ELECTRONIC LINGUODIDACTICS IN TEACHING RUSSIAN
LANGUAGE Khadzhiev R.M. (Republic of Uzbekistan) Em ail : [email protected]
Khadzhiev Rakhim Muratovich - Senior Russian language Teacher, DEPARTMENT OF UZBEK AND FOREIGN LANGUAGES, UZBEK STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the types of information and communication technologies in relation to the teaching of Russian as a foreign language, as well as Internet resources that can serve as a tool for creating creative and communicative tasks. As a result of a review of Internet sites, training programs, online textbooks and other resources on Russian as a foreign language, the author identifies the positive and negative aspects of using various information and communication technologies, assesses the methodological effectiveness of their use in Russian language lessons with a foreign audience. The urgency of the problem of using information and communication technologies in the lessons of the Russian language as a foreign language (RCT) is associated with the rapid development of the information society and the Internet space, which, in turn, requires the teacher to use the latest computer technology in teaching the Russian language. The work is based on the analysis of methodological and pedagogical literature in the field of teaching Russian as a foreign language, as well as a review of methodically successful educational Internet resources. The following research methods were used: analysis, synthesis, comparison, classification. Keywords: information and communication technologies, electronic linguodidactics, methods of teaching Russian as a foreign language, textbooks for foreigners, multimedia.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
Хаджиев Р.М. (Республика Узбекистан)
Хаджиев Рахим Муратович - старший преподаватель русского языка, кафедра узбекского и иностранных языков, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются виды информационно-коммуникационных технологий применительно к преподаванию русского языка как иностранного, а также интернет-ресурсы, которые могут послужить инструментом для создания творческих и коммуникативных заданий. В результате обзора интернет-сайтов, учебных программ, онлайн-учебников и иных ресурсов по русскому языку как иностранному автор выявляет положительные и отрицательные стороны использования тех или иных информационно-коммуникационных технологий, дает оценку методической эффективности их применения на уроках русского языка с иностранной аудиторией. Актуальность проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как иностранного (РКИ) связана со стремительным развитием информационного общества и интернет-пространства, что, в свою очередь, требует от преподавателя использования новейших средств компьютерной техники при обучении русскому языку. Работа основана на анализе методической и педагогической литературы в области преподавания русского языка как иностранного, а также обзоре методически успешных образовательных интернет-ресурсов. Использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронная лингводидактика, методика преподавания русского языка как иностранного, учебные пособия для иностранцев, мультимедиа.
На сегодняшний день компьютерные технологии развиваются весьма стремительно, следовательно, в методической копилке преподавателя русского языка как иностранного появляются новые средства обучения языку, которые он может использовать в учебной деятельности.
В данной статье рассмотрены некоторые ИКТ, которые позволяют совершенствовать занятия по русскому языку, делая их интересными и продуктивными. Сделан также обзор интернет-сайтов,
учебных программ, онлайн-учебников и иных ресурсов по РКИ. Обзор предваряет небольшая ссылка в историю использования ИКТ в практике преподавания различных языков, выделены основные этапы их становления и развития [1. С. 62]:
1) тренажерный (тренировочный) - 80-е годы XX в.
Цель: использование компьютера как средства тренировки и овладения учебным материалом.
Типы упражнений - подстановочные, трансформационные. В представленных заданиях учащиеся исправляют отдельные грамматические ошибки и совершенствуют речевые умения;
2) имитационно-игровой.
Цель: имитация общения на изучаемом языке.
Упражнения содержат задания, направленные на развитие устной речи обучаемых;
3) референтный (энциклопедии, словари, базы данных) - конец 90-х годов XX в.
Цель: помощь преподавателю иностранного языка в практической учебной деятельности, сопряженной с формированием механизмов монологической речи учащихся;
4) социальный (социальные сети, блоги, электронная почта).
Цель: развитие диалогической речи посредством общения с носителями языка;
5) сетевой (создание среды обучения) - современный этап развития технических средств обучения.
Цель: создание комплекса разнообразных учебных материалов с использованием новейших компьютерных средств (интерактивных упражнений, электронных учебников, веб-приложений, дистанционного обучения). Естественно полагать, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе преследует решение конкретных лингвометодических целей и задач [2. С. 325]:
- развитие устной и письменной речи;
- чтение; - поиск информации;
- тестирование; - повышение профессиональной квалификации преподавателей;
- получение филологического образования на русском языке.
Для достижения этих целей и задач преподавателю необходимо иметь в своей записной книжке несколько адресов сайтов, сервисов и баз данных, содержащих разнотипные и разножанровые тексты, аудио- и видеоматериалы, которые помогут в работе на уроках со студентами-иностранцами. Выделим наиболее популярные ресурсы [1. С. 45]:
1) Gramota.ru - самый популярный сайт среди преподавателей-русистов. Он представляет собой справочно-информационный портал с удобной навигацией. На сайте можно почитать статьи с интригующим названием типа «Умирает ли русский язык», а также найти словари, видеоучебники, библиографические источники, ссылки и пр.;
2) http://www.ruscorpora.ru - портал, именуемый Национальным корпусом русского языка, содержит различные текстовые и мультимедийные материалы, которые отражают современные тенденции употребления лексических единиц русского языка, их частоту. Например, спрашивается, как чаще используется существительное кофе: в мужском или среднем роде? Ответ будет представлен вам в форме статистики с различными примерами;
3) fcior.edu.ru - сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Здесь можно найти курсы, вебинары, конференции, которые могут быть интересны для учителей, в том числе и для преподавателя РКИ;
4) http://www.zlat-edu.ru - сайт издательства «Златоуст». На нем можно найти методические консультации и обзор популярной учебно-методической литературы по РКИ;
5) http://vk.com/rus_kak_i - прекрасный ресурс для преподавателей русского языка как иностранного, содержащий большое количество обучающих материалов, мультимедиа, новости лингводидактики, обсуждение наболевших вопросов методики и создающий замечательную творческую атмосферу, в которой можно черпать все новые идеи для проведения учебных занятий;
6) https://www.facebook.com/RussianLng/?fref=ts - ресурс для иностранцев, изучающих русский язык. Он содержит актуальную информацию по изучаемой дисциплине, статусы, которые молодые люди так любят цитировать, правила, представленные в смешных картинках. Например, фразеологизм «его и след простыл» изображен в виде человеческой стопы (с человеческим лицом), закутанной в шарф и с градусником под мышкой.
А теперь обратимся непосредственно к самим программам, которые можно использовать в обучении русскому языку как иностранному:
1. Voki.com. Здесь можно создавать учебные аудиофайлы с изображением различных предметов, явлений. Преподаватель может подобрать картинку по теме урока, а также аудиозапись к ней. Например, изучая тему «В гостях», можно выбрать серию картинок с описанием дома, семьи, чаепития, нарисовать, в частности, фразеологизм «быть не в своей тарелке», а в качестве аудиофайла
43 ■ Еигореап Баепсе № 3 (52)
записать такие выражения, как: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Милости просим», «Ноги моей здесь больше не будет», или включить песенку Винни-Пуха «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».
2. Animoto.com. С помощью этого ресурса удобно создавать видеопрезентации. Возможности для создания видеопрезентаций заложены, прежде всего, в лексико-грамматических категориях.
3. Presentme. Этот ресурс тоже позволяет организовать видеопрезентацию, но здесь к видеозаписи можно приложить еще комментарии преподавателя.
ИКТ могут использоваться на всех этапах обучения русскому языку как иностранному [3. C. 81]. Преподавательский опыт, знание методики обучения РКИ помогут адаптировать те или иные электронные ресурсы под разные уровни владения языком: от элементарного (А1) до продвинутого (С2). Так как информационно-коммуникационные технологии постоянно развиваются, то с ними развивается и методика преподавания РКИ, которая учитывает новые тенденции.
Список литературы / References
1. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. М. Русский язык, 2012.
2. Анисимов Г.А. Избранные работы по лингводидактике и языкознанию. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995.
DISTANCE EDUCATION AS A SPHERE OF MASTERING NEW INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS Bеgasheva Sh.N. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Bе[email protected]
Bеgasheva Sharofat Nematullaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF GERMAN LANGUAGE AND LITERATURE, TERMEZSTATE UNIVERSITY, TERMEZ, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: reforming the educational process in the education system, creating new methods of teaching based on information technologies, their widespread implementation-a requirement of today, the introduction of interactive e-learning courses is one of the requirements of the time. Organized information and training tools are widely used in the distance learning system. Innovative distance learning works on the assimilation of material by the student, improves the quality of the educational process. Developed educational materials to improve the level of independent work for students, imposes responsibilities on teachers.
Keywords: education, training, process, information and training tools.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ Бегашева Ш.Н. (Республика Узбекистан)
Бегашева Шарофат Неъматуллаевна - старший преподаватель, кафедра немецкого языка и литературы, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: реформирование учебного процесса в системе образования, создание новых разработок методов обучения, основанных на информационных технологиях, их широкое внедрение - требование сегодняшнего дня, внедрение интерактивных электронных учебных курсов является одним из требований времени. Организовываемые информационно-обучающие инструменты широко используются в системе дистанционного обучения. Инновационное дистанционное обучение работает на усвоение материала студентом, повышает качество образовательного процесса. Разрабатываемые учебные материалы для повышения уровня самостоятельной работы для студентов, накладывают ответственность на педагогов. Ключевые слова: образование, обучение, процесс, информационно-обучающие инструменты.
УДК 378