Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ'

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / РКИ (РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ) / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ОНЛАЙН-КУРС / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зябкина Л.С., Лясович С.М.

Анализируется онлайн-образование в области обучения русскому языку как иностранному в условиях российской и белорусской современной ситуации. Рассматриваются различные интернет-ресурсы и их контент: компонентный состав, целевая аудитория, доступность, инструменты для преподавания русского языка как иностранного, представленный на ресурсах. Проводится сравнение предложений по онлайн-образованию в сфере русского языка как иностранного в России и Беларуси.The article analyzes online education in the field of teaching Russian as a foreign language in the context of the current Russian and Belarusian situation. Various Internet resources and their content are considered: component composition, target audience, accessibility, tools for teaching Russian as a foreign language presented on the resources. The article compares the offers for online education in the field of Russian as a foreign language in Russia and Belarus.The article analyzes online education in the field of teaching Russian as a foreign language in the context of the current Russian and Belarusian situation. Various Internet resources and their content are considered: component composition, target audience, accessibility, tools for teaching Russian as a foreign language presented on the resources. The article compares the offers for online education in the field of Russian as a foreign language in Russia and Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зябкина Л.С., Лясович С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ»

УДК 372.8

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ПРАКТИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ

Л.С. ЗЯБКИНА, канд. филол. наук, доц. С.М. ЛЯСОВИЧ (Полоцкий государственный университет)

Анализируется онлайн-образование в области обучения русскому языку как иностранному в условиях российской и белорусской современной ситуации. Рассматриваются различные интернет-ресурсы и их контент: компонентный состав, целевая аудитория, доступность, инструменты для преподавания русского языка как иностранного, представленный на ресурсах. Проводится сравнение предложений по онлайн-образо-ванию в сфере русского языка как иностранного в России и Беларуси.

Ключевые слова: онлайн-образование, РКИ (русский язык как иностранный), интернет-ресурсы, методика преподавания русского языка как иностранного, онлайн-курс, открытое образование, дистанционное обучение.

Введение. Пандемия во многом изменила условия функционирования системы образования с 2020 г. Необходимость находиться на изоляции вынудила искать способы учиться онлайн, более того, находить эффективные инструменты для этого. Онлайн-образование существовало и до пандемии, многие использовали возможности дистанционного, смешанного обучения на основе современных информационных технологий. Пандемия актуализировала, выдвинула онлайн-формат на ведущее место. Данная статья - часть исследования по созданию эффективного онлайн-курса русского языка как иностранного. Безусловно, это невозможно без анализа того, что уже предлагается российской и белорусской практикой преподавания РКИ онлайн.

Основная часть. До пандемии онлайн-обучение часто было важной частью концепции непрерывного образования. Последние события в мире определили необходимость дистанционного обучения, в связи с чем невозможно представить преподавание русского языка как иностранного без внедрения в учебный процесс компьютерных и информационных технологий.

Компьютерные технологии обучения, прежде всего мультимедиа, а также Интернет, дают основание для создания и внедрения интерактивности в процесс обучения, построения специальной обучающей среды, что позволяет по-иному осмыслить способы формирования коммуникативной компетенции. Слабая мотивация к общению на иностранном языке, отсутствие языковой среды часто являются проблемой на пути к повышению эффективности усвоения русского языка как иностранного. Необходимость повышения качества формируемой коммуникативной компетенции иностранных студентов требует применения новых методических приемов для совершенствования процесса обучения.

Основу образовательного процесса составляет целенаправленная самостоятельная работа обучающихся -так называемое дистанционное обучение. Студенты имеют возможность учиться в удобных для них местах по индивидуальному расписанию, использовать комплект специальных средств обучения и согласованный контакт с преподавателями и другими обучающимися по телефону и электронной почте.

Таким образом, «дистанционное образование - это форма обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и студента, находящихся на расстоянии» [1, с. 65]. Она отражает все присущие классическому учебному процессу компоненты - цели, содержание, организацию, методы обучения, - реализуемые благодаря особым информационно-коммуникационным средствам.

Среди важных составляющих дистанционного образования можно выделить учебный центр, информационные ресурсы (учебные курсы, справочные, методические и другие материалы), средства обеспечения технологии дистанционного обучения, преподавателей-консультантов и, соответственно, самих обучающихся. В настоящее время созданы разнообразные курсы по обучению языку, рассчитанные на использование дистанционной формы обучения [1, с. 65].

«Онлайн-обучение (также е-1еагшп§, или электронное обучение) - это процесс получения знаний и навыков при использовании интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа» [1, с. 355]. Данный вид обучения считается логическим продолжением дистанционного, а слово «онлайн» лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом. Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса [2].

Онлайн- и дистанционное обучение имеют свои сходства и различия. Главным сходством можно назвать непосредственный процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. В то же время понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние, а «онлайн-обучение» подразумевает конкретно использование Интернет-соединения и различных гаджетов [2].

В остальном оба вида обучения практически полностью идентичны и обладают следующими преимуществами: индивидуальный темп обучения, который позволяет изучать материалы по собственному графику без привязки к группе, времени и месту занятия; доступность - учиться можно с любого устройства в удобное время; персональные консультации с преподавателем, что обеспечивает эффективную обратную связь в ходе всего периода обучения; так называемый курс «в кармане», благодаря которому студент имеет возможность в любой момент пересмотреть пропущенный урок или вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку [2].

Среди положительных аспектов использования онлайн-обучения русскому языку как иностранному Е.С. Палат называет следующие факторы:

- улучшение качества обучения за счет применения более эффективной модели обучения, т.к. она сочетает в себе аспекты традиционной и инновационных форм;

- возможность разнообразить формы организации обучения;

- повышение мотивации к изучению русского языка, обеспечение интереса к истории и культуре русскоязычных стран за счет внедрения увлекательных игр и онлайн-квестов;

- организация контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны студента;

- возможность учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося в отношении восприятия информации;

- получение обратной связи и повышение качества коммуникации между студентом и преподавателем [3, с. 118].

Сегодня современная методика преподавания РКИ предполагает внедрение в процесс обучения компьютера и компьютерных технологий, выявление новых подходов к построению моделей восприятия и понимания иноязычной речи, уточнение коммуникативной природы общения, его психологических, лингвистических и методических свойств и, наконец, определение роли индивидуальных факторов в овладении иностранным языком. Особое, отдельное внимание уделяется диалогу культур и обучению на его основе межкультурной коммуникации. Здесь огромное значение имеет использование Интернета как источника аутентичной информации, т.е. средства, которое мотивирует к использованию иностранного языка в познавательных и учебных целях [4].

В современной методике преподавания РКИ активно проводят исследования и эксперименты в области внедрения компьютерных технологий в процесс обучения. После первых попыток включения мультимедиа в образовательный процесс методисты пришли к выводу, что использование Интернета в ходе изучения иностранных языков имеет как положительные, так и отрицательные стороны [4].

К преимуществам, в первую очередь, можно отнести специальные компьютерные программы, которые 1) учитывают индивидуальные запросы и интересы обучающихся, а также различные способы усвоения и овладения языком; 2) способны дифференцировать методы предъявления учебного материала, обеспечивать частные формы тренировки, создавать широкий диапазон стимулов для вовлечения студентов в иноязычную речевую деятельность и увеличивать время контакта с изучаемым языком. Интерактивность, самостоятельность, индивидуализация и, как следствие, личностно-ориентированный подход к изучению иностранного языка приводят к необходимости формулирования новых требований к характеру использования компьютерных учебных материалов в процессе обучения [4].

Информационные технологии обеспечивают множество методических возможностей, к числу которых можно отнести:

- визуализацию приобретаемых знаний;

- дифференциацию обучения;

- возможность проследить процесс и последовательность выполнения операций во время компьютерных демонстраций;

- моделирование объектов и явлений;

- доступ к большому объему информации, представленной в увлекательной форме, за счет использования мультимедийных средств;

- формирование и развитие умений обрабатывать информацию при работе с виртуальными каталогами и справочниками;

- самоконтроль, самоподготовку;

- усиление мотивации обучения благодаря играм и средствам мультимедиа;

- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);

- формирование информационной и учебно-деятельностной культур;

- правильную организацию учебного времени [5].

Среди недостатков стоит отметить тот факт, что информационные технологии могут отвлекать от учебного процесса, а также негативно влияют на развитие коммуникативных навыков обучающихся и социальное взаимодействие. Многие интернет-источники не всегда качественны и несут в себе неподтвержденные факты. Методисты также столкнулись с проблемами, связанными с лингвистическим и методическим обоснованиями компьютеризации обучения [5].

В методической литературе возможности компьютерных технологий рассматриваются, прежде всего, в качестве средств тренировки и организации самостоятельной работы обучающихся. Помимо прочего, Интернет

ставит перед методистами задачу по-новому использовать возможности информационных технологий на уроках иностранного языка. Среди направлений использования ресурсов Интернета выделяются следующие: включение материалов сети в содержание учебных занятий (т.е. их интеграция в программу обучения), самостоятельное изучение языка, поиск информации в рамках работы над учебным проектом, а также систематическое изучение иностранного языка в системе дистанционного обучения.

Современное постиндустриальное общество нуждается в информационных технологиях гораздо в большей степени, чем в прошлом веке, и крайне заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны действовать активно, самостоятельно принимать решения, а также гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни [6]. Определенный опыт в этой сфере уже накоплен.

Разработкой проблем дистанционного образования, обучения-онлайн, а также вопросом онлайн-курсов занимались многие ученые, такие как Э.Г. Азимов [7], А.Л. Архангельская [8], Е.С. Полат [9], П.В. Сысоев [10], Н.И. Хмаренко [10] и др. Непосредственно в сфере онлайн-обучения РКИ - А.Н. Богомолов [11], М.Ю. Лебедева [12; 13], М.А. Бовтенко [14], В.А. Кириенко [15], О.И. Руденко-Моргун [16] и др. Вопросы онлайн-обучения РКИ были основательно разработаны в рамках диссертационных исследований Е.В. Толмачевой [17], В.А. Жильцовым [18], Е.В. Булыгиной [19], О.Н. Калиты [20] и др. Специалисты Казанского (Приволжского) федерального университета составили обзор электронных образовательных ресурсов не только по русскому языку, в т.ч. один из разделов посвящен РКИ [21].

Разберем информационные ресурсы, которые можно рассматривать как базы данных, как первый шаг к дистанционному изучению информации. Их можно подразделить на справочно-информационные ресурсы, словари, лингвистические корпуса, онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы, тренажеры и банки тестов, игры, библиотеки и неспециализированные информационные ресурсы.

Примеры справочно-информационных ресурсов по русскому языку, первоначально предназначенных для носителей языка, но которые могут быть полезны и иностранцам, изучающим русский язык, приведены в таблице 1.

Таблица 1. - Словари и справочно-информационные ресурсы по русскому языку

Название ресурса, ссылка Краткое описание ресурса

«Грамота.ру» http://new.gramota.ru/ «Грамота.ру» и «ГРАМОТА.РУ» (полное название - справочно-информационный портал «Русский язык») - популярный в Рунете интернет-портал, посвящШный русскому языку. Среди служб - проверка правописания слов с помощью поиска по нескольким академическим словарям, первый из которых - Русский орфографический словарь Российской академии наук под редакцией доктора филологических наук профессора В.В. Лопатина. На портале публикуются разнообразные информационно-справочные материалы, даются онлайн-консультации

«Культура письменной речи» http://gramma.ru/RUS/ Интернет-проект «Культура письменной речи» начал свою работу в 2001 г. Задача проекта - помощь в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста. На сайте представлены авторские работы, наиболее интересные и полезные статьи и материалы из современных изданий, способные оказать существенную помощь всем, кто связан с изучением русского языка и литературы. На сайте размещены словари и справочники по русскому языку и литературе, нормативные и методические материалы для подготовки к экзаменам, произведения русской классической литературы, полезные ссылки, новости

«СЛОВАРИ.РУ» «СЛОВАРИ.РУ» предназначен для всех, кто интересуется русским языком - как родным или как иностранным, для учащихся средней и высшей школы, а также для специалистов, профессионально занимающихся лингвистикой или преподаванием русского языка. Он содержит общедоступную лингвистическую информацию разного типа

«Институт Лингвистических Исследований Российском академии наук» https://iling.spb.ru/dictionaries.html.ru Большой академический словарь русского языка

«Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"» http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) - информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору. Особенности ФЭБ: точность представления и описания информации, системность формирования, развитые средства навигации и поиска

«Словари, созданные на основе национального корпуса русского языка» http://dict.ruslang.ru/ Здесь размещены экспериментальные словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка с участием сотрудников Отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Для изучения языка важную роль играют аутентичные тексты, которые собраны в лингвистических корпусах. Примеры лингвистических корпусов приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Лингвистические корпуса русского языка

Название ресурса, ссылка Краткое описание ресурса

«Национальный корпус русского языка» http://www.ruscorpora.ru На сайте помещен корпус современного русского языка общим объемом более 600 млн слов. Корпус русского языка - это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Корпус предназначен для всех, кто интересуется самыми разными вопросами, связанными с русским языком: профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык

«RLC Русский учебный корпус» http://www .web-corpora. net/RLC/ В Русском учебном корпусе содержатся образцы устной и письменной речи двух категорий нестандартных говорящих на русском языке: изучающих русский язык как иностранный и так называемых эритажных говорящих

«вББКРЯ» http://www.webcorpora.ru/ Генераальный интернет-корпус русского языка (ГИКРЯ) - доступный для поиска электронный онлайновый корпус русских текстов из сети интернет. Корпус включает в себя текстовые материалы из блогосферы, социальных сетей, крупнейших новостных ресурсов и литературных журналов

«Корпус М.В. Ломоносова» http://lomonosov.pro Корпус содержит тексты М.В. Ломоносова, средства подготовки запросов и визуализации выборок

Отдельное направление методики РКИ, которое выделилось не так давно, - обучающие ресурсы на основе корпусов русского языка (таблица 3).

Таблица 3. - Обучающие ресурсы по РКИ на основе корпусов русского языка

Название ресурса, ссылка Краткое описание ресурса

«ruSKELL: Russian Corpus for SKELL» https: //www. sketchengine. eu/russian-skell-corpus/ RuSkELL (Sketch Engine for Learning Russian Language) - корпусный онлайн-ин-струмент для изучения сочетаемости слов в контексте. Корпус RuSkELL составляют тексты Рунета, закачанные из сети в 2011 г. и обработанные для поиска основных сочетаемостей и хороших примеров. Корпус содержит около 100 млн словоупотреблений. Благодаря функциям RuSkELL пользователь может познакомиться с реальными контекстами употребления слова («Примеры»), с распространенными сочетаниями слова («Сочетаемость слова») и с синонимами, антонимами и другими семантически близкими словами («Похожие слова»)

«Co^^» http://cococo.cosyco.ru/ Цель проекта - создание нового технического средства обучения, которое решает эту задачу: изучение сочетаемости слов. Основное внимание уделяется онлайн-сервису, который поощряет студентов к активному «исследованию» - к участию в процессе обучения, в отличие от более традиционного освоения языка через накопление пассивного знания. Интерактивный проект CoCoCo основан на нескольких принципах: - использование больших аннотированных корпусов русского языка; - анализ сочетаний слов с использованием статистических методов (corpus-driven approach); - создание удобной системы обучения, генерирующей ответы на индивидуальные запросы

Существует ряд интернет-ресурсов для отработки языковых навыков: тренажеры и банки тестов, коллекции уроков (таблица 4).

Таблица 4. - Интернет-ресурсы: тренажеры, коллекции уроков и банки тестов по РКИ

Название ресурса Краткое описание ресурса

«MGU Russian» https: //mgu-russian. com/ru/learn/test-online/ На сайте представлены тесты на уровень знания русского языка иностранцами. Результаты теста измеряются в баллах и высылаются на e-mail

«Test your Language» https://testyourlanguage.com/russian- quiz Бесплатная онлайн-платформа тестирования языков и стандартизированных тестов, разработанная learningonline.xyz. Данные тесты проверяют навыки чтения, письма и аудирования, в то время как словарные тесты - отличный способ проверить, насколько хорошо обучающийся знает и понимает лексику

«Russian for free» https://www.russianforfree.com Бесплатные уроки от базового уровня до продвинутого, тексты со звуком, грамматика, занятия и др.

«Master Russian» http://masterrussian .com/index-8.shtml На сайте представлено много бесплатных функций, уроков, ссылок для заинтересованных и любознательных умов, чтобы использовать их при самостоятельном изучении русского языка

Обучение иностранным языкам в сети, в частности русскому языку как иностранному, можно реализовать через различные технологии: дистанционные и онлайн-курсы, интернет-форумы и блоги.

Э.Г. Азимов, рассматривая в своих работах открытое образование, дает этому термину следующее определение: «МООК (массовый открытый онлайн-курс) - особый тип образовательного интернет-курса, предполагающий участие и свободный доступ для всех желающих учиться на основе специальной компьютерной платформы» [22].

Открытое образование - это современная система непрерывного онлайн-обучения, доступная пользователям Интернета в независимости от вида их деятельности. Каждый желающий имеет возможность бесплатно получить новые знания и умения, а также самостоятельно выбирать удобное место и время занятий. Принцип открытого образования - это обучение на протяжении всей жизни [22].

Согласно исследованиям Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», а также Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, к лучшим открытым курсам, которые можно использовать для изучения русского языка как иностранного, отнесли курсы, расположенные на портале «Образование на русском» https://pushkininstitute.ru/, Экспресс-курсы, размещенные на площадке межвузовского образования «Универсариум» (http://universarium.org/course/647), курс «Русский как иностранный» (https://openedu.ru/course/spbu/RUSFOR/) портала «Открытое образование» и курс «Время говорить по-русски!» (http://speak-russian.cie.ru/time_new/) [21].

Воспользоваться порталом «Образование на русском» в качестве платформы дистанционного обучения русскому языку как иностранному в настоящий момент могут обучающиеся, владеющие как минимум одним из восьми представленных языков (английский, испанский, французский, китайский, арабский, таджикский, немецкий и португальский). Пользователям предлагается пройти тест на знание русского языка, определить уровень владения и приступить к обучению. При смене рабочего языка с русского на любой из указанных выше иностранных языков меняется и основная страница портала. Данное изменение интерфейса очень удобно и сокращает время поиска необходимой вкладки.

Обучение русскому языку как иностранному на платформе «Образование на русском» осуществляется по уровням владения языком от элементарного (А1) до IV сертификационного уровня (С2). Всего 6 курсов. Кроме определения уровня владения русским языком, предоставляется возможность бесплатно воспользоваться помощью тьютора на любом этапе обучения.

Каждый из шести основных курсов РКИ разделен на модули и завершается итоговым тестированием, по результатам которого обучающемуся предлагается получить сертификат, свидетельствующий о достигнутом им уровне владения русским языком. При переходе на страницу любого из 6 уровней пользователю дается информация о курсе (авторы, аннотация, структура и способы прохождения). Прежде чем перейти к работе, необходимо записаться на курс. Все курсы, на которые подписан студент, отображаются в личном кабинете с указанием его прогресса (в процентах).

Среди недостатков отмечены технические сложности работы с курсами, а именно отсутствие качественных средств, необходимых для эффективной функциональности портала.

Примеры открытых курсов по изучению русского языка как иностранного приведены в таблице 5.

Таблица 5. - Примеры открытых курсов по изучению русского языка как иностранного

Название курса Краткое описание курса

1 2

«Русский язык для наших детей». http://rus4chld.pushkininstitute.ru/ Учебно-тренировочный контент и методические материалы для поддержки образовательной деятельности на русском языке

«Русский как иностранный. А1 - элементарный уровень» https://pushkininstitute.ru/beginner Элементарный уровень (А1) состоит из 5 модулей, каждый из которых поделен на уроки: вводный фонетико-грамматический курс (5 уроков), интенсивный курс русской речи (5 уроков), русский язык в упражнениях (9 уроков), спецкурс «Разговоры с русскими» (8 уроков) и итоговое тестирование. Тест состоит из 3 частей (лексика и грамматика, чтение, аудирование) и доступен к прохождению в двух вариантах. На его освоение дается ограниченное количество времени, повторно пройти тест или просмотреть его нельзя. Уроки дополнены иллюстрациями, видео-, аудиофрагмен-тами, к грамматическим упражнениям прилагается справочный материал, который студент при возникновении трудностей может изучить дополнительно

Курс «Русский как иностранный. А2 - базовый уровень» https://pushkininstitute.ru/basic Базовый уровень (А2) представляет собой 6 модулей: корректировочный фонетический курс, интенсивный курс русской речи, русский язык в упражнениях, спецкурс «Разговоры с русскими», диагностическое и итоговое тестирование. Часть модулей содержит материал предыдущего курса с дополнениями, что позволяет студенту повторить ранее изученный материал. Новый (по сравнению с А1) модуль «Диагностическое тестирование» помогает студенту подготовиться к прохождению итогового тестирования и выявить возможные пробелы в своих знаниях. Данный тест содержит только один вариант заданий и состоит из 3 частей (лексика и грамматика, аудирование и чтение). Существенным дополнением в курсе базового уровня является вкладка «Материалы к урокам» в модуле «Интенсивный курс русской речи». В данной вкладке студентам предлагается просмотр учебных фильмов и мультфильмов

Окончание таблицы 5

1 2

«Русский как иностранный. B1 - I сертификационный уровень» https://pushkininstitute.ru/certified1 Курс В1 ориентирован на студентов и абитуриентов различных направлений обучения, в связи с тем, что достижение данного уровня является уровнем, необходимым для поступления и дальнейшего обучения в вузах России. Данный курс состоит из основной части и профессионально ориентированных модулей (лингвистика, русская литература, история России, математика, физика (механика), физика (элекстро-статика), основы информатики, биология и основы экономической теории), а также спецкурса «Новости из России». Завершается обучение итоговым тестированием по основной части курса, которое традиционно состоит из 3 частей и имеет ограничение по времени его выполнения. В курсе имеются задания на перевод, что может осложнять работу для студентов, не владеющих ни одним из 8 предложенных иностранных языков на достаточном уровне

«Русский как иностранный. B2 - II сертификационный уровень» https://pushkininstitute.ru/certified2 Многоаспектный курс для иностранных граждан, способствующий развитию ауди-тивных, коммуникативных навыков, навыков чтения и понимания текста. В нем прорабатываются грамматические темы и параллельно освещаются вопросы культуры, образования, литературы и т.п.; состоит из 3 модулей (основной, спецкурс «Новости из России» и итоговое тестирование). К недостаткам следует отнести: довольно громоздкая форма подачи материала; часть информации спецкурса «Новости из России» уровней В1 и В2 устарела

«Русский как иностранный. C1 - Ш сертификационный уровень» https://pushkininstitute.ru/certified3 Курс построен по схеме уровня В2 и состоит из 3 модулей (основной, спецкурс и итоговое тестирование). Задания направлены не только на углубление знаний в области русского языка, но и на развитие интереса к русской культуре и творческого восприятия языковых явлений

«Русский как иностранный. C2 - IV сертификационный уровень» https://pushkininstitute.ru/certified4 Уровень С2 ориентирован на студентов-филологов. Данный курс состоит из 4 модулей (русский язык и культура речи, речевая коммуникация, теория и практика перевода и итоговое тестирование). Модуль «Теория и практика перевода» доступен для пользователей, владеющих китайским, английским, французским, немецким или испанским языками. В курсе представлены разнообразные типы демонстрационного и контрольного материала (вводные лекции, видеолекции с опорой на презентации, задания тестового типа, творческие задания для проверки тьютером, интерактивные задания в виде форума и вебинара, тексты лекций, доступные для скачивания, список обязательной и дополнительной литературы по курсу). Материал знакомит слушателей с литературными нормами, гендерными особенностями языка и т.п., характеризуется глубоким содержанием, наличием большого количества вопросов в тестах. Проверка знаний осуществляется как автоматически, так и посредством работы с тьютором

Курс «Русский язык как иностранный» https://openedu.ru/course/spbu/RUSF OR/ Курс создан преподавателями Санкт-Петербургского государственного университета. Материалы курса предназначены для тех, кто хочет усовершенствовать свои знания русского языка по уровню В1. В курс включены учебные видеосюжеты, под-касты, аутентичные видеотексты для аудирования, аутентичные тексты для чтения, разделы «Грамматика», «Говорение», «Взаимопроверка». Система заданий опирается на принцип «язык через культуру, культура через язык». Еженедельные занятия (курс предусматривает обучение в течение 14 недель). В качестве контроля используются тестовые задания, задания на наблюдение, анализ, продуцирование письменных и устных текстов в соответствии с заданными целями и задачами коммуникации, а также оценка текстов, созданных другими слушателями

«Learn Russian» http://learnrussian .rt.com/ Общедоступный онлайн-курс по русскому языку как иностранному, язык-посредник - английский

Курсы РКИ, размещенные на портале «Образование на русском», характеризуются разнообразным качественным контентом, корректно подобранным грамматическим и лексическим материалом, изобилием видео-и аудиофрагментов и дополнительных заданий.

Экспресс-курсы обучения РКИ представлены в таблице 6.

Экспресс-курсы по русскому языку как иностранному (уровни А1 и А2), размещенные на образовательной площадке «Универсариум», также были высоко оценены экспертами [21] (остальные уровни находятся в процессе разработки). Данные экспресс-курсы адресованы иностранным гражданам, которые хотят в короткие сроки овладеть базовыми знаниями русского языка, достаточными для общения на бытовые и социальные темы. Для начала работы необходимо зарегистрироваться на сайте или использовать любой из профилей в социальных сетях. Каждый из уровней состоит из 15 модулей, завершающихся тестом.

Итогового тестирования по итогам курса не предусмотрено. Название каждого модуля представлено в виде реплики из диалога, что демонстрирует коммуникативную направленность ресурсов. В личном кабинете удобно отслеживать свой прогресс, скачивать файлы для уроков. Кроме того, здесь отображена структура всех модулей курса. Четкая структура, удобная навигация по разделам и функциональный дизайн помогают легко находить нужные элементы на странице. Качественные видеоуроки и презентации делают курс предельно

понятным для иностранцев. Героями видеосюжетов являются в числе прочих преподаватели - авторы курса, что обеспечивает необходимый темп произношения и корректное интонирование предложений; отработка речевых умений путем введения информации сначала без субтитров, а потом с ними способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, стимулирует к самостоятельному применению изученных конструкций. Работа с платформой возможна как с помощью персонального компьютера, так и со смартфона, что делает данные курсы привлекательными для современных пользователей.

Таблица 6. - Экспресс-курсы обучения РКИ

Название курса Основная информация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспресс-курсы обучения РКИ. Уровень А1 http://universarium.org/course/647 Курс предусматривает знакомство слушателей с основами русской фонетики, грамматики и лексики на уровне А1. Задача курса - в сжатой форме представить основные явления фонетики и грамматики, обобщить уже имеющиеся знания, вывести обучающихся в речь. Использование языка-посредника не предусмотрено, все фонетические и грамматические явления демонстрируются через иллюстративный материал

Экспресс-курсы обучения РКИ. Уровень А2 http://universarium.org/course/648 Курс предусматривает знакомство слушателей с основами русской фонетики, грамматики и лексики на уровне А2. Курс предназначен в первую очередь для слушателей из стран СНГ, которые регулярно слышат русскую речь, но не имеют навыков чтения, говорения и письма, а также совершенно не знакомы с грамматикой русского языка. Курс позволит восполнить пробелы, связанные с грамматической стороной языка, научит читать и писать, общаться в типичных повседневных ситуациях

Еще один интерактивный курс с четкой структурой (на 8 языках), разработанный Центром международного образования МГУ при поддержке фонда «Русский мир», - «Время говорить по-русски!». В разделе курса «Русский язык как иностранный» «Основной курс» помимо уроков находится вступительная статья, где объясняется, как работать с материалом. В описании каждого урока содержится информация по следующим пунктам: тема урока; конструкции; грамматика; упражнения; страноведческая информация.

Таким образом, обучающийся с самого начала работы с уроком видит, какие знания он будет иметь по его окончании. Курс состоит из 10 уроков, которые охватывают все базовые грамматические темы: падежную систему существительных, настоящее и прошедшее время глаголов, совершенный и несовершенный вид глаголов, прилагательные, числительные и др.

Каждый урок подразделяется на сцены, которые содержат предпросмотровые задания, просмотр, послепросмотровые задания, словарь, грамматический справочник, упражнения.

Словарь, тест и страноведческая информация даны после сцен, однако к ним можно обратиться в любой момент. С левой стороны экрана визуализирована система удобной навигации между сценами одного урока, использующая условные изображения, символизирующие разные блоки.

Такая система облегчает интуитивное ориентирование в материалах ресурса. Помимо уроков курс представляет дополнительные материалы: библиотеку, содержащую тексты к урокам и ссылки на дополнительный материал для чтения, и медиатеку с русскими народными, детскими и другими песнями. Относительно отбора композиций можно предложить пополнить этот раздел современными русскими хитами, которые на слуху у студентов, которые они, возможно, будут узнавать лучше.

Данный ресурс размещен на нескольких серверах, что позволяет при всей его сложности и разветвленно-сти работать без сбоев на достаточно высокой скорости. На сайте действуют все технически заявленные элементы. Оформление курса, как и видеоматериалов, входящих в него, выполнено в самобытном, запоминающемся стиле советских пластилиновых мультфильмов.

Также нами были выявлены онлайн-школы в Беларуси, которые предлагают возможность изучения русского языка как иностранного (таблица 7).

Таблица 7. - Примеры онлайн-школ в Беларуси по изучению русского языка как иностранного

Название курса, ссылка Основная информация

1 2

Образовательный центр «Лидер» https://learnrussian.by/onlajn/ В структуру образовательного центра, который одним из первых среди белорусских центров дополнительного образования стал проводить обучение онлайн, входят курсы русского языка как иностранного. Педагоги работают в специализированной системе дистанционного обучения или использовать для проведения занятий Skype. При обучении русскому как иностранному онлайн вы работаете один на один с педагогом, общаясь при помощи веб-камеры и микрофона в виртуальном учебном классе. В ходе занятий вы можете заниматься только разговорной речью, отдавать максимум внимания грамматике либо параллельно осваивать все языковые компетенции как в стандартной программе русского языка

Окончание таблицы 7

1 2

«SoloMinsk, иностранные языки» https://sol.by/programs/russkiy-dlya- inostrancev/ Онлайн-школа предназначена для иностранных студентов, у которых нет возможности приехать в Беларусь для очного обучения. Онлай-школа подойдет для тех, кто хочет получать индивидуальную помощь в обучении за сравнительно небольшие деньги в течение длительного времени; для тех, кто учит русский самостоятельно или с педагогом у себя на родине и при этом нуждается в отработке произношения или в прояснении тонкостей живой речи; для тех, кто ценит свое время и интересуется современными образовательными технологиями

Онлайн обучение русскому языку как иностранному в Школе иностранных языков «NEW EDUCATION» https://new-edu.by/russian-for-foreigners-online Онлайн-курсы русского языка как иностранного рассчитаны на школьников от 7 лет, подростков, студентов и взрослых. Онлайн-обучение проводится на платной основе

Белорусский государственный экономический университет предлагает «Курсы русского языка как иностранного» http://bseu.by/russian/abiturient/incou rs.htm Курс предназначен для желающих начать изучать русский язык с нуля или усовершенствовать свои знания. Уровни обучения - от начального до продвинутого. Предлагается на выбор 5 учебных программ: - «Русский язык с самого начала»; - «Русский язык для делового общения»; - «Русский язык. Разговорная практика»; - «Русский язык. Страноведение»; - фонетический видеокурс «Караоке по-русски»

Школа иностранных языков «Streamline», курс «Русский язык как иностранный» https://str.by/adults/minsk/russian/gen eral-course Общий курс русского языка для иностранцев формирует навыки общения в повседневных жизненных ситуациях, включает в себя обучение правильному произношению, грамматике, лексике. Большое внимание уделяется практике устной и освоению письменной речи, пониманию языка на слух, чтению. Обучение проводится на разных уровнях сложности

Международный центр языковой подготовки «Step by step», курс «Русский язык как иностранный» https://sbs.by/yazyikovyie-kursyi/russkiy-yazyik-kak-inostrannyiy-v-minske/ Языковой центр «Step by Step» разработал комплекс программ по русскому языку для иностранных граждан. Для различных сфер бизнеса предусмотрены специализированные курсы, которые позволяют эффективно изучить базовую и профильную лексику. Обучение проводится на платной основе

Белорусский национальный технический университет, курсы русского языка для иностранных граждан http://old.bntu.by/rlc.html Кафедра русского и белорусского языков БНТУ предлагает занятия по русскому языку для иностранных граждан, которые хотят: - выучить русский язык с нуля (уровень А1); - улучшить качество своего русского языка (уровни А2-В1); - усовершенствовать свой русский язык для делового и профессионального общения (уровни В2-С1)

Центр изучения иностранных языков «So Easy», курс «Русский язык для иностранцев» https://languagecoursefinder.com/min sk/russian/course/russkij-yazyk-dlya-inostrancev-45506 В структуру центра изучения иностранных языков входят курсы русского языка как иностранного. Курсы проходят в групповой форме, два раза в неделю. Обучение проводится на платной основе

Учим русский. Русский язык как иностранный, курс «Уроки обучения РКИ на основе видеозаписей». http://rus.lang- study.com/category/video/rki-video/ Уроки обучения РКИ на основе видеозаписей. Онлайн-сервис включает методические разработки по РКИ, основанные на видеозаписях из числа естественных средств массовой коммуникации. Кроме видеозаписей, на страницах рубрики представлены вводные комментарии, толкования сложных слов, а также вопросы и задания по содержанию видеозаписи. Материалы рубрики будут полезны не только для развития навыков аудирования, но и для тренировки внимания, памяти, аналитических способностей, самоконтроля. В создании сайта участвуют студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели филологического факультета БГУ, Беларусь

Заключение. Как было сказано, лучшими курсами, которые можно использовать для изучения русского языка как иностранного, были определены курсы, расположенные на портале «Образование на русском» https://pushkininstitute.ru/, Экспресс-курсы, размещенные на площадке межвузовского образования «Универсариум» (http://universarium.org/course/647), курс «Русский как иностранный» (https://openedu.ru/course/spbu/RUSFOR/) портала «Открытое образование» и курс «Время говорить по-русски!» (http://speak-russian.cie.ru/time_new/).

Следует отметить, в Беларуси подобные онлайн-курсы, которые располагаются в свободном доступе, не были обнаружены. Нами были выявлены лишь немногочисленные онлайн-школы и курсы изучения русского языка как иностранного (онлайн-школа «SoloMinsk, иностранные языки», образовательный центр «Лидер», онлайн-школа иностранных языков «NEW EDUCATION», БГЭУ «Курсы русского языка как иностранного,

школа иностранных языков «Streamline», курс «Русский язык как иностранный», международный центр языковой подготовки «Step by step», курс «Русский язык как иностранный», Центр изучения иностранных языков «So Easy», курс «Уроки обучения РКИ на основе видеозаписей»).

Безусловно, лидером в продвижении онлайн-образования в сфере РКИ является Институт им. А.С. Пушкина. Кроме курсов для студентов, которые изучают РКИ на разных уровнях, предлагаются и курсы для преподавателей, которые желают совершенствовать свои навыки преподавания онлайн. Например, можно назвать такие программы, как «Трансформация обучения русскому языку как иностранному в онлайн-среде: лучшие практики»1, «Проведение онлайн-урока по РКИ: методические и технологические аспекты»2, «Корпусная лингвистика для преподавателей русского языка»3. Таким образом, Институт им. А.С.Пушкина одновременно учит русскому онлайн студентов и готовит преподавателей для студентов, желающих обучаться онлайн.

Белорусское онлайн-образование в сфере РКИ активно развивается, благодаря социальным вызовам и необходимости университетского образования подстраиваться под восстребованные временем формы обучения и партнерским связям с российскими коллегами. Но создание открытых образовательных ресурсов по РКИ и центров развития методических компетенций в этой сфере - перспектива для белорусских ученых.

Желание людей учиться интересно, разнообразно, в удобном для себя месте, учитывая индивидуальный график, а также пандемия COVID-19 действительно определили необходимость, а также важность онлайн-обу-чения. Дистанционное и онлайн-обучение - достойная альтернатива традиционным занятиям в аудитории, представляющая возможность непрерывности образовательного процесса. Обращение к данным формам обучения в дальнейшем будет возрастать, а постоянно развивающиеся информационные технологии давать толчок для возникновения новых способов организации образовательного процесса. На наш взгляд, онлайн-курсы являются мощным и прогрессивным инструментом обучения, позволяющим удовлетворить потребность людей, а также достичь целей. Следует отметить, что особую роль в организации такого типа обучения выполняет сам преподаватель, который на практике должен уметь эффективно управлять обучением онлайн.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Клевец, А. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А. Клевец. - Режим доступа: http://sudex.krsu.edu.kg/index.php/elektronnoe-obrazovanie-e-learn/143-chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya. - Дата доступа: 11.10.2020.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

4. Налбандян, А.В. Методические основы использования ресурсов интернета при обучении чтению на уроке РКИ (на материале газетно-публицистических текстов) : автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.02. / А.В. Налбандян ; Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина - М., 2004. - 20 с.

5. Иманбаева, С.Т. Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс казахстанских вузов [Электронный ресурс] / С.Т. Иманбаева, В.В. Шахгулаи. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-uchebnyy-protsess-kazahstanskih-vuzov/viewer. - Дата доступа: 10.10.2020.

6. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2002. - 272 с.

7. Азимов, Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / Э.Г. Азимов. - М. : Рус. язык. Курсы, 2006. - 152 с.

8. Архангельская, А.Л. E-learning в системе современного высшего образования [Электронный ресурс] / А.Л. Архангельская. - Режим доступа: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2014_3-1_03.pdf. - Дата доступа: 17.11.2020.

9. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие / Е.С. Полат, Ю.П. Господарик, А.Е. Петров. -М. : Академия, 2004. - 416 с.

10. Сысоев, П.В. Модели дистанционного обучения [Электронный ресурс] / П.В. Сысоев, Н.И. Хмаренко. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-distantsionnogo-obucheniya/viewer. - Дата доступа: 02.12.2020.

11. Богомолов, А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] / А.Н. Богомолов. - Режим доступа: https://docplayer.ru/40006566-Internet-tehnologii-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-bogomolov-a-n.html. - Дата доступа: 17.11.2020.

12. Лебедева, М.Ю. Русский язык в цифровом пространстве: как преподавателю РКИ выбрать и использовать информационные ресурсы и сервисы [Электронный ресурс] / М.Ю. Лебедева. - Режим доступа: https://vk.com/doc130752811_599006310?hash=570618329dcd9403a9&dl=453333a46b99c33ce0. - Дата доступа: 12.10.2020.

1 https://www.pushkin.institute/anons/detail.php?ID=26350

2 https://www.pushkin.institute/anons/detail.php?ID=25432

3 https://www.pushkin.institute/anons/detail.php?ID=13588

13. Лебедева, М.Ю. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде [Электронный ресурс] / М.Ю. Лебедева. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/339955672_Sinhronnyj_onlajn-urok_po_RKI_kak_osobaa_forma_obucenia_v_cifrovoj_srede - Дата доступа: 09.02.2021.

14. Бовтенко, М.А. Электронные курсы по иностранным языкам: реализация лингвометодических требований / М.А. Бовтенко // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2020 г. / гл. ред. Л.В. Путькина. - СПб., 2020. - 172 с.

15. Кириенко, В.А. Возможности онлайн-обучения РКИ на начальном этапе / В.А. Кириенко // Русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания / МГПУ ; сост.: Г.В. Мухаметов. - Ливны, 2017. - С. 115-120.

16. Руденко-Моргун, О.И. Электронный учебник русского языка: история и перспективы развития / О.И. Руденко-Моргун. - М. : Изд-во РУДН, 2006.

17. Толмачева, Е.В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной веб-квест технологии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.В. Толмачева. - М., 2015. - 24 с.

18. Жильцов, В.А. Компьютерное моделирование языковой среды в дистанционном обучении РКИ (уровни А2-В1) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.А. Жильцов. - М., 2019. - 21 с.

19. Булыгина, Е.В. Лингвометодическая модель электронного тренажера для подготовки к сертификационному тестированию по РКИ (уровень B1) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.В. Булыгина. - М., 2019. - 24 с.

20. Калита, О.Н. Дистанционное обучение русским глаголам движения в учебном курсе по РКИ с использованием мобильных приложений (этноориентированная модель курсового обучения для греческой аудитории, уровни А2-В1) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О.Н. Калита. - М., 2016. - 23 с.

21. Лучшие практики создания и функционирования электронных образовательных ресурсов по русскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F680806886/Luchshie.praktiki.kursov. otkrytogo.obrazovaniya.pdf. - Дата доступа: 09.12.2020.

22. Азимов, Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) [Электронный ресурс] / Э.Г. Азимов. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mook-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-dostizheniya-i-perspektivy/viewer. - Дата доступа: 13.10.2020.

Поступила 27.10.2021

ONLINE EDUCATION IN THE RUSSIAN AND BELARUSIAN PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

L. ZIABKINA, S. LIASOVICH

The article analyzes online education in the field of teaching Russian as a foreign language in the context of the

current Russian and Belarusian situation. Various Internet resources and their content are considered: component

composition, target audience, accessibility, tools for teaching Russian as a foreign language presented on the resources.

The article compares the offers for online education in the field of Russian as a foreign language in Russia and Belarus.

Keywords: online education, Russian as a foreign language, internet resources, methodology for teaching Russian

as a foreign language, online course, open education, distance education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.