Научная статья на тему 'ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЬНОЙ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "МАЛЫШКИНА ШКОЛА" / PREPARATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN FOR SCHOOLING / THE PROBLEM OF CONTINUITY OF PRE-SCHOOL AND PRIMARY SCHOOL LEVELS OF EDUCATION / DEVELOPING PRESCHOOL EDUCATION / THE DEVELOPMENT OF A PRE-SCHOOL CHILD AS A SUBJECT OF ACTIVITY / SEARCH AND RESEARCH / DESIGN ACTIVITIES / "MALYSHKINA SCHOOL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков П.В.

Актуальность статьи обусловлена проблемой подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Цель статьи заключается в поиске путей оптимизации подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Особое внимание уделено проблеме преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования, которая остается актуальной и на современном этапе. Автором отмечено значение федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования в решении вопросов обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием. Охарактеризованы основные направления подготовки дошкольников к обучению в школе. Показана значимость создания целостной концепции развивающего дошкольного обучения. Раскрыта сущность развивающего дошкольного образования, заключающаяся в формировании ребенка-дошкольника как субъекта деятельности. Доказана необходимость «насыщения» педагогической практики дошкольного образования психолого-педагогическими технологиями, развивающими личностные новообразования, познавательные способности детей, предпосылки учебной деятельности. Показано важное значение поисково-исследовательской и проектной деятельности в развитии субъектных основ дошкольника. Предложено одно из направлений оптимизации уровня готовности детей к обучению в школе - повышение (усиление) психологической подготовки дошкольников в рамках «Малышкиной школы». С этой целью разработана и внедрена в педагогическую практику дополнительная образовательная программа повышения квалификации учителей начальной школы «Психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников в «Малышкиной школе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OPTIMIZE THE READINESS OF PRESCHOOLERS FOR LEARNING AT SCHOOL

The relevance of the article is due to the problem of preparing pre-school children for elementary school. The purpose of the article is to search ways to optimize the preparation of preschoolers for primary school. Particular attention is paid to the problem of continuity of pre-school and primary school levels of education, which remains relevant at the present stage. The author notes the importance of federal educational standards of pre-school education and primary general education in addressing the issues of ensuring continuity between pre-school and primary education. The main directions of preparing preschoolers for learning at school are characterized. The importance of creating a holistic concept of developing preschool education is shown. The essence of developing preschool education is revealed, which consists in the formation of a preschool child as a subject of activity. The necessity of “saturating” the pedagogical practice of preschool education with psychological and pedagogical technologies that develop personal neoplasms, the cognitive abilities of children, and the prerequisites for educational activity is proved. The importance of search, research and design activities in the development of the subjective foundations of a preschooler is shown. One of the directions of optimizing the level of readiness of children for learning at school is proposed - raising (strengthening) the psychological training of preschoolers within the framework of the ";Malyshkina School". For this purpose, an additional educational program for advanced training of primary school teachers “Psychological and pedagogical support of future first graders in the “Malyshkina School” was developed and introduced into pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Дошкольное образование

УДК 37.015.3-053.4(045)

Пути оптимизации готовности дошкольников к обучению в школе Ways to optimize the readiness of preschoolers for learning at school

Новиков П.В., ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, pet68713266@yandex.ru

Novikov P., FSBEI of HE Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Yevseviev, pet68713266@yandex. ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.029

Статья подготовлена в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева по теме «Разработка учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «Развивающая работа с детьми и подростками» для бакалавров направления подготовки Психолого-педагогическое образование».

Ключевые слова: подготовка дошкольников к обучению в школе, проблема преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования, развивающее дошкольное образование, развитие дошкольника как субъекта деятельности, поисково-исследовательская, проектная деятельность, «Малышкина школа».

Keywords: preparation of pre-school children for schooling, the problem of continuity of pre-school and primary school levels of education, developing pre-school education, the development of a pre-school child as a subject of activity, search and research, design activities, «Malyshkina school».

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Цель статьи заключается в поиске путей оптимизации подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Особое внимание уделено проблеме преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования, которая остается актуальной и на современном этапе. Автором отмечено значение федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования в решении вопросов обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием. Охарактеризованы основные направления подготовки дошкольников к обучению в школе. Показана значимость создания целостной концепции развивающего дошкольного обучения. Раскрыта сущность развивающего дошкольного образования, заключающаяся в формировании ребенка-дошкольника как субъекта деятельности. Доказана необходимость «насыщения» педагогической практики дошкольного образования психолого-педагогическими технологиями, развивающими личностные новообразования, познавательные способности детей, предпосылки учебной деятельности. Показано важное значение поисково-исследовательской и проектной деятельности в развитии субъектных основ дошкольника. Предложено одно из направлений оптимизации уровня готовности детей к обучению в школе - повышение (усиление) психологической подготовки дошкольников в рамках «Малышкиной школы». С этой целью разработана и внедрена в педагогическую практику дополнительная образовательная программа повышения квалификации учителей начальной школы «Психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников в «Малышкиной школе».

Abstract. The relevance of the article is due to the problem ofpreparing pre-school children for elementary school. The purpose of the article is to search ways to optimize the preparation of preschoolers for primary school. Particular attention is paid to the problem of continuity of pre-school and primary school levels of education, which remains relevant at the present stage. The author notes the importance of federal educational standards of pre-school education and primary general education in addressing the issues of ensuring continuity between pre-school and primary education. The main directions of preparing preschoolers for learning at school are characterized. The importance of creating a holistic concept of developing preschool education is shown. The essence of developing preschool education is revealed, which consists in the formation of a preschool child as a subject of activity. The necessity of "saturating" the pedagogical practice of preschool education with psychological and pedagogical technologies that develop personal neoplasms, the cognitive abilities of children, and the prerequisites for educational activity is proved. The importance of search, research and design activities in the development of the subjective foundations of a preschooler is shown. One of the directions of optimizing the level of readiness of children for learning at school is proposed -

raising (strengthening) the psychological training of preschoolers within the framework of the "Malyshkina School". For this purpose, an additional educational program for advanced training of primary school teachers "Psychological and pedagogical support of future first graders in the "Malyshkina School" was developed and introduced into pedagogical practice.

Динамичные изменения во всех сферах российского общества требуют серьезных перемен в современной системе образования, которые затрагивают все ступени педагогической практики. Особенно существенные,

кардинальные преобразования образовательной системы связаны с дошкольным и младшим школьным возрастом. Сегодня вопросы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования, по-прежнему, являются актуальными.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования (далее - ФГОС НОО) основной целью образования является развитие личности учащихся (общекультурное, личностное, познавательное). Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как «умение учиться» [11].

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что наличие только знаний по каким-то предметам (или в какой-либо сфере) не определяет эффективность и успешность обучения. В настоящее время важна способность учащихся самостоятельно их добывать и применять на практике.

Базой и основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, базирующийся на основах развивающего обучения. Назначение и сущность развивающего обучения заключается в развитии личности обучающегося как субъекта жизнедеятельности. Переориентация начального образования от традиционного обучения к развитию личности обучающегося - это свершившийся факт, вызванный изменениями в обществе и предъявлением повышенных требований к формированию личности. Потребность в саморазвитии (самообучении, самовоспитании), способность самостоятельно приобретать и обновлять знания - сущностные характеристики обучающегося как субъекта деятельности и общения.

В последние годы произошли серьезные изменения и в дошкольной системе образования. Помимо муниципальной системы дошкольного образования, представленной, в первую очередь, муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), в настоящее время активно развиваются и другие формы: частные дошкольные центры, семейное

воспитание (родителями или гувернёрами, нянями). У родителей дошкольников есть возможность выбирать определенное

образовательное учреждение с конкретными образовательными программами развития детей

[9].

В новых условиях наиболее остро встает вопрос о необходимости оптимальной готовности дошкольников к переходу на новую образовательную ступень обучения и воспитания, качественно отличающуюся от дошкольного образования. Дошкольная система образования также должна переориентироваться и сделать приоритетными целями личностное и интеллектуально-творческое развитие детей, формирование основ субъектности личности дошкольника.

Вопросы, касающиеся обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием, раскрываются непосредственно в федеральных образовательных стандартах. ФГОС ДО и ФГОС НОО имеют схожую структуру, что уже само по себе свидетельствует о стремлении на законодательном уровне обеспечить

максимальную преемственность между дошкольным и начальным образованием. Введение данных стандартов позволяет говорить о нормативно-закрепленной согласованности целей и задач рассматриваемых уровней образования [7;11].

Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования основными целевыми ориентирами предполагает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Важно еще раз подчеркнуть, что преемственность - одна из основ системно-деятельностного подхода, лежащего в основе современной системы начального образования.

Оптимизация образовательного процесса и повышение развивающего эффекта в учебно-воспитательной работе с детьми требуют от психологической и педагогической науки поиска новых форм и методов обучения детей, которые могли бы способствовать более эффективному развитию и воспитанию детей.

В отечественной психологии проблемой психологической готовности к школьному обучению занимались многие ученые: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, А.П. Усова, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.И. Гуткина, А.И. Савенков и др. [2;3;5;6;8]. Несмотря на различия в определениях данных авторов психологическая готовность к обучению в школе понимается как система конкретных психических способностей и качеств, которые являются предпосылками оптимального вхождения дошкольника в новую социальную ситуацию развития и овладению учебной деятельностью.

В настоящее время в педагогической практике в нашей стране готовность дошкольников к обучению в школе осуществляется разными путями. Одно из направлений подготовки детей к обучению в школе заключается в развитии у них основных учебных навыков (счета, письма, чтения), которые нужны и необходимы в учебной деятельности. В результате такого подхода специфические деятельности дошкольного возраста - игра, продуктивная деятельность -часто подменяются учебными занятиями. Сам ребенок дошкольник нередко превращается в «дошкольника-школьника». Надо отметить, что во многих школах при поступлении детей в первый класс, в первую очередь, оценивается сформированность именно учебных умений и навыков.

Второе направление подготовки детей к требованиям школы связано с практикой доразвития в младших классах тех учебных умений, навыков и знаний, с которыми дошкольник приходит в начальную школу. В данном случае преемственность между дошкольной и начальной школьной системой образования определяется наличием

(отсутствием) у ребенка элементарных учебных умений и знаний по конкретным предметам. Это односторонний педагогический подход к подготовке ребенка к обучению в школе. Безусловно, учебные умения, навыки и знания по конкретным предметам необходимы ребенку, но их формирование - это задача начальной школы.

Научные исследования показывают, что прямая направленность обучения дошкольников учебным навыкам и умениям приводит к тому, что в школу приходят дети, умеющие считать, писать и даже читать, но со слабым развитием основных познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия. В результате дети не способны сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать видо-родовые, причинно-следственные отношения, выполнять нестандартные задания, обладают низкой

произвольностью психических процессов, имеют проблемы с устойчивостью, распределением и переключением внимания [3;5].

Однако если мы в качестве приоритетных целей образовательной системы ставим развитие личности ребенка, то в этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется развитостью у дошкольника тех новообразований (качеств личности, способностей, умений), которые необходимы для осуществления (и овладения) новой деятельности - учебной. Развитие у дошкольника произвольного поведения, предпосылок учебной деятельности,

познавательной мотивации, активности, внимательности, мыслительных способностей, самостоятельности и др. - это психологический подход при подготовке к школе. Современный ФГОС ДО «направляет» систему образования именно на развитие личности ребенка-дошкольника.

В образовательной практике дошкольного и начального школьного образования важно применение адекватных развивающих психолого-педагогических технологий, которые будут направлены на развитие соответствующих новообразований (компетенций) дошкольников и обучающихся младших классов.

Альтернативное (выше рассмотренным) направление подготовки дошкольников к обучению в школе представлено в рамках развивающего образования в системе дошкольного воспитания [2;5]. Согласно данной концепции формирование основ теоретического отношения к действительности средствами учебной деятельности - конкретная задача младшей школы. Однако развивать у учащихся начальных классов основные компоненты теоретического мышления «с нуля, на пустом месте» очень сложно. Поэтому дошкольное образование должно создавать условия детям для последующего благополучного развития у них первоначальных форм теоретического мышления. В дошкольном возрасте должны быть «заложены» базовые новообразования -творческое воображение, произвольность, элементы рефлексии, ориентация на позицию другого человека. Образование в системе дошкольной ступени должно создавать условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Таким образом, развитие воображения как основного новообразования дошкольного этапа и основанной на нем системы творческих способностей детей является важным

направлением психолого-педагогической работы в русле развивающих образовательных проектов дошкольного детства. К настоящему времени, по результатам опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе дошкольной ступени обучения, подготовлена и опробируется общая программа развивающего дошкольного образования [5]. Целостная система развивающего дошкольного обучения должна иметь обширное научное обеспечение, включающее в себя целый ряд психолого-педагогических теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей. В основе данных теорий, по нашему мнению, обязательно должны лежать понятия деятельности и ее субъекта. Если мы говорим о развивающем дошкольном образовании, то возникает проблема формирования ребенка-дошкольника как субъекта деятельности. Реально ли сегодня формирование ребенка - дошкольника как субъекта деятельности и общения?

Рассматривая данную проблему, необходимо отметить, что в последние годы резко изменились представления о возрастных возможностях детей, о границах их самостоятельности. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легкообучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде.

В исследованиях А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева выявлены большие потенциальные возможности детей в плане личностного, интеллектуально-творческого

развития, а отсюда - необходимость создания педагогических условий для самореализации личности ребенка. Организовывая процесс субъектного развития дошкольника, необходимо опираться на принципиальное положение -ребенок всегда должен иметь реальную возможность быть не пассивным объектом воспитательных и обучающих воздействий, а активным субъектом деятельности и общения.

Исходя из позиции становления ребенка как субъекта деятельности и общения, мы считаем важным обеспечение следующих направлений работы.

В деятельности: как сохранение уникальности игровой деятельности

дошкольника, так и обогащение ее таким собственным содержанием, в котором, как указывали ведущие отечественные психологи, соответственно «вызревают» предпосылки успешного овладения деятельностью учебной. В первую очередь, это касается ведущего новообразования детства - становление произвольности.

К сожалению, не во всех семьях и ДОУ сегодня понимают, что ребенок, не имеющий опыта игровой деятельности, часто испытывает и серьезные трудности в учении: не умеет слушать и принимать правила и инструкцию, сложно осваивает новую социальную роль школьника и т.д. Распространенной ошибкой в дошкольной практике является ранняя подмена игровой деятельности «псевдоучебной», что негативно сказывается на мотивации учения и формировании познавательной и личностной сфер дошкольника. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно. Необходимо учитывать потребности, возможности и психологические особенности ребенка, находить специфические для детей каждого возраста способы развития. А.В. Запорожец ввел понятие «амплификация» (обогащение) развития ребенка на каждом возрастном этапе за счет оптимального использования специфических видов детской деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и др.) [3].

Важное значение в психическом развитии дошкольников имеет поисковая деятельность, носящая исследовательский характер. По мнению ученых-психологов, именно исследовательский метод является наиболее оптимальным для развития инициативности, самостоятельности, любознательности, познавательной мотивации детей. Исследовательский метод позволяет ребенку (и воспитателю) творчески самореализоваться и саморазвиваться. Сегодня речь идет о расширении границ его применимости, с одной стороны, с целью развития методологической культуры обучающихся, с другой стороны, с целью усиления личностно-ценностной

ориентированности этого процесса, его субъектности [4].

Поддьяков Н.Н. считает, что детское экспериментирование носит креативный характер и в структуре личности дошкольника начинает играть «активно-наступательную позицию -позицию маленького исследователя-

экспериментатора». По его мнению, именно в поисковой деятельности полноценно проявляется позиция ребенка как субъекта [6]. Применительно к поисковой деятельности важнейшими проявлениями субъектности, на наш взгляд, являются: стремление узнавать, искать, «открывать»; самоопределение как субъекта поисковой деятельности (выбирать способ действия); способность к произвольному поведению в различных нестандартных ситуациях; способность предвосхищать

(прогнозировать) ход исследовательской деятельности и результаты; элементы рефлексии: самоконтроль, самооценка, самостоятельное исправление ошибок.

Анализ результатов, полученных в ходе эмпирического исследования Беловой Т.А., показал, что сам процесс получения и поиска информации у детей вызывает затруднения. В то же время, наблюдения за детьми выявили ситуативные проявления любознательности, склонности к экспериментированию и «исследовательскому поиску», что

свидетельствует о потенциальной возможности формирования и развития у детей исследовательских умений и навыков [1]. В связи с этим, по нашему мнению, очень важной и актуальной психолого-педагогической задачей является решение проблемы формирования внутренней мотивации дошкольников к исследовательско-поисковой деятельности.

Поисковая деятельность тесно связана с проектной деятельностью дошкольников. Проектирование является уникальным методом развития субъектности дошкольников. Данная технология создает условия для саморазвития детей, прививает исследовательские навыки и умения, развивает самостоятельность, создает творческую обстановку для сотрудничества детей и взрослых. Именно в проектной деятельности взрослый (воспитатель, педагог-психолог) может в полной мере раскрывать потенциальные возможности ребенка («зону ближайшего развития»), а дошкольник выступает в данной ситуации в роли «маленького исследователя» [8]. Мы считаем, что поисково-исследовательская модель обучения должна занять достойное место в дидактике современного ДОУ.

Исходя из позиции становления ребенка как субъекта общения, необходимо в педагогической практике учитывать следующие условия, важные для развития дошкольника. Целевые ориентиры ФГОС ДО указывают, что в конце дошкольного возраста ребенок должен уметь активно общаться, взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми, учитывать интересы и мнения других, радоваться успехам и огорчаться неудачам других, уметь договариваться в спорных ситуациях [7].

Но это идеальный «портрет» дошкольника, а на практике мы видим другой уровень развития многих детей. Такие личностные особенности детей как тревожность, импульсивность, обидчивость, не умение управлять своими эмоциями, не достаточный уровень развития коммуникативных умений и навыков, приводят к нарушениям и «деформации» процесса общения

ребенка со сверстниками (и взрослыми) [10]. Коммуникативная «незрелость» является одним из факторов риска в предшкольный период, влияющим на психологическую готовность детей к обучению в школе. Формирование на дошкольном этапе базовых коммуникативных качеств (компетенций) дошкольника процесс системный и очень сложный, занимающий все дошкольное детство.

Важнейшие качества дошкольника как субъекта общения - самостоятельность и инициативность. По нашему мнению, для развития самостоятельности и инициативности ребенка важное значение имеют поисковая и проектная деятельность, характер, стиль и модели общения взрослых с ребенком, степень и своевременность их помощи ребенку. Разнообразное общение со взрослыми, сверстниками - неоценимый опыт для ребенка. Стратегической линией развития субъектных качеств должны стать гуманизм отношений и личностно-ориентированная модель общения.

Таким образом, внедрение нового ФГОС ДО принципиальным образом меняет педагогический процесс в ДОУ, резко возрастают роль и значение психологических знаний, необходимых для организации процесса психического развития ребенка-дошкольника. В соответствии с ФГОС в практике дошкольного образования актуальным становится психолого-педагогическое

сопровождение деятельности по подготовке ребенка к обучению в школе.

Включение сопровождения в

образовательный процесс дает возможность объединения целей педагогического и психологического подходов в плане подготовке ребенка к школе - их акцентирование на проблеме развития личности ребенка. Важная задача сопровождения - формирование субъектных предпосылок личности дошкольника.

Одно из направлений оптимизации уровня готовности дошкольников к обучению в школе -повышение (усиление) психологической подготовки дошкольников в рамках «Малышкиной школы». «Малышкина школа» начинает функционировать в

общеобразовательных школах с октября месяца. Как правило, занятия с дошкольниками проводят учителя начальных классов. На занятиях учитель имеет возможность познакомиться с будущими своими первоклассниками, узнать их личностные, познавательные, поведенческие особенности. Характерная особенность занятий в «Малышкиной школе» - сильная загруженность дошкольников большим количеством упражнений, направленных, прежде всего, на

выработку разных учебных умений и навыков, которые часто не вызывают познавательной, интеллектуальной активности и интереса у детей. Если мы говорим о развитии личности ребенка, то развивающая работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование базовых новообразований, качеств и предпосылок учебной деятельности. Эффективная психолого-педагогическая подготовка дошкольников к школе должна разумно сочетать педагогическую и психологическую составляющие.

С этой целью в МГПИ им. М.Е. Евсевьева разработана и внедрена в педагогическую практику дополнительная образовательная программа повышения квалификации учителей начальной школы «Психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников в «Малышкиной школе»». Особое внимание в Программе уделено развивающей работе, направленной на личностное, познавательное, творческое, коммуникативное развитие дошкольников; развитию у детей познавательной мотивации и активности, предпосылок учебной деятельности, компонентов психологической готовности.

Заключение. Мы считаем, что трудности, связанные с практической реализацией проблемы развития личности ребенка, формирования у него субъектных качеств, лежат во многом в сфере профессиональной компетенции взрослых. С этой

позиции нам представляется необходимым обратить особое внимание на содержание подготовки специалистов с более широким «диапазоном» профессиональных умений как на базовом этапе, так и на дальнейших ступенях повышения квалификации.

Проблема развития личности в образовании является сверхсложной задачей в педагогической практике. Развитие интеллектуальных способностей (анализа, рефлексии, гибкости, креативности и др.), личностных качеств (произвольности, целеустремленности,

организованности, самостоятельности,

инициативности и др.), коммуникативных умений и навыков - это психологическая задача. Поэтому уровень психологической подготовки воспитателей (педагогов) должен быть высоким. Система подготовки педагогических кадров должна гибко реагировать на те изменения, которые происходят в социальной, экономической, технической, информационной и других сферах общества. Очевидно, что сегодня любой воспитатель, педагог, должны уметь решать задачи не только предметного обучения, но и владеть технологиями личностного, интеллектуального, творческого,

коммуникативного развития детей, учащихся, формирования у них соответствующих новообразований (компетентностей).

Литература:

1. Белова Т.А. Специфика развития исследовательских способностей старших дошкольников в дошкольной образовательной организации: сб. науч. трудов [Электронный ресурс] / Т.А. Белова // Проблемы современного педагогического образования. - Серия: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 3. - 380 с. - С. 318-323. - Режим доступа: http://www.gpa.ciuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/266-nauchnye-izdaniya/

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. / А.В. Запорожец // Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 320 с.

4. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей; под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 306-328.

5. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т. Кудрявцев. - Дубна. - 1997. - Часть 1. -174 с.

6. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - 262 с.

7. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных

образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО): [16+] [Электронный ресурс] / Т.П. Авдулова, О.В. Гавриченко, Л.А. Григорович и др. -Москва: Владос, 2016. - 321 с.: табл. - Режим доступа: по подписке. - http://biblioclub.ru/index.php?page= Ьоок<Ш=455528

8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160 с.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей; под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

10. Фадеева О.В. Развитие социального интеллекта дошкольников (исследовательский аспект) / О.В. Фадеева, Д.Д. Самсонкина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2017. -№ 6. - С. 21-27.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/922]

1. Belova T.A. Spetsifika razvitiya issledovatel'skikh sposobnostey starshikh doshkol'nikov v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii: sb. nauch. trudov [Elektronnyy resurs] / T.A. Belova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - Seriya: Pedagogika i psikhologiya. - Yalta: RIO GPA, 2017. -Vyp. 55. - CH. 3. - 380 р. - Р. 318-323. - Rezhim dostupa: http://www.gpa.ciuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/266-nauchnye-izdaniya/

2. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya / V.V. Davydov. - M. : INTOR, 1996. - 544 р.

3. Zaporozhets A.V. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: v 2-kh t. / A.V. Zaporozhets // Psikhicheskoye razvitiye rebenka. - M.: Pedagogika, 1986. - T.1. - 320 р.

4. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statey; pod obshch. red. A.S. Obukhova. - M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. - Р. 306-328.

5. Kudryavtsev V.T. Razvitoye detstvo i razvivayushcheye obrazovaniye: kul'turno-istoricheskiy podkhod / V.T. Kudryavtsev. - Dubna. - 1997. - Chast' 1. -174 р.

6. Podd"yakov N.N. Myshleniye doshkol'nika / N.N. Podd"yakov. - M.: Pedagogika, 1977. - 262 р.

7. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye realizatsii Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov doshkol'nogo obrazovaniya (FGOS DO): [16+] [Elektronnyy resurs] / T.P. Avdulova, O.V. Gavrichenko, L.A. Grigorovich i dr. - Moskva: Vlados, 2016. - 321 р.: tabl. - Rezhim dostupa: po podpiske. -http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=455528

8. Savenkov A.I. Malenky issledovatel'. Kak nauchit' doshkol'nika priobretat' znaniya / A.I. Savenkov. -Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2002. - 160 р.

9. Sovremennyye obrazovatel'nyye programmy dlya doshkol'nykh uchrezhdeniy: ucheb. posobiye dlya stud. ped. vuzov i kolledzhey; pod red. T.I. Yerofeyevoy. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 1999. - 344 р.

10. Fadeyeva O.V. Razvitiye sotsial'nogo intellekta doshkol'nikov (issledovatel'skiy aspekt) / O.V. Fadeyeva, D.D. Samsonkina // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. - 2017. - № 6. - Р. 21-27.

11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 06 oktyabrya 2009 g. № 373, v red. prikazov ot 26 noyabrya 2010 g. № 1241, ot 22 sentyabrya 2011 g. № 2357) // [Elektronnyy resurs]. -2011. - Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/ dokumenty/922]

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.