Научная статья на тему 'Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством Интернет технологий'

Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством Интернет технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ / УЧЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЛАТФОРМА IBOOKS AUTHOR / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНИК / PRE-SERVICE TEACHER TRAINING / LEARNER'S AND TEACHER'S AUTONOMY / BLENDED LEARNING / IBOOKS AUTHOR PLATFORM / INTERACTIVE TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Наталья Викторовна, Ходакова Анастасия Геннадьевна, Щукина Ирина Владимировна

В статье рассматривается формирование автономии студентов педагогического вуза посредством Интернет технологий в курсе методики обучения английскому языку. Понятия учебной и профессиональной автономии раскрываются в свете становления профессионального языкового образования, с указанием условий развития учебной автономии студентов. Авторы описывают результаты двух экспериментов: по внедрению смешанного обучения и использованию платформы iBooks Author для развития учебной и профессиональной автономии будущих педагогов, их информационно-коммуникационной компетенции и профессиональных умений формирования приемов автономной учебной деятельности у учащихся школы. Особое внимание уделяется возможностям платформы iBooks Author и внедрению дистанционного курса по методике при разработке уроков английского языка, приводятся примеры автономной работы студентов, анализируется их мнение по работе с программой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Наталья Викторовна, Ходакова Анастасия Геннадьевна, Щукина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

iBooks Author.The article deals with the development of pre-service English language teachers’ autonomy in the course of methodology through the Internet technologies. The concepts of learners’ and teachers’ autonomy are revealed in the framework of professional linguistic education, indicating the conditions of learner’s autonomy development. The authors describe the results of two experiments: (1) implementation of blended learning and (2) the use of iBooks Author platform for the development of learners’ and teachers’ autonomy, their information and communication competence and their professional skills of developing autonomous learning habits of school students. Particular attention is paid to the possibilities of iBooks Author platform and implementation of distance learning methodology course for designing English language lessons. The article gives examples of autonomous pre-service English language teachers’ work and analyzes their opinion on using iBooks Author.

Текст научной работы на тему «Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством Интернет технологий»

Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством Интернет технологий

Ульянова Наталья Викторовна к.п.н., доцент кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, пр.Ленина, 125, г.Тула, 300026, (84872)351725 nataliyaulyanova@yandex.ru

Ходакова Анастасия Геннадьевна к.ф.н., доцент кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, пр.Ленина, 125, г.Тула, 300026, (84872)351725 tuelta@gmail.com

Щукина Ирина Владимировна к.п.н., доцент кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, пр.Ленина, 125, г.Тула, 300026, (84872)351725 irenevl@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается формирование автономии студентов педагогического вуза посредством Интернет технологий в курсе методики обучения английскому языку. Понятия учебной и профессиональной автономии раскрываются в свете становления профессионального языкового образования, с указанием условий развития учебной автономии студентов. Авторы описывают результаты двух экспериментов: по внедрению смешанного обучения и использованию платформы iBooks Author для развития учебной и профессиональной автономии будущих педагогов, их информационно-коммуникационной компетенции и профессиональных умений формирования приемов автономной учебной деятельности у учащихся школы. Особое внимание уделяется возможностям платформы iBooks Author и внедрению дистанционного курса по методике при разработке уроков английского языка, приводятся примеры автономной работы студентов, анализируется их мнение по работе с программой iBooks Author.

The article deals with the development of pre-service English language teachers' autonomy in the course of methodology through the Internet technologies. The concepts of learners' and teachers' autonomy are revealed in the framework of professional linguistic education, indicating the conditions of learner's autonomy development. The authors describe the results of two experiments: (1) implementation of blended learning and (2) the use of iBooks Author platform for the development of learners' and teachers' autonomy, their information and communication competence and their professional skills of developing autonomous learning habits of school students. Particular attention is paid to the possibilities of iBooks Author platform and implementation of distance learning methodology course for designing English language lessons. The article gives examples of autonomous pre-service English language teachers' work and analyzes their opinion on using iBooks Author.

Ключевые слова

подготовка учителя в вузе, учебная и профессиональная автономия, смешанное обучение, платформа iBooks Author, интерактивный учебник pre-service teacher training, learner's and teacher's autonomy, blended learning, iBooks Author platform, interactive textbook

Введение

Глобальные изменения, связанные с все возрастающей ролью средств массовой информации, новых информационных технологий, затронули все сферы жизни мирового сообщества, включая и систему профессионального образования, необходимость модернизации которой стала очевидной. Началом реформирования профессионального образования послужило качественно новое понимание цели учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в качестве стратегической цели выступает подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, создавать новые ценности, что декларируется Советом Европы и Европейским Союзом.

В рамках данной цели необходимость формирования компетенций у будущих специалистов любой сферы, в том числе образования, не вызывает сомнений. При подготовке учителей особую актуальность приобретает развитие профессиональной и информационной компетенций, которые тесно связаны между собой, так как преподавательская деятельность не может быть эффективной без владения современной фактической информацией, новыми технологиями, методами обучения, а также способностью и готовностью непрерывно расширять свое профессиональное информационное поле. Говоря о подготовке учителей английского языка (АЯ), к представленным компетенциям добавляется коммуникативная компетенция, необходимость которой у самого учителя для обучения АЯ других очевидна.

Развитие автономии в учебном процессе

Ориентация учебных курсов в рамках подготовки учителей АЯ на развитие одновременно трех ключевых компетенций не всегда является простой задачей, принимая во внимание необходимость формирования смежных общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Разрешение сложившейся ситуации необходимости развития коммуникативной, профессиональной и информационной компетенций, а также способности к самообразованию, самостоятельной познавательной деятельности посредством АЯ у будущих педагогов лежит в плоскости усиления автономии студентов в учебном процессе.

Формирование готовности и умения работать в автономном режиме особенно важно в сфере профессионального педагогического образования по следующим причинам. Во-первых, развитые в педагогическом вузе умений и навыков автономного умственного труда - залог успешного самообразования, а, следовательно, и профессионального роста, профессиональной самореализации в будущем. Во-вторых, автономия является неотъемлемой характеристикой учителя как личности, что предполагает его гибкость, адаптацию к изменениям в профессиональной деятельности, готовность к постоянному самосовершенствованию и рефлексии своей практической деятельности. Наконец, развитое у будущего учителя умение работать в автономном режиме обеспечивает его готовность и способность к дистанционному обучению, столь популярному сегодня, а, следовательно, и возможность использования всех преимуществ Интернет

технологий, участия в международных проектах, курсах повышения квалификации, мастер-классах и т.д.

Для дальнейшего рассмотрения проблемы развития автономии посредством Интернет технологий необходимо поставить следующие вопросы, ответы на которые будут представлены в статье: Как происходило становление понятия «учебная автономия»? В чем заключается сущность учебной автономии и профессиональной автономии? При каких условиях обучение методике будущих учителей АЯ будет развивать их учебную автономию? Каковы возможные пути усиления автономии в процессе профессионального обучения? Каковы результаты использования Интернет технологий в этой связи?

Понятие учебной автономии

Как происходило становление понятия «учебная автономия»? Предпосылки зарождения понятия «учебная автономия» существовали в работах многих известных педагогов XVII-XVIII вв. (Я.А. Коменский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци и др.), в которых указывалось на то, как важно, чтобы были созданы условия для воспитания у школьников умения без помощи учителя выполнять учебные задания, подчеркивалась важность «самодеятельности» в обучении и развитии детей.

Отечественные педагоги конца XIX - начала XX вв. (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др.) рассматривали умение самостоятельно учиться как средство развития активности и общей самостоятельности личности, видя в ней средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Великий педагог К. Д. Ушинский часто подчеркивал мысль о том, что роль учителя не учить, а помогать ученику преодолевать трудности познания. Идея К. Д. Ушинского о том, чтобы ученики на уроке, по возможности, трудились сами, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал, нашла свое воплощение в начале XX века в США, получив название Дальтон-план.

В области иностранных языков в зарубежных работах становление основ автономного обучения происходило в рамках обучения АЯ в специальных целях (ESP - English for Specific Purposes). Впоследствии эта проблема была перенесена на более широкий образовательный контекст, включая школу и вуз, далее рассматривалась в исследованиях применительно к непрерывному образованию (lifelong learning) в документах Совета Европы [1].

Первым, кто дал определение автономии обучающегося в учебной деятельности в области иностранных языков, был Х. Холек. Автономия учащегося понимается им как «умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата» [2, c. 3]. Целью автономного обучения, по мнению Х. Холека, является предоставление каждому учащемуся условий для максимального развития его склонностей, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов.

Л. Дикинсон [3] считает, что ключевым моментом является ответственность студента за процесс усвоения нового, студент сам отвечает за постановку задач, подбор учебного материала, оценку достигнутого. Необходимым условием подобной организации обучения становится индивидуализация как основополагающий принцип.

У. Литтлвуд [4] обращает внимание на желание и способность студента действовать независимо для достижения автономности в обучении. Желание совершать самостоятельные поступки зависит от уровня мотивации, а способность -от уровня знаний, умений и навыков студента. При этом он должен самостоятельно

учиться, общаться на АЯ и быть самостоятельным как личность. Таким образом, подчеркивается многоплановый характер автономии учащегося: как субъекта познания, как субъекта коммуникации, как личности.

Таким образом, еще в ХУЛ-ХУШ веках понятие учебной автономии приобрело значимость в трудах отечественных и зарубежных педагогов, однако только в 70-е - 80-е годы ХХ века оно получило понятийное оформление и дальнейшее логическое развитие. Следует подчеркнуть, что, несмотря на концептуальную близость исходных позиций, отечественные и зарубежные исследователи акцентируют разные аспекты в понимании автономии. Так, в зарубежных исследованиях, на примере вышеприведенных подходов, главное внимание уделяется ответственности учащихся за результат обучения, признание их независимости и свободы в познании, возможности выбора форм и сроков отчетности, а также учебных материалов. Отечественные педагоги в определении автономии во главу угла ставят умение без помощи и руководства учителя приобретать новые знания.

Учебная и профессиональная автономия

Отсутствие однозначного понимания учебной автономии подводит к необходимости методического прояснения сути данного понятия, или исследования второго вопроса: В чем заключается сущность учебной автономии и профессиональной автономии? Для ответа на него следует, на наш взгляд, рассмотреть учебную автономию как:

а) умение учиться;

б) воплощение субъектности личности;

в) противопоставление самостоятельной работе.

Следуя традициям отечественной педагогической науки, многие авторы современных психолого-педагогических работ по данной проблематике связывают с а) «умением учиться» суть автономии учащегося. Достаточно обратиться к концепции учебной деятельности (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Г. А. Цукерман и др.), к идеям уровневой дифференциации обучения (В. В. Фирсов), адаптивного обучения (А. С. Границкая). Рассматривая данный вопрос, Е. Н. Соловова приводит в пример специальную программу, разработанную под руководством академика Ю. В. Бабанского, «Учись учиться», включающую основные общеучебные умения и навыки, перечисление которых убеждает в основательности отечественных работ по развитию готовности к самостоятельному учению, познанию [5, с. 132-133]. Акцент в них делается на необходимость развития навыков самостоятельного умственного труда, формирования готовности и способности к самостоятельному познанию через овладение стратегиями целеполагания, планирования, работы с учебным материалом, оценки собственных достижений.

Отдельно следует, на наш взгляд, остановиться на определении автономии учащегося через б) категорию субъектности в современных отечественных психолого-педагогических работах. В зарубежной практике преподавания также отмечается необходимость восприятия ученика в качестве субъекта, равноправного партнера в учебном процессе. Однако, именно в рамках отечественной теории развивающего образования понимание личности как субъекта деятельности получает свое тщательное теоретическое обоснование достаточно упомянуть исследования Кулюткина Ю. Н. [6], Слободчикова В. И., Исаева Е. И. [7]. Обобщение данных исследований позволяет выделить некоторые основные характеристики субъектности. Это, прежде всего, способность личности инициировать деятельность, осуществлять, оценивать, выбирать способы деятельности, изменять ее приемы, контролировать ее ход и результаты, что означает способность личности к самостоятельному, независимому (автономному) инициированию и управлению

своей деятельностью [8, с. 11]. Это также свобода в принятии решений, ответственность за выбор решений, творческое преобразование ситуации, на которую направлена деятельность, накопление и передача индивидуального опыта деятельности, взаимодействие в решении задач деятельности. Таким образом, автономия учащегося в учебной деятельности является воплощением, реализацией в познавательном процессе категории субъектности личности.

Существует и еще один подход к пониманию сути автономии, который, на наш взгляд, неоправданно узко трактует данное понятие: автономия рассматривается как синоним в) «самостоятельности» и «самостоятельной работы» учащегося в учебной деятельности, в частности по овладению АЯ. Автономен тот, кто способен успешно выполнять работу того или иного содержания при изучении АЯ самостоятельно, без вмешательства и помощи со стороны преподавателя. Но самостоятельная работа не есть еще автономия. Это лишь характер/способ выполнения того или иного вида деятельности, она соотносится с процессуальной стороной учебной деятельности, и только. Необходимо разграничивать понятия «автономия» и «самостоятельность», закрепляя за учебной автономией определение выбора не только способа выполнения, но и объекта учебной деятельности.

Таким образом, автономия в учебном процессе - это не только самостоятельность учебного труда студента на основе хорошо сформированных общеучебных умений, это взаимная ответственность субъектов образовательного процесса за его ход и результаты, что предполагает желание и способность к инициированию и управлению собственной учебной деятельностью относительно всех ее аспектов - с одной стороны, и готовность, умение предоставить свободу выбора последовательности/объема/темпа изучения материала/форм обучения/сроков контроля в условиях методической оснащенности учебного процесса - с другой.

Развитие учебной автономии - процесс длительный и сложный, поэтому его следует начинать с первых дней подготовки будущих учителей АЯ в вузе, чтобы добиться желаемого результата - необходимого и достаточного уровня профессиональной автономии, под которой мы понимаем готовность и способность педагога к построению индивидуальной траектории своего профессионального роста, а также умение организовать автономное обучение учащихся в рамках своего предмета.

Развитие учебной автономии при обучении методике будущих учителей АЯ

Понимание того, что истоком профессиональной автономии учителя является учебная автономия студента в процессе его профессиональной подготовки в вузе, подводит нас к постановке третьего вопроса: При каких условиях обучение методике будущих учителей АЯ будет развивать их учебную автономию?

Назовем условия, при которых обучение методике будущих учителей АЯ будет способствовать развитию автономии студентов:

1. Подход к обучению методике преподавания АЯ как процессу самостоятельного поиска и вывода наиболее оптимальных приемов и форм обучения.

2. Создание в ходе учебного процесса ситуаций, которые позволяют имитировать общение с учащимися в классе, воссоздают проблемы и учебные задачи.

3. Выделение студенту в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Студент должен иметь время для обдумывания педагогической ситуации и принятия решения. Каждый должен иметь возможность осваивать необходимые методические понятия и опыт в удобном для него темпе.

4. Опора на педагогику сотрудничества. Автономное учение не исключает, а наоборот, предполагает сотрудничество студентов: они обмениваются идеями,

мнениями, информацией. Поэтому так велика роль парной и групповой работы в автономном обучении. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Это способствует созданию ситуации взаимной поддержки, взаимопомощи, облегчает развитие профессиональных и коммуникативных умений, создает условия для творческой деятельности.

5. Совместное обсуждение целей обучения (курса, раздела), конкретных задач каждого этапа и постановка задач собственной учебной деятельности по овладению конкретным учебным материалом, за решение которых студент несет ответственность.

6. Постепенное увеличение степени автономии в соответствии с возрастающим опытом анализа педагогических ситуаций, планирования, самоанализа обучающих фрагментов в ходе практики.

7. Соответствующее учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины, а именно, курса методики обучения АЯ, что предполагает внедрение современных Интернет технологий, позволяющих студентам самостоятельно, в своем темпе, варьируя объем и последовательность изучения учебного материала, осваивать методические понятия и овладевать профессиональными умениями и навыками.

Последнее положение подводит нас к необходимости обратиться к заключительным, практико-ориентированным вопросам данной статьи: Каковы возможные пути усиления автономии студентов в процессе профессионального обучения? Каковы результаты использования Интернет технологий в этой связи? Среди всего многообразия Интернет технологий мы остановимся на двух, которые в большей степени влияют на развитие автономии, - это переход на смешанное обучение (blended learning) с включением дистанционного онлайн курса в традиционный курс методики обучения АЯ и использование платформы iBooks Author для формирования профессиональных умений создания и организации работы с электронными учебными материалами.

Смешанное обучение для развития автономии студентов в процессе профессионального обучения

На базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в 2014-2015 учебном году был проведен эксперимент, целью которого стало выявление эффективности внедрения смешанного обучения в программу подготовки будущих учителей АЯ.

Смешанное обучение предполагает объединение электронного обучения и традиционных форм преподавания в аудитории под руководством преподавателя. В качестве инструмента для внедрения электронного компонента смешанного обучения была выбрана образовательная платформа Coursera, в рамках которой среди многочисленных массовых открытых онлайн курсов (MOOC courses) предлагается курс методики преподавания английского языка под англоязычным названием "Shaping the Way We Teach English". Данный курс разработан профессорами Университета Орегона (the University of Oregon), включает две части (Part 1 "The landscape of English language teaching" и Part 2 "Paths to success in ELT") и рассчитан на 10 учебных недель. Целевая аудитория онлайн курса - учителя АЯ как иностранного.

В эксперименте принимали участие 80 студентов факультета иностранных языков, которые наряду с вышеописанным дистанционным курсом проходили в рамках традиционного аудиторного обучения лекционно-практический годовой курс методики преподавания английского языка. Итоги анкетирования показали, что большинство участников электронного обучения (94%) оценили свой опыт на

«хорошо», «очень хорошо» или «отлично»; 88% студентов выполнили более 50% заданий дистанционного курса; для 66% содержание курса соответствовало их уровню подготовленности, хотя 26% респондентов отметили, что дистанционный курс на АЯ оказался сложнее, чем они ожидали. Ответы на вопрос «Сколько часов в неделю вы тратили на этот курс?» распределились следующим образом: 35,8% студентов посвящали 3-4 часа в неделю на освоение учебного материала и выполнение заданий онлайн, 39,6% - 5-6 часов в неделю, 3,8% - 7-9 часов в неделю и оставшиеся участники - менее 2 часов в неделю.

Возвращаясь к вопросу об автономии, следует отметить, что одной из ключевых профессиональных компетенций учителя АЯ является способность самостоятельно планировать урок и серию уроков. В основе такого необходимого каждому учителю умения лежат сложные стратегии целеполагания, проектирования и рефлексии. Так, в рамках онлайн курса на основе глубокого понимания основных принципов планирования урока каждый учитель должен разработать детальный план с взаимосвязанными и взаимообусловленными этапами урока, с чётким обоснованием избранных приёмов и форм работы на уроке, при этом учитывая потребности учащихся и трудности, с которыми они могут столкнуться в освоении содержания обучения. Кроме этого учителю необходимо проявлять высокую степень гибкости и, адекватно и уверенно реагируя на все непредвиденные события в классе, уметь отойти от намеченного плана, демонстрируя понимание связи между планированием, принимаемыми решениями во время урока и учебными достижениями учащихся.

Для достижения высокого уровня сформированности профессиональной компетенции в области планирования, разработки и проведения уроков студенту необходимо большое количество практики на условиях автономии умственного труда, когда он сам несёт ответственность за все принимаемые решения при планировании и проведении уроков. В педагогическом вузе в рамках активной педагогической практики в течение одного месяца студент планирует и проводит около 6-8 уроков АЯ. Даже если добавить ещё четыре урока, разрабатываемых в традиционном теоретическом курсе методики преподавания АЯ, практики явно недостаточно. Можно, конечно, поспорить, что порой и жизни не хватает, чтобы стать хорошим учителем, но следует отметить, что смешанное обучение позволяет не просто увеличить количество разрабатываемых уроков, но качественно изменить процесс подготовки будущих учителей в плане усиления их автономии.

Так, эксперимент показал, что смешанное обучение оказалось по-настоящему гибким. Большинство участников дистанционного курса "Shaping the Way We Teach English" согласились с утверждением о том, что учебные материалы и используемые методы прекрасно дополняли университетский курс по методике: «полностью согласен» - 34%, «скорее согласен» - 30,2%, «не знаю» - 17%, «скорее не согласен» 13,2%, «совершенно не согласен» 5,7%.

В качестве кульминационного проекта в дистанционном курсе студенты должны были представить разработанный ими конспект урока для оценивания другими участниками курса. Такое взаимное оценивание позволило каждому студенту познакомиться с двенадцатью конспектами уроков для разных категорий учащихся и по-новому увидеть свой собственный конспект урока, получив его конструктивную критику. В постэкспериментальном опросе студенты отметили, что подробные рубрики для оценивания урока, предлагавшиеся в дистанционном курсе, помогли им сосредоточиться на отдельных частях собственных уроков. Автономия в принятии решения об эффективности урока основывалась на аргументированном анализе отдельных его частей.

Опора на педагогику сотрудничества, а именно, на совместное обсуждение уроков и выработку наиболее оптимального варианта урока в дистанционном курсе оказалась весьма продуктивной. Если сравнивать с традиционным обсуждением

уроков во время семинаров по методике совместно с преподавателем, когда группа может обсудить максимум 3 конспекта, в электронном обучении каждый студент получил оценку 12 других участников курса и дал обратную связь по 12 чужим конспектам. В постэкспериментальном опросе около 66% студентов отметили, что факт оценки их урока другими участниками курса (многие из которых являлись практикующими учителями АЯ по всему миру), а не их университетским преподавателем мотивировал их подойти к созданию действительно хорошего конспекта урока, стимулировал творческий подход. Только для 9,4% студентов этот факт не был основным мотивом, а 24,5% не смогли однозначно ответить на этот вопрос. В то же время 90,6% респондентов отметили, что благодаря курсу онлайн они смогли наблюдать как процесс обучения АЯ в других культурах и странах отличается от того, что мы привыкли видеть в российских школах.

Таким образом, смешанное обучение помогло создать уникальную атмосферу профессионального сотрудничества. Кроме взаимного оценивания уроков участники дистанционного курса должны были участвовать в дискуссионных форумах по методическим проблемам обучения АЯ. В ходе таких обсуждений студенты могли задать вопросы, узнать, как учителя подходят к решению методических задач, поделиться своим видением ситуации. Всё это, в конечном счёте, способствовало профессиональному становлению студентов, развитию их автономии, т.е. способности адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности.

Способствовал развитию автономии студентов и тот факт, что в рамках заданных сроков каждый из них работал в своём собственном темпе: кто-то больше уделял времени на разработку своего собственного конспекта, кому-то, наоборот, было интереснее познакомиться с идеями других участников курса. Интересной оказалась взаимозависимость дистанционного и традиционного курса методики. С одной стороны, многие респонденты отметили, что практические занятия в университете, на которых обсуждались совместно с преподавателем этапы урока, значительно помогли им в освоении материалов онлайн курса. В то же время большинство опрошенных на утверждение о том, что они смогли бы освоить те же материалы без онлайн курса ответили отрицательно: «совершенно не согласен» 3,8%, «скорее не согласен» 45,3%, «не знаю» - 39,6%, «скорее согласен» - 7,5%, «совершенно согласен» - 3,8%.

Следует также отметить, что нагрузка на преподавателя в смешанном обучении значительно снизилась по сравнению с традиционной лекционно-семинарской системой обучения. Преподавателю не пришлось проверять каждый из 4-х конспектов студента. Учитывая, что поток студентов составляет около 70-80 человек, можно представить, какой объём времени высвободился и позволил преподавателю сосредоточиться скорее на организации напряжённой автономной работы студентов с поиском своих собственных решений, чем на выдаче уже готовых инструкций и оценок.

Подводя итог результатам проведённого эксперимента по внедрению смешанного обучения в процесс подготовки учителей АЯ, хотелось бы отметить, что основой развития автономии студентов является приобретение ими практических умений и навыков, являющихся составляющими профессиональной компетенции. Из всех опрошенных после прохождения онлайн курса респондентов 17% отметили, что они освоили скорее теоретические знания, чем практические умения, только 9,4% -скорее практические умения и навыки, однако подавляющее большинство (73,6%) согласились, что приобрели как теоретические знания, так и профессиональные практические умения. Результаты опроса, приведённые в таблице 1, демонстрируют, что большинство студентов не просто приобрели необходимые профессиональные знания в области планирования и разработки уроков АЯ, но и смогли овладеть

сложными умениями целеполагания, деятельности (Таблица 1).

рефлексии и проектирования учебной

Таблица 1.

^^^^^^^ Варианты ответов До какой степени Вы согласНы"^^-^^^ со следующими утверждениями: Совершенно не согласен Скорее не согласен Не знаю Скорее согласен Полностью согласен

В процессе курса я изучил ключевые принципы планирования урока и использовал эти знания для разработки собственного подробного конспекта урока 5,7% 9,4% 13,2% 43,4% 28,3%

В процессе курса при разработке урока я пришёл к глубокому пониманию взаимосвязей между планированием, принимаемыми решениями во время урока и последующими учебными достижениями учащихся 1,9% 13,2% 22,6% 35,8% 26,4%

Подробные рубрики для оценивания урока заставили меня тщательнее разрабатывать отдельные части своего собственного урока 5,7% 7,5% 18,9% 32,1% 35,8%

Таким образом, переход на смешанное обучение с включением дистанционного онлайн курса в традиционный курс методики обучения АЯ можно считать одним из эффективных способов усиления автономии будущих учителей английского языка.

Платформа iBooks Author для развития навыков организации автономного обучения

Далее обратимся к другому экспериментальному проекту, развивающему с одной стороны, информационно-коммуникационную компетенцию будущего педагога, с другой - учебную автономию при планировании урока и профессиональную автономию, предполагающую умения организации автономного обучения учащихся по АЯ. Суть эксперимента заключалась в том, что помимо разработки конспекта урока в традиционной форме участникам предлагалось использовать платформу для создания электронных учебных пособий iBooks Author. Эксперимент проводился в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в феврале-мае 2015 года в рамках подготовки курсовых работ по методике. В нем приняло участие 12 студентов, большинство из которых (8 из 12) впервые использовали данную программу и впервые работали с компьютером Mac (9 из 12), с которым совместимо данное приложение.

Перед участниками были поставлены следующие задачи: 1) изучить возможности программы для организации автономного обучения английскому языку; 2) спланировать урок и разработать задания на платформе; 3) обосновать эффективность / неэффективность использования платформы для автономного обучения английскому языку. Большинство студентов справились с поставленными задачами.

Следует отметить, что в последнее время возможности платформы iBooks Author для обучения активно исследуются в различных университетах мира (обучение математике [9], физике [10], маркетингу [11], бухгалтерскому учету [12]

микробиологии [13], анатомии [14], аудиологии [15], иностранным языкам [16, 17]), даже разрабатываются серии учебных пособий [18]. Появились исследования, доказывающие улучшение результатов обучающихся в освоении учебного материала и более уверенное овладение необходимыми навыками при использовании интерактивных учебников iBooks [13]. Российские педагоги-практики также начинают активно внедрять электронные учебники, созданные на платформе, в учебный процесс в рамках различных курсов, например, для обучения истории [19], практической информатики в экономике [20]. Некоторые исследователи отмечают, что iBooks Author обладает большим функционалом по сравнению с другими приложениями для разработки интерактивных учебников (Course Builder, MagicInfo Premium Author) [21, с.415] и «преобразовывает содержание» [16]. При этом также указывается на недостаток исследований в области разработки принципов создания электронной книги [13], которые должны основываться на педагогических принципах активации фоновых знаний, принципах мультимедийного обучения (одним из которых является принцип пространственной и временной близости мультимедийного контента и соответствующего текста) и руководстве Apple по созданию интерфейса iBooks с технологией Multitouch.

Анкетирование, проведенное после разработки уроков английского языка на платформе iBooks Author студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого, подтверждает удобство использования программы для разработки урока английского языка. Так, даже при средней оценке своих навыков владения ИКТ (75% поставили себе оценку «4», 17% - «3», 8% - «5»), 11 студентов из 12 согласились с тем, что приложение iBooks Author удобно использовать для разработки заданий для урока и они будут в дальнейшем его использовать в своей работе. 10 человек из 12 сказали, что после ознакомления работать с программой не сложно. Наши данные подтверждают точку зрения педагогов о том, что платформа iBooks Author хорошо подходит для разработки учебных материалов, т.к. 1) удобный для пользователя интерфейс и несложный дизайн позволяют интегрировать документы Microsoft Word; 2) приложение содержит готовые шаблоны; 3) включение мультимедийных компонентов помогает создать интерактивный контент и вовлечь ученика в обучение [16, с.199]. Для пользователей Mac работать с программой еще удобнее ввиду сходства интерфейса iBooks Author с программами Keynote и Pages.

Интерактивный режим обучения предполагает диалоговый режим работы, а именно «активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации, и др.» [22, с.193]

Достоинства интерактивного учебника обобщаются в работе Н.Ю. Вайцехович [23], среди которых можно выделить: повышение интереса к изучению дисциплины благодаря мультимедийности и интерактивности, свобода выбора темпа и траектории получения знаний, повышение скорости и качества усвоения учебного материала, системное обеспечение индивидуального подхода при подборе заданий, возможность фиксации ответов обучающихся и др.

Манфред Лор, использовавший учебник iBooks по физике в классе с 25 подростками 13-14 лет, приводит такие экспериментальные данные по сравнению обычных учебников, электронных книг в формате pdf, epub (с возможностью использования аудио, видео, поиска, выделения и пользования реферативными источниками) и интерактивных учебников в ibooks: 25% учеников предпочли pdf на планшетах вместо традиционной книги, 62% стали бы работать с электронными книгами в формате epub и 81% поддержали идею обучения с интерактивным учебником в iBooks. Только 10% предпочли традиционную книгу электронной [10].

Говоря о функционале приложения, 91% участников согласились с тем, что приложение iBooks Author предоставляет дополнительные возможности для изучения иностранного языка, удобно в использовании как для самостоятельной

работы, так и для работы в классе. Участники проекта отметили, что виджеты, доступные в приложении, позволяют наиболее эффективно презентовать информацию, отработать пройденный материал и проверить усваиваемость тематической лексики и грамматики.

Ниже рассмотрим функции, доступные в приложении, и их возможности для изучения иностранного языка.

1. Презентации Keynote.

Способ, подходящий для повторения изученной лексики, введения новой (рис.1), иллюстрации тематики урока. Как и в MS Power Point, этот виджет предоставляет возможность наглядно оформить слайды, поместив в них основную информацию, дополняемую устными пояснениями преподавателя. Добавим, что существуют такие программы (например, Knovio), которые помогают записать аудио- или видеокомментарии к слайдам, таким образом учитель может создать персонализированную презентацию для учебника.

Vocabulary

1. a monument - a statue, building, or other structure erected to a famous person or event.

2. a flea - an insect can cause harm.

3. left-handed - (of a person) using the left hand more naturally than the right.

4. horseshoe - a shoe for a horse.

5. craftsman • a person who is skilled in a particular job.

6. industrialist - a person involved in the ownership and management of industry.

7. estate - big rich house with some land.

Рис.1. Использование встроенной презентации в уроке ibooks для введения

новой лексики

2. Глоссарий, который создается автоматическим добавлением слов при их выделении и последующим добавлением перевода, определения или изображения, может использоваться тремя способами. Во-первых, при нажатии на выделенное в тексте слово всплывает окно с определением \ переводом \ изображением, так что пользователю не нужно отвлекаться на дополнительный поиск значения слова. Во-вторых, можно просмотреть все слова в одном месте, нажав на кнопку глоссария. В-третьих, пользователь может открыть учебные карточки, где каждому слову из глоссария соответствует отдельная карточка, что делает процесс изучения лексических единиц легче и динамичней. При необходимости в глоссарий можно включить синонимы, антонимы или варианты употребления слова.

3. Галерея изображений может использоваться как для введения новой лексики, так и для подготовительных заданий к чтению или аудированию (guess what the text will be about), для объединения лексики из диалога, для отработки произношения (изображения с транскрипцией или положением органов речи при произнесении звуков изучаемого языка), для видеодиктантов. При изучении лингвокультурной информации в галерею можно включить фотографии какой-либо местности, достопримечательности (рис. 2), природу, архитектуру и т.д.. Точки под изображением показывают количество изображений в галерее, и обучающийся может свободно переходить с одного изображения на другое скользящим движением. С одной стороны, эта функция помогает экономить место на странице и представлять обширный графический материал в удобной форме, с другой - может помочь

категоризировать объекты, сравнить изображения, т.е. помогает когнитивным

процессам.

PRE-READINC 1*5Г5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Exercise 5

1. Who is Lev Toistoy? Name some of his works.

2. What can you tell about Yasnaya Polyana?

Рис. 2. Галерея изображений в уроке ibooks в подготовительных заданиях по

чтению

Интерактивные изображения, позволяющие по нажатию увеличивать отдельную часть изображения, помогают изучить названия отдельных частей предмета, более подробно рассмотреть их и точно определить, что обозначает слово-надпись. Впоследствии можно создать задания на множественный выбор на основе названий отдельных частей предмета (label the picture).

4. Трехмерные изображения.

Предоставляет возможность иллюстрации презентуемого материала. Учащиеся могут рассмотреть иллюстрации со всех сторон, проверить, насколько хорошо они усвоили лексические единицы, с помощью задания на поиск предметов или частей предметов.

5. Включение видео (рис. 3). Видео в начале поможет задать тон, настроение урока, поможет подвести к определению цели и задач урока. Для отдельных заданий возможно добавление субтитров к видео.

«History of New Years celebrations in Russian

Watch the video and fill the table while watching

The New Year used to be celebrated

established the celebrations of New Year I in Russia

The New Year wasn't celebrating during

USSR declared January 1 I an official public holiday W

Рис. 3. Встроенное видео в уроке ibooks для задания на аудирование

6. Прокручивающая боковая панель может эффективно дополнять упражнения на понимание услышанного \ увиденного. Так, текст аудиозаписи или видео будет не виден при просмотре \ прослушивании, при этом доступен обучающемуся при необходимости.

7. Всплывающие окна (с текстом, изображениями, или фигурами), которые появляются при нажатии на кнопку \ изображение, можно использовать для введения дополнительной информации (рис. 4) или акцентирования внимания на словоупотреблении, сочетаемости, идиомах, употребленных в тексте или аудио \ видео. Иллюстрация или разъяснение текста с помощью всплывающих окон существенно экономит площадь экрана, позволяет поместить большее количество текста на экране без надобности прокручивания далее. Учащиеся открывают всплывающие окна - пояснения лишь на те лексические единицы, которые им совершенно незнакомы, что помогает избежать траты времени на прочтение знакомой лексики и идиом.

WARMING - UP

Reflection

Exercise 1

Which famous

■ Tula gingerbread is a famous type of imprinted Russian gingerbread from the city ol I Tula. Usually, Tula ^ ^

gingerbread looks like a rectangular Hie or a flat figure.

Exercise 2

Which famous people and symbols,

representing Tula and Tula region, do you know?

Рис. 4. Всплывающие окна в интерактивном уроке ibooks

8. Тесты. Для проверки понимания услышанного \ прочитанного существует функция добавления тестов в формате множенного выбора (рис. 5) или расставления в правильном порядке. Количество вопросов сразу обозначено (вопрос 1 из 5), и обучающийся может как проверить каждый вопрос сразу после выполнения, так и сначала ответить на все вопросы, а затем посмотреть свои баллы. При использовании дополнительных приложений, таких как Bookry (http://bookry.com) и Book Widgets (http://www.ibook-widgets.com), доступными становятся более 50 различных типов заданий: заполнить пропуски, соединить, написать свой ответ и др.

Reading

Before you read;

Do you know famous Tula sportsmen?

What do you know about Oiga Styusareva?

OJga Anatolyevna Slyusareva was born in Ukraine in 28 April 1969, She decided to go in for cycling in 1984 and in two years she got her first prize - a champion of the USSR. A famous Russian coach Rostovtsev started to help her In her career and became her tutor. In 1988 she took a decision to move to Tula where she entered Tula State Pedagogical university. 1993 became a symbolic for Oiga because she set a new world record in cycling. She won a bronze medal at the 2000 Olympic Games and, moreover, a gold medal at the 2004 Olympic Games in the race. Now she goes on living and Tula and her new interest Is politics

Вопрос 6 из 7 She won the first prize Olympic Games

©

A. True

B. False

C. Not stated

Проверить ответ

After you read article about Oiga Slyusareva, discuss with the partner

Why did she decide to enter the university it she could continue her sport career?

2) What information a bout Oiga was new for you?

3)Would you like to become a famous sportsman? Why? Why not? If yes, what kind of spurt would you prefer?

Рис. 5. Задания на множественный выбор для проверки понимания прочитанного в уроке ibooks

Т. Свенсон, автор нескольких электронных учебных книг по изучению английского языка для японских студентов [18], распределяет виджеты Bookry в три категории: 1) игры и паззлы, 2) веб-сервисы и 3) функциональные виджеты. Первые делают книгу более интересной, например, виждет «до и после» показывает изменения с течением времени, а виджет «перетащи и соедини» позволяет совмещать различные изображения. Второй тип помогает встраивать видео с YouTube и открывать внешние приложения. Функциональные виджеты помогают собирать информацию от читателей и смотреть, как они используют книгу, например виждет обратной связи.

9. Технология чтения текста Voice-over позволит адаптировать учебный материал для учеников с проблемами зрения, а также поможет быстрее научиться читать незнакомые слова в тексте, осваивать интонационные модели, привыкать к звучанию иноязычной речи.

Подключенные наушники позволяют ученику автономно выполнять упражнения независимо от окружающей обстановки, тем самым предоставляют возможность учителю разделить учащихся и одновременно проводить разные виды работы с разными учениками, в том числе парное и групповое обсуждение, монолог, презентация проекта, в то время как другие учащиеся работают с упражнениями, имеющими в своей составляющей аудио- или видеофайлы, без ущерба оценки первых и понимания задания вторыми.

10. Модули HTML.

Данная функция предоставляет возможность создать собственный виджет, поместив в урок приложение стороннего ресурса или прямую ссылку на ресурс. При наличии доступа в Интернет добавляется возможность работы с онлайн-словарями, реферативными источниками информации и системами онлайн-тестирования.

11. Гиперссылки, которые сразу приведут к дополнительному источнику. При сравнении с традиционным учебником увеличивается шанс, что ученик захочет пройти по ссылке в один клик и посмотрит дополнительный ресурс.

Возможности iBooks Author для развития умений чтения, аудирования, письменной речи и изучения лексики представлены в интерактивной книге П. Джонсон [24]. Так, для развития умений чтения автор предлагает использовать функции выделения (например, грамматических явлений или ответов на вопросы), поиска слова во внешних словарях или определения в глоссарии, созданном учителем (что подходит для учеников начального и среднего уровня), создания заметок для ответа на вопросы по тексту. Для развития умений письменной речи можно встроить задание по написанию эссе прямо в учебник (рис. 6) с функцией отправки написанного на электронную почту учителя посредством дополнительного приложения Book-widgets.com.

HOME TASK

1. WRITING

TASK

l 2 3 4 5678 9 10

Student i

Student 2 Student 3

Student 4

2. Make a list of 3 products or dishes that you like best! Next time be ready for the survey in the class, Take your list and interview 10 classmates about their 'i first most beloved dishes and products.

Рис. 6. Встроенное письменное задание в урок №оок$ при помощи дополнительного приложения BookWidgets

Участники проекта довольно широко использовали возможности программы. Так, в своих уроках они применили следующие функции приложения:

- всплывающие окна для ответов на задания и представления дополнительной информации (рис. 4);

- галерея изображений как опора для ответов на вопросы для формирования навыков монологической речи (рис.2);

- дополнительные средства Bookry и BookWidgets (рис. 6);

- встроенные интерактивные тесты (рис. 5);

- встроенная презентация к уроку (рис. 1);

- встроенное видео для обсуждения темы урока и проверки навыков аудирования (рис. 3);

- встроенные аудиофайлы (рис. 7);

- глоссарий.

Cake

Sweets

Lolly

Honey-cake

Рис. 7. Встроенные аудиофайлы в уроке Шоокз, активирующиеся нажатием на изображение или значок аудиофайла

Приведем примеры заданий, разработанных студентами:

- отгадать тему урока при помощи изображений;

- разделение на группы и отработка грамматических конструкций при помощи изображений (рис. 8);

- введение новой лексики с помощью изображений и аудиофайлов (рис. 9);

«I'VE GOTA...»

Example: I've got a red Tuia Cake

Tell every student what colour the Tula Cake Is in your card. Find students with the same colour and form 4 groups.

Рис. 8. Разделение на группы при помощи изображений

Рис. 9. Введение новой лексики с помощью изображений и аудиофайлов в уроке

Шоокз

- на отработку произношения новых слов;

- на множественный выбор по аудированию и чтению;

- на множественный выбор из изображений по проверке усвоения страноведческой информации (рис. 10);

- соединить изображение с текстом-описанием и изображение с аудиофайлом при помощи Bookry (рис. 11);

ОБЗОР 1 2 Match short definitions with pictures. What do all these people have in

Eonpoc 1 из 6

a. Nikita Demldov, a Russian industrialist who founded ihe Demidov industrial dynasty.

Рис. 10. Задание на множественный выбор из изображений в уроке ibooks

® ©Воокгу

Рис. 11. Задание на соединение изображений с аудиофайлами при помощи

Воокгу в уроке Шоокз

- соединить части предложения после просмотра встроенного видео при помощи BookWidgets;

- заполнить пропуски (на отработку грамматических явлений) при помощи BookWidgets (рис. 12);

- написание развернутого письменного ответа при помощи BookWidgets;

- задания на говорение и совместную работу в классе с опорой на изображение (рис. 13);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вопросы к тексту с поиском и выделением информации в тексте.

losad the text 'Yasnaya Polyana - A Home with History'. Then fill in the gaps using the correct form of the verbs in brackets:

Yasnaya Polyana-A Home with History

On the outskirts of Tula (1) (lie) the former home and resting place of

one of the greatest novelists of the 19th century, Leo Tolstoy. Yasnaya Polyana (2)

(mean) 'bright glade'. The estate formally (3) (become) a memorial museum to Tolstoy in 1921.

Yasnaya Polyana estate (4) (buy) by Prince Nikolai Volkonskiy, Leo

Tolstoy's grandfather, in the 18th century. Prince Nikolai (5) (design)

English and French gardens throughout the grounds. As time went by, Tolstoy (6)

(marry) and (7) (move) into Yasnaya Polyana.

At Yasnaya Polyana Leo Tolstoy (8) (open) thirteen schools for the serf

children who (9) (live) on his land, opening 'The School at Yasnaya

Polyana'. This short essay (10) (describe) Tolstoy's educational beliefs

and (11) (claim) as the first example of the theory of democratic

education. He (12) (spend) the next seven years (13)

(live) among the serfs and (14) (write) his

masterpiece 'War and Peace'.

In 1919 the Soviet government officially placed Yasnaya Polyana under protection. After Wnrlri War II <151 /finish). Ynsnava Pnlvana ilfil

Рис. 12. Задание на отработку грамматических явлений в уроке ibooks при

помощи BookWidgets

laid fttketu

Рис. 13. Задание на говорение и совместную работу в классе с опорой на изображение в уроке ibooks

Возвращаясь к развитию автономии студентов педагогического вуза, перечислим какие действия им пришлось осуществлять самостоятельно при создании своего урока на платформе iBooks Author. При работе с iBooks участники:

S ознакомились с новой операционной системой на Mac;

S ознакомились с новой платформой для создания электронных учебников iBooks Author;

S подобрали и адаптировали образовательный контент и мультимедиа (видео, изображения, презентации, текст и др.);

S создали некоторые аудиоматериалы;

S самостоятельно установили дополнительный ресурс BookWidgets и научились работать с ним;

S создали электронный образовательный ресурс.

Участники проекта в своих курсовых работах теоретически обосновали эффективность использования платформы iBooks Author для организации автономного обучения английскому языку.

Все респонденты согласны с тем, что iBooks Author поможет лучше мотивировать учеников и лучше освоить учебный материал. Это связано прежде всего с формой подачи материала в виде интерактивного учебника на планшете, что дает возможность каждому работать самостоятельно, в режиме, соответствующем уровню подготовки и создать ситуацию успеха в изучении языка. Например, чтобы научить адекватному восприятию иноязычной речи и сформировать навыки аудирования учитель прибегает к прослушиванию текстов в классе, однако каждому ученику нужно разное количество прослушиваний для выполнения конкретного задания. Работая с iBooks ученик самостоятельно решает, сколько раз ему прослушать текст до выполнения задания, что важно на этапе тренировки.

Интерактивные уроки в iBooks помогают выполнить конкретные задачи: 1) усвоить и закрепить необходимый грамматический материал (например, объяснение и иллюстрация правила в виде встроенной презентации или видео, к которому можно вернутся столько раз, сколько нужно для понимания); 2) проконтролировать усвоение грамматического материала, используя функцию встроенного теста; 3) сформировать навыки аудирования (при помощи технологии voice-over или встроенного аудио \ видео); 4) ввести новую лексику и задействовать уже изученную в диалогах и текстах нужной тематики (функция глоссария, всплывающих окон и др.); 6) осуществить контроль усвоения лексического материала (тестовые задания) и др.

11 из 12 участников проекта сказали, что приложение позволяет логичнее спланировать этапы урока. Некоторые участники разработки уроков на платформе iBooks Author столкнулись с тем, что после размещения отдельного материала они не смогли перенести части из конца в начало. Отсутствие возможности поменять порядок элементов в структуре учебника можно отнести к недостаткам, однако при этом такая особенность программы заставляет более серьезно подходить к планированию урока: на этапе планирования необходимо четко продумать структуру будущего учебника или урока и только потом приступать к непосредственной работе с приложением.

Другой недостаток, который мы выявили в ходе экспериментальной работы, - затраты по времени для переложения готового контента, что объясняется отчасти необходимостью подобрать или создать мультимедийный контент, как например аудиоресурсы, изображения, глоссарий. Большинство участников (9 из 12) потратили больше 3 часов на создание урока на платформе с учетом того, что содержание и этапы урока были готовы. 1 человек потратил менее 1 часа, 2 человека - от 1 до 3 часов. Трудоемкость процесса отмечают и другие педагоги, использующие iBooks для создания отдельных уроков [12, 17].

Обобщим достоинства и недостатки учебников в формате iBooks в таблице (Таблица 2).

Таблица 2.

Достоинства и недостатки разработки учебников в iBooks Author

Достоинства Недостатки

Интерактивность, возможность встраивания тестов для самопроверки, опросов. Невозможность добавить слайды с материалом поверх созданных (кроме перемещения отдельных разделов).

Функциональность, возможность делать заметки и выделять текст, легко Несовместимость с другими устройствами.

переходить в другие разделы книги.

Мультимедийность, возможность встраивания видео, аудио, таблиц, графиков, увеличиваемых изображений, галерей с изображениями, презентаций, ссылок для перехода на внешние ресурсы, опросов. Длительность процесса создания учебных материалов.

Возможность добавления глоссария. Разные устройства используются для создания книги (Mac) и ее использования (iPad).

Обратная связь с учителем посредством электронной почты для отправки работ на проверку. Для публикации книги онлайн необходимо зарегистрироваться в iBooks Store, что проблемно для российского пользователя

Дополнительные элементы при помощи совместимых приложений BookWidgets и Bookry (различные типы вопросов для тестов).

Возможность собрать все записи и выделения текста в одном месте как учебные карточки.

Оглавление в книге включает в себя стандартный набор элементов. По умолчанию, в оглавление включены все заголовки глав и разделов. Если удалить раздел из оглавления, все разделы с таким же макетом тоже будут удалены.

Технология Voice-over для студентов с проблемами зрения.

Возможность сохранения в других форматах (pdf, text, iba).

Приведем отзывы студентов-участников проекта далее без изменений, чтобы передать полноту их впечатлений от работы с iBooks Author. Участникам понравилось:

- Спланированный урок стал более интересным и привлекательным, т.к. можно использовать видео и аудиофайлы для создания урока.

- Возможности свободного оформления, удобные виджеты, наглядность.

- Наглядность, большие возможности в использовании аудио и видео в уроке, яркость и необычность дизайнов и красочного оформления

- Большие возможности работы как с текстом, так и с видео-, аудиофайлами, возможность использовать разные виджеты.

- Логичность, красочность, множество возможностей (таких, как вставка медиафайлов), вариативность оформления! Само по себе приложение является новаторским и необычным! Это прекрасная возможность проявить свою фантазию на благо образовательного процесса!

- Можно составить интересные задания, легкость проверки, разнообразие вариантов упражнений.

- Без сомнения, iBooks Author нужен именно учителю иностранного языка, позволяя решать задачи, присущие его специфике. Эта программа позволяет развивать такие умения, как чтение, слушание, письмо, а также расширять словарный запас и делать упражнения на его отработку.

Участники проекта отметили и негативные стороны работы с iBooks Author:

- Создание урока заняло слишком много времени, т.к. нужно было понять особенности приложения и устройств.

- Сложно было с установкой программы, а также работать без собственного компьютера Mac.

- Привязанность к Mac, а также тот факт, что нельзя перетаскивать уже готовые страницы.

- Поначалу требуется доля терпения и выдержки, чтобы разобраться во всех нюансах. Нетерпеливому человеку трудно было бы работать в этом направлении.

- Сложный интерфейс, необходимость скачивать виджеты, отсутствие возможности использования на Windows.

- Такая программа должна поддерживаться не только устройствами Apple.

В целом, несмотря на довольно незначительные минусы, можно заключить, что такая программа необходима современному преподавателю, так как создание собственных уроков может помочь образовательному процессу и актуализировать его, развивая учебную автономию. Современные преподаватели должны быть готовы предоставить своим ученикам возможности автономного обучения при помощи Интернет технологий. В стандартах ООН по информационно-коммуникационной компетенции для педагогов отмечается, что традиционные практики подготовки будущих педагогов больше не способствуют овладению необходимыми умениями обучения учеников, соответствующих экономическим условиям современного рынка труда [25, с.1] Поэтому необходимо развивать у студентов педагогического вуза умения организации автономного обучения, в том числе с использованием Интернет технологий.

Заключение

В заключении стоит отметить подтвержденную описанными выше экспериментами эффективность и оправданность использования таких Интернет технологий, как смешанное обучение и платформу iBooks Author, для развития учебной автономии студентов в вузе. В системе подготовки учителей английского языка данные технологии являются особенно актуальными. Во-первых, они позволяют развивать профессиональную автономию, а именно готовность и способность организовывать автономное обучение английскому языку в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности. Во-вторых, Интернет технологии способствуют формированию информационно-коммуникационной компетенции педагогов, которая представляется необходимой для профессионального роста на современном этапе. Внедрение смешанного обучения в университетский курс методики обучения английскому языку предоставляет много возможностей для знакомства и самостоятельного использования Интернет технологий студентами. Будущие педагоги имеют возможность тренировки в создании учебных материалов с помощью Интернет технологий в методических целях, включая комплексные конспекты уроков с разнообразными мультимедийными ресурсами. В перспективе можно рассматривать создание конспектов уроков в рамках курса методики обучения английскому языку в разных цифровых форматах, таких как pdf, epub, ibooks.

Литература

1. Common European Framework of Reference for languages: Learning, Teaching, Assessing. - Strasbourg: CUP, Council for Cultural Co-operation, Education Committee and Modern Language Division, 2001. - 476 p.

2. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. - Oxford: OUP, 1979.

3. Dickinson L. Self-instruction in language learning. - Cambridge: CUP, 1987.

4. Littlewood W. Communicative Language Teaching. - Cambridge: CUP, 2002.

5. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336с.

6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. - СПб.: Тускарора, 1996. - 175с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

8. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. -2001. - № 1. - С. 9-14.

9. Parrot C., Holvig K. Teaching with Technology and iBooks Author // Mathematics teaching in the middle school. - No. 5. Volume 18. December 2012 / January 2013. -NCTM (The National Council of Teachers of Mathematics. - P.267-269. [e-resource] URL: http://www.jstor.org/stable/10.5951/mathteacmiddscho.18.5.0267 (дата обращения: 18.03.2016).

10. Lohr M. Ebooks as pdf files, in epub format or as interactive ibooks? Digital books in physics lessons of secondary education // Proceedings of the 10th international conference on mobile learning 2014. - International Association for Development of the Information Society. Madrid, Spain. 28 February - 2 March 2014. P.11-18. [e-resource] URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557171.pdf#page=34 (дата обращения: 18.03.2016).

11. Wetsch L.R. Engaging textbooks for millennial students: using iBooks Author to self-publish customized textbooks // Marketing Management Association 2012 Fall Educators' Conference Proceedings / Edited by Brian A. Vander Schee. 2012. P.146-147. [e-resource] URL:http://www.mmaglobal.org/publications/Proceedings/2012-MMA-Fall-Educators-Conference-Proceedings.pdf#page=173 (дата обращения: 18.03.2016).

12. Baldwin A.A. Developing an interactive textbook using iBooks Author // Federation of Business Disciplines Journal. Vol. 3. 1-12. 2015. - 12 p. [e-resource] URL https://www.fbdonline.org/Documents/InteractiveText%20%20%20final%20draft%20 %20FBD%20formatted.pdf (дата обращения: 18.03.2016).

13. Kevan J. Developing iBooks: A Case Study Teaching Gram-stain Analysis. ETEC 690, 2013. [e-resource] URL: http://hdi.handle.net/10125/27166 (дата обращения: 18.03.2016).

14. Juanes J.A., Ruisoto P., Prats A. Generation of teaching material through interactive electronic formats using iBook Author // Proceedings of the Second International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. NY, USA. 2014. - P. 19-26. [e-resource] URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?id=2669872 (дата обращения: 18.03.2016).

15. Paticoff M. Creating an interactive iTextbook for pre-service listening and spoken language specialists: a feasibility study. Independent Studies and Capstones. Paper 679. Program in Audiology and Communication Sciences, Washington University School of Medicine. 2013. 19 p. [e-resource] URL:

http://digitalcommons.wustl.edu/pacs_capstones/679 (дата обращения: 18.03.2016).

16. Alberizzi V.L. iBooks in the classroom: creating digital tools for learning Italian in a Japanese university // Conference proceedings. ICT for language learning. 6th edition. Florence, Italy. 14-15 November 2013. -P. 198-201.

17. Anderson S. Using iBooks Author to create digital course materials. // CIT (Center for Instructional Technology). Duke University Libraries. 2013. [e-resource] URL: https://cit.duke.edu/blog/2013/07/valnes_quammen_ibooks/ (дата обращения: 18.03.2016).

18. Swenson T., Bramley D., Cornwell S. Making interactive eBooks: More than just cutting and pasting // Osaka Jogakuin Research Repository. - Osaka Jogakuin University. 2014. - P. 17-30. [e-resource] URL:

http://irlib.wilmina.ac.jp/dspace/handle/10775/3127 (дата обращения: 18.03.2016).

19. Милкус А. Как создать интерактивный учебник iBooks [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kp.ru/daily/26273/3151538/ (дата обращения: 18.03.2016).

20. Галимуллина Г.Р. Создание электронного образовательного ресурса «Геоинформационные системы» на основе веб-технологий // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2014 года: сборник статей : [в 7 т.] / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд. Казан. ун-т, 2014. - Т. 3:. С.4-6.

21. Макарчук Т.А. Информационные технологии iBooks Author для визуализация образовательного контента // Образовательные технологии и общество. - 2014. -№2. - Том 17. - С.414-417 [Электронный ресурс]. -

URL:http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-ibooks-author-dlya-vizualizatsiya-obrazovatelnogo-kontenta (дата обращения: 18.03.2016).

22. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. - М.: Дом педагогики, 2006. - 231 с.

23. Вайцехович Н.Ю. Учебная книга как обучающее коммуникативное средство: проблемы и перспективы развития // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры i мастацтва : матэрыялы навуковай канферэнцьи (Мшск, 28 лютапада 2013 г.) / Беларуси дзяржауны ушверсиэт культуры i мастацтвау. - Мшск, 2014. - С.275-279. [Электронный ресурс]. -URL:

http://repository.buk.by:8080/jspui/handle/123456789/4563 (дата обращения: 18.03.2016).

24. Johnson P., Vanspauwen N. Teaching language classes using iBooks Author and the iPad. Kidimedia. 2015. 24 p. [e-resource] URL:

https://itunes.apple.com/us/book/teaching-language-classes/id777953566?mt=11 (дата обращения: 18.03.2016).

25. ICT Competency Standards for Teachers. Competency Standards Modules. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 2008. 12 p. [e-resource] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001562/156207e.pdf (дата обращения: 18.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.