Электронная лингводидактика: эвристические возможности онлайн-тестирования по русской
грамматике
Ларионова Анна Александровна ассистент, кафедра русского языка как иностранного в профессиональной коммуникации, факультет международных образовательных программ
КНИТУ, 420015, г.Казань, ул. Маркса, 68, тел. 89991641866,annaribka86@mail.m
Аннотация
В статье анализируются обучающие, корректирующие и образовательные возможности использования онлайн-теста по грамматике русского языка как иностранного. Отдельные аспекты работы обучающегося с онлайн-тестом предлагается рассматривать в качестве модели эвристического образования. Кроме того, в статье описаны концептуальные основы тестирования на занятиях по русскому языку как иностранному, представлены и проанализированы виды грамматических онлайн-тестов. Автор приходит к выводу о том, что классическая модель образовательного пространства в условиях включения элементов электронной лингводидактики претерпевает изменения: преподаватель языка теперь может выполнять роль педагога-модератора, что становится необходимым условием реализации эвристической функции «грамматеста».
The article analyzes the educational and corrective possibilities of using the online grammar test of Russian as a foreign language. Some aspects of the student's work with the online test is proposed to consider as a model of heuristic education. Additionally, the article describes the conceptual basis of testing, the kinds of grammatical online tests are presented and analyzed. The author concludes that the classical model of educational space in combination with elements of electronic education is changing: language teacher is now able to fulfill the role of the teacher-moderator, it becomes a prerequisite for the implementation of heuristic "grammar test".
Ключевые слова
электронная лингводидактика, обучающий онлайн-тест, русский язык как иностранный, эвристическая функция
e-didactics, teaching online test, Russian as a foreign language, heuristicfunction
Введение
Стратегия развития современного общества на основе интегрированных знаний и высокоэффективных технологий требует внесения значительных корректив в теорию и практику обучения иностранным языкам, способствует поиску новых форм и моделей обучения и самообучения, делает современные компьютерные технологии неотъемлемой частью методологического «портфеля».
К образовательным технологиям нового поколения относят электронные учебники русского языка как иностранного (далее РКИ), дистанционные онлайн-курсы РКИ, Skype-беседы с носителем языка или преподавателем РКИ. Известно, что
«особенности электронной лингводидактики определяются, как известно, не столько аппаратными средствами (персональные компьютеры, сети и т.п.) и работой с ними, сколько новым форматом обучения, предполагающим использование удаленных электронных ресурсов, электронный контроль обучаемости и обученности, возможность практически мгновенно находить необходимую информацию в сети, смещением акцентов в деятельности преподавателя и студента: первый становится скорее консультантом и координатором автономной учебно-познавательной деятельности второго» [1]. Исследователи указывают на трансформацию классического процесса обучения и роли преподавателя в нем - теперь обучение в большой мере основано на собственном опыте обучающегося, а преподаватель выступает не столько транслятором знаний (все они находятся в свободном открытом доступе в сети Интернет), сколько неким модератором процесса «формирования широкого спектра компетенций». «Учитель все больше должен будет переходить от роли эксперта, предоставляющего информацию, выстраивающего учебный процесс и направляющего учащихся на решение задачи, к роли наставника, организующего процесс обмена информацией, помогающего учащимся выбирать индивидуальный маршрут обучения» [2].
В настоящей работе рассмотрены эвристические возможности онлайн-тестирования по русской грамматике в аспекте развития современной методологической базы РКИ, новых педагогических возможностей использования компьютера в процессе обучения и новой модеративной роли преподавателя в этом процессе .Отметим, что функции, проблемные зоны и методология тестирования на занятиях по иностранному языку достаточно описаны как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Однако новизной настоящего исследования становится попытка включить аспект языка (грамматику), который обычно изучается традиционно, в современную технологически продвинутую образовательную сферу, выявить появившиеся в связи с этим новые эвристические возможности грамматического теста и оценить эффективность предлагаемого подхода.
Концептуальные основы тестирования на занятиях РКИ
Тест как метод диагностики субъективных особенностей личности, ее знаний, навыков и уровня подготовленности стал использоваться на рубеже Х1Х-ХХ вв. Согласно современным стандартам образования, тестирование является одной из основных форм контроля знаний в российских школах и высших учебных заведениях и преследует важную прагматическую задачу - интегрирование российской высшей школы в мировую систему образования. В системе обучения неродному языку в вузе тесты представляют собой дидактически и технологически эффективное средство объективного контроля, позволяя сократить общее время контроля и сохраняя при этом необходимую надежность оценки уровня владения языком.
В России в конце ХХ столетия начинает складываться особое научно-методологическое направление - тестология, в рамках которого тест осмысливается в качестве средства педагогического измерения учебных достижений учащихся (общество в современную эпоху остро нуждается в получении объективной информации о качестве получаемого и предоставляемого образования). Сами обучаемые предпочитают тестирование другим методам контроля, считая его наиболее эффективным. В научном дискурсе, наоборот, к тестам долгое время незаслуженно относились скептично и использовали их только в качестве средства рапид-контроля.
Разные авторы предлагают разные типологии тестов. Так, Т.Ю. Бодрова пишет о «нормативно-ориентированных» и «критериально-ориентированных» тестовых разновидностях. Первые представляют собой метод и средство диагностики
и используются при распределении тестируемых по местам или рейтингу. Вторые предназначены для решения конкретных целей и задач, например для проверки уровня усвоения определенного перечня знаний, умений и навыков; аттестации выпускников на достижение ими минимально допустимого уровня компетентности. Такие тесты используются как средство проверки знаний на занятиях по РКИ, в процессе работы со студентами-иностранцами [2].
Исследователи выделяют 4 группы тестов: 1) тесты достижений (цель: измерить степень освоения конкретной учебной программы или отдельного ее модуля), 2) тесты фактических знаний (цель: выявить реальный уровень знаний тестируемого, в случае если его опыт изучения языка носит «прерывистый» характер); 3) прогностические тесты (цель: выявить у тестируемого способность к изучению языка); 4) диагностические теста (по цели связаны с тестами группы 1, но в отличие от последних нацелены на лакунарность знания - выявляют то, что студент не усвоил) [3].
Классическими примерами тестов фактических знаний являются TOEFL иТРКИ-1 (Общее владение). Материал для таких тестов отбирается методом "professionalguess-work" (термин А.Дэвиса, досл. «метод профессионального тыка»), а потому такие тесты представляют большой интерес для исследователей и большую «опасность» для тестируемых. Напомним, что тестовый экзамен ТРКИ-1 состоит из 5 частей, называемых субтестами:
1. Чтение — 45 минут.
2. Письмо — 45 минут.
3. Лексика. Грамматика — 45 минут.
4. Аудирование — 30 минут.
5. Устная речь — 30 минут.
Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Успешно сдавшему тестирование выдается сертификат государственного образца. Если по одному из субтестов тестируемый получил менее 66%, ему выдается Справка о прохождении тестирования. В справке указываются результаты всех тестовых экзаменов.
Из пяти разделов теста единственный субтест, к сдаче которого обучающийся может готовиться абсолютно самостоятельно, используя современные интернет-ресурсы, справочники и словари, это «Лексика. Грамматика». Субтесты на виды речевой деятельности («Письмо», «Устная речь/ Говорение», «Аудирование» и «Чтение») требуют наличие консультативной обратной связи, внешней оценки специалиста и пояснений даже на этапе подготовки. Следовательно, используя ресурс самоподготовки, обучающийся наиболее успешно может подготовиться только к субтесту «Лексика. Грамматика». Тем более что многие тестирующие организации выкладывают образцы тестов экзамена в открытый сетевой доступ или просто предлагают демо-версию теста той или иной уровневой разновидности:
Рис.1. Субтест 3. «Лексика. Грамматика». Авторы-составители: И.Н. Афанасьева, Л.П. Клобукова, В.А. Степаненко, А.А. Толстых (МГУ им. М.В. Ломоносова), сайт http://testor.ru/page.aspx?id=30
Рис.2. Порталы, на которых представлены демо-версии тестов разных уровней владения РКИ: http://bilingual-online.net/. http://www.russia.edu.ru/test/.
В традиционном же педагогическом дискурсе на занятиях РКИ мы, как правило, имеем дело с тестовыми разновидностями групп 1 и 4 в представленной выше классификации. Такие тесты используются на разных этапах:
1) этапах контроля (выделяют четыре основных вида контроля: стартовый или предварительный, текущий, промежуточный, итоговый, - каждый из них решает свои задачи входе учебного процесса: выявление результата — доказательство результата — оценка результата);
2) в качестве тренинговых и подготовительных заданий на этапе обучения.
На наш взгляд, подобного рода грамматические или лексико-грамматические
тесты могут использоваться в качестве элемента самостоятельной подготовки студентов и в качестве самостоятельного средства обучения в рамках одной грамматической темы (например, виды глаголов, склонение местоимений и под.) или. как отмечалось выше, в границах определенного уровня подготовки (элементарный и базовый уровни, уровни ТРКИ-1, ТРКИ-2 и т.д.).Таким образом, кроме контроля уровня сформированности лингвистической и коммуникативной компетентности, тестирование может быть использовано и на более ранних этапах обучения РКИ в качестве обучающего элемента, т.е. в процессе освоения, отработки и закрепления нового материала. Следует иметь в виду, что указанное противопоставление носит достаточно условный характер, поскольку зачастую контроль обучает, а упражнение в большинстве случаев предполагает контроль правильности его выполнения.
Поэтому разумно, на наш взгляд, различать тесты по их доминирующей функции, а не по принадлежности к этапу образовательного процесса. Целью обучающих тестов является обеспечение овладения студентом материалом, навыком, а контроль их выполнения выступает для преподавателя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся две разновидности: тесты, диагностирующие уровень коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие конкретный языковой материал и речевые умения за определенный период обучения.
Особенности грамматического онлайн-теста по РКИ
Существенной особенностью онлайн-тестирования по РКИ является, во-первых, представление заданий в формате веб-страницы, позволяющей структурировать и предъявлять задания все сразу или поочередно по мере выполнения каждого последующего задания на усмотрение модератора; во-вторых, возможность параллельного обращения к интернет-справочнику; в-третьих, возможность получать мгновенную оценку правильности выполнения заданий, а иногда даже корректировать ответ.
Основными целями внедрения компьютерных онлайн технологий в обучение грамматике следует, на наш взгляд, отнести:
• качественное изменение самостоятельной работы студентов на этапе тренировки;
• высвобождение времени преподавателя за счет автоматизации рутинных операций нетворческого характера.
Каждое (в том числе и грамматическое) действие осваивается последовательно: от ознакомления с ним и осознания его значения, формы и употребления к тренировке его в практическом использовании по опорам в микроконтексте и далее к применению на репродуктивном уровне по опорам на основе механизма аналогии и применению на продуктивном уровне. В этой последовательности мыслительных операций и этапов работы внутренней речи тестированию отводится роль «тренера репродуктивного этапа», при этом обычное тестирование используется на занятиях скорее в качестве средства диагностики и нуждается в проверяющем звене, а онлайн-тест делает студента самостоятельным (проверка правильности выполнения заданий осуществляется автоматически) и предоставляет ему право самому решать, когда, в каком объеме и с какой скоростью выполнять тестовые задания.
Обычно выделяют: 1. Закрытые тестовые задания, существующие в двух вариантах: на выбор одного правильного или одного неправильного ответа. 2. Задания на нахождения соответствия. 3. Задания с выбором нескольких правильных ответов. 4. Задания с открытым ответом. 5. Задания на установление правильной последовательности и др.[4-8]. Образовательный стандарт по РКИ рекомендует использование первого вида тестовых заданий - закрытых вопросов с выбором одного правильного ответа, что естественно обусловлено их простотой и ясностью (тестовое задание на иностранном языке не должно вызывать трудностей на этапе знакомства с его формулировкой):
в
HFTTöTOÖlffilEPl II ШИН ИМ
Рис.3. Вариант оформления грамматического тестового задания онлайн-ресурса
http ://www. siblang. ru/onlinetestrussian.html.
Рис.4. Вариант оформления грамматического тестового задания онлайн-ресурса
http://www.russian.language.ru/ru/test/
В результате поиска ответа на такое задание обучающийся сам создает алгоритмическое предписание, направленное на решение данной конкретной задачи сейчас, а в дальнейшем совокупность таких эффективных алгоритмов способствует формированию навыка быстрого и верного решения подобных задач. Выбор правильного варианта из ряда предложенных ответов, выявление общего для языковых единиц грамматического параметра, определение факта его наличия или отсутствия, противопоставление одной языковой единицы другим по одному или нескольким параметрам, сравнение данной грамматической формой с «идеалом» -это по сути совокупность аналитических операций, направленных на помещение ключевой единицы в положение то избираемой, то отвергаемой по тому или иному признаку. По завершение процесса языковая единица не просто многократно повторяется, но и запоминается в результате произвольной и непроизвольной концентрации внимания на ней. Постепенно время выполнения грамматических тестов сокращается, поскольку ускоряется ход и чередование однотипных операций анализа, в результате подобного тренинга можно добиться автоматизации процесса узнавания.
В этом случае процесс решения тестового задания выполняет эвристическую функцию: студент, изучающий РКИ, становится не просто объектом обучения, но и активным думающим и анализирующим субъектом. Обучающие грамматические тесты позволяют управлять мыслительной деятельностью студентов на этапе работы по овладению материалом, развитию речевых умений и навыков.
Некоторые сетевые ресурсы предоставляют обучающемуся право выбора формы тестирования: 1) классическое линейное тестирование (задания теста появляются в заданной модератором последовательности и выполнить их можно только двигаясь от предыдущего к последующему, при этом предоставляется только одна попытка ввода ответа, результаты показываются на выходе из теста и представляют собой общий показатель правильности исполнения); 2) так называемое «обучающее тестирование» (тестируемый имеет несколько попыток выбора ответа для каждого тестового задания, иногда вплоть до выбора правильного ответа; при этом правильность выбранного ответа показывается сразу в режиме онлайн; часто обучающийся при этом может модерировать последовательность выполнения заданий, пропускать вопросы, которые вызывают затруднения); 3) адаптивное тестирование (разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий или трудность заданий зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания; в нашей стране используется пока редко, но все больше обсуждается в
научно-образовательной среде как наиболее валидная разновидность теста). Адаптивное тестирование возможно только в режиме онлайн, поскольку текущий уровень знаний тестируемого вычисляется в реальном времени сразу после того, как получен ответ на очередное тестовое задание. Если ответ правилен, то уровень следующего задания повышается, если нет - понижается. Целью подобного подхода является повышение эффективности тестовых измерений, уменьшение числа заданий в тесте, времени тестирования, повышение валидности результатов тестирования.
ШУг 1ШЛ,.,11 а 1й£1 В)В№ ВВШВК
Рис.5. Страница выбора варианта исполнения демо-теста по русскому языку,
http://testor.ru/tests.aspx
Несомненным преимуществом адаптивного теста является его интерактивность и субъектная ориентированность: каждый обучающийся в итоге выполняет свой собственный тест, составленный машиной в соответствии с уровнем его подготовки на момент выполнения теста. Кроме того, студент может неоднократно возвращаться к выполнению одного и того же теста в качестве тренировочной схемы: при условии постоянного роста уровня языковой компетенции студента ему всегда будет предлагаться качественно и количественно иной по составу тестовый набор заданий. Последующее задание может упрощаться не только исходя из критерия «правильность/неправильность» предыдущего ответа, но, например, критерия времени, затраченного на обдумывание и выбор ответа. Эвристическая функция подобного обучающего теста реализуется при этом через игровое начало: студент вполне способен рефлексировать по поводу теста, который компьютер составил для него в этот раз.
Как и адаптивный тест, обучающий тест требует взаимодействия по схеме «субъект-компьютер-субъект». Без использования компьютерных технологий такой тест возможен только при непосредственном выполнении параллельно с преподавателем, который в случае затруднения выполнения задания теста может дать соответствующий комментарий, подсказку. Понятно, что в условиях неиндивидуального обучения такая форма учебной деятельности в принципе неэффективна.
В качестве примера обучающих онлайн-тестов по грамматике РКИ рассмотрим тесты, предлагаемые в курсе «Русская грамматика» (В1-В2), авторами которого являются А.И. Токина, Л.Б. Карамышева, С.А. Сиротко-Сибирский, М.Ф. Лужковская, Л.Б. Волкова (Санкт-Петербургский государственный университет). Курс заявлен как дистанционный и представляет собой образовательный ресурс по РКИ, содержащий грамматические тесты по основным разделам грамматики. Цель курса - обеспечить иностранных учащихся учебными материалами для
самостоятельной проверки знания базовых грамматических тем русского языка (уровни В1-В2). Материалы могут быть использованы для самостоятельной подготовки к сдаче сертификационных тестов ТРКИ-1 и ТРКИ-2 (субтест: "Лексика. Грамматика"). Курс решает ряд значимых методологических задач: предоставляет учащимся возможность самостоятельно проверять свои знания грамматики и самостоятельно готовиться к сдаче экзамена на сертификационный уровень; мотивирует учащихся повышать свой уровень владения языком помогает преподавателям в контроле уровня знаний учащихся. Курс состоит из 2 частей:
1) «Грамматика первого уровня» (В1) - включает тесты по темам: «Глаголы», «Глаголы движения», «Вид глагола», «Степени сравнения», «Предложно-падежная система»;
2) «Грамматика второго уровня» (В2) - включает тесты по темам: «Глаголы движения», «Вид глагола», «Деепричастие», «Приставочные глаголы», «Безличные предложения», «Выражение времени, причины, цели».
Vi 6"
Рис.6. Начальная страница онлайн-курсов «Русская грамматика» (В1-В2), https://selflearningrussian.coursesites.com/
ГРАММАТИКА ПЕРВОГО УРОВНЯ [ТРКИ -1)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Оы приступает« к выполнению тестов по гряшавгае уровни В I ТРКИ 1.
Тег im [i ;ir прел глены пи i _: j v. \i г ■: :< ► 1111 ifhim. 11нн|нк1г i г i i. а г к < ►:: 11 а : • > x им ; ; i г :i i: | > r 11111.
Можно выполнять ид я в в п со порядку H.in в лю5он другой п ооледовательногтн. Ц|ЕтГ.]И14 1ЕШТ( )шиня!
! Iг 1 мIг н' inLTbKD 13 ■ рз яшв ■ нхи н, ни и и [|]|фнн[|нзфнеи. П]]ц | : I ф н ч гн >: i > 11111::кi: нзш ннтвег dv.iei niitaini^ru >i> imiiiihk/ahmh. ■
W-.-~.~~.— -т--------------ГТТ7Т7
Рис.7. Первая страница курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), выбор темы, https://selflearningrussian.coursesites.com/
Рис.8. Страница выбора теста в рамках выбранной темы курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/
Каждая отдельная тема курса представлена целым рядом тестов, например, тема «Виды глаголов» (ТРКИ-1) содержит 22 теста. При этом важно, что сами тесты ранжированы по сложности как заданий, так и грамматических вопросов, представленных в них. Далее в рисунках 9 и 10 представлены образцы тестовых заданий Теста 1 и Теста 22 соответственно:
«-»'-» г За1 ез •» свав~:я
Рис.9.Образец тестового задания Теста 1 темы «Виды глагола» курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/
ДАНТЕ СЕОЕ РАЗРЕШЕНИЕ Б ОТВЕТ НА ПРОСЬБУ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИКПЕРАТИВ
С«»П щпгг ■■
Ш № ¡и 1Иа плГл "Ф" ИИ» ~0ЧСк~ 1с С1КСЙ уои №• "ЮпГ 1*я1пл 1с (|и1.1 Гг(* ШЬн й ял лги *« >5 й!. г^ у0(11гс«.Мч ¥ои I. сКк (и №» Ы !сс ю 9« а с ||>а та уем м р»г« у ом жь (а а
1. = Я могу ими. НД мту1ку гной слоись'' - , гомст^йсч
2 -Я*псмншао 1ейе. «САинемногоГгссГгршаю- е»«%и) ■с-шс ЙМСИ I нн |
Рис.Ю.Образец тестового задания Теста 22 темы «Виды глагола» курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/.
Как видно, в тесте простого уровня предлагается просто выбрать верную видовую глагольную форму из предложенных; в более сложном варианте теста тестируемому предлагается самому выбрать вид глагола, образовать императив и вписать соответствующую форму в интерактивное табло. Правильность ответа оценивается моментально после ввода ответа. Если в Тесте 1 из двух вариантов ответа один всегда правильный, второй - неправильный, и у студента априори две попытки выполнения задания, то в Тесте 22 попыток может быть бесчисленное множество, поэтому авторы-разработчики теста продумали форму подсказки - при выборе соответствующей опции в табло появляется первая буква императивной формы, а студенту на английском языке (выступает как язык-посредник) предлагается дописать форму:
■>|>|рита и аст*в*п >насто точвк гплгоп нужного
«ия м 1 I ы 11 н .этагп" ЖГГШТ ПШЖП
Рис.11. Выбор правильного ответа, задание Теста 1 темы «Виды глагола» курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/.
"■safety .....
Рис.12. Выбор неправильного ответа, задание Теста 1 темы «Виды глагола» курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/
Су '«-;■- . < » i DI и
Рис. 13. Выбор опции «Hint» («Подсказка»), задание Теста 22 темы «Виды глагола» курса «Грамматика первого уровня (ТРКИ-1), https://selflearningrussian.coursesites.com/
Задания Теста 1 - это простейшие задания на узнавание, они проверяют, способен ли обучающийся узнать ранее изученное, и содержат одновременно и задание, и ответ (подсказку). По форме тестовые задания первого уровня можно разделить на три типа: опознание, различение и классификацию (подробнее см. [9]). На рисунках 9, 11, 12 представлены примеры заданий на различение.
Тестовые задания второго уровня представлены в Тесте 22, они нацелены на умение обучаемых воспроизводить усвоенную информацию по памяти без внешней подсказки (и в случае необходимости - с подсказкой) и решать на этой основе типовые задачи с применением усвоенных алгоритмов и правил. Различают три разновидности тестовых заданий второго уровня: задания-подстановки, конструктивные задания и типовые задачи (подробнее см. [9]). На рисунках 10 и 13 представлены задания теста-подстановки (заполнение пропуска в тексте).
Выполнение подобного рода заданий в онлайн-режиме самостоятельно обучающимся решает ряд образовательных и воспитательных задач: развитие усидчивости и самодисциплины, решение теста в психологически комфортных для обучающихся условиях, возможность для закрепления и отработки пройденного материала, нарабатывание навыка решения тестовых грамматических заданий, самокоррекция.
Отметим, что эвристический потенциал таких тестов усилился, если бы всплывающее окно давало не просто оценку «correct/верно» или «incorrect/неверно», а предлагало обучающемуся ссылку на справочный материал соответствующего тематического раздела. Тогда обучающийся мог бы вспомнить правило; проверить, верно ли он выбрал правило в качестве руководства к действию; наконец, впервые познакомиться с правилом или исключениями из правил, в случае если задание совпало с когнитивной лакуной тестируемого.
Педагог-модератор как условие реализации эвристической функции «грамматеста»
Напомним, что образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса, система их взаимоотношений. Субъектами образовательного онлайн-пространства в случае с обучающим тестированием будут выступать: учащийся (студент) и активная среда (учебный материал и способы его передачи - компьютерная программа, Интернет). При этом традиционно активный субъект, участник образовательного пространства «обучающий (преподаватель)» становится необязательным звеном процесса изучения языка.
В конкретной образовательной ситуации - онлайн тест по грамматике русского языка - преподавателю отводится вполне условная роль модератора процесса обучения или контроля. Подразумевается, что он знаком с системой тестирования и в случае возникновения проблем или появления вопросов по теме он сможет проконсультировать обучающегося - очно, позднее или дистанционно в онлайн-режиме, если такая опция предусмотрена тестовой программой.
Безусловно, с помощью онлайн-тестирования можно определить структуру знаний, умений и навыков респондента, качественное наполнение, стабильность приобретенных знаний и навыков; оценить уровень знаний обучающегося. Однако в преподавательской среде все чаще обсуждается, что тесты учебных достижений не способны измерить и оценить такие критерии языковой образованности, как компетенции. Для оценки уровня языковой, речевой и даже узко грамматической компетенции в итоге все равно необходим преподаватель, который сможет адекватно оценить достаточность/недостаточность грамматической осведомленности и натренированности, подготовленности к экзамену и к речевой деятельности в социуме в целом.
Заключение
В современной деловой сфере требования к профессионалам и специалистам постоянно растут. В результате вузовское образование, нацеленное на подготовку «идеального кадра», все более становится не столько формой передачи знаний, умений и навыков, сколько формой их отбора, синтеза. В процессе обучения и получения знаний активизируются такие феноменальные педагогические конструкты как самораскрытие, самововлечение и самообразование студента.
В качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком. Общая модель образовательного пространства в процессе преподавания русского языка как иностранного изменяется, в соответствие с целью и задачами обучения, направленными на формирования компетентной языковой личности.
Исследователи в качестве основного достоинства электронного обучения РКИ описывает интегрированный подход и гибкость образовательных моделей, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, а также подлинную диалогичность дидактических материалов. Обучающее тестирование в режиме онлайн в полной мере реализует все представленные достоинства. Кроме того оно позволяет студенту закрепить пройденный материал, углубить знания, восполнить пробелы, сформировать потребность в соотнесении изучаемого теоретического материала с практикой, развить навык выполнения аналитических задач, уменьшить количество ошибок в речи, повысить коммуникативную компетенцию обучающихся, стимулирует стремление к самообразованию и самокоррекции, приучает к
ощущению психологического комфорта при выполнении тестовых заданий, экономит время студента и педагога, а в конечном итоге становится эвристической моделью образовательного процесса.
Литература
1. Сабитова Р.Р. О разработке электронных учебников по русскому языку как иностранному: лингводидактические особенности // Международный журнал «Образовательные технологии и общество». Июль, 2015. Т. 18, №3, С. 452-461.
2. Бодрова Т.Ю. Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2500/ (дата обращения 20.11.2015).
3. Кирейцева А. Азбука тестирования: практическое руководство для преподавателей РКИ. М.: Златоуст, 2013. 184 с.
4. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.
5. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. - Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. - 126 с.
6. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.
7. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество
(EducationalTechnology&Society)" - 2007 - Т. 10 -N 3. - С.336-360. - ISSN 1436-4522.URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
8. Каримова В.М., Мусина З.И., Фархулина А.К. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и BlackBoard // XXII Туполевские чтения (школа молодых ученых) Международная молодёжная научная конференция: Материалы конференции. Сборник докладов. Министерство образования и науки.
9. Каплун О.А. Особенности обучающего тестирования и возможности его использования на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. № 15, 2010. С.181-185.