One of these needs is the creation of an adaptive socio-psychological environment, since a feature of such students is their limited adaptive potential. For successful adaptation in society, a person must have a certain personal potential, and in the context of the educational process, an important task arises to actualize personal potential. The purpose of this study is to determine the organizational and pedagogical conditions for the actualization of the personal potential of adolescents with limited adaptive health capabilities and to formulate a problem regarding the need for comprehensive monitoring of the level of formation of the components of

the adaptive and developmental potential of this category of adolescents.

Methodology. The study was conducted on the basis of the municipal budgetary educational institution «Secondary School of Psychological and Pedagogical Support with Medical Rehabilitation of Children with Disorders of the Musculoskeletal System No. 100», which trains children with disabilities with special educational needs. In the process of studying the criteria for the adaptive-developing potential of students of the main link, the methods of automated software "Shkola - Adaptaciya - Zdorovje" were used, distributed according to the criteria: adaptive-resource, emotional, motivational, cognitive, activity.

Results. As part of this work, a diagnostic examination of 50 students of grades 5-9 of the municipal budgetary educational institution "General education school of psychological and pedagogical support with the implementation of medical rehabilitation of children with impaired musculoskeletal system No. 100" was carried out. The problems of cognitive, emotional, and activity spheres of adolescents with limited adaptive capabilities are outlined. The technologies and means used in the educational organization for the implementation of the actualization of the personal potential of children, psychological, medical and pedagogical support are analyzed. Particular attention is paid to the subject of the Fundamentals of Life Safety as a tool for improving the system for the formation of a safe and healthy lifestyle.

Conclusion. The literature sources and the data of our research allow us to say that the creation of a health-saving space in a school where children with disabilities study makes a significant contribution to the actualization of the adaptive and developing personal potential of students. Educational and extracurricular activities, psychological and pedagogical support should be organized in accordance with the special educational needs of students, which will allow all participants in the educational process working to develop the adaptive and developmental potential of students to more effectively build their interaction.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, адаптивно-развивающий личностный потенциал, здоровьесберегающая образовательная среда, здоровьесберегающие технологии, индивидуальный образовательный маршрут.

Keywords: disabilities, adaptive and developing personal potential, health-saving educational environment, health-preserving technologies, individual educational route.

Введение

Право на полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на их

равный доступ к образованию закреплены в федеральном законе Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся с ОВЗ является «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [14].

На данном этапе развития социума, педагогическое сообщество особое внимание уделяет обучающимся с ОВЗ и, в первую очередь, присущим им особым образовательным потребностям. Эти потребности принято выделять как отличные от стандартных, массовых, следовательно, нормотипичных [4].

Понятие особых образовательных потребностей было сформулировано Л. С. Выготским и уточнено в концепции В. И. Лубовского об общих и специфических закономерностях развития психики в условиях разных ограничений здоровья. По мнению В. Я. Лубов-ского, «особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения» [7]. Некоторые из этих потребностей диктуют необходимость организации предметно-пространственной и дидактической среды, отличной от обычных школьных условий [3; 4].

В отличие от подростков нормотипичных, обучающиеся с ОВЗ характеризуются нарушениями в формировании регулятивно-волевой, познавательной и эмоциональной сфер. В связи с этим важным направлением в процессе образования нужна целенаправленная коррекционная деятельность педагогов путем индивидуализации маршрута обучения, разработки адаптированных образовательных программ [11]. Е. Б. Колосова отмечает, что унифицированная адаптированная общеобразовательная программа (АООП) не отвечает образовательному общественному запросу, родители и педагоги признают необходимость индивидуализации процесса обучения, сопоставления возможностей подростка с ОВЗ и предъявляемыми ему образовательным процессом требованиями [4].

Можно говорить и о включении в состав понятия особых образовательных потребностей профессиональной помощи ребенку, направленной на поддержание его внутреннего стремления к познавательной деятельности и созданию дифференцированных внешних условий для ее реализации [5].

В данном контексте особо актуальным становятся процесс и условия формирования адаптивно-развивающей и безопасной образовательной среды, определяемой А. С. Шинкаренко как «совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению, укреплению психического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности, созданию межличностных отношений, свободных от насилия, физического и психологического давления на всех субъектов воспитательно-образовательного процесса» [15].

Создание подобной среды должно быть направлено на формирование безопасного и социально-адаптивного поведения подростков с ОВЗ. В решении данной проблемы также может помочь организация проведения уроков основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на базе структурирования межпредметных функциональных связей предмета ОБЖ с предметами гуманитарного и естественно-научного циклов с целью повышения уровня знаний о здоровом образе жизни и укрепления мотивации к здоро-вьесберегающему поведению [1; 8; 13; 16].

Общий процесс социально-педагогической адаптации, согласно С. В. Никитину, содержит в своей структуре три основных направления: 1) профилактику дезадаптации; 2) реабилитацию детей, не попадающих в категорию нормотипичных; 3) повышение уровня социальной адаптации подростков через их личностное развитие. Эти три направления в совокупности формируют внутреннюю структуру социально-педагогической деятельности, реализуемой через личностное развитие индивида, оказание помощи подростку в общении с окружающей средой, профилактику дезадаптаций у обучающихся с нарушением эмоционально-волевой и поведенческой сфер [9].

Важной особенностью подростков с ОВЗ является ограниченность их адаптационного потенциала ввиду наличия разного рода хронических дефектов, а также измененных условий их жизнедеятельности по сравнению с детьми нормотипичными. Такие особенности обусловливают формирование специфических особенностей психофизиологического развития, социальной компетентности, сужение круга социальных контактов, трудности в поддержании социальных отношений [2]. Данную проблему необходимо рассматривать не только в рамках педагогической науки, но и с точки зрения физиологии, психофизиологии, педагогической, медицинской и социальной психологии, гигиены, дефектологии и педиатрии [10].

Задачей настоящего исследования является изучение личностного потенциала школьников с ОВЗ как адаптивно-развивающей дефиниции, интегрально отражающей состояние психосоматического здоровья, физическую подготовленность, психологическую устойчивость, коммуникативность, морально-нормативные ценности социализации; определяющей возможности реализации мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер жизнедеятельности индивида [13].

Концепция личностного потенциала определена в работах Д. А. Леонтьева, согласно которому личностный потенциал представляет собой основу психологического здоровья личности и эффективного преодоления неблагоприятных условий развития, в том числе ограничений по здоровью [6].

С учетом вышеизложенного авторы провели исследование по изучению организационно-педагогических условий, направленных на актуализацию личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями здоровья.

Методология

Исследование проводилось на базе МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100», в которой обучаются дети с ОВЗ (наличие детского церебрального паралича), характеризующиеся особыми образовательными потребностями.

В исследовании приняли участие 50 обучающихся 5-9-х классов. В рамках исследования подростки были разделены на 2 возрастные группы: 5-7-й и 8-9-й классы.

Одним из приоритетных направлений программы развития данной школы является сохранение и улучшение здоровья обучающихся, коррекция недостатков в развитии обучающихся с ОВЗ и, как следствие, повышение качества образования, что требует создания и эффективного функционирования в школе здо-ровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» включает в себя комплекс мер, состоящих:

- из мониторинга состояния здоровья обучающихся, условий воспитания детей в семье, окружающего социума;

- создания условий обучения и воспитания, способствующих укреплению и сохранению здоровья обучающихся;

- разработки индивидуального здоровьесберега-ющего маршрута в процессе обучения с учетом личностного адаптационного потенциала индивида;

- развития системы социального партнерства, направленной на улучшение здоровьесберегающей среды;

- анализа эффективности работы в направлении здоровьесбережения.

По нашему мнению, для решения проблемы актуализации личностного потенциала индивида перспективным является рассмотрение понятия «личностный потенциал» в качестве адаптивно-развивающей дефиниции. В представленных материалах работы для обозначения данного понятия также будет использоваться термин «адаптивно-развивающий потенциал».

В процессе изучения критериев адаптивно-развивающего потенциала обучающихся основного звена МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» г. Кемерово нами были использованы методики, включенные в разработанное Кузбасским региональным центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (КРЦППМС) автоматизированное программное обеспечение «Школа - Адаптация - Здоровье». Методики распределены по нескольким критериям.

Адаптивно-ресурсный критерий позволяет выявить личностные особенности ребенка, продиагности-ровать признаки социально-психологической дезадаптации, определить нейродинамические характеристики организма при помощи измерения времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реакции на движущийся объект (РДО). Также оцениваются показатели объема внимания, временной и образной памяти. Для оценки уровня кратковременной зрительной памяти используется методика Джекобсона, для изучения объема внимания - тест «Разведчик»;

Время простой сенсомоторной реакции на зрительный стимул является интегральным показателем функционального состояния ЦНС. На каждое появление стимула испытуемый должен как можно быстрее нажать клавишу. Анализируется среднее время реакции. Для интерпретации результатов диагностики ПЗМР мы пользуемся данными средних значений, приведенными в таблице 1, однако стоит учитывать, что эти значения получены при обследовании детей нормотипичных [12].

Уравновешенность нервных процессов анализируется при помощи методики тестирования реакции на движущийся объект (РДО). Тест РДО применяется с целью выявления уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС инди-

Таблица 1

Средние значения латентных периодов простой зрительно-моторной реакции

Показатель Пол Возраст, лет

11-12 13-14 15-16

ЛПЗМР (мс) мальчики 340,9 ± 10,9 277,7 ± 6,4 264,2 ± 5,5

девочки 351,1 ± 8,2 298,2 ± 10,1 285,4 ± 7,5

вида. Суть метода заключается в определении точки встречи движущегося объекта с неподвижной точкой. Затем сравниваются суммарные показатели опережений и запаздываний, делается вывод о преобладании процесса возбуждения и торможения, если разница между этими значениями превышает 100 мс.

Эмоциональный критерий, с помощью которого выявляется уровень эмоционального напряжения ребенка. Оценивается при помощи Шкалы явной тревожности А. М. Прихожан.

Мотивационный критерий предназначен для оценки мотивированности ребенка к учебе, двигательной активности, здоровому образу жизни (ЗОЖ), изучается при помощи анкет «Отношение к ЗОЖ» и «Самооценка уровня двигательной активности».

Когнитивный критерий определяет уровень знаний учащегося о здоровом образе жизни и понятии здоровья в целом, анализируется при помощи анкеты «Знания о ЗОЖ».

Деятельностный критерий предназначен для анализа поведения обучающихся в контексте ведения здорового образа жизни, выявления преобладающих копинг-стратегий поведения при помощи индикатора копинг-стратегий Д. Амирхана.

Мониторинговое исследование проводилось в 2 этапа (сентябрь 2021 г., апрель 2022 г.) с целью изучения специфики изменения адаптивно-развивающего потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями под влиянием психолого-педагогического и медико-социального воздействия на мотивационную, эмоциональную, когнитивно-дея-тельностную, адаптивно-ресурсную сферы.

В образовательном учреждении организация педагогической деятельности осуществляется на основе использования интегрированного и дифференцированного подходов, что позволяет осуществить актуализацию адаптационного потенциала детей с ограниченными адаптивными возможностями посредством реализации здоровьесберегающего потенциала школы и личностного потенциала индивида. Целью сочетания данных подходов является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение их когнитивных способностей, активизация поло-

жительных совладающих поведенческих копинг-стра-тегий в различных жизненных ситуациях [8].

Интегрированный подход подразумевает согласование содержания программы предмета ОБЖ с программой адаптивной физической культуры (АФК), а также с предметами естественно-научного цикла, в первую очередь биологией. Данный подход предполагает использование здоровьесберегающего ресурса школы в урочной деятельности с целью укрепления здоровья обучающихся и развития системы знаний и навыков ведения безопасного и здорового образа жизни.

Дифференцированный подход к обучению учитывает функциональные и возрастные показатели индивида для построения индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Данный подход наиболее активно применяется при построении программ внеурочной деятельности учащихся и реализации программ дополнительного образования.

В МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» работает служба психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся (СПМПС), объединяющая всех специалистов и педагогов, ведущих деятельность по обеспечению полноценной социальной и психологической адаптации учащихся школы.

На каждого обучающегося составлена карта развития, в которой отражена динамика его физического и психологического состояния. В результате работы специалистов разрабатывается персонифицированная модель мониторинга динамики развития ребенка с ОВЗ с учетом особенностей его здоровья. Кроме того, на каждом этапе диагностики учителя, классные руководители и воспитатели используют рекомендации специалистов и вносят коррективы в индивидуальный маршрут развития.

Алгоритм работы СПМПС состоит из 7 этапов.

1. Комплексная диагностика. Полное изучение особенностей психофизиологического развития обучающихся, своевременная диагностика проблем, связанных с социализацией, адаптивным и развивающим компонентами личностного потенциала. Результатом является создание индивидуальных карт развития обучающихся, включающих в себя данные диагностики

и рекомендации специалистов: педагога, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинских работников.

2. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк). Прогнозирование процесса развития обучающегося на основе изучения его индивидуальных возможностей и способностей. Результатом проведения ПМПк является создание и утверждение индивидуальных программ сопровождения обучающегося.

3. Коррекция и развитие. Создание образовательной среды, способствующей психофизическому и личностному развитию обучающегося.

4. Мониторинг, включающий диагностику процесса развития обучающегося с учетом корректирования программ психолого-педагогического и здоро-вьесберегающего сопровождения.

5. Повторное заседание психолого-медико-педагогической комиссии, направленное на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Корректировка индивидуальных программ сопровождения.

6. Реализация индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ с учетом результатов психофизических и личностных изменений.

1. Подведение итогов работы СПМПС. Изучение эффективности сопровождения обучающегося; определение дальнейшего образовательного маршрута обучающегося, формулирование рекомендаций.

Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы для определения мер, необходимых для эффективного психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения, оценки его эффективности, возможности корректировки.

Результаты

Проведенное исследование на базе МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» г. Кемерово разделено на три этапа - аналитический, технологический и корректировочный.

Аналитический этап мониторинга направлен на изучение критериев адаптивно-развивающего потенциала обучающихся - проанализированы адаптивные и функциональные возможности организма путем комплексной диагностики таких показателей, как состояние здоровья, объем внимания и памяти, доминирующие процессы в центральной нервной системе (ЦНС), тревожность, отношение к двигательной активности, предпочитаемые копинг-стратегии, отношение к ЗОЖ и знания о ЗОЖ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все обучающиеся МБОУ «ОШ № 100» имеют инвалидность и сопутствующие дефекты разной степени

тяжести; 100 % детей относятся к 5-й группе здоровья и имеют инвалидность:

- 10 % - легкой степени;

- 50 % - средней степени;

- 24 % - тяжелой степени;

- 16 % - тяжелой степени, при которой сами не передвигаются.

Использование методик, направленных на характеристику адаптивно-ресурсного критерия, позволило получить следующие результаты (табл. 2).

По результатам проведенных тестов ПЗМР ни один учащийся не продемонстрировал высоких показателей, 93 % воспитанников характеризуются низким результатом, 7 % - средним.

Результаты диагностики, полученные при выполнении теста РДО, показали, что большинство обучающихся характеризуются преобладанием процессов торможения (80 % в 5-7-х и 68 % в 8-9-х классах); у некоторых воспитанников преобладают процессы возбуждения (16 и 18 % соответственно); при этом 4 % обследованных в 5-7-х классах и 14 % в 8-9-х классах характеризуются уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Оценка образной памяти обучающихся показала, что 44 % испытуемых обладают высоким уровнем образной памяти, 34 % - средним, и меньшая часть, 22 % - низкими значениями.

Изучение кратковременной механической памяти с помощью методики Джекобсона показало, что лишь 14 % учащихся демонстрируют показатели, соответствующие среднему значению уровня кратковременной памяти, у 50 % обследуемых регистрируются низкие, а у 36 % очень низкие значения по данному психодинамическому параметру.

При оценке объема внимания 84 % учащихся продемонстрировали низкий уровень, 16 % - средний.

Изучение эмоционального критерия позволило выявить, что обучающиеся подростки с ОВЗ в большинстве демонстрируют средний уровень межличностной тревожности как в 5-7-х, так и в 8-9-х классах (66 и 62 % обучающихся соответственно), а также повышенный уровень самооценочной тревожности (58 и 54 % соответственно).

Оценкадеятельностногокритерия позволила выявить, что подростки 5-7-х классов используют преимущественно стратегию поиска социальной поддержки (для эффективного решения проблемных ситуаций они пользуются помощью окружающих их людей). В это же время у обучающихся 8-9-х классов более выражена стратегия разрешения проблем, при осуществлении которой они используют свои вну-

Таблица 2

Результаты аналитического этапа мониторинга критериев адаптивно-развивающего потенциала обучающихся в МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» (в %)

Критерий Методика Показатель Результат

5-7 классы 8-9 классы

Адаптивно-ресурсный ПЗМР Высокий 0 10

Средний 8 10

Низкий 92 80

Анализ преобладания процессов в НС Возбуждение 16 18

Торможение 80 68

Отсутствие преобладания 4 14

Образная память Высокий 16 25

Средний 40 40

Низкий 44 35

Кратковременная память Средний 4 20

Низкий 40 48

Очень низкий 56 32

Объем внимания Высокий 0 5

Средний 24 40

Низкий 76 55

Эмоциональный Шкала тревожности Прихожан Межличностная тревожность 66 62

Самооценочная тревожность 58 54

Деятельностный Копинг-стратегии Решение проблем 24,2 балла 27,6 балла

Поиск соц. поддержки 26,6 балла 27,3 балла

Избегание 22,5 балла 21,3 балла

Отношение к ЗОЖ Положительное 72 82

Нейтральное 28 18

Мотивационный критерий Мотивация к двигательной активности Ученики с высоким уровнем мотивации к двигательной активности

70 76

Ученики с высоким уровнем потребности в занятиях физкультурой

64 72

Основные мотиваторы к занятию спортом

Общение во время занятий Поддержание и развитие здоровья

Когнитивный Уровень знаний о ЗОЖ Высокий 12 20

Средний 28 36

Низкий 60 44

тренние ресурсы для поиска лучшего варианта решения; наименее используемая стратегия в обеих возрастных группах - избегание, при которой подросток дистанцируется от проблемы, не решая ее.

Методика анкетирования «Отношение к здоровому образу жизни» позволила выявить положительное отношение к ЗОЖ у 72 % обучающихся 5-7-х классов; 28 % опрошенных продемонстрировали нейтральное отношение.

Среди обучающихся 8-9-х классов количество подростков с положительным отношением к ведению

здорового образа жизни выше - 82 %; 18 % относятся к ЗОЖ нейтрально. Особенно стоит отметить, что у подростков с ОВЗ не выявлено негативного отношения к ведению ЗОЖ.

Анализ мотивационного критерия. Диагностика мотивации к двигательной активности и занятиям физической культурой позволила получить следующие результаты: большинство опрошенных подростков 5-7-х классов (70 %) обладают высокой мотивацией к занятиям физической культурой, 64 % проявляют сильную потребность в занятиях физической

активностью. При этом 76 % подростков 8-9-х классов заявили о высокой мотивации к занятиям физической культурой, 72 % проявляют потребность в занятиях физкультурой. Проведение анкетирования «Самооценка уровня двигательной активности» позволило выявить, что основным мотивом к занятиям физкультурой обучающихся 5-7-х классов является желание общения во время занятий физической культурой. Среди обучающихся 8-9-х классов основным мотивом занятия спортом является поддержание и развитие здоровья.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что при оценке когнитивного критерия нами был выявлен более низкий уровень знаний о здоровом образе жизни при сопоставлении с показателями мотивации: 60 % обучающихся 5-7-х классов школы обладают низким уровнем знаний о ЗОЖ, 28 % - средним уровнем, всего 12 % - высоким. Среди подростков 8-9-х классов наблюдается низкий уровень знаний у 44 % опрошенных, средний - у 36 %, высокий - у 20 %.

Таким образом, основными проблемами, выявленными в результате аналитического этапа мониторинга, являются низкие нейродинамические показатели. Общеизвестно, что для обучающихся с ОВЗ является характерным снижение нейродинамического ком-

понента психофизиологического развития [8]. Также для обучающихся с ОВЗ МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» характерны повышенный уровень тревожности и низкий уровень осведомленности о здоровом образе жизни.

Авторы считают, что решение существующих проблем у лиц с ОВЗ, выявленных на данном этапе мониторинга, можно осуществить, если работа будет комплексно проводиться всеми участниками образовательного процесса.

В рамках технологического этапа мониторинга нами была проведена оценка комплексного психолого-педагогического и медико-социального воздействия, направленного на актуализацию адаптивно-развивающего потенциала школьников с ОВЗ в рамках урочной, внеурочной деятельности, реализации программ дополнительного образования.

Урочная деятельность в МБОУ «ОШ № 100» с точки зрения воздействия на когнитивную сферу ребенка подразумевает использование предложенной нами системы согласования ОБЖ, физической культуры и биологии, в первую очередь направленной на формирование представлений у обучающихся о своем организме, безопасном и здоровьесберегающем поведении (табл. 3).

Темы согласуемых предметов Темы предмета ОБЖ

5-й класс

Биология. Строение клетки, жизнедеятельность клетки - рост, развитие. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Бактерии, их жизнедеятельность. Грибы Развитие и изменения организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека. Особенности города как среды обитания Профилактика отравлений. Гигиена. Съедобные и ядовитые грибы

Физкультура. Правила ТБ, личной гигиены. Двигательный режим учащегося. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правила приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн. Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки Движение и здоровье. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания.Закаливание и здоровье. Нарушение осанки и причины их развития

6-й класс

Биология. Растения. Систематика растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения Ядовитые растения. Профилактика отравлений. Использование растительных организмов в лечебных целях. Правильное питание - основа здорового образа жизни. Значение белков, жиров и углеводов. Гигиена и культура питания

Физкультура. Роль адаптивной физической культуры в двигательном режиме учащегося. Требования к выполнению утренней зарядки. Развитие зрительно-моторной координации, вестибулярного аппарата Акклиматизация в различных природно-климатических условиях. Особенности подросткового возраста. Значение соблюдения режима дня для здоровья. Опасные факторы нарушения зрения и зрительно-моторной реакции

Таблица 3

Согласование предметов адаптированной основной образовательной программы основного общего образования с программой предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

в МБОУ «Общеобразовательная школа № 100»

Окончание таблицы 3

Темы согласуемых предметов Темы предмета ОБЖ

7-й класс

Биология. Многообразие и значение простейших. Черви.Паразитические черви. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Факторы среды Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений. Характер и темперамент. Стресс. Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. Классификация опасных факторов среды

Физкультура. Самоконтроль и саморегуляция психоэмоционального состояния в процессе занятий. Игры на развитие внимания, памяти. Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующих на разные группы мышц Режим - необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика переутомления и содержание режима дня

8-й класс

Биология. Строение организма человека. Опорно-двигательная система. Состав, строение, рост костей. Скелет человека. Работа мышц и ее регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Иммунитет, нарушения иммунной системы. Дыхание и его значение. Механизм и регуляция дыхания, заболевания органов дыхания. Строение нервной системы и ее значение. Спинной мозг. Головной мозг. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Высшая нервная деятельность. Память и обучение. Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека Здоровье человека. Ушибы, вывихи, переломы. Первая помощь. Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Гигиена жилища. Загрязнение воздуха. Курение табака и его влияние на здоровье. Употребление алкоголя. Наркомания и токсикомания. Физиологическое и психологическое развитие подростков. Семья в современном обществе

Физкультура. Виды гимнастики. Организующие команды и приемы. Дыхательные упражнения Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

9-й класс 1-го года обучения

Биология. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Влияние факторов внешней среды на онтогенез. Генотип и здоровье человека Гигиена питания и воды. Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции

Физкультура. Комплекс общеразвивающих упражнений Причины травматизма и пути его предотвращения. Безопасное поведение дома и на улице. Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом

9-й класс 2-го года обучения

Биология. Влияние экологических факторов на организм. Экологические проблемы современности Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье

Физкультура. Оздоровительная гимнастика. Упражнения на мелкую моторику. Физическая культура как инструмент совершенствования психофизической природы человека. Влияние образа жизни на состояние здоровья будущей матери и отца. Физическая культура в семье Здоровье человека. Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Репродуктивное здоровье. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье мужчины и женщины. Демография как фактор стабильности государства, демографическая политика России

Проведение урока предполагает также соблюдение специального ортопедического и офтальмологического режима с учетом церебральных нарушений обучающихся.

Ортопедический режим предусматривает контроль за осанкой во время учебного процесса, использова-

ние подходящей мебели и вспомогательной одежды, подбираемой при консультации с медицинскими работниками, учитывающей рост и физическое состояние ученика - ортопедические стулья, кушетки и конторки, ортопедическая обувь, корсет. При необходимости обучающийся может работать стоя, лежа.

На каждом уроке проводятся динамические паузы с применением ручных тренажерных приспособлений, игровых элементов, плакатов для снятия напряжения с глаз. После второго урока организуется динамическая перемена продолжительностью 20 минут для проведения зарядки и подвижных игр. После четвертого урока продолжительность перемены составляет 30 минут, во время которой на территории школьного двора организуется активная динамическая перемена инструкторами физической культуры и ЛФК с привлечением медицинских сотрудников.

Офтальмологический режим предусматривает наличие в каждом учебном кабинете офтальмотрена-жеров, графиков освещения, инструкции для физических упражнений с целью профилактики зрительного утомления и близорукости. Педагоги в соответствии с рекомендациями медицинских работников учитывают в своей деятельности необходимый зрительный режим, расположение обучающего в классе в зависимости от заболевания каждого обучающегося.

Внеурочная деятельность МБОУ «ОШ № 100» направлена на сохранение и развитие физического, социального, нравственного и психического здоровья обучающихся.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности осуществляется путем реализации программы внеурочной деятельности «Мы все равны», направленной на развитие способности подростка конструктивно взаимодействовать с социумом, поиск возможности к самореализации с учетом своих психофизиологических особенностей.

Социальное направление развития личности осуществляется через коррекционные занятия «Психологическая азбука», в ходе которых у подростков с ОВЗ формируется учебная мотивация, мотивация к безопасному и здоровьесберегающему поведению, способность к самооценке и анализу причин успехов и неудач.

Общеинтеллектуальная сфера реализована через серию коррекционных занятий «Лесенка успеха», в рамках которой совершенствуется когнитивная сфера подростков, через преодоление учебных трудностей повышается уровень учебной мотивации.

Общекультурное направление в рамках внеурочной деятельности МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» предполагает участие учеников во внеурочной деятельности и программах дополнительного образования, направленных на приобретение обучающимися практических компетенций, опыта социальных контактов: «Колорит», «Мастерская Самоделкина», «Цветная радуга».

Обучение проводится на основе дифференцированного обучения индивидуально или в малых группах в зависимости от возможности подростка с ОВЗ. Программа обучения подбирается индивидуально для каждого обучающегося совместно с родителями, психологом, дефектологом, классным руководителем.

Индивидуальный и дифференцированный подход к процессу актуализации личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями осуществляется посредством дополнительного образования спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности.

В МБОУ «ОШ № 100» функционирует школьный спортивный клуб «Радость и здоровье», в рамках работы которого реализуются дополнительные образовательные программы «Оздоровительное плавание», «Ритмика», «Танцевальная азбука». Основным принципом реализации данных программ является индивидуализация образовательного процесса на основе особенностей развития каждого обучающегося с ОВЗ. В зависимости от характера дефекта, степени его выраженности, возможности осуществления определенного типа движений для подростка подбирается доступный ему набор упражнений, определяется степень интенсивности занятия, его продолжительность. Коррекционные упражнения, проводимые на данных занятиях, положительно влияют на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и улучшают психоэмоциональное состояние ребенка.

Лечебная физическая культура (ЛФК) как инструмент дифференцированного подхода в системе дополнительного образования направлена на мобилизацию двигательных возможностей обучающихся и овладение ими основными жизненно важными двигательными умениями и навыками, коррекцию дефектов моторики, оптимальную тренировку всего организма. ЛФК включает в себя такие компоненты, как корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие двигательных качеств, адаптивная подготовка, общеразвивающая гимнастика. В зависимости от характера дефекта и тяжести его проявления у подростка с ОВЗ количество занятий в каждом профиле физкультурно-оздоровительной деятельности утверждается педагогами и психологами совместно с медицинским работником с целью достижения наибольшего индивидуального эффекта.

Таким образом, обучающиеся в МБОУ «ОШ № 100» подростки с ОВЗ в зависимости от особенностей их психоэмоционального и физического развития подвергаются комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному воздействию, реализуемому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Динамика изменения показателей адаптивно-развивающего потенциала обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» (в %)

Результат

Показатели Результат 5-7-й классы, сентябрь 2021 г. 5-7-й классы, апрель 2022 г. 8-9-й классы, сентябрь 2021 г. 8-9-й классы, апрель 2021 г.

ПЗМР Высокий 0 0 10 10

Средний 8 12 10 20

Низкий 92 88 80 70

Образная память Высокий 16 16 25 25

Средний 40 48 40 45

Низкий 44 36 35 30

Кратковременная память Средний 4 12 20 24

Низкий 40 48 48 52

Очень низкий 56 40 32 24

Объем внимания Высокий 0 0 5 10

Средний 24 32 40 45

Низкий 76 68 55 45

Уровень знаний о ЗОЖ Высокий 12 20 20 32

Средний 28 44 36 48

Низкий 60 36 44 20

индивидуально в зависимости от потребностей каждого индивида.

Результаты интегрированного и дифференцированного воздействия в рамках учебного процесса на адаптивно-ресурсный, эмоциональный, когнитивный, деятельностный, мотивационный критерии, характеризующие состояние адаптивно-развивающего потенциала обучающихся МБОУ «Общеобразовательная школа № 100», исследовались в апреле 2022 года путем повторного проведения мониторинга при помощи диагностической образовательной программы «Школа - Адаптация - Здоровье» (табл. 4).

Согласно повторному мониторингу, отмечаются положительные изменения показателей при проведении теста ПЗМР обучающихся как 5-7-х, так и 8-9-х классов, что может свидетельствовать об улучшении функционального состояния их ЦНС (рис. 1).

Объем образной памяти подростков с ограниченными адаптивными возможностями по результатам повторного тестирования также увеличился - средний показатель был выявлен у большего количества обучающихся; количество результатов, соответствующих высокому уровню образной памяти, при этом не изменилось (рис. 2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

92%

88%

Сентябрь Апрель

5-7-й классы

80%

70%

Сентябрь Апрель

8-9-й классы

Рис. 1. Динамика изменения показателей ПЗМР

И Высокий ■ Средний □ Низкий

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Сентябрь Апрель

5-7-й классы

44% 36% 35% 30%

45%

48% 40%

40%

шР »

У/6//У

Сентябрь Апрель

8-9-й классы

□ Высокий ■ Средний

□ Низкий

Рис. 2. Динамика изменения объема образной памяти

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

40% 40% 32% 24%

48%

48%

11 и»

Сентябрь Апрель 5-7-й классы Сентябрь Апрель 8-9-й классы

И Средний ■ Низкий □ Очень низкий

Рис. 3. Динамика изменения кратковременной механической памяти

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

76% 68% 55% 45%

45%

40%

32%

24%

5%

Сентябрь Апрель 5-7-й классы Сентябрь Апрель 8-9-й классы

□ Высокий ■ Средний

□ Низкий

Рис. 4. Динамика изменения объема внимания

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Сентябрь Апрель

5-7-й классы

60% 36% 44% 20%

48%

44%

36%

28%

m m

Ш

Сентябрь Апрель

8-9-й классы

□ Высокий ■ Средний

□ Низкий

Рис. 5. Динамика изменения уровня знаний о ЗОЖ

Сентябрь Апрель

5-7-й классы

Сентябрь Апрель

8-9-й классы

□ Разрешение проблем

■ Поиск

соц. поддержки

□ Избегание

Рис. 6. Динамика изменения выраженности копинг-стратегий поведения

Повторное измерение объема кратковременной механической памяти показало положительную динамику изменения этого показателя - увеличилось количество значений, соответствующих среднему и низкому объему кратковременной механической памяти, очень низкий объем наблюдался у меньшего количества подростков с ОВЗ, по сравнению с первым измерением (рис. 3).

Результаты повторного измерения объема внимания среди обучающихся МБОУ «Общеобразовательная школа № 100» свидетельствуют о положительном изменении уровня этого показателя, однако среди подростков 5-7-х классов лица с высоким объемом внимания не регистрируются (рис. 4).

Уровень знаний обучающихся о здоровом образе жизни и здоровьесберегающем поведении также повысился среди всех возрастных групп, при этом

среди 8-9-х классов эти изменения были более выражены (рис. 5).

Изменились преобладающие копинг-стратегии поведения среди подростков - преобладающей стратегией поведения является разрешение проблем, модель избегания стала менее предпочитаемой обучающимися (рис. 6).

Таким образом, использование интегрированного и дифференцированного подходов к обучению подростков с ОВЗ за счет интегрирования ОБЖ с другими школьными предметами, направленными на изучение и формирование безопасного образа жизни школьников; индивидуализация урочной и внеурочной деятельности, программ дополнительного образования. Эффективная система психолого-медико-педагогического сопровождения свидетельствует о своей эффективности в контексте положительного воздей-

ствия на компоненты развивающего и адаптационного личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями.

Полученные в рамках исследовательской работы данные позволили авторам статьи сформулировать следующее определение о процессе актуализации личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями: «актуализация личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями представляет собой процесс целенаправленного и последовательного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения обучающихся, направленного на обеспечение безопасного и здоровьесберегающего поведения индивида, развитие когнитивно-познавательной и деятельностной сферы жизнедеятельности на основе индивидуализации образовательного маршрута школьника за счет реализации интегрированного и дифференцированного обучения в системе общего и дополнительного образования».

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литературные источники и данные проведенного нами исследования позволяют говорить о том, что создание в школе, в которой обучаются подростки с ограниченными адаптивными возможностями, адаптивно-развивающей и безопасной (здоровье-сберегающей) образовательной среды вносит существенный положительный вклад в процесс актуализации личностного потенциала обучающихся. Учебная, внеучебная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение должны быть организованы соответственно особым образовательным потребностям каждого подростка с ОВЗ, что позволит всем субъектам образовательного процесса, работающим над развитием адаптивно-развивающего потенциала обучающегося, более эффективно выстраивать свое взаимодействие.

Осуществление комплексного медико-физиологического и социально-психологического мониторинга позволяет динамично оценивать уровень развития компонентов личностного потенциала подростков с ограниченными адаптационными возможностями, обеспечивает эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья и психоэмоционального состояния каждого обучающегося.

Немаловажную роль в процессе актуализации личностного потенциала подростков с ОВЗ может сыграть и предмет ОБЖ, как связующее звено между

всеми теоретическими и практическими знаниями школьной программы, позволяющее ученикам совершенствовать познания в области безопасного и здорового образа жизни и безопасного поведения.

Применение интегрированного и дифференцированного подходов в обучении позволяет использовать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения наиболее адекватно; однако необходимо проведение дальнейших исследований, направленных на изучение возможности использования индивидуального подхода к обучению подростков с ОВЗ, основанного на типологических особенностях каждого обучающегося, с целью более эффективного выстраивания индивидуального образовательного маршрута, совершенствования и реализации личностного потенциала индивида с ограниченными адаптивными возможностями в социокультурной среде.

Литература

1. Абаскалова Н. П., Акимова Л. А., Петров С. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Новосибирск, 2019. 304 с.

2. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Лебедев, А. А. Реунова, У. Ю. Севастьянова, Е. В. Куфтяк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 2. С. 169-173.

3. Кожанова Н. С. Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. 2021. № 2 (54). С. 92-100.

4. Колосова Е. Б. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья в горизонте жизненных перспектив // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 96-108.

5. Корепанова И. А., Сафронова М. А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7, № 2. С. 74-83.

6. Леонтьев Д. С. Три мишени: личностный потенциал - зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 10-16.

7. Лубовский В. И Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. 2013. № 5. С. 61-66.

8. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся. Книга II. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты развития обучающихся в онтогенезе / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2021. 433 с.

9. Никитин С. В. Социально-педагогическая адаптация как проблема психолого-педагогической науки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 646-654.

10. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, О. Г Красношлыкова, Л. В. Арлашева, Н. Н. Кошко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 132-144.

11. Организационно-педагогические условия формирования личностного потенциала старших дошкольников / Э. М. Казин, Е. В. Ласкожевская, Е. П. Горная, О. Г Иванова, О. Г. Красношлыкова, В. В. Кириченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 211-224.

12. Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Г Блинова, Л. Н. Игишева, Н. А. Литвинова, А. И. Федоров; науч. руководитель Э. М. Казин. М., 2000. 128 с.

13. Процесс активизации личностного потенциала младших школьников на основе здоровьесберегающей деятельности / Н. В. Автушенко, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, В. В. Кириченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3 (47). С. 187-201.

14. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (дата обращения: 08.10.2022).

15. Шинкаренко А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 203 с.

16. Шинкаренко А. С. Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни школьников // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2 (61). С. 132-137.

References

1. Abaskalova N. P., Akimova L. A., Petrov S. V. Metodika obucheniya osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v shkole [Methods of teaching the basics of life safety at school]. Novosibirsk, 2019, 304 p. (In Russian).

2. Lebedev A. P., Reunova A. A., Sevast'yanova U. Yu., Kuftyak E. V. Adaptacionnye mekhanizmy u detej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Adaptation mechanisms in children with disabilities]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2017, no. 2, pp. 169-173. (In Russian).

3. Kozhanova N. S. Opredelenie osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Determination of special educational needs of students with disabilities]. Humanities, 2021, no. 2 (54), pp. 92-100. (In Russian).

4. Kolosova E. B. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut rebyon-ka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorizonte zhiznen-nyh perspektiv [Individual educational route of a child with special needs towards the life perspectives: presenting the issue]. Problems of Modern Education, 2021, no. 1, pp. 96-108. (In Russian).

5. Korepanova I. A., Safronova M. A. Tri ponyatiya o real'nosti det-skogo razvitiya: obuchae-most', zona blizhajshego razvitiya i skaf-folding [Three concepts reflecting the reality of child development: ability to learn, zone of proximal development and scaffolding]. Cultural-historical psychology, 2011, vol. 7, no. 2, pp. 74-83.

6. Leontev D. S. Tri misheni: lichnostnyj potencial - zachem, chto i kak [Three targets: personal potential - why, what and how?]. Educational Policy, 2019, no. 3 (79), pp. 10-16. (In Russian).

7. Lubovsky V. I Osobye obrazovatel'nye potrebnosti [Special educational needs]. Psychological Science and Education, 2013, no. 5, pp. 61-66. (In Russian).

8. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskie podhody k razvitiyu lichnosti na osnove formirovaniya social'no-psihologich-eskoj bezopasnosti individa i aktualizacii adaptacionnogo potenciala obuchayushchihsya. Kniga II. Psihologo-pedagogicheskie i mediko-social'nye aspekty razvitiya obuchayushchihsya v ontogeneze [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personality development based on the formation of socio-psychological security of the individual and the actualization of the adaptation potential of students. Book II. Psychological-pedagogical and medical-social aspects of students' development in ontogenesis]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2021, 433 p. (In Russian).

9. Nikitin S. V. Social'no-pedagogicheskaya adaptaciya kak problema psihologo-pedagogicheskoj nauki [Socio-pedagogical adaptation as a problem of psychological and pedagogical science]. Tambov University Review. Series Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 646-654. (In Russian).

10. Kazin. E., Kasatkina N., Krasnoshlykova O., Arlasheva L., Koshko N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formiro-vaniya zdoro-v'esberegayushchego i adaptacionnogo potenciala mladshih i starshih podrostkov [Organizational-pedagogical conditions formation of health-saving and adaptation potential of adolescents]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 3 (39), pp. 132-144. (In Russian).

11. Kazin E., Laskozhevskaya E., Gornaya E., Ivanova O., Krasnoshly-kova O., Kirichenko V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya lichnostnogo potenciala starshih doshkol'nikov [Organizational and pedagogical conditions for the formation of the personal potential of senior preschoolers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2022, no. 3 (47), pp. 211-224. (In Russian).

12. Blinova N. G., Igisheva L. N., Litvinova N. A., Fyodorov A. I. Praktikum po psixofiziologicheskoj diagnostike [Workshop on psychophysiological diagnostics]. Scientific advisor E. M. Kazin. Moscow, 2000, 128 p. (In Russian).

13. Avtushenko N. V., Kazin E. M., Krasnoshlykova O. G., Kir-ichenko V. V. Process aktivizacii lichnostnogo potenciala mladshih shkol'ni-kov na osnove zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti [The process of activating personal potential of primary school students on the basis of health-protection activities]. Professional Education in Russia and Abroad, 2022, no. 3 (47), pp. 187-201. (In Russian).

14. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (accessed 08.10.2022). (In Russian).

15. Shinkarenko A. S. Formirovanie bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov na sovremennom etape razvitiya obshchestva [The formation of a safe and healthy way of life of schoolchildren at the present stage of development of society]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2015, 203 p. (In Russian).

16. Shinkarenko A. S. Pedagogicheskaya model' formirovaniya bezopasnogo i zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov [The pedagogical model of formation of secondary school students' safe and healthy lifestyle]. Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 1-2 (61), pp. 132-137. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.