Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

УЧЕБНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ЭОР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина А.Д.

В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в обучении немецкому языку учащихся общеобразовательной школы. В статье также приводятся примеры конкретных упражнений на отработку различных элементов содержания обучения. Данная статья создана с целью отражения потенциала использования ЭОР на уроках немецкого языка в рамках реализации федерального гранта на развитие школьной библиотеки.This article deals with the forms and ways of using information and communication technologies, as well as electronic educational resources in teaching of German language at school. The article also provides examples of specific exercises for training various language skills. The main idea of the article is to reflect the potential of the ESM in teaching German language, connected with implementation of the federal grant for the school library development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.111.22

Самарина А.Д. магистрант 2 курса факультет иностранных языков кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Самарский государственный социально-

педагогический университет» учитель немецкого языка МБОУ «Школа №12 имени Героя Советского Союза Ф.М.

Сафонова» городского округа Самара

Россия, г. Самара УЧЕБНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в обучении немецкому языку учащихся общеобразовательной школы. В статье также приводятся примеры конкретных упражнений на отработку различных элементов содержания обучения. Данная статья создана с целью отражения потенциала использования ЭОР на уроках немецкого языка в рамках реализации федерального гранта на развитие школьной библиотеки.

Ключевые слова: ИКТ, ЭОР, модернизация, содержание и формы обучения, образовательные интернет-источники

This article deals with the forms and ways of using information and communication technologies, as well as electronic educational resources in teaching of German language at school. The article also provides examples of specific exercises for training various language skills. The main idea of the article is to reflect the potential of the ESM in teaching German language, connected with implementation of the federal grant for the school library development.

Современные школьники и студенты большую часть времени проводят в режиме онлайн, бесцельно гуляя по просторам интернета или часами просиживая в соцсетях, в связи с чем в системе образования возникла потребность в создании специальных образовательных ресурсов для повышения эффективности обучения учащихся, а также интенсификации и модернизации содержания и форм обучения по различным предметам[7, 4].

Существует множество сайтов и специальных электронных образовательных ресурсов по каждому предмету. В частности, по немецкому языку, помимо печатного УМК, большинство издательств (Просвещение, Cornelsen, Hueber и т.п) выпускает дополнительные электронные носители с аудио материалами, электронными сборниками упражнений, а также ссылками на интерактивные источники с яркой и наглядной организацией материала [1]. Такие носители являются качественным подспорьем в работе

учителя, позволяют разнообразить формат урока, усовершенствовать систему контроля знаний учащихся по разделам и темам, концентрировать и детализировать проработку отдельных компонентов содержания, а также развивать умения и навыки учащихся в области компьютерной и интернет-грамотности, научить школьников работать с большим потоком информации разного структурного и содержательного плана [9].

Однако, печатные учебники и пособия остаются незаменимым инструментом в процессе обучения. Книга даёт возможность проведение работы с материалом в режиме реального времени, организовать работу в условиях классно-урочной системы [11]. К тому же, не каждый учащийся имеет доступ в интернет, порядок работы в виртуальном пространстве требует владения определенными навыками работы, которыми обладают не все школьники и учителя-предметники. Организация обучения посредством интернета осложняется комплексными, зачастую предполагающими прохождение специальных курсов алгоритмами создания, редактирования и работы с электронными ресурсами. В особенности это касается таких популярных платформ, как ,шк! и шооШе.

В последние годы большое распространение получил образовательный интернет-проект «Я-класс», созданный Яковлевым Юрием Борисовичем, руководителем образовательного проекта «Гарант качества знаний» и командой преподавателей. Ресурс содержит подборки разработок уроков по основным школьным образовательным дисциплинам, однако использование осуществляется преимущественно на платной основе, нет разработок по иностранным языкам, кроме английского, ввиду чего в нашей школе «Я-класс» используется ограниченно.

В то же время, использование электронных образовательных ресурсов с 2016 года будет эффективно внедрено на базе школьной библиотеки -инновационным проектом модернизации библиотечного фонда и создания Медиаинформационного комплекса при поддержке специального гранта, который позволит усовершенствовать не только материально-информационное обеспечение образовательного процесса как такового, но и увековечить в цифровом формате бессмертное наследие духовной культуры человечества, а именно - книги [3].

На мой взгляд, такое сочетание является наиболее оптимальным в свете актуальных требований ФГОС, изменений в подходах подачи и обработке информации, а также позволит объединить современные технологии и неизменные традиции в чтении за счет соседства печатных книг и электронных ресурсов. Учащиеся получат возможность выбрать наиболее подходящий для них вариант [14]. К тому же, именно печатная книга в переплете несет в себе эстетический и этический компоненты, являясь наглядным примером интеллектуального и духовного труда человека.

Применение ИКТ и ЭОР в обучении немецкому языку на начальном этапе моей преподавательской деятельности ограничивалось ролью

Интернета как источника материалов при подготовке к урокам. Далее использование образовательных ресурсов было интенсифицировано, вовлекая в процесс самих учащихся: к примеру, на каждом уроке ученики могут прибегать к электронному немецко-русскому и русско-немецкому онлайн словарю при работе с лексикой. К тому же, страноведческие разделы учебника зачастую содержат слишком мало информации, что восполняется дополнительным поиском в сети Интернет. Великолепным помощником является ресурс «Гугл-карты» https://www.google.ru/maps/. Учащиеся могут виртуально «прогуляться» и осмотреть города и местность Германии в режиме реального времени.

На уроке иностранного языка электронные образовательные ресурсы могут быть использованы различным образом для формирования предметных результатов обучения по предмету и развитию иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной [5].

К примеру, при отработке и закреплении нового грамматического материала в своей работе я использую сайты http://startdeutsch.ru/ и его раздел «Грамматика», где представлено большое количество подкатегорий с интерактивными упражнениями. Работа с ресурсом может быть организована как на уроке, так и дистанционно. На портале представлен архив видео с обучающими видео на различные темы и аспекты содержания, которые используются в рамках изучаемой темы.

Аналогичный источник, но с более традиционной организацией упражнений по немецкому - сайт http://deutsch-sprechen.ru/. Особенно полезными являются задания по грамматике.

аса «V

Упражнения не лексику махсм^

Найдите верные соответствия соотнеся ар другом особой шуйского и мужского попа

Полезным ресурсом, в особенности для учащихся 2 и 3 классов, является подборка занимательных и простых видеоуроков «Уроки Тётушки Совы» по немецкому алфавиту. Видео содержат не только сами буквы, но и лексику, а также разнообразные фразы для формирования фонетического навыка.http://xn—80apagqghjt.xn—p1ai/nemeckiy-alfavit.html. Именно на материалах этого ресурса были построены первые мои уроки по немецкому языку во втором классе во время изучения немецкого алфавита, начал фонетики и графики [4].

Для отработки грамматики, лексики и фонетики я использую материалы сайта https://www.de-online.ru/, а именно - наборы интерактивных карточек для запоминания новых слов и выражений в онлайн-режиме. Портал также содержит подборки различных групп слов и выражений, удобные таблицы по грамматике и тематической лексике, а в разделе «Медиатека» представлены видео с разнообразной лингвострановедческой информацией.

При отработке грамматического и лексического материала, фонетики и аудирования мною используются упражнения соответствующего раздела сайта: Тесты и упражнения по грамматике, Lückentexte (тексты с пропусками), Викторины, Тесты для учащихся 5-10 классов, а также тесты по страноведению [12].

Например, в 6 классе (УМК «Шаги» Бим И.Л.) при изучении 1 главы

«Начало учебного года. Везде ли оно одинаковое?» для отработки и

закрепления знаний учащихся по грамматической теме «Употребление

глаголов с существительными в дательном и винительном падеже» был

использован тест-распределение «Где или Куда?», а также тест-пазл по

немецким предлогам.

Тест • WO oder WOHIN? Тест-паазл по немецким предлогам

□■■па ■ <а опоил

В 7 классе при изучении темы склонения прилагательных использовался онлайн-тест «Склонение прилагательных»

В 3 и 4 классах полезным упражнением для актуализации лексики по различным темам и расширению словарного запаса полезным является викторина «Составить как можно больше немецких слов из 5 предложенных букв»

Для развития орфографической внимательности учащихся 7-9 классов использована викторина «Найти ошибки в письме»

В 5-9 классах для проверки и закрепления знаний немецких предлогов и падежей используется тест-распределение на том же портале.

При изучении и закреплении лексики по теме «Моя семья» учащимся может быть предложен кроссворд, составленный в электронном конструкторе "Puzzlemaker"http://www.discoveryeducation.com/free-

puzzlemaker/?CFID=3208214&CFTOKEN=18370909 . Кроссворд в конструкторе может создать как сам учитель, так и учащиеся - дома, заранее.

При обучении различным видам речевых умений и для пополнения словарного запаса учащихся могут использоваться материалы сайта «Курс от BBC по различным аспектам и разным уровням (чтение, аудирование, говорение)» http ://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/ german/[ 13].

£ *иин

I

При подготовке выпускников к ЕГЭ, а также для проверки уровня

владения языком, учащими можно предложить пройти тест на http://www.sprachtest.de/einstufungstest-deutsch —пятнадцатиминутный комплексный тест на аудирование, чтение, грамматику и словарный запас [2].

Для комплексного формирования предметных навыков по немецкому

языку безусловным помощником является онлайн-портал «ДойчеВелле».http://www.dw.com/ На уроках могут быть использованы как отдельные подборки упражнений и видео/аудио материалов, так и целые курсы[14]. Для 4-5 классов подойдёт уровень A1-A2, в средней ступени целесообразно использовать подборки уровней A2 и элементы из B1, старшеклассникам лучше всего подойдёт уровень В1-В2[5].

языка http://www.duden.de/ .

Разработки уроков, а также подборки упражнений и презентации планируются для публикации на сайте http://www.proshkolu.ru/ , где мною была создана страничка учителя. Уже опубликована разработка урока на

сайте «Эффектико пресс» в журнале №1 в 2016 году http://effektiko.ru/iournal/2016-1 /tech-map-2016-l/samarina-alyona-dmitrievna. В дальнейшем планируется также написание статей об использовании ЭОР на уроках немецкого языка.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс по иностранному языку, не только модернизирует содержание и формы организации изучения материала по предмету, но и позволяет повысить авторитет и самооценку учителя, который получает возможность вслед за стремительно развивающимся научно-техническим прогрессом, повысить и своё профессиональное мастерство в плане владения электронными и техническими средствами [10]. Использование ЭОР и ИКТ на уроках немецкого языка способствует мотивации учащихся к изучению предмета. Работа с интерактивной доской и компьютером позволяет многим учащимся не только получить радость от использования современных технологий на уроке, но и продемонстрировать свои навыки использования в учении электронных устройств [6].

Использованные источники:

1. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.

2. Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. - М.: 2007.

3. Гарбо Оле, Информационные службы, библиотеки, архивы. - Дания: 2006

4. Гордилова Г.Г. Технические средства в обучении. - М.: 2006

5. Дмитриева, Е.И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 1998

6. Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в школе // Современная школа - 2006 - N 3.

7. Кожевников Ю.В. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX-XXI. - М.: Наука, 2008.

8. Крюкова, Л.Ф. Компьютерные технологии в преподавании. // Высшая школа. - 2005 - № 1.

9. Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 26.

10.Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.

11. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе - 1997 - N 6.

12. Северова Н.Ю. Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам / Н.Ю. Северова // Первое сентября. Английский язык. 2006. - №4 -С.33-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.